Схема структуры личности: Структура личности — Общие дети, г. Воронеж

Структура личности

Ученые давно стремились найти в содержании, стоящем за понятием «личность», основные аспекты анализа, какие-то компоненты, «блоки», ориентация на которые помогала бы в познании конкретной личности. Разумеется, данные аспекты могут быть только абстракциями, огрубляющими действительность, но без таких огрублений познания не бывает. Это и есть проблема структуры личности. Фактически мы уже прикоснулись к ней, когда говорили о структуре личности, предложенной З. Фрейдом. Можно полагать, что намек на структуру личности содержится в только что рассмотренном нами вопросе о соотношении понятий «индивид», «личность», «индивидуальность».

В отечественной психологии есть некоторые специальные решения данной проблемы, которые мы здесь частично представим.

С. Л. Рубинштейн обусловливал изучение «психического облика» личности тремя вопросами:

  1. Чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о его направленности, об его установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах.
  2. Что человек может? Это вопрос о его способностях, дарованиях.
  3. Что человек есть? Это вопрос о том, «что из его тенденций и установок вошло у него в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере человека».

Может эта схема помочь в размышлениях о конкретном человеке? Конечно. Неконструктивные способы самоутверждения некоего человека, существенно затрудняющие ему жизнь, могут происходить от внутреннего конфликта между его устремленностью к большим жизненным целям (направленность) и отсутствием привычки трудиться над развитием у себя соответствующих способностей. А само отсутствие этой привычки правомерно отнести к характеру.

В контексте конкретизации соотношения социальных и биологических факторов в развитии личности можно обратиться к решению проблемы структуры личности, предложенному К. К. Платоновым. Тут выделяются четыре подструктуры личности.

  1. Подструктура направленности личности, включающая в себя мировоззрение, убеждения, интересы, желания, влечения. В формах направленности проявляются как отношения, так и моральные качества личности.
  2. Подструктура опыта, которая проявляется в знаниях, навыках, умениях. Ее можно назвать и подструктурой подготовленности. Именно через эту подструктуру индивидуальное развитие личности аккумулирует исторический опыт человечества.
  3. Индивидуальные особенности отдельных психических процессов или психических функций. Тут можно указать на факт, что одни люди мыслят быстро, но, может быть, несколько поверхностно, другие — медленно, но они в большей степени устремлены к постижению сущности явлений. Аналогичные особенности обнаруживаются и в других психических процессах.
  4. Биологически обусловленная подструктура. Она включает свойства, связанные с половой принадлежностью, возрастом, типом нервной системы, органическими изменениями.

При движении от четвертой подструктуры к первой убывает значение биологической обусловленности свойств личности и возрастает значение их социальной определенности. Важно, что биологически обусловленные свойства включаются в структуру личности. Этот факт не согласуется с приведенным выше высказыванием А. Н.Леонтьева о личности как «особом качестве» сугубо социального происхождения. По его мнению, личность «считается» с врожденными свойствами и использует их в организации своей активности. Что же касается структуры личности, то это «относительно устойчивая конфигурация главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий», которая производства от иерархии соответствующих деятельностей, составляющих основание личности.

На фоне данных суждений представим еще одно решение вопроса о структуре личности. В данном случае выделяются три иерархических уровня в функционировании личности: «Во-первых, это ядро личности, представляющее собой совокупность мотивационных структур, которые задают направление «движения» личности… Во-вторых, это периферия личности, определяющая конкретный способ реализации мотивационного ядра. Периферию личности составляют личностные смыслы, черты, системы конструктов, социальные роли, в которые включен субъект, его личная история.

На этом уровне обсуждения возможно проведение типологии личности. В-третьих, это уровень индивидных предпосылок существования личности, которые, по существу, безличны. Индивидные предпосылки (например: пол, возраст, строение и свойства нервной системы, характер нейрогуморальной регуляции и др.) сами по себе не информативны по отношению к личности, но определяют особенности взаимодействия личности с миром и с собой». Получается, что мотивационная сфера — ядро личности, но структура личности ею не исчерпывается.

Рассмотрим еще одно интересное решение проблемы структуры личности, имеющее практическое значение. Три составляющие указанной структуры выделяются А.В.Петровским.

  • Первая — интраиндивидная {или внутрииндивидная) подструктура. Это организация индивидуальности личности, представленная строением темперамента, характера, способностей.
  • Вместе с тем личность не может рассматриваться как нечто находящееся лишь в замкнутом пространстве тела индивида. Она обнаруживает себя в сфере межиндивидных отношений, в пространстве межличностных взаимодействий. Отсюда вторая подструктура личности — интериндивидная.
  • Третья подструктура — метаиндивидная (или надиндивидная). В этом случае в центре внимания оказываются «вклады», которые личность вносит своей активностью в других людей. Таким образом, личность не только выносится за рамки органического тела индивида, не только перемещается за пределы его наличных, «здесь и теперь» существующих связей с другими людьми, но и продолжает себя в других людях. Эта идеальная представленность личности в других людях за счет внесенных в них «вкладов» получила название персонализация. По-видимому, такими «вкладами» в значительной степени и определяется масштаб личности.

Таким образом, мы рассмотрели ряд решений вопроса о структуре личности. Они существенно отличаются друг от друга по причине чрезвычайной сложности объекта познания, а также разносторонности подходов к нему со стороны исследователей. Однако вместе они помогают осмыслить то содержание, которое стоит за понятием «личность».

В большинстве самых разнообразных психологических определений личность предстает как «совокупность», «сумма», «система», «организация» и т.п., т.е. как некое единство определенных элементов, как определенная структура. И в зарубежной психологии самых разных направлений, и в отечественной мы можем встретить множество конкретных разработок структур личности (3. Фрейд, К.Г. Юнг, Г. Олпорт, К.К. Платонов, B.C. Мерлин и др.). Вместе с тем осмысление проблемы структуры личности с общетеоретических позиций и последующий учет важнейших моментов при построении собственной концепции встречается не так уж часто. Примерами таких разработок могут служить структуры личности, созданные К.К. Платоновым, Г. Айзенком.

Платонов, проанализировав философское и психологическое понимание структуры, определяет ее как взаимодействие реально существующего психического явления, взятого за целое (в частности, личности), и его подструктур, элементов и их всесторонних связей. Чтобы описать структуру личности, как считает Платонов, необходимо установить, что взято за целое, отграничить и определить его.

Затем надо выяснить, что составляет элементы этой целостности, понимая под ними неразложимые в рамках данной системы и относительно автономные ее части. Притом надо учесть возможно более полное число этих элементов. На следующем этапе следует вскрыть наиболее существенные и общие связи между элементами, между каждым из них и целостностью. Дальше выявляется необходимое и достаточное число подструктур, в которые уложатся все элементы анализируемой целостности. Подструктуры и элементы подвергаются классификации. Затем важно исследовать генетическую иерархию уровней компонентов.

Результатом такого структурного анализа явилась динамическая, функциональная структура личности К.К. Платонова. Она состоит из четырех рядоположенных подструктур:

  1. подструктура направленности и отношений личности; 
  2. знания, навыки, умения, привычки, т.е. опыт; 
  3. индивидуальные особенности отдельных психических процессов;
  4. типологические, возрастные, половые свойства личности, т. е. биопсихические.

Платонов выделяет также подструктуры характера и способностей, как наложенные на четыре основные подструктуры.

Важное значение для разработки проблемы структуры личности в отечественной психологии имели идеи С.Л. Рубинштейна и В.Н. Мясищева, хотя конкретные структуры были созданы их последователями.

А.Г. Ковалев выделяет следующие компоненты структуры личности: направленность (система потребностей, интересов, идеалов), способности (ансамбль интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств), характер (синтез.отношений и способов поведения), темперамент (система природных свойств). B.C. Мерлин создал теорию интегральной индивидуальности, он описывает две группы индивидуальных особенностей. Первая группа — «свойства индивида» — включает две подструктуры: темперамент и индивидуальные качественные особенности психических процессов. Вторая группа — «свойства индивидуальности» — имеет три подструктуры:

  1. мотивы и отношения;
  2. характер;
  3. способности.

Все подструктуры личности взаимосвязаны благодаря опосредующему звену — деятельности.

Б.Г. Ананьев использовал более широкую категорию «человек», включающую весь спектр частных категорий, таких, как индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности. Им предложена общая структура человека. Каждый из элементов этой структуры имеет свою подструктуру. Так, в структуре человека как индивида два уровня, и в нее включены возрастно-поло-вые свойства, индивидуально-типические (конституциональные, нейродинамические особенности и др.), психофизиологические функции, органические потребности, задатки, темперамент. Собственно личность организована не менее сложно: статус, роли, ценностные ориентации — это первичный класс личностных свойств; мотивация поведения, структура общественного поведения, сознание и др. — вторичные личностные свойства.

В зарубежных концепциях личности также немало внимания уделяется проблеме структуры. Одной из наиболее известных является структура личности 3. Фрейда. В концепции К.Г. Юнга, в которой личность, так же как и у Фрейда, предстает как система, выделяются следующие важные ее подструктуры: Эго, личное бессознательное и его комплексы, коллективное бессознательное и его архетипы, персона, анима, анимус и тень. В рамках глубинной психологии к проблеме структуры личности обращались также Г. Мюррей, В. Райх и др.

Большая группа зарубежных исследователей в качестве структурных единиц личности рассматривает черты. Одним из первых в этом направлении работал Г. Олпорт. Его теория личности так и называется — «теория черт». Олпорт выделяет следующие виды черт: черты личности (или общие черты) и личные диспозиции (индивидуальные черты). И те, и другие — это нейропсихические структуры, преобразующие множество стимулов и обусловливающие множество эквивалентных ответных реакций. Но черты личности включают в себя любые характеристики, присущие какому-то количеству людей в пределах данной культуры, а личные диспозиции — такие характеристики индивида, которые не допускают сравнения с другими людьми, делают человека уникальным. Особое внимание Олпорт сосредоточил на изучении личных диспозиций. Они в свою очередь подразделяются на три типа: кардинальные, центральные и вторичные. Кардинальная диспозиция — самая общая, она обусловливает почти все поступки человека. По мнению Олпорта, эта диспозиция сравнительно необычна, и увидеть ее можно не у многих людей. Центральные диспозиции — яркие характеристики индивидуальности, ее строительные блоки, и их легко могут обнаружить окружающие. Число центральных диспозиций, на основе которых можно точно распознать личность, невелико — от пяти до десяти. Вторичная диспозиция более ограничена в проявлении, менее устойчивая, менее обобщенная. Все черты личности находятся в определенных отношениях, но относительно независимы друг от друга. Черты личности существуют реально, а не являются лишь теоретическим измышлением, они — движущий (мотивирующий) элемент поведения. По Олпорту, черты личности объединяет в единое целое специфический конструкт, так называемый проприум.

Черта — базисная категория и в теории личности Р. Кеттелла. По его мнению, чтобы получить знания о личности, можно использовать три основных источника: данные регистрации реальных жизненных фактов (L-данные), данные самооценки при

заполнении анкет (Q-данные) и данные объективных тестов (ОТ-данные). Кеттелл и его сотрудники в течение нескольких десятилетий проводили масштабное обследование представителей нескольких возрастных групп в разных странах. Эти данные были подвергнуты факторному анализу, для того чтобы выявить глубинные факторы, определяющие или контролирующие вариации поверхностных переменных. Результатами этого обследования стало рассмотрение личности как сложной и дифференцированной структуры черт. Черта — это гипотетическая психическая структура, обнаруживающаяся в поведении и обусловливающая предрасположенносупь поступать единообразно в различных об-стояупельствах и с течением времени. Черты можно классифицировать по нескольким основаниям. Центральным является различение между поверхностными чертами и исходными чертами. Поверхностная черта — это ряд сопутствующих друг другу поведенческих характеристик личности (в медицине это называется синдромом). Они не имеют единой основы и непостоянны. Более важные — исходные черты. Это некие объединенные величины или факторы. Именно они определяют постоянство поведения человека и являются «блоками здания личности». Исходных черт, по итогам факторного анализа Кеттелла, 16. Для их измерения используется опросник «16 личностных факторов» (16 PF). Это факторы: отзывчивость — отчужденность, интеллект, эмоциональная устойчивость — неустойчивость, доминантность — подчиненность, рассудительность — беспечность и др.

Исходные черты можно, в свою очередь, разделить на два вида в зависимости от их происхождения: черты, отражающие наследственные признаки, — конституциональные черты; являющиеся результатом социальных и физических условий окружения — черты, сформированные окружающей средой. Исходные черты можно различать с точки зрения модальности, посредством которой они выражаются. Черты-способности связаны с эффективностью достижения желаемой цели; черты темперамента — с эмоциональностью, скоростью, энергичностью реакций; динамические черты отражают мотивационную сферу личности. Динамические черты подразделяются на три группы: аттитюды, эрги и чувства. Кеттелл рассматривает сложные взаимодействия этих подструктур, особое значение при этом он придает «главенствующему чувству» — чувству Я.

В теории Г. Айзенка личность также представлена в виде иерархически организованной структуры черт. На самом общем уровне Айзенк выделяет три типа или суперчерты: экстраверсию — интроверсию, нейротизм — стабильность, психотизм — сила Супер-Эго. На следующем уровне черты — это поверхностные отражения основополагающего типа. Например, в основе экстраверсии лежат такие черты, как общительность, живость, настойчивость, активность, стремление к успеху. Ниже располагаются привычные реакции; внизу иерархии — специфические реакции или реально наблюдаемое поведение. Для каждой из суперчерт Айзенк устанавливает нейрофизиологическую основу. Выраженность той или иной суперчерты можно оценить с помощью специально разработанных опросников, наиболее известен в нашей стране «Личностный опросник Айзенка».

Так же, как и Г. Айзенк, Дж.П. Гилфорд рассматривал личность как иерархическую структуру черт и одним из первых изучал ее с помощью факторного анализа. В личности он выделяет сферу способностей, сферу темперамента, гормическую сферу, класс параметров патологии. В сфере темперамента, например, факториально выделены десять черт: общая активность, доминирование, социабельность, эмоциональная стабильность, объективность, склонность к размышлениям и др.

Описанные классические исследования структуры черт личности явились образцом и стимулом для последующих многочисленных работ по эмпирическому воспроизведению той или иной факторной модели или для разработки новых оснований для факторного описания личности без серьезного анализа их взаимосвязей в целостной концепции личности.

Что такое структура личности? :: SYL.ru

SPF и витамин С: пять отлично продуманных сочетаний для ухода за кожей

Для похудения и спокойствия на весь день: утренняя йога вместо зарядки

Комбинезоны и блейзеры: какие элементы стиля принцессы Дианы возвращаются в моду

Учимся делать из повседневной одежды элегантный лук: стильные фишки для дам 55+

Лакированная обувь: правила ухода и секреты предотвращения потертостей

Выглядит празднично. Как оригинально подать свеклу

Можно и веганам: рецепт простой подливки для блюд

Как избежать промахов в выборе нарядов, которые старят любую женщину

Должно получиться у всех: как вдеть нитку в иголку (несколько способов)

Женский гороскоп здоровья на 2023 год: на что обратить внимание знакам зодиака

Автор

Структура личности – это достаточно сложный вопрос в современной психологи. Основными элементами структуризации являются так называемые черты личности. Их довольно много, и называются они психологическими особенностями и свойствами.

История развития проблематики значения понятия «структура личности»

Развитие данной проблематики началось с постановки важного вопроса о соотношении социального и биологического факторов в индивидуальности человека. Впервые этими вопросами задались древние греки, например, Теофраст, ученик знаменитого Платона. Другой великий греческий ученый и философ, Гиппократ, разработал учение о типах темперамента. Однако основные положения для определения такого понятия, как структура личности, были заложены Ананьевым.

Подсистемы Б. Г. Ананьева

В своих работах исследователь обозначил три категории:

  1. Первая категория была названа интраиндивидной подсистемой. Ее также называют внутрииндивидной. Это характеристика внутренней организации индивидуальности человека (характер, темперамент, способности и таланты).
  2. Вторая категория, разработанная Ананьевым для определения понятия «структура личности», называется интериндивидная. Также ее именуют внеиндивидной. Это характеристика человека в пространстве межличностных отношений.
  3. Третья категория получила название метаиндивидная. Слово «мета» переводится как «над». Эта подструктура характеризует проявления личности не только в контактах с другими людьми, но и за их пределами.

Структура личности в работе исследователя К. К. Платонова

Платонов, тщательно проанализировав некоторые исследования и сравнив наборы слов русских, грузинских и болгарских языков, которые используются для описания особенностей личности, выдвинул свою идею. Разработка Платонова заключается в том, что он рассматривает подсистемы такого понятия, как структура личности, в виде ступеней иерархической лестницы. Ученый выделяет четыре подструктуры:

  1. Биологическая, или же биопсихическая. Сюда Платов отнес половые и возрастные свойства, темперамент.
  2. Психологическая, которая учитывает индивидуальные особенности. Сюда относят свойства памяти, воли, мышления, ощущений, чувств, эмоций.
  3. Социальный опыт: знания, привычки, навыки.
  4. Направленность личности (или же мотивационная структура личности). Эта подструктура характеризует влечения, интересы, идеалы, желания и склонности, мировоззрение, принципы и убеждения отдельно взятого индивидуума.

Структура личности по Юнгу

Карл Юнг в данном вопросе выделяет Индивидуальное и Коллективное бессознательное. Как противовес и как связующее звено отдельно стоит Сознание. Структура личности довольно проста: есть Персона (или же «я для окружающих») и Эго («я для себя»).

Структура личности по Фрейду

Так как весь психоанализ Фрейда базируется на двух принципах (удовольствия и реальности), то ученый выделил 3 основных психических компонента:

  1. Я (механизм приспосабливания человека к окружающей среде).
  2. Оно (инстинкты и рефлексы, бессознательные действия и восприятие).
  3. Сверх-Я (моральные принципы, совесть, чувство вины или страха).

Похожие статьи

  • Расположение органов у человека (фото). Внутренние органы человека: схема расположения
  • Структура личности в психологии. Основные теории
  • Шизоидный тип личности. Диагностика шизоидного типа личности
  • Кто такой индивид? Это особенный человек!
  • Структура личности в социологии: подходы к изучению
  • Пропорции лица человека при рисовании портрета: схема. Идеальные пропорции лица
  • Структура психики: что общего у человека с машиной?

Также читайте

Пройти личностный тест — Проект психометрии с открытым исходным кодом

На этом веб-сайте представлена ​​коллекция интерактивных личностных тестов с подробными результатами, которые можно использовать для личного развлечения или для получения дополнительной информации об оценке личности. Эти тесты варьируются от очень серьезных и широко используемых научных инструментов популярной психологии до самостоятельных викторин. Особое внимание уделяется сильным и слабым сторонам и достоверности различных систем.

Рекомендуемые тесты

Тест личности Большой пятерки: Общее мнение в академической психологии состоит в том, что существует пять основных черт личности. Эта модель используется в большинстве исследований личности и лежит в основе многих наиболее известных тестов, используемых психологами, поддерживающими тесные связи с академическими кругами. «Большая пятерка», как правило, не пользуется популярностью в ориентированной на потребителя оценке личности или самопомощи, потому что многим людям обратная связь модели кажется относительно простой. В этом тесте используются общедоступные шкалы из Международного пула личностных характеристик.

Статистическая викторина «Какой персонаж»: Этот инструмент сравнит ваши ответы с базой данных 2000 вымышленных персонажей. База данных создается путем краудсорсинга рейтингов персонажей, и цель состоит в том, чтобы сопоставить людей с персонажами, которые, по их мнению, похожи на них, используя методы рекомендательных систем. Существует также версия коллегиального отчета, которая является еще более продвинутой. И версия для пар.

Прочие тесты

Темперамент по Фишеру Инвентарь: FTI — это общая мера личности, которая прослеживает поведение человека до функции нейротрансмиттеров в мозгу. Он классифицирует людей по одному из четырех темпераментов, каждый из которых связан с определенными нейрохимическими веществами.

Перечень фонетических ассоциаций (экспериментальный) : Люди склонны создавать ассоциации между звуком и значением определенным образом, который, по-видимому, согласуется в разных культурах. Этот тест измеряет, насколько сильно вы проявляете типичную предвзятость, и исследует, что это значит. Исследования показали, что у людей с аутизмом такое предубеждение проявляется в меньшей степени, чем у нейротипиков.

Шкала личности первенца : Этот тест был разработан, чтобы получить максимально возможную разницу между баллами первенцев (старших) и младших детей. Она коррелирует с порядком рождения больше, чем любая другая шкала самоотчетов, но корреляция все еще чрезвычайно мала, потому что большинство распространенных утверждений о влиянии порядка рождения на личность преувеличены и неверны.

Аналог множественной широкополосной инвентаризации: В большинстве личностных тестов задаются одни и те же вопросы, просто они по-разному организуют свои результаты. Он вычисляет все баллы, которые вы, вероятно, получите, если пройдете 8 различных широко известных личностных тестов только из одного банка заданий.

Многомерные шкалы интроверсии-экстраверсии: Идея интроверсии и экстраверсии — одна из старейших и наиболее известных идей в психологии личности. Факты показывают, что люди могут иметь в виду несколько разных вещей, когда они описывают себя как интровертов или экстравертов, поэтому черта интроверсия-экстраверсия на самом деле должна быть разбита на пару разных, хотя и связанных черт.

Открытые расширенные юнгианские шкалы: Система типов личности, предложенная Карлом Юнгом (1921) и позже уточненная К. Майерсом и И. М. Бриггсом, стала чрезвычайно широко используемой теорией личности в контексте самопомощи, управления бизнесом, консультирования и духовного развития, но она обычно не используется в академических исследованиях, где, как и все теории типов, относится скептически. Система производит 16 типов личности на основе четырех дихотомий и является системой, используемой в инструментах Myers Briggs Type Indicator и Keirsey Temperament Sorter, среди многих других. OEJS — это бесплатная мера четырех дихотомий с открытым исходным кодом, которая дает результат, эквивалентный обычным тестам.

ОСПП Эннеаграмма Весов Личности: Эннеаграмма личности представляет собой систему из девяти типов личности, организованных в виде геометрической диаграммы. Многие авторы продвигали его как духовный инструмент и инструмент самопомощи, и существует несколько различных популярных тестов типа эннеаграммы. OEPS был разработан этим веб-сайтом и отражает среднее представление о том, что представляет собой каждый тип среди энтузиастов онлайн-эннеаграммы.

Знак зодиака Ассоциированные шкалы личности: Древняя практика астрологии связывает человека с датой его рождения. Этот опрос определит, соответствует ли ваша личность стереотипам вашего астрологического знака.

Многофакторный тест общих знаний: Тест на общие знания, измеряющий четыре аспекта общих знаний.

Шкала художественных предпочтений: Оценивайте картины, чтобы узнать, каковы ваши предпочтения в искусстве с точки зрения стиля и содержания.

Полномасштабный тест IQ: Тест IQ, измеряющий весь спектр человеческих способностей.

Вудворт Психоневротик Инвентарный номер: Часто упоминаемый как первый личностный тест, WPI был разработан военными США во время Первой мировой войны для проверки новобранцев с высоким риском развития контузии. Законченный слишком поздно для такого использования, WPI вместо этого занял свое место в качестве доминирующего показателя самооценки личности в академических психологических исследованиях в 1920-х и 30-х годах, но с тех пор о нем в основном забыли.

Шкала невербальной непосредственности : Эта шкала измеряет индивидуальные различия в использовании языка тела в общении.

Шкалы оценки привлекательности — Мужчины/Женщины: EMAS и EFAS измеряют индивидуальные различия в предпочтениях относительно внешности мужчин и женщин соответственно.

Маркеры ИИП РИАСЭК: Кодексы Голландии (аббревиатура RIASEC относится к шести Кодексам Голландии) — это типология профессий, которая группирует работу по шести категориям и описывает различные личностные характеристики людей, склонных к каждой категории. Поскольку он был разработан Джоном Л. Холландом в 19В 50-х годах эта теория стала доминирующей в области консультирования по вопросам карьеры и была включена в большинство оценок, которые вы можете пройти в университетском центре планирования карьеры. Маркеры RIASEC из общедоступного пула объектов интересов были разработаны Джеймсом Раундсом и его коллегами в 2008 году для использования в психологических исследованиях.

Короткая темная триада: «Темная триада» — это название трех черт личности, которые обычно кажутся злыми или злыми: нарциссизм, макиавеллизм и психопатия. Изучение этих трех черт вместе как темной триады стало популярным в 2000-х годах. В 2011 году Делрой Полхус и Дэниел Джонс опубликовали «Короткую темную триаду» (SD3) как единый короткий тест для одновременного измерения всех трех характеристик.

Протестантская шкала трудовой этики : Существует социологическая теория, согласно которой страны Северной Европы развивались быстрее во время промышленной революции, чем южные, из-за склонности к труду, пропагандируемой протестантизмом (в отличие от католицизма). Эту идею подхватили некоторые психологи, которые считают, что у людей может быть разный уровень протестантской трудовой этики.

Шкала личностных характеристик ботаников: Измерение личностных характеристик, отличающих тех, кто называет себя ботаниками, от тех, кто таковыми не является.

Открытый оценочный тест DISC: Модель личности DISC — это система, которая делит людей на четыре типа личности. Эта модель коммерчески продвигается несколькими различными организациями для использования на рабочем месте.

Тест на четыре темперамента: Если бы вы попросили хорошо образованного западного человека в 1850 году описать себя, он бы ответил, используя язык четырех темпераментов, расширение древней медицинской теории четырех соков на личность греческого врача Галена (129).–216 г. н.э.). Четыре темперамента как общепринятый способ описания личности были побеждены развитием психологии после 1900 года, но недавно они пережили возрождение и получили распространение в духовном контексте и в контексте самопомощи.

Тест 16 личностных факторов Кеттелла: В 1940-х Рэймонд Кеттелл предложил модель индивидуальных различий человека с 16 факторами, основанную на статистическом исследовании ответов на личностные опросники. Модель Кеттелла никогда не была широко принята, и его статистический анализ, который выявил 16 факторов, никогда не был успешно воспроизведен, но созданный им тест, опросник 16PF, был очень популярен в прикладной психологии, например, в таких контекстах, как консультирование и управление персоналом. В этом тесте используются общедоступные шкалы из Международного пула личностных характеристик, которые были разработаны Льюисом Голдбергом, чтобы быть эквивалентными 16PFQ.

Шкала самооценки Розенберга: Разработанная в 1960-х годах Моррисом Розенбергом для изучения самооценки подростков, шкала RSES стала наиболее широко используемой универсальной мерой самооценки в психологических исследованиях.

Обзор измов на основе словаря (SDI-46) : SDI — это показатель социально-политических настроений, разработанный Жераром Сосье. Его название указывает на тот факт, что оно было получено в результате поиска в словаре слов, описывающих различные философии (которые часто заканчиваются на «изм», например, либерализм, хоббизм), которые затем были сведены к основным факторам с помощью статистического анализа. Версия SDI-46 была опубликована в 2013 году.

Шкала доминирования открытого полушария мозга: Измерение левого/правого полушария мышления, научно дискредитированная, но все еще популярная идея.

Общая шкала убеждений сторонников заговора: Мера веры в теории заговора.

Тест памяти лица на основе экспозиции: Измерение памяти лица и слепоты лица.

Словарный тест IQ: Словарный тест, дающий такой же результат, как IQ.

Шкала родства с природой (NR-6) : NR-6 измеряет силу психологической связи человека с природой, что считается психологически здоровым.

Отказ от ответственности

Все эти тесты предназначены только для образовательных и развлекательных целей. Они не применяются клинически, и поэтому их результаты не подходят для принятия важных решений. Эти тесты также не безошибочны, если результаты говорят о вас что-то, что вы не считаете правдой, вы правы, а это неправильно.

Типы личности Карла Юнга — Типология

Типы личности Карла Юнга, Фиона Росс

Каркас

Типирование личности предполагает классификационную структуру, в рамках которой один тип человека можно сравнивать и противопоставлять другому. Основа типологии Юнга имеет конфигурацию мандалы, квадратный круг, разделенный на четыре части с крестом, расходящимся от центра или от центра, несущий обещание баланса, союза и связи противоположностей. Для Юнга мандала была выражением психики и символом самореализации и индивидуации. Эта конфигурация создает схему единого и централизованного психологического поля, в котором действует человек.

Исторические влияния

Юнг продолжал долгое историческое развитие применения классификационной структуры к человеческой личности и темпераменту. Некоторые из его признанных влияний были:

Восточные астрологи, которые классифицировали людей по зодиакальным знакам, управляющим стихиями земли, воздуха, огня и воды. Эта система изображалась в виде круга с центром, крестом и противоположностями.

Гиппократ, установивший в Древней Греции веру в то, что баланс жидкостей организма, рассматриваемый как две пары противоположностей, крови и слизи, желчи и желчи, определяет характер.

Философы-гностики признали три типа, соответствующие трем психологическим функциям Юнга: мышление, чувство (которое считалось низшим) и ощущение.

Напротив, христианство отстаивало принципы любви и веры, но держало знание (мышление) на расстоянии.

Немецкий поэт и философ восемнадцатого века Шиллер писал о ядре (например, поэзии), которое можно разделить на свои противоположности. Например, поэзию можно разделить на наивную поэзию, в которой преобладают ощущения, в которой поэт втягивается в объект, и сентиментальную поэзию, которая носит интуитивный характер и характеризуется размышлением поэта о внутреннем впечатлении от объекта. Юнг видел сходство между наивностью и экстраверсией, а также между сентиментальностью и интроверсией.

Юнг опирался на работы философа Ницше и психолога Уильяма Джеймса, постулируя противоположные типы установок интроверсии и экстраверсии. Ницше различал аполлонический импульс, интроспективный, создающий внутреннее видение, состояние, сравнимое со сновидением, и дионисийский импульс безудержного инстинкта, схваченного варварской природой. Джеймс характеризовал два темперамента: рационалиста, который верит в абстрактные и вечные принципы, и фактического эмпирика. Он составил таблицы пар противоположных качеств, характеризующих два типа. Не соглашаясь с характеристиками Джеймса, Юнг также верил в пары противоположных качеств.

Тип установки

Юнг понимал теорию как выражение типа личности теоретика. Он видел отражение экстраверсии Фрейда в его преимущественно центробежной теории, подчеркивающей стремление к получению удовольствия от объекта в сочетании с вытеснением неприемлемых тенденций желания. Это контрастировало с центростремительной или интровертной теорией Адлера с ее центральной концепцией превосходства эго, превосходства субъекта.

Юнг хотел создать психологию, одинаково справедливую для обоих типов. В 1913 он опубликовал «Вклад в изучение психологических типов», который закрепил его отделение от Фрейда и представил его первые идеи о различных типах сознания. В этой статье Юнг утверждал, что существуют два противоположных движения либидо; Экстраверсия, проявляющая интерес к внешнему миру, и интроверсия, подразумевающая обесценивание предметного мира. Они представляли собой два привычных ориентационных отношения к миру; внешнее движение интереса к объекту или движение от объекта к собственным психологическим процессам субъекта. Экстравертная психопатология была связана с защитой от депрессии, тогда как интроверсия характеризовалась защитой от эмоциональной изоляции.

Психологические функции

Юнг концептуализировал сознание как саморегулирующуюся структуру, присутствующую при рождении, сосредоточенную в эго, которое выражает свою способность ориентировать психику посредством различных установок и функций. Четыре функции были представлены как две пары противоположностей: Мышление и Чувство, Интуиция и Ощущение, причем доминирующий способ функционирования человека можно было локализовать где-то в каждом континууме. Функции обладали компенсаторной способностью, а бессознательная функция была призвана уравновесить нездоровое одностороннее сознательное функционирование. Недоразвитое отношение или функция были аспектом тени и, следовательно, очень мощными.

Сознание рассматривалось Юнгом как продукт как рациональных, так и иррациональных процессов встречи с реальностью и ее оценки. Ощущение и интуиция являются иррациональными функциями в том смысле, что они являются способами восприятия и сбора данных. Мышление (объективное) и Чувство (субъективное) — это рациональные функции: это способы обработки информации и принятия решений. Ощущение говорит нам, что вещь есть, Мышление говорит нам, что это за вещь, а Чувство говорит нам, сколько она для нас стоит. Интуиция — это доверие предчувствиям. Для Юнга психологическое расстройство отражало психический дисбаланс, при этом невроз чрезмерно подчеркивал характерные черты личности. Одной из главных задач первой половины жизни было научиться эффективно выражать свою доминирующую функцию и отношение.

Юнг выделил восемь основных типов личности:

Далее следует краткое описание каждого типа.

  • Экстравертное мышление
    Принципиальный, идеалистический, объективный, рациональный.
  • Интровертное мышление
    Под влиянием идей, независимый, часто боящийся близости.
  • Экстравертное чувство
    Адаптивное, хорошо относящееся к внешнему.
  • Интровертное чувство
    Сочувствующий, доставляет удовольствие другим, может быть зависимым, сдержанным.
  • Экстравертная сенсация
    Реалистичный, конкретный, приятный и дружелюбный.
  • Интровертное ощущение
    Спокойный и пассивный, сдержанный, контролируемый и контролирующий.
  • Экстравертная интуиция
    Предприимчивый, общительный, может быть безответственным.
  • Интровертная интуиция
    Мистик, мечтатель и художник. Может быть навязчивым.

Юнг классифицировал себя как мыслителя-интроверта, а интуиция была его следующей сильнейшей функцией.

Постъюнгианские разработки и возможности

Возникает вопрос, можно ли связать психологические типы с другими типологиями. Связь с типом телосложения, или сомотипом, была сделана Кречмером в книге «Тело и характер», опубликованной в 1921 году, одновременно с «Психологическими типами» Юнга. Аррадж исследовал возможность интегрированной типологии, включающей физические и биохимические типы. Это может сформировать ценную связь с восприимчивостью к конкретным заболеваниям. (Аррадж, 1986).

Beebe (2006) углубил теорию Юнга, связав отношения-функции с архетипами и архетипическими комплексами. Мальберг (1987) расширил юнгианскую теорию, связав четыре функции с концепцией морфического резонанса, выдвинутой биохимиком Рупертом Шелдрейком, чья теория представляет собой теорию формирующей каузальности, посредством которой формы предшествующих систем влияют на морфогенез последующих подобных систем. Мальберг связал интровертное чувство с чувствительностью к морфическому резонансу, а экстравертное чувство со способностью передавать морфический резонанс.

Перечень типов Майерс-Бриггс был разработан для практического использования типологии Юнга вне аналитического процесса. Комбинация двух установок и четырех функций с добавлением восприятия и суждения, которые считались неявными в работе Юнга, дает шестнадцать различных типов. Результаты бумажно-карандашного вопросника дают четыре буквы, указывающие на динамическую взаимосвязь между установками и функциями для любого отдельного человека. Инвентаризация стала самым распространенным коммерческим применением теории Юнга.

—————————-

Ссылки

Аррадж, Дж. (1986). «Забытый мост Юнга». Журнал аналитической психологии, 31 (2), стр. 173-180.

Биби, Дж. (2006). «Психологические типы», гл. 6 в Справочнике по юнгианской психологии, изд. Пападопулос, Р.К., Лондон: Routledge.

Юнг, К.Г. (1971).

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts