история, содержание, видео, интересные факты
Н.А. Римский-Корсаков «Океан – море синее»
Море. Его манящие, завораживающие и величественные пейзажи, переливающиеся всевозможными красками, всегда являлись источником вдохновения людей творческих профессий. Морю посвящали свои поэтические строки такие великие стихотворцы, как Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Рабиндранат Тагор и Федерико Гарсиа Лорка. Своей грандиозностью впечатляют картины художников: Ивана Айвазовского, Клода Верне и Поля Синьяка. А грозный рокот бурлящей морской пучины или безмятежная водная гладь нашли отражение в звуках замечательных сочинений Клода Дебюсси, Александра Глазунова и, конечно же, композитора, которого называют главным музыкальным маринистом – Николая Андреевича Римского-Корсакого. К примеру, когда слушаешь вступление к опере «Садко», которое называется «Океан – море синее» вмиг представляется не только величие морской стихии, но даже явно слышится шум трепещущих волн.
Историю создания композиции «Океан – море синее» Римского-Корсакого, интересные факты и содержание произведения читайте на нашей странице.
История
Безусловно, что история сочинения композиции «Океан – море синее» неразделимо связана с созданием Римским-Корсаковым оперы-былины «Садко».
В 1882 году, после премьерной постановки оперы «Снегурочка», Римский-Корсаков ощутил большое удовлетворение. Во-первых, произведение, которое он создал в короткий срок на воодушевлённом подъёме, хорошо было принято публикой. А во-вторых, признав данное творение лучшим из своих сочинений, он почувствовал себя вполне сформировавшимся оперным композитором.
Однако в то время жизнь приготовила Николаю Андреевичу такие неожиданности, что сочинение опер ему на время пришлось отложить. Причин было много и одна из них — политическая ситуация в России, наступившая после того как на престол вошёл Александр III.
К тому же «Могучая кучка» уходила в прошлое, и хотя на смену ей формировался Беляевский музыкальный кружок, после смерти Мусоргского в 1881 году весь архив его неоконченных и неизданных произведений, которые требовали значительной доработки, был передан Римскому-Корсакову. Композитору пришлось дописывать и оркестровать значительное количество музыкального материала «Хованщины», и в дальнейшем активно содействовать её постановке.Затем в 1887 году музыкальная культура России понесла ещё одну большую утрату: умер Александр Порфирьевич Бородин, оставивший незаконченной оперу «Князь Игорь», которую дописывал опять-таки Николай Андреевич. Такие чрезвычайные обязательства, а помимо этого работа в консерватории, в придворной Певческой капелле, дирижёрская практика, а также активная общественная работа занимали у композитора всё свободное время. И всё же, несмотря на большую загруженность в 1888 году из-под его пера вышла блистательная оркестровая пьеса «
Затем начались девяностые годы, которые принесли Римскому-Корсакову много горестей. Смерть любимой матушки и в тот же год годовалого сынишки Святослава, серьёзная болезнь жены и сына Андрея, а затем ещё одна утрата – кончина пятилетней доченьки Машеньки, выбили композитора из колеи и вылились в трёхгодичное композиторское бесплодие. Как только душевный кризис Николая Андреевича стал ослабевать, в апреле 1894 года он приступил к созданию оперы «Ночь перед рождеством». Да к тому же, в начале лета композитор получил послание от музыковеда-историка Николая Финдейзена, с настоятельной просьбой написать оперу на сюжет былины о «Садко». Это письмо стало новым сигналом для неуёмного воображения Римского-Корсакого, тем более, что данный былинный герой интересовал Николая Андреевича и ранее. В начале своей композиторской карьеры, в 1867 году он создал музыкальную картину «Садко», а затем в 1880 году стал задумываться о создании оперы, но из-за сложившихся обстоятельств на время отложил свои замыслы на неопределённое время.
Теперь размышляя над новой оперой, Римский-Корсаков своими намерениями поделился с истинным знатоком русской культуры музыковедом Стасовым. Владимир Васильевич с большим восторгом поддержал идею Николая Андреевича, так как ещё в 1861 году пытался этим сюжетом заинтересовать Милия Балакирева. Он написал Римскому-Корсакову содержательное письмо, в котором обращал внимание композитора на многовариантность изложения древней былины. Следует заметить, что композитор впоследствии внимательно прислушивался к рекомендациям Стасова. Именно по совету Владимира Васильевича опера начинается с картины, колоритно отображающей жизнь новгородцев в древние времена.
Римский-Корсаков начал работать над «Садко» летом 1894 года. С либретто ему помогали Николай Штруп, Василий Ястребцев, а затем поэт Владимир Бельский. В тот год Николай Андреевич с семьёй впервые приехал отдыхать в находящееся в Псковской губернии поместье Вечаша. Там, в располагающей к творчеству, красивой усадьбе, на берегу живописного озера он с вдохновением приступил к созданию нового произведения и, тогда-то написал вступление к опере, которое назвал «Океан – море синее».
Интересные факты
- Римского-Корсакова по праву называют композитором-сказочником, и действительно Николай Андреевич много произведений создал на сказочный сюжет. Например, из шестнадцати опер, написанных композитором, волшебно — фантастическое содержание имеют шесть: « Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный» и «Золотой петушок».
- Ещё в 1867 году, во время сочинения музыкальной картины «Садко», в целях красочного изображения фантастического мира Николай Андреевич применил необычный звукоряд, состоящий из особой последовательности тонов и полутонов. Впоследствии этот оригинальный звукоряд получил название «гамма Римского-Корсакого».
- Римский-Корсаков в детстве мечтал о путешествиях в дальние страны, поэтому отец в возрасте двенадцати лет отдал его на обучение в Морской кадетский корпус, после окончания которого, восемнадцатилетний Николай был направлен в звании гардемарина на клипер «Алмаз». Служа на парусном судне, Римский-Корсаков побывал в разных странах, таких как Англия, Польша, Норвегия, Франция, Испания, Италия, США и Бразилия. Впоследствии впечатления от этого путешествия композитор колоритно отобразил в своих произведениях.
- Римского-Корсакова называют не только музыкальным сказочником, но и непревзойдённым музыкальным маринистом. Морская тематика ярко отображена в таких произведениях композитора, как симфоническая картина «Садко», сюита «Шехеразада», вокальный цикл «У моря», а также в музыкальной былине «Садко» и «Сказке о царе Салтане».
- Николай Андреевич обладал удивительным музыкальным слухом, например, тональности он сразу осмысливал в цветовой гамме. Так для вступления к опере «Садко» композитор выбрал ля-бемоль мажор. Именно с целью достоверного отображения морской стихии нужен был серо — свинцовый окрас, каким в его сознании обладала данная тональность.
Содержание
«Океан – море синее».
Именно так Николай Андреевич Римский-Корсаков озаглавил вступление к своей опере – былине «Садко», в котором нарисовал напряжённую по характеру звуковую картину грозной морской стихии. Изначально океанская ширь спокойна: по ней ровно и невозмутимо катятся волны, но затем динамика возрастает, музыкальные краски меняются и в сознании слушателей уже отображается бушующее суровое море, однако со временем оно вновь успокаивается.Произведение, включающее в себя всего сорок четыре такта, написано в тональности Ми-бемоль мажор, тактовом размере 5/4 и с авторским темповым указанием «Largo».
Композиция начинается с интонируемой альтами нисходящей трёхзвучной попевки, которая не только во вступлении, но и на протяжении всей оперы имеет важное значение: в дальнейшем она будет звучать как лейтмотив моря. Затем в третьем такте с «текучим» музыкальным материалом, который основан на тех же самых трёх нотах начального мотива: соль, ми-бемоль и ре, вступают первые
Трёхзвучный мотив, который настолько прост, что его трудно назвать мелодией, постоянно претерпевает вариационные изменения, однако данное развитие касается по большей части не мелодического, а гармонического преображения. Такое красочное формирование тематического материала: с одной стороны, неизменно сохраняющиеся струящиеся очертания главного лейтмотива, а с другой — его непрерывное развитие, рисует реальный образ бескрайней и всесильной морской стихии.
Завершает композицию небольшая, но поэтичная кода, в которой композитор весьма причудливыми гармониями, создающими сказочный оттенок, намекает на чудесный и загадочный подводный мир, спрятанный от людей в океанских глубинах.
«Океан – море синее». Это вступление к опере Николая Андреевича Римского-Корсакого «Садко» по праву называют музыкальной живописью. Творческая фантазия композитора создала такой образ величавого моря, что воображение непроизвольно рисует явственную картину, отображающую всю красоту непредсказуемой водной стихии.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Николай Андреевич Римский-Корсаков «Океан – море синее»
Кроссворд «народное творчество» — Энциклопедия современных знаний
Класс, 1 четверть, 9 урок
Тема: «Садко – герой новгородских былин».
Цель:
1) знакомить с творчеством русского народа, жанром былины, героями былинных сказаний,
2) развивать вокально-хоровых навыков, напевности, мелодичной декламации в голосе,
3) воспитывать уважительного отношения к музыке прошлого.
1. ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ, ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ… (о чём рассказывают вам эти слова?)
ЭТАПЫ УРОКА:
1. Организационный момент, приветствие учителя, установление рабочей обстановки.
2.Повторени пройденного.
Самостоятельная работа учащихся:
- Определить тему урока при помощи музыкального произведения – «Заиграйте мои гусельки» — слушание произведения (песня Садко).
- Тема урока «Садко – герой былин» (новгородских).
- Определение цели урока (нужно закончить фразу – работа в группах):
знакомство с творчеством ________________________, жанром ______________, героями _____________________,
развитие ____________________________,
воспитание уважительного отношения к ______________________________.
Что такое былина? (ответы учащихся)
— Сегодня мы будем работать в группах, давайте вспомним правила работы в группе (ответы учащихся), выбор капитана (который будет на протяжении всей работы направлять группу в нужное русло, ставить оценки в оценочный лист, при выставлении оценок совещается и принимает решение вся группа), выбор наблюдателей, которые будут наблюдать за работой групп на уроке и также принимать решение по работе всей группы.
3.Рассказ о былинах, слушание «Былина про Добрыню»
4.Разучивание песни «Заиграйте, мои гусельки»
5. Просмотр фрагмента фильма про Садко.
6. Обобщение.
7.Домашнее задание.
ЗНАНИЯ:
1.Знать, что эпос есть у разных народов мира
2.Знать, что русские былины носят в основном героический характер
УМЕНИЯ:
1.Уметь исполнять русскую музыку
2.Уметь рассказывать о качествах богатырей
3.Учеть выделять главные черты музыки: песенность, танцевальность и маршевость
НАВЫКИ:
1.Навыки пения разнохарактерной музыки
2.Навыки сопоставления эпоса и былины
Домашнее задание: Рисунок к теме урока
Дополнение для учителя: Былины составляют одно из самых замечательных явлений русской народной словесности; по эпическому спокойствию, богатству подробностей, живости колорита, отчетливости характеров изображаемых лиц, разнообразию мифических, исторических и бытовых элементов они уступают разве что «Илиаде» и «Одиссеи».
Задание №1: прочитать текст, составить схему-кластер, защитить свой проект.
1) Алёша Попович Богатырь ростовский, сын тамошнего попа Леонтия. Алеша вспыльчив, ловок, падок на женский пол, может совершить подлость, а может и проявить благородство. Впрочем, совершил он не так уж много — зарубил Тугарина Змеевича, не смог выполнить сомнительное поручение княгини Апраксии, спас боярыню Елену Петрова от справедливого гнева ревнивых братьев и чуть не испортил богатырскую экспедицию в Царьград.
Добрыня Никитич Ученый, вежливый богатырь. Добрыня всегда живет со своей матушкой Омельфой Тимофеевной. Вот дела Добрыни Никитича: Он купался в Пучай-реке и бился Иван Годинович Киевский богатырь.
__________________________________________________________________________
Задание №1: прочитать текст, составить схему-кластер, защитить свой проект.
2) Микула Селянинович Богатырь-крестьянин, обладал силой от матери сырой земли. Удивил известным образом сначала Вольгу, а потом Святогора. У Микулы было три дочери: Василиса, Марья и Настасья.
Святогор-богатырь Древний богатырь, огромного роста. По-видимому, был послан богами следить за порядком на Руси, но дело это оказалось настолько тяжелое, что даже мать сыра земля его носила с трудом. Встретился с Микулой Селяниновичем, женился на Плёнке Поморской и уехал скитаться по Святым Горам.
_____________________________________________________________________
3) Соловей-разбойник Соловей Одихмантьевич, разбойник на семи дубах. Не устоял против Ильи Муромца.
Ставр Годинович Богатырь из Чернигова. Хороший гусляр. Князь Владимир засадил его в погреб, а его жена Василиса Микулична обманула Владимира и его матушку и освободила Ставра.
Сухман Долмантьевич Киевский богатырь. Разбил вражеское войско и не смог стерпеть недоверия князя Владимира.
__________________________________________________________________________
1. Просмотр фрагмента фильма о Садко.
Задание №2: Эссе «Мой любимый былинный герой» (выполнение в группах, составление мини-сочинения о Садко)
Задание №3: составить синквейн на тему «Былина».
- Что? (1 существительное Былина).
- Былина какая? (2 прилагательных).
- Содержание былины что делает? (3 глагола – учит т.д.)
- Предложение о Былине (3-5 слов).
- 1 существительное – синоним слова Былина.
Кроссворд «Народное творчество»
(обобщение по теме «Эпос» и «Былины»).
2б. | |||||||||
1. | |||||||||
3. | 4. | ||||||||
5. | |||||||||
1) Название казахского эпоса («Алпамыс»).
2) Старинная русская народная легенда, которая исполняется нараспев (былина).
3) Казахский композитор, сказитель, создатель кобыза (Коркыт).
4) Это слово в переводе с греческого означает «сказание, рассказ, песнь» (миф).
5) Русский легендарный богатырь (Добрыня).
Пение песни «Дожди».
Итог: закрепление пройденного материала (понятие былины, герои былинных сказаний, записать на стикере, что понравилось, что не понравилось на уроке).
ДЗ: рисунок по теме «Мой любимый былинный герой».
Выставление оценок (в группах).
Иностранные студенты в центре семейного творчества «Лотос»
Похожие статьи.
Народное музыкальное творчество
Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.
Сущность народной художественной культуры и народного художественного творчества.