Психологический этнос: Основные понятия этнической психологии | Я русский

Вопрос 15: психология этноса, ее структура

Основные элементы этнической психологии начинают форми­роваться еще в недрах родовой общины, когда каждый индивид в субъективном, психологическом плане начинает осознавать свою принадлежность к общности «мы» в той мере, в какой у него складывается представление о «них», т.е. о людях, принадлежа­щих к другой группе. Постепенно эти представления углублялись и расширялись как вместе с ростом размеров собственной общно­сти, так и с более четким пониманием тех отличительных призна­ков, которые характеризовали «их». Ощущение, что есть другие люди, отличные от «своих», «они» — группы, племена, народы, окружающие «мою» общность, порождало у человека желание и необходимость самоопределиться, обособиться и осознать себя лучше, понять, кто такие «мы». Исходя из этого, у людей склады­вается комплекс психологических ощущений напряженности и страха перед конкретными носителями этого «они» (чаще всего это были соседи) в той мере, в какой они отличны, непонятны, непохожи на «нас», и наоборот, чем больше «они» были похожи на «нас», тем более благожелательные, менее напряженные и тре­вожные психологические ощущения они вызывают в ответ.

Но и в том и в другом случае ощущения как отчужденности, так и бла­гожелательности стимулировали развитие внутренних духовных потенций, делали сложными и разнообразными психические пе­реживания. Этот развивающийся духовный и психический мир формировал историческую память соответствующей этнической общности, которая воспроизводила независимо от особенностей каждого индивида психологию всей общности.

В структурном отношении психология каждого этноса пред­ставляет собой сложное явление, включающее в себя две большие группы компонентов: статические (долговременные) и динамиче­ские (кратковременные). Когда психические черты, сложившиеся в процессе этногенеза, долгое время сохраняются и закрепляются в психологии индивидов данного этноса, они относятся к статиче­ским, устойчивым компонентам. Если же какие-то черты кратко-временны, т.е. появляются, видоизменяются или исчезают на про­тяжении жизни одного или нескольких поколений, то в этниче­ской психологии такие черты принято считать динамическими.

В психологической структуре представителя любого этноса можно встретить несколько уровней:

1) эгоцентрический, в котором преобладает стремление лишь к собственному удобству, выгоде, престижу, благополучию. Отно­шение к другим этносам носит потребительский характер. Если они помогают удовлетворять потребности и интересы, то отно­шение к ним положительное, а если их поведение и деятельность не отвечают или препятствуют достижению каких-то целей, то этот этнос соответственно приобретает образ «чужого», врага;

2) группоцентрическип, базирующийся на самоидентификации человека с какой-либо этнической группой, при которой он пере­носит на нее свои эгоцентрические устремления. Его отношение к представителям других этносов теперь зависит от того, входят ли они в его общность или нет. Если входят, то они достойны уваже­ния, сострадания, любви. В этом смысле отношение к «другому» определяется общим отношением к другой этнической группе, которая в зависимости от обстоятельств может выступать в обра­зе как «друга», так и «врага»;

3) универсально-гуманистический, при котором каждый чело­век, независимо от того представителем какой этнической группы он является, становится ценным сам по себе, достойным уваже­ния, обладающим равными правами, обязанностями и свободами. Этот уровень характеризуется стремлением установить человече­ские условия жизни и для «своих», и для «чужих».

К числу статических

компонентов относится психический склад этноса — специфический способ восприятия и понимания членами этнической группы различных сторон окружающей дей­ствительности. Он является продуктом исторического развития, создается из поколения в поколение и существует в виде специфи­ческих качеств этнического характера, этнического самосознания, этнических чувств и настроений, традиций, привычек, проявляю­щихся в форме этнических особенностей протекания психических процессов и состояний представителя той или иной общности, а также этнических особенностей взаимодействия, взаимоотноше­ний и общения людей, которые обычно называют этнопсихологи-ческими особенностями.

Этнический характер — это исторически сложившаяся совокуп­ность устойчивых психологических черт представителей того или иного этноса, определяющих привычную манеру поведения и ти­пичный образ действий и проявляющихся в их отношении к соци­ально-бытовой среде, к окружающему миру, к труду, к своей и другим этническим общностям.

Он отражает специфику истори­чески сложившихся свойств психики, отличающих один этнос от другого, и существует в форме стереотипов восприятия, чувство­вания и поведения, преобладающих в структуре личности боль­шинства представителей этноса.

Этнический темперамент представляет собой определенный стандартный способ реагирования на конкретную ситуацию, при­сущий большей части данной этнической общности (например, получив известие о несчастье, итальянец будет рыдать и рвать на себе волосы, а японец — улыбаться, чтобы не огорчать других).

Этнические традиции и обычаи это сложившиеся на основе практической жизнедеятельности этноса и прошлого, укоренив­шиеся в повседневной жизни, передающиеся из поколения в поко­ление правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого индивида этнической общности. Обычаи и традиции -сложный феномен этнической психологии, имеющий двуединую природу: с одной стороны, это явление психики (они могут и осоз­наваться, и не осознаваться), а с другой стороны, обычаи и тради­ции реализуются в действиях людей предметно, проявляясь в кон­кретных вещах, символах, одежде и пр.

Этнические интересы это общественно-психологические яв­ления, отражающие мотивационные приоритеты представителей той или иной этнической общности и служащие сохранению ее единства и целостности. Этнические интересы являются важней­шей движущей силой поведения и деятельности людей. Любая по­пытка ущемить этнические интересы чаще всего расценивается ими как покушение на их жизненные устои.

Этническое сознание наряду с психическим складом этноса так­же является статическим компонентом этнической психологии. Оно возникает в процессе исторического развития этнической общности как сознание этнического бытия. Оно также имеет сложную струк­туру, поскольку его объектом является свой собственный этнос, а также другие этнические общности. В первом случае этническое сознание существует в форме этнического самосознания.

Этническое сознание не ограничивается только осозна­нием своей этнической принадлежности. Другим его видом является осознание единства и целостности общности («мы») через противопоставление другим общностям («они»). Таким образом, этническое сознание включает в себя представления не только о своей общности, но и о других.

Этнические чувства это эмоционально окрашенное отноше­ние людей к своей этнической общности, ее интересам, другим народам и ценностям.

Этнический вкус по своей сути является оценкой правильности, красоты, морали и соответствия нормам поведения, принятым в данной этнической общности.

Традиционная структура психологии этноса — Введение в этническую психологию (Психология)

Глава 2. Традиционная структура психологии этноса.

В структуре этнической психологии традиционно выделяют статические (долговременные) и динамические (кратковременные) компоненты. Когда психические явления, сложившиеся в процессе исторического развития этноса (этногенеза), долгое время сохраняются и закрепляются в психологических особен­ностях отдельных людей, тогда они относятся к статическим, устойчивым компонентам. Если же психические явления кратковременны, появляются и пропадают или видоизменяются, то их считают динамическими компонентами этнопсихологии. В ста­тические компоненты включают психический склад этноса и этническое сознание. Динамические компоненты представлены эт­ническими чувствами и этническими вкусами.

Психический склад этноса—это специфический способ вос­приятия и понимания членами этнической общности различных сторон окружающей действительности. Он создается из поколе­ния в поколение, и каждый исторический этап оставляет на нем глубокий след. Психический склад этноса состоит из сле­дующих элементов: этнический характер; этнический темпера­мент; этнические традиции и обычаи.

Этнический характер отражает специфику исторически сло­жившихся свойств психики, отличающих один этнос от другого.

Этнический характер и специфичен и типи­чен одновременно, поскольку это специфическое соотношение тесно взаимосвязанных психологических качеств, типичных для всего человечества. Во-первых, специфичность психологических качеств проявляется в стереотипах восприятия, чувствования и поведения представителей конкретной этнической общности. Во-вторых, специфические психологические качества так или иначе доминируют в структуре личности большинства представителей этнической общности. Изучить этнический характер – значит раскрыть его наиболее выраженные социально-психологические черты. Но ни одна из этих черт, взятая в отдельности, не может быть абсолютно уникальной. Уникальна только струк­тура характерологических особенностей этноса, а все элементы, входящие в нее, являются общими.

Следующий элемент психического склада этноса—этниче­ский темперамент, как бы внешнее выражение этнического ха­рактера. Этнический темперамент не зависит от типа нервной си­стемы. Это определенный стандарт реагирования на конкрет­ную ситуацию, который присущ не каждому представителю этнической общности, а лишь ее большей части.

Статическим элементом психического склада этноса являются также этнические обычаи и традиции. Они обусловлены не только объективными социальными отношениями, но и субъек­тивными идеями, представлениями, верованиями, мифами, ле­гендами, передающимися из поколения в поколение. Субъектив­ные представления о нормах и правилах поведения объективи­руются в виде обычаев и традиций. Этнические обычаи – это те порядки и правила поведения, которые охватывают преимущественно сферу бытовых отноше­ний. В основе обычаев лежат привычки. Из поколения в поко­ление эти привычки закрепляются, отшлифовываются, проверя­ются на практике и приобретают устойчивую форму. Этниче­ские традиции же обращены к духовному миру человека, они играют роль стабилизаторов и воспроизводителей обществен­ных отношений посредством формирования психических ка­честв, требуемых для этих отношений. Традиции влияют на пси­хику человека прямо и опосредованно. В отличие от прямого при опосредованном влиянии формирование черт человека про­исходит в соответствии с организацией порядка повседневных отношений, отступление от которых осуждается общественным мнением.

Другим статическим компонентом этнической психологии яв­ляется этническое сознание.

Этническое сознание имеет сложную структуру. По крите­рию направленности сознания представителей этнической общ­ности на себя или на другие общности, его можно разделить на два вида: 1) этническое самосознание, включающее в себя восприятие, представление и понимание своей собственной этни­ческой общности, и 2) осознание других этносов, т. е. восприя­тие, представление и понимание особенностей других этниче­ских общностей.

Этническое самосознание есть осознание принадлеж­ности к определенной этнической общности, сознательное отра­жение этнического бытия.

Этническое самосознание является наиболее устойчивым эле­ментом этнопсихологии, поскольку формируется на основе общ­ности происхождения, языка, культуры и быта еще при пер­вобытнообщинном строе как самосознание рода, племени к существует до настоящего времени. В своем развитии этниче­ское самосознание проходит несколько стадий.

1. Осознание национальных чувств, начальный этап выделе­ния своего этноса и дифференцирования его от других этниче­ских общностей, противопоставление «мы» и «они».

2. Осознание своей этнической принадлежности, формирова­ние этнической идентификации.

3. Осознание приверженности к определенным националь­ным ценностям, общности интересов. На этой стадии начинает» формироваться этнологическое самосознание.

В лекции «13. Организация процесса разработки и принятия управленческого решения» также много полезной информации.

Этнологическое самосознание – это осознание принадлеж­ности к этносоциальной общности как социально-экономической и политической организации; это осознание места и роли своей общности в системе межнациональных отношений, осознание са­мобытности, уникальности своей культуры; это понимание сво­его места в сложном социальном мире. В отличие от филогене­тически устойчивого этнического самосознания, которое в исто­рии этноса не прерывается ни на секунду, этнологическое само­сознание дискретно. Дискретный характер означает, что на определенном этапе этногенеза у этнической общности появля­ется актуальная потребность в создании собственного общества. собственной государственности. Актуализация этой потребности пробуждает этнологическое самосознание и заставляет наиболее активных представителей этноса теоретически обосновывать не­обходимость создания независимого государства и политически действовать в этом направлении. Поэтому этнологическое само­сознание формируется не на обыденном уровне сознания, а на теоретическом.

А теперь перейдем к рассмотрению динамических компонентов этни­ческой психологии – этнических чувств и этнических вкусов.

Этнические чувства тесно связаны с этническим сознанием, они дают толчок осознанию своей этнической принадлежности, своей культуры. Выражая эмоциональное отношение людей к своей этнической общности и ее интересам, а также к другим этносам и их интересам, этнические чувства всегда имеют кон­кретно-историческое содержание. Их формирование определя­ется двумя группами факторов. Во-первых, современными эко­номическими и политическими условиями жизнедеятельности этноса. На степени выраженности этнических чувств прежде всего сказываются межнациональные отношения, войны, нацио­нальная экспансия, экономические кризисы, идеи национального развития. Во-вторых, историческим прошлым народа.

Этнический вкус—это оценка правильности, нормальности, красоты, морали и норм общественного поведения, обусловлен­ная спецификой явлений, происходящих в этносе на протяжении длительного периода. Эти явления вырабатывают у этноса опре­деленный способ оценки внешнего мира, четкие критерии, кото­рые дают возможность подмечать и обнаруживать черты, скры­тые от представителей других этносов. На основе таких крите­риев в этнической общности формируется национальная куль­тура.

Этнические вкусы выполняют роль критерия восприятия и отношения человека к окружающей действительности. Они не противопоставляются общечеловеческим вкусам, а представ­ляют собой сложный набор всех вкусов человечества. В реаль­ной жизни общечеловеческое проявляется в национальной фор­ме, поэтому общечеловеческая культура не существует вне ра­мок национальной культуры. Говоря образно, вся культура че­ловеческой цивилизации – это огромная художественная гале­рея, на стенах которой развешены уникальные картины нацио­нальных культур.

Итак, мы представили традиционную структуру психологии этноса, основанную на критерии времени. В последующих гла­вах учебного пособия рассматриваются элементы этнической психологии с позиций современной социально-психологической науки.

Этнопсихологические особенности структуры ценностного диапазона титульного этноса Казахстана | Алдамбергенова

Главная > Vol 4, № 1 (2018)> Aldambergenova

.

Аннотация

Коренное изменение государственного строя и другие изменения, произошедшие за последнее десятилетие в Республике Казахстан после обретения Государственной независимости, потребовали переоценки ценностей, в том числе характера и особенностей ценностных ориентаций казахского народа.

Интерес к ценностным ориентациям личности и общества возрастает на кризисных, переломных этапах исторического развития, что вызывает потребность в их полном осмыслении. Изучение ценностных ориентаций этнологии является одной из наиболее актуальных проблем современной психологической теории и практики.

Несомненно, новые ценности современной цивилизации затрагивают этнически ориентированных людей, ценящих традиционную культуру. Это влияние сказывается на системе ценностей личности и, в частности, на системе этических ценностей этнологии.

Цель исследования: изучить структуру ценностного круга титульной нации Казахстана на современном этапе.

Основная гипотеза исследования: в основе ценностных ориентаций казахского народа в системе культурных связей и взаимоотношений лежит системообразующий этноценностный компонент, определяющий условия их развития, направленность, характер деятельности личности и обеспечивает целостность и единство казахского этноса.

Гипотеза исследования: Имеются сходства и различия в структуре ценностных ориентаций у представителей казахского этноса в зависимости от характеристик респондентов (на примере титульного этноса Казахстана, молодежи и взрослого возраста).

В структуре ценностной сферы титульного этноса Казахстана также значимы ценностные ориентации, связанные с соблюдением принципов соответствия природе и традиционности, равноправия и свободы любви. Эти ценностные ориентации
проявляются также в способности к настойчивости с одновременной направленностью на стремление быть полезными другим, действовать для других. Ценностные ориентации активности, инициативы и занятости, самореализации во взаимосвязи с чувством общности и благополучия, благополучной семейной жизнью и материально обеспеченной жизнью также занимают большое место в структуре ценностной сферы титульного этноса. Казахстана.

Для изучения ценностных ориентаций казахов нами разработан комплексный комплекс психологических методик, позволяющий рассмотреть структуру ценностного круга титульной нации (методика Ш. Шварца (оценочный опросник Шварца), методика изучения ценностных ориентаций Милтона Рокича, системная диагностическая методика ценностных ориентаций Э. Б. Фанталовой, Л. С. Колмогоровой, Д. В. Каширского, модификация метода Куна «Кто я?». 

По результатам нашего исследования ценностно-ориентационная деятельность, инициатива, занятость в целом занимает важное место в структуре ценностного круга титульной нации Казахстана. при факторном анализе равна 1,8%, что соответствует всего 19 факторам в структуре стоимостного объема выборочного исследования.

Результаты факторного анализа позволяют сделать вывод о том, что структура ценностного круга титульной нации Казахстана многогранна и включает в себя как индивидуальные, так и групповые, социальные ценности.

Ценностные ориентации казахского народа в системе культурных связей и взаимоотношений основываются на ценностно-космическом компоненте, который определяет условия их развития, направленность, характер деятельности личности и обеспечивает целостность и единство этноса группа: важнейшими характеристиками структуры ценностного круга титульной нации Казахстана являются: компетентность, целеустремленность, самодисциплина, что свидетельствует о важности достижения социального успеха, успеха в труде для казахского этноса.

Резюмируя, отметим, что формирование национальной идентичности на основе ценностей – это длительный процесс, который, конечно же, для периода начала новейшей истории Казахстана еще не завершен.

Результаты данного исследования могут быть использованы для реализации национальной политики Республики Казахстан и работы по сохранению культурных традиций казахского народа.

Теоретический и практический анализ, проведенный в исследовании, свидетельствует о том, что проблема сохранения и обогащения этнических ценностей титульной нации Казахстан в настоящее время крайне актуальна, но недостаточно проработана.


Ключевые слова

этнопсихология; ценности; структура области значений; титульная национальность; этноценность; индивидуальный компонент ценностных ориентаций; национальная идентичность; этнические самосознания


Полный текст:
PDF

Рефбеки

  • В настоящее время нет рефбеков.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ АРМЯН В ТИТМУЛЬНОМ ЭТНОСЕ И РУССКОЙ ДИАСПОРЕ: Международный журнал когнитивных исследований в науке, технике и образовании (IJCRSEE): Бесплатная загрузка, заимствование и потоковая передача: Интернет-архив

Предварительный просмотр элемента

EMBED (для блогов, размещенных на wordpress. com, и тегов элемента archive.org) [архиворгпсихологические-характеристики-ценностно-ориентационной-системы-армян-ин-ти width=560 height=384 frameborder=0 webkitallowfullscreen=true mozallowfullscreen=true]

Хотите больше? Дополнительные сведения о встраивании, примеры и помощь!

текстов

по
Международный журнал когнитивных исследований в области науки, техники и образования (IJCRSEE)

Дата публикации
2019-08-31
Темы
система ценностных ориентаций, армянский этнос, психологические аспекты, титульный этнос, диаспора, идентичность
Коллекция
журналов_вкладов; журналы
Язык
Английский

В статье обоснована важность и актуальность исследований этнической идентичности и ценностных ориентаций, так как они предопределяют усвоение духовной культуры общества, формирование ценностных ориентаций существенно способствует развитию личности.

С этой целью было проведено исследование среди 160 студентов бакалавриата и магистратуры (этнических армян и русских, проживающих в России и Армении) с использованием теста «Двадцать утверждений» и опросника ценностей Шварца. Результаты исследования позволили описать общие характеристики ценностно-смыслового аспекта этнической идентичности армянского и русского титульных этносов и диаспор. Таким образом, мы стремились описать процесс идентификации и присвоения ценностей у армян как двоякий процесс: принятие ценностей, норм группы, с которой идентифицируется человек; сравнение себя и своей группы с другими, что положительно сказывается на сплоченности его группы.

Дата добавления
21-01-2021 14:45:09
Идентификатор
психологические характеристики системы ценностных ориентаций армян-ин-ти
Идентификатор-ковчег
ковчег:/13960/t8bh3q974
Окр
тессеракт 4.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts