Вопрос 15: психология этноса, ее структура
Основные элементы этнической психологии начинают формироваться еще в недрах родовой общины, когда каждый индивид в субъективном, психологическом плане начинает осознавать свою принадлежность к общности «мы» в той мере, в какой у него складывается представление о «них», т.е. о людях, принадлежащих к другой группе. Постепенно эти представления углублялись и расширялись как вместе с ростом размеров собственной общности, так и с более четким пониманием тех отличительных признаков, которые характеризовали «их». Ощущение, что есть другие люди, отличные от «своих», «они» — группы, племена, народы, окружающие «мою» общность, порождало у человека желание и необходимость самоопределиться, обособиться и осознать себя лучше, понять, кто такие «мы». Исходя из этого, у людей складывается комплекс психологических ощущений напряженности и страха перед конкретными носителями этого «они» (чаще всего это были соседи) в той мере, в какой они отличны, непонятны, непохожи на «нас», и наоборот, чем больше «они» были похожи на «нас», тем более благожелательные, менее напряженные и тревожные психологические ощущения они вызывают в ответ.
В структурном отношении психология каждого этноса представляет собой сложное явление, включающее в себя две большие группы компонентов: статические (долговременные) и динамические (кратковременные). Когда психические черты, сложившиеся в процессе этногенеза, долгое время сохраняются и закрепляются в психологии индивидов данного этноса, они относятся к статическим, устойчивым компонентам. Если же какие-то черты кратко-временны, т.е. появляются, видоизменяются или исчезают на протяжении жизни одного или нескольких поколений, то в этнической психологии такие черты принято считать динамическими.
В психологической структуре представителя любого этноса можно встретить несколько уровней:
1) эгоцентрический, в котором преобладает стремление лишь к собственному удобству, выгоде, престижу, благополучию. Отношение к другим этносам носит потребительский характер. Если они помогают удовлетворять потребности и интересы, то отношение к ним положительное, а если их поведение и деятельность не отвечают или препятствуют достижению каких-то целей, то этот этнос соответственно приобретает образ «чужого», врага;
2) группоцентрическип, базирующийся на самоидентификации человека с какой-либо этнической группой, при которой он переносит на нее свои эгоцентрические устремления. Его отношение к представителям других этносов теперь зависит от того, входят ли они в его общность или нет. Если входят, то они достойны уважения, сострадания, любви. В этом смысле отношение к «другому» определяется общим отношением к другой этнической группе, которая в зависимости от обстоятельств может выступать в образе как «друга», так и «врага»;
3) универсально-гуманистический, при котором каждый человек, независимо от того представителем какой этнической группы он является, становится ценным сам по себе, достойным уважения, обладающим равными правами, обязанностями и свободами. Этот уровень характеризуется стремлением установить человеческие условия жизни и для «своих», и для «чужих».
К числу статических
компонентов относится психический склад этноса — специфический способ восприятия и понимания членами этнической группы различных сторон окружающей действительности. Он является продуктом исторического развития, создается из поколения в поколение и существует в виде специфических качеств этнического характера, этнического самосознания, этнических чувств и настроений, традиций, привычек, проявляющихся в форме этнических особенностей протекания психических процессов и состояний представителя той или иной общности, а также этнических особенностей взаимодействия, взаимоотношений и общения людей, которые обычно называют этнопсихологи-ческими особенностями.Этнический характер — это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей того или иного этноса, определяющих привычную манеру поведения и типичный образ действий и проявляющихся в их отношении к социально-бытовой среде, к окружающему миру, к труду, к своей и другим этническим общностям.
Этнический темперамент представляет собой определенный стандартный способ реагирования на конкретную ситуацию, присущий большей части данной этнической общности (например, получив известие о несчастье, итальянец будет рыдать и рвать на себе волосы, а японец — улыбаться, чтобы не огорчать других).
Этнические традиции и обычаи — это сложившиеся на основе практической жизнедеятельности этноса и прошлого, укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся из поколения в поколение правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого индивида этнической общности. Обычаи и традиции -сложный феномен этнической психологии, имеющий двуединую природу: с одной стороны, это явление психики (они могут и осознаваться, и не осознаваться), а с другой стороны, обычаи и традиции реализуются в действиях людей предметно, проявляясь в конкретных вещах, символах, одежде и пр.
Этнические интересы — это общественно-психологические явления, отражающие мотивационные приоритеты представителей той или иной этнической общности и служащие сохранению ее единства и целостности. Этнические интересы являются важнейшей движущей силой поведения и деятельности людей. Любая попытка ущемить этнические интересы чаще всего расценивается ими как покушение на их жизненные устои.
Этническое сознание наряду с психическим складом этноса также является статическим компонентом этнической психологии. Оно возникает в процессе исторического развития этнической общности как сознание этнического бытия. Оно также имеет сложную структуру, поскольку его объектом является свой собственный этнос, а также другие этнические общности. В первом случае этническое сознание существует в форме этнического самосознания.
Этническое сознание не ограничивается только осознанием своей этнической принадлежности. Другим его видом является осознание единства и целостности общности («мы») через противопоставление другим общностям («они»). Таким образом, этническое сознание включает в себя представления не только о своей общности, но и о других.
Этнические чувства — это эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, ее интересам, другим народам и ценностям.
Этнический вкус по своей сути является оценкой правильности, красоты, морали и соответствия нормам поведения, принятым в данной этнической общности.
Традиционная структура психологии этноса — Введение в этническую психологию (Психология)
Глава 2. Традиционная структура психологии этноса.
В структуре этнической психологии традиционно выделяют статические (долговременные) и динамические (кратковременные) компоненты. Когда психические явления, сложившиеся в процессе исторического развития этноса (этногенеза), долгое время сохраняются и закрепляются в психологических особенностях отдельных людей, тогда они относятся к статическим, устойчивым компонентам. Если же психические явления кратковременны, появляются и пропадают или видоизменяются, то их считают динамическими компонентами этнопсихологии. В статические компоненты включают психический склад этноса и этническое сознание. Динамические компоненты представлены этническими чувствами и этническими вкусами.
Психический склад этноса—это специфический способ восприятия и понимания членами этнической общности различных сторон окружающей действительности. Он создается из поколения в поколение, и каждый исторический этап оставляет на нем глубокий след. Психический склад этноса состоит из следующих элементов: этнический характер; этнический темперамент; этнические традиции и обычаи.
Этнический характер отражает специфику исторически сложившихся свойств психики, отличающих один этнос от другого.
Этнический характер и специфичен и типичен одновременно, поскольку это специфическое соотношение тесно взаимосвязанных психологических качеств, типичных для всего человечества. Во-первых, специфичность психологических качеств проявляется в стереотипах восприятия, чувствования и поведения представителей конкретной этнической общности. Во-вторых, специфические психологические качества так или иначе доминируют в структуре личности большинства представителей этнической общности. Изучить этнический характер – значит раскрыть его наиболее выраженные социально-психологические черты. Но ни одна из этих черт, взятая в отдельности, не может быть абсолютно уникальной. Уникальна только структура характерологических особенностей этноса, а все элементы, входящие в нее, являются общими.
Следующий элемент психического склада этноса—этнический темперамент, как бы внешнее выражение этнического характера. Этнический темперамент не зависит от типа нервной системы. Это определенный стандарт реагирования на конкретную ситуацию, который присущ не каждому представителю этнической общности, а лишь ее большей части.
Статическим элементом психического склада этноса являются также этнические обычаи и традиции. Они обусловлены не только объективными социальными отношениями, но и субъективными идеями, представлениями, верованиями, мифами, легендами, передающимися из поколения в поколение. Субъективные представления о нормах и правилах поведения объективируются в виде обычаев и традиций. Этнические обычаи – это те порядки и правила поведения, которые охватывают преимущественно сферу бытовых отношений. В основе обычаев лежат привычки. Из поколения в поколение эти привычки закрепляются, отшлифовываются, проверяются на практике и приобретают устойчивую форму. Этнические традиции же обращены к духовному миру человека, они играют роль стабилизаторов и воспроизводителей общественных отношений посредством формирования психических качеств, требуемых для этих отношений. Традиции влияют на психику человека прямо и опосредованно. В отличие от прямого при опосредованном влиянии формирование черт человека происходит в соответствии с организацией порядка повседневных отношений, отступление от которых осуждается общественным мнением.
Другим статическим компонентом этнической психологии является этническое сознание.
Этническое сознание имеет сложную структуру. По критерию направленности сознания представителей этнической общности на себя или на другие общности, его можно разделить на два вида: 1) этническое самосознание, включающее в себя восприятие, представление и понимание своей собственной этнической общности, и 2) осознание других этносов, т. е. восприятие, представление и понимание особенностей других этнических общностей.
Этническое самосознание есть осознание принадлежности к определенной этнической общности, сознательное отражение этнического бытия.
Этническое самосознание является наиболее устойчивым элементом этнопсихологии, поскольку формируется на основе общности происхождения, языка, культуры и быта еще при первобытнообщинном строе как самосознание рода, племени к существует до настоящего времени. В своем развитии этническое самосознание проходит несколько стадий.
1. Осознание национальных чувств, начальный этап выделения своего этноса и дифференцирования его от других этнических общностей, противопоставление «мы» и «они».
2. Осознание своей этнической принадлежности, формирование этнической идентификации.
3. Осознание приверженности к определенным национальным ценностям, общности интересов. На этой стадии начинает» формироваться этнологическое самосознание.
В лекции «13. Организация процесса разработки и принятия управленческого решения» также много полезной информации.
Этнологическое самосознание – это осознание принадлежности к этносоциальной общности как социально-экономической и политической организации; это осознание места и роли своей общности в системе межнациональных отношений, осознание самобытности, уникальности своей культуры; это понимание своего места в сложном социальном мире. В отличие от филогенетически устойчивого этнического самосознания, которое в истории этноса не прерывается ни на секунду, этнологическое самосознание дискретно. Дискретный характер означает, что на определенном этапе этногенеза у этнической общности появляется актуальная потребность в создании собственного общества. собственной государственности. Актуализация этой потребности пробуждает этнологическое самосознание и заставляет наиболее активных представителей этноса теоретически обосновывать необходимость создания независимого государства и политически действовать в этом направлении. Поэтому этнологическое самосознание формируется не на обыденном уровне сознания, а на теоретическом.
А теперь перейдем к рассмотрению динамических компонентов этнической психологии – этнических чувств и этнических вкусов.
Этнические чувства тесно связаны с этническим сознанием, они дают толчок осознанию своей этнической принадлежности, своей культуры. Выражая эмоциональное отношение людей к своей этнической общности и ее интересам, а также к другим этносам и их интересам, этнические чувства всегда имеют конкретно-историческое содержание. Их формирование определяется двумя группами факторов. Во-первых, современными экономическими и политическими условиями жизнедеятельности этноса. На степени выраженности этнических чувств прежде всего сказываются межнациональные отношения, войны, национальная экспансия, экономические кризисы, идеи национального развития. Во-вторых, историческим прошлым народа.
Этнический вкус—это оценка правильности, нормальности, красоты, морали и норм общественного поведения, обусловленная спецификой явлений, происходящих в этносе на протяжении длительного периода. Эти явления вырабатывают у этноса определенный способ оценки внешнего мира, четкие критерии, которые дают возможность подмечать и обнаруживать черты, скрытые от представителей других этносов. На основе таких критериев в этнической общности формируется национальная культура.
Этнические вкусы выполняют роль критерия восприятия и отношения человека к окружающей действительности. Они не противопоставляются общечеловеческим вкусам, а представляют собой сложный набор всех вкусов человечества. В реальной жизни общечеловеческое проявляется в национальной форме, поэтому общечеловеческая культура не существует вне рамок национальной культуры. Говоря образно, вся культура человеческой цивилизации – это огромная художественная галерея, на стенах которой развешены уникальные картины национальных культур.
Итак, мы представили традиционную структуру психологии этноса, основанную на критерии времени. В последующих главах учебного пособия рассматриваются элементы этнической психологии с позиций современной социально-психологической науки.
Этнопсихологические особенности структуры ценностного диапазона титульного этноса Казахстана | Алдамбергенова
Главная > Vol 4, № 1 (2018)> Aldambergenova
.
Аннотация
Коренное изменение государственного строя и другие изменения, произошедшие за последнее десятилетие в Республике Казахстан после обретения Государственной независимости, потребовали переоценки ценностей, в том числе характера и особенностей ценностных ориентаций казахского народа.
Интерес к ценностным ориентациям личности и общества возрастает на кризисных, переломных этапах исторического развития, что вызывает потребность в их полном осмыслении. Изучение ценностных ориентаций этнологии является одной из наиболее актуальных проблем современной психологической теории и практики.
Несомненно, новые ценности современной цивилизации затрагивают этнически ориентированных людей, ценящих традиционную культуру. Это влияние сказывается на системе ценностей личности и, в частности, на системе этических ценностей этнологии.
Цель исследования: изучить структуру ценностного круга титульной нации Казахстана на современном этапе.
Основная гипотеза исследования: в основе ценностных ориентаций казахского народа в системе культурных связей и взаимоотношений лежит системообразующий этноценностный компонент, определяющий условия их развития, направленность, характер деятельности личности и обеспечивает целостность и единство казахского этноса.
Гипотеза исследования: Имеются сходства и различия в структуре ценностных ориентаций у представителей казахского этноса в зависимости от характеристик респондентов (на примере титульного этноса Казахстана, молодежи и взрослого возраста).
В структуре ценностной сферы титульного этноса Казахстана также значимы ценностные ориентации, связанные с соблюдением принципов соответствия природе и традиционности, равноправия и свободы любви. Эти ценностные ориентации
проявляются также в способности к настойчивости с одновременной направленностью на стремление быть полезными другим, действовать для других. Ценностные ориентации активности, инициативы и занятости, самореализации во взаимосвязи с чувством общности и благополучия, благополучной семейной жизнью и материально обеспеченной жизнью также занимают большое место в структуре ценностной сферы титульного этноса. Казахстана.
Для изучения ценностных ориентаций казахов нами разработан комплексный комплекс психологических методик, позволяющий рассмотреть структуру ценностного круга титульной нации (методика Ш. Шварца (оценочный опросник Шварца), методика изучения ценностных ориентаций Милтона Рокича, системная диагностическая методика ценностных ориентаций Э. Б. Фанталовой, Л. С. Колмогоровой, Д. В. Каширского, модификация метода Куна «Кто я?».
По результатам нашего исследования ценностно-ориентационная деятельность, инициатива, занятость в целом занимает важное место в структуре ценностного круга титульной нации Казахстана. при факторном анализе равна 1,8%, что соответствует всего 19 факторам в структуре стоимостного объема выборочного исследования.
Результаты факторного анализа позволяют сделать вывод о том, что структура ценностного круга титульной нации Казахстана многогранна и включает в себя как индивидуальные, так и групповые, социальные ценности.
Ценностные ориентации казахского народа в системе культурных связей и взаимоотношений основываются на ценностно-космическом компоненте, который определяет условия их развития, направленность, характер деятельности личности и обеспечивает целостность и единство этноса группа: важнейшими характеристиками структуры ценностного круга титульной нации Казахстана являются: компетентность, целеустремленность, самодисциплина, что свидетельствует о важности достижения социального успеха, успеха в труде для казахского этноса.
Резюмируя, отметим, что формирование национальной идентичности на основе ценностей – это длительный процесс, который, конечно же, для периода начала новейшей истории Казахстана еще не завершен.
Результаты данного исследования могут быть использованы для реализации национальной политики Республики Казахстан и работы по сохранению культурных традиций казахского народа.
Теоретический и практический анализ, проведенный в исследовании, свидетельствует о том, что проблема сохранения и обогащения этнических ценностей титульной нации Казахстан в настоящее время крайне актуальна, но недостаточно проработана.
Ключевые слова
этнопсихология; ценности; структура области значений; титульная национальность; этноценность; индивидуальный компонент ценностных ориентаций; национальная идентичность; этнические самосознания
Полный текст:
PDFРефбеки
- В настоящее время нет рефбеков.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ АРМЯН В ТИТМУЛЬНОМ ЭТНОСЕ И РУССКОЙ ДИАСПОРЕ: Международный журнал когнитивных исследований в науке, технике и образовании (IJCRSEE): Бесплатная загрузка, заимствование и потоковая передача: Интернет-архив
Предварительный просмотр элемента
EMBED (для блогов, размещенных на wordpress. com, и тегов
Хотите больше? Дополнительные сведения о встраивании, примеры и помощь!
текстов
- по
- Международный журнал когнитивных исследований в области науки, техники и образования (IJCRSEE)
- Дата публикации
- 2019-08-31
- Темы
- система ценностных ориентаций, армянский этнос, психологические аспекты, титульный этнос, диаспора, идентичность
- Коллекция
- журналов_вкладов; журналы
- Язык
- Английский
В статье обоснована важность и актуальность исследований этнической идентичности и ценностных ориентаций, так как они предопределяют усвоение духовной культуры общества, формирование ценностных ориентаций существенно способствует развитию личности.
С этой целью было проведено исследование среди 160 студентов бакалавриата и магистратуры (этнических армян и русских, проживающих в России и Армении) с использованием теста «Двадцать утверждений» и опросника ценностей Шварца. Результаты исследования позволили описать общие характеристики ценностно-смыслового аспекта этнической идентичности армянского и русского титульных этносов и диаспор. Таким образом, мы стремились описать процесс идентификации и присвоения ценностей у армян как двоякий процесс: принятие ценностей, норм группы, с которой идентифицируется человек; сравнение себя и своей группы с другими, что положительно сказывается на сплоченности его группы.- Дата добавления
- 21-01-2021 14:45:09
- Идентификатор
- психологические характеристики системы ценностных ориентаций армян-ин-ти
- Идентификатор-ковчег
- ковчег:/13960/t8bh3q974
- Окр
- тессеракт 4.