Сенсибилизация адаптация синестезия: 2.Адаптация, сенсибилизация, синестезия.

2.Адаптация, сенсибилизация, синестезия.

В широком смысле адаптация – это приспособление к окружающим условиям. Адаптация человека имеет два спектра: биологический и психологический. Биологический уровень, общий для человека и животных, включает в себя приспособление к постоянным и изменяющимся условиям среды: температуре, давлению, освещенности, влажности, а также к изменениям в организме: заболеванию, изменениям в организме, ограничению каких-либо функций. Психологический аспект адаптации состоит в приспособлении личности к существованию в соответствии с требованиями общества и собственными потребностями и интересами.

Адаптация проявляется во всех видах ощущений. Особенно сильна она в области зрения, обоняния, кожных ощущений и вкуса; менее выражена в области слуха. Адаптация всех органов чувств протекает по сходным закономерностям. В области обоняния процесс адаптации протекает по-разному к разным запахам, как и адаптация к звукам, носит избирательный характер: при снижении чувствительности к одному запаху чувствительность к другим запахам может не снижаться, хотя адаптация и распространяется на группу сходных запахов.

Адаптация к болевым раздражениям выражена слабо. Очень сильные боли вообще не дают адаптации.

От адаптации надо отличать явление сенсибилизации – это повышение чувствительности. Существенную роль среди них играет взаимодействие анализаторов. При определенных условиях оно влечет за собой повышение чувствительности одного из органов чувств под влиянием одновременного функционирования другого. Это явление хорошо демонстрирует опыт: в помещении, где происходили опыты, звучал тихий тон одинаковой интенсивности. При ритмическом включении и выключении света звук казался вибрирующим, меняющим свою интенсивность. Такое изменение в ощущении звука происходило благодаря тому, что при действии света чувствительность органа слуха увеличивалась и звук воспринимался более громким. Обнаружено, например, что легкая мышечная работа, обтирание лица холодной водой, слабые звуковые побочные раздражители повышают чувствительность зрения (сильные же побочные раздражители, наоборот, в силу отрицательной индукции снижают ее).

Сенсибилизирующее действие может оказывать не только одновременное раздражение другого органа чувств, но и одновременное раздражение других частей того же самого органа чувств. Чувствительность одних частей сетчатки, например, повышается, если одновременно с этим действовать умеренным светом на другие места сетчатки того же глаза (сильное же побочное раздражение того же органа чувств вызывает и на этот раз в силу отрицательной индукции снижение чувствительности).

Взаимодействие ощущений проявляется еще в одном роде явлений, называемом синестезия – это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Синестезия наблюдается в самых различных видах ощущений. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. У разных людей нет совпадения в этих синестезиях, однако, они довольно постоянны для каждого отдельного лица.

Известно, что способностью цветного слуха обладали некоторые композиторы (Н. А. Римский-Корсаков, А. И. Скрябин и др.). На явлении синестезии основано создание в последние годы цветомузыкальных аппаратов, превращающих звуковые образы в цветовые, и интенсивное исследование цветомузыки. Реже встречаются случаи возникновения слуховых ощущений при воздействии зрительных раздражений, вкусовых — в ответ на слуховые раздражители и т.д. Синестезией обладают далеко не все люди, хотя она довольно широко распространена. Ни у кого не вызывает сомнений возможность употребления таких выражений, как “острый вкус”, “кричащий цвет”, “сладкие звуки” и т. п.

Билет 5.

3. Сенсорная адаптация, синестезия, сенсибилизация.

Сенсорная адаптацияизменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. Как правило, адаптация выражается в том, что при действии на органы чувств достаточно сильных раздражителей чувствительность уменьшается, а при действии слабых раздражителей или при их отсутствии чувствительность увеличивается.

Такое изменение чувствительности требует времени. Так, для того чтобы зрение в темной комнате приобрело нужную чувствительность, должно пройти около 30 мин. Слух адаптируется к окружающему фону через 15 с.

Сенсибилизация повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов. А. Р. Лурия выделяет две стороны сенсибилизации. Первая носит длительный, постоянный характер и зависит от устойчивых изменений, происходящих в организме, поэтому возраст человека отчетливо связан с изменением чувствительности. Исследования показали, что острота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая максимума к 20–30 годам, затем снижается.Вторая сторона носит временный характер и зависит как от физиологических, так и от психологических воздействий на состояние человека

Взаимодействие ощущений также обнаруживается в явлении, называемом синестезиейвозникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. В психологии хорошо известны факты «окрашенного слуха», который встречается у многих людей, и особенно у многих музыкантов. Например: высокие звуки чаще всего расцениваются людьми как «светлые», а низкие – как «темные».

Психофизика— это наука об измерении ощущений, изучающая количественные отношения между интенсивностью раздражителя и силой ощущения.

Виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям. К ним относятся: 1) пороги чувствительности, 2) адаптация, 3) сенсибилизация, 4) контраст ощущений, 5) синэстезия.

В 1860 г. Фехнер опубликовал труд под названием «Элементы психофизики». Незнающий психологии человек редко задумывается над тем, что вспышка света и ощущение, ею вызванное, принадлежат физическому и психическому миру. Фехнер над этим задумался. Основными задачами психофизики он считал изучение соотношения физи­ческого и психического мира и количественное описание этого соотношения. Фехнер обратил внимание на элементарные собы­тия, происходящие в физической и психической реальности: это были физический раздражитель и ощущение.

 

Первый вопрос, который интересовал Фехнера, — это проблема порогов чувстви­тельности. Возможности наших органов чувств ограничены: мы можем разговари­вать на расстоянии 5, 10, 20 метров, но если наш собеседник удалится от нас на рас­стояние пяти километров, разговор без применения специальных средств усиления звука станет невозможным. Значит все стимулы по физической интенсивности можно разделить на те, которые ощущаются, и те, которые не ощущаются.

Выделяют два типа порогов чувствительности: абсолютный и разностный(дифференциальный).

Абсолютный порог чувствительности — это такая величина стимула (физического раздражителя), при которой начинает возникать ощущение

. Обратимся к рис. 11-1. Все стимулы, которые больше (сильнее, громче, ярче) определенной интенсивности раздражителя, вызывают ощущения (правая часть диапазона). Стоит же нам несколь­ко уменьшить величину стимула (сдвинуть его в левую часть диапазона), как мы пе­рестаем его ощущать.

 

 Есть еще верхний порог чувтвительности. На нем ощущения становятся болевыми.

Дети похожи на родителей. Иногда мы не можем отличить голос сына от голоса отца, во всяком случае, в первые секунды телефонного разговора. Нам трудно на­строить гитару: подстраивая одну струну к другой, мы не слышим разницы в звучании, но наш товарищ с консерваторским образованием говорит, что нужно еще подтянуть на четверть тона. Следовательно, есть такая величина физического различия между стимулами

, при которой мы начинаем их различать. Эта величина носит назва­ние дифференциального порога/

Сенсорная адаптация — изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. Сенсибилизация-повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов.

Контраст ощущений- (от франц. contraste – резкая противоположность) – это повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных, свойств! действительности. Так, одна и та же фигура одного цвета на светлом фоне кажется темной, а на черном – белой.

Синестезией – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов.

Сенсорная чувствительность и синестезия | Psychology Today

Синестезия — это удивительное смешение чувств, которые у большинства людей обособлены и различны. В то время как те из нас, кто родился без этой черты, могут метафорически сказать: «У этого вина чудесный сухой вкус» или «Сегодня я чувствую себя грустным», синестеты на самом деле испытывают такое восприятие. Для нее или для него (скорее первое — синестезия гораздо чаще встречается у женщин) вкус может быть круглым или заостренным, слово может быть на вкус как картошка, звук скрипки ощущаться на лице, буква или цифра. или даже запах может иметь свой собственный яркий и повторяющийся цвет.

Гиперчувствительность — часто отмечаемый аспект синестезии. Одна женщина, давшая интервью в программе NPR Diane Rehm Show , говорит об этом так: «Как и многие синестеты, я повышенно ценю все виды сенсорных явлений. в одно время, и мне трудно разобраться и справиться с этим. Покупки могут сделать это. Находиться в магазине, где много шума, цветов, запахов — это просто слишком».

Что вызывает синестезию? Нейробиологи считают, что это происходит из-за необычайно плотных связей в мозгу и, кроме того, из-за того, что у каждого есть способность к синестезии. Эта последняя точка зрения сформировалась сравнительно недавно. Раньше преобладало мнение, что каждое чувство обрабатывается отдельно в коре (внешнем слое мозга), а сенсорная информация собирается вместе позже. Но эта «унимодальная» модель сейчас подвергается сомнению. Возможно, корковые области реагируют и интегрируют информацию от нескольких органов чувств одновременно. Или что наша кора настроена на обработку только одного чувства, но информация от других чувств модулирует или регулирует сигнал от основного чувства.

В качестве примера рассмотрим, что происходит, когда кто-то переносит инсульт, и в то время как одно чувство нарушается, другой тип сенсорной информации выходит на первый план. Случай с Шеррилин Руш, синестеткой, учившейся в Университете Райса, особенно интересен. После инсульта ее кожа стала чувствительна к звуку. «Все мое тело бунтует на определенных нотах», — рассказывает она, добавляя, что даже в своей тихой квартире ей иногда приходится носить беруши, чтобы сосредоточиться. Поскольку прочные связи между областями мозга были обнаружены как у людей, не являющихся синестетиками, так и у тех, у кого они есть, наши чувства кажутся фундаментально более взаимосвязанными, чем когда-либо знали ученые. Кому-то вроде Руш не обязательно рождаться синестетиком (как большинство синестетов) — она может его приобрести.

Если это «как» синестезии, то «почему» остается загадкой. Интригующую теорию выдвинула Дафна Маурер из Университета Макмастера в Онтарио, Канада. Она предполагает, что все мы рождаемся с восприятием через различные сенсорные модальности и что мы учимся различать чувства в ответ на когнитивный тупик, с которым мы сталкиваемся в младенчестве. Глядя на это с другой стороны, Саймон Барон-Коэн из Кембриджского университета описывает синестезию как нарушение нормального созревания мозга. Эти две точки зрения не обязательно несовместимы. Если бы все мы рождались синестетами, когнитивное созревание означало бы, что связи между областями мозга «обрезаются» в младенчестве. Если этот процесс прерывается или нарушается, человек остается синестетиком.

Здесь мы сталкиваемся с первым из многих интригующих соответствий между синестезией, аутизмом, савантизмом и одаренностью. Было обнаружено, что синестезия встречается более чем в два раза чаще у людей с аутизмом (18,9%), чем у населения в целом (7,2%). И сенсорная гиперчувствительность свойственна обоим. Я рассмотрю вероятные последствия этого в моем следующем посте.

Давние проблемы

Вы здесь: Главная / Давние проблемы

Теория практопоэза предлагает решения следующих давних проблем нейробиологии и философии сознания:

1. Почему мозг генерирует спонтанную активность?

Краткий ответ : То, что выглядит как «спонтанная» активность, на самом деле отражает процесс непрерывной адаптации мозга, который на самом деле является самим процессом порождения познания. Другими словами, основная функция мозга состоит не в том, чтобы «отвечать на входные данные»; скорее его основное функционирование основано на постоянном внутреннем приспособлении. Эти приспособления происходят со стимулами и без них.

2. Почему наша рабочая память имеет такой узко ограниченный объем?

Краткий ответ : Потому что содержимое рабочей памяти не просто результат копирования информации из одного регистра в другой. Вместо этого содержимое рабочей памяти является результатом операций, необходимых для понимания входных данных и подготовки мозга к взаимодействию с этими входными данными. Таким образом, содержание рабочей «памяти» создается тем самым процессом, который питает наше познание и интеллект. Рабочая память

ЕСТЬ наше познание.

3. Как нервным клеткам удается глобально взаимодействовать, т. е. как они создают глобальное рабочее пространство?

Краткий ответ : Глобальные взаимодействия являются результатом практопоэтической причинно-следственной петли, в которой быстрые адаптивные системы нейронов изменяют способ, которым эти нервные клетки реагируют на входные данные, что, в свою очередь, изменяет входные данные для других нейронов, которые затем влияют на быстрые адаптивные процессы эти другие нейроны. И цикл взаимодействий замыкается таким образом через равноуровневые взаимодействия.

4. Как в нервной системе происходит нисходящая причинность, т. е. причинность от ума к телу?

Краткий ответ : Для регулировки см. Давление вниз.

5. Как сочетаются восприятие и действие?

Краткий ответ : В адаптивных системах восприятие не соответствует «представлению». То есть, когда мы видим стул, флаг «стул» не поднимается. Вместо этого воспринимать означает подготовить нервную систему к взаимодействию с каким бы то ни было воспринятым объектом. Воспринимать стул — значит знать, как действовать, и быть готовым действовать на этом стуле.

6. Какова функция различных гомеостатических механизмов (включая механизмы нервной адаптации и сенсибилизации)?

Краткий ответ : Эти механизмы гораздо важнее, чем традиционно предполагалось. Эти механизмы лежат в основе наших когнитивных процессов. Думать значит приспосабливаться.

7. Где в мозгу располагаются понятия?

Краткий ответ : В правилах хранятся понятия о том, как быстро адаптироваться к определенным раздражителям. Согласно практопоэзу, эти правила усваиваются медленными механизмами адаптации; каждый нейрон медленно учится быстро адаптироваться к раздражителям.

8. Что значит «понять» что-то, а не просто запомнить факт наизусть?

Краткий ответ : Понимание возникает из применения анапоэза, который на самом деле представляет собой применение процессов быстрой адаптации.

9. В чем разница между знанием чего-то и простым представлением информации об этом что-то?

Краткий ответ : Представление статично, подобно хранению информации в ящике (и создает опасность забыть о ней, когда она нужна). Напротив, во время осознания различные механизмы быстрой адаптации влияют друг на друга посредством постоянного исполнения практопоэтической петли причинно-следственной связи.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts