Психодрама это в психологии: Психодрама — как метод психотерапии

Психодрама — как метод психотерапии

Психотерапию сегодня невозможно представить без такого метода, как психодрама. Он был создан в 1920-х годах прошлого века Якобом Морено и получил распространение как первый и единственный групповой терапевтический метод. Однако элементы психодрамы можно также с успехом включать в индивидуальную терапию и консультирование (подтверждение тому — известная в психодраме техника «пустого стула», успешно применяемая в гештальт-терапии). Во многом схожи с ней техники трансактного анализа, когда выводятся «на сцену» разные эго-состояния человека, также и другие методы используют техники, имеющие психодраматическое происхождение.

Психодрама очень эффективна, метод считается весьма бережным по отношению к клиенту, широко применяется в психологическом консультировании, индивидуальной, групповой и семейной терапии, бизнес-консультировании, педагогике и медицине (известна и описана работа с пациентами психотического уровня — драма галлюцинаций), политике, искусстве и других областях.

Психодрама — один из методов действия: когда человек работается со своими проблемами и потребностями, он делает это посредством действия. Именно действие позволяет быстро продвинуться за пределы того, что он о себе уже знает, действие в каком-то смысле «правдивее» слов. Мы можем красиво или некрасиво изложить проблему, но когда начинаем действовать, то случаются чудеса. Если попытаться дать определение психодраме простыми словами, то хороша следующая метафора: «У каждого человека существует внутренний мир, в котором постоянно происходят какие-то воображаемые события. Мы вспоминаем прошлое и представляем будущее, ведем мысленно диалоги (со значимыми для нас людьми и сами с собой). Иногда мы даже конфликтуем сами с собой. Другими словами, в нас происходит внутренняя драма. Если вывести эту драму наружу и сыграть в ролях с помощью группы людей, то получится психодрама».

Во время психодраматической работы участники погружаются не только в собственные чувства и мысли, но также могут «входить в роли» других значимых для них персон: близких, коллег, родственников, предков и других. Этот процесс не является мистическим, он отражает личный опыт восприятия людей и событий. Одним из главных достоинств метода является возможность непосредственно, в конкретной ситуации посмотреть на себя «глазами других», это помогает понять собственные реакции и реакции людей, мотивы их действий и слов, переживания. 

Еще одной уникальной способностью психодрамы является возможность посмотреть на трудную ситуацию со стороны, увидеть происходящее целиком, что само по себе имеет мощный терапевтический эффект. Анализ, возможность в рамках работы внести изменения и сразу попробовать их на практике в безопасном пространстве группы делает психодраму, безусловно, уникальным методом обучения и формирования навыков психотерапевтической работы.

Психодраматерапевт — специалист, прошедший обучение психодраме и получивший сертификат в одном из институтов, имеющих аккредитацию международного уровня*.

*Образовательные программы по психодраме Московского Института Гештальта и Психодрамы аккредитованы Федерацией Европейских Психодраматических Образовательных Организаций (FEPTO).

Основная программа обучения психодраме состоит из двух модулей-ступеней. Каждый модуль предусматривает учебный план, определенное количество учебных часов и ряд сертификационных требований.

МИГИП постоянно сотрудничает с зарубежными мастерами.  В разное время психодраматисты посещали мастерские Г. Лейтц, Я. Мюллера (Германия), М. Карп (Великобритания), Я. Наора (Израиль) и других известных психотерапевтов.

Психодрама — метод психотерапии онлайн в сервисе ZIGMUND.ONLINE

  • монодрама
  • роли
  • сцена

Что такое психодрама?

Психодрама — это подход в психотерапии, в котором клиенту предлагается встретиться со своими чувствами, мыслями и другими переживаниями, используя своеобразную театральную игру. Методика направления помогает решать вопросы в отношениях с другими людьми, даже теми, кто уже умер или просто недоступен для прямого контакта. Также подход поможет лучше узнать себя и понять свое поведение. Психодрама особенно эффективна для налаживания отношений между участниками какой-либо группы.

Основная идея подхода — действия целительнее слов. Психодрама рассматривает психологические проблемы и психические заболевания, как результат нарушений в межличностных отношениях и взаимодействиях. Когда человек не позволяет себе быть спонтанным, испытывать определенные чувства и честно на них реагировать. Когда пытается казаться не тем, кто он есть на самом деле. Метод предлагает устранять эти нарушения, используя не только психотерапевтические, но также сценические и актерские техники.

В ходе терапии клиенты примеряют на себя множество ролей, и каждая роль представляет собой часть их личности. Так клиенты знакомятся с различными гранями своего внутреннего мира, учатся их понимать и принимать.

Структура психодрамы

Психодраму создал Якоб Морено — психиатр, психолог и социолог румынского происхождения. Он считал, что все взаимодействия (и действия вообще) люди совершают, исходя из разных ролей. В теории Морено роль — это совокупность привычных человеку моделей поведения, его личные способы общения и реагирования. В понятие роли входят все проявления человека в конкретный момент времени. Человек старается играть роль, подходящую для актуальных условий и ситуации. Слова, жесты, мимика, действия, способы мышления, следование принципам — все это является частью роли.

Часто роли становятся просто привычным поведением. Человек привыкает воспроизводить ролевые паттерны и дальше следует им, не задумываясь.

Теория ролей

Якоба Морено разделил роли по их главным характеристикам:

  • Психосоматические роли, связанные с телесными действиями. Например: Бегун, носильщик или спускающийся по лестнице человек.

  • Психические роли, демонстрирующие эмоции и состояния. Например: Задумчивый меланхолик, контрол-фрик, неутомимый оптимист.

  • Социальные роли применяются в межличностных отношениях. Например: Супруг, одноклассник, посетитель парикмахерской.

  • Интегративные роли используются во время духовных переживаний. Например: творец, молящийся, испытывающий родительские чувства.

Некоторые свои ролевые модели люди хорошо понимают, в то время как другие для них неудобны и не понятны.

Человек чувствует себя здоровой и гармоничной личностью, когда он гибок в выборе и формировании этих ролей. Психологические трудности проявляются, когда некоторые роли становятся человеку недоступными или когда применяются не в том взаимодействии, где они были бы наиболее эффективны.

Теория спонтанности

Развитие спонтанности очень важно для работы по методу психодрамы, так как именно спонтанность позволяет человеку адекватно реагировать на новую ситуацию или менять отношение к старой.

Большинство жизненных ситуаций сложно предсказать, поэтому в жизни часто приходится импровизировать. Метод психодрамы предлагает человеку обратиться к спонтанной импровизации — приближенному к жизни отыгрыванию роли на «сцене».Разбудить спонтанность — задача психодрамы. Спонтанность помогает выражать себя, минуя самоцензуру и умозрительные рассчеты.

Благодаря безопасной обстановке, человек позволяет себе сыграть роль, например, того, кто может отстоять свое мнение и не избегает конфликтов. Участвовать в психодраматической игре можно, не боясь осуждения и наказаний, которые часто являются проблемой для проявления спонтанности.

Социометрия

Изначально Морено задумывал психодраму, как метод работы только для групповой психотерапии. Здесь одну роль брал на себя клиент (его в психодраме называют протагонистом), а другие отыгрывали остальные участники психодраматической группы. Также в процессе присутствует ведущий. Во время игры на «сцене», — пространстве для отыгрывания психодраматического сценария, — протагонист мог увидеть, как его воспринимают окружающие люди, и пробовал спонтанно взаимодействовать с ними. Так главный исполнитель и другие участники учились видеть себя в действии.

Каждый участник группового процесса влияет на то, как будет жить группа, какие в ней отношения и связи. Обстановка внутри группы должна способствовать раскрытию творческого потенциала и спонтанности всех ее участников. Для анализа этих отношений Морено использовал собственную методику — социометрию.

Морено заметил, что в каждой группе существуют следующие внутригрупповые роли:

  • Явный лидер

    Проявляет инициативу открыто, задает движение.

  • Скрытый лидер

    Добивается своих целей скрыто.

  • Звёзды

    Люди, пользующиеся уважением остальных участников.

  • Нейтральные

    Участники, не возбуждающие в остальных особый интерес и сильные чувства.

  • Изгои

    Люди, отвергаемые группой.

Социометрия проводится с помощью специальных вопросов. Ведущий группы задает их каждому участнику. Цель подобного исследования заключается в том, чтобы систематизировать внутригрупповые роли участников, определить взаимные симпатии и микрогруппы.

Сейчас социометрия активно используется не в психотерапии, а в работе с коллективом, для диагностики отношений, а также для определения положения человека в группе. Чаще всего в учебных заведениях, прежде всего в школах. Социометрия помогает, например, не допустить, чтобы кто-то стал изгоем в группе.

Направления и виды

Групповую психодраму и сегодня продолжают практиковать, так как ее техники не перестали помогать людям разбираться в собственной психологии — в том, как они чувствуют и действуют. В зависимости от того, какую нужно решить задачу, в групповой работе используются следующие виды психодрамы:

  • Центрированная на одном человеке — протагонисте

    Процесс направлен на помощь конкретному участнику группы. На сцене разыгрывается ситуация из жизни протагониста, которая уже случилась или может случиться. Также это может быть какое-то воображаемое событие. Протагонист здесь — главный герой, остальным участникам группы назначаются второстепенные роли. Во время игры протагонист может столкнуться с чувствами или воспоминаниями, переживание которых было заблокировано.

  • Центрированная на теме

    Не всегда в группе находится человек, нуждающийся в том, чтобы выйти на сцену и разыграть свою психодраму. Некоторым участникам сложно сразу решиться на это. Тогда процесс может быть посвящен какой-то теме, волнующей всех людей внутри группы. Например, темой может быть эмоция или сложное состояние. Все люди испытывают тревогу, но отношение к ней может отличаться. Психодраматическая игра в данном случае будет выглядеть как короткие импровизации участников, повествующие об их встрече с тревогой.

  • Центрированная на группе

    Так как группа состоит из коллектива людей, между ними неизбежно будут возникать различные отношения. Задача этого вида психодрамы — исследовать эти отношения. Каждый участник сможет заметить свое поведение и свою роль в формировании отношений с другими людьми.

  • Направленная на группу

    Иногда психодраматическая группа собирается из людей, объединенных одной проблемой. Примерами таких проблем могут быть зависимости, конфликты в семье, трудности в самоопределении и так далее. Здесь тоже есть главный герой — протагонист, второстепенные участники и ведущий. И хотя сценарий психодрамы будет разыгрываться вокруг одного человека, она произведет воздействие на всех участников игры. Психодрама, направленная на группу, дает участником возможность получить новое понимание своей проблемы.

Практика психодрамы

В основе психотерапии по методу психодрамы лежат разработанные Морено упражнения и техники. Для групповой терапии также есть универсальная формула, по которой должна работать психодраматическая встреча.

Всего у нее есть три фазы:

  • Разогрев

    Чтобы группа начала «жить», ведущий должен провести работу над знакомством. Участникам предлагается пройти несколько упражнений, которые позволят сложить представление друг о друге и общих темах.

  • Действие

    Сама психодраматическая игра на сцене, отыгрывание актуального запроса. Протагонист может проявить инициативу сам, иногда его назначает ведущий. Вспомогательные роли также может выбрать протагонист или ведущий.

  • Шеринг

    Здесь участникам помогает ведущий. Если психодрама была направлена на протагониста, ему важно поделиться полученным опытом.

Также Морено внедрил в игру основные психодраматические техники, отсылающие к этапам взросления ребенка: Дублирование, Зеркало и Обмен ролями.

  • Дублирование

    Один из участников группы старается распознать процессы протагониста, которые тот сам не осознает. Дублер должен озвучить или изобразить то, что, как ему кажется, главный герой в себе подавляет. Если протагонист согласен с замечанием, ему нужно повторить действие за дублером. Эта техника соответствует отношениям между матерью и новорожденным ребенком.

  • Зеркало

    Используя эту технику, один из участников берет на себя роль главного героя, становясь его «отражением». С помощью ведущего эта практика позволяет протагонисту увидеть себя со стороны. Техника соответствует стадии взросления, когда ребенок узнает себя в других людях, учится ассоциировать себя с ними.

  • Обмен ролями

    В этой технике главный герой забирает себе одну из вспомогательных ролей, а на свое место ставит другого участника. Так протагонист пробует посмотреть на свою ситуацию чужими глазами. Эта техника соответствует стадии взросления, в которой ребенок учится представлять себя на месте другого человека.

Как проходит сессия

Как и в других психотерапевтических подходах, в психодраме и монодраме первая встреча с терапевтом — это знакомство. Терапевт просит клиента коротко описать самого себя и свое состояние. Далее, возможно, понадобится описание значимых для клиента людей. Так формируется представление о ролях, которые клиент использует в жизни. Затем выбираются роли, которые протагонист будет изображать в сценической игре

В монодраме часто используются вещи, например, пустые стулья, которые тоже получают свои роли. После самой игры происходит самый длительный этап психотерапевтического занятия — обсуждение с психотерапевтом того, что происходило с клиентом во время отыгрывания.

Главное достоинство подхода — это возможность для клиента попробовать на практике ту линию поведения, которую он не позволяет себе проявлять в реальной жизни.

Ответы на частые вопросы

Каждый подход работает с любым запросом. Просто своим способом. Выбирайте подходящий вам.

Посмотреть профили психологов

Другие подходы

Психоаналитическая терапия

  • перенос
  • эго
  • бессознательное

Транзактный анализ

  • ребёнок
  • родитель
  • взрослый

Системная семейная терапия

  • правило
  • генограмма
  • семья

Экзистенциальная терапия

  • смерть
  • жизнь
  • смыслы

Когнитивно-поведенческая терапия

  • мышление
  • реакции
  • навыки

Гештальт-терапия

  • настоящее
  • эмоции
  • опыт

Клиент-центрированная терапия

  • личность
  • принятие
  • эмпатия

Юнгианский анализ

  • архетипы
  • символы
  • мифы

Коучинг

  • развитие
  • цели
  • достижения

Арт-терапия

  • творчество
  • скрытые переживания

Нарративный подход

  • ситуация
  • рассказ
  • интерпретация

Что такое психодраматерапия?

Психотерапевт Джейкоб Морено разработал концепцию психодраматической терапии в 1920-х годах. Морено также был одним из первых сторонников групповой терапии. Во время психодраматической терапии человек прорабатывает конфликты и травмы прошлого, проигрывая части этих переживаний.

Психодрама обычно имеет место в рамках групповой терапии, но основное внимание уделяется индивидуальному разыгрыванию конфликта. Однако возможна и индивидуальная психодраматическая терапия. Терапевт облегчает процесс, помогая участникам структурировать психодрамы, которые помогают преодолевать трудности.

Психодрама может помочь людям справиться с болезненными эмоциями, понять точку зрения другого человека и справиться с травмой.

Читайте дальше, чтобы узнать больше о психодраматической терапии, в том числе о том, как она работает, о потенциальных преимуществах и о том, как начать.

Психодрама — это структурированная форма терапии, в которой человек драматизирует личную проблему или конфликт, обычно перед группой других участников терапии. Другие участники обычно принимают участие в драме, хотя каждое выступление сосредоточено на проблемах одного человека.

Джейкоб Л. Морено, венский психиатр и психотерапевт, разработал психодраму в 1920-х годах. С тех пор несколько практиков разработали новые подходы к психодраме, хотя подход к решению личных проблем в групповой обстановке остался прежним.

Психодрама может быть частью более широкой лечебной программы или основным или единственным методом лечения. Его цели:

  • воспитывать эмпатию
  • помочь человеку увидеть себя таким, каким его видят другие
  • помочь человеку справиться со сложными эмоциями
  • помочь человеку решить психологические проблемы, связанные с травмами и конфликтами в отношениях

Морено рассматривал психодраму не только как терапевтическую технику, но и как всеобъемлющую философию, которую люди могут принять за пределами клинических условий.

Драматическая терапия аналогична психодраматической терапии. Психодрама — это тип драматической терапии, но это не одно и то же.

Драматическая терапия — это любое вмешательство, которое побуждает людей разыгрывать истории для исцеления или личностного роста. Важно отметить, что драматерапия не обязательно должна проходить под руководством психотерапевта или другого лицензированного специалиста.

Некоторые важные различия включают в себя:

  • Психодрама возникает только в контексте психотерапии, в то время как драматическая терапия может иметь место во многих ситуациях.
  • Психодраматическая терапия направлена ​​на то, чтобы помочь человеку рассказать историю и проработать ее, в то время как драматическая терапия может иметь несколько направлений, включая рассказывание историй группами.
  • В психодраме делается сильный акцент на конкретной роли, которую человек играет в своей истории, а также на решении психологических проблем. Драматическая терапия имеет более широкий, менее конкретный подход. Это может включать в себя решение психологических проблем, но это также включает в себя рассказывание историй, понимание других или преодоление сложных эмоций.
  • Драматическая терапия фокусируется на самовыражении, в том числе на рассказе истории. Психодрама больше фокусируется на личном исцелении.

Психодрама сосредоточена вокруг человека и его потребностей в групповом контексте. В групповой терапии человек берет на себя роль главного героя. Это человек, чьи потребности затрагивает психодрама. Терапевт выступает в роли режиссера, координируя действия, распределяя роли и предлагая обратную связь.

Подход проходит в три этапа:

  1. Разминка: На этом этапе терапевт работает с главным героем, чтобы определить цели сеанса и приступить к структурированию драмы.
  2. Действие: На этом этапе главный герой и другие разыгрывают ситуацию или драму на сеансе групповой терапии.
  3. Обмен: На этом этапе члены группы делятся отзывами о драме, рассказывают о том, как драма повлияла на них эмоционально, и используют драму как инструмент для более глубокого психологического исследования.

Во время драмы и после нее терапевт может порекомендовать главному герою сменить роль, принять образ другого человека или сделать паузу, чтобы подумать о поведении другого персонажа. Эти упражнения могут помочь человеку лучше понять роль других в травмирующем или тяжелом воспоминании, а также альтернативные способы, которыми они могут действовать или чувствовать.

Ряд исследований показывает, что психодрама может помочь людям справиться со сложными психологическими и межличностными проблемами.

Исследование 14 рандомизированных контролируемых испытаний, проведенное в 2021 году, и одно полурандомизированное контролируемое исследование, в котором приняли участие 642 человека, показало, что это вмешательство обеспечивает облегчение различных симптомов психического здоровья.

В исследовании 2020 года оценивалась эффективность психодрамы в помощи людям справляться с горем. Исследователи обнаружили, что этот процесс может помочь человеку справиться с горем и потерей посредством групповой работы. Это также может помочь человеку справиться со сложными эмоциями, позволив ему поговорить с потерянным любимым человеком через группу.

Авторы исследования подчеркивают роль этого подхода в управлении некоторыми последствиями горя, такими как зависимость.

В другом исследовании 2020 года оценивалось влияние психодрамы на улучшение общего самочувствия студентов колледжей. Исследователи наблюдали за 30 студентами бакалавриата, половина из которых прошла психодраматическую терапию. У тех, кто участвовал в психодраме, значительно улучшились показатели благополучия до вмешательства и через 12 месяцев.

Согласно исследованию 2021 года, возможно дистанционное участие в психодраматической терапии. Исследование включало телемедицинскую форму психодрамы в Италии во время изоляции от пандемии COVID-19. Исследователи обнаружили, что психодрама помогает уменьшить чувство изоляции и улучшает общее самочувствие.

Эти исследования подчеркивают ряд преимуществ психодраматической терапии, в том числе:

  • улучшение эмоционального интеллекта и осведомленности
  • развитие эмпатии
  • помочь человеку справиться с травмой
  • предложить путь преодоления конфликта
  • обеспечить безопасный выход болезненным эмоциям
  • справиться с горем
  • предоставить выход для преодоления проблем в отношениях, особенно когда человек не может этого сделать в контексте отношений (например, когда любимый человек умер или оскорбляет)

Психодрама вряд ли причинит физический вред, если только человек не упадет или не получит другую травму во время процесса. Тем не менее, можно испытать эмоциональный вред, например:

  • воздействие травматических триггеров или триггеров тревоги
  • повторное переживание болезненных событий
  • воздействие насилия и других болезненных или тревожных стимулов
  • провоцирование психоза или серьезных психических расстройств

Режиссер психодрамы или терапевт, проводящий вмешательство , должен направлять процесс на благо главного героя. Однако другим участникам этот процесс может не принести пользы, и они могут даже столкнуться с травмирующими событиями или триггерами опыта.

Психодрама — это не то, что человек может делать в одиночку или даже в группе других неподготовленных людей. Вместо этого он полагается на обученного и лицензированного терапевта, который способствует развитию и разыгрыванию драмы.

Психодрама требует групповой настройки, взаимного сотрудничества и планирования драмы. Человек также может участвовать в групповой или индивидуальной терапии до или после разыгрывания определенной драмы.

Американское общество групповой терапии и психодрамы может связать человека с квалифицированным специалистом по психодраме.

Психодрама — это структурированный подход к терапии, который побуждает людей действовать через конфликты и травмирующие переживания для достижения разрешения и улучшения психического здоровья.

Человек может заниматься психодрамой самостоятельно или включать ее в более крупную терапевтическую программу.

Психодрама существует в той или иной форме уже 100 лет, и многие люди нашли в ней облегчение. Однако это не для всех.

Люди, рассматривающие психодраму, должны спросить терапевта об их опыте с психодрамой, рисках и преимуществах, а также о том, как терапевт будет структурировать индивидуальную терапию.

Психодрама

Психодрама, эмпирическая форма терапии, позволяет тем, кто проходит лечение, исследовать проблемы с помощью методов действия (драматических действий). Этот подход включает в себя ролевые игры и групповую динамику, чтобы помочь людям лучше понять эмоциональные проблемы, конфликты или другие трудности в безопасной, доверительной среде.

Люди, обращающиеся за терапией, могут найти психодраму полезной для развития эмоционального благополучия, а также когнитивных и поведенческих навыков.

История и развитие психодрамы

Джейкоб Морено, психиатр 20-го века, разработал психодраму в начале 1900-х годов, проведя первый сеанс в 1921 году. Этот подход родился из его признания важности группового подхода к терапии и его сочетал интересы в философии, театре и мистике. В конце 1930-х годов он основал больницу Бикон, в которой был терапевтический театр, где психодраму можно было практиковать как часть терапии, а в 1942 году он основал Американское общество групповой психотерапии и психодрамы. После его смерти в 19В возрасте 74 лет его жена Зерка продолжала путешествовать, обучая и обучая подходу других.

Другие известные фигуры включают Мартина Хаскелла, который работал с Морено в 50-х годах и был одним из первых пионеров этого подхода, Ию Фечнин Бранхам, тренера на Юго-Западе, Анну Анселин Шутценбергер, которая помогла пионеру психодрамы во Франции и по всей Европе. , Гретель Лойц, ранний европейский психодраматист, и Марсия Карп, пионер психодрамы в Великобритании.

Теория и цель психодрамы

Морено описал психодраму как «научное исследование истины с помощью драматического метода». Подход, основанный на принципах творчества, спонтанности, сочетает в себе социометрию, групповую динамику и ролевую теорию, чтобы вызвать когнитивные, эмоциональные и поведенческие реакции у тех, кто проходит лечение, и помочь им достичь нового видения за счет лучшего понимания своих ролей в жизнь, способы взаимодействия с другими и вещи, которые могут создавать проблемы или ограничивать изменения в их жизни.

С помощью психодрамы люди, проходящие лечение, часто могут развивать свое использование языка и точки зрения, поскольку они используют методы действия для исследования прошлых, настоящих или будущих событий. Поскольку психодрама может помочь людям увидеть себя и свои ситуации со стороны, сеанс психодрамы часто становится для людей безопасным местом для поиска новых решений трудностей или проблем, независимо от того, коренятся ли они во внешних причинах или в прошлых ситуациях.

Техники, используемые в психодраме

Сеансы психодрамы часто проводятся как еженедельные сеансы групповой терапии, обычно состоящие из 8-12 человек. Сеансы обычно длятся от 90 минут до 2 часов. Каждая психодрама фокусируется на жизненной ситуации одного человека, а члены группы берут на себя роли по мере необходимости.

Сеанс обычно выполняется в три этапа: этап подготовки, этап действия и этап совместного использования. Через ролевую и драматическую игру главный герой и другие участники получают представление о прошлых проблемах, настоящих проблемах и будущих возможностях.

Цель фазы разогрева — помочь установить доверие, групповую сплоченность и чувство безопасности среди участников. Без доверия члены группы могут чувствовать себя некомфортно, применяя методы действия или исследуя поднятые вопросы или конфликты. Один из методов, который часто используется во время разминки, — это ролевая презентация, когда члены группы принимают определенную роль, чтобы представиться.

Поскольку в психодраме члены группы часто разыгрывают роли в жизнях других участников, эта техника может помочь понять участников группы. По мере того, как участники узнают друг друга, один из них может добровольно выступить в роли главного героя психодрамы или главного героя психодрамы.

В фазе действия главный герой с помощью терапевта создает сцену, основанную на значимых событиях текущей жизни главного героя. Терапевт руководит сеансом, в то время как другие члены группы служат вспомогательными эго или личностями из жизни главного героя. Остальные участники группы выступают в роли зрителей.

На этапе действия чаще всего используются следующие приемы: 

  • Смена ролей: Главный герой выходит из своей собственной роли и разыгрывает роль значимого человека в своей жизни. Это действие может помочь главному герою понять роль другого человека и помочь режиссеру (терапевту) лучше понять динамику отношений. Это также может помочь повысить эмпатию главного героя.
  • Отражение: Главный герой становится наблюдателем, в то время как вспомогательные эго берут на себя роль главного героя, разыгрывая событие, чтобы главный герой мог наблюдать. Этот метод может быть полезен, когда главный герой испытывает крайне негативные чувства или чувствует себя отделенным или дистанцированным от чувств или эмоций по поводу сцены.
  • Удвоение: Член группы перенимает поведение и движения главного героя, выражая вслух любые эмоции или мысли, которые участник считает чувствами и мыслями главного героя. Эту технику можно использовать, чтобы вызвать сочувствие к главному герою или конструктивно и неагрессивно бросить вызов некоторым аспектам сцены или действиям главного героя.
  • Монолог:
    Главный герой рассказывает зрителям о своих мыслях и чувствах. Это может быть сделано при разговоре с двойником или по наущению режиссера (терапевта).

На этапе совместного использования режиссер возвращается к роли терапевта, чтобы облегчить обработку сцены. Считается, что обработка значения чувств и эмоций, которые выявились, необходима для того, чтобы произошла трансформация. Этап обмена дает время для группового обсуждения событий, которые произошли на этапе действия. Аудитория может подумать, среди прочего, как их мысли или наблюдения могут повлиять на способы главного героя взаимодействовать или общаться с другими?

Обучение и сертификация психодраматистов

Процесс обучения и сертификации психодраматистов в Соединенных Штатах регулируется Американской экзаменационной комиссией по психодраме, социометрии и групповой психотерапии.

Лица, желающие пройти сертификацию, должны сначала получить степень магистра в соответствующей области, пройти не менее 780 часов обучения с сертифицированными Советом лицами, пройти 52 недели контролируемой профессиональной практики в области психодрамы, социометрии и групповой терапии, и принять участие в 40 контролируемых сессиях по 50 минут каждая. Те, кто хочет пройти обучение, должны также участвовать в профессиональной деятельности, такой как семинары по повышению квалификации, на протяжении всего процесса сертификации и после сертификации.

Кому может быть полезна психодрама?

Доказано, что психодраматический подход способствует выражению сильных эмоций и чувств. И наоборот, было также показано, что это полезный подход для людей, пытающихся лучше сдерживать свои эмоции. Поскольку эта техника делает упор на тело и действие, а также на эмоции и мысли, она считается целостной техникой и считается эффективной для широкого круга проблем. Людям, испытывающим трудности с отношениями, социальной и эмоциональной функцией, травмой, неразрешенной потерей или зависимостью, может помочь психодрама.

Психодрама также может быть полезной для тех, у кого диагностированы расстройства настроения, личности или пищевого поведения, и кто сталкивается с проблемами идентичности и/или негативным представлением о себе, поскольку эта техника может предоставить тем, кто находится на лечении, безопасное пространство и формат для общения боль и трудности, с которыми пришлось столкнуться.

Одно исследование показало, что психодрама эффективна при лечении девочек среднего школьного возраста, переживших травму. Девочки, участвовавшие в исследовании, сообщили, что стали менее тревожными, подавленными и замкнутыми после участия в группе психодрамы в течение 20 недель.

Опасения и ограничения 

Профессионалы, предлагающие психодраматический подход, обычно сообщают об эффективности практики, основанной на неподтвержденном опыте работы с группами и переживании трансформаций. Однако на сегодняшний день существует мало эмпирических исследований, подтверждающих влияние психодрамы. За последнее десятилетие произошел сдвиг в сторону проведения большего количества эмпирических исследований, демонстрирующих эффективность психодрамы в мотивации изменений в жизни участников. Текущие исследования психодрамы сосредоточены на влиянии группового доверия и безопасности, а также на эффективности фазы обмена.

Поскольку в психодраме большое внимание уделяется доверию и безопасности, консультанты обычно предварительно отбирают и готовят членов группы к процессу психодрамы. Цель предварительного скрининга важна для психодрамы и любой формы групповой психотерапии, потому что она гарантирует, что члены группы открыты для работы над деликатными вопросами. Если установлено, что человек не готов к методу психодрамы, терапевт этически обязан направить этого человека на индивидуальную терапию. Выбор людей, которые хорошо впишутся в группу, может занять много времени у консультанта.

Эмпирический компонент психодрамы может потребовать длительной фазы разогрева, чтобы члены группы развили достаточное доверие друг к другу, чтобы чувствовать себя комфортно, спонтанно отыгрывая аспекты своей жизни, в частности, свои беспокойства и проблемы. Консультантам обычно требуется одновременно использовать специализированные навыки, чтобы облегчить процесс установления доверия и перейти к управлению драматической сценой.

Конфиденциальность также может быть проблемой в психодраме. Всякий раз, когда используется групповой формат, для консультанта жизненно важно обсудить конфиденциальность с членами группы и работать над тем, чтобы психодраматические события оставались внутри группы. В начале групповой психодрамы каждый член группы подписывает договор о конфиденциальности.

Однако в настоящее время нет юридических последствий, если член группы нарушает конфиденциальность. Если член группы разглашает групповую информацию, обычно консультант проводит групповое собрание, чтобы демократическим путем решить, оставить ли этого человека в группе или направить его к другой программе или терапевту. Любая угроза конфиденциальности может повлиять на доверие и безопасность в группе, что может еще больше снизить эффективность психодрамы для ее участников.

Ссылки:

  1. Американское общество групповой терапии и психодрамы. (2014). Получено с http://www.asgpp.org/asgpp-education.php
  2. .
  3. Беллофатто, М., и Кирснер, Н. (2013). расстройства пищевого поведения; Симпозиум iaedp 2012 раскрывает преимущества психодрамы в реальной жизни. Еженедельный дайджест психического здоровья .
  4. Карбонелл, Д., и Партелено-Барехми, К. (1999). Психодраматические группы для девочек, справляющихся с травмой.
    Международный журнал групповой психотерапии,
    49 (3).
  5. Стандарты сертифицированных практиков. (2013). Получено с http://www.psychodramacertification.org/docs/CPStandards.pdf
  6. .
  7. Химера, К., и Байм, К. (2010 г., 29 августа). Введение в психодраму. Семинар представлен на конференции IASA в Кембридже. Получено с http://www.iasa-dmm.org/images/uploads/Chip Chimera and Clark Baim Workshop по психодраме.pdf
  8. Чанг, С. Ф. (2013). Обзор психодрамы и группового процесса. Международный журнал социальной работы и практики социальных служб , 1(2), 105-114.
  9. Карп М., Холмс П. и Таувон К.Б. (ред.). (2005). Справочник по психодраме . Тейлор и Фрэнсис.
  10. Келлерманн, П.Ф. (1987). Результаты исследования классической психодрамы. Исследование малых групп, 18(4), 459-469.
  11. Киппер, Д. А., и Ричи, Т. Д. (2003). Эффективность психодраматических методов: метаанализ. Групповая динамика: теория, исследования и практика , 7(1), 13.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts