Сепарация от родителей во взрослом возрасте: что это в психологии
Разбираемся, что такое сепарация в психологии, почему важно сепарироваться от родителей во взрослом возрасте и какие техники для этого использовать. Этапы сепарации, признаки и последствия незавершенной сепарации — в статье Анны Крымской, клинического психолога и соосновательницы онлайн-сервиса YouTalk
Что такое сепарация от родителей
Сепарация в психологии — это процесс отделения ребенка от родителей, когда он постепенно становится самостоятельным и независимым человеком. При этом его отношения с родителями из иерархических, в которых он занимает подчиненное положение, переходят в равноправные отношения взрослых со взрослым.
Процесс сепарации начинается с рождения и в идеале заканчивается к 18-20 годам. За это время ребенок должен пройти путь от полной зависимости от мамы до способности обеспечивать свое существование и распоряжаться своей судьбой. C каждым годом происходит расширение зоны самостоятельности и ответственности ребенка. Он принимает все больше решений, сталкивается с их последствиями, проходит кризисы, приобретает опыт, постепенно становится независимым в разных аспектах своей жизни.
Если у человека есть дом, семья, работа, но он не может ни в чем отказать родителям из-за возникающего чувства вины, — он не сепарировался
Действия родителей могут как помочь, так и навредить этому процессу, поэтому их поддержка и понимание происходящего очень важны. По словам психоаналитика Маргарет Малер, одного из главных исследователей процесса сепарации, он проходит успешно, если отец и мать обладают достаточной степенью автономности, а также имеют надежную связь с ребенком, позволяют ему открыто выражать свои чувства, поощряют его действия, создают безопасное окружение, объясняют запреты и так далее.
В этом процессе самим родителям придется адаптироваться к изменяющейся реальности и искать новые способы взаимодействия с взрослеющим ребенком. Придется перестать относиться к нему как к маленькому, уважать его право на собственные взгляды, мнения и желания, доверять принятие решений, даже если не согласны с ними, а в конце концов признать, что ребенок лучше них знает, что делать со своей жизнью, и отпустить его в свободное плавание.
Сепарация имеет четыре составляющих: функциональная подразумевает способность обеспечить свое существование, эмоциональная — принимать решения, исходя из своих желаний, ценностная — иметь собственную картину мира, конфликтная — не испытывать чувства вины и отстаивать свою точку зрения в случае несогласия с родителями. Завершенная сепарация подразумевает, что все эти пункты выполнены.
Если у человека есть дом, семья и работа, но он не может ни в чем отказать родителям из-за возникающего чувства вины, — он не сепарировался. Другой может полностью вычеркнуть родителей из своей жизни, не общаться с ними, но в душе переживать детские обиды и винить их в своих неудачах — в этом случае сепарации также не произошло.
Этапы сепарации
В первые месяцы жизни младенец полностью зависит от мамы и ничего не умеет. Затем он начинает сам выполнять простые действия: садиться, ходить, есть ложкой, копировать взрослых. Родителям надо дать ему исследовать мир и свои возможности и не пытаться все сделать за него, чтобы он смог сепарироваться от мамы.
В три года ребенок осознает, что он отдельная личность со своими желаниями, которые могут не совпадать с желаниями родителей. Главные слова этого периода — «Нет» и «Я сам». Ребенок проявляет свою волю, упрямится, возражает, не слушается. Если в этом возрасте пытаться любой ценой принудить его к подчинению и «хорошему поведению», можно задавить эти ростки самостоятельности, и из него вырастет пассивный, безвольный человек, который не знает, чего хочет. Родителям стоит поддерживать стремление ребенка к самостоятельности, позволять ему принимать подходящие по возрасту решения, например выбирать одежду.
В возрасте от 4 до 8 лет начинается социализация: ребенок учится выстраивать отношения со сверстниками, у него появляется свой круг общения. Родители перестают быть единственным источником информации о мире. Ребенку стоит освоить базовые навыки самообслуживания: убирать свою комнату, помогать на кухне.
Материал по теме
Между 8 и 12 годами дети познают школу, у них появляются одноклассники, учителя, интересы вне дома. В этом возрасте развивается волевая сфера личности: это значит, что ребенок учится собираться и делать то, что надо. У него должны быть зоны ответственности: самостоятельно делать уроки, иметь круг домашних обязанностей. Это постепенно готовит его ко взрослой жизни.
Не надо контролировать, напоминать, навязывать помощь: у ребенка должна быть возможность столкнуться с последствиями своей лени или забывчивости и сделать выводы на будущее.От 12 до 18 лет — самая сложная стадия взросления: подростковый возраст. Ребенок начинает замечать недостатки родителей, их авторитет в его глазах падает. Зато возрастает влияние окружения, сверстников, на которых подросток и ориентируется в первую очередь. Происходит «бунт»: дети перестают слушаться, протестуют против ограничений, контроля, вмешательства в личную жизнь, требуют признания своей взрослости и независимости. В этот период важно прислушиваться к подростку и находить компромиссы. У него должно быть свое пространство, где он устанавливает правила: в его комнату нельзя заходить без разрешения, он сам решает, когда там убираться. Родители должны научиться доверять ребенку, давать ему возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки.
От 18 лет. Если предыдущие этапы сепарации прошли успешно, то к этому моменту повзрослевший ребенок готов к отделению. Процесс взросления полностью завершится только к 24-25 годам, но человек уже способен взять на себя ответственность за свою жизнь. Часто как раз в это время дети поступают на учебу или находят работу, начинают жить самостоятельно.
Зачем нужна сепарация
Сепарация позволяет человеку стать хозяином своей жизни, свободно ей распоряжаться и получать от нее удовлетворение. Человек становится независимым и обретает уверенность в себе. Он может направить свою энергию на достижение своих истинных целей, а не на попытку соответствовать чьи-то ожиданиям.
В процессе сепарации человек обучается выстраивать личные границы. Это умение необходимо для автономной личности, оно дает возможность построить здоровые отношения в семье, с друзьями, с коллегами на работе. В будущем человек сможет уважительно относиться к личным границам собственных детей и поддерживать их во время взросления и сепарации.
Сепарация — двусторонний процесс, в котором участвуют и дети, и родители. Задача первых — отделиться, вторых — отпустить
В результате эмоциональной сепарации он обретает свободу поведения и принятия решений. Кстати, сепарация от родителей не означает холодности или ухудшения отношений: наоборот, именно после сепарации может наступить новый этап взаимоотношений родителей и детей как взрослых самостоятельных личностей, когда отношения строятся не на долге или зависимости, а просто на том, что людям друг с другом хорошо.
Какие факторы затрудняют процесс сепарации
Сепарация — двусторонний процесс, в котором участвуют и дети, и родители. Задача первых — отделиться, вторых — отпустить. Но иногда либо дети не хотят отделаться, либо родители осознанно или неосознанно препятствуют этому процессу.
Со стороны детей тормозящими факторами могут стать привычка и удобство, когда им комфортно и выгодно жить с родителями и пользоваться их ресурсами, особенно если те поощряют такое поведение и продолжают их обслуживать. В атмосфере комфорта сложно сформироваться импульсу на отделение. Иногда препятствием могут служить проблемные отношения в семье или разного рода зависимости: дети как будто меняются местами с родителями и взваливают на себя заботу о них. Также препятствием к сепарации служат тревога и страх уже взрослого ребенка, что он или она не справится самостоятельно, не найдет любящего партнера, не добьется успеха.
Материал по теме
Часто всячески замедляют процесс сепарации сами родители. Они слишком тревожатся и гиперопекают, не дают ребенку столкнуться с проблемами самостоятельно. Некоторые воспринимают ребенка как личный проект и пытаются контролировать каждый его шаг «на пути к успеху». Такой ребенок обречен постоянно «оправдывать ожидания». Нереализованность родителей также порой тормозит сепарацию: чаще всего это происходит с матерями, у которых нет достижений вне семьи. Их мир сосредотачивается вокруг ребенка; заботясь о нем, они чувствуют себя востребованными. Если чадо попытается отделиться от мамы, она потеряет смысл жизни, останется одинокой и никому не нужной. Поэтому такая мать будет всячески противиться сепарации, зачастую манипулируя чувством вины.
Есть родители, которые боятся стареть: им кажется, что пока ребенок не стал взрослым, они сами останутся молодыми. Также препятствием могут служить эмоциональная недоступность, атмосфера равнодушия в семье, а также консервативные ценности, которые предполагают власть родителей даже над взрослыми детьми и почтение к старшим, которые априори «лучше знают».
Эти факторы могут привести к тому, что человек «застревает» на каком-то из этапов и не может завершить сепарацию.
Чем грозит незавершенная сепарация
Последствия незавершенной сепарации сильно осложняют жизнь. Самооценка такого человека неустойчива, потому что опирается не на его собственные достижения и представления о себе, а на чужое мнение. Человек зависит от оценок окружающих, постоянно ищет одобрения и склонен к конформизму. Он делает не то, что ему нужно или хочется, а то, за что его похвалят.
Гиперопека или, наоборот, диктат в семье не дают человеку научиться самостоятельности. Развивается выученная беспомощность: человек не способен принимать решения, пассивен, не уверен в себе, сомневается в своих силах и способности что-то изменить.
Отсутствие личных границ не дает построить здоровые отношения: человек может раствориться в партнере, начать жить его интересами и потерять себя
Таким людям сложно самореализоваться и построить карьеру. У них нет понимания своих целей и желаний, они могут бесконечно и безрезультатно «искать себя». Даже если такой человек по указанию родителей получит востребованную профессию, у него не будет внутренней мотивации, поэтому он всегда будет проигрывать коллегам, которые мотивированы и точно знают, что они делают и зачем.
Наконец, незавершенная сепарация приводит к проблемам в личной жизни. Вмешательство родителей в дела пары может повредить даже самым сильным чувствам. Отсутствие личных границ не дает построить здоровые отношения: человек может раствориться в партнере, начать жить его интересами и потерять себя.
Люди с незавершенной сепарацией часто повторяют родительские сценарии в отношениях, например разводы, измены или домашнее насилие.По каким признакам можно распознать незавершенную сепарацию
- Материальная зависимость
Речь идет не только о деньгах, но и о бесплатном пользовании любыми ресурсами и услугами, которые за пределами родного дома стоят денег: проживание на жилплощади родителей, бытовое обслуживание вроде готовки, стирки, уборки, регулярная помощь бабушек и дедушек в уходе за детьми. Подобная «даровая» помощь превращает человека в должника, заставляет его чувствовать себя обязанным. У родителей появляются рычаги влияния и давления, право требовать участия в принятии решений, с которым сложно не согласиться.
- Неспособность отпустить прошлое и принять настоящее
Человек чувствует обиду на родителей, ждет от них раскаяния, извинений, исправления. Или стремится доказать, что они ошибались, недооценивая его. В этом случае отношения с семьей и связанные с ними переживания занимают непропорционально большое место в жизни взрослого человека.
- Чувство вины и боязнь разочаровать
Эмоции и настроение родителей имеют над взрослым ребенком очень большую власть: недовольный голос, укоризненный взгляд заставляют его мучиться чувством вины. Человек настолько боится огорчить родителей, обидеть отказом, не оправдать ожиданий, что готов ради них жертвовать своими собственными интересами. В относительно легких случаях ребенок отменяет планы на вечер и мчится к ним помочь повесить картину, в тяжелых — выбирает одобряемую ими профессию вместо той, к которой лежит душа, или взрослая дочь так и не выходит замуж, потому что не может оставить мать в одиночестве.
- Нарушение личных границ ребенка
Родители не замечают того, что ребенок давно вырос, и продолжают вмешиваться в его жизнь. Они могут требовать отчета о делах, контролировать, давать непрошеные советы, задавать бестактные вопросы про личную жизнь, комментировать внешность, вес, образ жизни — естественно, «из лучших побуждений» и «с самыми добрыми намерениями».
Какие техники сепарации использовать, чтобы отделиться от родителей
Если вы осознаете, что незавершенный процесс сепарации усложняет вашу жизнь, важно обратиться за поддержкой к специалисту. Психолог поможет сделать так, чтобы процесс сепарации прошел быстрее, как можно проще и безболезненнее как для вас, так и для ваших родителей. Есть несколько важных этапов, которые предстоит пройти:
- Стать финансово независимым: начать самостоятельно зарабатывать, жить отдельно, перестать рассчитывать на помощь родителей, тогда в общении с ними можно будет устанавливать свои правила.
- Проработать обиды и принять родителей такими, какие они есть. Прошлое изменить нельзя, но зато настоящее и будущее — в наших руках. Родители — взрослые сформировавшиеся люди, они имеют право жить так, как хотят. Лучше отказаться от попыток изменить их и вместо этого направить свою энергию на достижение позитивных изменений в собственной жизни.
- Научиться выстраивать здоровые личные границы. Прямо говорить, когда вам что-то не нравится, уважать не только свои потребности и ограничения, но и чужие. Установить правила общения: разговаривать тогда и столько, сколько это удобно лично вам, обозначить темы, которые вы не собираетесь обсуждать, ограничить поток указаний и ценных советов.
- Избавиться от чувства вины перед родителями и перестать им угождать. Вы не ответственны за их чувства и не должны винить себя, если они недовольны. Причина их негативных эмоций — их собственные проекции и ожидания, которым вы не обязаны соответствовать, потому что у вас своя жизнь. Им нужно прекратить возлагать на вас ответственность за свои эмоции и научиться справляться с ними самостоятельно.
- Осознать свои ценности и цели в жизни, не оглядываясь на мнение родителей. Разработать план, как достичь желаемого, начать его выполнять, быть последовательным и устойчивым.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
Сепарация от родителей во взрослом возрасте: психолог – о том, почему это важно и как это лучше всего сделать
Сепарация от родителей – важнейший этап становления личности. Однако многие из нас даже во взрослом возрасте продолжают испытывать болезненную и порой разрушительную зависимость от родителей, потребность в их любви и одобрении. Из-за чего возникает зависимость от родителей, к чему она приводит и как во взрослом возрасте сепарироваться от отца и матери – рассказывает Виктория Орлова, психолог по эмоциональным расстройствам.
Фото: Pexels.com
В чем заключается опасность зависимости от родителей?
Как понять, что ты до сих пор во взрослом возрасте не сепарировался от родителей?
Есть типичные признаки. Первый – это отсутствие автономности и опоры на себя. Когда человек до сих пор зависит от мнения и настроения своих родителей, постоянно созванивается с ними и советуется. Человек боится принимать самостоятельные решения, потому что они могут расстроить маму.
Когда человек не может построить отношения или, наоборот, находится в отношениях, но ведет себя очень по-детски, требует от мужа постоянного внимания, материнской включенности и любви.
Стремление нравиться родителям и заслуживать любовь. Такой человек выстраивает свою жизнь из желания что-то доказать: что его можно любить, что он хороший, умный.
Фото: Pexels.com
С какими проблемами сталкивается человек, который не сепарировался от родителей?
Отсутствие сепарации бьет по всем сферам жизни. Это могут быть болезненные отношения либо их отсутствие. Проблема в принятии решений, что приводит к внутренним конфликтам, невротическим расстройствам. Карьерные провалы, ситуации, когда человек не может двигаться по жизни и словно ходит по кругу. Это очень странные отношения с окружающими, когда человек стремится все время угодить, отношения, в которых отсутствуют личные границы. Такими людьми очень легко манипулировать.
Если человек не сепарировался, значит, он в детской позиции и, скорее всего, будет находить в своем окружении таких людей, которые будут занимать родительскую позицию.
Какими должны быть отношения с мамой?
Считается, что для ребенка одинаково вредны избыток и недостаток материнской любви: так ли это?
Действительно, это так. Нельзя только хвалить или, наоборот, обделять любовью. Когда мама все время восхищается ребенком, подстраивается под него, боится ругать, он вырастает уязвимым. Он будет не готов к взрослой жизни, в которой будут ситуации и люди, которые не захотят под него подстраиваться. Если мы хотим, чтобы ребенок был подготовлен и стрессоустойчив, нужно ему транслировать и показывать, что жизнь бывает разная.
Если мы говорим про недостаток материнской любви, то здесь формируется другая проблема – внутренняя пустота. Такой ребенок будет всю жизнь стремиться заслужить любовь и заполнить пустоту. Он вступает в зависимые отношения, требует, чтобы партнер долюбил его за родителей. Или с головой окунается в работу, чтобы доказать, что он хороший, что его можно любить.
Как во взрослом возрасте компенсировать недостаток материнской любви?
Во взрослом возрасте компенсировать недостаток материнской любви можно только через любовь к себе. Внутри себя нужно найти эту любящую, принимающую маму. Да, безусловно, это будет травма, но травму можно перевести в ресурс, переработать в энергию для того, чтобы двигаться вперед, достигать каких-то целей.
Важно помнить, что это естественная потребность: каждый человек хочет, чтобы его любили, уважали, ценили, это совершенно нормально.
Мама в любом случае любит своего ребенка, просто он не считывает поведение мамы как любовь и ему больше впечатывается в память, что его не любили. В терапии принято показывать человеку, что мама его любила: для этого вспоминают какое-нибудь событие из детства, где мама проявляла любовь.
Фото: Pexels.com
Как перестать пытаться завоевать материнское одобрение?
Нужно осознать, что нет никакого смысла все время пытаться что-то доказать, вместо того чтобы проживать свою осознанную жизнь, строить отношения, заниматься своими проектами, детьми. Человек тратит огромное количество жизненной энергии на эти травматические переживания.
Иначе уже в преклонном возрасте,вы рискуете вдруг понять, что прожили какую-то странную жизнь, гнались за чужими целями, которые в итоге не принесли вам никакого удовольствия, лишь бы заслужить любовь мамы.
Должна ли взрослая дочь поддерживать дистанцию в отношениях с матерью, чтобы не возникло эмоциональное привязывание?
Если дочь сепарировалась, то у нее не возникает эмоциональной привязанности и нет потребности всем делиться с матерью. У нее на первом месте она, на втором месте партнер, на третьем месте дети и только потом мама и папа.
В отношениях с матерью должны быть границы, но мама и дочь сами решают, что это будут за границы. Например, некоторые дочери просят о том, чтобы мама никак не высказывалась о их партнере. Безусловно, с мамой не нужно обсуждать тему секса, половых партнеров и т.д.
Это должны быть отношения матери и дочери, а не отношения подруг.
Многие стремятся построить со своими детьми дружеские отношения, и здесь большой вопрос – для чего человек это делает? Каждый должен быть в системе на своем месте: мать на месте матери, дочь на месте дочери.
Фото: Pexels.com
Как во взрослом возрасте сепарироваться от родителей
В какой момент стоит выходить из-под опеки родителей?
Желательно, чтобы человек в 18–21 год уже сепарировался, двигался к самостоятельности. Это значит, что нужно жить отдельно от родителей, стремиться к тому, чтобы финансово от них не зависеть, самостоятельно принимать решения. Избегать ситуаций, когда ты живешь отдельно, но мама каждый месяц дает 30 тысяч на квартиру. Потому что, когда родители дают вам финансовые средства, они занимают позицию сверху и вы от них зависите.
Естественно, есть моменты, когда мы нуждаемся в помощи. Например, человек заболел и не работал несколько месяцев. В таких случаях мы можем подстраховаться и обратиться к родителям за поддержкой, и это будет совершенно нормально.
Как стать эмоционально независимым человеком?
С эмоциональной привязанностью всегда сложнее. Чтобы стать эмоционально независимым, нужно научиться удовлетворять свои потребности. Мы должны найти родителей внутри себя, которые могут нас поддержать в трудный момент. Это навык самостоятельно уметь справляться со своими эмоциональными состояниями, самостоятельно себя поддерживать, успокаивать.
Как во взрослом возрасте безболезненно выйти из-под контроля родителей?
Все хотят безболезненно отовсюду выходить, и все хотят безболезненно жить, безболезненно строить карьеру и т.д. Не получится это сделать: будут эмоции, будет в любом случае и грусть, переживания. Это совершенно нормально, просто от них не нужно бежать – нужно позволить себе эти эмоции испытывать.
Прежде всего стоит поговорить с мамой. Сказать: «Я тебя очень люблю и благодарю за все, но я уже взрослая, и я решила самостоятельно принимать решения». И здесь мама выбирает, как относиться: либо она скажет: «Хорошо, я тебя отпускаю», либо будет уходить в эмоции, в обиду. Нужно позволить маме испытывать эти эмоции.
Ответьте для себя на вопрос: вы хотите угождать маме или строить здоровые отношения с другими людьми, жить как взрослый человек? Иногда приходится делать этот сложный выбор, но, как правило, мама это переживает и потом отношения строит уже другим образом с позиции взрослый – взрослый, а это совершенно другой уровень.
Фото: Pexels.com
Какие этапы нужно пройти?
Нет четкого пошагового плана. Нужно смотреть конкретную ситуацию: что вам мешает сепарироваться – финансовая зависимость, неумение принимать решения или эмоциональная зависимость, – и уже от этого выстраивать этапы.
Как при этом не разрушить отношения с родителями?
Когда вы сепарируетесь, в какой-то момент может показаться, что отношения разваливаются, но на самом деле они просто трансформируются. Когда сепарация завершена, отношения, как правило, восстанавливаются и выходят на новый уровень.
Что будет, если взрослый ребенок так и не сепарируется от родителей?
Может возникнуть невротическое расстройство, депрессивное расстройство, а может быть, ребенок проживет нормальную жизнь. У нас половина жителей России так живет, и для многих совершенно нормально существовать в детской позиции. Но эта жизнь будет сильно отличаться от той жизни, которую проживают взрослые зрелые люди.
Ребенок во многом ограничен: в детстве мы не можем многое себе позволить, все за нас решают родители. В контексте взрослой жизни происходит то же самое: неавтономная личность, незрелая, не может реализовать свой потенциал. Ей сложно зарабатывать, строить здоровые отношения, сложно быть довольным, счастливым. Это механическая неосознанная жизнь.
Только зрелая личность может жить осознанно: у нее есть понимание того, что происходит, взрослый человек несет за себя ответственность, сам выбирает свой путь. Автономный от родителей человек очень хорошо чуствует эту свободу: у него фантазия играет, он свободен, он наполнен, у него много ресурса, потому что ничто его больше не держит. Он совершенно свободно действует, позволяет себе ошибаться, получает опыт, идет дальше. Захотел – переехал, сменил работу. Именно здесь проявляется чувство свободы.
Фото: Pexels.com
Вам также могут понравиться эти материалы:
Как повысить самооценку и перестать сравнивать себя с окружающими: рассказывает психолог
Что такое харассмент простыми словами и как его отличить от хорошего расположения
Как разлучение матери и ребенка вызывает нейробиологическую уязвимость во взрослом возрасте — Ассоциация психологических наук — APS
Данные психологических исследований очевидны: когда детей разлучают с родителями, это может иметь травмирующие последствия для жизни детей в будущем.
Но привязанность — это гораздо больше, чем просто чувство. Согласно исследованию Current Directions in Psychological Science, , это общий термин, имеющий решающее значение для развития на протяжении всей жизни.
Связь между матерью и ее ребенком впервые формируется в утробе матери, где было обнаружено, что зародыши развивают предпочтительную реакцию на материнские запахи и звуки, которые сохраняются после рождения, объясняет Майрон Хофер, директор Института развития имени Саклера. Психология в Колумбийском университете до выхода на пенсию в 2011 году. Эти быстрые процессы раннего обучения продолжаются на этапе развития новорожденного, когда дети начинают узнавать лица и голоса своих матерей.
С этого момента раннее разлучение с матерью может привести к серии травматических эмоциональных реакций, во время которых ребенок вступает в тревожный период звонка и активного поиска, за которым следует период снижения поведенческой реактивности.
Изучая детенышей крысы, Хофер обнаружил, что такое поведение в значительной степени было реакцией на потерю тепла, которое ребенок получает через телесный контакт, питательные вещества и другие физиологические взаимодействия со своей матерью. Хотя Хоферу удалось нормализовать циклы сердечного ритма и быстрого сна у новорожденных крыс в своей лаборатории, обеспечив их искусственным теплом, тактильной стимуляцией (например, погладив их кисточкой) и обильным молоком, это исследование не помогло, пишет он. , учитывать роль поведения более высокого уровня, такого как взаимность, подражание, настройка и игра у матери – дочерние отношения.
«Размышляя о последствиях этих открытий для человеческих младенцев, можно предположить, что такие простые материнские регуляторы будут обнаружены в раннем постнатальном периоде ребенка, но вскоре станут важными более тонкие и сложные взаимодействия», — пишет Хофер. .
Хофер и его коллеги также изучали влияние разделения на крыс в подростковом и взрослом возрасте. При 24-часовой иммобилизации у 80% крысят-подростков, которых отлучали от матерей до отъема, в ответ на стресс развились язвы желудка. В то же время у нормально выращенных крыс вообще не было изъязвлений. Неожиданно те же крысы, которых рано отняли от груди, оказались менее уязвимыми к язвам во взрослом возрасте, когда примерно 50% нормально выращенных крыс страдали язвами, что позволяет предположить, что с возрастом они могли стать менее чувствительными к стрессу.
Хотя отношения между людьми более сложны, чем у грызунов, исследования показывают, что лишение ребенка материнской поддержки в раннем возрасте может иметь ряд физиологических и поведенческих последствий, которые могут способствовать формированию сложного, меняющегося паттерна уязвимости на протяжении всей жизни. — говорит Хофер.
«Таким образом, различия в качествах отношений между матерью и младенцем среди людей, по-видимому, имеют глубокие биологические корни в виде их способности формировать психологические и биологические реакции детей на окружающую среду — эффекты, которые распространяются и на взрослую жизнь», — пишет он.
Ресурсы
Хофер, Массачусетс (2006). Психобиологические корни ранней привязанности. Current Directions in Psychological Science , 15(2), 84 – 88. doi:10.1111/j.0963-7214.2006.00412.x
Паскуццо К., Мосс Э. и Сир С. ( 2015). Стратегии регуляции привязанности и эмоций в прогнозировании психопатологии взрослых. SAGE Open, 5 , 215824401560469. doi:10.1177/2158244015604695
Внезапная и длительная разлука с родителем может необратимо изменить развитие мозга
Обучение на испанском языке .
При рождении мозг является самым недоразвитым органом нашего тела. Наш мозг полностью созреет только к 20 годам. Любое серьезное и продолжительное несчастье, такое как внезапная, неожиданная и длительная разлука с опекуном, меняет структуру развивающегося мозга. Это повреждает способность ребенка обрабатывать эмоции и оставляет глубокие шрамы на всю жизнь.
Это плохие новости, потому что, хотя президент Трамп прекратил свою иммиграционную политику «нулевой терпимости» по разделению родителей и детей на границе, около 2300 детей, чье воссоединение с родителями остается неопределенным.
В своей психиатрической и терапевтической практике я работаю с детьми и взрослыми, которые в детстве пережили неожиданную и длительную разлуку со своими родителями. Некоторые живут лучше, чем другие. Некоторые борются с серьезными психическими расстройствами, тогда как у других нет психиатрического диагноза. Тем не менее, их чувство безопасности и доверия к другим скомпрометировано. Последствия травмы разлуки непреходящи.
Рожденные для воспитания
Выживание и развитие альтрициальных видов, таких как люди, зависят от родительской заботы о выживании и развитии после рождения. Родитель необходим для регулирования температуры потомства, а также для обеспечения пищей и защитой от угроз окружающей среды. Это достигается за счет родительской связи с потомством, которое питает глубокую привязанность. Новорожденные быстро усваивают, что признаки присутствия родителей, такие как изображение, голос, прикосновение или запах, сигнализируют о безопасности.
Объятия матери делают мир безопасным. Автор: GWImages/shutterstock.comИсследования на млекопитающих показывают, что младенцы естественным образом подчиняются родительским эмоциям. Присутствие спокойного и заботливого родителя вызывает у ребенка чувство безопасности. Напротив, родительский дистресс и страх активируют цепи мозга младенца, отвечающие за обработку стресса, боли и угрозы. Способность опекуна регулировать эмоции потомства — адаптивная функция, закодированная в наших генах. Прежде чем у людей появится собственный независимый опыт, мы начинаем узнавать, что безопасно и что опасно в окружающей среде, наблюдая и взаимодействуя с нашими родителями. Это увеличивает наши шансы на выживание и успех в мире.
Многочисленные исследования показывают, что присутствие родителей более важно для эмоционального благополучия младенца или очень маленького ребенка, чем окружающая среда. Пока родитель присутствует и остается спокойным и заботливым, ребенок способен вынести множество угроз и невзгод. Образно говоря, опекун — это целый мир для маленького ребенка.
Разлука изменяет структуру мозга
Присутствие родителей также необходимо для гармоничного роста и развития человека. Это включает в себя развитие наших психологических и социальных функций, таких как наша способность реагировать на стресс и саморегулировать свои эмоции или наша способность доверять другим и действовать в группе.
Любое серьезное и продолжительное нарушение родительской заботы, особенно у младенцев и очень маленьких детей, изменяет развитие мозга. Очень маленькие дети, младше пяти лет, разлученные со своими родителями, больше не могут полагаться на их присутствие и заботу, что вызывает резкий скачок уровня стресса. По мере того, как гормоны стресса, такие как кортизол, адреналин и норадреналин, повышаются, они изменяют физиологические функции нашего тела, чтобы лучше подготовить нас к тому, чтобы справиться с угрозой. Однако длительное повышение уровня гормонов стресса нарушает физиологические функции и вызывает воспаление и эпигенетические изменения — химические изменения, нарушающие активность наших генов. Включение или выключение генов в неподходящее время изменяет траекторию развития мозга, изменяя способ формирования нейронных сетей и взаимодействие областей мозга.
Исследования детей, которые были разлучены со своими родителями или оставлены без внимания со стороны родителей, и экспериментальные исследования на животных постоянно показывают, что нарушение родительского присутствия и заботы вызывает преждевременное и быстрое созревание мозговых цепей, ответственных за обработку стресса и угрозы. Это ускоренное развитие меняет проводку мозга и способ обработки эмоций.
Кратковременное резкое разделение быстро причиняет вред
Лабораторные исследования показывают, что разделение не занимает много времени, чтобы причинить вред этим младенцам и детям.
В понедельник, 18 июня 2018 года, 8-летняя Акеми Варгас плакала, рассказывая о том, что ее разлучили с отцом во время протеста иммигрантов против разделения семьи перед зданием окружного суда США Сандры Дэй О’Коннор в Фениксе. Росс Д. Франклин/AP PhotoУ лабораторных грызунов эти изменения в проводке мозга вызываются, когда детеныша разлучают с матерью всего на два-три часа в день в течение нескольких дней подряд. Мы знаем, что стресс у щенков вызван отсутствием матери, а не другими изменениями в окружающей среде, потому что исследователи продолжали кормить щенков и поддерживать температуру их тела во время эксперимента.
Преждевременное созревание сетей обработки стресса и угроз в мозгу детей, разлученных с родителями, задерживает развитие ребенка и приводит к потере гибкости при реагировании на опасность. Например, большинство из нас способны «разучиться» с тем, что мы изначально считали угрожающим или пугающим. Если что-то или кто-то больше не опасен, наши защитные реакции адаптируются, гася наш страх. Эта способность отвыкать от угрозы у животных, разлученных с матерью, нарушена.
Последующее воссоединение с родителем или замена новым опекуном не может обратить вспять изменения, вызванные стрессом раннего разлуки.
Снимки головного мозга показывают измененные структуры мозга
Исследования мозга показывают структурные и функциональные изменения в мозге детей, разлученных с родителями. В частности, стресс разлуки увеличивает размер миндалевидного тела, ключевой структуры в обработке угроз и эмоций, и изменяет связи миндалевидного тела с другими областями мозга. На молекулярном уровне разделение изменяет экспрессию рецепторов на поверхности клеток мозга, участвующих в реакции на стресс и регуляции эмоций. Без нужного количества рецепторов связь между нейронами нарушается.
Травма постоянной или временной разлуки создает общий риск для здоровья и влияет на успеваемость, успех в карьере и личной жизни. В частности, потеря или разлучение с родителями повышает вероятность различных психических расстройств, включая посттравматический стресс, тревогу, аффективные, психотические расстройства или расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ.
Чувство безопасности и связанная с ним способность связываться с другими людьми, способность обнаруживать угрозу и реагировать на нее, а также способность регулировать собственные эмоции и стресс жизненно важны.