1.4. Современные зарубежные психологические школы и направления
Гуманитарные науки / Психология / 1.4. Современные зарубежные психологические школы и направления
Анализировать современное состояние психологической мысли как отечественной, так и зарубежной, следует с небольшого экскурса в прошлое. В начале ХХ века в развитии психологии наметился кризис, вызванный рядом объективных причин. В этот период времени шло интенсивное развитие техники, экономики, которые требовали новых психологических знаний, появилась необходимость в создании новых объективных методов изучения психики. Результаты исследований в области невропатологии и психиатрии доказали необходимость изучения и анализа процессов бессознательного. Учение Ч. Дарвина доказало, что невозможно рассматривать психические явления отдельно от окружающей среды. Данная теория ускорила исследования психики ребенка и животных. Все эти факторы определили появление ряда новых психологических теорий.
Бихевиоризм
Бихевиоризм – направление в зарубежной психологии, возникшее в начале ХХ века и отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, которое является результатом ответа организма на воздействия внешней среды /6/.
Данное направление психологии объектом своего изучения признавало поведение человека. Д. Уотсон как основоположник бихевиоризма декларировал психологию как науку о поведении, в которой не уделялось места психологии сознания. Он был приверженцем объективных методов исследования. Цель бихевиористов можно определить следующим образом: психология должна стать наукой, способной управлять поведением человека и предсказывать его.
Согласно утверждению ученых, поведение человека есть реакция на внешние раздражители, в нем нет ничего прирожденного. Основными научными понятиями бихевиористов стали: стимул (раздражитель из внешней среды), реакция (ответ организма на раздражитель), связь между стимулом и реакцией. Поведение человека подчинялось схеме «стимул – реакция», благодаря которой ученые получили возможность использовать количественное описание психического явления, применять математические методы для обработки результатов.
Как отрицательный момент в данной научной теории можно отметить отрицание учеными значения врожденной обусловленности ряда психологических явлений, а также отрицания влияния на поведение человека его установок, отношений, убеждений. Бихевиористы считали возможным «изготовление» человека с любыми особенностями поведения, что само по себе являлось антигуманным.
Кризис данного учения пришелся на 30-е годы ХХ века, когда и возникло новое течение необихевиоризм. Э. Толмен и К. Халл ввели в схему «стимул — реакция» промежуточное звено, в которое были включены познавательные и побудительные факторы. Однако даже введение данной переменной не способствовало объяснению психологических механизмов человеческого научения.
Психоанализ
Основоположником учения психоанализа является австрийский ученый З. Фрейд. Данная теория основана на том, что поведение человека определяется не только сознанием, но и бессознательным. Психоанализ более полно, нежели другие, возникшие одновременно с ним теории, объяснял сложность психической жизни человека.
Основными методами психоанализа стали: метод свободных ассоциаций, толкование сновидений, анализ и объяснение различных, ошибочных и случайных действий человека.
Психическая жизнь представлялась состоящей из трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного. Источником мотивов человеческого поведения является бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Сфера бессознательного недоступна сознанию из-за запретов морального характера, существующих в социуме. Поведение человека объяснялось через модель вытесненного влечения, суть которой сводилась к следующему: сознание налагает определенные запреты на бессознательные влечения, которые различными, обходными путями проявляются во внешне нейтральных формах поведения, имеющих второй план, например, в сновидениях, в виде различных оговорок, описок, каламбуров и т.п.
Психическое развитие ребенка объяснялось сексуальным инстинктом, который появлялся с момента грудного вскармливания, и проходил ряд фаз, до времени достижения ребенком 5-6-летнего возраста. Затем до периода юности сексуальный инстинкт находился в «скрытом» состоянии.
З. Фрейд предложил и собственную структуру личности, состоящую из трех основных компонентов: «Оно», «Я», «Сверх-Я». Согласно данной структуре, «Оно» — бессознательное, подчиняющееся принципу удовольствия, является носителем инстинктов. «Я» — реальное, сознательное, учитывает особенности и требования окружающего мира. «Сверх – Я» содержит нравственные стандарты, критикует поведение личности. Если человек совершает поступки, руководствуясь требованиям «Оно», то «Сверх – Я» вызывает чувство вины, угрызения совести и т.п. Требования «Сверх – Я» и «Оно» к «Я» несовместимы и способствуют появлению состояния конфликта, вызывающего психическое напряжение, которое разряжается с помощью защитных механизмов, таких, как вытеснение, сублимация.
Сублимация – замещение, с помощью которого сексуальная энергия приобретает другие формы выражения, подсознательная замена целей на доступные.
Вытеснение – выведение из сознания в сферу бессознательного сведений, вызывающих неприятные эмоциональные переживания.
Психоанализ противопоставил сознанию мотивацию, сознанию отводилась пассивная роль. Психическая энергия индивида, согласно учению З. Фрейда, является двигателем общественного развития, а человеческому организму и обществу приписываются функции материала.
Гештальтпсихология
Гештальтпсихология предлагала программу изучения психики с помощью целостных структур – гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам. Возникло данное учение в Германии в начале ХХ века и свое название получило от немецкого слова gestalt – форма, структура. Основоположниками данного учения считаются Ф. Брентано, К. Штумпф, Г. Мюллер, В. Кёлер, К. Коффка.
Данное учение изменило сущность изучения сложных психических феноменов по их частям и элементам. Гештальтпсихологи занимались выяснением структуры связей элементов психического феномена и законов их формирования. Ученые данного направления занимались изучением сущности психических познавательных процессов, пытались объяснить поведение личности в социальном окружении.
К. Левин утверждал, что каждое психологическое явление или поведенческое действие следует рассматривать в соответствии с ситуацией, так как она представлена в субъективном мире воспринимающих ее людей. Образ выступал в виде сущности особого рода, подчиненной собственным законам, его связь с реальным предметным действием не анализировалась и не трактовалась /12/.
Благодаря ученым психологам стала складываться экспериментальная практика изучения чувственных образов в их целостности и динамике, в лабораториях для изучения психологических явлений стали использоваться различные приборы. Основной недостаток данной теории состоял в разъединении образа и действия.
Генетическая психология
Основоположником данного учения считается швейцарский ученый Ж. Пиаже. Его труды посвящены развитию интеллекта ребенка. Он считал, что психологическое исследование любого явления должно начинаться с изучения его развития, и сделал попытку объяснить функционирование умственных механизмов у взрослого человека через их развитие у ребенка.
Приведем основные концептуальные положения теории Ж. Пиаже. Источником развития является взаимодействие индивида с окружающим миром. Интеллект определяется как свойство живого организма, формирующееся в процессе материальных контактов с окружающим миром. Внешний мир предстает перед ребенком в форме образов только в результате активного взаимодействия с ним. Основным изучаемым материалом служат различные формы поведения ребенка. Психические процессы как интеллектуальные, так и перцептивные представляют собой специфическую деятельность. Развитие человеческого интеллекта осуществлялось путем эволюции менее организованных органических структур.
Процесс развития человеческого интеллекта Ж. Пиаже рассматривал как взаимосвязь и единство ассимиляции и аккомодации, (ассимиляция подразумевала наложение на среду собственных схем поведения, известных индивиду, аккомодация – изменение схем поведения в соответствии с требованиями окружающего мира).
Анализируя детские суждения, Пиаже сумел выделить их основное отличие от познавательной активности взрослого – детский эгоцентризм. Ребенок является центром своего собственного бессознательного мира, он не способен встать на позицию другого человека, критиковать себя, понять, что другие могут воспринимать окружающий мир иначе, чем он.
Основным недостатком его учения можно считать то, что в качестве движущей силы развития интеллекта он видел сам интеллект, игнорируя значение деятельности.
Гуманистическая психология
Основным предметом изучения гуманистической психологии стала здоровая творческая личность, способная к самоосуществлению и самореализации. А. Маслоу как наиболее яркий представитель данного учения основной движущей силой поведения и деятельности человека считал его стремление к саморазвитию. По мнению А. Маслоу, самоактуализация — явление врожденное. Потребность к самоактуализации выполняет ряд функций:
à гуманистическую – стремление приносить добро окружающим людям;
à должествования — обязанность человека выполнить свое предназначение, реализовать то, что он может.
Маслоу выделил основные потребности человека, являющиеся источником его активности и выстроил их в иерархический ряд (рис. 1.3). Как видно из рисунка, низшую ступень занимают физиологические потребности, а высшую — нравственные и когнитивные.
Рис.1.3. Пирамида потребностей человека по А. Маслоу
Основным недостатком данной концепции является признание нравственных черт характера человека врожденными, что ведет к биологизаторской тенденции.
Контрольные вопросы
Приведите пример когнитивных потребностей_________
Перечислите достоинства и недостатки бихевиоризма________________________
В чем сущность теории психоанализа?_____________________________________
Профессиональная переподготовка по психологии, обучение
Высокие стандарты качества обучения с привлечением лучшего профессорско-преподавательского состава, современный подход к обучению, интеграция фундаментальной науки и практики в образовательном процессе. Высокий уровень профессиональной подготовки своих студентов.
Задать вопрос
Для всех желающих
Профессиональная переподготовка
Очно Дистанционно
Для психологов
Профессиональная переподготовка
Очно Дистанционно
Повышение квалификации
Очно Дистанционно
Вебинар-презентации программ
Приглашаем Вас познакомиться с нашими преподавателями и вебинар—презентациями программ обучения.
Подробнее
Направления
Аналитическая психология Арт-терапия Когнитивно-поведенческая психотерапия (КПП) Коучинг и психология в бизнесе Кризисная психология
Нейропсихология Перинатальная психология Песочная терапия Психоаналитическая психотерапия Психологическое консультирование
Психология телесности Психосинтез Работа с травмой Рационально-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ) Созависимость
Схематерапия Транзактный анализ Экзистенциальная психотерапия Эмоционально-образная терапия
Идет набор на программы
Интегральная психотерапия
21 апреля 2023 / 1200 ч. (612 акад. ч.)
Обучение, работа и продвижение все в одном проекте!
Программа профессиональной переподготовки для всех:
Психологическое консультирование. Теория и практические методы работы
14 февраля 2023 года ОНЛАЙН
Запись на курс
- Сортировать:
- Профессиональная переподготовка
- Повышение квалификации
- Все
Новости
Все новости
Отзывы
Лариса
Екатерина
О.
С. ГрошеваКнига «Путь героя» в песочной терапии Е.В. Ратниковой (преподавателя программы «Песочная терапия: юнгианский анализ сказок и мифов») очень глубокая, структурированная, с множеством техник и примеров песочниц! Елена, сколько Вы соединили, синтезировали знаний, материала из истории, религии, литературы и песочной терапии! Логика работы в песке замечательно соединяется с колодой метафорических карт «Путь Героя». Уже применяю предложенные техники на практике, работая с подростками. Спасибо, очень своевременно!
Т.А. Бикова
Хочу поделиться восторженными эмоциями от книги «Путь героя» в песочной терапии Е.В. Ратниковой (преподавателя программы «Песочная терапия: юнгианский анализ сказок и мифов») . Как только я ее приобрела, она сразу же стала для меня настольной. Она дополнила мою коллекцию книг авторов Гаврик А.В. и Ратниковой Е.В. Вышеуказанная книга привнесла в мою практическую деятельность сказочность, глубину и динамичность. Вдохновляет и меня, и клиентов на подвиги! Как всегда много техник! Спасибо!
О.В. Багдасарян
Такого необычного и интересного завершения курса я не встречала ещё нигде! Очень показательно, эффективно и полезно! Сам курс «Консультирование семей. Системный подход» насыщенный, полный практической информации прошёл в теплейшей атмосфере, созданной Галиной с самого первого занятия. Спасибо!
Елена Трубаева
Хочу выразить благодарность Пуниной Юлии Сергеевне за потрясающий курс по нейропсихологии. Курсом осталась очень довольна. Сложный материал давался понятно, доступно и интересно. С нетерпением жду новых семинаров и мастер-классов! Спасибо!
Алина Михайловна Морозова
Очень понравился курс «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте». Узнала для себя много нового и полезного. У Юлии Сергеевны учиться одно удовольствие. Преподносит материал очень легко, позитивно, интересно и доступно. Особенно это важно, когда ты из смежной, но совершенно другой специализации. Не побоюсь громких слов — Юлия Сергеевна лучшая в своей области. Профессионал с большой буквы. Спасибо большое!
Александра Зрелова
Выражаю огромную благодарность организаторам этого замечательного обучающего курса «Системное видение современной практики консультирования. Профессиональная идентичность консультанта от «А» до «Я»»! Охвачены основные темы, при этом всегда есть возможность посвятить время и всплывающим дополнительным вопросам и обсуждениям! Очень легко и комфортно обучаться под руководством такого замечательного психолога, преподавателя и человека, как Галина Ивановна Кочергина. Со всеми найдет общий язык и расположит к продуктивной деятельности. И что самое главное, и начинающий психолог, и специалист с опытом обязательно найдет там для себя что-то новое!
Полина Козлова
ПсихологВсегда приятно видеть, что преподаватели радеют за своё дело и обучают с душой, а не стараются выполнить рутину.
Артур
Я довольна полученными знаниями, преподавателями. Большое спасибо за столь полезный и нужный курс «Песочная терапия: игры и модификации»!
Мария П.
Огромное спасибо за такой интересный мастер класс «Познаем метод Sandplay «своими руками». Это было очень глубоко, увлекательно, интересно. Живое общение.
Метод помог встретиться со своим внутренним миром. Огромное спасибо!
М.А. Байдюк
Закончили курс «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте», что могу сказать? Понравилось, курс нелёгкий, преподаватель требовательный — но и даёт много. Я пошла на курс чтобы систематизироваться знания, углубить, некие пробелы ликвидировать и разложить все по полочкам. И там я это все нашла и получила в полном объёме. Юлия Сергеевна — чудесная, не откажет ни в помощи, ни в подсказке, щедро делится и знаниями и опытом. Объём и качество материала на высоте, чувствую ещё много раз буду к лекциям возвращаться и перечитывать. Действительно довольна и рада. Коллегам спасибо, было приятно работать в вашей компании, и в добрый путь нам всем с новыми знаниями!
Анна Баришполец
Добрый день. Хочу выразить благодарность сотрудникам ВШП за организацию обучения по программе «Песочная терапия — ключи к бессознательному». И конечно огромное спасибо ведущей программы Валентине Семеновне Тушовой. Благодаря ее программе я приобрела новые знания в области психотерапии и новые, интересные способы работы с клиентами. В процессе обучения получила и собственный терапевтический опыт, а это не мало важно… Сложно описать все, что приобретено мною на этом курсе, поэтому могу только порекомендовать желающим не откладывать посещение данного курса в долгий ящик и при первой же возможности посетить его. Перед Вами откроется новый мир! Ещё раз спасибо всем организаторам и участникам программы 🙂
Екатерина
Мастер-класс «Познаем метод Sandplay «своими руками» по песочной терапии стал для меня самым необычным переживанием за последние месяцы. Казалось бы, немудреная игра: композиции фигурок на песке. Оказалось — целый новый мир: бескрайний, волшебный, но такой реальный, только твой. И проводник рядом, чтоб не потеряться. Валентина Семеновна, спасибо Вам большое за новый опыт, знания, Вашу тактичность и искренность, за очень теплую, располагающую атмосферу, я уходила с непередаваемым ощущением внутренней наполненности смыслом и светом.
Наташа С.
Благодарю Галину Ивановну за интересный курс «Системное видение современной практики консультирования. Профессиональная идентичность консультанта от «А» до «Я»». Особенно ценно для меня то, что в занятиях было много практики. Очень понравилось, что использовались все современные способы преподавания, в том числе, видеоматериалы и тематические мастер-классы. Атмосфера на занятиях была рабочей, профессиональной, но при этом тёплой и дружественной. Спасибо!
Елена Кравцова
Детский и подростковый психологЧто дала мне программа «Системное видение современной практики психологического консультирования»? Понимание куда двигаться в будущем в профессии.
Что было самым важным? Системность, разнообразие методик.
Как я использую это в будущем? Возьму за основу в изучении представленных методик, прочитаю рекомендованную литературу.
Отдельное спасибо Галине Ивановне за бесценное советы в профессиональной сфере.
Наталья Каплоухая
Обучение на данном курсе «Системное видение современной практики психологического консультирования» дало мне углубленное осознание взаимосвязей между системами. Многие вещи стали настолько «прозрачными», что очень удивительно, почему я этого до программы не видела и не понимала.
Самое важное для меня – это расширенный набор «инструментов» для работы в системной терапии, применимых и к личной терапии, для работы и самопомощи
Отдельное спасибо Галине Ивановне за ее бесценный опыт, которым она с нами делилась, а также за мини-сессии личной терапии, которые она нам проводила.
Евгения Королева
ПсихологПрограмма «Системное видение современной практики психологического консультирования» дала мне правильный курс, задала темп, направление, расставила ориентиры для моего дальнейшего пути.
Самым важным было – преподаватель Галина Ивановна Кочергина. Грамотный преподаватель – это больше половины успеха. Галина Ивановна профессионал своего дела и приятный в общении человек. Эти ориентиры, знания помогут мне развивать себя дальше в этой стезе.
Отдельное спасибо Ольге Владимировне за отвагу и организацию нашего учебного процесса.
Светлана Попова
Я благодарна за такую программу «Системное видение современной практики психологического консультирования», которая дала мне очень хороший старт в моей работе. Помогла систематизировать знания, полученные когда-то. Самым важным является опыт, полученный при взаимодействии с людьми на программе. Этот прекрасный опыт перенесется мной в мою практику. Спасибо Галине Ивановне Кочергиной.
Екатерина Олеговна Кривовяз
Все отзывы
Благодарности
Спасибо за слова благодарности, мы работаем для Вас!
Лицензия
Образовательная деятельность осуществляется на основании государственной лицензии ДПО № 040325 от 11. 09.2019
Лицензия дает право оказывать услуги по реализации образовательных программ по следующим видам обучения:
— Дополнительное профессиональное образование.
Лицензия выдана на основании решения приказа Департамента города Москвы и является бессрочной.
Обучение
Публикации
Пользовательское соглашение: обработки персональных данных
1.3.2. Современные школы психологии – Платформа электронного обучения Университета Вахемо
Современные психологи склонны изучать человеческое поведение с нескольких точек зрения. Сегодня преобладают психодинамические, поведенческие, гуманистические, когнитивные, биологические и социокультурные взгляды. Эти взгляды отражают разные вопросы о человеческом поведении, разные предположения о том, как работает разум, и разные виды объяснений того, почему люди делают и что они делают. .
Психодинамическая перспектива – Он берет свое начало в теории психоанализа Фрейда, но существует множество других психодинамических теорий. Эта точка зрения подчеркивает бессознательную динамику внутри человека, такую как внутренние силы, конфликты или инстинктивная энергия. Психодинамический подход подчеркивает:
- Влияние бессознательного психического поведения на повседневное поведение
- Роль детской личности в детерминации взрослой личности
- Роль внутриличностного конфликта в детерминации поведения человека
Психодинамическая перспектива пытается копнуть глубже поверхности поведения человека, чтобы проникнуть в бессознательные мотивы; они считают себя археологами разума. Behavioral Perspectives — они подчеркивают важную роль, которую предыдущий опыт обучения играет в формировании поведения организма. Они обеспокоены тем, как окружающая среда влияет на действия человека. Бихевиористы сосредотачиваются на условиях окружающей среды (поощрения и наказания), которые поддерживают или препятствуют определенному поведению. Поведенческая перспектива иногда называется психология «черного ящика» , потому что он рассматривает разум как механический черный ящик и фокусирует на том, что входит и выходит из ящика , , а не на процессах, происходящих внутри. Это означает, что бихевиористов интересует только влияние окружающей среды (вход) на поведение (выход), но не процесс внутри коробки.
Гуманистическая перспектива- Согласно этой точки зрения, человеческое поведение не полностью определяется ни бессознательной динамикой, ни окружающей средой. Скорее, он подчеркивает уникальность человека и фокусируется на человеческих ценностях и субъективном опыте. Эта точка зрения придает большее значение свободе воли человека. Целью гуманистической психологии было помочь людям творчески выразить себя и полностью реализовать свой потенциал или самореализоваться (максимально раскрыть человеческий потенциал).
Когнитивная перспектива — акцентирует внимание на том, что происходит в головах людей; как люди рассуждают, запоминают, понимают язык, решают проблемы, объясняют опыт и формируют убеждения. Эта точка зрения связана с психическими процессами. Наиболее важным вкладом этой точки зрения было показать, как мысли и объяснения людей влияют на их действия, чувства и выбор. Методы, используемые для изучения поведения с когнитивной точки зрения, включают электрическую запись активности мозга, электрическую стимуляцию и радиоактивное отслеживание метаболической активности в нервной системе.
Биологическая перспектива — фокусируется на том, как телесные события или функционирование тела влияют на поведение, чувства и мысли. Эта точка зрения утверждает, что понимание мозга и нервной системы занимает центральное место в понимании поведения, мыслей и эмоций. Исследователи этой точки зрения изучают, как биология, например, мозг и различные химические вещества мозга, влияют на психологические процессы, такие как обучение, производительность, восприятие реальности, переживание эмоций и т. д. Биологическая точка зрения указывает на то, что биология и поведение взаимодействуют сложным образом, который означает, что поведение может влиять на биологию, а биология может влиять на поведение. В нем также подчеркивалась идея о том, что мы — физические существа, которые развивались в течение длительного времени, и что генетическое наследие может предрасполагать нас к определенному поведению. Точно так же, как мы развили брови, чтобы защитить наши глаза, мы, возможно, развили определенные модели поведения, чтобы защитить наши тела и обеспечить выживание нашего вида. Социокультурные перспективы- Он фокусируется на социальных и культурных силах или факторах вне личности, которые влияют на человеческое поведение. Как рыба не может уйти без воды, так и поведение человека невозможно понять без социокультурного контекста (социальной и культурной среды), в котором люди «плавают» каждый день. С этой точки зрения социальные психологи рассматривают роли, то, как группа влияет на отношения и поведение, почему власть и другие люди, такие как супруги, любовники, друзья, начальники, родители и незнакомцы, влияют на каждого из нас. Культурные психологи также изучают, как культурные правила и ценности (как явные, так и невысказанные) влияют на развитие, поведение и чувства людей. Они сказали, что люди являются одновременно продуктами и производителями культуры, и наше поведение всегда происходит в определенных культурных контекстах.
Развитие школ психологии ведет к лучшему пониманию человеческого поведения
ОбзорХотя предположения о природе человеческого мышления и поведения очень древние, психология не отделялась полностью от философии и физиологии до относительно недавнего времени . К концу девятнадцатого века психологи разработали несколько различных подходов к изучению психики, включая структурализм, ассоциативизм и функционализм. В течение В начале двадцатого века несколько школ психологии разработали различные и конкурирующие подходы к изучению психических процессов. Благодаря работам Зигмунда Фрейда психоанализ заменил структурализм, но конфликты внутри фрейдистского сообщества породили новые школы психологии, такие как бихевиоризм и гуманистическая психология. Сторонники гуманистической психологии считали свою работу бунтом против редукционистского и детерминистского подхода предыдущих школ.
ФонПсихология возникла как область, отличная от философии, с созданием школы психологии, известной как структурализм Вильгельма Вундта (1832-1920) и Эдварда Б. Тиченера (1867-1927). Используя технику самоанализа, структурные психологи попытались проанализировать «анатомию разума» с точки зрения простых компонентов и выяснить, как эти простые компоненты объединяются для создания сложных форм. Согласно Тиченеру, сознательный опыт можно адекватно описать в терминах ощущений и чувств. После смерти Тиченера это движение сменилось несколькими конкурирующими школами психологии.
В отличие от редукционистского подхода структурализма, психоаналитическая теория (иногда называемая «глубинной психологией») делает упор на бессознательные психические процессы. Психоаналитическое движение было основано австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом (1856-1939). В 1895 году Фрейд и его коллега Йозеф Брейер (1842–1925) описали технику «свободной ассоциации идей» в « исследованиях истерии». Брейер использовал гипноз при лечении невротических пациентов, но при лечении пациентки, которую называли «Анна О.». он обнаружил, что, когда его пациентке предложили рассказать о своих симптомах, она почувствовала некоторое облегчение. Брейер и Фрейд утверждали, что «лечение разговором» позволяет пациентам избавиться от эмоциональных блоков, вызывающих истерические симптомы. Фрейд понял, что, когда его пациенты выражали случайные мысли, связанные с конкретными вопросами, он мог раскрыть скрытый материал бессознательного. Степень трудности, испытываемой во время этого процесса, указывала на важность вытесненного материала и силу защитных сил пациента. В отличие от Брейера, Фрейд пришел к выводу, что наиболее сильно подавляемые материалы носят сексуальный характер. Он утверждал, что борьба между сексуальными чувствами и психическими защитами была источником невротических симптомов пациента. Теория Фрейда дала объяснение неврозам, таким как ипохондрия, неврастения и невроз тревоги, и психоневрозам, таким как навязчивые состояния, паранойя и нарциссизм.
В 1896 году Фрейд ввел термин психоанализ для описания своих теорий и техники. Сосредоточившись на истерии и женской сексуальности, Фрейд обратил свое внимание на мужскую психику и развитие общей теории разума. Большая часть его теории была основана на обобщении его собственного самоанализа. Фрейд понял, что анализ сновидений является важным источником проникновения в бессознательное. Все ученики Фрейда прошли обучающий анализ, прежде чем они были признаны компетентными для анализа своих пациентов.
В 1905 году Фрейд опубликовал «Три эссе по теории сексуальности», работу, которая сделала его пионером в серьезном изучении секса, разума и поведения, как нормального, так и патологического. Хотя теории Фрейда с самого начала вызывали споры, он привлек много последователей. К 1902 году в кружок психологической среды, который собирался в кабинете Фрейда, входили Альфред Адлер (1870–1937), Вильгельм Штекель, Шандор Ференци (1873–1933), Карл Густав Юнг (1875–1961), Отто Ранк (1884–1919).39), Эрнест Джонс (1879- 1958) и А.А.Брилл. В 1908 году группа стала Венским психоаналитическим обществом и провела свой первый международный конгресс. В 1909 году Фрейд, Юнг и Ференци прочитали серию влиятельных лекций в Университете Кларка в Вустере, штат Массачусетс. Лекции Фрейда были опубликованы под номером «Происхождение и развитие психоанализа» (1910).
Из-за предположения Фрейда о том, что мужская сексуальность является нормой развития, и его противоречивого предположения о зависти к пенису, его теории вызвали значительную оппозицию и феминистскую критику. По мере того как антропологи исследовали другие культуры, фрейдистские утверждения об универсальности также подвергались критике. Многие из ближайших соратников Фрейда со временем отвергли различные аспекты его теорий и методов. Когда нацисты захватили Германию и напали на «еврейскую науку», книги Фрейда были сожжены в числе первых. Хотя сама психотерапия не была запрещена, многие из пионеров психоанализа бежали в Северную Америку и Англию, где они разработали новые школы мысли.
ВоздействиеРазногласия по поводу психоаналитической теории и методов привели некоторых сотрудников Фрейда к пересмотру фрейдистских теорий или созданию конкурирующих школы психологии. Среди этих теоретиков были Карл Юнг, Отто Ранк, Альфред Адлер, Эрик Эриксон (1902–1994), Карен Хорни (1885–1952), Эрих Фромм (1900–1980) и Гарри Стэк Салливан (1892–1949). Первоначально все психоаналитики были врачами и имели дипломы в области психиатрии, но со временем немедицинские терапевты нашли свое место в развивающемся профессиональном мире психологии 9.0003
Альфреда Адлера в первую очередь помнят за разработку концепции комплекса неполноценности. Работа Адлера предложила средства компенсации, которые могли бы преодолеть комплекс неполноценности. Книга Адлера «Практика и теория индивидуальной психологии » (1924) является знаковым трактатом школы мысли, известной как индивидуальная психология.
Герман Роршах (1884–1922), швейцарский психиатр, разработавший тест с чернильными пятнами, который широко используется для диагностики психопатологии, был одним из первых сторонников психоанализа в Швейцарии. При демонстрации неоднозначных стимулов, таких как чернильные пятна, люди склонны проецировать на них свои собственные интерпретации и чувства. Роршах утверждал, что вместо того, чтобы полностью полагаться на психоанализ и лечение разговором, обученные наблюдатели могут использовать такие подсказки для диагностики скрытых черт личности и импульсов у пациентов, проходящих такие тесты. В 1921 Роршах опубликовал свой исторический трактат «Психодиагностика», , в котором резюмировал свою работу с 300 психически больными и 100 нормальными субъектами. Его метод стал широко использоваться в качестве инструмента для психологической оценки и диагностики.
Карл Густав Юнг порвал с Фрейдом и основал новую школу мысли, известную как аналитическая психология. Юнг наиболее известен своими концепциями экстравертного и интровертного типов личности, архетипов и коллективного бессознательного. Его главный трактат в этой области был Психология бессознательного (1916). Многие из родственников Юнга были священнослужителями, и он изначально намеревался стать министром, но вместо этого решил изучать медицину и стать психиатром. Работая в психиатрической больнице в Цюрихе, Швейцария, Юнг экспериментировал с ассоциативными тестами. Его результаты убедили его в том, что своеобразные реакции, вызываемые определенными словами, были вызваны группами бессознательных и неприятных ассоциаций. Юнг использовал термин комплекс для описания этих состояний.
Первоначально Юнг считал, что его результаты подтверждают многие идеи Фрейда. С 1907 по 1912 год Юнг и Фрейд тесно сотрудничали. Личные и профессиональные конфликты в конце концов разорвали их отношения. В первую очередь Юнг отвергал идеи Фрейда о сексуальных основах неврозов. Изучая свои собственные сны и фантазии, Юнг разработал свою знаменитую теорию коллективного бессознательного, которая постулирует, что бессознательное каждого человека содержит сходные импульсы и воспоминания, возникающие из унаследованной структуры мозга. (Коллективное бессознательное отделено от личного бессознательного, которое основано на личном опыте каждого человека.) Интерес Юнга к психологии религии привел к его теории архетипов, которые он рассматривал как универсальные инстинктивные модели поведения и образы. Отношения между психологией и религией стали основным интересом Юнга и привели его к изучению новых психотерапевтических методов. Юнг считал, что психотерапия может помочь людям среднего и пожилого возраста через процесс, который он назвал индивидуацией.
Макс Вертхаймер (1880-1943) вместе со своими помощниками Куртом Коффкой (1886-1941) и Вольфгангом Кёлером (1887-1967) был основателем гештальт-психологии. Интересы Вертхаймера включали музыку, философию права, психологию свидетельских показаний в зале суда, восприятие сложных и неоднозначных структур и экспериментальную психологию. Его докторские исследования привели к разработке детектора лжи и метода словесных ассоциаций. Изучение способности слабоумных детей решать проблемы привело Вертхаймера к основным понятиям гештальт-школы психологии.
Гештальт-психология рассматривает психологические явления как структурное целое, а не разбивает их на компоненты. В 1921 году Вертхаймер и его соратники основали журнал Psychological Research, , который стал голосом гештальт-движения. Критически относясь к традиционным образовательным подходам, Вертхаймер призывал делать акцент на процессах решения проблем, требующих группировки и реорганизации, чтобы учащиеся могли решать проблемы как структурное целое. Незадолго до прихода к власти в Германии нацистов Вертхаймер бежал в США и стал профессором Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке. Его последняя книга, Продуктивное мышление, был опубликован посмертно в 1945 году.
Последователи гештальт-психологии всегда считали целое чего-либо большим, чем сумма его частей. Теоретики гештальта призывали к целостному описанию психологического опыта и гуманистическому подходу к психологии, который мог бы охватить качества формы, значения и ценности. Хотя гештальт-психологи в первую очередь интересовались восприятием, они применяли свой подход к решению проблем, обучению, мышлению, мотивация, социальная психология, личность, эстетика, экономическое поведение, этика, политическое поведение и природа истины.
Бихевиоризм двадцатого века как психологическая теория развился из гораздо более старых философских и физиологических источников. В то время как некоторые теоретики поведения, такие как Уильям Джеймс (1842-1910) и Уильям Макдугалл (1871-1938), уделяли повышенное внимание инстинктивному компоненту человеческого поведения и уделяли меньше внимания понятию воли, другие, такие как Джон Б. Уотсон (1878-1958), подчеркивал важность обучения и отвергал инстинкт и волю. Школа бихевиоризма Уотсона рассматривала поведение как реакцию на изменения стимулов окружающей среды и объясняла мотивацию с точки зрения влечения. Психологический термин драйв, , который связан с физиологической концепцией гомеостаза, был впервые использован американским психологом Робертом С. Вудвортом (1869-1962) в 1918 году. Теория влечения была разработана Кларком Халлом (1884-1952) в 1940-х годах, но к концу двадцатого века он больше не был широко принят. До 1960-х годов бихевиоризм доминировал в исследованиях мотивации, хотя когнитивные психологи считали этот подход чрезмерно механистическим. Когнитивные психологи утверждали, что поведение может быть целенаправленным и что мотивация основана на ожидании будущих событий и выборе среди альтернатив.
Гуманистическая психология, основанная на том принципе, что психологи должны признавать и относиться к людям как к уникальным личностям, разработанным в противовес бихевиоризму и психоанализу. Психологи-гуманисты отвергли лабораторные модели, предпочитаемые бихевиористами, и детерминистскую ориентацию психоанализа, постулирующего, что взрослое поведение определяется ранними переживаниями и влечениями. Гуманисты считают, что личность следует понимать как чувствующее, мыслящее существо, способное вносить серьезные изменения в мировосприятие и поведение. Цели гуманистической психологии — способствовать взрослению, установлению системы ценностей и повышению способности человека к любви, самореализации, самоуважению и автономии.
В конце концов, идеи Фрейда о женской сексуальности, гендерных проблемах и детской психологии были расширены, пересмотрены или отвергнуты другими психоаналитиками, включая Хелен Дойч, Карен Хорни, Клару Томпсон (1893–1958), Мелани Кляйн (1882–1960), и Эрик Х. Эриксон.
Анна Фрейд (1895-1982), младшая дочь Зигмунда Фрейда и его жены Марты, стала выдающимся психоаналитиком и одним из основоположников детской и подростковой психологии. Ее книга Эго и механизмы защиты (1937) был важным вкладом в психологию эго. Вместе со своим американским коллегой Дороти Берлингэм Анна Фрейд опубликовала несколько исследований психологического воздействия войны на детей. Ее основные теории были обобщены в «Нормальность и патология в детстве » (1968).
Британский психоаналитик австрийского происхождения Мелани Кляйн (урожденная Мелани Райзес) была прежде всего известна своей работой с маленькими детьми. Кляйн утверждал, что наблюдения за содержанием и стилем игры дают представление о бессознательной фантазийной жизни ребенка и его психологических импульсах. Пройдя курс психоанализа у Шандора Ференци, одного из ближайших соратников Фрейда, Кляйн начала изучать маленьких детей. В 1919 году она опубликовала свою первую статью о детском психоанализе. 19 лет и поступил в Берлинский психоаналитический институт по приглашению Карла Абрахама (1877—1877). 1925). В 1926 году она переехала в Лондон. Ее теория детского анализа была опубликована в 1932 году под названием «Детский психоанализ». Идеи и методы Кляйн теперь широко используются для помощи проблемным детям. В 1930-х годах Кляйн распространила свою методологию на работу со взрослыми пациентами.
В отличие от ортодоксальной теории Фрейда, американский психоаналитик немецкого происхождения Карен Хорни (урожденная Карен Даниэльсен) предположила экологическую и социальную основу для развития расстройств личности. После прохождения анализа у Карла Абрахама Хорни присоединился к преподавательскому составу Берлинского психоаналитического института. В 19В 32 года она заняла должность в Чикагском институте психоанализа. Два года спустя она переехала в Нью-Йорк, где открыла частную практику и преподавала в Нью-Йоркском психоаналитическом институте и Новой школе социальных исследований. Хорни публично раскритиковал ортодоксальный фрейдизм и призвал к новым исследованиям психосексуальных проблем, характерных для женщин. В то время ее теории о важности социальных и культурных факторов в человеческом развитии считались еретическими во фрейдистских кругах. Отвергая идеи Фрейда о женской психологии, либидо, инстинкте смерти и эдиповом комплексе, Хорни утверждал, что культура, в которой доминируют мужчины, породившая фрейдистскую теорию, была основным источником женских психических проблем. В отличие от предположений Фрейда о зависти к пенису, Хорни предложил концепцию зависти к матке, то есть мужской зависти к способности женщин производить новую жизнь. Хотя теории Хорни считались противоречивыми при ее жизни, впоследствии она была признана крупной фигурой в истории психоаналитической теории. Клара Мэйбл Томпсон также покинула ортодоксальную фрейдистскую общину в XIX веке.40с. Томпсон был влиятельным учителем, писателем и исследователем, особенно интересовавшимся женской сексуальностью. Ее основной книгой была « Психоанализ: эволюция и развитие » (1950).
Несмотря на различия между различными школами двадцатого века, клиницисты, экспериментаторы и теоретики смогли внести свой вклад в рост общей совокупности психологических знаний, которые позволили получить ценную информацию о человеческом мышлении и поведении. К 1950-м годам конкурирующие школы психологии по существу объединились в широкое профессиональное сообщество, разделяющее взгляды предшественников и современников. Однако действительный успех психоаналитической терапии при лечении психоневрозов все еще является предметом серьезных споров.
ЛОИС Н. МАГНЕР
Дополнительная литератураКаплан, Эрик. Игры разума: американская культура и рождение психотерапии . Беркли, Калифорния: University of California Press, 1998.
Хьюз, Джудит М. Фрейдистские аналитики/феминистские проблемы . Нью-Хейвен, Коннектикут: издательство Йельского университета, 1999.
Джонс, Эрнест. Жизнь и творчество Зигмунда Фрейда . Отредактировано и сокращено Лайонелом Триллингом и Стивеном Маркусом. Нью-Йорк: Anchor Books, 19.63.
Массон, Джеффри Муссаев. Нападение на истину: подавление Фрейдом теории обольщения . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру, 1984.
Митчелл, Джульетта. Психоанализ и феминизм . Нью-Йорк: Pantheon Books, 1974.
Саллоуэй, Фрэнк Дж. Фрейд, биолог разума: за пределами психоаналитической легенды . Нью-Йорк: Basic Books, 1979.
Тиммс, Эдвард и Ричи Робертсон, ред. Психоанализ в его культурном контексте . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1992.
ПАРАПСИХОЛОГИЯ: НАУЧНЫЙ ИЗГОН
Парапсихология — это научное исследование необъяснимых явлений. Парапсихологические явления включают психокинез (движение с помощью экстрасенсорных способностей), телепатию (общение посредством средств, отличных от органов чувств), ясновидение (способность воспринимать вещи за пределами естественного диапазона человеческих чувств) и посмертные переживания. Экстрасенсорное восприятие (ЭСВ) включает телепатию и ясновидение либо в историческом (ретропознание), либо в пророческом (предвидение) режиме, но не психокинез (ПК), который предполагает воздействие на исход реальных событий (например, азартные игры) и изучается отдельно. Парапсихология часто связана со многими видами необъяснимых явлений (НЛО, астрология и т. д.), но большинство исследователей ограничивают свои исследования феноменом экстрасенсорного восприятия или ПК.
Научный интерес к парапсихологии восходит к 1882 году, когда в Лондоне было основано Общество психических исследований, группа ученых, посвятившая себя исследованию «без предубеждений или предвзятости и в научном духе» явлений, которые трудно объяснить с помощью современных знаний. Враждебно настроенные к парапсихологии академические психологи начали проводить эксперименты по телепатии в Соединенных Штатах еще в 1912 г. (Дж. Э. Кувер из Стэнфордского университета). Важная работа в Лаборатории парапсихологии Университета Дьюка началась в 1927.