Развитие речи это что: Развитие речи у ребенка: понятие, этапы, рекомендации

Содержание

Развитие речи у ребенка: понятие, этапы, рекомендации

Речь маленького человека – один из основных показателей его развития. Чем более понятно он выражает свои потребности, мысли, эмоции, тем быстрее взрослые откликнутся на его запросы. Однако, в последние годы все больше и больше детей говорят нечетко, невнятно, с многочисленными ошибками в произношении (к примеру, дошкольник имеет фонетико-фонематическое недоразвитие речи), перестановками букв, слогов. Это, несомненно, ведет к тому, что малыша не понимают или лишь догадываются о том, чего же он хочет.

СодержаниеСвернуть

  • Точное определение
  • Актуальность
  • Статистика
  • Факторы, от которых зависит развитие речи
  • Этапы формирования речи
  • Основные задачи, направленные на развитие речи
  • Нормы ВОЗ
  • Как помочь формировать речь по возрастам
  • Отклонения
  • Как узнать, есть ли у ребенка проблемы с развитием речи?
  • Рекомендации

Грамотная речь (активный словарный запас) способствует познанию окружающего мира, помогает узнавать что-то новое.

Следовательно, активно развиваются психические познавательные процессы – внимание, память, мышление.

Очень важно принимать активное участие в жизни ребенка всем членам семьи (особенно в первые несколько лет его жизни). Тем самым помогать осваивать новый для малыша навык – учиться разговаривать: сначала произносить отдельные звуки, затем слоги, слова и, наконец, связные предложения.

От того, насколько каждый взрослый включен в общение с малышом, будут зависеть его успехи. На начальных этапах маленький сын или дочка наблюдает, потом подражает и только затем учится произносить самостоятельно.

Точное определение

Понятие «развитие речи» в широком представлении – это комплекс этапов, методов и методик, направленных на овладение человеком устной и письменной речи. Речь – это сложная форма коммуникативной деятельности человека, которая исторически возникла посредством языка. Язык необходим нам для общения, так как он включает в себя различные средства (лексику, фонетику, грамматику).

Актуальность

Нет определенного промежутка времени, на протяжении которого можно и нужно усиленно заниматься развитием речи – и все – как по взмаху волшебной палочки малыш взял и заговорил целыми предложениями. Это довольно длительный процесс и у каждого отдельного ребенка занимает свое время.

Родители закладывают основы, на которые как на кирпичики накладываются знания и умения. Развитием речи занимаются не только с года до двух лет, пока ребенок не заговорит – это процесс, который не имеет четких границ. Многие взрослые люди активно развивают и усовершенствуют свою речь, свои речевые навыки.

Статистика

Данные статистики гласят – с каждым годом все большее количество детей дошкольного и школьного возраста нуждается в целенаправленном и усиленном речевом развитии. Младенцы все чаще рождаются с неврологической патологией, которая влечет за собой неактивность речевых центров, а, следовательно, такие дети позже начинают говорить, а если говорят, то с многочисленными нарушениями. К тому же, многие родители в основном заняты тем, что зарабатывают деньги на обеспечение своей семьи и им попросту некогда заниматься детьми. Эта картина печальна, но она полностью отражает состояние современной действительности.

Факторы, от которых зависит развитие речи

Каждый ребенок индивидуален, но психологи и логопеды выделяют четыре основных фактора, которые влияют на речевое развитие:

  1. Анатомические особенности – правильное строение и функционирование речевого аппарата (языка, нёба, гортани, голосовых складок), правильное дыхание. Как только младенец рождается, его сразу же осматривают неонатолог и педиатр, а на протяжении первого года жизни другие специалисты − невролог, стоматолог и др. Это делается для того, чтобы исключить различные врожденные дефекты, на ранних сроках выявить какие-либо заболевания или предрасположенность, а также предупредить развитие болезни. В случае обнаружения отклонений от нормативного развития врач сможет порекомендовать исправить анатомический дефект либо подготовиться к последующей коррекции.
    Например, укороченная уздечка не позволяет языку полноценно двигаться в ротовой полости, и он не достает до нёба. Тем самым она предопределяет возникновение неправильного звукопроизношения.
  2. Физиологический компонент. Давно доказана связь между головным мозгом и мелкой моторикой – развивая маленькие ручки, можно активизировать речевые центры. Существует огромное количество пальчиковых игр, занятий, направленных на развитие тактильных ощущений (различные крупы, предметы, отличающиеся формой и размером и т. д.). Самая хорошо известная и любимая игра − «Волшебный мешочек».
  3. Эмоциональный компонент. Это, прежде всего, тесная эмоциональная связь с мамой и папой. Идеальным считается общение ребенка с дедушками, бабушками (с обеих сторон), братьями, сестрами. Чем больше малыш общается со своими родными, тем быстрее включается в разговор с ними (кому-то подмигнет, кому-то «агукнет», а кому-то скажет что-то).
  4. Социальный компонент. Сначала младенец начинает общаться с родителями посредством крика, когда он только таким образом может сказать, что испытывает дискомфорт, затем при узнавании знакомых лиц фиксирует свой взгляд, начинает улыбаться, тянуться ручками и т. д. Поэтому важно все, что делает ребенок – обязательно выражайте эмоционально свою радость, умиление, восхищение.

К тому же, кроме вышеперечисленных факторов, многие специалисты (логопеды, психологи, дефектологи) обозначают влияние речи окружающих − в особенности правильной с точки зрения фонетики. Например, если один из родителей «картавит», то скорее всего сын или дочь будет делать это на основании подражания значимому взрослому. В данном случае целесообразно корректировать произношение звука Р параллельно ребенку и взрослому.

Этапы формирования речи

Речь новорожденного начинает развиваться сразу после его рождения. Речевые навыки развиваются параллельно с физическим и умственным развитием ребенка – осваивая новые движения и делая определенные успехи в интеллектуальном плане, речь обогащается, увеличивается активный и пассивный словарный запас.

Таким образом, ребенок приобретает свой собственный речевой и мыслительный опыт.

Считается, что речь развивается по двум направлениям:

  • Практический опыт малыша – используя язык на практике, в творческой деятельности, он тем самым расширяет свои речевые возможности.
  • Специально организованное обучение – закрепление и совершенствование речевой и языковой практики происходит в детском саду, школе и других учебных заведениях. На самом деле, освоение речи происходит постоянно, даже во взрослом возрасте.

Разные ученые выделяют несколько этапов развития речи. Основными являются следующие:

  1. Первый этап − подготовительный, или пассивный. Возраст – от рождения до 1 года. Данный этап является основополагающим, потому что характеризуется появлением первого крика, эмоциональных откликов на общение с родителями, близкими людьми, первыми поворотами головки на звуки, лица родных, готовностью к игровым действиям, реакцией на слова и др. Основной источник получения информации об окружающем мире – пальчики и рот, куда отправляется все, что попадается под руки.
    Появляются первые звуки, звукокомплексы, слоги.
  2. Второй этап. Автономный, или преддошкольный. Возраст – от года до 3 лет. Появляются первые слова и фразы, которые могут быть сказаны не совсем правильно. Дошкольник учится произносить, улавливая реакцию окружающих и стараясь повторять за взрослыми, начинает понимать смысл сказанного и использовать это в дальнейшем. Единственное, что может отличать речь ребенка от взрослого на данном этапе – это отличия в произношении и множественные значения некоторых слов (со временем дитя научится понимать разные или переносные смыслы употребления одних и тех же слов).
  3. Третий этап. Активный, или дошкольный. Возраст – от трех до 7 лет. Речь усиленно развивается, расширяются словарный запас и кругозор ребенка. На этом этапе (физиологически правильно) можно исправлять нарушенное произношение любых групп звуков – ребенок слышит свою искаженную речь и способен осознавать сделанные ошибки, и впоследствии их исправлять. Речь становится более связной, развернутой − ребенок усложняет предложения, может составлять и сочинять рассказы.
  4. Четвертый этап. Школьный. Возраст – от 7 до 17 лет. Самый серьезный и осознанный этап в формировании правильного речевого навыка. Школьник изучает и запоминает основы грамматики, постепенно овладевает письменной речью, совершенствует устную и литературную речь.

Основные задачи, направленные на развитие речи

Основная цель – научить ребенка (человека) правильно, грамотно и понятно излагать свои мысли, чувства и желания на русском (родном) языке, используя при этом устную речь. Для этого необходимо:

  • Формировать и расширять словарный запас.
  • Грамматически правильно строить предложения.
  • Использовать звуковую составляющую речи (умение слышать и правильно передавать звуки русского языка, используя интонационный компонент, произношение и верные ударения).
  • Употреблять в речи монолог и диалог.
  • Изучать классические литературные произведения (они помогают развивать связную речь).

Нормы ВОЗ

1 год:

  • Повторение слогов, преимущественно открытых (например, «да», «ма», «па», «ту» и др.).
  • Повторение звуков и слогов, имитирующих животных («мау», «аф», «ко», «му»).
  • Появляется интонационная окраска выражаемых эмоций.
  • Свои действия малыш может уже сопровождать определенными слогами.
  • Может понимать то, о чем говорят родители, ближайшее окружение, а также при просьбе показать предмет – указать на него.

Важно не только то, что годовалый малыш понимает информацию, а еще и то, что это фиксируется в его памяти, он запоминает и таким образом формирует пассивный словарь.

1-2 года – увеличивается автономность:

  • Употребление в речи аморфных слов-корней (чаще ударные слоги). Например, детское слово «ма-» может означать маму или молоко, слово «па-» − папу или палку.
  • Увеличение пассивного словаря.
  • Умение соотносить изученное слово с картинкой.
  • Появляется «телеграфная» речь. К примеру, предложение «я гулять» означает «мама, пойдем гулять» или «мама, пошли на прогулку», то есть односложное выражение малыша способно передавать смысл полноценного предложения.

2-3 года:

  • Ребенок начинает обобщать предметы. Все будет зависеть от индивидуальных особенностей каждого малыша – кому-то это дается легче, а кому-то сложнее.
  • Речь становится более связной, предложения постепенно усложняются.
  • К 3 годам в норме ребенок должен использовать в своей речи примерно 1000 слов.

3-4 года:

  • К этому возрасту дошкольник слышит и различает ошибки в произношении других детей.
  • Освоение твердых С, Ц, З, может появиться и нормативный звук Р.
  • Умение назвать свое имя, возраст, половую принадлежность.
  • Активное освоение падежей, глагольных времен, появляются попытки согласования существительного с прилагательным.
  • Понимание обобщающих слов – продукты, мебель, посуда.
  • Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов (следовательно, появление совершенно новых слов).
  • Построение фразы становится грамматически правильным.

4-5 лет:

  • Обобщение носит более сложный характер. Например, «яблоко−фрукт−растение».
  • Увеличение пространственных и временных наречий – потом, вокруг, скоро и др.
  • В 4-4,5 года появляется словотворчество, которое подразумевает первоначальный этап усвоения различных моделей словообразования. Ребенок начинает образовывать слова, аналогичные услышанным, но бывает, что делает это неправильно («красиво−красивее» − «молча−молчее»). Ругать его за это не нужно, так как такое словотворчество свидетельствует о верном пути его языкового развития.
  • Может отсутствовать четкое произношение звука Р.

5-7 лет:

  • Умение формировать связные конструкции в речи. Дошкольник способен пересказать прочитанный текст, сохраняя его целостность.
  • Появление внутренней речи.
  • Умение выделять звуки в словах.
  • В норме должны отсутствовать какие-либо нарушения звукопроизношения, грамматические ошибки.
  • Ребенок уже умеет навык, позволяющий читать выразительно, изменять интонацию и громкость голоса. Постепенно формируется дикция – способность четко произносить звуки.

Как помочь формировать речь по возрастам

До года малыш делает свои первые попытки заговорить – улыбается в ответ на зрительный и речевой контакт со взрослыми, пытается сказать какой-то звук или даже повторить за мамой, папой. Поэтому очень важно акцентировать внимание на этих попытках, улыбаться, смотреть на малыша, показывая всяческими способами, что вам интересно.

1-3 года. В этом возрасте мамы и папы при общении с ребенком пытаются (на бессознательном уровне) говорить с малышом на его языке – коротко, понятно, четко. Таким образом, дитя понимает то, о чем с ним говорят, то, что он хочет сказать. Постарайтесь избавиться от сюсюканья и пустого повторения (такого как, «ба-ба», «ку-ку»). Ребенок должен слышать слова полностью, чтобы впоследствии смог их так же сказать, а не сокращать слоги, переставлять их местами, искажая смысл. Правильная речь стимулирует общение.

От 3 лет и старше. Наиболее распространенным мнением большинства современных родителей является то, что, отдав трехлетнего ребенка в садик, можно снизить темп общения, а все необходимые речевые навыки сформируют работники детского учреждения. Это не так. Родительское общение остается таким же важным, потому что именно в семье закладываются основы коммуникации, на которые будут накладываться остальные получаемые знания.

Отклонения

Отклонения от нормативного речевого развития возникают у детей тогда, когда они не в полной мере усваивают речевые образцы, не могут произнести отдельные звуки самостоятельно, искажая или заменяя их. Существующие классификации (медицинская и педагогическая – в логопедии) выделяют дефекты устной и письменной речи, а также нарушения средств общения и их применения.

Нарушения касаются всех компонентов речевой деятельности, могут быть множественными и комбинированными. Для того чтобы выявить тот или иной дефект, необходима логопедическая диагностика, осмотр узких специалистов − невролога, отоларинголога, дефектолога, психолога, окулиста и др.

Если вы подозреваете, что у вашего малыша есть какие-то трудности в речевом плане, не стесняйтесь получать консультации у специалистов. Желательно посетить нескольких одного и того же профиля – кто-то обладает более обширными знаниями и может помочь скорректировать нарушение или направить к другому профессионалу.

Как узнать, есть ли у ребенка проблемы с развитием речи?

Обычно неговорящий ребенок в говорящем коллективе своих сверстников уже отличается от них. Однако, бывает и такое, что все дети в группе детского сада молчат. Как определить, что именно из речевых компонентов нарушено и что сохранно?

  • Во-первых, понимание речи окружающих (как следствие, способность следовать полученным инструкциям).
  • Во-вторых, трудность в выражении своих мыслей словами (неспособность произносить). Это выражается в следующем – простые и короткие предложения, маленький словарный запас, длительные паузы между словами (ребенок пытается подобрать нужное слово), в речи нарушен грамматический компонент.
  • В-третьих, искаженное звукопроизношение приводит к нарушению понимания смысла сказанного.
  • Критерии специфического речевого расстройства:
  • Задержка речи (к 3 годам малыш молчит).
  • Нечеткость речи.
  • Трудности с употреблением глагольной формы (путаница, пропуски глаголов).

Рекомендации

  • Общайтесь с малышом начиная с того момента, когда он еще находится в утробе матери. Рассказывайте все то, что видите, акцентируйте внимание на происходящем, на любых мелочах и незначительных деталях. Может показаться, что годовалый карапуз ничего не понимает, но это не так – в сознании и памяти откладываются слова, предложения.
  • Читайте вслух. В книжных магазинах огромный выбор книг, предназначенных на любой возраст и на самые разнообразные темы и тематики. Остается только выбрать подходящую литературу.
  • Используйте меньше гаджетов (телевизор, компьютер, планшет). Маленькому человеку важно слушать и слышать живую речь своих близких.
  • Совместные прогулки позволяют узнать много нового, расширить как свой кругозор, так и своего малыша. К тому же единение с природой, с каждым родителем объединяют.
  • Ребенок берет пример с вас! Дети отражают истинную сущность своих родителей.
  • При разговоре с сыном, дочерью, старайтесь говорить максимально понятно и доступно их возрасту.
  • Повторенье – мать учения. Не злитесь и не сердитесь, когда малыш просит повторить, не расслышав или не услышав вас.

Детство – особый период в жизни маленького человека. Главная задача родителей – как можно больше и чаще общаться с ребенком! Уделяйте максимум своего времени и внимания – домашние дела подождут, а близкие, смотря на вас, начнут принимать в этом удивительном процессе более активное участие.

Развитие речи у детей по возрастам

Овладение речевой функцией – сложный процесс. Он заключается в умении с помощью слов выражать свои эмоции, желания и мысли. Также необходимо освоить правильную дикцию, научиться грамотно строить предложения, и понимать смысл произносимых фраз.

Первый этап развития речи начинается еще в младенчестве. Успех этого начинания определяется особенностями окружающей среды, характером воспитания дома, в детском саду и школе. Рассмотрим подробнее, как формируется речевой аппарат, от каких факторов зависит его развитие и как стимулировать процесс.

Содержание статьи:

  • Когда развивается речь ребенка?
  • Что влияет на развитие речи?
  • Как стимулировать речь ребенка?
  • Правила развития речи
  • Особенности возраста
  • Вывод

Когда развивается речь ребенка?

Речевое развитие каждого малыша глубоко индивидуально. Поэтому специалисты в данном случае не устанавливают строгих норм. Для определения уровня развития принимается во внимание количество слов, используемых малышом для общения и его пассивный словарный запас. Речь идет о словах, которые знает ребенок. Если он не разговаривает, но при этом понимает речь взрослых, то нет причин беспокоиться.

Условные стандарты, разработанные для раннего и младшего дошкольного возраста, предусматривают следующее:

  • Крик в возрасте от одного до трех месяцев.
  • Протяжные звуки и смех в период от 3 месяцев до полугода.
  • Лепет (произношение простых слогов) – 6 месяцев.
  • Подражание звукам – 7-8 месяцев.
  • Первое слово – 9-11 месяцев. Как правило, это сочетание простых звуков, например, ма-ма или ба-ба. Первое слово необязательно будет узнаваемым. Нередко оно представляет собой набор звуков. Но от обычного лепета его отличает повторение малышом при схожих обстоятельствах. Так, заведя собаку ребенок может сказать «бака». В раннем возрасте допускается такое сокращение привычного слова. Главное – чтобы малыш использовал его для обозначения конкретного объекта. Для ускорения развития родителям нужно избегать применения «детского» языка. Так, вместо «бибики» нужно говорить машина.
  • Составление первых фраз в возрасте от 1 года до 1,5 лет. Это следующий этап психоречевого развития. В возрасте 1-2 лет ребенок использует уже несколько слов. Еще через год он добавляет глаголы и предлоги.
  • Увеличение длины фраз. В возрасте от 2 до 3 лет малыш начинает употреблять вопросительные слова. Он уже способен запомнить простой стишок или потешку.
  • Появление внятной речи, которую способен понять посторонний человек, происходит в 3-4 года. Фразы увеличиваются, в среднем они состоят из 2-4 слов.
  • Пятилетних детей называют почемучками за их активное желание познать мир, из-за чего они постоянно задают множество вопросов. При отсутствии фразовой речи желательно проконсультироваться с профессионалом. Специальные занятия позволят скорректировать имеющиеся недочеты и заложат фундамент для полноценного развития речевого аппарата.

❗ О возможной задержке психоречевого развития говорят следующие обстоятельства:

  • сложности с пережевыванием пищи;
  • отсутствие визуального контакта;
  • невнятная речь;
  • обильное выделение слюны;
  • отсутствие адекватной реакции на высказанную взрослыми просьбу из-за ее непонимания.

При наличии таких симптомов или значительном расхождении с приведенными выше нормативами желательно проконсультироваться со специалистом. Он поможет определиться с причинами задержки развития и составит план действий на будущее. Проблемами нарушения речевого аппарата занимаются психологи, логопеды и неврологи.

Что влияет на развитие речи?

Развитие речи у детей зависит от следующих факторов:

  • Слуховое внимание. Существует несколько видов слуха, в том числе, речевой и музыкальный. Слишком стремительное развитие первого замедляет формирование второго. Для достижения баланса родителям нужно петь малышу и включать музыку.
  • Моторное развитие. Оно напрямую связано с языковым развитием. Поэтому игры должны задействовать тело, в особенности мелкие мышцы и органы чувств. Это поможет ребенку быстрее освоить речевую функцию.
  • Интеллектуальный рост. Часто малыш произносит фразы, не имеющие смысла для родителей. Не стоит воспринимать их как свидетельство невысокого интеллекта. Ребенок пытается выразить свои эмоции и желания, используя имеющийся словарный запас. Специалисты не рекомендуют помогать ему, исправляя ошибки, ведь это препятствует естественному развитию речевого аппарата.
  • Эмоциональная составляющая. Процесс развития речи во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми. Если контакт есть, малыш старательно повторяет слова и действия родителей, что способствует раннему формированию речевой функции. Дети, лишенные эмоциональной взаимосвязи, значительно отстают в этом вопросе.
  • Общение. Речь – это не только выражение эмоций и желаний. Чтобы развивать ее, малыш должен постоянно общаться. Именно так он увеличивает словарный запас и совершенствует речевые функции.

Как стимулировать речь ребенка?

Для развития речи необходимо:

  • Читать малышу книги. Они должны подходить его возрасту, иначе такое занятие покажется ребенку слишком скучным.
  • Изучать картинки. Сначала маме нужно описать словами изображения, а затем передать инициативу малышу.
  • Слушать песни и вместе танцевать.
  • Поддерживать исследовательский интерес ребенка. Для этого нужно не отмахиваться на его многочисленные вопросы, а стараться подробно на них отвечать.
  • Обеспечивать малышу новые впечатления, а затем вместе обсуждать эмоции от увиденного.

⛔Родители должны контролировать собственную речь, не допуская грубых и нецензурных выражений.

✅Отличные результаты дают занятия пальчиковой или артикуляционной гимнастикой. Также существуют разнообразные игры для развития мелкой моторики. Преимущество такого подхода – возможность заниматься в домашних условиях.

Правила развития речи

Двух одинаковых детей не существует. Поэтому не стоит сравнивать своего малыша с соседскими ребятами, которые еще в полгода сказали первое слово. Одновременно нельзя сбрасывать со счетов, что на развитие речи детей раннего возраста значительно влияет окружающая среда. Поэтому необходимо придерживаться следующих правил:

  • Младенческий возраст – не помеха для разговоров с малышом. Ведь формирование речевых функций начинается задолго до произношения первых слов. Малыш воспринимает невербальные сигналы в виде улыбки, интонации, что в дальнейшем способствует формированию вербального общения.
  • Оставить красноречие на потом. Раннее детство – не лучший период для произнесения пространных монологов. Малышу сложно воспринимать длинные предложения. Чтобы ребенок быстрее освоил речь, она должна состоять из простых фраз, доступных его пониманию.
  • Демонстрация практического применения речи. Малышу нужно показать, как действует слово. Хорошее упражнение – отдать ребенку заинтересовавший предмет в ответ на его просьбу. Это наглядно покажет взаимосвязь между речью и действием.
  • Развитие моторики. Причем нужно уделять внимание не только мелкой моторике, представленной занятиями по лепке, играми с мозаикой и шнуровкой. Не менее важный момент – развитие крупной моторики. Поэтому при возможности нужно отдать ребенка на танцы или спорт.
  • Пение. Проще всего осваивается мелодичная речь. Чем чаще мама использует потешки или частушки, тем быстрее малыш начнет говорить. При этом наличие слуха необязательно, ребенок воспринимает певучий мотив.
  • Реакция на речь малыша. «Продуктивность» мамы зависит не от количества времени, проведенного с ребенком. Определяющий фактор – наличие двусторонней связи. Мама, целый день не выпускающая из рук смартфона, уделяет малышу меньше времени, чем женщина, полностью посвятившая 1 час играм, чтению или другому совместному времяпрепровождению.
  • Поощрение фантазии. Необходимо приветствовать желание малыша к сочинению сказок и историй, героями которых выступают домашние любимцы, игрушки или мультяшные персонажи. Можно подтолкнуть ребенка, задавая ему вопросы: а что произойдет, если собака попадет на необитаемый остров? Мама должна демонстрировать интерес к рассказу, улыбаясь и кивая малышу.
  • Соблюдение последовательности действий. Для успешного освоения навыка важна регулярность занятий. Лучше каждый день читать с ребенком по полчаса сказку, чем раз в неделю посвящать этому занятию несколько часов. Чередование разных инструментов (чтения, пазлов, логических игр) способствует лучшему усвоению материала. Важно задействовать как можно больше органов чувств малыша. Такой подход обеспечит гармоничное развитие речи.

Больше всего времени с детьми проводит мама. Поэтому при появлении сомнений относительно правильности развития речевых функций лучше сразу обратиться к специалисту – психологу или логопеду. Однако не стоит быть слишком требовательной и ждать от малыша действий, к которым он еще не готов.

Особенности возраста

Для разных возрастных групп разработаны определенные стандарты, позволяющие отслеживать динамику развития речевого аппарата.

Развитие речи у детей 1-2 лет

Особенность этого возраста – активное формирование экспрессивной речи. Показателем развития выступает понимание малышом обращенных слов. В 1 год пассивный словарь гораздо шире активного. Малыш применяет слова для обозначения простых действий или предметов. К двум годам он начинает говорить фразами. Он активно применяет жесты и мимику, что придает его речи эмоциональную окраску. Но произношение пока не отличается четкостью.

Словарь в большинстве состоит из существительных. Постепенно ребенок начинает осваивать глаголы и прилагательные. К двум годам малыш использует речь как основной инструмент общения.

Читайте так же: что должен уметь ребенок в 1 год и 2 года

Развитие речи у детей 2-3 лет

В этом возрасте происходит активное расширение запаса слов. В словаре появляются предлоги и местоимения. Ребенок использует прилагательные для характеристики предметов, например, круглый, теплый, красный. Пока рано требовать от малыша правильного применение грамматических норм, он нередко ошибается с падежами, числами и родами. Одновременно улучшается произношение, благодаря чему даже посторонние понимают речь ребенка.

Читайте так же: что должен уметь и знать ребенок в 3 года

Развитие речи у детей 3-4 лет

В этом возрасте малыши используют фразы из нескольких слов. Они могут назвать свое имя и пол, определить характеристики простых объектов – игрушек, предметов мебели, продуктов и частей тела.

В трехлетнем возрасте ребенок уже способен воспринимать сказки и рассказы. Также он может сам рассказать об увиденном, используя несколько простых предложений. Но даже хорошо развитый речевой аппарат не исключает недостатков в виде неправильного произношения некоторых звуков.

Читайте так же: что должен уметь и знать ребенок в возрасте 4-х лет

Развитие речи у детей 4-5 лет

Запас слов в этом возрасте включает разные части речи. Ребенок использует обобщения и антонимы. Вместе с родителями малыш может пересказать сказку. «Маленькие почемучки» осваивают структуру сложных предложений, состоящих из двух простых грамматических основ. В пятилетнем возрасте речь практически полностью сформирована, небольшие сложности могут наблюдаться только со звуками «р» и «л».

Читайте так же: что должен уметь и знать ребенок в 5 лет

Развитие речи у детей 5-7 лет

Дошкольный возраст характеризуется существенным расширением словарного запаса. Ребенку не составляет труда назвать более 5 характеристик предмета, Шестилетние дети понимают закономерность изменения слов, а также легко сочетают их в предложении. Для составления фразы используют все части речи.

Хорошее развитие речи дошкольников позволяет с легкостью пересказывать сказки, а также делиться собственными переживаниями. Первоклассник не испытывает сложности с использованием звуков. Исключение составляют труднопроизносимые или малознакомые слова. Его речь достаточно плавная, в ней отсутствуют пропуски.

Читайте так же: что должен уметь ребенок в 6 лет и 7 лет

Вывод

Сформированный речевой аппарат – залог правильного становления и полноценного развития психики. Не менее важно создать атмосферу любви между всеми членами семьи. Квалифицированные педагоги в детских центрах и садах Бэби-клуб помогут с развитием речи вашего малыша.

Развитие речи у детей 5-8 лет

Развитие речи у детей 5-8 лет: ранняя грамотность и звуки речи

К 5 годам дети знают, что слова состоят из разных звуков и слогов. Когда они слушают, они могут определить слова, начинающиеся с одного и того же звука, например, «Мама сделала волшебный зефир». Они также могут замечать слова, которые звучат одинаково, и играть в игры с рифмами со словами, такими как «летучая мышь», «кошка», «толстый», «шляпа» и «мат».

В 5-6 лет ваш ребенок может знать некоторые или все звуки, которые соответствуют различным буквам алфавита. Это важный первый шаг в обучении чтению. В этом возрасте дети также узнают, что отдельные звуки объединяются в слова. Например, если сложить вместе звуки «т», «о» и «п», получится слово «верх».

К 6 годам дети начинают читать простые рассказы с простыми словами, которые звучат так же, как и пишутся, например, «свинья», «дверь» или «мяч». Они также начинают писать или копировать буквы алфавита, особенно буквы для звуков и слов, которые они изучают.

К 8 годам ваш ребенок понимает, что он читает. Ваш ребенок может читать самостоятельно, и чтение может быть даже одним из его любимых занятий. К этому возрасту дети также могут написать простой рассказ.

К тому времени, когда детям исполняется 5 лет, незнакомые люди могут понимать все, что они говорят, даже если они все еще могут неправильно произносить несколько слов. Например, у них все еще могут быть проблемы с произношением таких звуков, как «р», «л» или «т». Они могут сказать «крыло» вместо «кольцо» или «финк» вместо «думать».

Словарный запас и развитие речи

К 5 годам дети в основном могут использовать правильные формы глаголов, чтобы говорить о прошлых и будущих событиях. Например, ваш ребенок может сказать «Я играл с Макси», чтобы рассказать о прошлом, и «Я буду играть с Макси», чтобы поговорить о будущем. Дети также начинают понимать некоторые концепции времени — например, ночь, день и вчера.

Ваш ребенок начнет понимать, что есть исключения из грамматических правил. Например, мы говорим «сломал», «кинул» и «съел», а не «сломал», «кинул» и «съел». Потребуется еще несколько лет, чтобы выучить множество исключений в английском языке. Даже в 8 лет у некоторых детей могут возникнуть проблемы с прошедшим временем некоторых глаголов.

В 5-6 лет дети начинают понимать, что отдельные слова могут иметь разное значение, поэтому они начинают использовать контекст слова, чтобы узнать, что оно означает. Например, «крутой» означает нечто иное, когда вы говорите: «Классный день», и когда вы говорите: «Это действительно классный робот, которого вы построили». Они также начинают понимать метафоры и небуквальный язык — например, «Прими решение».

Ваш ребенок поймет, что он может составить новые слова, соединив два других слова, например, «книжная полка». Подобные «сложные» слова вы будете чаще слышать в речи вашего ребенка.

Ваш ребенок также начнет использовать более длинные слова, когда узнает, что начало и окончание слов меняют свое значение. Например, ваш ребенок может добавить «ness» (как в «счастье»), «un» (как в «unwrap») и «er» (например, когда «teach» становится «учителем»).

И ваш ребенок также начнет понимать, что некоторым словам не нужна буква «с», чтобы стать множественным числом, например, «ноги», а не «ноги».

К 8 годам дети начинают понимать шутки и загадки и использовать язык абстрактно. Например, ваш ребенок может рассказать анекдот вроде «Какие шоу любят смотреть коровы?» «Му-сикалы».

Ваш ребенок может также начать сравнивать 2 вещи, используя слова «как» или «как», например, «Они плавают, как рыбы».

Языковые навыки развиваются с практикой. Дети тренируются, разговаривая с другими, читая и проводя уроки в классе. Языковые навыки и навыки чтения развиваются вместе на протяжении всей школы.

Понимание и использование предложений как часть развития речи

К 5 годам дети могут следовать многоступенчатым, сложным указаниям.

Ваш ребенок может понимать и комбинировать слова для формирования активных предложений, например, «Кошка погналась за собакой». Они также начинают понимать предложения с пассивным залогом, например, «Собака погналась за кошкой».

Но когда дети описывают картинки, они могут перепутать, кто что с кем делает. Способность вашего ребенка составлять правильные предложения будет постепенно улучшаться в течение следующих нескольких лет.

К 8 годам, ваш ребенок может использовать сложные предложения со словами, такими как «и» или «но», чтобы соединять предложения — например, «У Дэна сегодня день рождения, и они хотят поиграть в видеоигры». Ваш ребенок также может использовать эти слова, чтобы объяснить, когда одно событие зависит от другого, например: «Дэн хочет поиграть в видеоигры, но не раньше, чем придет Прия».

Рассказывание историй и развитие речи

В возрасте от 4 до 8 лет дети намного лучше рассказывают истории . Истории вашего ребенка, вероятно, длиннее и детальнее — и, вероятно, в них больше смысла. Истории могут быть выдуманными или о том, что произошло на самом деле. Они могут иметь тему, характер или сюжет и содержать действия и события в логической последовательности — например, «Лодка утонула, поэтому всем пришлось плыть к берегу».

По мере того, как ваш ребенок продолжает учить и практиковать язык, его способность рассказывать истории будет улучшаться. Будет легче понять, о ком говорит ваш ребенок, когда он рассказывает историю, и как события в его рассказах сочетаются друг с другом.

В эти годы ваш ребенок может:

  • правильно использовать различные слова-связки, например, «потому что», «тогда», «сейчас», «когда», «до», «пока» и « хотя’
  • используют разные типы предложений для представления одной и той же информации
  • правильно используют такие местоимения, как «он», «она» и «они», когда рассказывают историю разница между «Что случилось?» и «Как вы думаете, почему…?»

Детям, которые растут в двуязычной или многоязычной семье, может потребоваться немного больше времени, чтобы достичь определенных языковых вех. Это потому, что они изучают слова более чем на одном языке. Но к тому времени, когда ваш ребенок пройдет половину начальной школы, он, скорее всего, будет говорить и использовать английский язык так же хорошо, как и его сверстники.

Когда обращаться за профессиональной помощью для развития речи

Если вы заметили какие-либо из следующих признаков у вашего ребенка или вас беспокоит развитие речи вашего ребенка, рекомендуется посетить вашего ребенка и семейную медсестру, терапевта или педиатр.

В 6 лет ваш ребенок:

  • с трудом понимает или говорит неполными предложениями
  • с трудом выполняет многоэтапные сложные инструкции, такие как «Пожалуйста, положите пижаму на кровать после того, как положили пижаму». одежды на’
  • перестали использовать языковые навыки, которые у них когда-то были.

В возрасте 8 лет ваш ребенок:

  • заикается или шепелявит при разговоре
  • с трудом выполняет инструкции
  • перестал использовать языковые навыки, которыми когда-то владел.

Ваш лечащий врач может направить вас к логопеду.

Дети осваивают новые навыки с течением времени и в разном возрасте. Большинство детей развивают навыки в одном и том же порядке, и каждый новый навык, который они изучают, основывается на предыдущем. Небольшие различия в том, когда дети развивают навыки, обычно не вызывают беспокойства.

Развитие речи у детей 3-4 лет

Словарный запас и развитие речи у детей 3-4 лет

Ваш ребенок узнает много новых слов, слушая вас и других взрослых и угадывая контекст. Они также учатся на новом опыте и слушая истории, прочитанные вслух. Ваш ребенок по-прежнему понимает гораздо больше слов, чем может произнести.

Ваш ребенок выучит и будет использовать:

  • больше связующих слов, таких как «потому что», «и» или «если»
  • больше чисел
  • названия групп предметов, таких как «овощи» или «животные»
  • семейные термины как «тетя» или «брат».

Ваш ребенок может называть основные эмоции, такие как «счастье», «грусть» и «злость».

Предложения и грамматика в языковом развитии

Ваш ребенок узнает больше о том, как складывать слова в предложения.

Это означает, что ваш ребенок может начать использовать более сложные предложения, которые включают такие слова, как «потому что», «так», «если» и «когда» — например, «мне это не нравится, потому что это противно». .

Кроме того, ваш ребенок покажет, что он понимает основные правила языка. Например, ваш ребенок начнет использовать притяжательные формы, такие как «папина шляпа». Вы также услышите прошедшее и настоящее время, например, «разговор» и «разговор».

И часто ваш ребенок будет применять эти правила строго ко всем примерам, не понимая, что иногда английский язык нарушает собственные правила. Например, «Он убежал» вместо «Он убежал».

К этому возрасту ваш ребенок может правильно использовать слова «я», «ты» и «мне». Но они могут запутать использование отрицаний. Например, если вы спросите: «Ты не хочешь пойти в парк?», ребенок может ответить: «Я не хочу идти».

Разговор

В этом возрасте ваш ребенок может рассказывать истории на определенную тему и часто иметь начало и конец. Но им может потребоваться много подсказок, чтобы история развивалась, поэтому вам, возможно, придется спросить: «А что потом произошло?»

Ваш ребенок может рассуждать, предсказывать вещи и проявлять сочувствие. Они также будут использовать много вопросов «что», «почему», «где», «кто» и «как», чтобы узнать больше об их мире.

Когда вашему ребенку исполнится четыре года, он начнет рассказывать вам о том, что думает. Они могут начинать разговор с таких вопросов, как «Угадай, что?» Они будут говорить на самые разные темы, и их вопросов могут быть более абстрактными и сложными . Например: «Если дождь продолжится, нам придется построить лодку, чтобы добраться до бабушки?»

К четырем годам  большинство взрослых поймут вашего ребенка , хотя ваш ребенок может неправильно произносить некоторые слова. У них все еще могут быть проблемы с произношением слов, содержащих звуки «л», «т» или «р».

Понимание и развитие речи

Если ваш ребенок не понимает, что вы говорите, он может попросить вас объяснить или спросить, что означают конкретные слова.

Ваш ребенок поймет инструкции, состоящие более чем из двух шагов , если они о знакомых вещах — например, «Когда я открою ворота, возьми меня за руку, тогда мы спустимся на угол».

Кроме того, ваш ребенок в большинстве случаев понимает вопросы, особенно если они касаются того, что происходит прямо сейчас или что они могут видеть. И они поймут немного сложные объяснения , если сами увидят результаты. Например, они поймут такое объяснение, как «Когда солнце светит на вещи, они нагреваются». Вода в собачьей миске была на солнце. Почувствуй, как тепло».

К четырем годам ваш ребенок может понимать и использовать слова для выражения таких эмоций, как «счастливый», «грустный», «злой» или «удивленный».

Ваш ребенок также может знать один или несколько цветов и сравнивать две вещи, например: «Эта морковь длиннее той».

Игра, общение и развитие речи

К настоящему времени ваш ребенок уже может вести простые переговоры с другими детьми. Например, они смогут поговорить о том, кто первым может играть с игрушкой.

Примерно в четыре года ваш ребенок может даже объяснить, почему ему нужен предмет от другого ребенка, например: «Можно мне зеленый карандаш? Я хочу раскрасить траву».

И в этом возрасте ваш ребенок начнет использовать язык в ролевых играх . Например, они могут притворяться «мумиями» и копировать тон и слова своей матери.

Взросление в двуязычной или многоязычной семье не влияет на то, насколько рано или быстро дети учатся использовать язык. Иногда многоязычные или двуязычные дети какое-то время смешивают свои языки, но это прекращается, когда они понимают, что используют более одного языка.

Когда следует обратиться за помощью в развитии речи

Если вы заметили какие-либо из следующих признаков у вашего ребенка или вас беспокоит развитие речи вашего ребенка, рекомендуется посетить вашего ребенка и семейную медсестру, терапевта или педиатр.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts