Развитая личность — Психологос
Развитая личность — личность, достигшая высших уровней развития. Личность развившаяся и не деградирующая.
Развитая и массовая личность
Развитая личность противопоставляется массовой личности. Массовая личность обычно живет по принципу Потому что, мотивируясь прошлым и воспроизводя шаблонное поведение. Развитая личность чаще практикует принцип Для того, чтобы, ставя цели и подбирая наиболее подходящие пути и средства их достижения. Массовая личность может ставить цели и их достигать, но это — не их цели. Им их сообщили, они со страху или от недостатка соображения приняли, далее к ним привыкли и стали считать своими. Развитая личность свои цели всегда обдумывает, соотнося со своими жизненными целями и принципами. См.→
Основные характеристики развитой личности
За основу можно взять описание самоактуализации как результата развития личности:
- образованность и понимание пути мудрости, развитость позиций восприятия.
- высокие ценности: чувство ответственности за близких людей, постижение тихой постромантической любви и преданности.
- уважение к разумной власти и достойным авторитетам.
- обретение своего места в жизни, своего призвания, куда можно положить все свои способности и таланты.
- своя система ценностей, наличие жизненного опыта, который включает в себя как настоящий успех, так и серьезные утраты.
- смелость в притязаниях и реалистичность в постановке жизненных задач.
- спокойное признание смерти и других неизбежных потерь, умение терпеть неизбежное, принятие естественного несовершенства мира, себя и окружающих.
- смелость быть хорошими, добродетельными людьми, готовность принять безвестность, отсутствие признания.
Главное направление развития развитой личности
Конкретное видение, в какую сторону правильно развиваться личности, чтобы получить звание «Развитая личность» — разнится.
Гуманистический, клиент-центрированный подход видит идеалом развития гармонически развитую личность, личность с равномерным развитием всех сторон и живующую без внутренних конфликтов, с внутренней гармонией.
Смотри Гармонически развитая личностьРеалистический, социально-ориентированный подход видит идеалом развития иерархически развитую личность, выполнившую свои задачи перед чем-то для нее Высшим (семьей или обществом. В религиозно-ориентированном подходе — перед Богом). Смотри Иерархически развитая личность
Уровень развития личности
Более конкретный разговор о развитой личности происходит, когда говорят об уровнях развития личности, причем по разным направлениям развития. Смотри Уровень развития личности
Власть и дисциплина в руках развитой личности
Власть, тем более авторитарная власть, в руках развитой личности — полезна. Требование дисциплины, исходящее от развитой личности — обычно имеет адекватный характер («Нас много. Чтобы мы могли выслушать всех, желающие высказаться будут поднимать руку!») и развивает самостоятельность. Смотри Власть и личность
Гармонично развитая личность
Человек, достаточно хорошо адаптированный к конкретным жизненным условиям, в том числе к социуму, а также не имеющий сильно выраженных хронических внутренних конфликтов. Иными словами, гармонично развитая личность это личность с минимумом противоречий.
Понятие «гармонично развитая личность» довольно часто можно было встретить в психолого-педагогической литературе второй половины 20-го века. Оно даже активно использовалось в нормативных документах, регламентирующих образовательную деятельность. Ныне оно применяется не столь часто, что объясняется, в основном, малой его конкретностью. Также можно констатировать, что разные авторы вкладывают в него довольно разный смысл.
Проблема заключается и в том, что поставить психологический диагноз «дисгармонично развитая личность» довольно легко — если выявить сильные противоречия в душевной жизни. Однако обратный диагноз «гармонично развитая личность» поставить значительно сложнее, потому что тот факт, что противоречие не выявлено, не означает, что их вообще нет (все возможные проблемы сложно исключить).
Внутренние конфликты обычно касаются трех сфер:
— направленности (интересы и склонности),
— способности,
— характер.
Противоречия могут быть как между этими сферами, так и внутри них. Поэтому несколько упрощенно концепт «гармонично развитая личность» можно представить следующим образом:
В данном случае зеленый цвет на рисунке обозначает, что противоречий между теми или иными сферами, а также внутри самих этих сфер, нет.
Примеры дисгармонично развитой личности
Описание проблемы | |
Человек ведет откровенно делинквентный образ жизни: крадет, хулиганит и т.д. | Противоречие между личностью и социумом |
У человека слишком много конфликтов на работе. Он очень общительный, но общение слишком часто выливается в открытое противостояние: со скандалом, интригами и прочим. | Противоречие между направленностью и характером: склонность к общению и к трудовой деятельности типа «Человек-Человек» накладывается на плохой, мизантропический характер (негативное отношение к окружающим). |
Все говорят человеку, что у него выдающиеся способности, он далеко пойдет и т.д. Однако все, за что он берется, кончается ничем. Колебания самооценки, несдержанные обещания и т.д. | Противоречие между способностями и характером: высокие способности не реализуются благодаря тому, что человек негативно относится к любому труду — труд ему кажется недостойным занятием. |
Человеку очень нравится общаться, но он не умеет: постоянно попадает впросак, выставляет себя в дурацком виде, раскрывает чужие секреты и т.п. | Противоречие между направленностью (нравится общение) и способностями (низкая коммуникативная компетенция). |
Человек который год занимается врачебной деятельностью (и довольно охотно), но квалификация его весьма низка, часто допускает фатальные ошибки. | Противоречие внутри направленности: склонности к медицине не подкрепляются интересами к ней. |
Человек испытывает проблемы с общением: он любит окружающим «в глаза резать правду-матку». Каждый раз сильно переживает при этом. | Противоречие внутри характера: человек одновременно и любит истину, и боится травмировать окружающих. |
Человек сильно переживает из-за того, что не может реализовать свои технические способности по причине слабого здоровья. | Противоречие внутри способностей. |
Гармонично развитая личность в узком смысле
Пожалуй, наиболее продуктивно на сегодняшний день использовать данное понятие по отношению к эмоциональной направленности личности. Каждый человек в силу своего жизненного опыта и личных особенностей склоняется к тому или иному источнику удовольствия, определяемых инстинктами. Если человек, что называется, зациклен на каком-то одном источнике удовольствия, это и есть дисгармонично развитая личность.
Другими словами, гармонично развитая личность это такая личность, у которой не выражена ни одна аддикция, а если и выражена, то весьма слабо, так, что практически не влияет на адаптивные способности личности.
См. также
Личность
- Активность личности
- Аналитическое и синтетическое понятие личности
- Асоциальная личность
- Ведущие стороны жизни
- Взаимосвязь социального и биологического в личности
- Воображение и личность
- Гармоническая личность
- Идеалы
- Идентификация личности
- … и другое
Личность и развитие личности — Обзор
Каждый человек имеет свой характерный способ поведения, реагирования на эмоции, восприятия вещей и взгляда на мир. Нет двух одинаковых людей.
Вам может нравиться ходить на вечеринки, но ваш друг может предпочесть остаться дома и почитать свою любимую книгу. Совсем не обязательно, что если вам нравится тусоваться, то и вашему другу понравится то же самое. Вот вам и роль личности.
То, что человек видит в дни своего детства и, что наиболее важно, в дни своего взросления, формирует его личность. То, как воспитывается человек, играет важную роль в формировании его личности.
Личность есть не что иное, как совокупность воспоминаний и событий на протяжении всей жизни человека . Факторы окружающей среды, семейное положение, финансовые условия, генетические факторы, ситуации и обстоятельства также влияют на формирование личности человека.
Говоря простым языком, то, как мы ведем себя в повседневной жизни, отражает нашу личность. То, как ведет себя человек, зависит от его семейного происхождения, воспитания, социального положения и так далее.
Человеку с трудным детством нелегко открыться. Он / она всегда будет колебаться, чтобы открыть свое сердце перед другими. Внутри него всегда будет какой-то страх. Человек, у которого никогда не было серьезных проблем в жизни, был бы экстравертом и никогда не имел бы проблем во взаимодействии и общении с другими.
Вы действительно не можете винить человека за то, что он не экстраверт . Важно проверить его/ее биографию или прошлую жизнь. Вполне возможно, что в детстве ему не разрешалось выходить из дома, играть и шалить с друзьями. Эти люди начинают верить, что их дом — их единственный мир, и они не в безопасности снаружи. Такое мышление вскоре становится их личностью.
Личность также влияет на то, что мы думаем, на наши убеждения, ценности и ожидания . То, что мы думаем о других, зависит от нашей личности.
Говоря простым языком, личность определяется как личностные качества и особенности личности. Личность — это то, как мы взаимодействуем с другими. Личность – это совокупность характеристик индивида, отличающих его от других. Именно наша индивидуальность делает нас уникальными и помогает выделиться из толпы.
Детерминанты личности
Следующие факторы помогают в формировании личности:
- Наследственность — Наследственность относится к факторам, которые определяются после рождения человека. Телосложение, привлекательность, телосложение, цвет лица, масса тела человека зависят от биологического строения его родителей.
- Окружающая среда — Окружающая среда, в которой находится человек в период взросления, играет важную роль в формировании его личности. Разнообразие культур, в которых мы выросли, и происхождение нашей семьи играют решающую роль в формировании нашей личности.
- Ситуация — Личность человека также меняется в зависимости от текущих обстоятельств и ситуаций. Человек будет вести себя по-другому, когда у него будет достаточно сбережений, и его поведение автоматически изменится, когда он станет банкротом.
Внешность, характер, интеллект, привлекательность, деловитость, стиль человека определяют его личность.
Что такое развитие личности?
Развитие личности определяется как процесс развития и совершенствования личности. Развитие личности помогает человеку обрести уверенность и высокую самооценку.
Развитие личности также положительно влияет на коммуникативные навыки человека и его мировоззрение. Люди склонны развивать позитивное отношение в результате развития личности.
Следующий ❯❯
Похожие статьи
Просмотреть все статьи
Личность рождается или она развивается позже?
Что делает вас тем, кто вы есть? Это ваша природа или ваш опыт способствовали развитию вашей личности?
Ваша личность может быть столь же определяющей, как и ваше физическое присутствие. Он представляет собой то, «кто вы есть», и является частью того, что создает отношения, стимулирует инновации и способствует личностному росту.
Что касается аспектов вашей личности, эксперты сходятся во мнении, что врожденные черты связаны с приобретенным поведением, но этапы этого развития менее определены.
Личность неосязаема, и каждый человек обладает уникальной личностью. Это затрудняет изучение личности в психологии. Фактически, большая часть того, что известно о развитии личности, основана главным образом на теории.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что личность развивается со временем. Когда вы рождаетесь, у вас есть личность — она существует в своей фундаментальной форме, известной как темперамент.
Ваш темперамент, состоящий из врожденных характеристик, таких как уровень энергии, настроение и манера поведения, а также эмоциональная отзывчивость, может затем управлять опытом обучения, который формирует вашу личность на протяжении всей жизни.
Существует несколько общепринятых моделей личности, хотя исходная эгоцентрическая теория Зигмунда Фрейда остается одной из самых выдающихся.
«Психоаналитическая теория Фрейда известна различными стадиями развития личности, — говорит Анико Данн, психолог из Сан-Франциско. «В нем говорится, что личность состоит из трех элементов, называемых ид, эго и суперэго. Эти элементы работают вместе, чтобы сформировать сложное человеческое поведение».
ИД
В теории психоанализа Фрейда ИД присутствует при рождении. Это то, что многие люди называют вашим темпераментом, врожденными чертами, которые бессознательны и инстинктивны. ID не зависит от опыта.
Эго
В соответствии с теорией личности Фрейда между рождением и 3 годами развивается эго. Эго — это часть вашей личности, которая выражает импульсы ИД и принимает решения о том, как выражать чувства миру.
Суперэго
Фрейд предположил, что в возрасте от 3 до 5 лет появилось суперэго.
Иногда называемая «внутренним голосом», эта часть вашей личности представляет собой эволюцию эго, которая контролирует импульсы, но также способствует сознательному мышлению, связанному с моралью и самокритикой.
Фрейд считал, что суперэго состоит из двух основных компонентов: идеального «я» и совести.
Ваше идеальное «я» или версия себя, к которой вы стремитесь, может управлять совестью. Несоблюдение собственных стандартов, например, может вызвать у совести выражение вины или стыда.
В рамках теории психоанализа Фрейда находится его концепция психосексуального развития.
Психосексуальная теория, которая в настоящее время считается весьма спорной из-за неравного гендерного подхода, предполагает, что развитие ид, эго и суперэго связано с пятью стадиями идентификации принципа удовольствия: гениталии
Во время каждой фазы Фрейд утверждал, что определенные реакции удовольствия — например, реакции ребенка на исследование объектов во рту — дают важные жизненные уроки.
Он считал, что необходимо «преодолеть» трудности на одном этапе, чтобы перейти к следующему. Неспособность сделать это, согласно Фрейду, может способствовать расстройству личности в более позднем возрасте.
Преодоление каждой фазы, считал он, способствует и является ключом к развитию вашей личности в целом.
Фрейд заложил основу современной теории личности, и после его работ по психоанализу появилось несколько других основных концепций развития личности.
Вот некоторые из самых популярных:
Piaget
Теория Жана Пиаже предполагает наличие четырех стадий развития личности, определяемых когнитивным развитием и интеллектом.
Работа Пиаже была сосредоточена на вере в то, что дети думают иначе, чем взрослые, и то, как они видят мир, определяет развитие личности на каждой когнитивной стадии.
Кольберг
Лоуренс Кольберг использовал части теории Пиаже для создания своей собственной шестиэтапной теории нравственного развития.
Он считал, что обоснование моральных решений оказывает большее влияние на развитие личности, чем сами решения.
Эриксон
Эрик Эриксон разработал свою восьмиступенчатую теорию, опираясь на оригинальные работы Фрейда. Однако вместо стимулов удовольствия социальные отношения рассматривались как определяющий фактор в теории личности Эриксона.
Он считал, что основные социальные взаимодействия между людьми, такие как ситуация, которая учит доверять или недоверию, сильно влияют на развитие личности в раннем возрасте.
Как и Фрейд, Эриксон считал, что преодоление личностных уроков имеет ключевое значение для развития. Однако, в отличие от первоначальной теории Фрейда, Эриксон считал, что личность продолжает развиваться на протяжении всей жизни.
«Существует множество внешних факторов, влияющих на развитие личности, — объясняет Данн.
Она указывает, что эти факторы могут включать:
- семейное окружение
- количество детей в семье
- школьное окружение
- учителя и группы сверстников
- отношения с семьей
- средства массовой информации
- социальные сети
- культурная среда
Некоторые теории личности поддерживают идею о том, что ваша личность может меняться на протяжении всей жизни.
Это не означает, что оно существенно изменится — это лишь говорит о том, что есть шанс, что ваше мнение и личные стандарты могут измениться в зависимости от жизненного опыта.
Расстройства личности определяются как долгосрочные модели поведения и мышления, которые отклоняются от того, что ожидается в обществе или в процессе развития.
Они могут проявляться через ваши эмоциональные реакции, ваши способы общения с другими и ваш внутренний диалог.
В рамках некоторых теорий личности расстройства такого рода развиваются, когда естественное развитие личности прерывается или на него сильно влияет неблагоприятное событие, например, травматическое событие.
Данн отмечает, что существует множество исследований, предполагающих, что генетика, жестокое обращение и нестабильная или хаотичная жизнь в детстве могут способствовать развитию расстройства личности.
«Расстройство поведения в детстве, изменения в химическом составе и структуре мозга, а также другие факторы могут способствовать развитию обсессивно-компульсивных, нарциссических или других расстройств личности», — добавляет она.
Продолжаются споры о сложности развития личности. Однако большинство экспертов считают, что опыт и врожденные склонности каким-то образом смешиваются, чтобы сделать вас тем, кто вы есть.
Когда жизненный опыт слишком велик, чтобы его преодолеть, или представляет собой серьезную проблему, это может повлиять на развитие вашей личности.