Родители и другие «посторонние» на уроке: как быть?
Мы все привыкли, что в школе ребенок учится сам, без присутствия родителей. На дополнительных занятиях с учителем английского он тоже один на один. Действительно ли важно, чтобы мамы, папы, бабушки и дедушки не присутствовали на уроке? И как себя вести педагогу, если родители хотят быть на занятии?
Распределение ролейУрок — это процесс взаимодействия преподавателя и ученика, в ходе которого ребенок под руководством педагога приобретает новые знания, формирует умения и навыки.
Во время урока выстраиваются личные взаимоотношения между учащимся и учителем, которые помогают сделать процесс обучения более эффективным. Ребенок принимает на себя роль «ученика», понимая, что он должен делать и как себя вести, и воспринимает педагога как «учителя, наставника».
Вне занятия ребенок принимает на себя другие образы: например, роль «друга» со сверстниками и приятелями и роль «сына/дочери» со своими родителями. Очевидно, что модели «ученика» и «сына/дочери» существенно отличаются. Они подразумевают разные требования и разное поведение. Дети могут капризничать дома с мамой, но не будут этого делать с педагогом или наоборот. Кроме того, важно отметить, что и «родитель» и «учитель» для ребенка — это значимые взрослые, перед которыми у него есть разные обязанности. Если родитель будет присутствовать на уроке, ребенок будет обращать на него внимание.
Многие дети, если близкий им взрослый присутствует на уроке, ведут себя скованно, потому что не знают, какую роль сейчас нужно выполнять: «сына/дочери» или «ученика».
Следовательно, присутствие родителя или другого близкого взрослого на уроке очень нежелательно.
С другой стороны, родитель очень заинтересован в высоких результатах обучения ребенка. Близкий взрослый имеет на ребенка большое влияние. Он может помочь учителю и ученику наладить контакт и сделать обучение более эффективным. Очевидно, что педагогу нужно общаться с родителем. Значит ли это, что мама, папа, бабушка или дедушка могут находиться на уроке вместе с ребенком?
Нет, важно, чтобы ребенок занимался с педагогом без участия родителей и других близких взрослых.
1. Чтобы правильно понять, кто такой «учитель» и научиться получать знания, ребенок сам выстроит контакт «ученик-учитель», а не цепочку «ученик — родитель — учитель». Ведь с большинством взрослых дети общаются через родителей.
2. Ученик должен научиться самодисциплине и ответственности за свое обучение. Если родителей или близких нет рядом, значит, именно он должен отвечать на вопросы педагога и выполнять задания.
Обучение в модели «ученик-учитель» дает стимул к развитию ребенка, помогает ему социально адаптироваться и стать более самостоятельным.
Если родители хотят присутствовать на уроке1. На первом уроке, конечно, «да». Мама, папа, бабушка, дедушка или другой близкий взрослый добавят ребенку уверенности, помогут педагогу лучше понять ученика. Кроме того, на первом уроке или до него важно услышать, с какой мотивацией пришел взрослый и сравнить с мотивацией ученика. Педагогу при этом не стоит думать, что родители хотят проверить качество его работы, так как большинство из них просто помогают школьнику познакомиться с новым человеком.
Родители доверяют нам самое дорогое, что у них есть — своих детей, поэтому их желание присутствовать на первом уроке вполне естественно.
2. Если это второй и последующие уроки, то важно понять, почему родитель или другой близкий ребенку человек хочет присутствовать на уроке.
Причин может быть несколько.
1. Родитель пытается контролировать дисциплину ребенкаВ такой ситуации лучше попросить взрослого выйти. Что в этом случае сказать?
«Будет лучше, если мы с <имя ребенка> будем заниматься вдвоем (индивидуальные занятия). Уверена, что он /она прекрасно справится. Если у нас возникнут сложности, я вас обязательно приглашу».
На групповом занятии: «Я думаю, что вы можете оставить <имя ребенка>, я уверена, что он/она прекрасно справится».
Мы покажем, что ценим желание родителя нам помочь, но в то же время напомним, что обучение — это взаимодействие учителя и ученика.
Если родитель настаивает, можно добавить: «Давайте мы сегодня так попробуем. Если у нас не получится, то на следующем уроке вы будете присутствовать». В моей практике ни разу не было, чтобы после этого родитель продолжал настаивать.
2. Ребенок боится педагога как незнакомого взрослогоВ этом случае присутствие родителя на нескольких первых уроках даст ребенку ощущение безопасности, снимет нервозность и позволит быстрее выстроить контакт с педагогом.
Когда вы увидите, что ребенок готов, попросите взрослого больше не присутствовать. Многие мамы, папы, бабушки и дедушки сами это понимают и не приходят на четвертый или пятый урок. Это часто необходимо дошкольникам и младшим школьникам.
3. Если ребенок очень отвлекаетсяПрисутствие родителя на первом и втором уроках поможет понять, как в семье привлекают внимание ребенка и как он на это реагирует. После того, как вы поймете и попробуете удерживать внимание «отвлекашки» самостоятельно, попросите родителя не присутствовать на уроке.
В моей практике, однако, есть маленький ученик четырех лет, который занимается вместе с мамой. Он сам привлекает ее ко всем играм на уроке. С мамой ему интереснее, без нее внимание малыша рассеивается, и эффективность урока падает. В таких случаях я прошу родителей по возможности присутствовать на уроке.
4. Если взрослый хочет заниматься вместе с ученикомВзрослый старается сесть позади ученика с блокнотом и записывать новый материал, не участвуя в уроке. В моей практике такое было много раз. Смотрите на реакцию ребенка. Если ученику это не мешает: он общается с педагогом, забывая, что родитель сидит здесь же, то присутствие взрослого можно разрешить.
Если же ребенок явно нервничает: несколько раз за урок оглядывается или запинается во время речи явно из-за присутствия близкого взрослого, то родителя нужно попросить выйти. Индивидуальные онлайн-уроки доступны родителю в записи.
5. Полезное сотрудничество при занятии с группойПример из моего опыта.
Я вела групповые занятия английским языком с детьми 7-9 лет в Доме детского творчества. Максимальное количество детей на уроке должно было быть не более 10 человек, однако в одну группу добавили 18 ребят. Несмотря на превышение допустимого количества почти в два раза, все уроки отличались высокой эффективностью, дети всегда выполняли домашнее задание, учили слова и ходили на занятия, почти не пропуская. Группа стала такой большой из-за того, что ребята привели своих друзей и одноклассников, поэтому разделить детей было невозможно.
Секрет высокой эффективности уроков при большой численности учеников простой. В самом начале года двое родителей попросили сесть в кабинете, в котором мы проводили занятия с детьми, и подождать детей. В учебном классе были удобные диваны, а в коридоре не стояли даже лавочки. Я хотела отказать, но поняла, что уставшие после работы мамы просто хотят отдохнуть, и разрешила.
Родители не отвлекали детей, а внимательно слушали и записывали все, что происходило на уроке. А дома они выполняли домашние задания вместе с учениками. Более того, если на уроке я просила ребенка ответить и хвалила его, сияющий малыш поворачивался к маме или бабушке. Детям было очень важно, чтобы близкие видели их успехи. Через некоторое время все родители этой группы, если имели возможность, присутствовали на занятиях. Такое «семейное» обучение оказалось невероятно эффективным.
Поэтому, если родители, бабушки или дедушки просят присутствовать на уроке, не отказывайте сразу. Уточните причину, возможно, их присутствие окажется полезным ребенку.
6. Дети хотят заниматься на уроке с братом, сестрой или друзьямиВ этом случае однозначно лучше отказать. Эффективность такого урока будет значительно ниже, ребенок будет отвлекаться на сверстника и не сможет сосредоточиться на занятии. Иногда родители просили взять на урок брата, сестру или друга, если взрослые в это время планировали уйти, или маленький брат/сестра начинал плакать. В этом случае я соглашалась, но такой урок был больше похож на «приглядывание» за малышом, чем на полноценное занятие.
Таким образом, присутствие на уроке близких взрослых нежелательно для ученика любого возраста, однако в некоторых случаях возможно и даже полезно. Присутствие же детей на занятии крайне негативно скажется на внимании ученика и не позволит ребенку полноценно заниматься.
Почитайте по теме: Как общаться с родителями подростков?
Первосентябрьское. Три причины, по которым родители не должны делать уроки вместе с ребёнком ⋆ Тайшет24
Многие родители считают, что, если не контролировать выполнение «домашки», ребёнок будет учиться хуже. Но исследователи доказали, что это не так. Они 30 лет собирали данные о том, как вовлечённость мам и пап в процесс обучения влияет на оценки. Оказалось, что родительская помощь в младших классах бесполезна, а в средней школе и вовсе негативно влияет на результаты экзаменационных тестов.
Новости Тайшет24 в Viber!
AdMe. ru рассказывает о том, почему за уроки должен отвечать сам ребёнок, а не его родители.
Ребёнок теряет мотивацию к учёбе
По результатам исследования, чем больше родители вовлечены в выполнение домашних заданий, тем меньше ребёнку хочется учиться. Самая низкая мотивация у тех детей, родители которых сидят рядом с ними, подсказывают, контролируют или даже сами делают за них уроки. А вот школьники, на которых не «давят» родители, учатся охотнее.
Попытайтесь ослабить контроль и помогайте, только если ребёнок сам попросит вас об этом. В таком случае объясните ему то, что непонятно, но не делайте задание вместо него. Если ребёнок терпеть не может домашние задания, психолог Людмила Петрановская советует не заставлять, а «присоединиться» к нему в его эмоциях: признать его право не хотеть пересказывать параграф из скучного учебника или писать одну и ту же букву 10 строк подряд. А потом научить «глотать лягушку» (справляться с трудными и неприятными делами) — например, рассказать, как делаете это вы сами.
Ребёнок не учится ответственности
Заставляя ребёнка садиться за уроки, контролируя их выполнение и наказывая за плохие оценки, вы берёте ответственность за учёбу на себя, а значит, снимаете её с ребёнка. И пока вы стоите у него над душой, он не захочет взять эту ответственность сам.
По мнению Людмилы Петрановской, воспитывая ребёнка методом кнута и пряника, мы оказываем ему медвежью услугу, ведь во взрослой жизни вместо наград и наказаний — естественные последствия наших действий. Если мы будем плохо работать, нас уволят, а если будем есть одни чипсы, наше здоровье испортится. Позвольте последствиям наступить. Забыл, что задали нарисовать рисунок? Значит, придётся сделать это вместо игр на компьютере. Не выучил уроки? Разбирайся с учителем сам. Умение отвечать за свои поступки и распределять свои силы и время для будущего точно важнее, чем умение чётко выполнять чужие команды.
Ухудшаются отношения между родителями и детьми
«Уроки сделаны. Мать охрипла. Дочь оглохла. Соседи выучили наизусть. Собака пересказала», — все помнят эту шутку, но, когда дело доходит до домашних заданий, становится не до смеха. Вместо того чтобы контролировать решение каждой задачки, психологи советуют выстраивать доверительные отношения со своим школьником и проводить больше качественного времени вместе: читать вслух, обсуждать то, что происходит в науке и в мире, находить новые интересные занятия.
Если для вас неприемлемы никакие другие оценки, кроме пятерок, спросите себя, в чём причина такого категоричного отношения. В семье, где двойка может стать причиной скандала, дети не чувствуют, что любимы независимо от их успехов и провалов. Психолог Михаил Лабковский утверждает, что учёба — личное дело ребёнка, а дело родителей — безусловная любовь. А любовь важнее, чем оценки, правда?
Присоединяйтесь к нам:
27 важных жизненных уроков, которым нас научили родители
Среда, 21 ноября 2018 г.
Недавно я задал следующий вопрос: «Какая единственная вещь, которой научили вас ваши родители, действительно сформировала вас сегодня?». Ответ, который я получил, был ошеломляющим; полный вдохновения, честности, искренности и многих домашних истин. Видите ли, именно эти истины, эти важные жизненные уроки лежат в основе самого нашего существа. Вот 27 важных жизненных уроков, которым нас научили наши родители…
Ройстон Гест
Недавно я задал следующий вопрос: « чему научили вас ваши родители, что действительно сформировало вас сегодня?» . Ответ, который я получил, был ошеломляющим; полный вдохновения, честности, искренности и многих домашних истин. Видите ли, именно эти истины, эти важные жизненные уроки лежат в основе самого нашего существа.
Наше воспитание является важной частью того, кем мы становимся, и того, как мы смотрим на мир. Мы многому учимся у наших родителей; некоторые из этих вещей мы схватываем в момент обучения, а другие не раскрываются, пока мы не продвинемся дальше по жизненному пути.
#1 В жизни нет ничего бесплатного. Вы должны усердно работать, чтобы получить то, что вы хотите в жизни, вы не можете пропустить часть «усердно работать».
#2 Всегда держите «две руки на метле». Если вы собираетесь делать работу, делайте ее правильно и с усилием.
#3 Спешите за любимым делом.
#4 Навык. Будьте лучшими, вы можете быть в этом, и вы всегда сможете заработать деньги.
#5 Купить землю. Это единственное, чего они не делают больше.
#6 Всегда оставляйте людей счастливыми.
#7 Вы делаете свое лицо в жизни. Если вы хороши, это будет видно.
#8 Лучшие вещи в жизни связаны с невидимыми, неосязаемыми чувствами. Не материальные вещи. Это то, что вы чувствуете внутри; счастье, покой, волнение, гордость, которые мы можем создать сами и полностью контролировать.
#9 Первое впечатление остается навсегда, поэтому будьте лучшей версией себя во всем, что вы делаете.
#10 Если работа стоит того, чтобы ее делать хорошо.
#11 Сила не в отдельных людях, а в команде.
#12 Дела сильнее слов.
#13 Оденьтесь для работы, которую вы хотите, а не для работы, которую вы получили.
#14 Все достижимо, если вы достаточно сильно этого хотите и готовы работать для этого.
#15 О чем вы думаете весь день, тем вы и становитесь.
#16 Не сводите с ума кого-то еще, у вас есть свои собственные «сумасшедшие», с которыми нужно иметь дело.
#17 Никогда не ждите ничего, ради чего вы не работали и не зарабатывали. Все остальное бонус.
#18 Нет такого слова, как «не могу». Все возможно.
#19 Если вы не понимаете, почему вас попросили что-то сделать, спросите.
#20 Делайте правильные вещи, а не простые.
#21 Не причиняйте никому страданий сознательно.
#22 Не обязательно быть богатым, чтобы быть «богатым».
#23 Богатство — это прежде всего состояние души, а не состояние кошелька. Некоторые из самых богатых людей также являются самыми бедными с эмоциональной и жизненной точки зрения.
#24 Ничего страшного, если вы не можете оказать поддержку, ничего страшного, если вы потерпите неудачу или преуспеете. Все они временны, но ваш характер остается и всегда должен быть лучшим.
#25 Учитесь быть скромным и добрым, ведь никогда не знаешь, через что проходят другие. Один маленький акт доброты может значить для кого-то целый мир.
#26 Не вынимайте мерный стержень. Это сделает вас либо тщеславным, либо горьким.
#27 Всегда говорите правду. Вы никогда не забудете того, что сказали, если это было сказано по правде.
Любой из этих важных жизненных уроков…
…знакомые слова мудрости?
…или резонанс, потому что они заставили вас задуматься о том, кто вы есть сегодня и что для вас важно?
Какой урок отсутствует?
Все 27 важных жизненных уроков были разделены (мой был № 1), и я бы хотел, чтобы вы поделились своими. Просто добавьте их в поле для комментариев ниже.
60 жизненных уроков, которые я получил от своих родителей
«Независимо от того, как далеко мы продвинулись, наши родители всегда в нас». ― Брэд Мельцер
В эти выходные моя мама празднует свое 60-летие. Через два месяца моему отцу тоже исполнится 60 лет. К сожалению, нас разделяют километры. И я сожалею, что не смог быть там, чтобы отпраздновать с ними.
Мои мама и папа всегда были для меня замечательными родителями. Они усердно работали, чтобы обеспечить прочную основу для моей жизни и будущего.
Они преподали мне бесценные жизненные уроки о работе, браке, воспитании детей, отношениях и жизни. И чтобы отпраздновать их 60-летие, я подумал, что воспользуюсь этим публичным форумом, чтобы воздать им должное, которого они заслуживают, и поделиться с вами некоторыми уроками, полученными в жизни благодаря моим родителям.
- Признавайте ошибки. С моей стороны было бы глупо утверждать, что мои родители идеальны. Это не так. Но когда они совершают ошибку, они смиренно ее признают. И работать над тем, чтобы это исправить.
- Цените учителей. Моя мама работала на нескольких работах, пока я рос, в том числе работала учителем. Благодаря ей я научилась ценить время, энергию, приверженность и заботу, которые учителя проявляют каждый день.
- По возможности помогайте ближнему.
- Посещать церковь. Поклонение всегда было важно для моей семьи. Тогда и сейчас.
- Будь хорошим другом, чтобы найти хорошего друга. Здоровые друзья укрепляют здоровую дружбу. А мои родители учили и показывали, что значит быть хорошим другом для других.
- Довольствуйтесь малым. Много раз в детстве было трудно с деньгами. Тем не менее, мои родители были довольны этим.
- Довольствуйтесь многим. Были времена, когда банковские счета были в порядке. Что еще более впечатляюще, мои родители тоже были довольны.
- Будь скромным. Нам нечего доказывать. Но у нас есть все, чтобы предложить.
- Будьте открыты для критики. Мы никогда не прекращаем учиться, расти и меняться. Мои мать и отец всегда были открыты для новых вызовов.
- Будьте быстры на помощь. Если в сообществе возникала потребность, мои родители оказывались там одними из первых. Они с самого начала подают здоровый пример того, что жизнь состоит не только в том, чтобы получать, но и в том, чтобы отдавать.
- Забота о правильных вещах. Наши жизни и ресурсы ограничены. И вы просто не можете заботиться обо всем. Старайтесь заботиться о правильных вещах.
- Уход за сиротой . Мои родители обеспечивают, защищают и заботятся о сиротах и сиротах. И если есть больший комплимент, то я не уверен, какой именно.
- Отмечайте праздники всей семьей. Даже когда мы жили далеко от большой семьи, я всегда помню, как в детстве приезжал домой на праздники. И как взрослый, я все еще делаю.
- Выберите узкий путь . Многие выберут широкий, проторенный путь. Мои родители никогда этого не делали. Их ценности всегда диктовали их решения, даже когда они были непопулярны.
- Приходи домой на обед. Я отчетливо помню, как мой папа каждый день приходил домой с работы на обед — обычно на хот-дог на хлебе с чипсами. Позвольте мне повторить, я всегда помню, как мой папа возвращался домой с работы на обед.
- Посвятите себя своему супругу. Мои родители хранили верность друг другу во всех отношениях на протяжении 40 лет. Я не могу отблагодарить их достаточно.
- Соревнуйтесь, но оставайтесь честными. Конкуренция глубоко укоренилась в нашей семье. Но так же и справедливость. И я не хотел бы иметь первое без второго.
- Заботьтесь о своей жизни не только о деньгах. Мои мать и отец всегда были заняты более важным делом, чем деньги.
- Смиренно не согласен. Никто не всегда понимает правильно. Я рад, что научился у них тому, как важно уметь не соглашаться с искренним смирением… иногда мне жаль, что я не научился этому еще больше.
- Дисциплина — это добродетель. Самодисциплину нужно не бояться, а взращивать.
- Не бойтесь перемен. Моя семья несколько раз переезжала, пока я рос (5–6 раз до окончания средней школы). Благодаря своему опыту и их примеру мои родители научили меня никогда не бояться этого.
- Не ищи богатства в деньгах. Истинное богатство никогда не измеряется банковской выпиской. И никогда не оценивали свою по количеству напечатанных на ней нулей.
- Ешьте хлопья на ужин. Не знаю, почему каждое воскресенье на ужин мы ели хлопья… но, конечно же, именно там я научился этому.
- Образование заслуживает внимания. Мои мама и папа родили сыновей-близнецов, когда еще учились в колледже. Они оба закончили. Отличная работа.
- Выразите благодарность. Благодарность — это дисциплина, которую лучше всего испытывать как в хорошие, так и в плохие времена. Мои родители проявляли его вне зависимости от внешних факторов.
- Быстро прощай. Ошибки случаются и совершаются ошибки. Иногда эти решения причиняют боль. Но не давая прощения, вы только вредите себе.
- Ложитесь на пол вместе с детьми. Мой папа много работал. Но когда он приходил домой, он садился на пол и играл со своими детьми. Если я еще не сказал: «Спасибо».
- Есть мнение. Вы всегда можете рассчитывать на мнение моей мамы. И, к счастью, так. Она научила меня ценности формирования одного.
- Пригласите других. Моя семья всегда стремилась вовлечь других в свои планы и жизнь. От них я узнал ценность этого простого вопроса: «Хотели бы вы пойти с нами?» Нашему миру нужно больше таких людей.
- Часто смейтесь.
- А потом еще посмеяться. Излишне говорить, что мне нравится культура радости, созданная моими родителями в нашем доме.
- Учитесь у других. Мои родители никогда не считали себя настолько выше других, чтобы не могли научиться у них чему-то новому. И я всегда ценил эту черту.
- Живите в Абердине, Южная Дакота. В детстве мы несколько раз переезжали. Но каким-то образом мои родители всегда возвращались в Абердин, Южная Дакота… и там они продолжают жить по сей день. Знай, что я с нетерпением жду возможности вернуться домой в ближайшее время.
- Живите в пределах своего дохода. Мои родители всегда корректировали свои расходы в зависимости от дохода. Они научили меня ценить бережливость, когда это необходимо. Но что более важно, они научили меня радоваться жизни по средствам.
- Любовный разговор. И мама, и папа превосходны в даре беседы. Они используют как уши, так и рот во время общения. А вечера, проведенные в гостиной за разговорами о жизни, проходят слишком быстро.
- Любовь лучше всего говорить и показывать . Слова важны. Но так же и действия. Мои родители выражают любовь, используя оба.
- Любите свою работу. И мама, и папа любят свою работу. Не случайно, что я тоже.
- Преодолевайте трудности. Этот мир не прост. И наша жизнь определяется тем, как мы реагируем на невзгоды. Величайшие из нас преодолевают испытания и стремятся извлечь из них уроки.
- Упакуйте полдник. Мой папа также научил меня ценности батончика «Сникерс» после обеда.
- Вопросы воспитания. Стефани Мартсон однажды сказала: «Все, что наши дети слышат, видят и чувствуют, записывается на кассету. Угадайте, кто является большой звездой в их фильме? Ты.» Жизнь, которой мы живем, и решения, которые мы принимаем, имеют абсолютное значение в мировоззрении наших детей.
- Займитесь легкой атлетикой. Я научился любить спорт у своего папы.
- Играйте в настольные игры. Но любить настольные игры я научилась у мамы.
- Практикуйте щедрость. Как можно чаще отдавайте свою жизнь и ресурсы другим. Им нужна ваша помощь. Вашим детям нужен пример. И вам нужна практика даже больше, чем им.
- Оставайся честным. Быть честным, когда это легко, не является большим достижением. Но наша истинная оценка честности проявляется, когда это трудно. А по-настоящему честного мужчину или женщину в наши дни трудно найти. Я так рада, что в моей жизни их двое.
- Уважайте характер. Ваш персонаж гораздо ценнее всего, за что вы можете его продать. Не променяйте это на что-то глупое, например, деньги, славу, власть, секс или весь мир.
- Вставай рано. Я хорошо помню, как играл в баскетбол с отцом в 6 утра перед началом занятий. Прекрасные воспоминания. Но еще больший пример.
- График отдыха. Сколько я себя помню, мои мать и отец спали днем по воскресеньям. Наверное, они просто устали. Но для меня это стало здоровой моделью ценить и тяжелую работу, и запланированный отдых.
- Ищите Бога. Некоторые люди предпочитают отвергать Бога. Другие предпочитают игнорировать Его. Мои родители научили меня искать Его. И, как говорится в старой поговорке: «Кто ищет, тот найдет».
- Служить другим. Как я узнал от них и на словах, и на деле, жизнь больше, чем ты сам. И самая настоящая жизнь, удовлетворение, смысл и радость находятся в служении другим.
- Изучение слов. Моя мама любит игры, в которых ценятся слова: Scrabble, Boggle и даже Words with Friends. И даже по сей день, если я не обманываю, я не могу победить ее.
- Позаботьтесь о пожилых людях. Закат не менее прекрасен, чем восход. Я благодарен за родителей, которые видят красоту в маленьких детях, но я также благодарен за родителей, которые поддерживали их в конце их жизни.
- Отслеживание расходов. Мой папа — банкир, умеющий считать. В результате я не могу вспомнить сложную систему, которую он использовал для отслеживания бюджета нашей семьи… никто другой тоже не мог. Но что я действительно узнал, так это важность отслеживания долларов и разработки бюджетов. И я возьму это в любой день.
- Доверяйте другим. Оптимизму я научился у родителей. Они живут своей жизнью, видя хорошее в других и доверяя им из-за этого. Они научили меня, что лучше довериться и время от времени обжечься, чем прожить всю жизнь с подозрением ко всем вокруг.
- Используйте свои таланты. Как я уже говорил, мой папа занимается финансами, а мама — талантливый учитель и тренер. Помимо своей карьеры, они часто используют свои таланты в различных общественных организациях, чтобы улучшить жизнь других. Они признают свои дары и используют их, когда это возможно.
- Отпуск не обязательно должен быть дорогим. В детстве мы ездили на летние каникулы почти каждое лето. И хотя некоторые из них требовали значительных финансовых вложений, большинство из них не требовали. Но мы наслаждались ими всеми независимо от пункта назначения (за исключением, может быть, поездки по горам Колорадо без кондиционера…).