Синквейн к садко: Ответы: Синквейн по былине Садко.Помогите!!!!…

история, содержание, видео, интересные факты

Н.А. Римский-Корсаков «Океан – море синее»

 

Море. Его манящие, завораживающие и величественные пейзажи, переливающиеся всевозможными красками, всегда являлись источником вдохновения людей творческих профессий. Морю посвящали свои поэтические строки такие великие стихотворцы, как Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Рабиндранат Тагор и Федерико Гарсиа Лорка. Своей грандиозностью впечатляют картины художников: Ивана Айвазовского, Клода Верне и Поля Синьяка. А грозный рокот бурлящей морской пучины или безмятежная водная гладь нашли отражение в звуках замечательных сочинений Клода Дебюсси, Александра Глазунова и, конечно же, композитора, которого называют главным музыкальным маринистом – Николая Андреевича Римского-Корсакого.  К примеру, когда слушаешь вступление к опере «Садко», которое называется «Океан – море синее» вмиг представляется не только величие морской стихии, но даже явно слышится шум трепещущих волн.

Историю создания композиции «Океан – море синее» Римского-Корсакого, интересные факты и содержание произведения читайте на нашей странице.

 

 

История

Безусловно, что история сочинения композиции «Океан – море синее» неразделимо связана с созданием Римским-Корсаковым оперы-былины «Садко».

В 1882 году, после премьерной постановки оперы «Снегурочка», Римский-Корсаков ощутил большое удовлетворение. Во-первых, произведение, которое он создал в короткий срок на воодушевлённом подъёме, хорошо было принято публикой. А во-вторых, признав данное творение лучшим из своих сочинений, он почувствовал себя вполне сформировавшимся оперным композитором.

 

Однако в то время жизнь приготовила Николаю Андреевичу такие неожиданности, что сочинение опер ему на время пришлось отложить. Причин было много и одна из них — политическая ситуация в России, наступившая после того как на престол вошёл Александр III.

К тому же «Могучая кучка» уходила в прошлое, и хотя на смену ей формировался Беляевский музыкальный кружок, после смерти Мусоргского в 1881 году весь архив его неоконченных и неизданных произведений, которые требовали значительной доработки, был передан Римскому-Корсакову. Композитору пришлось дописывать и оркестровать значительное количество музыкального материала «Хованщины»,  и в дальнейшем активно содействовать её постановке.

Затем в 1887 году музыкальная культура России понесла ещё одну большую утрату: умер Александр Порфирьевич Бородин, оставивший незаконченной оперу «Князь Игорь», которую дописывал опять-таки Николай Андреевич. Такие чрезвычайные обязательства, а помимо этого работа в консерватории, в придворной Певческой капелле, дирижёрская практика, а также активная общественная работа занимали у композитора всё свободное время.  И всё же, несмотря на большую загруженность в 1888 году из-под его пера вышла блистательная оркестровая пьеса «

Шехеразада», а немного позже увертюра «Светлый праздник».

Затем начались девяностые годы, которые принесли Римскому-Корсакову много горестей. Смерть любимой матушки и в тот же год годовалого сынишки Святослава, серьёзная болезнь жены и сына Андрея, а затем ещё одна утрата – кончина пятилетней доченьки Машеньки, выбили композитора из колеи и вылились в трёхгодичное композиторское бесплодие. Как только душевный кризис Николая Андреевича стал ослабевать, в апреле 1894 года он приступил к созданию оперы «Ночь перед рождеством».  Да к тому же, в начале лета композитор получил послание от музыковеда-историка Николая Финдейзена, с настоятельной просьбой написать оперу на сюжет былины о «Садко». Это письмо стало новым сигналом для неуёмного воображения Римского-Корсакого, тем более, что данный былинный герой интересовал Николая Андреевича и ранее. В начале своей композиторской карьеры, в 1867 году он создал музыкальную картину «Садко», а затем в 1880 году стал задумываться о создании оперы, но из-за сложившихся обстоятельств на время отложил свои замыслы на неопределённое время.

Теперь размышляя над новой оперой, Римский-Корсаков своими намерениями поделился с истинным знатоком русской культуры музыковедом Стасовым. Владимир Васильевич с большим восторгом поддержал идею Николая Андреевича, так как ещё в 1861 году пытался этим сюжетом заинтересовать Милия Балакирева.  Он написал Римскому-Корсакову содержательное письмо, в котором обращал внимание композитора на многовариантность изложения древней былины. Следует заметить, что композитор впоследствии внимательно прислушивался к рекомендациям Стасова. Именно по совету Владимира Васильевича опера начинается с картины, колоритно отображающей жизнь новгородцев в древние времена.

Римский-Корсаков начал работать над «Садко» летом 1894 года. С либретто ему помогали Николай Штруп, Василий Ястребцев, а затем поэт Владимир Бельский. В тот год Николай Андреевич с семьёй впервые приехал отдыхать в находящееся в Псковской губернии поместье Вечаша. Там, в располагающей к творчеству, красивой усадьбе, на берегу живописного озера он с вдохновением приступил к созданию нового произведения и, тогда-то написал вступление к опере, которое назвал «Океан – море синее».

 

 

Интересные факты

  • Римского-Корсакова по праву называют композитором-сказочником, и действительно Николай Андреевич много произведений создал на сказочный сюжет. Например, из шестнадцати опер, написанных композитором, волшебно — фантастическое содержание имеют шесть: «
    Снегурочка
    », «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный» и «Золотой петушок».
  • Ещё в 1867 году, во время сочинения музыкальной картины «Садко», в целях красочного изображения фантастического мира Николай Андреевич применил необычный звукоряд, состоящий из особой последовательности тонов и полутонов. Впоследствии этот оригинальный звукоряд получил название «гамма Римского-Корсакого».
  • Римский-Корсаков в детстве мечтал о путешествиях в дальние страны, поэтому отец в возрасте двенадцати лет отдал его на обучение в Морской кадетский корпус, после окончания которого, восемнадцатилетний Николай был направлен в звании гардемарина на клипер «Алмаз». Служа на парусном судне, Римский-Корсаков побывал в разных странах, таких как Англия, Польша, Норвегия, Франция, Испания, Италия, США и Бразилия. Впоследствии впечатления от этого путешествия композитор колоритно отобразил в своих произведениях.
  • Римского-Корсакова называют не только музыкальным сказочником, но и непревзойдённым музыкальным маринистом. Морская тематика ярко отображена в таких произведениях композитора, как симфоническая картина «Садко», сюита «Шехеразада», вокальный цикл «У моря», а также в музыкальной былине «Садко» и «Сказке о царе Салтане».
  • Николай Андреевич обладал удивительным музыкальным слухом, например, тональности он сразу осмысливал в цветовой гамме. Так для вступления к опере «Садко» композитор выбрал ля-бемоль мажор. Именно с целью достоверного отображения морской стихии нужен был серо — свинцовый окрас, каким в его сознании обладала данная тональность.

 

Содержание

«Океан – море синее».

Именно так Николай Андреевич Римский-Корсаков озаглавил вступление к своей опере – былине «Садко», в котором нарисовал напряжённую по характеру звуковую картину грозной морской стихии. Изначально океанская ширь спокойна: по ней ровно и невозмутимо катятся волны, но затем динамика возрастает, музыкальные краски меняются и в сознании слушателей уже отображается бушующее суровое море, однако со временем оно вновь успокаивается.

Произведение, включающее в себя всего сорок четыре такта, написано в тональности Ми-бемоль мажор, тактовом размере 5/4 и с авторским темповым указанием «Largo».

Композиция начинается с интонируемой альтами нисходящей трёхзвучной попевки, которая не только во вступлении, но и на протяжении всей оперы имеет важное значение: в дальнейшем она будет звучать как лейтмотив моря. Затем в третьем такте с «текучим» музыкальным материалом, который основан на тех же самых трёх нотах начального мотива: соль, ми-бемоль и ре, вступают первые

скрипки.   Постепенно, на фоне рокочущих звуков в басах, происходит постепенное увеличение звучности и соответственно нагнетание напряжения. Таким образом, вырисовывается живописная картина грандиозных морских широт.

Трёхзвучный мотив, который настолько прост, что его трудно назвать мелодией, постоянно претерпевает вариационные изменения, однако данное развитие касается по большей части не мелодического, а гармонического преображения.  Такое красочное формирование тематического материала: с одной стороны, неизменно сохраняющиеся струящиеся очертания главного лейтмотива, а с другой — его непрерывное развитие, рисует реальный образ бескрайней и всесильной морской стихии.

Завершает композицию небольшая, но поэтичная кода, в которой композитор весьма причудливыми гармониями, создающими сказочный оттенок, намекает на чудесный и загадочный подводный мир, спрятанный от людей в океанских глубинах.

 

«Океан – море синее». Это вступление к опере Николая Андреевича Римского-Корсакого «Садко» по праву называют музыкальной живописью. Творческая фантазия композитора создала такой образ величавого моря, что воображение непроизвольно рисует явственную картину, отображающую всю красоту непредсказуемой водной стихии.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Николай Андреевич Римский-Корсаков «Океан – море синее»

Кроссворд «народное творчество» — Энциклопедия современных знаний

Класс, 1 четверть, 9 урок

Тема: «Садко – герой новгородских былин».

Цель:

1) знакомить с творчеством русского народа, жанром былины, героями былинных сказаний,

2) развивать вокально-хоровых навыков, напевности, мелодичной декламации в голосе,

3) воспитывать уважительного отношения к музыке прошлого.

1. ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ, ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ… (о чём рассказывают вам эти слова?)

ЭТАПЫ УРОКА:

1. Организационный момент, приветствие учителя, установление рабочей обстановки.

2.Повторени пройденного.

Самостоятельная работа учащихся:

  • Определить тему урока при помощи музыкального произведения – «Заиграйте мои гусельки» — слушание произведения (песня Садко).
  • Тема урока «Садко – герой былин» (новгородских).
  • Определение цели урока (нужно закончить фразу – работа в группах):

знакомство с творчеством ________________________, жанром ______________, героями _____________________,

развитие ____________________________,

воспитание уважительного отношения к ______________________________.

Что такое былина? (ответы учащихся)

— Сегодня мы будем работать в группах, давайте вспомним правила работы в группе (ответы учащихся), выбор капитана (который будет на протяжении всей работы направлять группу в нужное русло, ставить оценки в оценочный лист, при выставлении оценок совещается и принимает решение вся группа), выбор наблюдателей, которые будут наблюдать за работой групп на уроке и также принимать решение по работе всей группы.

3.Рассказ о былинах, слушание «Былина про Добрыню»

4.Разучивание песни «Заиграйте, мои гусельки»

5. Просмотр фрагмента фильма про Садко.

6. Обобщение.

7.Домашнее задание.

ЗНАНИЯ:

1.Знать, что эпос есть у разных народов мира

2.Знать, что русские былины носят в основном героический характер

УМЕНИЯ:

1.Уметь исполнять русскую музыку

2.Уметь рассказывать о качествах богатырей

3.Учеть выделять главные черты музыки: песенность, танцевальность и маршевость

НАВЫКИ:

1.Навыки пения разнохарактерной музыки

2.Навыки сопоставления эпоса и былины

Домашнее задание: Рисунок к теме урока

Дополнение для учителя: Былины составляют одно из самых замечательных явлений русской народной словесности; по эпическому спокойствию, богатству подробностей, живости колорита, отчетливости характеров изображаемых лиц, разнообразию мифических, исторических и бытовых элементов они уступают разве что «Илиаде» и «Одиссеи».

Задание №1: прочитать текст, составить схему-кластер, защитить свой проект.

1) Алёша Попович Богатырь ростовский, сын тамошнего попа Леонтия. Алеша вспыльчив, ловок, падок на женский пол, может совершить подлость, а может и проявить благородство. Впрочем, совершил он не так уж много — зарубил Тугарина Змеевича, не смог выполнить сомнительное поручение княгини Апраксии, спас боярыню Елену Петрова от справедливого гнева ревнивых братьев и чуть не испортил богатырскую экспедицию в Царьград.

Добрыня Никитич Ученый, вежливый богатырь. Добрыня всегда живет со своей матушкой Омельфой Тимофеевной. Вот дела Добрыни Никитича: Он купался в Пучай-реке и бился Иван Годинович Киевский богатырь.

__________________________________________________________________________

Задание №1: прочитать текст, составить схему-кластер, защитить свой проект.

2) Микула Селянинович Богатырь-крестьянин, обладал силой от матери сырой земли. Удивил известным образом сначала Вольгу, а потом Святогора. У Микулы было три дочери: Василиса, Марья и Настасья.

Святогор-богатырь Древний богатырь, огромного роста. По-видимому, был послан богами следить за порядком на Руси, но дело это оказалось настолько тяжелое, что даже мать сыра земля его носила с трудом. Встретился с Микулой Селяниновичем, женился на Плёнке Поморской и уехал скитаться по Святым Горам.

_____________________________________________________________________

3) Соловей-разбойник Соловей Одихмантьевич, разбойник на семи дубах. Не устоял против Ильи Муромца.

Ставр Годинович Богатырь из Чернигова. Хороший гусляр. Князь Владимир засадил его в погреб, а его жена Василиса Микулична обманула Владимира и его матушку и освободила Ставра.

Сухман Долмантьевич Киевский богатырь. Разбил вражеское войско и не смог стерпеть недоверия князя Владимира.

__________________________________________________________________________

1. Просмотр фрагмента фильма о Садко.

Задание №2: Эссе «Мой любимый былинный герой» (выполнение в группах, составление мини-сочинения о Садко)

Задание №3: составить синквейн на тему «Былина».

  • Что? (1 существительное Былина).
  • Былина какая? (2 прилагательных).
  • Содержание былины что делает? (3 глагола – учит т.д.)
  • Предложение о Былине (3-5 слов).
  • 1 существительное – синоним слова Былина.

Кроссворд «Народное творчество»

(обобщение по теме «Эпос» и «Былины»).

2б.
1.
3. 4.
5.

1) Название казахского эпоса («Алпамыс»).

2) Старинная русская народная легенда, которая исполняется нараспев (былина).

3) Казахский композитор, сказитель, создатель кобыза (Коркыт).

4) Это слово в переводе с греческого означает «сказание, рассказ, песнь» (миф).

5) Русский легендарный богатырь (Добрыня).

Пение песни «Дожди».

Итог: закрепление пройденного материала (понятие былины, герои былинных сказаний, записать на стикере, что понравилось, что не понравилось на уроке).

ДЗ: рисунок по теме «Мой любимый былинный герой».

Выставление оценок (в группах).

Иностранные студенты в центре семейного творчества «Лотос»


Похожие статьи.
  • Народное музыкальное творчество

  • Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.

  • Сущность народной художественной культуры и народного художественного творчества.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts