Синквейн как писать: Как строится синквейн. Синквейн правила составления. Возможны варианты с

Содержание

Что представляет собой синквейн, учимся его писать и составлять

Синквейн — прием методики, который заключается в написании стихотворения из 5 строчек. Каждая строка пишется по особому принципу и правилу. Этот прием помогает резюмировать, подвести итоги изученного материала. Такой прием активизирует умственную работу учеников, с помощью навыков чтения и письма. Чтобы писать синквейн, школьник должен научиться находить и выделять в теме урока самые важные компоненты, анализировать их, подводить итоги и кратко описать их, опираясь на базовые принципы составления стихотворения.

Полагают, что синквейн появился на основах составления восточных поэтических форм. Сначала огромное внимание уделялось числу слогов в строках и постановке ударения. Но в педагогике на это не обращают особого внимания. Главный акцент делают на содержании синквейна и на принципах его построения.

Как писать синквейн правильно

Главное, это пять строк:

  • Первая строка — тема стихотворения. Чтобы написать тему необходимо всего лишь одно слово — существительное.
  • Вторая строчка. В ней должна раскрыться основная тема при помощи двух прилагательных, можно использовать причастия.
  • Третьей строчкой необходимо описать действие, которое относится к теме стихотворения. В этой строке можно использовать глаголы и деепричастия, должно быть составлено всего 3 слова.
  • Четвертая строчка — это целое выражение, которым необходимо выразить личное отношение к первой строке (то есть к теме). Здесь можно не только самостоятельно составлять фразу, но и можно использовать и пословицу, и поговорку, и цитату. Но обязательно должно быть раскрыто свое отношение к теме.
  • В пятой строке пишется только одно слово. Как правило — это вывод. Очень часто, это всего лишь синоним к первой строке стиха.

При написании этого стихотворения в педагогике допускают небольшие отступления от главных правил его написания. В результате может быть большее количество слов в строке или могут заменяться части речи на другие.

Есть такой пример стихотворения про этот же стих:

Синквейн

Короткий, глубокий

Учит, подчиняет, обобщает

«Краткость — сестра таланта»

Литература.

Как применять синквейны в педагогической деятельности

Нужно выбирать такую тему, которая будет близка и интересна детям. Для лучшего написания стоит выбирать такие темы, где будет раздолье для эмоций и чувств.

Детки не всегда могут с легкостью приступить к работе. Трудности чаще всего возникают с анализом темы, ее осмыслением и небольшим словарным запасом, незнанием каких-то терминов, боязнью допустить ошибку. Для облегчения выполнения задания следует задавать ученикам наводящие вопросы, расширять их мировоззрение, поддерживать любые начинания и попытки детей, отвечать на все их вопросы.

Если учитель использует данный прием на уроках, то он должен обдумать определенную систему всех зависящих друг от друга компонентов, преобразование которых в образы поможет ученикам быстрее понять и выучить новый материал.

Как обучить деток написанию синквейнов

Сначала необходимо объяснить им, что такое синквейн, примеры помогут в этом. Следующий шаг это объяснение правил написания этого стихотворения, и самостоятельно сразу же сочинить синквейн. Только после всех объяснений и инструкций можно объявить тему этого стиха и количество времени, которое отводится на эту работу.

После того, как все детки написали свои работы, они могут по желанию прочесть свои стихотворения. Если это было домашней работой, то можно зачитать всему классу несколько самых интересных вариантов. Для примера можно на доске составить синквейн всем классом.

Дети могут работать парами или группами. Но самым эффективным способом будет написание стихотворений самостоятельно, поскольку эта форма работы даст возможность учителю определить уровень знаний каждого ребенка.

В каких областях можно использовать синквейны

Это универсальный метод обучения. Его можно использовать на всех уроках по разным темам. С его помощью детям гораздо интереснее учить новый материал и проще его понять и усвоить. Составлять короткие стишки несложно, поэтому они подходят для школьников любой возрастной категории.

Синквейн — особенное стихотворение, результат анализирования и обобщения имеющихся и только приобретенных знаний. Им можно пользоваться на ознакомительном этапе, до того как ученики получают детальную информацию по новой теме. Они составляют стих, основываясь на знаниях, которые у них есть на данном этапе. Благодаря этому учитель понимает, какие знания есть у детей по этой теме, и что необходимо дать им еще для эффективного изучения нового материала.

Этап осмысления. Учитель видит насколько хорошо ученики понимают новую тему урока. Это разбавляет сухой процесс обучения, пробуждает интерес учеников к получению новых знаний в процессе игры. В этой ситуации синквейн выступает в роли эмоциональной разгрузки учеников.

Можно задействовать написание синквейнов и на этапе закрепления полученных знаний. Ученики демонстрируют уровень овладения новыми знаниями.

Написание такого стихотворения чаще всего используется на гуманитарных уроках — литературе, истории, но для того, чтобы разбавить процесс обучения интересным заданием, можно пользоваться этим приемом и на уроках физики, химии, биологии и других.

Варианты использование пятистишья

Кроме стандартного написания стихотворения, можно и по-другому его использовать во время урока.

Можно предложить детям составить небольшой рассказ на основе уже написанного синквейна. Лучше всего при написании рассказа попросить учеников использовать слова из пятистишья.

Также можно дать детям редакционное задание, то есть предложить им улучшить предложенный синквейн.

Дописать стихотворение. Для этого ученики должны найти недостающий элемент и дописать его.

Положительные качества приема

Во время написания синквейна:

  • у детей пробуждается интерес к новой теме;
  • работает образное мышление;
  • улучшаются творческие навыки;
  • оттачиваются ораторские навыки, умение четко и грамотно выражать свое мнение;
  • работает логическое мышление, воображение и память;
  • ученики учатся анализировать;
  • пополняется словарный запас.

Сочинение стихотворения отнимает мало времени, но является прекрасным способом для развития памяти, мышления и ораторских способностей учеников. А также, использование такого приема поможет сделать урок увлекательным.

Видео

Что такое синквейн и как его правильно составить, вы узнаете из нашего видео.

Как составить синквейн | Презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс) на тему:

Слайд 1

Автор презентации Олейник Юлия Григорьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ №27 Ст. Старотитаровской

Слайд 2

Что такое синквейн? Кто ясно мыслит – тот ясно излагает. (Античная поговорка) Многие педагоги отмечают, что у дошкольников и младших школьников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Один из способов решения таких проблем – это составление синквейна. Синквейны часто используются современными педагогами для занятий в детском саду и начальной школе. Уже в дошкольном возрасте, а также в начальной школе можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Слайд 3

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси Синквейн — это стихотворение, но не совсем обычное. Пишут его по определённым правилам. Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.

Слайд 4

Чтобы составить синквейн , нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

Слайд 5

Синквейн состоит из 5 строк; Форма сенквейна напоминает ёлочку . 1 слово 2 слова 3 слова 4 слова 1 слово Составления синквейна .

Слайд 6

Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь). Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Слайд 7

1. Яблоко 2. Круглое, вкусное 3. Падает, растёт, созревает 4. Яблоко – это фрукт. 5. Лето

Слайд 8

1. Щенок 2. Коричневый, пушистенький 3. Играет, спит, ест 4. Он мой друг. 5. Домашнее животное.

Слайд 9

1. Дом 2. Большой, красивый 3. Защищает, греет 4. Нужен всем людям. 5. Убежище

Слайд 10

1.Треугольник 2.Прямоугольный, острый 3.Чертить, строить, находить 4.Простая фигура 5.Крыша

Слайд 11

В чём же его эффективность и значимость ? Во-первых , его простота. Синквейн могут составить все. Во-вторых , в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации . Синквейн – один из эффективных методов развития речи школьников

Слайд 12

Синквейн – это пятистишие, похожее на японские стихотворения. Синквейн помогает пополнить словарный запас. Синквейн учит краткому пересказу. Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов. Составить синквейн получается у всех. Синквейн помогает развить речь и мышление. Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания. Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля ( дети могут сравнить синквейны и оценивать их). Выводы о синквейне

Как написать синквейн — Портал Обучения и Саморазвития

Автор TAMALUKU На чтение 7 мин. Просмотров 20.2k.

Как легко и быстро написать синквейн

И так вы решили приступить к самостоятельному написанию стихов

синквейнов, но не знаете с чего начать, а вся информация прочитанная вами по написанию синквейнов оказалась достаточно сложной для понимания.

В таком случае вы оказались на правильном пути, я сам совсем недавно столкнулся с похожей проблемой. Дело в том что раньше я уже был знаком с этим замечательным и развивающим направлением поэзии, но под другим названием (восточное стихотворение), и слагал синквейны по немного другим правилам.

Хотя тот вариант, по которому я писал синквейны очень неплох, возможно, даже лучше стандартного варианта написания, так как предполагает больше импровизации от автора. Но я понял, что мне стоит хотя бы познакомиться и написанием настоящего синквена, которое сулит такие умственные бонусы, что я и сделал…

Поэтому в процессе подготовки материала по написанию синквейнов, я узнал настоящие правила по написанию синквейнов, с которыми вы можете познакомиться здесь. После этого мне пришлось заново учиться писать синквейны, но уже учитывая все традиционные правила.

И так мы начинаем пошаговый туториал о том как учиться писать синквейны. Также в процессе обучения я вас кратко ознакомлю с тем вариантом правил написания синквейнов которые знал я, и которые на мой взгляд способствуют интеллектуальному развитию человека не меньше, а возможно даже больше чем традиционные.

Для более качественного и легкого обучения сегодня мы будем писать синквейны только на одну тему, на тему любви. А в процессе написания я объясню вам все существенные правила написания синквейнов, и тем, как можно их грамотно обходить, чтобы сделать ваш синквейн еще лучше.

Как написать синквейн даже ребенку

И так для начала, так как мы уже знаем, что наш синквейн будет про любовь, мы уже имеем первую строку. Во второй строке синквейна попросите дать ребенка 2 ответа на вопрос: Какая бывает любовь? В третьей строке 3 ответа на вопрос: Что делает любовь? В четвертой строке мы напишем небольшой стих, или то что мы думаем по теме. А в заключительной пятой строке просто попросите ребенка дать ту ассоциацию, которую у нас вызывает весь написанный синквейн. Посмотрим как это может выглядеть на практике.

Синквейны про любовь

Пример того, как написать синквейн про любовь

1. Любовь.

2. Чудесная, нежная.

3. Окрыляет, мотивирует, делает добрее.

4. Заставит расцвести цветами даже старый пень.

5. Весна.

Теперь попробуем понять, что мы делали, и какой логикой пользовались, когда думали как писать этот синквейн.

1 строка (мы написали 1 слово, тему синквейна)

2 строка (мы написали 2 ответа на вопрос: какая бывает любовь)

3 строка (мы написали 3 ответа на вопрос: что делает любовь) тут мы первый раз отошли от правил, мы использовали вместо одного слова, сочетание слов, что не является ошибкой.

4 строка (мы написали 6 слов выражающих отношение к теме) Тут я использовал правда сложный способ ассоциации, дословно я имел в виду, что только любовь может растопить лед даже в самой черствой и бесчувственной душе.

5 строка (одно слово резюме) Так как у нас все слова 2ой и 3ей строки были добрыми и нежными, а в 4ой строке мы использовали слова цветы и расцветет, то слово весна мне показало наиболее подходящей ассоциацией для данного стиха.

Вот собственно и все наш синквейн написан в считанные минуты, но попробуем написать еще один пример.

Синквейн про ненадежную любовь

Любовь.

Непостоянная, непонятная.

Испытывает, обманывает, дарит надежду.

Лучше обжигаться, чем жить без любви.

Вера.

Здесь мы сделали все те же действия, что и в предыдущем стихе. Слово вера мы использовали так как говориться про того человека который хочет верить, даже если будет обманутым.

Теперь когда уже надеюсь вы поняли как писать синквейны, немного могу рассказать, что мне нравиться из тех правил написания синквейнов которые я знал раньше. Мне нравиться, когда 3 строка может заканчиваться не точкой, а плавно переходить в четвертую строку, тогда стих получается длиннее и содержательнее, а у автора появляется возможность больше импровизировать и выражать свою мысль. Тогда наше стихотворение будит выглядеть так.

Любовь.

Непостоянная, непонятная.

Испытывает, обманывает, дарит надежду,

но лучше обжечься, чем жить без любви.

Вера.

Так звучит по-моему даже лучше, но мы продолжаем, еще один пример написания синквейна:

Синквейн про слепую любовь

Любовь.

Наивная, доверчивая.

Обманывает, закрывает глаза.

Заставляет носить на руках даже глупую блондинку.

Конфуз.

Все тоже самое, мы использовали одно сочетание слов, вместо двух разных слов, но теперь мы еще и решили 3тье слово не писать вообще. В нем не было необходимости, да и было уже достаточно 3 слов для объема третьей строки, это также не считается сильным нарушением правил. А чтобы превратить это синквейн в более слитный, мы можем просто поставить запятую в 3 строке, и заменить слово «заставляет» на «заставляя» и получиться более красивое стихотворение. Идем дальше.

Синквейн про коварную любовь

Любовь.

Коварная, обманчивая.

Выглядит красиво, притягивает.

Сжигает наивных, как мотыльков летящих на свет.

Опасность.

Мы использовали все те же стандартные правила, и заметили, что писать такие однотипные синквейны становиться все легче и легче. Но я вам тогда подкину еще одно свое старое правило.

Я считаю, что неплохо, когда 4 строка заканчивается не точкой, а плавно переходит по смыслу в 5 строку, то есть по этой логике наш синквейн закончился словом свет в 5той строке. Это правило также может удлинить импровизацию автора и сделать стихотворение более красивым:

Любовь.

Коварная, обманчивая.

Выглядит красиво, притягивает.

Сжигает наивных, как мотыльков летящих на

свет.

Но синквейны бывают не только позитивные, но и негативные, сейчас для примера подумаем как написать негативный и тяжелый синквейн.

Синквейн про вероломную любовь

Любовь

Продажная, пошлая.

Сводит с ума, обещает вечное блаженство,

Но быстро исчезает, как только заканчиваются

Деньги.

Тут мы использовали опять новые приемы, мы в третьей строке использовали снова 2 словосочетания, но уже состоящие каждое из 3 слов, это также не считается большой ошибкой, и вы можете делать также, если посчитаете нужным.

А далее я попробовал использовать оба своих старых правила написания синквейна, потому что мне так нравиться больше, но если вы все-таки решили писать по старым правилам то его легко переделать.

Любовь

Продажная, пошлая.

Сводит с ума, обещает вечное блаженство.

Быстро исчезает, как только заканчиваются деньги.

Боль. Обман. Страдание.

Все теперь наш синквейн превратился в стандартный, хотя я решил заодно в конце показать вам еще одно возможное отступление от правил, я об этом уже писал. В конце синквейна можно использовать 2 и даже 3 слова резюме, особенно часто так рекомендуют писать детям в образовательных целях, но и вы можете это попробовать. В данном случае это оправдано, так как нагнетает больше тяжелых чувств после прочтения, чего мы и добивались.

Ну и под конец если вы уже устали от этих всех сложных примеров и правил, просто легкий синквейн по всем стандартным правилам:

Синквейн про легкую и сладкую любовь

Любовь.

Красивая, сладкая.

Завлекает, притягивает, манит.

Можно наслаждаться как сладкой конфетой.

Страсть.

И под конец хороший и добрый синквейн по моим старым правилам:

Синквейн про божественную любовь и бога

Любовь.

Высокая, божественная.

Окрыляет, открывает глаза

избавляя тебя от оков, делает равным

Богу. (Бог)

Пробуйте, начинайте писать синквейны прямо в комментариях к этой статье, особенно буду приветствовать синквейны про любовь, мне очень нравится эта тема, если хотите тоже можете попробовать свои силы и дополнительно написать хокку про любовь в соответствующей теме, а я обязательно помогу вам советом, если что-то не получиться. Не бойтесь и не стесняйтесь, тут все свои всем приходиться начинать с начала ничего не умея.

А в дальнейшем, мы будем проводить конкурсы и игры синквейнов в которых, я и сам с удовольствием поучаствую. Например, в следующей статье я выложу несколько примеров своих синквейнов, и организую небольшую игру по написанию синквейнов, участвуйте, тренируйтесь, а я прощаюсь с вами, и желаю вам красивых рифм и удачных стихов, и также читайте отдельно зачем вообще нужен данный способ написания стихотворений и метод синквейна.

Что такое синквейн по литературе

В учебных заведениях школьники и студенты получают задания по литературе — сделать синквейн по определённой теме. Что это такое и как правильно его выполнять, в этом вопросе разберёмся на протяжении статьи.

Что такое синквейн

Чтобы разобраться в сути этого вопроса, необходимо определить, откуда взялось явление под названием «синквейн». Такая форма образовалась из японской поэзии. Более приближённое к сегодняшнему понятию значение возникло в Америке в начале двадцатого века.

Стихотворная форма использовалась как эффективный способ получения результата или итога темы, объекта обсуждения. Сегодня синквейн даёт возможность определить наличие знаний учащегося по какой-нибудь теме. Так как его структура состоит из тезисов — нескольких слов, которые характеризуют предмет или явление.

Сейчас читают: Генератор лиц онлайн.

Как составить синквейн

Эта форма построения выводов и признаков на заданную тему неспроста получило распространение по всему миру. Она даёт возможность составить «портрет» любого слова, явления и даже сленга так, что его значение будет понятно. Необходимо знать, из чего состоит эта стихотворная форма. Рассмотрим традиционный дидактический синквейн.

  1. Первая строка — это главная тема, слово, предмет или объект. Представляет собой существительное, может выступать местоимением. Как правило состоит из одного слова.
  2. Вторая строка — предоставляет описание основной темы (первой строки). Выступает прилагательным, может быть причастием, которое отражает признак объекта или предмета, передаёт его свойства. В соответствии с порядковым номером строки — обычно, состоит из двух слов.
  3. Третья строка — раскрывает характерные для предмета действия, которые свойственны теме. Выражается двумя словами-глаголами или деепричастием;
  4. Четвёртая строка — позволяет выразить автору своё отношение к теме или предмету обсуждения. Состоит из четырёх строк.
  5. Пятая строка — необходимо одним словом выразить всю суть объекта обсуждения, если это возможно.

При помощи составления синквейна появляется возможность в краткой форме изложить суть прочитанного, пройденного материала. У учащихся появляется возможность реализовать свои творческие способности, выделять из темы только самое важное. И передавать полезную информацию другим.

Интересное для вас: Переводчики с русского языка на эмодзи.

Составляем синквейн на тему «семья»

Мы узнали, из чего состоит дидактический синквейн и в каком порядке его составлять. Но для полноты описания не хватает примера.

  1. Семья.
  2. Поддерживающая, надёжная.
  3. Объединяет, помогает, наставляет.
  4. Без семьи жить сложнее.
  5. Любовь.

Синквейн по литературе не обязательно должен быть составлен из шаблона. Если есть необходимость, можно дополнять строки, например, в отношении к теме обсуждения.

Синквейн на тему труд

Рассмотрим ещё один пример с другой темой. Вы можете предлагать свой вариант в комментариях.

  1. Труд.
  2. Облагораживающий, целесообразный.
  3. Познавать, проектировать, выполнять.
  4. Трудиться нужно для достижения своих целей.
  5. Результат.

Составлять синквейн рекомендуется не только учащимся, но и детям дошкольного возраста с помощью родителей. Ребёнок быстро развивается и легче воспринимает суть разных объектов и вещей в окружающем его мире.

Другие виды синквейна

Стихотворная форма синквейна состоит тоже из пяти строк. Но основным признаком является количество слогов в каждой строке:

  • В первой строке 2 слога;
  • Во второй — 4 слога;
  • В третьей — 6;
  • Четвёртой — 8;
  • В пятой — 2.

В списке рассмотрена традиционная стихотворная структура. Но их существует гораздо больше. Есть обратный, где количество слогов в стихотворных строках перестраиваются в обратной последовательности (во второй — 8 слогов, в третьей — 6 и т.д.). Синквейн в литературе чаще всего означает составление дидактической формы.