Гендерная психология это: Гендерная психология. Большая российская энциклопедия

чем различаются женщины и мужчины, по мнению западных и российских психологов — Нож

Гендерная психология: две точки зрения

Гендерная психология изучает особенности поведения человека в обществе, связанные с его биологическим полом, гендером (социальным полом) и их взаимодействием. Однозначной формулировки и четких границ у гендерной психологии пока нет, а ее концепцию каждый автор излагает по-своему. Основная проблема заключается в том, что сложно дать определение самому понятию «гендерная».

Гендер = биологический пол

В России и других постсоветских странах гендерная психология развивается медленно. Для некоторых отечественных психологов гендер — лишь новомодный термин и производное понятия «биологический пол». В России до сих пор жива бинарная гендерная система, которая утверждает, что:

  • всех людей можно разделить на две категории — мужчины и женщины;
  • все люди гетеросексуальны;
  • биологический пол, природное предназначение человека — первопричины психологических и поведенческих особенностей мужчин и женщин.

Последнее утверждение означает, что мужские и женские качества предопределены. Например, если человеку при рождении приписан женский пол, то от него ожидаются феминные черты характера, внешность, поведение.

Так создаются жесткие гендерные стереотипы, которые навязывают людям две ролевые модели и накладывают ограничения на все аспекты жизни — от выбора одежды до выбора профессии.

Решительный сын и послушная дочь, успешный муж и домовитая жена, предприимчивый подчиненный и понимающая начальница — мы бессознательно встраиваемся в бинарную гендерную систему, чтобы не выглядеть чужими среди своих.

Гендер = социальный пол

В конце второго тысячелетия в зарубежных странах, особенно в США, начали глубоко переосмыслять теорию «биология как судьба». По мере развития науки стало ясно, что между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий, а предопределенность их качеств относительна. Ученые сомневаются даже в том, что на генетическом уровне пол можно разделить только на два вида, и предполагают, что половое разнообразие гораздо шире.

Западная гендерная психология четко разделяет понятия «пол» и «гендер»:

  1. Пол — совокупность биологических особенностей человека.
  2. Гендер — набор культурных норм, шаблонов, определяющих модели поведения, психологические качества мужчин и женщин. Эти нормы передаются из поколения в поколение и закрепляются на подсознательном уровне.

Гендер — гибкий конструкт, который может меняться в зависимости от опыта личности, особенностей общества, исторического периода. Он не определен биологией, а значит, на него можно воздействовать. Во многих странах меняются гендерные стереотипы и роли, и в первую очередь это связано с изменениями в самосознании людей. Если мы будем принимать тот факт, что любой человек независимо от биологического пола — это индивидуальность со своими психологическими особенностями, сочетанием маскулинности и феминности в психике, то общество станет более полноценным и гармоничным.

Фото из открытого источника

Как развивалась гендерная психология

Историю становления гендерной психологии принято делить на пять этапов. Каждый из них связан с новаторскими идеями и теориями, которые шокировали современников и вызвали общественный резонанс. Некоторые из них удивляют и сегодня.

1. Период философов

Большую часть истории у людей не было необходимости придумывать теорию о биологическом происхождении мужских и женских качеств. По мнению современного историка Томаса Лакера, во многих европейских культурах до начала XVIII века существовала однополая модель человека, описанная древнеримским медиком Галеном. Женщины и мужчины рассматривались как две формы одного пола. Считалось, что репродуктивные системы у них одинаковые, просто женские гениталии находятся не снаружи, а внутри тела.

Многие античные философы объясняли разницу между мужчинами и женщинами не биологией, а с помощью религии. Например, Аристотель в своем трактате «Политика» утверждал, что женщина — инертная материя, не имеющая души, а мужчина — активная и творческая форма, высшая жизненная сила.

Взгляды Платона были во многом схожи с идеями современной гендерной психологии. В своем диалоге «Государство» он размышляет о том, что именно общество формирует модели поведения людей.

Платон первым высказал мысль о равноправии полов: женщины могут играть те же социальные роли, что и мужчины, а также быть воинами и учеными.

В диалоге «Пир» он рассказывает миф об андрогинах — существах, соединяющих в себе признаки мужчин и женщин. Андрогины обладали невероятной силой и посягали на власть богов, за что и были наказаны Зевсом: он разрезал их пополам молниями и рассеял по всему свету.

Источник

В эпоху Ренессанса многие философы тоже высказывали мысли о гендерном равенстве. Например, в книге «Утопия» Томас Мор описал идеальное государство, в котором нет разделения гендерных ролей: люди вне зависимости от пола имеют равные права и возможности во всех сферах жизни, включая религию, службу в армии, политику.

В начале XVIII века на смену однополой модели человека пришла двуполая.

Между биологическим полом и особенностями людей стали искать прочную связь. Врачи, писатели, философы в своих работах противопоставляли женщин и мужчин во всех физических и моральных аспектах.

Томас Лакер считает, что причиной появления двуполой модели было не только развитие науки, но и политика. В обществе появлялось всё больше образованных и амбициозных женщин. Власть мужчин оказалась под угрозой, срочно нужны были доказательства превосходства мужского над женским! Так была создана бинарная гендерная система, которая во многих культурах существует и сегодня.

2. Возникновение феминизма и появление новаторских идей

Дальнейшее развитие гендерной психологии связано с появлением феминистских идей. Одной из первых защитниц прав женщин была англичанка Мэри Уолстонкрафт, жившая во второй половине XVIII столетия. В условиях гендерного неравенства она смогла получить блестящее образование и стать известной писательницей. В эссе «В защиту прав женщин» Уолстонкрафт пишет о необходимости совместного обучения мальчиков и девочек и полемизирует с Жан-Жаком Руссо, который в своем романе «Эмиль, или О воспитании» утверждает, что предназначение женщины — рожать детей, вести хозяйство и быть приятной мужу, а умственные занятия ей не нужны.

Ключевой тезис эссе — второстепенная роль женщин не обусловлена биологией, а сконструирована обществом:

«Обученный с младенчества, что красота — скипетр женщины, ум приспосабливается к телу и, бродя вокруг своей позолоченной клетки, стремится только украсить тюрьму».

Мэри Уолстонкрафт. Изображение из открытого источника

В конце XIX — начале XX века во Франции, Великобритании, США, России развернулась первая волна феминизма — политическое движение за предоставление женщинам равных с мужчинами прав: избирательных, экономических, права на образование.

В учебных заведениях многих стран, в том числе России, ввели совместное обучение. Благодаря этому у исследователей появился интерес к сравнению мужчин и женщин.

В конце XIX века русский философ и психолог Петр Астафьев опубликовал две работы об особенностях женской и мужской психики. Астафьев утверждал, что скорость психических реакций у женщин выше, чем у мужчин. Также к особенностям женской психики он относил рассеянное внимание, эмоциональность, легкую возбудимость, неспособность к ассоциативному мышлению и оригинальному творчеству.

В 1902 году вышла книга «Пол и характер» Отто Вейнингера — эксцентричного философа, который был мизогинистом и считал, что никакого «женского вопроса» нет, а вся шумиха на эту тему — желание женщины сравняться с мужчиной и скопировать его творческую силу. В основу его работы легла докторская диссертация Вейнингера о бисексуальности. Через год после публикации ученый покончил с собой, чем привлек к ней повышенное внимание.

Основные тезисы книги:

  1. Пол определяется не только первичными и вторичными, но также третичными и четвертичными половыми признаками. Фактически к третичным и четвертичным половым признакам Вейнингер относит то, что сегодня мы называем гендером: модели поведения, приобретенные качества человека.
  2. Существует два биологических начала: мужское и женское. Оба начала присутствуют в каждой личности, поэтому любой человек бисексуален.
  3. Мужские качества — развитые когнитивные и творческие способности, гениальность; женские — глупость, неспособность к творчеству. Женщина может добиться успеха в науке, профессии, только если в ней присутствует мужское начало.
  4. Единственное сильное женское качество — сексуальность. Чем больше в человеке женского начала, тем он сексуальнее.
  5. Гармоничные отношения в паре возможны, только если половые партнеры — противоположности. Если один партнер имеет выраженную маскулинность и низкую феминность, тогда второй должен обладать противоположными качествами.

Современные психологи по-разному оценивают работу Вейнингера. Некоторые считают его блестящим ученым, одним из основоположников психологии пола, гендерной психологии и полагают, что теория Вейнингера о сочетании в каждом человеке маскулинности и феминности всё еще актуальна. Другие критикуют «Пол и характер», в частности утверждения о мужском-добродетельном и женском-порочном, и утверждают, что Вейнингер — очередной мужчина-ученый, который в реальности ничего не знал о женщинах, не учитывал их опыт и делал выводы, исходя из собственных предрассудков и амбиций.

Отто Вейнингер. Источник

3. Фрейдовский этап

Без отца психоанализа, как всегда, не обошлось: третий этап развития гендерной психологии связывают с его знаменитой теорией. Ученый считал, что гендерные различия не являются врожденными, а формируются в раннем детстве. Основной механизм усвоения половой роли — идентификация детей с родителями.

Согласно теории Фрейда, каждый ребенок с рождения обладает либидо и примерно в три года начинает проявлять сексуальные чувства к родителю противоположного пола, а также ревность и злопамятность в отношении родителя одного с ним пола. Такое явление Фрейд назвал эдиповым комплексом. По мере взросления ребенок преодолевает его, идентифицируя себя с родителем своего пола: мальчик старается походить на отца, девочка — на мать. Фрейд считал, что успешное разрешение эдипова комплекса — основа психического здоровья человека.

Критики теории Фрейда ломали копья как при жизни, так и после смерти знаменитого психоаналитика. Его работа подтолкнула многих исследователей к изучению того, как формируются гендерные различия.

Зигмунд Фрейд. Фото из открытого источника

Пока Фрейд разрабатывал свою теорию, в России наблюдался упадок психологии и педагогики. С приходом советской власти было узаконено равенство полов во всех сферах жизни, женщины получили доступ к профессиональному образованию, рабочим местам. Казалось бы, в СССР были созданы прекрасные условия для развития гендерных исследований, но на практике всё выглядело по-другому: полностью отрицалась разница полов, гендерная психология и педагогика были объявлены ненужными.

В Союзе существовал только один пол — советский человек, который был всегда готов к труду и обороне и в психологических исследованиях не нуждался.

По мнению психолога Татьяны Бендас, за 1920–1930 годы вышло только несколько интересных работ психологов: «Об изучении детского коллектива» Е. А. Аркина, «Очерки детской сексуальности» П. П. Блонского. Но вскоре их работу запретили, а труды перестали публиковать. В последующие 30 лет развитие гендерной психологии было полностью парализовано.

4. Вторая волна феминизма, women’s studies и женщины-исследователи

Впервые термин «гендер» ввел в научный оборот американский психиатр и сексолог Джон Мани. В 1955 году он изучал особенности интерсексов и пытался найти название для небиологической дифференциации людей. С помощью понятия «гендер» он описал социальный опыт людей, которые не вписываются в стандартную бинарную систему.

В 1960-е годы развернулась вторая волна феминизма, и понятие «гендер» стало ее символом. Центральной работой феминистского движения была книга Симоны Бовуар «Второй пол», в которой критикуются мифы о биологической природе женских качеств:

«Ее поведение, ее качества, всё, в чем ее обвиняют, не предопределено ей природой. Общество, общественное устройство, принуждает женщину вырабатывать в себе определенные качества и диктует ей формы поведения».

В книге «Женщиной не рождаются, а становятся» де Бовуар проводит четкую границу между биологическим полом и гендером, подчер­ки­вая социаль­ное происхождение того, что принято называть женским. Симона Бовуар. Источник

Во период второй волны феминизма в крупнейших университетах США начали создавать программы Women’s Studies. Женщины становились не только научным объектом, но и учеными. По сути, это были первые гендерные исследования, в которых принимали участие психологи, философы, историки, социологи, генетики. Они проанализировали различные научные работы и выяснили, что наука субъективна: под видом исследования человеческого организма на практике изучались только мужчины. А если женщины и становились объектом изучения, то итоги работы рассматривались с точки зрения мужчины-ученого, без учета женского опыта. Так появлялись необъективные, выгодные для мужчин теории, которые приписывали женскому полу отсутствие когнитивных, творческих, лидерских способностей, «мягкость» характера, домовитость.

Вторая волна феминизма запустила исследования, изучающие мотивацию и достижения женщин. В 1964 году американский психолог Мартина Хорнер в своей работе «Боязнь успеха» писала, что основной фактор, который не дает женщинам продвигаться по карьерной лестнице, — это страх успеха, сформированный обществом.

Успех вызывает у женщин тревогу: они боятся потерять женственность, расположение мужа, детей.

Поэтому многие отказываются от профессионального роста в пользу семьи или карьеры мужа. Позже этот феномен другие авторы описали как синдром самозванца.

Мартина Хорнер. Источник

Согласно данным, которые приводит в своей книге психолог Татьяна Бендас, с 1950 по 1980 год в англоязычных источниках были опубликованы результаты 30 тысяч гендерных исследований. Один из самых масштабных трудов — «Психология половых различий» Элеонор Маккоби и Кэрол Жаклин, анализ 2000 результатов предыдущих научных работ.

Маккоби и Жаклин обнаружили, что между мужчинами и женщинами нет различий по большинству параметров, включая восприятие, память, способность к обучению, эмоциональность, внушаемость и самооценку.

Подтвердились только некоторые гендерные различия:

  • женщины превосходят мужчин в вербальных способностях;
  • у мужчин лучше развиты визуально-пространственные, математические способности, выше агрессивность.

В 1974 году американский психолог Сандра Бем создала полоролевой опросник для определения степени маскулинности, феминности и андрогинности. Тест состоит из 60 личностных качеств (20 мужских, 20 женских, 20 гендерно-нейтральных), которые участники опроса оценивают по семибалльной шкале. Бем была уверена, что маскулинность и феминность не противопоставлены друг другу и люди любого пола могут обладать одновременно и теми, и другими чертами, то есть быть андрогинными.

Сандра Бем утверждала, что андрогинность делает человека более адаптивным, гибким к окружающим обстоятельствам. Позже пользу андрогинности доказали и современные клинические исследования.

Также Бем разработала теорию гендерной схемы и описала феномен «линзы гендера».

Сандра Бем. Фото из открытого источника

В СССР в конце 1960-х годов сформировалась относительно благоприятная атмосфера для развития гендерной психологии. В это время психолог Б. Г. Ананьев основал ленинградскую (петербургскую) психологическую школу и запустил в ней серию исследований, направленных на изучение мужских и женских особенностей. В итоге ученый пришел к выводу, что мужчины и женщины отличаются друг от друга по многим параметрам, и причина этого — биология.

После работы Ананьева половой диморфизм стал главным принципом психологических исследований в СССР. Многие российские психологи придерживаются его и сегодня.

5. Современные гендерные исследования

Последний этап истории гендерной психологии длится уже более 30 лет, в это время широко разворачиваются клинические исследования. Лидирует в этой области США, где выработаны четкие процедуры и стандарты, сформирована мощная научная инфраструктура: журналы, конференции, системы подготовки специалистов. Во многих американских университетах women’s studies трансформировались в крупные учебно-исследовательские программы, изучающие гендерные и сексуальные вопросы. Также подобные программы есть в университетах Канады, Германии, Англии, Франции, Индии, Китая.

Начиная с 1990 года активно исследуются гендерные стереотипы. Например, психологи Джон Вильямс и Дебора Бест провели кросс-культурное исследование гендерных стереотипов, опросив респондентов в 25 странах мира.

В большинстве стран гендерные стереотипы совпали, причем шаблонов мужского поведения оказалось в два раза больше, чем женского.В скобках указано количество стран. Источник

В начале XXI века в гендерной психологии стали применять метаанализ, что повысило точность и эффективность исследований. В 2005 году с помощью этого метода психолог Джанет Хайд разработала теорию о гендерном сходстве. Ее данные показали, что 78% предполагаемых гендерных различий несущественны.

Исследование Джанет Хайд опровергло некоторые результаты предыдущей работы Маккоби и Жаклин.

Например, Хайд установила, что математические способности у женщин и мужчин одинаковые. Превосходство мужчин было обнаружено в физической активности, агрессии, некоторых показателях сексуальности.

До появления теории Хайд большинство исследований было направлено на поиск гендерных различий. После нее многие ученые сосредоточились на изучении гендерных сходств. Подобные работы помогают бороться с созданными в обществе стереотипами и дискриминацией.

В последние годы ученые анализируют:

  • гендерное неравенство в профессиональной сфере;
  • гендерные стереотипы в образовательной сфере;
  • связь гендера и пандемии COVID-19.

В России гендерные исследования тоже развиваются, но медленно. В 1990 году в Москве заработал МЦГИ — первый российский центр гендерных исследований. Следом за ним были созданы Петербургский, Карельский, Ивановский и другие центры. Сегодня география подобных организаций расширилась, но исследования они проводят редко. Некоторые негосударственные центры, существующие за счет зарубежных грантов, закрывают по политическим причинам.

К сожалению, период «железного занавеса» и популярная в СССР теория полового диморфизма привели к тому, что сейчас в нашей стране нет базы, на которой можно было бы создать современную исследовательскую школу. Как говорят сами отечественные психологи, многое еще предстоит сделать, а пока в России gender studies всё еще остаются экзотическим и маргинальным сегментом научного пейзажа.

западные методологические схемы и отечественная культурно-историческая ситуация

Гендерная психология — одна из наиболее молодых и весьма бурно развивающихся отраслей отечественной психологии. Причина этого видится нам с одной стороны, в глубочайшем кризисе семейных отношений в России и демографической ситуации в целом, а с другой — в поисках россиян найти новую идентичность либо на основе диалога с западной культурой (в том числе психологической), либо на основе отрицания ее ценностей, в том числе и тендерных.

Гендерные проблемы активно обсуждались в российской педологической литературе, после чего наступила пауза вплоть до начала 80-х годов, когда появились первые работы, уже в то время во многом ориентированные на западные подходы (См. работы И.С.Кона). Еще одним «черным ходом» для них стали работы психологов стран восточной Европы (достаточно вспомнить чешские работы в духе Мастерса и Джонсон, польские по сексологии и немецкие по формированию гендерных ролей).

В 90-е годы происходит «легализация» как выработанного в западной психологии понятия «гендера», так и западных методологических схем. (Объяснимое уже тем, что они, по большей части осуществлялись на средства западных грантов).
На наш взгляд, такое заимствование имело как свои положительные, так и негативные стороны.

К сильным сторонам западной гендерной психологии следует отнести, прежде всего, ее прагматическую ориентацию. Грантовая система и осознанная позиция как государственных, так и частных инвесторов привела к тому, что научные подходы в этой области формировались как ответы на вопросы, имеющие очевидную практическую значимость — снижение числа ранних и внебрачных беременностей, числа разводов, и т.д., (особенно мощный толчок гендерным исследованиям дала, безусловно, кампания по борьбе с эпидемией СПИДа).

Во-вторых, западная гендерология стремится охватить максимально широкий спектр индивидуальных и групповых различий и рассмотреть их с точки зрения различных психологических школ, что позволяет создать полную картину гендерной специфики поведения, установок и отношений в возрастном, социальном и культурном контекстах.

Длительная история западной гендерологии предполагает наличие выработанных исследовательских процедур и стандартов, опыта взаимодействия с общественными и государственными органами и СМИ. Сформировалось мощное профессиональное сообщество со своей инфраструктурой (научные журналы, конференции, система подготовки специалистов).

Наконец, в западной тендерной психологии проделана огромная работа по выработке универсального языка описания исследуемых процессов: «если мы говорим, что люди совершают это, это значит, что они делают то-то и то-то таким-то образом».

К сожалению, эти достижения остались по разным причинам вне отечественной научной и культурной реальности.

Однако современный этап развития западной гендерной психологии характеризуется и серьезнейшими методологическими проблемами. Во-первых, она несет «родимое пятно» продолжительного развития в рамках и обслуживания чрезвычайно политизированных общественных движений — сначала феминистского, а затем — движения за права «сексуальных меньшинств». Так, первые исследования «гетеросексуальной идентичности» появились лишь в самом конце 20 века — на полтора-два десятилетия позже того, как исследования различных вариантов «гомосексуальной идентичности» стали хитом психологических изданий разных направлений и школ (Wilkinson S, Kitzinger С., 1994). Преобладание феминистского взгляда в гендерной психологии, и женщин среди деятелей, определяющих политику и практику гендерных исследований, по мнению некоторых исследователей (Head J., 1999; Walker B.M., 2001) уже привела не только к резкому недостатку исследований психологии становления мужского гендера, но и к дискриминационной позиции в отношении его самого.

Второй проблемой западной тендерной психологии стал «процедурный фетишизм», состоящий в том, что, стремясь к максимальному соблюдению методических требований и статистических процедур, исследователи настолько дробят свои данные, что на каждый поставленный вопрос получают противоположные ответы в равной степени статистически обоснованные. Понятно, что такая ситуация отнюдь не способствует построению общих объяснительных собственно психологических схем и приводит к замене их идеологическими.

Наконец, распад и интерференция классических психологических школ, а так же нарочитый эмпиризм не позволяет создать целостную картину и определить тенденции развития того или иного психологического явления.

К сожалению, российская гендерная психология, заимствуя западные схемы, пока не сумела скорректировать их с учетом отечественной культурно-исторической специфики (хотя, большинство работ, прежде всего, диссертационных, содержит ритуальные «клятвы на верность» личностно-деятельностному подходу) и, тем более разработать общепринятый безоценочный язык описания исследуемых феноменов. Эта тенденция, в целом характерная и для других областей отечественной психологии особенно опасна для психологии тендера, поскольку происходит заимствование самой базовой модели как женского, так и мужского гендера и всей системы связанных с тендером отношений. Например, мы считаем, что требует доказательств универсальность таких конструктов как «демократические ценности», «андрогинность» и т.п., широко и без обсуждения принимаемых в отечественной гендерологии, причем речь идет как о самом их существовании в той или иной культуре, так и о конкретном содержании.

Особенно активно заимствуются идеологические схемы феминизма. Это деформирует и содержание, и тематику работ по психологии тендера (наши подсчеты по базам данных ведущих российских библиотек дают соотношение работ, посвященных женской и мужской психологии как 2,7:1, при этом если работы по психологии женского тендера имеют характер научных публикаций в 62% случаев, в то время как по мужскому тендеру только в 27%. К тому же работы по женской психологии посвящены различным темам, в то время как по мужской свыше 70% работ составляют работы по психосексуальной тематике).

С другой стороны, консервативная политическая реакция на этот вызов привел к тому, что большинство традиционных тем тендерной психологии оказались выведенными за пределы исследовательского поля, и на данном этапе мы не чувствуем за собой смелости вновь поднять вопрос об их очевидной необходимости.

Преодоление такой ситуаций, на наш взгляд, лежит в следующем направлении:

  • Последовательное применение культурно-исторического, системного и деятельностного подхода, которые позволят рассмотреть гендер и его становление как целостную структуру, видоизменяющуюся в различных культурных и исторических условиях, не теряя при этом собственно психологической специфики (так, применение культурно-исторического подхода способно, на наш взгляд, существенно дополнить и расширить столь модную сейчас теорию «перформативного гендера»). С другой стороны, с нашей точки зрения плодотворными могут оказаться исследования, рассматривающие развитие гендера, и как специфический вид деятельности (особенно в переходный период от детства к взрослости), и как специфический аспект любой деятельности.

  • В существующих политических условиях центральным предметом отечественной гендерной психологии должна стать гендерная специфичность картины мира, системы отношений и форм самоактуализации мужчин и женщин.

  • Психологическая наука должна участвовать не только в рефлексии, но и формировании гендерных структур и отношений, адекватных существующей культурно-исторической ситуации (как это удалось в предвоенный период отечественным педологам).

Пол | Психология сегодня

Отзыв от Psychology Today Staff

Все люди рождаются с биологическими признаками пола, мужчинами, женщинами или интерсексуалами. Гендер, однако, является социальной конструкцией и обычно основан на нормах, поведении и социальных ролях, ожидаемых от людей, в первую очередь на основе их пола. Гендерная идентичность описывает самовоспринимаемый пол человека, который может быть мужским, женским или другим. В последние годы расширение общественного понимания гендера позволило многим чувствовать себя более комфортно в собственной шкуре и жить как люди, которыми они себя считают. Людей, чья гендерная идентичность соответствует их биологическому полу, можно назвать цисгендерами. Трансгендеры имеют гендерную идентичность, которая не соответствует полу, присвоенному им при рождении. И люди, чья гендерная идентичность не ощущается ни мужской, ни женской, могут идентифицировать себя как небинарные, в то время как те, кто не чувствует гендерной идентичности, могут называть себя «агендерами».

Содержимое
  • Диапазон современной гендерной идентичности
  • Гендерные вызовы в повседневной жизни

Диапазон современной гендерной идентичности

Вероятно, в истории человечества никогда не было такого времени, когда все люди чувствовали бы себя строго мужчинами или женщинами. Но в то время как разные культуры в разное время были более или менее открытыми и принимали разные гендерные идентичности, гораздо больше людей сегодня могут чувствовать себя комфортно, выражая свою идентичность и живя своей жизнью как представители пола, к которому, по их мнению, они принадлежат, чем когда-либо прежде. Тем не менее, согласно исследованиям Всемирной организации здравоохранения и других организаций, трансгендерные, небинарные и другие нецисгендерные люди сталкиваются с широко распространенной дискриминацией на работе, в общественной жизни и в системе здравоохранения. А в культурах, которые вообще отрицают существование трансгендерных или небинарных людей или отказывают в правах таким людям, те, кто не идентифицирует себя с гендерной бинарностью, могут быть вынуждены жить в секрете или им угрожают насилием.

Сколько существует полов?

На этот вопрос нет однозначного ответа. Наряду с цис-мужчинами и цис-женщинами есть транс-мужчины и транс-женщины, трансгендеры, небинарные, гендерфлюидные, гендерквирные и агендерные личности, среди многих других возможных определений. Facebook предлагает пользователям десятки потенциальных гендерных идентичностей для выбора в своих профилях, в то время как другие эксперты предполагают, что может быть 100 или более гендеров, и разные культуры могут использовать разные идентификации для того или иного пола. Сторонники предполагают, что ключ не в том, чтобы составить окончательный список гендерных возможностей, а в том, чтобы принять заявленный пол каждого человека.

Что такое гендерная бинарность?

Многим людям комфортно быть мужчиной или женщиной, что также известно как гендерная бинарность. Когда люди, которые не идентифицируют себя как мужчину или женщину, в любом случае следуют «традиционному» мужскому или женскому поведению и распорядку из-за нежелания или страха заявлять о своей истинной гендерной идентичности, можно сказать, что они практикуют гендерное соответствие. Несмотря на в целом большую открытость к другим гендерам сегодня, общественный мир по-прежнему ориентирован на гендерную бинарность. По иронии судьбы, однако, многие элементы того, что сейчас считается отчетливо мужским или женским поведением, когда-то были совсем другими. Например, не так давно мужчины носили парики и каблуки и предпочитали розовый цвет, который сейчас считается стереотипно женственным. Понимание того, насколько изменчивыми были наши бинарные ожидания с течением времени, могло бы сегодня привести к большему принятию альтернативных гендерных ролей.

Как люди понимают свой пол?

Люди могут осознать свою гендерную идентичность в любое время. Некоторые осознают свою идентичность в детстве и могут с раннего возраста осознавать, что не соответствуют полу, к которому они были отнесены при рождении. Это чувство дискомфорта или страдания при попытке жить в рамках гендерной бинарности часто называют гендерной дисфорией. Такое чувство гендерного диссонанса может перерасти в депрессию или даже суицидальные мысли до тех пор, пока человек не найдет гендерный резонанс, часто после встречи с другими людьми с такой же гендерной идентичностью и с теми, с кем они могут себя идентифицировать. Но нецисгендерные люди могут по-прежнему бороться со своей идентичностью, если их семья, их сверстники или их сообщество не поддерживают идентичности по гендерному спектру.

Как родители могут поддержать небинарного ребенка?

Молодой человек, рассказывающий своему родителю или родителям, что он небинарный, трансгендерный или гендерный человек, может испытывать сильную тревогу, даже если он считает, что его родители могут его поддержать. Родители, которые могут сохранять спокойствие во время разговора, сосредоточиться на слушании, доверять инстинктам своего ребенка и помнить, что происходящее больше касается психического здоровья их ребенка, чем их собственного, могут оказать огромное облегчение и поддержку своему ребенку. После этого родители могут самостоятельно исследовать гендерные различия, найти поддержку и встать на защиту своего ребенка в своей расширенной семье и, при необходимости, в своем сообществе.

Как гендерквиры идентифицируют себя?

Люди, идентифицирующие себя как гендерквиры, могут помещать себя в спектр гендерной идентичности между мужчиной и женщиной. Ни трансгендеры, ни стремящиеся к переходу, они могут считать себя нейтрально гендерными и использовать местоимения без пола, такие как «они». Хотя им очень неудобно ассоциироваться с бинарным полом, они могут испытывать гендерную изменчивость, приближаясь к мужчине или женщине в разное время. Другие термины, которые могут использовать гендерквиры, включают третий пол, полугендер, бигендер, нейтроис, андрогин или пангендер. Некоторые исследования показывают, что больше людей, идентифицирующих себя как гендерквиры, родились женщинами.

Гендерные вызовы в повседневной жизни

Описание гендера как социальной конструкции не является ни случайным, ни идеологическим выражением. Многие люди могли бы быть более счастливыми и менее тревожными, если бы они могли прожить жизнь, не беспокоясь о том, влияет ли их пол на восприятие их другими людьми или на их способность добиваться своих целей, или не испытывая сомнений в том, оправдывают ли они ожидания. размещены на них из-за их половых признаков. К сожалению, социально сконструированные представления о гендере могут мешать людям во всех этих отношениях.

Цисгендерные мужчины могут изо всех сил пытаться соответствовать представлению о мачизме, которому их научили с юных лет и которые широко распространены в средствах массовой информации, которые они потребляют, даже если это на самом деле просто неуклюжий акт притворства. Цисгендерные женщины могут беспокоиться о том, что сексизм может ограничить их возможности или что стремление к своим целям приведет к тому, что другие будут считать их менее женственными и менее достойными, особенно если они не одеваются и не поддерживают свой внешний вид так, как от них ожидают. Трансгендерные люди могут чувствовать себя глубоко оторванными от своего истинного «я». И хотя те, кто совершил переход, или кто открыто небинарен или гендерквир, могут чувствовать себя более похожими на себя, это часто происходит за счет дискриминации со стороны тех, кто цепляется за социально сконструированные представления о том, кем на самом деле должны быть мужчины и женщины.

Сталкиваются ли небинарные люди с особыми проблемами психического здоровья?

Очень часто. Согласно отчету Mental State of the World, трансгендеры сообщают о значительно более низком психическом благополучии, чем цисгендерные мужчины или женщины, а опросы, проведенные Trevor Project, показывают, что почти половина трансгендерной или небинарной молодежи испытывала суицидальные мысли в предыдущем году. Другое исследование показало, что, хотя уровень депрессии выше в небинарных сообществах, риск снижается за счет поддержки семьи (но, что удивительно, в меньшей степени за счет идентификации с активным транс-сообществом), а для тех, кто находится в процессе перехода, за счет начала, завершения, и жить дольше с результатами вмешательств, которые приводят к более высокой удовлетворенности телом.

Есть ли в обществе предубеждение в отношении лиц, идентифицирующих себя с мужчинами?

Да, согласно исследованиям, и это может быть даже более глубоко, чем многие думают. Компьютерное исследование отношения людей к человечеству в целом показало, что большинство людей ассоциируют человеческие понятия, такие как термин «человек», с мужчинами больше, чем с женщинами, что отражает то, что исследователи назвали «андроцентрическим» уклоном с ответвлениями на предубеждения в экономике. , медицинское обслуживание и даже безопасность: до недавнего времени больше функций безопасности автомобилей тестировалось, например, на манекенах, представляющих размеры мужчин. Исследование показало, что эта предвзятость гораздо более выражена у мужчин, чем у женщин, но существует во всем обществе.

Является ли вера в традиционную мужественность фактором риска для плохого психического здоровья?

Возможно, хотя эта идея вызвала много споров. В 2019 году Американская психологическая ассоциация выпускает руководство для психологов, работающих с мужчинами и мальчиками, в котором говорится, что «традиционная мужественность, отмеченная стоицизмом, соперничеством, доминированием и агрессией, в целом вредна. Мужчины, социализированные таким образом, с меньшей вероятностью будут вести здоровый образ жизни». Хотя было показано, что ориентация на «мачо» может привести к меньшей гибкости и ухудшению отношений, среди прочего, она не всегда плохо служит мужчинам. Однако ощущение того, что человек должен стремиться соответствовать этому идеалу, или «самоуважение, зависящее от мужественности», может привести не только к личной борьбе за признание своего истинного «я», но и к более высокой склонности к дискриминации тех, кто, как считается, нарушает гендерные нормы.

Необходимые материалы для чтения

Последние сообщения

14.6 Гендер – Введение в психологию

Глава 14. Рост и развитие

Кристия Спирс Браун и Дженнифер А. Джуэлл

В этом модуле обсуждается гендер и связанные с ним понятия, включая пол, гендерные роли, гендерную идентичность, сексуальную ориентацию и сексизм. Кроме того, этот модуль включает обсуждение различий, существующих между мужчинами и женщинами, и то, как эти реальные гендерные различия соотносятся со стереотипами общества о гендерных различиях. На самом деле реальных гендерных различий значительно меньше, чем можно было бы ожидать, учитывая большое количество стереотипов о гендерных различиях. Затем в этом модуле обсуждаются теории о том, как развиваются гендерные роли и как они способствуют формированию сильных ожиданий в отношении гендерных различий. Наконец, модуль завершается обсуждением некоторых последствий опоры на гендерные различия и их ожидания, таких как гендерная дискриминация, сексуальные домогательства и амбивалентный сексизм.

Цели обучения

  1. Различать пол и пол, а также гендерную идентичность и сексуальную ориентацию.
  2. Обсуждайте существующие гендерные различия, а также те, которых на самом деле не существует.
  3. Понимать и объяснять различные теории формирования гендерных ролей.
  4. Обсудите сексизм и его влияние на представителей обоих полов.

Прежде чем мы подробно обсудим пол, важно понять, что такое пол на самом деле. Термины «пол» и «гендер» часто используются взаимозаменяемо, хотя и имеют разное значение. В этом контексте пол  относится к биологической категории мужского или женского пола, определяемой физическими различиями в генетическом составе, репродуктивной анатомии и функциях. С другой стороны, гендер  относится к культурным, социальным и психологическим значениям, связанным с мужественностью и женственностью (Wood & Eagly, 2002). Вы можете думать о «мужском» и «женском» как о различных категориях пола (человек обычно рождается мужчиной или женщиной), а «мужское» и «женское» — как континуумы, связанные с полом (у каждого есть определенная степень мужского начала). женские черты и качества).

Рисунок 14.11. Гендер относится к культурным, социальным и психологическим значениям, связанным с мужественностью и женственностью.

Помимо пола и гендера, существует ряд родственных терминов, которые также часто понимают неправильно. Гендерные роли  – это поведение, установки и личностные черты, которые в данной культуре обозначаются как мужские или женские. Принято думать о гендерных ролях с точки зрения гендерных стереотипов , или убеждений и ожиданий людей относительно типичных характеристик, предпочтений и поведения мужчин и женщин. человека гендерная идентичность  относится к их психологическому ощущению себя мужчиной или женщиной. Напротив, сексуальная ориентация человека — это направление его эмоционального и эротического влечения к представителям противоположного пола, того же пола или обоих полов. Это важные различия, и хотя мы не будем подробно обсуждать каждый из этих терминов, важно признать, что пол, гендер, гендерная идентичность и сексуальная ориентация не всегда соответствуют друг другу. Человек может быть биологически мужчиной, но иметь женскую гендерную идентичность при влечении к женщинам или любую другую комбинацию идентичностей и ориентаций.

Различия между мужчинами и женщинами могут быть основаны на (а) фактических гендерных различиях (т. е. мужчины и женщины фактически различаются в некоторых способностях), (б) гендерных ролях (т. е. различиях в том, как мужчины и женщины должны действовать), или (c) гендерные стереотипы (т. е. различия в том, как мы думаем о  мужчинах и женщинах). Иногда гендерные стереотипы и гендерные роли отражают фактические гендерные различия, а иногда нет.

Каковы фактические гендерные различия? Что касается языка и языковых навыков, то девочки раньше развивают языковые навыки и знают больше слов, чем мальчики; однако это не приводит к долгосрочным различиям. Девочки также чаще, чем мальчики, хвалят, соглашаются с человеком, с которым они разговаривают, и уточняют комментарии другого человека; мальчики, напротив, чаще, чем девочки, отстаивают свое мнение и высказывают критику (Leaper & Smith, 2004). Что касается темперамента, мальчики чуть менее способны сдерживать неуместные ответы и несколько чаще выбалтывают что-то, чем девочки (Else-Quest, Hyde, Goldsmith, & Van Hulle, 2006).

Рисунок 14.12. Мальчики демонстрируют более высокий уровень неспровоцированной физической агрессии, чем девочки, и чаще участвуют в организованных драках.

Что касается агрессии, то мальчики проявляют более высокие показатели неспровоцированной физической агрессии, чем девочки, но нет разницы в спровоцированной агрессии (Hyde, 2005). Некоторые из самых больших различий связаны со стилями игры детей. Мальчики часто играют в организованные потасовки большими группами, в то время как девочки меньше занимаются физическими упражнениями в гораздо меньших группах (Маккоби, 19 лет).98). Существуют также различия в показателях депрессии: девочки гораздо чаще, чем мальчики, подвержены депрессии после полового созревания. После полового созревания девочки также более склонны быть недовольными своим телом, чем мальчики.

Однако существуют значительные различия между отдельными самцами и отдельными самками. Кроме того, даже при наличии средних различий в уровнях фактический размер большинства этих различий довольно мал. Это означает, что знание чьего-то пола не очень помогает в предсказании его или ее реальных черт. Например, по уровню активности мальчики считаются более активными, чем девочки. Однако 42 % девочек более активны, чем средний мальчик (но так же и 50 % мальчиков; см. рис. 14.13, где показано изображение этого явления в сравнении мужской и женской самооценки). Кроме того, многие гендерные различия не отражают врожденных различий, а отражают различия в конкретном опыте и социализации. Например, одним из предполагаемых гендерных различий является то, что мальчики демонстрируют лучшие пространственные способности, чем девочки. Однако Цуриэль и Эгози (2010) дали девочкам возможность попрактиковать свои пространственные навыки (воображая, что рисунок линии имеет разные формы) и обнаружили, что с практикой это гендерное различие полностью исчезает.

Рис. 14.13. В то время как наши гендерные стереотипы изображают мужчин и женщин резко отличными друг от друга, даже если разница существует, наличие этой черты между полами во многом совпадает. На этом графике показана средняя разница в самооценке между мальчиками и девочками. У мальчиков средняя самооценка выше, чем у девочек, но средние оценки гораздо больше похожи, чем различаются. Взято из Хайда (2005).

Многие области, которые, как мы предполагаем, различаются между полами, на самом деле основаны на гендерных стереотипах, а не на реальных различиях. Основываясь на большом мета-анализе, анализе тысяч исследований с участием более одного миллиона человек, исследование показало: девочки не более боязливы, застенчивы или боятся новых вещей, чем мальчики; мальчики не более злы, чем девочки, и девочки не более эмоциональны, чем мальчики; мальчики не лучше успевают по математике, чем девочки; а девочки не более разговорчивы, чем мальчики (Hyde, 2005).

В следующих разделах мы исследуем гендерные роли, их роль в создании этих стереотипов и то, как они могут повлиять на развитие реальных гендерных различий.

Как упоминалось ранее, гендерные роли — это устоявшиеся социальные конструкции, которые могут меняться от культуры к культуре и с течением времени. В американской культуре мы обычно думаем о гендерных ролях с точки зрения гендерных стереотипов , или убеждений и ожиданий людей относительно типичных характеристик, предпочтений и поведения мужчин и женщин.

К тому времени, когда мы становимся взрослыми, наши гендерные роли становятся неотъемлемой частью нашей личности, и мы обычно придерживаемся многих гендерных стереотипов. Когда дети начинают узнавать о гендере? Очень рано. К своему первому дню рождения дети могут различать лица по полу. К своему второму дню рождения они могут маркировать пол других и даже сортировать объекты по гендерным категориям. К третьему дню рождения дети могут уверенно определять свой пол (см. обзор Martin, Ruble, & Szkrybalo, 2002). В этом возрасте дети считают, что пол определяется внешними, а не биологическими признаками. В возрасте от 3 до 6 лет дети узнают, что пол постоянен и не может измениться просто за счет изменения внешних признаков, развив гендерное постоянство . В этот период у детей также формируются устойчивые и жесткие гендерные стереотипы. Стереотипы могут относиться к игре (например, мальчики играют с грузовиками, а девочки — к куклам), чертам характера (например, мальчики сильные, а девочки любят плакать) и занятиям (например, мужчины — врачи, а женщины — медсестры). Эти стереотипы остаются жесткими до тех пор, пока дети не достигают возраста 8 или 9 лет. Затем у них развиваются когнитивные способности, которые позволяют им быть более гибкими в своем мышлении о других.

Рис. 14.14 У детей очень рано развивается способность классифицировать пол.

Как наши гендерные роли и гендерные стереотипы развиваются и становятся такими сильными? Многие из наших гендерных стереотипов настолько сильны, потому что мы так много внимания уделяем гендеру в культуре (Bigler & Liben, 2007). Например, к мужчинам и женщинам относятся по-разному еще до их рождения. Когда кто-то узнает о новой беременности, первый вопрос, который задают: «Это мальчик или девочка?» Сразу же, услышав ответ, выносятся суждения о ребенке: мальчики будут грубыми и похожими на голубые, а девочки нежными и похожими на розовые. Межгрупповая теория развития постулирует, что сильное внимание взрослых к гендеру заставляет детей обращать внимание на пол как на ключевой источник информации о себе и других, искать любые возможные гендерные различия и формировать жесткие стереотипы на основе пола, которые впоследствии трудно изменить.

Рисунок 14.15. Люди с большей вероятностью запомнят поведение и атрибуты, согласующиеся со схемой, чем поведение и атрибуты, несовместимые со схемой. Например, люди чаще помнят мужчин и забывают женщин, которые работают пожарными.

Существуют также психологические теории, которые частично объясняют, как дети формируют свои собственные гендерные роли после того, как учатся различать их по половому признаку. Первая из этих теорий — это теория гендерной схемы . Теория гендерной схемы утверждает, что дети являются активными учениками, которые по существу социализируются. В этом случае дети активно организуют поведение, деятельность и атрибуты других в гендерные категории, известные как схемы . Затем эти схемы влияют на то, что дети замечают и запоминают позже. Люди всех возрастов с большей вероятностью запоминают поведение и атрибуты, согласующиеся со схемой, чем поведение и атрибуты, несовместимые со схемой. Так, люди чаще помнят мужчин и забывают женщин, которые являются пожарными. Они также неправильно запоминают информацию, несовместимую со схемой. Если участникам исследования показывают фотографии человека, стоящего у плиты, они с большей вероятностью вспомнят человека, который готовит, если он изображен в виде женщины, и человека, который чинит плиту, если он изображен в виде мужчины. Запоминая только информацию, согласованную со схемой, гендерные схемы со временем укрепляются все больше и больше.

Второй теорией, пытающейся объяснить формирование гендерных ролей у детей, является теория социального научения . Теория социального обучения утверждает, что гендерные роли усваиваются посредством подкрепления, наказания и моделирования. Детей вознаграждают и подкрепляют за поведение в соответствии с гендерными ролями и наказывают за нарушение гендерных ролей. Кроме того, теория социального обучения утверждает, что дети усваивают многие из своих гендерных ролей, моделируя поведение взрослых и детей старшего возраста, и при этом развивают идеи о том, какое поведение подходит для каждого пола. Теория социального научения пользуется меньшей поддержкой, чем теория гендерных схем: исследования показывают, что родители поощряют игры, соответствующие полу, но по большей части относятся к своим детям мужского и женского пола одинаково (Lytton & Romney, 19).91).

Различное обращение с мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами является одновременно следствием гендерных различий и причиной гендерных различий. Дифференциальное обращение по признаку пола также относится к гендерной дискриминации и является неизбежным следствием гендерных стереотипов. Когда оно основано на нежелательном обращении, связанном с сексуальным поведением или внешним видом, оно называется сексуальным домогательством . К тому времени, когда мальчики и девочки заканчивают среднюю школу, большинство из них сталкивались с той или иной формой сексуальных домогательств, чаще всего в форме нежелательных прикосновений или комментариев, шуток, оценки частей тела или обзываний, связанных друг с другом. к сексуальной ориентации.

Различное обращение в зависимости от пола начинается с родителей. Метаанализ исследований, проведенных в Соединенных Штатах и ​​Канаде, показал, что родители чаще всего по-разному относились к сыновьям и дочерям, поощряя гендерно-стереотипные действия (Lytton & Romney, 1991). Отцы в большей степени, чем матери, склонны поощрять гендерно-стереотипные игры, особенно у сыновей. Родители также разговаривают со своими детьми по-разному, основываясь на стереотипах. Например, родители говорят о числах и счете вдвое чаще с сыновьями, чем с дочерьми (Chang, Sandhofer, & Brown, 2011), и более подробно говорят с сыновьями о науке, чем с дочерьми. Родители также гораздо чаще обсуждают эмоции со своими дочерьми, чем с сыновьями.

Дети в значительной степени социализируются сами. К 3 годам дети играют в игровых группах, разделенных по половому признаку, и ожидают высокой степени конформизма. Дети, которые воспринимаются как гендерно атипичные (т. е. не соответствующие гендерным стереотипам), чаще подвергаются издевательствам и отвержению, чем их более гендерно-конформные сверстники.

Гендерные стереотипы обычно поддерживают гендерное неравенство в обществе. Концепция амбивалентного сексизма признает сложную природу гендерных установок, в которых женщины часто ассоциируются с положительными и отрицательными качествами (Glick & Fiske, 2001). Он состоит из двух компонентов. Во-первых, враждебный сексизм  относится к негативному отношению женщин как к неполноценным и некомпетентным по сравнению с мужчинами. Во-вторых, доброжелательный сексизм  относится к восприятию того, что мужчины должны защищать, поддерживать и обожать женщин. Доброжелательный сексизм получил значительную эмпирическую поддержку, возможно, потому, что он считается более социально приемлемым, чем враждебный сексизм. Гендерные стереотипы встречаются не только в американской культуре. В разных культурах мужчины, как правило, ассоциируются с более сильными и активными характеристиками, чем женщины (Best, 2001).

В последние годы гендер и связанные с ним концепции стали общим предметом социальных изменений и социальных дебатов. Во многих обществах, в том числе в американском, произошли быстрые изменения в восприятии гендерных ролей, представлении гендера в СМИ и юридических тенденциях, касающихся гендера. Например, увеличилось количество детских игрушек, ориентированных на представителей обоих полов (таких как Lego, предназначенных для девочек), а не на традиционные стереотипы. По всей стране резкий всплеск признания гомосексуализма и гендерных вопросов привел к быстрому толчку к правовым изменениям, чтобы не отставать от социальных изменений. Такие законы, как «Не спрашивай, не говори» и Закон о защите брака (DOMA), оба из которых были приняты в 1990-х годов, встретили серьезное сопротивление на том основании, что являются дискриминационными по отношению к группам сексуальных меньшинств, и были обвинены в неконституционности менее чем через 20 лет после их реализации. Изменения в восприятии пола также очевидны в социальных проблемах, таких как сексуальные домогательства, термин, который вошел в господствующее сознание только в 1991 году скандал Кларенс Томас/Анита Хилл. Поскольку гендерные роли в обществе и гендерные ограничения продолжают колебаться, правовая система и структура американского общества будут продолжать меняться и приспосабливаться.

1920 — 19-я поправка (ратифицировано избирательное право женщин)

1941–1945 гг. — Вторая мировая война вынудила миллионы женщин выйти на рынок труда

1948 — Всеобщая декларация прав человека

1963 — Конгресс принимает Закон о равной оплате труда

1964 — Конгресс принимает Закон о гражданских правах , запрещающий дискриминацию по признаку пола

.

1969 — Стоунволлские беспорядки в Нью-Йорке, привлекшие внимание Америки к правам геев

1972 г. – Конгресс проходит Поправка о равных правах ; TitleIX  запрещает дискриминацию по признаку пола в школах и спорте

1973 — Американская психиатрическая ассоциация исключает гомосексуальность из DSM

.

1981 — Первая женщина назначена в Верховный суд США

1987 — В среднем женщина зарабатывала 0,68 доллара на каждый доллар, заработанный мужчиной

1992 г. — Всемирная организация здравоохранения больше не считает гомосексуальность болезнью

1993 г. — Верховный суд признал сексуальные домогательства на рабочем месте незаконными

2011 — Не спрашивай, не говори  отменяется, что позволяет людям, идентифицирующим себя как геи, открыто служить в вооруженных силах США

2012 — Президент Барак Обама становится первым президентом США, который открыто поддерживает права ЛГБТ и равенство в браке

 


Авторство изображений

Рисунок 14.11: Фотография Майкла Фоли, https://goo.gl/B46jym, CC BY-NC-ND 2.0, https://goo.gl/aAX82f

Рисунок 14.12: Эйслинн Ритчи, https://goo.gl/cVQ0Ab, CC BY-SA 2.0, https://goo.gl/jSSrcO

Рисунок 14.15: Билли В., https://goo.gl/Kb2MuL, CC BY-NC-SA 2.0, https://goo.gl/Toc0ZF

Ссылки

Бест, Д.Л. (2001). Гендерные концепции: конвергенция в кросс-культурных исследованиях и методологиях. Межкультурные исследования: The Journal of Comparative Social Science, 35(1) , 23–43. дои: 10.1177/106939710103500102

Биглер, Р. С., и Либен, Л. С. (2007). Межгрупповая теория развития: объяснение и устранение детских социальных стереотипов и предубеждений. Современные направления психологической науки, 16 (3) , 162–166. doi: 10.1111/j.1467-8721.2007.00496.x

Чанг, А. Сандхофер, К., и Браун, К.С. (2011). Гендерные предубеждения в раннем воздействии чисел на детей дошкольного возраста. Журнал языковой и социальной психологии . дои: 10.1177/0261927X11416207

Else-Quest, NM, Hyde, JS, Goldsmith, HH, & Van Hulle, CA (2006). Гендерные различия в темпераменте: метаанализ. Психологический бюллетень, 132(1) , 33–72. дои: 10.1037/0033-2909.132.1.33

Глик, П., и Фиске, С.Т. (2001). Амбивалентный союз: враждебный и доброжелательный сексизм как дополнительные оправдания гендерного неравенства. Американский психолог, 56(2) , 109–118. doi: 10.1037/0003-066X.56.2.109

Хайд, Дж. С. (2005). Гипотеза гендерного сходства. Американский психолог, 60(6) , 581–592. doi: 10.1037/0003-066X.60.6.581

Липер, К., и Смит, Т.Е. (2004). Метааналитический обзор гендерных вариаций в использовании языка детьми: разговорчивость, аффилиативная речь и напористая речь. Психология развития, 40(6) , 993–1027. дои: 10.1037/0012-1649.40.6.993

Литтон, Х., и Ромни, Д.М. (1991). Дифференциальная социализация родителей мальчиков и девочек: метаанализ. Психологический бюллетень, 109(2) , 267–296. дои: 10.1037/0033-2909.109.2.267

Maccoby, EE (1998). Два пола: взросление врозь, воссоединение . Кембридж, Массачусетс: Belknap Press / Harvard University Press.

Мартин, К.Л., Рубль, Д.Н., и Шкрыбало, Дж. (2002). Когнитивные теории раннего гендерного развития. Психологический бюллетень, 128(6) , 903–933. дои: 10.1037/0033-2909.128.6.903

Цуриэль, Д., и Эгози, Г.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts