Синквейн к слову мир: Синквейн на тему «Мир»

«Солнце останавливали словом…» | Журнальный мир

Сегодня многие согласятся с утверждением, что именно в руках учителя находится будущее страны. В начале ХХ века российское общество задавало вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?». Наше время, на мой взгляд, ставит другой вопрос: «Почему?». Почему в современном обществе нет мира, почему у человека растёт внутренняя агрессия, почему бессовестность и цинизм пере­хлёстывают через край, почему нет настоящих мужчин и почему они из жизни уходят молодыми, почему «обмельчал» народ, почему родители стали «шнурками», почему такая армия, почему женщина стала «бабцой» а девушки «тёлками»?

Мой знакомый, в недавнем прошлом офицер-подводник, рассказывал, что будучи в Польше он присутствовал на церемонии представления 90-летнему старику женщины и её дочери. Когда к креслу почтенного старца подвели девочку, мужчина встал и поцеловал ей руку. Удивления своего мой знакомый скрыть не мог, на что старый поляк покачал головой и сказал: «Пани в любом возрасте пани». Ну почему у нас «тёлка», а у них «пани»?

Для себя я нашла ответ в работах художника-абстракциониста В. Кандинского и поэта А. Блока. Картины В. Кандинского вызвали у меня ассоциацию, которую при подготовке к урокам я попыталась перенести на историю Отечества. Российское общество начала ХХ века состояло из шести сословий: духовенство, дворянство, купечество, крестьянство, казачество, мещанство. Заключив их в овальную форму, на уроках составляла схему, в которой различными линиями обозначала политические и экономические события ХХ века: русско-японская война, первая русская революция, Первая мировая война, революции 1917 года, Гражданская война, политика «военного коммунизма», нэп, организация колхозов и раскулачивание, репрессии, финская и Великая Отечественная войны и т. д. Полученный результат меня ошеломил. Какое же мы получили наследство от истории ХХ века – изломы, острые углы, оголённость, провалы, разрыв всех связующих нитей, которые держали нас. Гигантский «молох» разрушения прошёлся по истории, культуре, вере, судьбам, людям, языку и слову.

На мой взгляд, своими работами В. Кандинский писал своё предчувствие грядущего России. Чуть позже, читая в журнале «Начало века» интервью с Валентином Распутиным, прочла его ответ на вопрос журналиста В. Кожемяко: «Чем стал в вашем видении 20 век для нашей страны?». В. Распутин ответил: «Этот век явился для России веком трагическим, страшным. Никакой другой народ тех ломок, потерь, напряжений, какие достались народу нашему, не выдержал бы, я уверен. Ни времена татарского ига, ни Смута XVII века ни в какое сравнение с лихолетьем России в XX веке идти не могут. Страшнее внешних ломок и утрат оказалась внутренняя переориентация человека – в вере, идеалах, нравственном и духовном прямостоянии. В прежние тяжёлые времена это прямостояние не менялось. Не менялось оно и в поверженных во Второй мировой войне Германии и Японии, что значительно облегчило им возвращение в число развитых стран, а ущемлённое национальное чувство – ущемлённое, а не проклятое и не вытравливаемое, – стало в этих странах возбудителем энергии. У нас же оказались убиты не только убитые, у нас убитыми оказались живые…». Другим совпадением с мыслями с В. Распутина стала его оценка послевоенной Германии. Публицистика Д. Гранина, Г. Померанца в журнале «Знамя» (1990-е годы) убедила меня в этом, и во многом стала поворотной.

Разрыв связующих нитей, потеря якоря, свободный полёт на грани беспредела, и только пульсирующие ниточки традиций в культуре и семьях удерживают нас от полного краха. При подготовке к занятиям с учениками я пережила гамму чувств и задала себе вопрос: а что пережили те поколения, которые прошли через это горнило. Стало страшно, но вместе с тем пришло понимание того, кто виноват, и захотелось найти ответ на вопрос: «Что делать?».

Следующим было желание понять, в каком времени живу и что я могу сделать как учитель истории. Неожиданно ответ я нашла в Библии: моё время – это время собирать камни. А в творчестве А. Блока нашлась подсказка: «будить души колокола, чтобы распутица земная от Родины не увела». По моему глубокому убеждению, начинать надо с маленького человека – ребёнка, с возвращения имени своего и родословия, глубокого и вдумчивого понимания своей истории, культуры, языка. Одним словом, учить обретать Родину.

Основываясь на этом посыле, мною была организована работа в школе, а также впоследствии была составлена программа гуманитарных экспедиций «Прощение и память» 2006–2008 гг.

Богатый нетронутый пласт истории края – Васюганья – дал нам возможность синхронной работы с памятью, историей, верой, культурой, родословной, «я» ученика. Вот так «родился» своеобразный каргасокский Ренессанс – проект «Прощение и память», где источником вдохновения стало краеведение. О. М. Рындина, этнограф, профессор Томского государственного университета, считает, что в XXI веке краеведение становится формой мировосприятия, а оно начинается со слова. В программу каждой экспедиции включалась работа со словом: «вера», «совесть», «стыд», «человек», «слово». Удивительные возможности открываются при использовании приёма «составление синквейна», который позволяет постичь его глубину, постичь значение. Учитывая знания и жизненный опыт детей, он использовался в начале беседы, а не для вывода.

В переводе с французского «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строчек и написанное по определённым правилам. Составление синквейна требует в кратких выражениях резюмировать материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Синквейн – это творчество по определённому алгоритму. На первой строчке записывается одно слово – существительное (слово-замок), это существительное и является темой синквейна. На второй строчке – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записывают три глагола, означающие действия, относящиеся к теме синквейна. На четвёртой строчке размешается целая фраза, крылатое выражение, цитата в контексте темы. Последняя строчка – это слово-резюме (слово-ключ), дающее новую интерпретацию темы, выражающее личное отношение. В качестве примера приведём синквейн со словом «слово»:

– Слово

– Доброе, злое

– Лечит, убивает, вдохновляет

– Слово – серебро, молчание – золото

– Дар

Вывод: Слово – это дар.

Приём «составление синквейна» помогает обратиться к сути слова, задуматься над его звучанием, силой и действием.

Обратимся к такой особенности русского языка, как «мотивированность». По мнению доктора филологических наук, профессора Томского государственного университета О. И. Блиновой, русский язык самый мотивированный в мире, около 80 % слов в нашем языке мотивированы. А это значит, что этот язык и слова обладают громадной мотивационной силой. Подтверждение этому выводу находим в творчестве русских поэтов.

 

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук

Хватает на лету и закрепляет вдруг

И тёмный бред души, и трав неясный запах;

Так, для безбрежного покинув скудный дол,

Летит за облака Юпитера орёл,

Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.

А. Фет «Хочу и не могу»

 

Молчат гробницы, мумии и кости, –

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.

И. Бунин «Слово»

 

Мой верный друг! Мой враг коварный!

Мой царь! Мой раб! Родной язык!

Мои стихи – как дым алтарный!

Как вызов яростный – мой крик!

В. Брюсов «Родной язык»

 

В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо своё, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

……………………………………….

Но забыли мы, что осиянно

Только слово средь земных тревог,

И в Евангелии от Иоанна

Сказано, что слово это – Бог.

Мы ему поставили пределом

Скудные пределы естества,

И, как пчёлы в улье опустелом,

Дурно пахнут мёртвые слова.

Н. Гумилёв «Слово»

 

В процессе составления синквейнов о «Слове», знакомства с творчеством русских поэтов была организована деятельность участников экспедиции, одним из результатов которой стали поэтические работы. Например, стихотворение М. Карбышева «Красное слово», фрагмент которого приведён ниже.

 

Вот жил Евграф Васильевич – кузнец,

Не только был в делах он молодец;

Поправить жатку, лемех наварить,

А как умел он славно говорить!

Болванку брал из огненного горна,

На наковальню молотом проворно,

По-озорному мял бока металлу,

А речь его то лебедем летала,

То плавно, словно реченька, текла,

То, будто нива вешняя, цвела.

Немало слов сказал он на веку,

При этом что ни слово – то в строку.

Но умер он – его свалила старость…

А после смерти что кому досталось?

Да с каждым поделился он, как с другом:

Для пахаря оставил лемех к плугу,

Счастливому – подковку над крыльцом,

А мне оставил красное словцо.

 

Сила звучания слова потребовала обращения к истокам богатства русского языка. По мнению Д. С. Лихачёва, формированию русского языка способствовали следующие обстоятельства: громадная территория; многонациональность; наличие второго языка – церковнославянского; особое место также принадлежит фольклору, науке, литературе, а также образам и понятиям мировой литературы, мировой науки, мировой культуры – через живопись, музыку, переводы, через языки греческий и латинский. «Язык – одно из самых главных проявлений культуры. Язык не просто средство коммуникации, но прежде всего творец, созидатель. Не только культура, но и весь мир берёт своё начало в слове. Слово, язык помогают нам видеть, замечать и понимать то, чего мы без него не увидели и не поняли, открывают человеку окружающий мир. Русский язык необычайно богат. Соответственно богат и тот мир, который создала русская культура». Отсюда понятен мировой интерес к классике русской литературы и постоянное обращение к ней кинематографистов, театральных режиссёров, лингвистов и т. д.

ХХ век принёс разрушение, вседозволенность, подмену ценностей. Страшно представить, что произошло с русским языком!

После революций 1917 года мат (подзаборный) стал вторым русским языком, заменив церковнославянский. Культура начинается с запретов, и если запреты отменяются, начинается деградация общества. Революция 1917 года отменила многие запреты, этот год стал своеобразной точкой отсчёта вольного обращения с русским языком и культурного отката.

Продолжается уничтожение русского языка, победоносно шествует по стране мат. Истоки мата – древнейшие, они связаны с язычеством, культом матери-Земли, плодородия. Матерщина звучала при севе, при жатве, на свадьбе. Когда молодым желали добра, плодородия, их обязательно надо было обматерить. Возможно, есть объективная потребность существования такой ниши. Но есть и вопрос места и времени.

«Дурно пахнут мёртвые слова», – писал Н. С. Гумилёв. Мёртвые слова – подзаборный мат. Как много в современной жизни нас окружает «мёртвых слов», которые мы продолжаем транслировать!

Наше поколение может помочь языку, начав целенаправленную и осознанную борьбу с матом. Этот инструмент находится в первую очередь в руках учителя и не требует особых материальных затрат, только понимания и ответственности перед следующими за нами поколениями.

В заключение хочу привести фрагмент одного из последних выступлений Ч. Айтматова, которое можно считать своеобразным завещанием писателя: «Сегодня настало время понять, что во имя жизни, будущего далеко не всему на белом свете можно позволить чувствовать себя свободным. Не дать злу чувствовать свободу – это долг прежде всего людей, которым в силу своего призвания, самой своей профессии предначертано смотреть вперёд, строить завтрашний день, во многом оберегать будущее Словом. <…> Существует другая парадигма, первые шаги к которой мы сегодня делаем – все носители живого Слова, Образа должны объединяться, встать на пути распространения зла, точнее сказать, своим талантом, способностями, своей нравственной высотой, культурой и образованием <…> должны объединять общество на отражение чрезвычайно опасных для цивилизации вызовов и угроз, направлять своё вдохновение против носителей зла и причин, порождающих трагедии…».

Это обращение выдающегося писателя ХХ века можно отнести, на мой взгляд, прежде всего к учителям, основной рабочий инструмент которых – СЛОВО.

 

Стихи Синквейн Мира — Стихи Синквейн о Мире

Эти стихи Синквейн Мира являются примерами стихов Синквейн о Мире. Это лучшие образцы стихов Cinquain Peace, написанных поэтами со всего мира.


Полярная звезда слушателей

 Избранный
Северная звезда
Безмятежный и неподвижный
Все звезды вращаются вокруг них
Танцы
... 

Подробнее

© David Hyatt-Bickle&nbsp&nbsp

Категории: знаменитость, танец, преданность, духовность,


Любовь к миру

 Люблю тебя
Из небесно-голубого сердца
Как песни летящих птиц
Как осенний весёлый ветерок
Для мира


©Махтаб Бангали
Чаттограмма
11. 13.2022... 

Подробнее

© MAHTAB BANGALEE&nbsp&nbsp

Категории: любовь, мир,


Покойся с миром

 Угроза

По болезни рука
Какой спрос
Постановка страшной погони, наркотики не выдерживают
Долг жизни

Виновный

Если ложь или правда
Воздух жизни не длится росой смерти
Хотя... 

Подробнее

© Olabosoye Wemimo Olaoluwa &nbsp&nbsp

Категории: утрата, синий, крик, смерть,


Кладбище

кладбище
Заброшенный, Мирный
Расползание, наблюдение, ожидание
Еще как ночь
Кладбище

31 июля 2019 г.**Примечание: я был вдохновлен написать стихотворение о синквейне в честь моего сына...
темнота, смерть, готика, мир, 


Удовлетворенность


Улыбка позволяет печали просто исчезнуть
Однажды радость утрёт слезу;
Новая надежда просто уменьшает страх
В сердце круглый год
Как душевное спокойствие в.
..

Подробнее

© Bernard F. Asuncion  

Категории: счастье,


Прекращение

сломанный
конец любви
сращиваются вместе.
 пара на аутах попала на паузу...
кнопка.



Дата написания: 31.12.2021... 

Подробнее

© Edward Ibeh  

Категории: конфликт, мир, отношения,


Снегопад




                        ... 

Подробнее

© Paulette Calasibetta  

Категории: природа, зима,


ВАННАЯ

                    КУПАНИЕ




    ... 

Подробнее

© Panagiota Romios  

Категории: красота, образность,


В ТИХОЙ НОЧИ




           Лунный свет/Звезды
           Самая мягкая тишина изобилует
. .. 

Подробнее

© Panagiota Romios  

Категории: аборт, изображения,


Мир на Земле

 Рождество
Одеяло радостное
Семейный праздник
Всего раз в год волнение
Рождество

Иисус
Малышка в яслях
Поклонение мудрецов
Мир на Земле Доброжелательность ко всем людям
Иисус

Санта
Щедрый мужчина
Доставляет подарки всю ночь
Любимый встретился с печенькой... 

Подробнее

© Caren Krutsinger  

Категории: рождество,


Атараксис

 Мир
Спокойствие, Боль
Миролюбие, Безмятежность, Спокойствие
Символизируя все прочное
Ataraxis... 

Подробнее

© Testimony Akinkunmi  

Категории: будущее, до свидания, патриотический, мир,


Слабый свет свечи

 Слушай. ..
С тусклой свечой
Свет во тьме
Не могли бы вы услышать нашу честную веру в
Тусклый свет... 

Подробнее

© Esther Yau  

Категории: горе, рост, надежда, как


Тишине нужна тишина


    … .. . Тишина

как теплая шаль
Окружает вас… умиротворяющий звук

ничего не нужно... 

Подробнее

© Jeanne McGee  

Категории: мир, тишина,


УКЛАДЫВАЮ МАМУ

 Тише…
Он поправляет кровать…
Напевает наполненную отдыхом колыбельную…
Мой особенный ребенок усыпляет меня*
Он храпит.

*Псалом 4:8 Я ложусь с миром и сплю: ибо... 

Подробнее

© Beata Agustin  

Категории: признательность, ребенок, христианин, поощрение,


ЮМОР ОПРЕДЕЛЕН






            Юмор
            Сардонический.
..

Подробнее

© Panagiota Romios  

Категории: юмор,


мир – Страница 5 – Leonas Lines–Poetry Plus

Опубликовано в Butterfly Cinquain, сентябрь 2013 г.

Опубликовано от Leonas Lines

Оригинальная поэзия Леоны Дж. Аткинсон © 2014
(sky graphic from clker.com)
листьев являются оригинальной фотографией Леоны Дж. Аткинсон Опубликовано в августе 2014 г., Христианин, Рифма, Писание

Опубликовано автором Leonas Lines

Оригинальная поэзия Леоны Дж. Аткинсон © 2014
Word Art с http://www.printabledecor.net/ Опубликовано в июне 2014, Танка

Опубликовано

12 июня 2014 г. от Leonas Lines

Оригинальная фотография и стихи Леоны Дж. Аткинсон, 2014 г. Опубликовано в Haiga, Haiku, Еженедельная сводка Haiku Horizons, июнь 2014 г.

Оригинальная фотография и стихи Леоны Дж. Аткинсон © 2014 г. Опубликовано в Хайга, Хайку, май 2014 г., Писание

Опубликовано от Leonas Lines

Оригинальная фотография и хайку Леоны Дж. Аткинсон©2014

У каждого из живых есть надежда — даже живой собаке лучше, чем мертвому льву! Экклс. 9:4 НИВ

Опубликовано в апреле 2014 г., Апрель 2014 г. PAD Challenge, NaPoWriMo 2014, Rhyme

Опубликовано

22 апреля 2014 г. автором Leonas Lines

Фоновое изображение с сайта Clker. com

[NaPoWriMo — день 22]   [вызов PAD за апрель 2014 г. — день 22]

Опубликовано в Апрель 2014, Апрель 2014 PAD Challenge, NaPoWriMo 2014, Писание, Triolet

Опубликовано автором Leonas Lines

«Ночные молитвы» Оригинальное стихотворение и фотография Леоны Дж. Аткинсон Triolet ©2014

Никогда не прекращайте молиться. 1 Фессалоникийцам 5:17 NLT

[NaPoWriMo – день 8]       [вызов PAD, апрель 2014 г. – день 8 – мирная поэма]

Опубликовано в Апрель 2014, Апрель 2014 PAD Challenge, Haiga, Haiku, Еженедельная сводка Haiku Horizons, NaPoWriMo 2014

Опубликовано автором Leonas Lines

Оригинальное искусство хайку «Haven of Rest» Леоны Дж. Аткинсон Опубликовано в марте 2014 г., Tanka

Опубликовано автором Leonas Lines

Ежедневный поиск мира
Так много негативных слов
Лилия мира не будет расти
Но Молитвенное растение цветет
Растения отражают окружающую среду

Танка
Леона Дж. Аткинсон. 03-16-14

Опубликовано в Christian, March 2014, Pantoum, Писание

Опубликовано автором Leonas Lines

Остерегайтесь вора в ночи
Он приходит только для того, чтобы убивать, красть и разрушать
Его приход - печальное положение
Чтобы лишить мира и лишить радости

Он приходит только для того, чтобы убивать, красть и разрушать
Его планы включают в себя злой план
Ликвидировать мир и лишить радости
хаос всякий раз, когда он может

Его план включает в себя злой план
Он убивает надежду и разрушает мечты.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts