Неустойчивая самооценка, Психология – Гештальт Клуб
Неустойчивая самооценка — это то, во что упирается большая часть проблем.
При этом сложность может формулироваться очень по-разному. Например:
— «Не жизнь, а вечная борьба», — конкурирую с другими, постоянно сравниваю себя.
— «Мне говорят, что я веду себя высокомерно» — я чувствую презрение и ничтожность себя или других.
— «Меня пугает неопределенность, я боюсь нового» и вытекающее из этого:
— «В моей жизни ничего не происходит» — мне не удается найти свое призвание, работу, построить отношения.
— «Боюсь совершить ошибку» — у меня высокие требования к себе и другим, я хочу быть идеальным. Не могу расслабиться.
— «Не могу присвоить себе результаты, достижения». Как будто это все случайно, само, я тут ни при чем.
— «Хочу все контролировать, чувствовать только то, что удобно».
— «Постоянно зависаю в фантазиях» — живу параллельной жизнью в мечтах или постоянно нахожусь во внутренних диалогах и в рассуждениях.
За этими разнообразными запросами скрываются две большие темы – неустойчивая самооценка и травматический опыт. Чаще всего они идут рука об руку.
Жизнь противоречива. Если рассматривать свою жизнь объемно и целостно как непрерывный процесс, то можно увидеть, что это череда взлетов и падений, успехов и неудач. Периоды стабильности сменяются периодами вызовов и неопределенности. Жизнь похожа на волнующееся море.
Невозможно держаться на волнах своей жизни, подпитываясь только переживаниями «вау, посмотрите какой я крутой, я на волне!». Это яркая эмоция, но она не окупает всех вложений, всех вызовов и напряжения постоянных спадов-подъемов. Это окупает только самоуважение, выросшее из проживания всех этапов жизненного процесса.
Устойчивая самооценка растет на самоуважении, а оно прорастает, только если есть подходящее основание – переживание непрерывности жизненного процесса.
В случае неустойчивой самооценки у человека нет переживания своей жизни как процесса, длящегося непрерывно.
У такого человека вспышки восприятия только в моменты пика или падения. Это как туннельное зрение. Пик или падение вызывает такой всплеск переживаний, что делает эту реальность воспринимаемой. А все что между – как передышка, не жизнь, а пауза. В лучшем случае — подготовка к новому рывку.
Самооценка напрямую связана с осознаванием. Это один из итогов осмысления ситуации, конечный вердикт самому себе, который выносит наблюдающее эго. В том процессе, который я описала выше, осознавание присутствует вспышками, в моменты пика или падения, и именно это и делает самооценку пустотной, а отсюда и неустойчивой.
Чтобы самооценка была стабильной, необходимо воспринимать свою жизнь как непрерывный процесс, с важностью всех жизненных ситуаций. В расшатанной самооценке всегда есть деление ситуаций на сверхзначимые и неважные, бесполезные (обращать внимание на которые — это зря тратить время).
Может, вы сами проживали или видели такой эффект в жизни других людей – когда человек сталкивается с реальным риском смерти, он переоценивает значимости того, чем занимался в жизни. Он может отпустить обиды, которые его тяготили, стать внимательнее у другим, меньше гнаться за покорением нового пика.
Я предлагаю вам сделать то же самое, но не в ситуации критического риска. Проснуться и увидеть, как вы поделили жизнь на важное и неважное и стали заложником такого деления. Попробуйте в качестве эксперимента побыть в другом режиме восприятия. Что если все происходящее в вашей жизни важно?
Попробуйте увидеть свое «море жизни» максимально объемно. Как будто вы смотрите видео в замедленном режиме. Вот вы просыпаетесь, встаете, идете умываться, выбираете одежду, варите кофе, едете на работу, приходите в офис, включаете компьютер, пишете сообщение и т.д. Тысячи важных событий за день, которые сменяют одно другое. Как вдох и выдох, ваша жизнь протекает через ваше тело и не останавливается ни на секунду.
Фокусируясь на своей жизни без деления на важное и неважное, у вас может возникать как облегчение, расслабление, так и волна тревоги.
Если вы почувствовали тревогу – похоже такое расщепление своей жизни на «жизнь» и «подготовку» не просто вредная привычка, а действующий способ, каким вы строите контакт, вступаете в отношения.
В этом месте часто прячется переживание одиночества. В погоне за волнами и их покорением так легко отвлечься, спрятать от себя самого свое одиночество и тоску по Другому. Но это замкнутый круг, избегая свое одиночество – это его только растит.
Подведу итог: часто сложность кроется в том, что человек не воспринимает свою жизнь целостно и непрерывно. Это создает пустоты в самоосознавании, т.е. в самооценке. Эти пустоты хочется чем-то заполнить. Например, достижениями, перфекционизмом, сравнением с другими, чужими похвалами, вниманием, обидой на несправедливость мира и т.д. Первым шагом может послужить практика безоценочного нахождения в текущем моменте, созерцание, как один момент сменяет другой и все вместе они складываются в жизнь.
Теги: самооценка, выбор, чувства, эмоции, ограничения, результат, устойчивость, уверенность, принятие, удовольствие
Как неустойчивая самооценка влияет на нашу жизнь
В семейный центр «Зеленоград» часто поступают обращения следующего содержания: «Я постоянно испытываю неуверенность в своих решениях, боюсь допустить ошибку», «Я всегда и всюду сравниваю себя с другими людьми, и никогда этот итог не был в мою пользу»
Казалось бы, разные запросы, но в обоих случаях за ними скрывается неустойчивая самооценка
. Что это такое и как с ней бороться, рассказывает психолог семейного центра «Зеленоград» Анастасия Шабалина.«Когда вы замечаете за собой колебания, подчинение оценкам вашего окружения — это уже один из звоночков неустойчивой самооценки. Такие люди не чувствуют себя и своих желаний», — говорит психолог.
Нестабильная самооценка — что это?
Неустойчивая самооценка откладывает большой отпечаток на все области нашей жизни: личную, профессиональную и самопрезентацию в целом.
В профессиональной сфере страх неудачи заставляет сдаться или отказаться от намеченных планов перед малейшими трудностями, даже не дав себе права на ошибку и не попробовав добиться желаемого результата. Прослеживается трудность в выстраивании взаимоотношений с близкими людьми, друзьями и просто знакомыми.
Когда же мы ясно ощущаем свои интересы и потребности, при этом уважительно относимся к другому человеку и активно отслеживаем свое отношение к нему, появляется реальная возможность наладить конструктивное общение. И при этом нет необходимости себя с кем-то сравнивать и что-то доказывать.
Так в чем же корень проблемы? Наша самооценка формируется в раннем детстве. Ребенок получает информацию извне, от родителей. Мы все хотим нравиться родителям, соответствовать ожиданиям. Очень часто завышенные требования к ребенку, ожидание идеального результата, сравнение с другими приводят его к самоотвержению и, как следствие, выученной беспомощности, над которой родители уже не властны.
Как воспитать ребенка с адекватной самооценкой?
- Ни в коем случае нельзя сравнивать своего ребенка с другими детьми. Если это сравнение не в его пользу, оно может стать истояником боли и страдания.
- Не пытайтесь манипулировать ребенком, стараясь вызвать у него чувство вины: «Папа ушел, потому что ты себя плохо вел».
- Ребенок должен знать, что вы принимаете и любите его просто так.
- Не использовать похвалу в качестве мотивации. Не создавайте у ребенка ощущение, что его любят только за то, что он убрал в доме, выучил уроки, получил золотую медаль. Радуйтесь каждому его успеху вместе.
- Будьте рядом, если ему тяжело и плохо.
И главное, у самих родителей должна быть адекватная самооценка. Взрослые, которые правильно все делают, но при этом не любят и не ценят себя, не смогут воспитать уверенного в себе ребенка.
Работаем над собой
«Научитесь любить себя и перестать сравнивать с другими. Задача не из легких. Но вы с ней справитесь! Попробуйте находить во всем плюсы, даже если подумали о том, что кому-то в чем-то уступаете. Каждому человеку нужно ценить себя и не давать переступать свои границы
Если вам кажется, что любят только за особые качества и достижения, то поймите, что этих качеств у вас уже очень много. Перестаньте зацикливаться на ошибках, не бойтесь неудач. Начать действовать — значит получить опыт. Успех — это количество попыток. Устойчивая самооценка — следствие постоянного интереса к себе, к своей жизни, к своим желаниям и результат ежеминутной заботы о своем мире.
Ценить и уважать себя — значит замечать то, что сознаешь как ценное и важное. Самый простой и доступный способ повысить самооценку — перестать сравнивать. Помните: вы уникальны во всем. А приобрести необходимые знания, умения и навыки вы можете, посещая занятия «Школы любящих родителей» семейного центра «Зеленоград».
Источник
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Стабильность самооценки — IResearchNet
Определение стабильности самооценки
Некоторые люди обладают непосредственным чувством собственного достоинства, которое значительно колеблется изо дня в день или даже в течение одного дня. Говорят, что у таких людей нестабильная самооценка. Другие люди обладают сиюминутным чувством собственного достоинства, которое редко, если вообще меняется. Говорят, что у этих людей стабильная самооценка. Вспомним Эшли, которую на вопрос «Насколько достойным человеком вы чувствуете в данный момент?» каждое утро и вечер в течение 5 дней дает ответы, которые значительно варьируются от «я чувствую себя очень достойным» до «я чувствую себя бесполезным». Эшли обладает нестабильной самооценкой. Напротив, ответы Хизер на тот же вопрос в течение того же периода практически не изменились («Я чувствую себя очень достойным»), как и ответы Марка («Я чувствую себя совершенно бесполезным»). И Хизер, и Марк обладают стабильной самооценкой. Важно отметить, что значительные исследования показывают, что степень стабильности или нестабильности самооценки человека имеет важные последствия для его психологического здоровья и благополучия.
Нестабильная самооценка
Нестабильная самооценка отражает хрупкое и уязвимое чувство собственного достоинства, на которое влияют положительные и отрицательные переживания, которые либо генерируются внутри (т. , получить пятерку на экзамене). Более того, говорят, что люди с нестабильной самооценкой сильно эгоистичны в своей повседневной деятельности, а это означает, что их самооценка постоянно находится под угрозой в течение всей их жизни. Например, в то время как человек с нестабильной самооценкой чувствует себя глупым и никчемным (реакции, которые подразумевают негативное чувство собственного достоинства) после получения плохой оценки, человек со стабильной самооценкой чувствует себя плохо (например, чувствует разочарование или фрустрацию) по поводу своего или ее производительность, не затрагивая его или ее общего чувства собственного достоинства. Исследователи изучили ряд последствий завышенной самооценки людей с нестабильной самооценкой.
Во-первых, ежедневные негативные события оказывают большее неблагоприятное воздействие на людей с нестабильной, чем со стабильной самооценкой. Исследователи обнаружили, что ежедневные хлопоты (те раздражающие события, которые люди время от времени испытывают, например, слишком много работы или недостаточно денег, чтобы купить то, что они хотят) или плохая успеваемость на важном экзамене вызывают большее усиление депрессивных симптомов у людей. с неустойчивой, а не стабильной самооценкой.
Во-вторых, люди с нестабильной самооценкой особенно обеспокоены потенциальными угрозами самооценке и реагируют на них. Среди шестиклассников те, у кого нестабильная самооценка, сообщают, что они чаще злятся из-за угрозы самооценке (например, из-за чувства слабости), а не из-за аспекта, препятствующего достижению цели (например, из-за того, что им приходится дольше испытывать жажду). негативных межличностных событий (например, кто-то бодается впереди вас в очереди к фонтанчику).
В-третьих, повседневные позитивные и негативные события оказывают большее непосредственное влияние на самочувствие людей с нестабильной самооценкой, чем со стабильной. Когда студентов попросили оценить, в какой степени самые позитивные и негативные ежедневные события заставили их чувствовать себя лучше или хуже в течение двухнедельного периода, студенты колледжа с нестабильной, а не стабильной самооценкой ответили, что позитивные события заставили их чувствовать себя лучше. себя и негативные события заставляли их чувствовать себя хуже в большей степени.
В-четвертых, люди с нестабильной самооценкой имеют более слабое чувство собственного достоинства (т. е. менее самоопределяющие, имеют относительно запутанные представления о себе), чем люди со стабильной самооценкой. Обладание сильным чувством собственного достоинства является маркером положительного психического здоровья. Исследования показали, что люди, которые чувствуют себя автономными и самостоятельными (т. е. делают выбор в отношении того, как себя вести, исходя из своих собственных ценностей и интересов), имеют более положительное психическое здоровье, чем люди, которые чувствуют контроль и давление со стороны посторонних людей и людей. События. То же самое верно для людей, которые имеют ясное, а не смутное чувство своей идентичности. Исследователи показали, что по сравнению с людьми со стабильной самооценкой люди с нестабильной самооценкой сообщают о том, что они чувствуют себя менее автономными и самоопределяющими и имеют менее четкое представление о себе, чем люди со стабильной самооценкой.
Факторы стабильности самооценки в детстве
Большое значение имеет роль семейного окружения в развитии самооценки детей. Исследователи попросили 12- и 13-летних детей индивидуально рассказать о том, как их матери и отцы общались с ними. Важно отметить, что восприятие детьми многих аспектов паттернов общения между родителями и детьми (особенно в отношении отцов) связано со степенью неустойчивости их самооценки. Например, дети, которые воспринимали своих отцов как крайне критичных, склонных к оскорбительным обзываниям и использующих пробуждение вины и отказ от любви в качестве методов контроля, имели более нестабильную (а также более низкую) самооценку, чем дети, которые этого не делали. так воспринимают своих отцов. Более того, по сравнению с детьми со стабильной самооценкой, дети с неустойчивой самооценкой показали, что их отцы реже говорили о хороших поступках, которые они (дети) сделали, и реже использовали методы подтверждения ценности (например, объятия). или проводить с ними время), когда они выражали свое одобрение. Другие результаты показали, что, по сравнению с отцами детей с низкой самооценкой, отцы детей со стабильно высокой самооценкой, но не с нестабильной высокой самооценкой, воспринимались как использующие лучшие методы решения проблем для разрешения разногласий со своими детьми. . Восприятие стилей общения матерей более последовательно связано с уровнем самооценки детей, чем с устойчивостью их самооценки. Однако полученные данные о стабильности самооценки в значительной степени совпадали с теми, которые были получены для отцов.
Уровни самооценки
Уровень самооценки относится к общему или типичному чувству собственного достоинства людей, тогда как стабильность самооценки относится к тому, демонстрируют ли непосредственные чувства собственного достоинства людей значительные краткосрочные колебания. Эти два компонента самооценки (уровень, устойчивость) относительно независимы друг от друга. Таким образом, люди могут иметь высокую самооценку, которая является стабильной или нестабильной, или низкую самооценку, которая является стабильной или нестабильной. Значительные исследования показывают, что в то время как неустойчивая высокая самооценка хрупка, стабильная высокая самооценка безопасна. Например, люди с нестабильно высокой самооценкой более склонны к обороне и саморекламе, чем их коллеги со стабильно высокой самооценкой, но их психологическое здоровье и благополучие ниже. Чувство собственного достоинства более хрупкое у нестабильных людей по сравнению со стабильными людьми с высокой самооценкой. По сравнению с людьми со стабильно высокой самооценкой, люди с неустойчивой высокой самооценкой более (а) склонны к гневу и враждебности, (б) склонны к повышенной депрессии перед лицом повседневных неприятностей, (в) вербально оборонительны во время интервью о потенциально угрожающих событиях в их прошлом, (d) вероятно, будут сообщать о повышенных тенденциях свести счеты в ответ на гипотетические проступки романтического партнера, и (e) вероятно, будут сообщать о более низком качестве романтических отношений. Эти и другие результаты показывают, что стабильно высокая самооценка является здоровой формой самооценки, тогда как нестабильная высокая самооценка является нездоровой формой самооценки. Таким образом, для более полного понимания самооценки необходимо учитывать как уровень, так и стабильность самооценки.
Ссылки:
- Кернис, М. Х. (2003). К концептуализации оптимальной самооценки. Психологическое исследование, 14, 1-26.
- Кернис, М. Х. (2005). Измерение самооценки в контексте: важность стабильности самооценки в психологическом функционировании. Журнал личности, 73, 1569-1605.
- Кернис, М. Х., и Голдман, Б. М. (2006). Оценка стабильности самооценки и условной самооценки. В MH Kernis (Ed.), Вопросы самооценки и ответы: справочник текущих точек зрения (стр. 77-85). Нью-Йорк: Психология Пресс.
- Кернис, М. Х., Граннеманн, Б. Д., и Барклай, Л. К. (1989). Стабильность и уровень самооценки как предикторы возбуждения гнева и враждебности. Журнал личности и социальной психологии, 56, 1013-1022.
Хрупкость самооценки | Живая наука
Наука о торнадо, факты и историяВы хорошо себя чувствуете? Не занимайте оборону! Это просто вопрос.
Возведение себя на пьедестал — это еще не все, что нужно, — говорит психолог. Новое исследование показывает, что люди с «хрупкой высокой самооценкой» больше защищаются, если чувствуют, что на них нападают другие, чем те, у кого более стабильная и надежная самооценка.
Недавнее исследование, подробно описанное в июньском номере Journal of Personality , дополняет кучу исследований, которые рисуют более сложную картину самооценки.
«Существует много видов высокой самооценки, и в этом исследовании мы обнаружили, что для тех, у кого она хрупкая и неглубокая, это не лучше, чем низкая самооценка», — сказал Майкл Кернис из Университета Джорджии. «Люди с хрупкой высокой самооценкой компенсируют свои сомнения в себе, проявляя преувеличенные тенденции защищать, защищать и повышать свое чувство собственного достоинства».
Кернис говорит, что результаты не предназначены для снижения высокой самооценки, которая считается одним из ключей к счастью и продвижению по карьерной или служебной лестнице. Исследование только добавляет еще один слой к этому психологическому феномену.
Самооценка
В целом, люди с так называемой надежной высокой самооценкой склонны представлять миру подлинное «я»; они искренне довольны собой и принимают свои слабости. Хрупкая самооценка непостоянна и может колебаться изо дня в день или в пределах одного дня. Без постоянной проверки самооценка этого человека резко упадет.
При финансовой поддержке Национального научного фонда Кернис и его коллеги получили ценные товары для 100 студентов, около 90 из которых были женщинами. Опросники измеряли различные типы самооценки, удовлетворенности жизнью и общего психологического благополучия. Затем исследователи измерили вербальную защиту, попросив каждого участника описать несколько сложных жизненных ситуаций, в том числе:
- Время, когда вы чувствовали себя менее сексуально желанным, чем друг
- Время, когда вы нарушили правила
- Время, когда кто-то пришел к вам за помощью, а вы не захотели ему помочь
Лица со стабильно высокой самооценкой были наименее вербально оборонительными, в то время как нестабильные участники были наиболее словесно оборонительными. Кроме того, исследователи обнаружили, что большая вербальная защита была связана с меньшей удовлетворенностью жизнью и более низким психологическим благополучием.
Я лучше вас
Один ученик, чьи ответы получили высокие баллы по шкале защитной реакции, рассказал, что не помогал другому ученику на уроке геометрии, сказав: «… Я не чувствовал, что это принесет мне какую-то пользу. Даже если это звучит эгоистично, это было действительно оправдано, потому что я был лучшим учеником, а он не был хорошим учеником… Мне было приятно, что я не хочу ему помогать».
Другая «защитная» участница описала случай, когда она нарушила правила, сказав: «Честно говоря, я никогда не делала ничего плохого. я пил что-нибудь в Мексике, а мне тогда было 18 лет, так что это было законно… Я никогда не нарушал никаких правил».
По сути, «защитные» студенты восприняли вопросы как угрозу своей, возможно, искусственно завышенной самооценке. «Потенциальные угрозы на самом деле более опасны для людей с низкой или неустойчиво высокой самооценкой, чем для тех, у кого устойчиво высокая самооценка, — сказал Кернис, — и поэтому они прилагают больше усилий, чтобы противодействовать им».