Работа с дошкольниками психолога: занятия, адаптация, подготовка к школе

Им нужно понимание. Индивидуальная работа педагога-психолога по коррекции и развитию ребёнка-дошкольника

Индивидуальная работа имеет широкий спектр возможностей для формирования и коррекции определённых сторон личности ребёнка. Данная форма работы в большинстве случаев имеет положительный эффект и даёт ребёнку возможность почувствовать себя признанным, неповторимым, что в свою очередь гарантирует более успешное общение в социуме

«Им нужно понимание»

Индивидуальная работа педагога-психолога по коррекции и развитию ребёнка-дошкольника

Индивидуальная работа педагога-психолога по коррекции и развитию ребёнка-дошкольника является значимой по нескольким причинам:

  • Существует определённая категория детей, индивидуальная работа с которыми имеет больше шансов добиться позитивной динамики, нежели работа с подгруппой (например, застенчивые дети). Работа в подгруппе с данными детьми будет более эффективной, если ей предшествовал опыт индивидуальной работы с психологом.
  • В процессе индивидуальной работы всё внимание психолога сосредоточено на личности конкретного ребёнка, следовательно, возможна более глубокая проработка существующей проблематики.
  • Непосредственный контакт взрослого и ребёнка даёт последнему больше возможностей для проработки межличностных взаимоотношений в семье. У ребёнка появляется шанс осуществить перенос на личность психолога тех негативных проявлений, которые не могут быть отреагированы по отношению к человеку, вызвавшему их.
  • Индивидуальная работа имеет преимущество перед работой с подгруппой детей в том смысле, что не задействуются механизмы психических защит, которые обычно человек использует, находясь в социальном окружении. Это даёт возможность быстрее установить отношения на основе эмпатии и дать ребёнку почувствовать себя в условиях безопасности.

Таким образом, индивидуальная работа имеет широкий спектр возможностей для формирования и коррекции определённых сторон личности ребёнка.

Данная форма работы в большинстве случаев имеет положительный эффект и даёт возможность ребёнку почувствовать себя признанным, неповторимым, что, в свою очередь, гарантирует более успешное общение в социуме.

В психологической практике используются различные формы работы с детьми: индивидуальная, групповая, работа с подгруппой детей. Начиная индивидуальную работу с ребёнком, следует учитывать, что она в любом случае осуществляется в единстве с другими формами работы, которые не подразумевают непосредственного контакта психолога с ребёнком.

  1. Изучение анамнестических данных ребёнка.
  2. Общение с родителями (возможен контакт с одним из родителей) с целью получения сведений об индивидуальных особенностях и поведенческих реакциях ребёнка, психологическом климате в семье, количестве членов семьи, взаимоотношениях между родителями. Особое внимание в данном случае следует уделять личностным особенностям родителей и их оценочном суждении о ребёнке.
  3. Собеседование с работниками дошкольного учреждения, которое посещает ребёнок. Следует сделать пояснение к данному пункту: беседы с воспитателями группы недостаточно для того, чтобы психолог мог составить себе целостное представление о восприятии окружающими того ребёнка, с которым предстоит работать. В данном процессе могут участвовать как взрослые (заведующий, медицинский работник, помощник воспитателя), так и дети, которые контактируют с ребёнком. При общении с детьми нужно учитывать принцип «не навреди» и задавать вопросы как следствие некоего комментария поведения ребёнка, например: «Танечка почему-то сидит одна. Ты не знаешь, что с ней сегодня?». Часто дети могут дать не менее значимую информацию, чем взрослые.
  4. Диагностические обследование личностных или познавательных особенностей данного ребёнка. Диагностические методики являются производными от полученного запроса.

Проведя вышеуказанную комплексную работу перед началом психокоррекции необходимо учесть факторы, характерные для данного возрастного периода.

В первую очередь обращают на себя внимание формы общения ребёнка со взрослым. В период трёх-пяти лет основная форма – внеситуативно-познавательное общение, побуждаемое познавательными мотивами. Ребёнок вырывается за рамки наглядной ситуации, в которой раньше были сосредоточены его интересы. Теперь его интересует гораздо большее и главным источником информации для него является взрослый. В период 5-6 лет должна возникнуть ещё одна форма – внеситуативно-личностное общение. Основной потребностью ребёнка, удовлетворяемой в общении, становится потребность во взаимопонимании и сопереживании.

Кроме того, необходимо учитывать сами возрастные периоды. В отечественной и зарубежной психологии существует множество периодизаций, однако в данном случае для практической деятельности используются периодизации, созданные в рамках психоаналитического направления З.Фрейдом и Э.Эриксоном.

  1. Говоря о периодизации, созданной З.Фрейдом, в практической деятельности по индивидуальной психокоррекции рассматривается период от 3 до 7 лет. Период 3-5 лет носит название «фаллическая стадия» и характеризует высшую ступень детской сексуальности. Дети начинают испытывать сильную привязанность к взрослым людям, мальчики – к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования «Сверх-Я». Зарождаются новые черты личности – самонаблюдение, благоразумие и др. Период 5-12 лет носит название «латентная стадия». Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребёнка направляются на общение с друзьями, познание, обучение и т.д.
  2. Э.Эриксон выделяет дошкольный возраст как отдельную стадию развития (3-6 лет) и называет такие полярные качества личности как инициатива – пассивность, вина. Ребёнок активно познаёт окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых, быстро и жадно учится всему, приобретая новые обязанности. К самостоятельности добавляется инициатива. Когда поведение ребёнка становится агрессивным, инициатива ограничивается, появляется чувство вины и тревожности, таким образом, закладываются новые внутренние инстанции – совесть и моральная ответственность за свои действия, мысли и желания. Взрослые не должны перегружать совесть ребёнка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные поступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием за тайные мысли, мстительность. Тормозится инициатива, развивается пассивность. На этом возрастном этапе происходит половая идентификация, и ребёнок осваивает определённую форму поведения, мужскую или женскую.

Данные периодизации учитываются в процессе индивидуальной коррекционной работы с детьми.

В процессе коррекционной работы используются методы игровой терапии, методы вербального воздействия (включающие диалог с ребёнком, если этот диалог адекватен возрасту), рисуночные проективные методики, а также при необходимости фрагментарное участие родителей в занятиях с ребёнком.

Разрешите представить несколько практических случаев индивидуальной работы с детьми. В ходе описания коррекционной работы будут изменены имена детей и родителей.

Дети, нуждающиеся в помощи психолога, безусловно, отличаются друг от друга.

Как известно, двух одинаковых людей не существует. Тем не менее, по характеру симптомов, по наиболее часто встречающимся доминирующим формам поведения, детей можно условно распределить или классифицировать на некие группы, имея ввиду определённую сторону личности, например: классификация по понятию «агрессивность» или «гиперактивность». В то же время, работая с определённой стороной личности, психолог имеет в виду, что воздействию подвергается вся личность ребёнка.

Мне бы хотелось описать несколько историй детей, отличающихся друг от друга по множеству показателей.

История 1. «Аня и гиперактивность»

На приём к психологу пришла мама девочки по имени Аня (ребёнку 4 года). Она обратилась с просьбой помочь ей «справиться» со своей дочерью. В процессе беседы выяснилось, что у Ани есть диагноз, поставленный невропатологом «гиперактивность», дома девочка неуправляема, может целый день бесцельно «носиться» по квартире, переворачивать всё вверх дном, следствием чего является хроническая усталость и раздражительность мамы, что в свою очередь отражается на ребёнке.

Рассказывая об этом, мама предлагала свою оценку происходящего: «Может она ненормальная?» Однако в детском саду «гиперактивная» девочка вела себя прямо противоположно поведению дома: забивалась в угол, не вступала в контакт с детьми, на занятиях молчала и в игры не играла. Позы предпочитала статичные, могла без видимых причин начать плакать. У Ани полная семья: мама, папа, младший брат, которого, по словам мамы, Аня часто бьёт. Просьба, адресованная психологу, звучала так: «Сделайте с ней что-нибудь, если это возможно».

Перед непосредственным знакомством с Аней, состоялись беседы с воспитателями группы, физруком и музыкальным руководителем. Полученная картина выглядела следующим образом: у девочки хороший интеллект, развита речь, не это не находит отражения в практической деятельности, так как ребёнок отказывается участвовать в играх и занятиях. Воспитатели подтвердили, что любимое занятие Ани – сидеть в углу, не вступая в контакты.

После этого состоялось знакомство психолога с девочкой, которое было организовано «в щадящем режиме» — во время знакомства и проведения диагностики Аня сидела у мамы на коленях и долгое время отказывалась вступать в разговор. Тем не менее, она воспринимала происходящее вокруг, потому что на вопросы в разговор. Тем не менее, она воспринимала происходящее вокруг, потому что на вопросы отвечала кивками. Спустя длительное время, с использованием игровых приёмов, девочка согласилась нарисовать требуемые для обследования рисунки, но при этом не отпускала маму, которая, видимо, выступала для девочки в роли защитника.

По результатам проведенных диагностических обследований была получена следующая картина: девочка тревожна и неуверенна в себе, у неё ярко выражены страхи, вероятен конфликт амбивалентности по отношению к человеку или выполняемым действиям, что может являться причиной отказа от общения и участия в делах. Кроме того, Аня испытывает дефицит внимания со стороны мамы и очень к ней привязана. Мама была частично проинформирована о результатах диагностики, после чего можно было бы начинать коррекционную работу с ребёнком. Однако перед психологом встал вопрос: в данном случае имеет ли место диагноз «гиперактивность»? В основе гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД).

Как подчёркивает Захаров А.И., ММД сопровождается такими поведенческими проявлениями, как повышенная возбудимость, непоседливость, разбросанность, расторможенность, отсутствие сдерживающих начал. Если в случае с Аней с некоторыми поведенческими реакциями можно согласиться, то трудно понять, как гиперактивный ребёнок может целый день просидеть в углу. Поэтому возникло предположение, что подобное непоследовательное поведение девочки является результатом работы механизма компенсации: неотреагированное эмоциональное напряжение, накопившееся за время пребывания в детском саду, с большой интенсивностью выражается дома. Если к вышеуказанному добавить отсутствие столь необходимого для Ани внимания, то её двигательная расторможенность может интерпретироваться, как способ обратить на себя внимание значимого человека (в данном случае мамы).

Исходя из этого, диагноз «гиперактивность» не учитывался при проведении индивидуальной работы и основная цель, поставленная психологом, заключалась в том, чтобы дать возможность Ане отреагировать имеющееся психоэмоциональное напряжение, вызвать у девочки желание общаться с окружающими людьми, прожить свои страхи.

Курс составил семь занятий с ребёнком и три встречи с мамой.

На первых двух занятиях девочка не желала вступать в контакт с психологом, не участвовала в предметных играх. Но при этом Аня сохраняла способность воспринимать окружающее, потому что наблюдала, как психолог проигрывает различные ситуации при помощи игрушек. На третьем занятии у девочки проявилась бурная эмоциональная реакция, когда было предложено проиграть ситуацию: «замкнутый ребёнок». Аня начала горько плакать. Видимо, актуальность данной ситуации была для неё очень велика. Данная реакция нуждалась в том, чтобы быть принятой и понятой.

После этого занятия была проведена консультация для мамы Ани и объяснено, что подобную реакцию следует считать позитивной в том смысле, что девочка позволила себе вне дома проявление сильных чувств.

В процессе наблюдения поведения ребёнка в группе было отмечено, что Аня начала вступать в игры с другими детьми. Однако, идти на следующее занятие к психологу отказалась, видимо, недавние переживания оказались слишком сильны. Тем не менее, девочка отреагировала агрессию на психолога, очень активно поиграв в «ладушки».

Через неделю занятия возобновились, и Аня начала проявлять вербальную активность, рассказывать о своих обидах на младшего брата, о том, что мама всё время только с ним. Девочка проигрывала ситуации при помощи игрушек, рисовала проективные рисунки, стала вступать в тактильный контакт, хотя до этого боялась даже подать руку. Ей были предложены игры на отреагирование агрессии, которые Аня восприняла с большим воодушевлением.

По окончании курса была отмечена положительная динамика, которая выражалась в следующем: девочка стала участвовать в играх и занятиях с детьми, появилась вербальная активность, что дало ребёнку возможность проявить свои интеллектуальные способности, значительно снизился страх общения с окружающими. Дома снизилась двигательная расторможенность.

Мама Ани была проинформирована о результатах работы и, кроме того, предупреждена о том, что при сохранении дефицита внимания с её стороны, ситуация повторится. Маме было предложено постараться взглянуть на девочку с непривычных для неё позиций, тогда, при учёте интересов ребёнка, раздражительность сменится на сочувствие, а безысходность перейдёт в позицию «выход есть». Подобные изменения во внутреннем мире мамы обязательно найдут отражение в позитивных изменениях в поведении дочери. Слова психолога были выслушаны с большим вниманием, однако, на практике, часто приходится сталкиваться с рецидивами в поведении ребёнка, так как имея положительный результат, у родителей есть большое желание сохранить иллюзию, что это сохранится навсегда. Тем не менее, при отсутствии динамических изменений в семье существует большая вероятность того, что полученный результат является лишь временным явлением. Однако он не бесполезен в том смысле, что у ребёнка остаётся позитивный опыт возможности жить и чувствовать более полноценно и открыто.

История 2. «Победим астению».

На консультацию к психологу пришла мама мальчика Андрюши (4 года). Она переживала, что у сына наблюдается отставание в развитии, и он практически не общается с детьми. Просьба заключалась в том, чтобы «если можно, посмотреть Андрюшу».

В результате беседы с воспитателями группы, которые знают ребёнка в течение двух лет, была получена следующая картина: мальчик действительно сильно отстаёт от сверстников в продуктивных видах деятельности, в развитии речи, физическом развитии, практически не участвует в совместных играх с детьми. Помимо этого было указано, что Андрюша не проявляет агрессии или озлобленности, готов принимать участие в общении при дополнительной стимуляции.

В результате диагностических обследований (методика «КАТ» и проективные рисунки) были получены следующие данные: снижение психомоторного тонуса – возможно астеническое состояние (нервное истощение, ослабленность). Возможно ухудшение памяти, внимания. Может присутствовать субдепрессивное состояние. Кроме того, отмечен низкий уровень отношения к самому себе, к окружающему миру, хотя потребность в общении есть.

Предположение: к ребёнку предъявляются требования, которые он не в состоянии выполнить в силу быстрого утомления.

В ходе психокоррекционной работы основная цель заключалась прежде всего в том, чтобы уменьшить влияние астении на работоспособность и развитие ребёнка. В процессе работы использовались дыхательные техники, релаксационные упражнения, задания, способствующие повышению самооценки, элементы телесноориентированной терапии.

Андрюша с первой встречи проявил интерес к общению с психологом, с удовольствием выполнял все предлагаемые задания, уже на второй встрече и до конца курса проявлял положительные эмоции. После проведения необходимого количества занятий, была сделана повторная диагностика, результаты которой показали уменьшение нервного напряжения и некоторую уверенность в своих силах, появившуюся у мальчика.

Воспитатели подтвердили позитивные изменения, произошедшие за это время как в области коммуникативных свойств (Андрюша стал чаще общаться с детьми, в некоторых ситуациях даже пытался отстаивать своё мнение, стал участвовать в совместных играх), кроме того, было отмечено увеличение словарного запаса, улучшение артикуляции звуков, произошёл качественный скачок в развитии связной речи. Андрюша стал читать стихи наизусть, запоминать песни (следует отметить, что параллельно с работой психолога, с мальчиком занимался логопед). Произошли также изменения в развитии познавательной сферы: улучшение внимания, памяти.

Казалось бы, случай относительно прост. Однако, в данной ситуации существует ряд моментов, которые являются тревожными:

  1. Некоторое время достигнутый результат будет давать возможность для дальнейшего развития, но если мальчик подвергнется передозировке информацией, ситуация может повториться.
  2. В описанном случае родителям хотелось бы поддерживать иллюзию, что подобное нервное истощение — единичный случай, и данная позиция не стимулирует их на постоянный учёт возможности повторения ситуации.

С родителями Андрюши была проведена беседа о необходимости учёта данной особенности ребёнка и предложен комплекс упражнений, которые можно применять в домашних условиях.

К сожалению, в практике психолога часто встречаются случаи, когда родители, с интересом выслушав все рекомендации, оставляют дальнейший процесс на волю случая, после чего следуют повторные обращения к специалисту. В этом смысле одно является бесспорным: у ребёнка остаётся позитивный опыт, полученный во время встреч с психологом.

История 3. «Внимание! Маша!»

Девочке Маше из подготовительной группы почти 7 лет. Она не является замкнутым или «неудобным» ребёнком в группе, достаточно быстро освоилась, несмотря на переход из другого детского сада. Но ребёнок, внешне благополучный с точки зрения окружающих, тем не менее, вызвал тревогу у мамы, которая обратилась к психологу за консультацией. Мама девочки рассказала, что Маша демонстративно её игнорирует, в то же время проявляя повышенный интерес и сверхобщительность по отношению к друзьям и знакомым. В то же время она предположила, что у девочки есть чувство ревности по отношению к младшему братику. Мама попросила помочь разобраться в сложившейся ситуации.

По результатам проведённых диагностических обследований выяснилось, что у Маши ярко выражена экстравертированность, также присутствует демонстративность (повышенная потребность во внимании к себе). При этом девочка испытывает некоторые страхи. Она коммуникабельна, испытывает потребность в общении, но если не удовлетворяется её желание быть в центре внимания – может проявить отказ от общения, капризы, желание подчинить себе окружающих. Присутствует тревога, эмоциональная напряжённость. Использование цветовой гаммы указывает на творческий склад личности. Кроме того, отмечена заниженная самооценка.

После того, как мама девочки ознакомилась с результатами диагностики, она попросила провести с Машей индивидуальную работу которая, по возможности, была бы направлена на улучшение семейных взаимоотношений. При этом мама девочки выразила готовность при необходимости принять участие в коррекционной работе, что само по себе являлось показателем сформированной мотивации и в определённом смысле давало шансы на возможность оказания конструктивной помощи ребёнку.

Коррекционная работа выстраивалась с учётом запросов мамы, при этом делался акцент на необходимости повышения самооценки у Маши и стабилизации внутреннего состояния. Во время встреч использовались рисуночные методы, элементы танца (учитывалась творческая направленность личности), упражнения, помогающие снимать напряжение. Однако, наибольший интерес у Маши вызвало обыгрывание различных ситуаций, связанных с семьёй, при помощи игрушек – заместителей. Девочка с каждым разом проявляла всё больший диапазон эмоций, особенно обращала на себя внимание амбивалентность чувств по отношению к близким людям (например, желание внимания со стороны мамы и одновременно «отталкивание» её). Та же ситуация проигрывалась по отношению к младшему брату. Папа до определённого времени в играх не фигурировал.

На очередной встрече с мамой Маши выяснилось, что у неё на данном этапе очень напряжённые отношения с мужем, кроме того, отец весьма холоден в отношениях с дочерью, несмотря на её попытки обратить на себя внимание. Выяснилось, что Маша стала бояться ухода отца, что в свою очередь вызвало реакцию отчуждения по отношению ко всем членам семьи. Девочка остро нуждалась во внимании и понимании со стороны значимых лиц. Поэтому очередная встреча была проведена с ребёнком и мамой совместно. Встреча была построена в форме игры-путешествия, на каждом этапе создавалась проблемная ситуация, решить которую можно только совместными усилиями. Мама с дочкой показали опыт позитивного сотрудничества, явно прослеживалось желание девочки угодить маме, которая понимала поступки дочери и адекватно на них реагировала, не занижая самооценку ребёнка. В заключение занятия участникам было предложено нарисовать двух самых значимых людей и рассказать о чувствах к ним. И Маша, и её мама очень искренне выразили свою любовь друг к другу, для девочки это явилось инсайтом., и она получила именно то, чего и добивалась: любовь и внимание.

После этого состоялась завершающая встреча с мамой девочки, которая сообщила, что отношения с дочерью стабилизировались, стало меньше упрямства, девочка начала с охотой посещать занятия, которые раньше отвергала, стала помогать в уходе за маленьким ребёнком. Данные сведения явились показателем того, что у девочки стала повышаться самооценка.

Данная история интересна тем, что ребёнок, внешне не вызывающий беспокойства и развивающийся в соответствии с возрастом, тем не менее может иметь глубокие внутренние переживания, которые с течением времени могут отразиться и на его развитии.

Три вышеописанные истории не похожи друг на друга, но, тем не менее, имеют много общего:

  • Все дети отличаются друг от друга структурой личности, симптоматикой, условиями жизни. Тем не менее, каждый из них на начальном этапе работы имел заниженную самооценку, вызванную различными факторами, но в основе их лежит один «фундамент»: недостаточный учёт личности конкретного ребёнка и непонимание его насущных потребностей;
  • Общность заключается также в том, что положительная динамика развития практически всегда зависит от осознания родителями необходимости заниматься данным вопросом;
  • В каждом из описанных случаев детям требовалось не подгрупповая, а индивидуальная форма работы. Это было связано с необходимостью установить с каждым личностный контакт, создать для них «безопасную среду», что и являлось залогом успешной работы.

Тема данной работы звучит как «коррекция и развитие». Может показаться странным, что столь много времени уделено описанию именно коррекционной работы. Это не является случайностью. Во всех описанных случаях приходилось иметь дело именно с личностной проблематикой, которая тормозила процесс развития. Память, внимание, воображение детей развивалось в процессе работы параллельно с решением других задач. После завершения курсов коррекции было отмечено улучшение познавательных процессов у детей. Часто бывает иная картина: пытаясь развивать какой-либо познавательный процесс (например, произвольное внимание), психолог может столкнуться с некими личностными нарушениями, что в свою очередь приводит к необходимости учитывать определённые свойства личности или проводить коррекционную работу. Таким образом, подтверждается вывод о том, что воздействуя на определённую сторону личности ребёнка, происходит коррекция всей личности в целом.

Список используемой литературы:

  1. И. Ю.Кулагина «Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет». М., 1999.
  2. Е.К.Лютова, Г.Б.Монина «Тренинг общения с ребёнком». СПб, 2002.
  3. Бруно Беттельгейм «Любим ли я. Диалог с матерью». СПб, 1998.
  4. А.И.Захаров «Неврозы у детей и психокоррекция». СПб, 1998.
  5. Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми». М., 2004.
  6. И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду». М., Изд. «Книголюб»,2004.

Страничка Корневой Т.В.

 

Проект программы

Социальное развитие ребенка с синдромом Дауна в условиях интеграции в массовом дошкольном образовательном учреждении

Проект выполнила
Корнева Татьяна Викторовна
педагог-психолог МБДОУ №88
советского района г. Самара

 

Проблема:

Актуальность:
Интеграция детей в массовые дошкольные учреждения определяются особенностью детей дошкольного возраста: их открытостью по отношению к внешнему миру, к ровесникам. А так же отсутствие отрицательного негативного опыта отношения к детям с нарушениями в развитии. То есть дети-дошкольники принимают сверстников в большинстве случаев таким, какой он есть; со всеми его достоинствами и недостатками, многое не понимая и многое прощая.

Объект изменений:
Дети дошкольного возраста, дети с синдромом Дауна и их родители, родители детей массовой группы, педагоги.

В МБДОУ работает педагог-психолог.

Задача психолога в ДОУ — создание психологических условий для развития дошкольников, оказание психологической поддержки и помощи детям, педагогам и родителям. Особый акцент психолог
делает на работу с педагогами и родителями, отвечающими за детей, так как именно семье оказывают решающее влияние на развитие, формирование характерологических особенностей дошкольников.

Психология в образовательном учреждении имеет 3 направления — это работа с детьми, работа с родителями и работа с коллективом. Каждое из этих направлений состоит из психодиагностики, психокоррекции и психопрофилактики.

Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ:

  • Психологическая диагностика.
    Основная цель психодиагностики — выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребёнка-дошкольника.
    Предметом психодиагностики являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом состоянии.
    Диагностическое обследование проводится и после проведения коррекционно-развивающей работы для отслеживания её результатов.
  • Коррекционно-развивающая работа включает в себя индивидуальные развивающие и психокоррекционные занятия.
  • Психологическое просвещение родителей и педагогов носит профилактический, т. е. предупреждающий характер.
    Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры.
    С этой целью психологом ДОУ проводятся тематические беседы и групповые консультации с педагогами и родителями.
    Также психолог заботится о создании психологически благоприятного климата в ДОУ. Особое внимание уделяется стилю взаимодействия взрослых и детей.

Сопровождающая работа педагога-психолога в период адаптации

Педагог-психолог проводит в начале учебного года наблюдение за поведением вновь поступивших детей, их эмоциональными проявлениями в течение дня. Период адаптации — достаточно сложный период в жизни дошкольника. Он может проходить по-разному.

После двух лет изменяется подвижность нервных процессов, дети становятся более любознательными, их можно заинтересовать новой игрушкой, они хорошо понимают речь взрослого, малыша легче успокоить, уже есть опыт общения с разными людьми. Поэтому для ребенка старше двух лет процесс адаптации проходит легче по сравнению с младшим возрастом.

Привыкание к новым условиям зависит также от индивидуальных особенностей нервной системы. Одни дети бурно реагируют на первые посещения детского сада: громко плачут, отказываются от пищи, не играют, протестуют, но проходит несколько дней, ребенок успокаивается, у него восстанавливается аппетит и сон, он охотно общается с детьми и воспитателями. Такое протекание адаптации, в целом, нормативно и свидетельствует о том, что малыш привык к коллективу.

Другие дети внешне ведут себя спокойно, они послушны, но это не является свидетельством их благополучия: садятся есть, но едят без аппетита, лежат с закрытыми глазами, но долго не засыпают, берут игрушку, но не играют с ней. Когда за ребенком приходят родители, он с плачем бросается к ним. Во время наблюдения за таким ребенком можно отметить, что он насторожен, даже испуган. Внутреннюю напряженность можно отметить по скупым жестам, малой речевой активности, безынициативности. Воспитатель отзывается о нем: «нормально», «не мешает».

Для понимания причин сложного протекания адаптации педагог-психолог проводит беседу с родителями и предлагает заполнить анкету, в которой родитель излагает собственное мнение о том, как протекает период адаптации, и повлияло ли посещение детского сада на поведение ребенка дома.

Ответы родителей на вопросы анкеты и результаты наблюдения за ребенком в детском саду помогают педагогу-психологу разобраться в причинах сложного протекания адаптации, разработать индивидуальные рекомендации для предупреждения «срыва», протеста против посещения детского сада.

На характер адаптации оказывает влияние и то, насколько меняются условия жизни ребенка: режим дня, характер питания, температура помещения. С целью предупреждения эмоционального стресса от резкого изменения этих условий родителям еще до поступления ребенка в группу рассказывают о режиме дня детей данного возраста, о температуре в групповых и спальных комнатах, характере питания, рекомендуют начать придерживаться таких же условий дома. Педагог-психолог на родительском собрании для вновь поступающих детей делает сообщение о том, какие навыки. самообслуживания и общения у ребенка могут быть сформированы по возрасту.

Педагог-психолог консультирует родителей по вопросам формирования у детей навыков самообслуживания, рассказывает, что отсутствие этих умений может привести к дискомфортному состоянию, так как привычная потребность ребенка в немедленной помощи со стороны взрослого не будет удовлетворяться. Поэтому для малыша нужно создать такие условия, в которых его самостоятельность и автономность могут развиваться. Например, следует предусмотреть, чтобы предметы одежды имели удобные застежки, обувь можно было надеть без особых усилий, носовой платок был доступен ребенку и т. д.

 

Профессии психолога, связанные с работой с детьми

В области психологии есть ряд динамичных и полезных профессий, связанных с работой с детьми. Профессионалы в этих областях посвящают себя умственному, образовательному и социальному благополучию детей, с которыми они работают, и способны внести значительный вклад в свою работу. Если вы психолог и любите работать с детьми, вам стоит рассмотреть одну из следующих профессий:

Детский психолог

Детских психологов можно найти в ряде профессиональных сред, таких как школы, больницы, исследовательские центры и частные практики. Они работают с детьми, оценивая их психологические, социальные, поведенческие и эмоциональные потребности, и работают над их удовлетворением. В зависимости от условий детские психологи могут диагностировать и лечить психические расстройства у детей или помогать детям преодолевать поведенческие проблемы и добиваться успеха в социальных ситуациях.

Требуемое образование: Как правило, детские психологи должны иметь степень доктора психологии, хотя есть несколько вакансий, доступных для тех, кто имеет степень магистра.

Зарплата: По данным Министерства труда США, средняя годовая зарплата детских психологов составляет 64 000 долларов.

Школьный психолог

Школьные психологи тесно сотрудничают с другими профессионалами в системе образования — учителями, консультантами, администраторами и родителями — чтобы помочь детям развиваться не только эмоционально и психологически, но и в учебе. Работа школьного психолога включает в себя оценку и диагностику проблем с обучением, консультирование детей, разработку поведенческих вмешательств и создание благоприятной учебной среды.

Требуемое образование: Школьные психологи обычно должны иметь степень специалиста в области школьной психологии, известную как Ed. S. степень. Для получения этих степеней требуется два года курсовой работы на уровне выпускников, а также годичная стажировка под наблюдением. Однако в некоторых штатах можно получить лицензию школьного психолога только со степенью магистра.

Зарплата: Средняя годовая зарплата школьных психологов составляет 71 070 долларов.

Психолог развития

Психологи развития работают над тем, чтобы понять, как люди растут и меняются в течение жизни. Некоторые психологи развития специально сосредотачиваются на старости или развитии на протяжении всей жизни, в то время как другие посвящают свое время изучению развития детства. Их работа заключается в том, чтобы задавать вопросы, касающиеся роста и развития детей, и проводить исследования, чтобы найти ответы на эти вопросы. Как у детей формируется чувство морали? Как приобретаются языковые навыки? Как события детства влияют на отношения в дальнейшей жизни? Некоторые специалисты по психологии развития вместо проведения исследований тратят свое время непосредственно на работу с детьми. Они оценивают и диагностируют потенциальные задержки развития и инвалидность, а также разрабатывают меры для их преодоления.

Требуемое образование: Кандидат наук. или Psy.D. в психологии развития требуется, чтобы стать психологом развития.

Зарплата: Средняя годовая зарплата психологов развития составляет 80 051 доллар.

Школьный консультант

Школьные консультанты предоставляют консультационные услуги учащимся, предлагая поддержку не только в учебе, но и в личных, социальных и карьерных вопросах. Школьные консультанты помогают учащимся выбрать классы и колледжи, а также предлагают помощь в изучении возможных карьерных путей. Они также работают со студентами, которым нужна помощь в решении личных проблем или социальных конфликтов, и являются ресурсом для молодых людей, стремящихся развить новые навыки.

Требуемое образование: Школьные консультанты должны иметь степень магистра аккредитованной программы. Они также должны приобрести определенный клинический опыт под наблюдением своего профессора или наставника и сдать государственные экзамены на получение лицензии с проходными баллами.

Зарплата: Средняя годовая зарплата школьного консультанта составляет 57 800 долларов.

Семейный терапевт

Семейные терапевты помогают семьям, которые борются с поведенческими, эмоциональными, социальными или когнитивными проблемами. В некоторых случаях эти проблемы могут затрагивать только одного члена семьи, но их последствия сказываются на семье в целом. Семейный терапевт предлагает терапевтические услуги, такие как семейное консультирование, диагностика, лечение и вмешательства, направленные на восстановление семейной гармонии и благополучия.

Требуемое образование: Требования к семейным терапевтам варьируются от штата к штату. Эти специалисты обычно имеют степень доктора психологии или степень магистра социальной работы. Существуют также государственные требования к лицензированию и сертификации, которым должны соответствовать все семейные терапевты.

Зарплата: Средняя годовая зарплата семейных терапевтов составляет 45 720 долларов.

Анималотерапевт

Терапевты с помощью животных помогают людям, которые борются с широким кругом психологических проблем, путем содержания домашних животных и взаимодействия с животными. Это развивающаяся область психологии, и исследования показывают, что такое взаимодействие с животными приносит пациентам ряд значительных преимуществ. Было показано, что домашние животные улучшают эмоциональное, социальное, когнитивное и физическое функционирование и облегчают страдания пациентов в самых разных условиях. Анималотерапевты работают с людьми всех возрастов, но некоторые специализируются на работе с детьми. Анималотерапия оказалась особенно эффективной для детей, страдающих проблемами развития и расстройствами аутистического спектра.

Требуемое образование: Терапевты, работающие с животными, должны иметь как минимум степень бакалавра в области психологии или смежных областях, таких как социальная работа, образование или уход за больными. Терапевтам с высшим образованием в области консультирования, трудотерапии, психологии или социальной работы будет легче найти работу, и они будут получать более высокую заработную плату. В дополнение к этим степеням многие колледжи и университеты предлагают специальные сертификационные курсы по терапии с помощью животных.

Зарплата: Заработная плата этих терапевтов сильно различается. Заработок зависит от полномочий терапевта, обучения и сферы деятельности. Например, средняя годовая зарплата психолога, работающего с животными, составляет 64 140 долларов, а зарплата физиотерапевта, работающего с животными, — 72 790 долларов.

Арт-терапевт

Арт-терапевты помогают пациентам, которые борются с психическими расстройствами и психологическими расстройствами, в частности, используя искусство в качестве вмешательства. Искусство становится для пациента способом выразить свои эмоциональные и психологические трудности, тем самым облегчая страдания и улучшая их собственные навыки самообладания. Арт-терапевты сочетают творческий, интуитивный процесс искусства с научными принципами психотерапии, чтобы способствовать психическому и эмоциональному благополучию и исцелению своих пациентов. Арт-терапия особенно эффективна для детей, страдающих тревогой, посттравматическим стрессом или задержкой развития.

Требуемое образование: Требования для того, чтобы стать арт-терапевтом, варьируются от штата к штату, но в большинстве штатов требуется, чтобы эти специалисты имели лицензию на оказание психотерапевтических услуг. Чтобы получить эту лицензию, терапевтам обычно необходимо сначала получить докторскую степень в области психологии или степень магистра в области социальной работы или консультирования. Кроме того, профессиональные арт-терапевты должны быть зарегистрированы или лицензированы через Art Therapy Credentials Board, Inc. (ATCB).

Зарплата: Заработок арт-терапевтов сильно различается в зависимости от образования, географического положения и опыта. Средняя заработная плата этих специалистов может составлять от 29 000 долларов в год до 63 000 долларов в год.

Социальный работник

Социальные работники могут работать в самых разных условиях и с клиентами любого возраста и происхождения. Однако значительный процент этих специалистов специализируются на работе с детьми. Эти социальные работники помогают детям, борющимся с проблемами поведения, связывают молодых людей с соответствующими службами в обществе и выступают в качестве защитников детей, у которых в противном случае их нет. Социальные работники также могут организовывать усыновление и воспитание, помогать молодым родителям-одиночкам и консультировать детей.

Требуемое образование: Социальные работники должны иметь как минимум степень бакалавра в области социальной работы. Однако социальным работникам со степенью магистра будет намного легче найти работу.

Зарплата: Средняя годовая заработная плата социального работника со степенью бакалавра составляет 30 000 долларов США, а средняя годовая заработная плата социального работника со степенью магистра составляет 45 000 долларов США.

Раннее детство

NASP поддерживает эффективное дошкольное образование и вмешательство как средство достижения положительных результатов для всех детей младшего возраста и считает, что школьные психологические услуги должны предоставляться всем маленьким детям с выявленными нарушениями и без них.

Дети развиваются в контексте семьи, сообщества и культуры, поэтому услуги должны учитывать культурное и языковое разнообразие маленьких детей и их семей. NASP поддерживает активную роль школьных психологов в дошкольном образовании и вмешательстве для поддержки поведенческого и социально-эмоционального развития, подготовки к школе, перехода в школу и успехов в школе в раннем возрасте для всех детей младшего возраста. Ресурсы на этих страницах предназначены для поддержки школьных психологов, которые в настоящее время работают с детьми младшего возраста, и тех, кто надеется расширить комплексные школьные психологические услуги для детей младшего возраста.

Целевая группа по вопросам раннего детства

Целевая группа по вопросам раннего детства (2019-2021 гг.), состоящая из экспертов по раннему развитию в области школьной психологии, собрала и разработала ряд ресурсов для проведения исследований, передового опыта и рекомендаций по работе с дети в возрасте 0-9 лет.

Эти ресурсы организованы по четырем общим темам:

  • Политика, обучение и практика

    Политические и практические ресурсы, помогающие расширить доступ к высококачественному дошкольному образованию.

    Читать далее

  • МТСС – Академический, Консультация

    Услуги дошкольного образования наиболее эффективны, когда они предоставляются через многоуровневую систему поддержки, включающую консультации школьных психологов, воспитателей и семей.

    Читать далее

  • Психическое здоровье и кризисное реагирование

    Ресурсы для поддержки предоставления услуг и консультаций в области психического здоровья детей младшего возраста, основанных на фактических данных.

    Читать далее

Краткий обзор практических исследований в области раннего детства

В этих кратких раздаточных материалах представлен обзор существующих исследований, которые используются в школьной психологической практике для работы с младенцами и детьми младшего возраста.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts