Самосознание и его структура: 12. Самосознание, его структура и развитие.

Содержание

Самосознание: понятие, структура, функции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Общая психология»

«Самосознание: понятие, структура, функции»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тайшет 2009

Содержание 

Введение 

Основная  часть

Понятие «самосознание» и его основные характеристики

Заключение 

Список  использованной литературы

3

 

4

21

22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  работы. Проблема развития самосознания является одной из самых трудных и интересных в психологической науке.

С древних времен люди стремятся познать себя и других. В процессе взаимодействия людей вырабатывались нравственные правила и нормы, которые становились внутренними регуляторами поведения, формировалась потребность человека подчиняться этим внутренним правилам и нормам. Постепенно складывались представления о совести, нравственном долге, ответственности, которые, так или иначе, соотносились с реальными поступками. Это делало человека относительно свободным и независимым от конкретных ситуаций, от той общности людей, к которой он принадлежит. Человек как личность формируется через свои отношения с другими людьми. Он познает себя как индивида через другого, себе подобного, именно поэтому, что другой, как и он, является носителем общественных отношений. Личность, следовательно, познается через отношения «Я» и «Ты», «Я» и «Мы», «Мы» и «Они».

Цель  работы: изучение понятия самосознания, его структуры и функций.

Задачи  исследования:

  1. Рассмотреть понятие «самосознания» и его основные характеристики;
  2. Проанализировать структуру самосознания;
  3. Определить функции самосознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие «самосознание» и его основные характеристики

Проблема самосознания на протяжении уже многих лет является предметом изучения науки. Интерес  к самому себе, к своему «Я», желание  познать себя, понять свою сущность появились у человека давно. Предметом  собственно психологических концепций проблема «Я», самосознание, становится лишь во второй половине XIX века.

Психологический аспект анализа самосознания в науке  связан с выделением его как сложного явления человеческой психики, направленного  на саморегулирование поведения, своих действий в структуре деятельности на основе самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе.

В отечественной  и зарубежной психологии имеется  немало научных трудов, в которых  обстоятельно рассматривается самосознание. Так, происхождение, сущность самосознания, его структура и эмоционально-ценностная характеристика рассматривается в трудах Столина В.

В., Чистяковой И.И., Рубинштейна С.Л., Кона И.С., Божович Л.И.,  Лисиной М.И. и др.

Первые исследования самосознания принадлежат У. Джемсу, который выдвинул ряд положений о соотношении сознания и самосознания, актуальных и до настоящего времени. Согласно У. Джемсу, самосознание является как бы двойственным – частью познаваемым и частью познающим, частью объектом и частью субъектом: в нем необходимо различать две стороны, одну из которых он называл личностью, а другую – «Я».

В рамках психоаналитической концепции сознание и самосознание выступают как одна определенная сфера жизни, отличная от бессознательного. З. Фрейд, при выделении «Оно» (врожденные инстинкты, бессознательные психические явления и импульсы), «Я» (центр, регулирующий процесс сознательной адаптации), «Сверх-Я» (своеобразная моральная цензура) четко не разграничивал сознание и самосознание. Они заняли второстепенное место по отношению к бессознательной сфере, которая управляет ими.

А. Пфендер (представитель интроспекционистов) построение концепции самосознания начинает с разграничения «Я» и самосознания. «Я» не имеет отношения к реальному субъекту, личности, действующей в системе различных связей. «Я» имманентно по своему существу, оно развивается, правда, в течение всей жизни, но уже имеется с самого рождения у человека в психической деятельности.

Сторонники  бихевиоризма подчеркивали влияние  окружающей действительности на психическую деятельность человека. Они устранили из сферы психической жизни такие понятия, как сознание и самосознание, отказавшись от этих понятий как от ненаучных, сведя всю психическую  деятельность к механически толкуемым реакциям организма на внешние стимулы.

Отечественные психологи рассматривают самосознание как особую качественно своеобразную форму психического, тесно связывая его с сознанием, но, не отождествляя с ним. При этом выделяются три  основные точки зрения на соотношение  сознания и самосознания. Одна из них состоит в признании того, что простейшее самосознание в развитии ребенка предшествует сознанию и состоит в неясном чувствовании собственного существования. Вторая точка зрения  заключается в том, что ее  представители рассматривают самосознание как этап в развитии сознания, подготовленный развитием произвольных движений и речи, ростом самостоятельности личности и связанными с этим изменениями в ее взаимоотношениях с окружающими людьми. Третья точка зрения утверждает, что самосознание возникает и развивается одновременно с сознанием, когда к ощущениям, вызванным внешними предметами, всегда «примешиваются» ощущения, вызванные собственной активностью организма. Первые – объективные, они отражают внешний мир; вторые – субъективные, они отражают состояние тела (самоощущения). Ребенок, сталкиваясь с задачей разобщить, диссоциировать эти ощущения, соответственно решает задачу их отдельного осознания. Такое осознание оказывается возможным благодаря накопленному опыту активности во внешнем мире.

В отечественной психологии  большое внимание уделяется вопросу о структуре самосознания. Большинство психологов рассматривают самосознание как единство трех сторон: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования.

Самопознание  является начальным звеном и основой существования и проявления самосознания. Это процесс самонаблюдения, сознательного управления человеком своим поведением и деятельностью, превращение его в объект воспитательных воздействий в подлинный субъект воспитания. Через самопознание человек приходит к определенному знанию о самом себе. Эти знания входят в содержание самосознания как его сердцевина. Самопознание человека может осуществляться лишь через отношение данного человека к другим людям, через разнообразные формы связи его «Я» с «Я» других. Самопознание как процесс проявляется в непрерывном его движении от одного знания о себе к другому знанию, его уточнению, углублению, расширению и т.д. Основным условием, определяющим непрерывность изменения знания о себе, является динамизм самой реальной действительности и взаимодействий с другими людьми.

В связи с необходимостью адекватной адаптации человека в окружающих его социальных условиях он должен все время обращаться к своему «Я», совершенствовать знания о себе, прежде всего с целью более дифференцированного регулирования поведения. Самопознание, как и всякая другая форма познания, не приводит к конечному результату, абсолютно завершенному знанию. Всякое знание о себе является единством противоположностей – относительного и абсолютного.

Эмоционально-ценностное отношение к себе — специфический  вид эмоциональных переживаний, в которых отражается собственное  отношение личности к тому, что  она узнает, понимает, «открывает»  относительно самой себя. Переживания  являются необходимым условием существования эмоционально-ценностного отношения личности к себе, поскольку именно через них осознается ценностный смысл для личности собственных различных отношений к себе, они выступают своеобразным критерием положительной и отрицательной сигнальности форм самоотношений.

Познание собственных  отношений к объектам и явлениям реального мира осуществляется в  процессе осознания переживаний. Всякое новое знание становится устойчивым содержанием сознания только в том  случае, если оно соединится с соответствующим отношением и будет пережито его личностное значение. В ходе развития личности, сознания и познавательной его способности расширяется, обогащается новым содержанием и сфера переживаний.

Саморегулирование поведения – есть форма регуляции  поведения, которая предполагает момент включенности в него результатов самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе и которая выступает как исходная предпосылка развертывания сознательной, целенаправленной деятельности личности по преобразованию своей духовной и физической сферы. Характеризуя саморегуляцию, можно выделить два ее уровня. Первый имеет для своего осуществления четкие границы во времени; он характеризуется конкретным поведенческим актом, куда включаются собственные оценки достигнутого эффекта поведения, которые заканчиваются более или менее четким осознанием этих оценок.

Второй уровень – растянут во времени и связан с планированием личности целенаправленных изменений в себе самой, которые последовательно реализуют определенную воспитательную цель по отношению к себе.

В.С. Мерлин выделил в структуре самосознания четыре главных компонента, которые он предлагает рассматривать как фазы его развития:

— сознание тождественности,  зачатки которого возникают уже  в 11-месячном возрасте, когда младенец  начинает отличать ощущения, исходящие от его собственного тела, от ощущений, вызываемых внешними предметами;

— сознание «Я»  как активного начала, как субъекта  деятельности, которое появляется  в 2-3 года, когда ребенок овладевает  личными местоимениями и возникает первая фаза детского негативизма, выражаемая формулой «Я сам…»;

— осознание своих психических свойств, которое приходит в результате обобщения данных самонаблюдения и поэтому предлагает достаточно развитое абстрактное мышление;

— социально-нравственная самооценка, способность к которой формируется в подростковом и юношеском возрасте на основе накопленного опыта общения и деятельности.

На основе анализа  различных точек зрения на структуру личности и ее самосознание, А.А. Налчаджян предлагает следующую структуру личности:

1 – «Я», центр  личности;

2 – Я-концепция, или  самосознание «Я», которое состоит  из устойчивых Я-образов; 

3 – ситуативные или  оперативные Я-образы;

4 – свойства личности (черты характера, способности  и т. п.).

Все вышеперечисленное является «сферами» личности, вся их структура центрирована вокруг «Я». «Я» мы понимаем как центр личности и ее самосознания. «Я» является центральной организующей, интегрирующей и регулирующей инстанцией психики, основным итогом  онтогенетического психического развития индивида. «Я» осуществляет свои функции на сознательно – подсознательном уровне, причем ее структура по существу не поднимается на уровень сознания. Обозначение словом «Я»  создает иллюзию полного осознания этой центральной инстанции личности, фактически же оно живет и осуществляет свои функции подсознательно, как в бодрствующем, так и в спящем состоянии. Являясь центральной инстанцией личности, «Я» обладает самосознанием или Я-концепцией (представлением, совокупностью знаний о себе). Я-концепция является общей структурой самосознания, принадлежащей «Я». На схеме она окружает сферу «Я» и состоит, в свою очередь состоит из тесно связанных подструктур или относительно устойчивых Я-образов. Эти устойчивые Я-образы (имеется ввиду зрелый человек, у которого формирование самосознания в основном завершено и подвержено только ситуативным и поверхностным изменениям) получили в психологической литературе «актуальное Я», «реальное Я», «идеальное Я» и т.п.

Г.А. Урунтаева включает в структуру самосознания когнитивный, эмоциональный и волевой компоненты. К.К. Платонов предлагает рассматривать структуру в следующем виде: самопереживание (самочувствие), самоотношение и самопознание, куда входят уровень притязаний и самооценка. По мнению И.С. Кона, процесс познания человеком самого себя осуществляется на разных уровнях развития, а представления о самом себе складываются у индивида в определенный образ «Я». Л.Д. Олейник называет в структуре самосознания самочувствие, самопознание, самооценку, самокритичность, самоконтроль и саморегуляцию.

И.С. Кон, И.И. Чеснокова, В.В. Столин и др. указывали на уровневое строение самосознания.

Так, для В.В. Столина, принцип  вычленения трех уровней активности человека (органический, индивидный и  личностный), реализованный применительно к онтогенезу самосознания, остается основополагающим и при введении представления об уровневом строении самосознания: в системе органической активности, в коллективной предметной деятельности и в системе личностного развития. На каждом из этих уровней самосознание выступает в качестве механизме обратной связи, интегрирующего активность субъекта, регулирующего его деятельность, поведение.

Для каждого уровня самосознания В.В. Столин выделяет особые составляющие единицы. На уровне органического самосознания такая единица имеет сенсорно-перцептивную природу. Главное же внимание В.В. Столина направлено на определение и анализ единиц самосознания на индивидном  и личностном уровнях. Выделенное им понятие смысл «Я» и лежит в основе составляющих единиц самосознания данных уровней. Смысл «Я» порождает как отношение к мотиву или цели релевантных их достижению качеств субъекта и оформляется в самосознании в значениях (когнитивный аспект) и эмоциональных переживаниях (эмоциональный аспект).

Таким образом, большинство авторов рассматривают самосознание как средство саморегуляции субъекта деятельности на основе  самопознания и эмоционально-ценностного отношения.

Относительно факторов, определяющих развитие самосознания, позиции представителей различных подходов расходятся в зависимости от того, где идет поиск решающих обстоятельств развития: внутри личности или вне ее. Суждение по этому вопросу разделилось по линии основных факторов развития: наследственности и внешней среды.

Сторонники биологизаторских теорий утверждали, что развитие личности определяется только врожденными предпосылками и задатками. Так, теория З. Фрейда основывается на двух предпосылках. Первая (генетическая) делает упор на том, что переживания раннего детства играют решающую роль в формировании личности, основной фундамент которой закладывается в раннем детстве. Вторая предпосылка основывается на том, что, главным фактором, определяющим развитие человека является сексуальный инстинкт.

Понятие, особенности, структура самосознания. (Тема 11)

Похожие презентации:

Темперамент. Типы темперамента

Воображение и его виды

Вербальные и невербальные средства общения

Конфликты и способы их разрешения

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского

Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)

Гуманистическая психология

Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи

Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)

Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

1.

Самосознание1.
2.
3.
4.
5.
Понятие о самосознания. Особенности самосознания. Структура
самосознания.
Самосознание: источники., механизмы, результаты.
Отношение человека к себе. Формы. Самооценка. Основные
факторы формирования и виды.
Я – концепция личности. Её содержание и функции.
Психологические защиты личности. Виды и значения.

2. Самосознание

«Совокупность психических процессов ,
посредством которых индивид
осознает себя в качестве субъекта
деятельности, называется
самосознанием, а его представления
о самом себе складываются в
определенный «образ «Я».

3. В структуре самосознания принято выделять:

«Я»-реальное
«Я»-идеальное
«Я»-прошлое
«Я»-будущее

4. Самопознание

это нацеленность человека на
познание своих физических
(телесных), душевных, духовных
возможностей и качеств, своего
места среди других людей.

5. Формы отношения человека к себе:

-Непосредственно эмоциональная
форма. Характеризуется
ситуативностью.
— Осмысленное устойчивое отношение к
себе человек выражает в таких
формах как
Самооценка
Самоуважение и неуважение
Комплекс
превосходства/неполноценности

6. Факторы формирования самооценки

-Положение ребенка в семье
Стиль родительского воспитания
Социально – экономический
Авторитет семьи по месту жительства
— Значимый взрослый в рамках
педагогической системы
Педагогическая оценка
— Объективные недостатки (внешность,
черты характера)
— Мнимые недостатки

7. Самооценка

устойчивая
(частная)
неустойчивая
парциальная
глобальная (общая)
адекватная
низкая
высокая
неадекватная
заниженная
завышенная

8. Я-концепция

это достаточно устойчивое
переживаемое как неповторимое
представление человека о себе,
на основе которого им
осуществляется регуляция
своего поведения и
деятельности.

9. Функции Я-концепции:

-Отражения
— Регулятивная
Открытая саморегуляция
Скрытая саморегуляция
— Интерпретационная
— Коммуникативная
-Защитная

10.

Психологическая защитаэто система приемов
стабилизации привычной Яконцепции, которая
обеспечивает человеку
снижение чувства тревоги и
беспокойства в ситуации
когнитивного диссонанса.

11. механизмы защиты личности

Простые
Защита по типу
вытеснения
Защита по типу
отрицание
Защита по типу
подавление
Защита по типу
регрессии
Сложные
Защита по типу
рационализации
Защита по типу
проекции
Защита по типу
втирание в
доверие
Защита по типу
компенсации

English     Русский Правила

Телесное самосознание и его расстройства.

  • DOI:10.1016/B978-0-444-63622-5.00015-2
  • Идентификатор корпуса: 3780917
 @article{Ronchi2018BodilySA,
  title={Телесное самосознание и его расстройства.},
  автор = {Роберта Рончи, Пак Хён-Дон и Олаф Бланке},
  journal={Справочник по клинической неврологии},
  год = {2018},
  объем={151},
  страницы={
          313-330
        }
} 
  • Roberta Ronchi, Hyeong-Dong Park, O. Blanke
  • Опубликовано в 2018 г.
  • Психология, биология
  • Справочник по клинической неврологии

Посмотреть в PubMed

doi.org

Связывание различных аспектов телесного опыта: обзор и предложение интегративной модели, основанной на феноменологии, прогнозирующем мозге и нейронауке о себе 9002

Неврология памяти тела: последние открытия и концептуальные достижения

  • C. Repetto, G. Riva
  • Психология

    Журнал EXCLI

  • 2023

Тело — это особый объект, поскольку оно соответствует физическому компоненту личности и является средой, через которую мы взаимодействуем с миром. Наше телесное осознание включает ментальное…

ТМС-индуцированный контроль телесного самосознания путем сочетания неинвазивной стимуляции мозга и иммерсивной виртуальной реальности комбинированная транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) для активации корково-спинномозгового представления рук с виртуальной реальностью (ВР) для обеспечения совпадающей (в отличие от несовпадающей) визуальной обратной связи, имитирующей непроизвольные движения рук, вызванные ТМС.

Гипотеза оптико-коэнестетической диспропорции пищевых расстройств в свете неврологии

  • Г. Стангеллини, М. Баллерини, М. Манчини
  • Психология

    Фронт. Психиатрия

  • 2019

Данные, указывающие на ослабленную мультисенсорную интеграцию интероцептивных и эстероцептивных сигналов, демонстрирующие преобладание зрительных афферентов по отношению к сигналам, возникающим внутри тела.

Спонтанные и индуцированные внетелесные переживания во время сонного паралича: эмоции, распознавание «AURA» и клинические последствия

  • Nerea L. Herrero, F. Gallo, Miguel Gasca-Rolín, P.M. Gleiser, C. Forcato
  • Психология, медицина

    Журнал исследований сна

  • 2022

Было обнаружено, что испытуемые воспринимали слуховые, тактильные и зрительные ощущения перед эпизодами сонного паралича, и было высказано предположение, что они могут быть «аурой» сонного паралича.

Мультисенсорная стимуляция для реабилитации одностороннего пространственного игнорирования

MS представляет собой новую и многообещающую процедуру реабилитации для USN и привела к уменьшению дефицита USN в целом, сравнимому с вызванным PA; пренебрежение личным состоянием улучшилось только при РС, но не при ПА.

Непринадлежность к частям тела, выявленная по визуальной шкале. Наблюдательное исследование

  • Roberta Ronchi, M. Bassolino, G. Vallar
  • Психология, медицина

    Нейропсихология

  • 2020

Факторная структура, достоверность и надежность персидской версии Шкалы самосознательных эмоций тела и внешнего вида

Результаты показывают, что баллы по персидской версии Шкалы самосознательных эмоций тела и внешности Шкала свидетельствует о надежности и валидности в иранской популяции и может быть использована в области исследований и лечения.

Система поощрения дисфункции мозга при детском ожирении.

  • Х. Пухоль, Л. Бланко-Инохо, Г. Мартинес-Вилавелья, Х. Деус, В. Перес-Сола, Х. Суньер
  • Психология, биология

    Кора головного мозга

    07 09 0
  • 11

    Тучный у детей наблюдались изменения функциональной структуры в орбитофронтальной коре и области миндалины, подобные тем, которые ранее наблюдались при первичном обсессивно-компульсивном расстройстве и синдроме Прадера-Вилли, связанном с навязчивым пищевым поведением, подтверждая мнение о том, что детское ожирение — это не просто девиантная привычка с ограничением физического здоровья. последствий, но связано с дисфункцией системы вознаграждения, характеризующей расстройства контроля поведения.

    Различия детского и взрослого мозга в локальном функциональном строении коры головного мозга 007

    Мультисенсорные мозговые механизмы телесного самосознания

    Результаты исследований, в которых испытуемые получают неоднозначную мультисенсорную информацию о расположении и внешнем виде собственного тела, могут стать основой для нейробиологической модели телесного самосознания.

    Зрительное сознание и телесное самосознание.

    Несколько линий доказательств указывают на взаимную связь между зрением и телесными сигналами, указывая на то, что всестороннее понимание визуального и телесного самосознания требует изучения их в унисон.

    Переходные модуляции нейронных реакций на сердцебиение Ковари с телесным самосознанием

    • Хён-Донг Пак, Ф. Бернаскони, Хавьер Белло-Руис, К. Пфайффер, Р. Саломон, О. Бланке
    • Психология, биология

      The Journal of Neuroscience

    • 2016

    Исследование взаимосвязи телесного самосознания с нейронными изменениями обработки внутренних телесных сигналов показывает, что активность задней поясной извилины в ответ на сигналы сердцебиения участников коррелирует с сигналами сердцебиения. сознательное самоотождествление с телом, которым экспериментально манипулировали с помощью технологии виртуальной реальности.

    Поведенческие, нейронные и вычислительные принципы телесного самосознания

    • О. Бланке, М. Слейтер, А. Серино
    • Психология, биология

      Нейрон

    • 2015

    Выворачивание тела и себя наизнанку

    5 90 E.1.1025 90 Л. Гейдрих, Гийом Марилье, Том Lavanchy, B. Herbelin, O. Blanke
  • Психология

    Психологические науки

  • 2013

Утверждается, что интеграция сигналов изнутри и снаружи человеческого тела является фундаментальным нейробиологическим процессом, лежащим в основе само- сознание.

Повреждение правого островка снижает чувствительность к сердцебиению и изменяет кардио-визуальные эффекты на телесное самосознание

Отдельный иллюзорное восприятие собственного тела, вызванное поражением задней островковой доли и экстрастриарной коры.

  • Л. Гейдрих, О. Бланке
  • Психология, медицина

    Мозг: журнал неврологии

  • 2013

Проведен качественный анализ поражений в самой большой на сегодняшний день группе пациентов с аутоскопическими галлюцинациями и геаутоскопией и сопоставлено расположение повреждений головного мозга с таковыми у контрольных пациентов, страдающих сложными зрительными галлюцинациями, предполагающими аномальное телесное самочувствие. сознание во время геаутоскопии обусловлено нарушением различения себя-другого в отношении аффективных соматосенсорных переживаний.

Видео Ergo Sum: Манипулирование телесным самосознанием

  • Б. Ленггенхагер, Т. Тади, Т. Метцингер, О. Бланке
  • Психология

    Наука

  • 2007

Я и тело обнаружили, что во время мультисенсорного конфликта участники чувствовали, что виртуальное тело, увиденное перед ними, было их собственным телом, и неправильно локализовали себя по отношению к виртуальному телу.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts