Психосинтез ассаджиоли: Психосинтез. Глава 1. Динамическая психология и психосинтез – Гуманитарный портал

Психосинтез как метод психотерапии — Психологос

Психосинтез — динамическая концепция психической жизни человека, разработанная итальянским психологом Роберто Ассаджиоли. Психосинтез относится к трансперсональной психологии.

Психосинтез используется как метод психотерапии психосоматических расстройств в первую очередь тогда, когда их причиной является глубокий и сложный конфликт между различными группами сознательных и бессознательных сил пациента или же когда они происходят в результате глубинных и мучительных кризисов. В последнем случае сами пациенты не всегда осознают или правильно оценивают происходящие в них процессы.

Ключевым в психосинтезе является понятие «субличности».

Работа с субличностями состоит из следующих этапов (Руффлер, 1998):

  1. Осознание и распознавание.
  2. Принятие.
  3. Координация и трансформация.
  4. Интеграция.
  5. Синтез.

Основными задачами психосинтеза, по Ассаджиоли, являются:

  • постижение своего истинного (высшего) Я,
  • постижение на основании этого внутренней гармонии и
  • налаживание адекватных отношений с внешним миром, в том числе и с окружающими людьми.

Центральная проблема человеческой жизни — несвобода, кажущаяся «раздвоенность» (Я — личностное, не осознающее и отрицающее существование другого Я — истинного, присутствующего скрыто, не поддающегося непосредственному осознанию). На самом деле Я едино. Достичь внутренней гармонической целостности, истинной реализации своего Я и добрых отношений с окружающими можно через следующие этапы:

  1. Глубокое познание своей личности — исследование низшего бессознательного, затем — среднего и высшего (психоанализ), открытие истинных призваний, неизвестных возможностей, которые были ранее подавлены.
  2. Умение управлять различными элементами личности (метод дезиндентификации), состоящий в дезинтеграции выявленных вредных образов или комплексов (атак бессознательного) и управлении и использовании высвободившейся таким образом энергии. Нами управляет все, с чем мы себя отождествляем, и мы можем управлять всем, с чем мы себя дезиндентифицируем.
  3. Познание своего истинного Я — открытие или создание объединяющего центра, чтобы расширить сознание своей личности до осознания своего Я (двигаясь по лучу света, проследить его направление до самого источника света и объединить низшее и высшее Я). При использовании соответствующих активных техник или естественном внутреннем росте каждый этап связан с новой идентификацией. Например, человек создает идеал своей личности, соответствующий его масштабам, этапу внутреннего развития и психологическому типу, и таким образом делает этот идеал достижимым. («Идеал — художник, реализующий себя через создание прекрасного»). Идеальные модели затрагивают основные отношения с внешним миром и другими людьми, идет проекция внутреннего мира вовне — человек не теряет себя во внешнем объекте, но в какой-то степени освобождается от эгоистических интересов и внутренней ограниченности; он реализует себя через внешний идеал, какую-то внешнюю суть. Эта внешняя суть — не прямой путь к высшему Я, но истинная точка соприкосновения с ним, связующее звено между человеком и его высшим Я, которое отражается во внешнем объекте и является его символом.
  4. Психосинтез — формирование или реконструкция вокруг созданного нового центра новой личности, которой присущи согласованность, организованность и единство.

Процесс психосинтеза можно условно разделить на несколько этапов.

  • Выбор новой личности, к которой мы стремимся. Мы должны мысленно представить себе эту «идеальную модель», желательно визуализировать ее, подумать о том, чтобы она была для нас реалистичной, а потому достижимой. Все многообразие «идеальных моделей» обычно можно свести к двум основным группам. К первой группе относятся образы, олицетворяющие внутреннее гармоническое развитие, духовное совершенство. Такие модели более актуальны для интровертов. Вторая группа образов олицетворяет совершенство в определенной сфере деятельности (ученый, бизнесмен, политик и т. д.). Такие «идеальные образы» чаще выбирают экстраверты. Главное, чтобы выбранная для дальнейшего формирования «идеальная модель» была согласована с естественным ходом развития собственной личности. В результате психосинтеза можно стать лучше, совершеннее, но нельзя стать своим антиподом.
  • Использование всех имеющихся в распоряжении энергий. К ним Ассаджиоли относит прежде всего силы, высвобождающиеся в процессе анализа, в том числе в процессе «высвобождения» бессознательных комплексов, и устремления к гармонии, идеалу, присутствующие на разных психологических уровнях пациента и до конца не осознанные. Для того чтобы использовать энергию бессознательного, ее необходимо направить в нужное русло, превратить во что-то иное, «трансмутировать».
  • Развитие недостающих (или недостаточно развитых) для формирования «идеальной модели» элементов личности. Формирование новых качеств осуществляется двумя основными путями: с помощью самовнушения и с помощью систематической тренировки недостаточно развитых психических функций, таких, например, как память, воображение, чувства т. п.
  • Координация и соподчинение различных элементов психики, осознание гармонической целостной структуры личности. Это можно сравнить с творческим объединением (синтезом) отдельных звуков, цель которого — гармоничная музыка.

Более подробно с теоретическими положениями психосинтеза можно ознакомиться в работах (Ассаджиоли, 1992, 1994; Йоуменс, 1989; Руффлер, 1998; Рейнуоттер, 1996; Фер-руччи, 1972; Firman, 1991; Rowan, 1990).

Техники, используемые в Психосинтезе

Смотри Психосинтез: используемые техники

www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии

Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.

Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.

Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.

Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.

Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения

Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.

Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.

Специфика конфликтов в образовательных процессах

В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.

Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.

Современная психология: ее задачи и место в системе наук

В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.

Методы психологии

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа

Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.

Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.

Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном

Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.

Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.

Проблема психодинамического диагноза

Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.

Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.

Психологическая профилактика конфликтов в коллективе

Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.

Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.

Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.

Четыре элемента процесса убеждения

Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.

Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.

Повышение уровня сознания. Насколько это важно?

Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.

Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.

Дайана Уитмор об Ассаджиоли и психосинтезе

Роберто Ассаджиоли был отцом-основателем психосинтеза. Что привело его к развитию психосинтеза? Каков был его фон? Что он за человек?

Будучи молодым студентом-медиком в 1910 году, он с большим энтузиазмом представил психоанализ Зигмунда Фрейда своим профессорам во Флоренции, а позже в том же году подверг его резкой критике.

В 1927 году он предположил, что целью психологического исцеления является установление контакта с более глубоким центром идентичности, Атманом, чтобы способствовать его раскрытию, устраняя при этом препятствия для его актуализации.

Создал оптимистическое видение человеческой природы, несмотря на господство патологически ориентированной психологии того времени; и поддерживал это видение в течение шестидесяти лет.

Он посмел подчеркнуть Душу; духовное Бытие человека, постулируя, что оно является источником психологического здоровья.

Он признавал потребность в смысле и цели как основу человеческого существования и благополучия.

Он воспринимал жизнь как эволюционный путь развития и дифференциации, а проблемы — как возможности, которые помогают этому раскрытию.

Он рассматривал человека как личность с уникальными качествами и как универсальное существо, тесно связанное как с другими людьми, со всем миром, так и с окружающей средой.

Он утверждал, что активное пробуждение потенциала необходимо для лечения неврозов и патологий.

Он заметил, что люди подавляют не только неприемлемые стороны самих себя, но и свои высшие импульсы, такие как интуиция, альтруизм, творческое вдохновение, любовь и радость.

Полезно поместить Ассаджиоли в его исторический контекст. Будучи молодым врачом, он был в расцвете сил в то время, когда Эйнштейн разрабатывал свою теорию относительности в Берне, Фрейд был пионером психоанализа в Вене, Джеймс Джойс революционизировал литературу в Триесте, Юнг рождал аналитическую психологию в Цюрихе, Ленин формулировал русскую революцию в Цюрихе, а Хайдеггер готовился поддержать экзистенциализм во Фрибурге. Примерно в это же время в Центральной Европе началось большинство великих интеллектуальных революций, и повсюду зарождались новые направления мысли.

В дополнение к своему западному медицинскому и психоаналитическому образованию, Ассаджоли изучал основные мировые религии и особенно был затронут индуистской, буддийской и христианской традициями. Он был другом Мартина Бубера и хорошо разбирался в иудаизме. Он практиковал хатха- и раджа-йогу, йогу тела и ума. На него повлияли многие восточные и западные визионерские подходы, и он активно участвовал во взрыве нового мышления в первые тридцать лет девятнадцатого века.

В 1910 году, когда ему было чуть больше двадцати, доктор Роберто Ассаджоли стал первым психоаналитиком, начавшим практиковать в Италии. В этот период он посетил Цюрих, чтобы обучаться психиатрии у Блейлера, пионера, давшего определение «шизофрении», и одного из первых врачей, принявших психоанализ. Там он встретил Юнга, с которым завязал дружбу на всю жизнь.

Обилие контактов и обменов было значительным в прошлом Ассаджиоли. Среди них были: русский эзотерик П.Д. Успенского, немецкого философа Германа Кейзерлинга, индийского поэта Рабиндраната Тагора, суфийского мистика Инхайят Хана, дзен-ученого Д. Т. Судзуки, психологов Виктора Франкла, основателя логотерапии, и Роберта Дезойля, создателя управляемого дневного сна. Эти контакты, сделанные до и после его отделения от психоанализа, вдохновили и мотивировали его создание широкой перспективы и видения, которые он назвал психосинтезом.

Несмотря на то, что он был глубоко тронут своими исследованиями с Фрейдом и его исследованием бессознательной психики, Ассаджиоли быстро разочаровался и был вдохновлен на то, чтобы углубиться в дальние уголки человеческой природы. Тридцать лет спустя его идеи были согласны с психологом Абрахамом Маслоу, который утверждал, что нельзя делать универсальные выводы или теории о человеческой природе, экстраполируя патологию человека или изучая больную психику, но следует изучать человечество в его величайшем проявлении. , прекраснейшие проявления.

Хотя его корни уходят в психоанализ, психосинтез вышел за рамки двух ранее признанных сил в психологии, бихевиоризма и психоанализа. Теория бессознательной психики Фрейда подчеркивала влияние и последствия детского опыта на взрослое поведение. Бихевиоризм обращается к дисфункциональному поведению и используется для замены его социально приемлемыми и менее болезненными адаптациями. Однако в конце 1950-х годов в области психологии произошел радикальный сдвиг, сдвиг, который даже сегодня не полностью интегрирован в традиционную психологию, — появление третьей и четвертой сил, гуманистической и трансперсональной психологии.

Гуманистическая психология способствовала отходу от прежней склонности психологии ограничиваться патологией к тому, чем может стать человек. Он изучал самореализовавшихся людей и психологическое здоровье и сформулировал модель здорового, полноценно функционирующего человека. Он был сосредоточен на пробуждении потенциала, на высших ценностях и на улучшении того, что прекрасно и по своей сути положительно в человеке. Психосинтез, который придерживался аналогичной точки зрения с 1910, получил большее признание благодаря этой более масштабной разработке.

Зародившаяся в конце 1960-х трансперсональная психология, четвертая сила, продвинула психологию еще на один шаг вперед. Он расширил видение здоровья, включив в него поиск смысла и цели, и расширил область психологических исследований, включив в нее индивидуальный опыт и стремление к трансцендентности, а также целительный потенциал самопревосхождения. Андрас Ангьял, например, обратился не только к потребности человека стать автономным, но и к его потребности в переживании гомономии, единения с большим целым.

Джеймс Хиллман (2000) в своей книге «Код души» высказался против того, что он назвал психологией причинности и заблуждением родителей, — что психология должна признать идею о том, что мы «вызваны» детством, а обусловленность родителей не работает. больше. Далее он говорит, что мы анализируем наше прошлое, наше детство, наши воспоминания, и это не меняет нашу жизнь. Это слишком упрощенный взгляд на человеческий опыт. Кроме того, он подчеркивает, что в космологии, стоящей за традиционной психологией, нет реальной причины для кого-либо быть здесь или что-то делать со своей жизнью, и что в конечном счете все мы являемся жертвами — жертвами прошлого опыта просто в результате воспитания, социального класса, расы, пол, социальные предрассудки……….

Трансперсональная психология признала, что интегрированная личность будет иметь не только сбалансированное развитие психологических функций, но и опыт человеческих взаимосвязей и осознание тех социальных условий, которые наиболее способствуют развитию потенциала. Это дальнейшее развитие подчеркивало больше, чем способность человека к саморегуляции и ответственности. Он также подчеркивал творческую способность к глобальному мышлению и видению и связан с мета-потребностями, высшими ценностями и мистическим опытом. По мере развития этой новой области все большее значение придавалось актуализирующему измерению трансперсонального опыта.

Психосинтез, как одна из основных сил трансперсональной психологии, простирается за пределы личной психологии и индивидуальности, постулируя более глубокий центр идентичности: Самость, наше сущностное Бытие. Оно включает в себя наше личное повседневное сознание, но превосходит его, что ведет к усилению чувства направления и цели жизни. Это постулат Самости, ценность, придаваемая исследованию потенциала, и гипотеза о том, что у каждого человека есть уникальная цель в жизни, которая в первую очередь отличает трансперсональную психологию от гуманистической. На трансперсональном уровне мы находим много важных аспектов человеческого бытия; акты альтруизма, творческого и художественного вдохновения, восприятия красоты, интуиции, любознательности по отношению к вселенной и нашему месту в ней, ощущение универсальности жизни.

Мы можем воспринимать эти четыре силы психологии как поток развития, где каждая сила представляет собой шаг вперед и выход за пределы того, что было раньше. Рассматриваемые по отдельности, они формируют уникальную психологию, каждая со своим вкладом и терапевтической системой. Если рассматривать как эволюционное развитие, каждая сила опирается на сильные стороны и включает в себя лучшее из того, что существовало ранее. Психосинтез стремится объединить элементы каждой из этих сил в психологии, одновременно продвигаясь к исследованию ценностей, смысла, пикового опыта и невыразимой сущности человеческой жизни.

Дайана Уитмор (Отрывок из Консультации по психосинтезу в действии)

Психосинтез | Молли Янг Браун

История и предыстория

Психосинтез предлагает подход к человеческому развитию, одновременно глубокий и обнадеживающий. Хотя он признает и работает с болью и страданием, присущими человеческому состоянию, он также предлагает путь расширения нашей человеческой способности создавать гармонию, синтез и полное выражение Божественного. Эти принципы психосинтеза могут быть применены ко многим областям человеческой деятельности, включая психотерапию, образование, консультирование, бизнес и творчество.

Основоположник психосинтеза Роберто Ассаджоли был итальянским психиатром, современником Фрейда и Юнга. Он признавал, что психоаналитическая теория содержит блестящее объяснение работы человеческой психики, но он также видел, что этой теории не хватало понимания того, как действуют творческие и исцеляющие аспекты психики.

Начиная с 1910 года, Ассаджоли начал работу по построению модели, объясняющей развитие этих аспектов. Он сосредоточился на том, как люди движутся к увеличению целостности, интеграции или синтезу всех частей личности для гармоничной совместной работы, чтобы каждый человек мог творчески, даже с радостью реагировать на психологические и духовные требования жизни. Он включил принципы и практики из буддизма, йоги и других восточных философий, а также из западных духовных традиций, философии и психологии. После его смерти в 1974, многие ученики Ассаджоли по всему миру продолжили работу по развитию этой теории.

Подход к психосинтезу

Модели психосинтеза ориентированы на здоровье и потенциал, а не на патологию. Они указывают на природу «я» (или личного «я»), волю, многомерное бессознательное, структуру личности и наш духовный Источник: «Я». Они эксплицируют отношение различных личностных функций друг к другу и к «Я», отношение «Я» к Самости — индивидуального к Всеобщему.

Ассаджиоли задумал «Я» или личное я как осознание и интенциональность, или волю. «Я» делает выбор, который определяет направление жизни, стиль и форму. Он видел «я» как лишенное качеств — чистое осознание и волю — и как проявление Надличностного Я, энергетического трансцендентного/имманентного Источника всей жизни. «Самореализация» относится к выражению «Я» через личность (при этом «Я» выступает в качестве административного агента).

Большую часть времени мы находимся в трансе выживания, отождествляясь со своими преходящими эмоциями, нашими убеждениями и предположениями, нашими концепциями и идеями о том, как обстоят дела, а также с нашими телесными ощущениями и внешним видом. Когда мы отождествляемся с той или иной частью личности, мы не можем ясно осознавать ни остальную часть нашей реальности, ни руководство «Я». Направление психосинтеза стремится помочь нам разотождествить с ограниченными паттернами чувств, мыслей и поведения, чтобы мы могли свободно перемещать свое сознание среди них и действовать на основе сознательного выбора, согласуясь с Я.

Я всегда присутствует, независимо от того, чувствуем ли мы себя особенно «центрированными» или «целостными», даже когда мы захвачены мимолетным чувством или убеждением. Мы часто связываем чувство «сосредоточенности» с Я, но иногда мы пробуждаемся к Я посреди отчаяния и распада.

Духовный психосинтез — это процесс пробуждения к присутствию и движению «Я» во всей нашей жизни, чтобы мы жили и действовали в большей гармонии, приводя в действие наши дары в мире.

Молли описывает свою историю с психосинтезом, свое понимание основных концепций и свое видение будущего психосинтеза в видеоинтервью «Портрет» 2011 года, подготовленном Винсентом Даммером, с интервью Джудит Бродус. Нажмите ниже, чтобы просмотреть видео из пяти частей:

1. Немного предыстории, Ассаджиоли 2. Еще Ассаджиоли 3. Эко-психосинтез 4. Основные концепции 5. Будущее, обучение, цель

 


С Ассоциацией развития психосинтеза, Северная Америка, можно связаться по телефону:

.

www.aap-психосинтез.org

Ссылки на другие сайты по психосинтезу:

Уилл Парфитт   www. willparfitt.com

Центр синтеза www. центр синтеза .org/

~~~~~~~~~~~~~~

Книги по психосинтезу

Ассаджиоли, Роберто. Психосинтез . Амхерст, Массачусетс: Synthesis Center Publishing, 2000 г. (первое издание опубликовано в 1965 г.).

Ассаджоли, Роберто. Акт воли . Amherst MA: Synthesis Center Publishing, 2010.

Ассаджиоли, Роберто. Трансперсональное развитие: измерения за пределами психосинтеза. Inner Way Productions 2008.

Браун, Молли Янг. Целостный рост: самореализация для великого поворота . Гора Шаста, Калифорния: Психосинтез Пресс, 2009.

Браун, Молли Янг. Взросление целого: исследование дикой природы . (MP3 и учебное пособие) Гора Шаста, Калифорния: Психосинтез Пресс, 2014.

Браун, Молли Янг. Раскрытие себя: практика психосинтеза . Нью-Йорк: Skyhorse, 2004.

Ферруччи, Пьеро. Кем мы можем быть .

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts