Отношения в семье детей и родителей: Об отношениях в семье.

Об отношениях в семье.

Детско-родительские отношения

Дети и родители… На первый взгляд их связь кажется неразрывной и гармоничной, а ключевыми характеристиками являются взаимная любовь и принятие. Но так ли это на самом деле? Почему в одной семье детей любят по-разному? От чего это зависит? Попробуем исследовать эту тонкую материю – взаимоотношения детей и родителей.

Множество психологических теорий исследуют детско-родительские отношения и обращают внимание на их чрезвычайную значимость для развития ребенка. Первой научной теории, исследовавшей детско-родительские отношения был психоанализ. З.Фрейд, А.Фрейд, К.Юнг и др. обратили внимание на то, что от отношения родителей зависит способ прохождения ребенком всех этапов развития. Значимость построения гармоничных отношений родителей с ребенком, по мнению психоаналитиков, возрастает к трем годам жизни ребенка и определяет его развитие вплоть до достижение им личностной зрелости (примерно до 16-17 лет).

Дж. Болби полагал, что в основе формирования детско-родительских отношений лежит качество привязанности, возникающее между матерью и ребенком. Тип привязанности ярко проявляется у ребенка уже в возрасте полутора – двух лет. В западных странах тест на определение привязанности проводит врач или семейный психолог. Ребенок вместе с матерью находятся в комнате с новыми, интересными для малыша игрушками. Когда ребенок увлечется игрушками, мать по сигналу психолога незаметно покидает помещение. Реакция малыша на потерю матери может быть различной: от горького плача до полного равнодушия. Именно реакция малыша на потерю, а затем и встречу с матерью служит основанием для определения типа привязанности. Надежный тип привязанности является основой для формирования гармоничных детско-родительских отношений.

Интересно, что родительские установки формируются еще до рождения ребенка. Большое значение играет то, какие детско-родительские отношения складывались в их семье, как относились к ним биологические родители, часто можно увидеть эффект переноса, когда родители воспроизводят (проигрывают) по отношению к собственным детям ту же модель взаимоотношений, которая присутствовала в их родительской семье.

Существуют и объективные факторы, влияющие на становление родительских установок, так, например, длительное отсутствие детей, как впрочем, и поздняя беременность чаще других формирует гиперопеку, проблемы с вынашиванием ребенка, угроза выкидыша, слабое здоровье ребенка при рождении нередко провоцируют тревожно-мнительный тип воспитания. Нежелательная беременность вызывает проблемы с материнским принятием и любовью.

Дисгармония внутрисемейных отношений так же влияет на тип воспитания. Так, например, конфликты с членами семьи, неприязнь, развод приводят к нарушению отношения к ребенку, особенно, если он внешне или внутренне (его характер, привычки) напоминает родителю об объекте неприязни.

Свойства высшей деятельности, внешность, состояние здоровье ребенка, его привычки, способности и многое другое – все это в итоге в той или иной степени оказывает влияние на отношение к нему родителей.

Э. Эдеймиллер и В. Юстицкис, изучая причины формирования акцентуаций характера у подростков, проявлению дисгармоничного характера, обратили внимание на типы семейного воспитания. В классификации этих психологов выделено 5 типов.

Потворствующая гиперпротекция.

Характеристика типа воспитания. В этой семье родитель чрезмерно потакает желаниям ребенка, чрезмерно заботится о нем, предъявляя минимум требований. Царит атмосфера вседозволенности и отсутствия родительского контроля. Ребенок стремится к лидерству, власти как в семье, так и в детских коллективах, но часто лидером не становится в силу отсутствия самостоятельности, умения брать на себя ответственность, инфантильности. Вследствие этого в общении со сверстниками возникают конфликты и ссоры.

Как тип воспитания проявляется внешне. Родитель излишне волнуется за ребенка, задает вопросы: «Ты не устал?», «Тебе не холодно?», «Ты не голоден?». Ребенок при этом раздражается, родитель «сглаживает» ситуацию.

Жалобы родителя педагогам. Ребенка не ценят учителя, обижают другие дети, ребенок тяжело переживает ситуацию собственного неуспеха.

Проблемы семейного воспитания. Отсутствуют родительские требования, контроль, по сути родитель никак не представлен в паре, не влияет на воспитание, для ребенка не существует границ поведения.

На что обратить внимание. Важно, чтобы родитель смог высказывать свои чувства ребенку: «Я сержусь, когда ты…», «Я радуюсь, если ты…», «Я хочу, чтобы ты …» и др. Нужно обратить внимание на ситуации, когда у родителя возникает несогласие с действиями ребенка.

Доминирующая гиперопека.

Характеристика типа воспитания. Родитель уделяет обостренное внимание ребенку, присутствует мелочный контроль. По сути происходит подавление инициативы детей, авторитарное подавление самостоятельности. «Роботизация» семейного воспитания.

Ребенок безынициативен, нерешителен, не может постоять за себя. В подростком возрасте у ребенка проявляются протестные реакции. Как тип воспитания проявляется внешне. Родитель предъявляет обилие требований ребенку: «Так! Стой здесь!», «Надень шапку», «Поздоровайся». Во всех ситуациях родитель берет инициативу на себя, мнением ребенка не интересуется.

Жалобы родителя педагогам. Ребенок грубит, дерзит, капризничает и др. В подростком возрасте родители жалуются, что ребенок «отбился от рук», «предпочитает проводить время вне дома». У маленьких детей появляется тревожность, страхи. У подростков – склонность брать деньги, вещи из дома (как некая компенсация отсутствия родительской любви), совершать побеги.

Проблемы семейного воспитания. Отсутствует родительская любовь и безусловное принятие. Родитель всегда знает, что нужно ребенку, принимает решения за него. Ребенок не представлен в паре со своими желаниями, потребностями.

На что обратить внимание.

Создавать условия для осознания ребенком своих желаний, для этого можно задавать вопросы: «Что ты чувствуешь?», «Согласен ли ты с этим?», «Чем будешь заниматься?». Необходимо у родителя развивать эмпатию по отношения к ребенку, попросить ответить на вопросы: «Как Вам кажется, что чувствует ребенок в этой ситуации?», «Как Вам кажется, хочется ли этим заниматься ребенку?», разговарить с ребенком, интересоваться его мнением.

Симбиоз.

Характеристика типа воспитания. Разновидность гиперопеки. Родитель стремится привязать ребенка к себе, удержать его рядом, лишить его самостоятельности. Родитель (чаще мать) испытывает тревогу, когда возникает ощущение, что ребенок хочет отдалится от него, например, появление друзей, подростковый возраст, отъезд ребенка в лагерь, санаторий, на обучение.

В семье царит гармония – любовь, принятие, пара кажется идеальной, родитель и ребенок понимают друг друга без слов, в разговоре часто дополняют друг друга.

Частое употребление местоимения «мы».

Жалобы родителя педагогам. Родитель выражает тревогу по поводу адаптации ребенка, жалобы на то, что ребенок отдаляется, у него появляются «секреты» и «тайны». У ребенка отсутствуют друзья (на самом деле родитель заменяет друзей).

Проблемы семейного воспитания. Нет границ между партнерами, непонятно, кто что чувствует на самом деле. Есть «мы», а не «я» и «ты».

На что обратить внимание. Родителям необходимо понять, что все люди на земле разные, у каждого из них свои интересы и потребности, это не повод для драмы, а повод для взаимодействия. Важно поддерживать проявления собственных желаний и родителя, и ребенка, накапливать опыт осознания различий и их принятие.

Эмоциональное отвержение.

Характеристика типа воспитания. Отношение родителей характеризуются игнорированием потребностей ребенка, иногда жестким обращением с ним. Появляется глобальное недовольство ребенком, постоянных выговорах, отрицательных оценок, критичных замечаний. В паре отсутствует родительская любовь, принятие ребенка.

Как тип воспитания проявляется внешне. Родитель часто раздражается, одергивает ребенка: «Отстань!», «И в кого ты такой?!», «Делай, как знаешь!». Родитель негативно оценивает то, что делает ребенок, бессознательно стремится избегать телесного контакта. Ребенок либо замыкается, либо отвечает неприятием родителей (чаще в подростком возрасте).

Жалобы родителя педагогам. Непослушание, глобальное недовольство ребенка. Жалобы на нарушение поведения: дерется, грубит, проявляет агрессию и пр.

Проблемы семейного воспитания. Родитель не видит реального ребенка, не воспринимает его. Негативные чувства к ребенку бывает связаны с другой фигурой (отцом, матерью, свекровью), ребенок выступает как поле для проекции родителя. Ребенок недостаточно проявляет себя как личность, скрыт от родителей. Иногда ребенок провоцирует негативные чувства родителей, используя это как способ привлечения внимания.

На что обратить внимание. Можно ввести запрет (пусть временный) на отрицательные оценки родителя. Поддерживать позитивные чувства по отношению к ребенку, помочь ребенку раскрыться во взаимодействии. Необходимо осознать, кому из членов семьи адресованы негативные чувства. Негативные чувства родителя формулировать в «Я-высказывании».

Повышенная моральная ответственность.

Характеристика типа воспитания. Повышенные требования к ребенку, которые не соответствуют его возрасту и реальным возможностям. На ребенка возлагают больше ответственности за других людей, чем он может вынести. Например, старшие дети в семье полностью выполняют родительские обязанности по отношению к младшим, старшим членам семьи. Иногда детей втягивают в решение сложных семейных проблем – принятия решения о разводе родителей, повторной женитьбе, смене работы и др. В такой паре родитель как бы выполняет роль ребенка – несамостоятельного, нерешительного, неумелого, а ребенок достаточно рано занимает роль взрослого.

У ребенка появляются невротические реакции, отказ брать на себя хоть какую-то ответственность, проявляется агрессия по отношению к объекту опеки.

Как тип воспитания проявляется внешне. Чаще проявляется в неполных семьях – реализуется установка «ты один теперь мужчина, тебе и решать», родители заняты карьерой, зарабатыванием денег – вся домашняя работа лежит на ребенке; проявляется в многодетных семьях вследствие загруженности родителей.

Жалобы родителя педагогам. Родители жалуются, что ребенок не держит обещаний, не выполняет обязанности, с которыми раньше справлялся. У ребенка формируется мотив отрицания «лучше ничего не делать».

Проблемы семейного воспитания. На ребенка возложено больше ответственности, множество домашних обязанностей, родитель при этом почти полностью освобожден от них.

На что обратить внимание. Родитель вместе с ребенком составляет перечень дел, за которые он отвечает. Обратить внимание на то, как разделена ответственность. При необходимости провести перераспределение.

Рассматривая типы семейного воспитания, хочется еще раз обратить внимание на две важные составляющие – это родительский контроль и родительская любовь, принятие. Гармоничный тип как раз характеризуется их оптимальным соотношением. Несмотря на сложность процесса формирования родительских установок, множественность факторов, определяющих их содержания, понимание родителем характера взаимодействия с ребенком, умение анализировать общение позволит изменить стиль семейного воспитания, осознать его сильные и слабые стороны.

Сложные отношения в семье: что делать, если родители вас не понимают или не любят

<<Лид>>

ВАЛЕРИЯ МЕДВЕДКОВА,

психолог


Есть расхожая фраза: все мы родом из детства. Это действительно так, ведь именно в семье мы получаем первый опыт общения и первые знания о мире, которые влияют на всю нашу дальнейшую жизнь. Из взаимодействий со значимыми взрослыми складываются представления о безопасности, о межличностных отношениях. Поэтому так важно, чтобы в семье была сформирована надёжная привязанность, то есть чтобы у детей было доверие к взрослым и чувство безопасности.

<<Параграф c цитатой>>

К сожалению, не все родители обладают достаточной эмоциональной грамотностью, чтобы выстроить надёжные и доверительные отношения с ребёнком, начиная с первых лет жизни. Семейный разлад часто становится причиной деструктивного поведения и эмоциональной нестабильности подростков. Проблемы в общении, трудности самоопределения, стремление угодить или, наоборот, равнодушие к мнению окружающих — как правило, всё это не начинается на ровном месте, а является следствием детских травм. Согласно теории поглаживаний, когда ребёнка игнорируют дома, он стремится получить хоть какой-то отклик от семьи, даже негативный. Желание заполучить родительское внимание провоцирует ребёнка на опасные или вредные поступки.

Мне кажется, меня не любят

В некоторых семьях дети сталкиваются с такой проблемой, как недостаток родительского тепла, ощущение, что тебя не любят. Если ребёнок в любом возрасте испытывает такие эмоции, это серьёзный повод для разговора с родителями и психологом. Безусловная родительская любовь — базовая потребность человека, поэтому, если она по каким-либо причинам отсутствует, это может приносить много боли и фрустрации. При этом порой у людей, даже самых близких, не совпадают эмоциональные привычки и, возможно, родители проявляют любовь способами, которые ребёнок просто не может заметить или понять.

<<Текст на фоне>>

Вместе с психологом или самостоятельно подростку нужно научиться распознавать и проговаривать свои чувства. Тогда глубина проблемы станет более осязаемой, и можно будет поделиться переживаниями с родителями. Самостоятельно начинать такой разговор очень трудно, ведь в идеальном сценарии этот вопрос должны решать сами взрослые.

Но иногда родители не осмеливаются признать свои ошибки и не понимают, что над семейными отношениями нужно работать. Если вы хотите поговорить с семьёй о том, что вас ранит, чего вам не хватает и чего вы хотите, лучше подготовиться заранее. Например, выписать свои размышления в дневник. Важно помнить, что вне зависимости от реакции родителей вы молодец, если решились на такое обсуждение.

На меня всё время ругаются и никогда не хвалят

Другая распространённая проблема в отношениях между родителями и детьми: ребёнок получает только отрицательные поглаживания от взрослых. Например, родитель отчитывает подростка за плохие оценки по математике и как будто не замечает достижений в других сферах, мало хвалит за пятёрки, но сильно ругается за тройки. Чтобы выйти из этого негативного круга, можно напрямую попросить положительного подкрепления у родителей, рассказать, что вам нужна похвала. Скорее всего, родители откликнутся на такой душевный порыв.

Если же изменить отношения с семьёй не получается, постарайтесь самостоятельно сохранить самооценку: это очень важно, гораздо важнее, чем замечания взрослых, которым не удастся всё время угождать. Помните, что ваша ценность зависит не только от мнения родителей, а совершать ошибки — это абсолютно нормально, пока вы учитесь и взрослеете. Можно найти друзей, с которыми вы будете чувствовать себя безопасно. Стоит обращать внимание на похвалу учителей и окружающих. Постарайтесь сфокусироваться не на негативных комментариях родителей, а на комплиментах и поддержке от других людей. Проводите как можно больше времени с теми друзьями, которые помогают вам расти и совершенствоваться.

Мне скучно с родителями

Со временем родители перестают быть единственными значимыми людьми в нашей жизни. Скука или нежелание проводить вместе досуг не должны вызывать у ребёнка чувство стыда, ведь сепарация от семьи — это естественный этап взросления.

Если вам грустно, попробуйте найти общие точки соприкосновения, предложите родителям вместе заняться чем-то. Нам интересно проводить время с теми людьми, с кем нас связывают общие дела и увлечения. Это правило работает и в отношении семьи. Если так вышло, что в семье есть дистанция между родителями и детьми, то сократить её получится только при взаимных усилиях. Дружить с семьёй — это очень здорово, но делать это нужно только из интереса и любви, а не из чувства вины.

Мировоззренческий конфликт родителей и детей

Подростковый возраст — период активного познания мира. В это время человека часто захватывают разные философские и политические идеи, а свои убеждения хочется обсуждать с окружающими. Но часто в семье случается идеологический или мировоззренческий раскол.

Поводом для спора может быть разный взгляд на исторические события, отношение к общественным движениям или религия. Иногда несогласие между членами семьи может быть очень болезненным, особенно если ваше мнение не воспринимают всерьёз.

В этой ситуации важно набраться терпения, чтобы понять, стоит ли обсуждать такие темы с родителями. Если взрослые во время спора настроены агрессивно, лучше избегать обсуждений. Вряд ли вы сможете переубедить взрослого человека, который не привык ставить под сомнение свои убеждения, к тому же важно допускать вероятность, что и вы сами в чём-то ошибаетесь. Когда границы спора безопасны для вас, то такой разговор может быть даже полезен, чтобы узнать, почему люди занимают противоположную позицию. Кроме того, дискуссия даст вам возможность упражняться в красноречии и укрепить свою аргументацию.

Старайтесь соблюдать правила экологичного общения в таких спорах: не переходите на личности и не повышайте голос. Спокойный разговор на важные жизненные темы, когда обе стороны слышат друг друга, интеллектуально обогатит вас и ваших родителей.

Забота и личные границы

Частая причина конфликтов между родителями и ребёнком — чрезмерный контроль. Как правило, взрослые пытаются предостеречь детей от опасностей мира. Однако, когда контроль переходит в гиперопеку, он начинает вредить ребёнку. Прежде чем ругаться по этому поводу со взрослыми, необходимо понять, адекватны ли их требования с точки зрения объективных факторов. Например, до 18 лет детям законодательно нельзя гулять одним по ночам, поэтому комендантский час — вполне разумное правило для несовершеннолетних школьников. Совсем другая ситуация — чтение переписок ребёнка: это грубое нарушение личных границ. В таком случае полезным будет посетить психолога, чтобы научиться выставлять границы в общении с родителями и постепенно сепарироваться.

Как помочь себе

В подростковом возрасте необходимо научиться эмоциональной саморегуляции. Чтобы адаптироваться к ситуации стресса и пережить её с минимальными потерями для психики, нужно искать здоровые копинг-стратегии, которые помогут в кризисный момент.

Перечислим основные инструменты психологической защиты при ссорах с родителями:

  • справиться с сильным эмоциональным напряжением помогает спорт или любая физическая активность. Особенно полезны будут такие занятия, в которых есть повторяющиеся движения (мытьё посуды, прогулка): выполняя эти действия, организм физически устаёт, и душевные переживания временно отходят на второй план;
  • чтобы совладать с физиологическими проявлениями стресса, психологи советуют выполнять дыхательные упражнения: это успокаивает нервную систему и снижает тревогу;
  • не забывайте выпить воды, когда расстраиваетесь или злитесь. В моменты стресса происходит сильная дегидратация организма, поэтому важно восстанавливать ресурсы.

Эффективнее всего разобраться с проблемой сложных семейных взаимоотношений можно в спокойном состоянии.

Для укрепления своей стрессоустойчивости и повышения самооценки подросток может предпринять эти четыре шага:

  1. Создавайте свой «банк поглаживаний». Храните и берегите хорошие воспоминания о самом себе: хвалите себя, когда у вас что-то получается, прислушивайтесь к другим, когда кто-то подмечает ваши достоинства. Чтобы поддерживать свою самооценку и эмоциональную стабильность, необходимо развивать любовь к себе, помнить, в чём вы компетентны и за что вы себя уважаете.
  2. Расставляйте жизненные приоритеты, рефлексируйте о том, что для вас ценно. Подумайте, чем вам нравится заниматься, чего вы хотите от своего будущего, ставьте себе цели. Это должны быть глобальные цели, которые как-то соотносятся с вопросом «Что для меня главное в жизни?». Уверенность в своих идеалах поможет легче переносить любые ссоры и кризисы.
  3. Уделяйте достаточно времени своему хобби или любимым школьным предметам. Учёба, спорт и творчество — это сферы самореализации, способ стать увереннее в себе, найти новые знакомства, приобрести автономию от семьи. Через кружки по интересам и секции подросток может общаться с миром и получать больше позитивных эмоций. Важно, чтобы это занятие было созидательным, интересным.
  4. Цените своих друзей и грамотно выбирайте, кому можно довериться. Старайтесь общаться с теми, кто относится к вам бережно. Разговор с близким другом помогает рефлексировать свой опыт и учит нас справляться с тяжёлыми эмоциями.

В идеальном мире семья для человека — источник счастья. Это люди, которые принимают и любят нас безусловно, защищают и поддерживают. Но иногда вместо безопасности мы чувствуем тревогу от общения с родителями. Чувство вины, недостаток родительского тепла и страх разочаровать семью — распространённые подростковые проблемы. Узнали у эксперта, как справляться со сложностями в семейных взаимодействиях и как защищать свою психику, если вы много ссоритесь с родителями.

Семейные отношения | Раннее развитие детей

Крепкие семьи знают свои сильные стороны и те области, в которых они могли бы улучшить свои навыки. Они имеют здоровые отношения и практикуют позитивные родительские навыки.

Исследования Университета Небраски в Линкольне были сосредоточены на семьях, которые считают, что у них все хорошо. Членов семьи из всех 50 штатов и 27 стран спросили: «Что делает вашу семью сильной?» Прочитайте, что эти семьи поделились о 6 сильных сторонах, которые схожи от культуры к культуре.

Семьи являются основными, фундаментальными социальными ячейками во всех человеческих сообществах по всему миру. В интересах каждого помочь создать благоприятную среду для всех семей.

6 сильных сторон, которые семьи используют для создания благоприятной среды:

1. Признательность и привязанность. Признательность и привязанность связаны с заботой друг о друге как о членах семьи. Делиться друг с другом положительными эмоциональными чувствами и хорошо относиться друг к другу — это всего лишь несколько способов, которыми семьи проявляют признательность и привязанность.

2. Обязательства. Члены крепких семей проявляют твердую приверженность друг другу, вкладывая время и энергию в семейные дела и не позволяя своей работе или другим приоритетам отнимать слишком много времени у семейного общения. Обязательство — это доверие, уважение, принятие — ставишь свою семью на первое место.

3. Позитивное общение. Общение – это ключ к крепкой семье. Оно должно быть открытым, честным и прямым. Позитивное общение заключается в том, чтобы рассказывать другим о своих чувствах, идти на компромисс или, по крайней мере, соглашаться не соглашаться, а также словесно хвалить и делать комплименты.

Эффективное общение происходит со многими разными людьми и на многих уровнях. Для получения дополнительной информации по этой теме перейдите на страницу Общение. Вот некоторые из этих тем:

 
  • Семейное общение
  • Общение с супругом
  • Обработка конфликта
  • Разговор с детьми

4. Приятное времяпровождение вместе. Семейное время должно быть веселым. Когда взрослые вспоминают свое детство, они лелеют счастливые воспоминания. Семьи должны работать над созданием обычаев и ритуалов, которые доставят им много приятных воспоминаний. Они не должны включать много денег или расходных материалов. Семейные мероприятия и развлечения просто находят время, чтобы побыть вместе. Совместное семейное обеденное время — это один из способов приятно провести время вместе. Ознакомьтесь с 365 способами провести время с семьей!

5. Духовное благополучие. Духовное благополучие – это надежда, вера и оптимизм, которые разделяет семья. Это священные связи, которые у них есть, или религия, или духовность, которой они обладают. Духовное благополучие – это также забота, поддержка и сострадание, которые чувствуют семьи.

6. Успешное управление стрессом и кризисом. Крепкие семьи способны справляться со стрессом и кризисом в своей жизни позитивным и творческим образом. Они работают вместе, а не расходятся. Кризис и стресс — это возможность помочь другим членам семьи; а помощь другим может, в свою очередь, помочь себе.

Исследования UNL определили эти 6 качеств крепких семей, которые одинаковы в разных культурах.

  • Используйте этот перечень, чтобы помочь своей семье осознать свои сильные стороны и области, в которых она может стать сильнее.

Сокровища семьи — это книга, в которой содержится подробная информация о каждом из 6 качеств, а также многочисленные мероприятия, которые ваша семья может использовать для развития каждой из сильных сторон.

Эта статья была написана и проверена преподавателями и специалистами UNL Extension.

Быть на связи, оставаться на связи
Пары и семьи могут быть счастливы друг с другом и создать приятную и спокойную домашнюю обстановку, в которой они живут вместе. Эта книга была написана, чтобы помочь парам акцентировать внимание на положительном, чтобы ясно и просто показать, как счастливые отношения в паре и семье создаются и сохраняются с течением времени.

UNL Extension Publications for Families Список NebGuides по связанным темам.


Семейные сокровища
Предназначен для того, чтобы помочь семьям всех мастей оценить свои сильные стороны как семьи и развить свои активы; включает семейную деятельность. Написано Джоном ДеФрейном, Университет Небраски в Линкольне.

 

Быть на связи, оставаться на связи
Пары и семьи могут быть счастливы друг с другом и создать приятную и спокойную домашнюю обстановку, в которой они живут вместе. Эта книга была написана, чтобы помочь парам акцентировать внимание на положительном, чтобы ясно и просто показать, как счастливые отношения в паре и семье создаются и сохраняются с течением времени.
 

eXtension.org — Национальный сайт расширений по вопросам семьи и воспитания детей

Понимание моделей нездоровых отношений в вашей семье

 

Наша родная семья оказывает значительное влияние на то, как мы видим себя, как мы видим других и как мы интерпретируем мир. В идеале дети растут в семейной среде, которая помогает им чувствовать себя достойными и ценными. Они узнают, что их чувства и потребности важны и могут быть выражены. Дети, которые растут в благоприятной среде, с большей вероятностью будут формировать здоровые, открытые отношения во взрослой жизни.

Определение семьи происхождения может быть субъективным и включать родителей, обеспечивающих уход, а также других лиц, осуществляющих уход, таких как бабушки и дедушки, тети/дяди, другие родственники или даже друзья семьи, которые обеспечивают заботливую среду. На наше определение семьи также влияет наша культурная идентичность — расовые или этнические группы, которые мы идентифицируем, наша религиозная принадлежность и влияние маргинализации или привилегий.

Однако семьи могут быть не в состоянии удовлетворить многие эмоциональные и физические потребности своих детей. Кроме того, модели общения в семье могут сильно ограничивать выражение ребенком чувств и потребностей. У детей, растущих в таких семьях, может развиться низкая самооценка и ощущение, что их потребности не так важны или, возможно, другие не должны воспринимать их всерьез. В результате у них могут сформироваться неудовлетворительные отношения во взрослом возрасте.

Колледж дает возможность задуматься о себе и о влиянии нашей семьи на наше развитие. Мы можем распознавать как адаптивные, так и неадаптивные модели семьи, включая токсичную или дисфункциональную семейную динамику, которая повлияла на наш рост и развитие.

Нездоровая семейная динамика

Наша родная семья обеспечивает основу для стиля привязанности, моделей общения, согласования потребностей и границ в отношениях, регулирования эмоций и самооценки. Иногда родители и опекуны могут не понимать, что определенные семейные отношения нездоровы, или у них нет инструментов для устранения этих закономерностей. Однако полезно понимать влияние нездоровых привычек на собственную жизнь. Ниже приведены некоторые примеры таких привычек:

Один или оба родителя имеют пристрастия или компульсии (например, наркотики, алкоголь, беспорядочные половые связи, азартные игры, переутомление и/или переедание), которые сильно влияют на членов семьи.

Один или оба родителя угрожают или применяют физическое насилие в качестве основного средства контроля. Дети могут стать свидетелями насилия, могут быть вынуждены участвовать в наказании братьев и сестер или могут жить в страхе перед взрывными вспышками.

Один или оба родителя эксплуатируют детей и обращаются с ними как с собственностью, основной целью которой является удовлетворение физических и/или эмоциональных потребностей взрослых (например, защита родителя или подбадривание того, кто находится в депрессии).

Один или оба родителя не в состоянии обеспечить своим детям финансовую или базовую физическую помощь или угрожают лишить их. Точно так же один или оба родителя не могут обеспечить своим детям адекватную эмоциональную поддержку.

Один или оба родителя сильно контролируют детей. Часто эти семьи жестко придерживаются определенных убеждений (религиозных, политических, финансовых, личных). Соблюдение ролевых ожиданий и правил ожидается без какой-либо гибкости. Существует большая изменчивость в том, как часто в семьях возникают дисфункциональные взаимодействия и поведение, а также в видах и степени их дисфункции. Однако, когда модели, подобные приведенным выше, являются скорее нормой, чем исключением, они систематически способствуют жестокому обращению и/или пренебрежению. Дети могут:

  • Быть вынужденным принимать чью-либо сторону в конфликтах между родителями.
  • Опыт «изменения реальности», когда сказанное противоречит тому, что происходит на самом деле. Это происходит, когда родитель отрицает что-то, что наблюдает ребенок, или говорит о прошлых событиях иначе, чем они были на самом деле.
  • Быть проигнорированным, обесцененным или подвергнутым критике за свои чувства и мысли.
  • Иметь родителей, которые неуместно навязчивы, чрезмерно вовлечены и защищают.
  • Родители, которые неуместно отстранены и не вовлечены в дела своих детей.
  • Имеют чрезмерную структуру и требования к своему времени, выбору друзей или поведению; или, наоборот, не получают никаких указаний или структуры.
  • Испытайте отказ или привилегированное отношение.
  • Ограничение полного и прямого общения с другими членами семьи.
  • Разрешение или поощрение употребления наркотиков или алкоголя.
  • Быть запертым вне дома.
  • Получить пощечину, удар, царапину, удар кулаком или ногой.

Возникающие проблемы

Жестокое обращение и пренебрежение мешают доверять другим и себе. Позже, во взрослом возрасте, этим людям может быть трудно доверять поведению и словам других, своим собственным суждениям и действиям или собственному чувству собственного достоинства. Неудивительно, что они могут испытывать проблемы в своей академической работе, в отношениях и в самой своей идентичности. Как и другие люди, члены семьи, подвергшиеся насилию и пренебрежению, часто с трудом воспринимают свои семьи как «нормальные». Чем больше им приходится приспосабливаться, чтобы ситуация казалась нормальной (например, «Нет, меня не били, меня просто шлепали. Мой отец не жестокий, это просто его способ»), себя и развитие негативных представлений о себе (например, «Я сам это придумал; я плохой ребенок»).

Вы можете исцелиться от нездоровых привычек и даже от жестокого обращения/пренебрежения, чтобы построить поддерживающие, сострадательные отношения и жить жизнью, соответствующей вашим ценностям.

Внесение изменений

Иногда нездоровые семейные модели сохраняются, потому что мы ждем, что кто-то даст нам «разрешение» измениться. Однако право на изменение находится только внутри вас. На самом деле, родители в неблагополучных семьях часто чувствуют угрозу изменениям в своих детях. Иногда они могут критиковать ваши попытки измениться и настаивать на том, чтобы вы «изменились обратно». В процессе исцеления от нездоровых семейных моделей для вас крайне важно доверять своим собственным восприятиям и чувствам. Изменения начинаются с вас.

Соображения при внесении изменений

Подумайте о болезненных или трудных переживаниях, которые произошли с вами в детстве. Узнайте, как этот опыт повлиял на вас или продолжает влиять на вас. Подумайте, как вы можете исцелиться. Помимо самостоятельной работы, вам может быть полезно работать с профессиональным консультантом или заниматься групповой терапией.

Откажитесь от стремления к совершенству. Кроме того, не пытайтесь сделать свою семью идеальной. Сосредоточьтесь на достижении прогресса.

Вы также можете желать перемен в своей семье, но понимаете, что существуют пределы того, что вы можете контролировать, и важно установить четкие ограничения. Определите, что вы хотели бы, чтобы произошло. Признайте, что когда вы перестанете вести себя так, как раньше, даже на короткое время, ваша семья или друзья могут негативно отреагировать на это. Предвидьте реакцию (например, слезы, крики, другие пугающие ответы) и решите, как вы будете реагировать.

Последнее примечание

Разработка новых моделей поведения может занять некоторое время; Обычно вы чувствуете себя обескураженным, если обнаруживаете, что следуете старым шаблонам. Изменения — это медленный, постепенный процесс, поэтому важно отмечать маленькие кусочки прогресса, когда вы начинаете видеть изменения в своем поведении и реакциях.

Хотите узнать больше?

Брач, Т. (2003). Радикальное принятие: принять свою жизнь сердцем Будды. Нью-Йорк: Bantam Books.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts