Синквейн на тему лес: Синквейн на тему «Лес»

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» на тему «Путешествие в осенний лес» c использованием технологии «синквейн» в старшей группе. | План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа):

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» на тему «Путешествие в осенний лес» c использованием технологии «синквейн» в старшей группе.

Задачи:

 Образовательные:

 активизация и обогащение словарного запаса по лексической теме «Дикие животные наших лесов»;

упражнять детей в составлении синквейн с опорой на модель-схему; упражнять в подборе определений к существительному, поддерживая активность детей;

Развивающие:

совершенствование синтаксического строя речи;

развивать умение детьми подбирать слова-антонимы;

развивать кругозор, сообразительность, словарный запас, образность и выразительность речи, память, внимание, творческие способности.

Воспитательные:

воспитывать любовь к животным, интерес к родной природе, эмоциональную отзывчивость.

Оборудование: картины осеннего леса, картинки диких животных, аудиозапись голосов диких животных.

Ход НОД:

Воспитатель: -Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас отправиться со мной в путешествие. Вы согласны? (ответы детей). А вот куда и к кому мы с вами отправимся, вы узнаете, когда отгадаете мою загадку.

Город этот непростой,

Он дремучий и густой. (лес)

Правильно, ребята, мы отправляемся с вами в лес. А кто же живет в лесу? (ответы детей)

А как же мы отправимся в лес? А давайте скажем волшебные слова: «Покружись, покружись и на полянке лесной очутись»

 Вот мы и оказались в лесу. Как здесь красиво! Как здесь приятно пахнет! А чем же пахнет, ребята? (листвой, грибами, ягодами, хвоей)

Ребята, кто нас встречает? (показывает на картинки с изображением животных) А давайте мы с ними поиграем. Встанем в круг.

Д/и «Какой? Какая?» (игра проводится с мячом)

Волк (Какой?) — злой, голодный, серый, большой, лохматый…

Медведь (Какой?) – большой, огромный, лохматый, косолапый, сильный, бурый. ..

Лиса (Какая?) — хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая…

Заяц (Какой?) — трусливый, маленький, белый, пугливый, быстрый, косой…

Белка (Какая?) — запасливая, юркая, рыжая, пушистая, проворная, прыгучая…

Д/и «Наоборот»

Лось – большой, а заяц — … (маленький).

Волк – сильный, а белка — … (слабая).

У лисы хвост длинный, а у медведя — … (короткий).

Медведь простодушный, а лиса — … (хитрая).

Медведь неуклюжий, а белка (проворная).

  «Кто как передвигается?»

А теперь покажем, кто как передвигается.

Заяц – прыгает, бегает;

Медведь – ходит, лазает, плавает, бегает;

Лиса – бегает, ходит, крадётся;

 Белка – бегает, прыгает, карабкается;

ёж– ходит, катится, бегает. 

Воспитатель включает записи голосов диких животных, проводится игра «Кто как голос подает?» 

Ежик…фырчит

Волк…воет

Лиса…тявкает

Медведь…ревет

Белка…цокает.

Воспитатель: Ребята, про какое дерево говорят: зимой и летом одним цветом? Посмотрите, пожалуйста, на мою елочку, она необычная. Это схема в виде елочки. Да, это синквейн. Он помогает нам рассказывать о предметах. Ребята, мы с вами умеем составлять нерифмованные стихи с помощью синквейна. Давайте вспомним вместе эту технику и расскажем про… кого? Узнаете, отгадав загадку:

 С ветки на ветку могу я летать.

Рыженький хвост никому не поймать.

Некогда летом в лесу мне играть

Надо грибы для зимы собирать. (белка)

Итак, синквейн — это нерифмованное стихотворение из пяти строк.

Синквейн строится так:

1.Макушка елочки, первая строка- тема синквейна, одно слово, отвечающее на вопрос кто? что?

2.На второй веточке, на второй строке должны быть — два слова- признака, отвечающие на вопрос какой? –ая? –ие?

3.Третья строка- три слова-действия, отвечающие на вопрос что делает? Что сделает?

4.Составляем предложение с данным словом.

5. Придумываем слово, выражающее личное отношение или эмоции по данной теме.

Давайте попробуем. (Дети вместе с воспитателем составляют синквейн со словом «белка». )

 Итак, мы составляем вместе синквейн про белку.

1.Белка

2.Рыжая, ловкая

3.Прыгает, грызет, готовится

4.Белка готовит к зиме запасы грибов и шишек

5.Проворный зверек!

Молодцы, ребята!

Отгадайте о ком я вам сейчас расскажу.

1.?

2.Маленький, колючий

3. Катится, фырчит, боится

4. Он живет в лесу.

5. Маленький клубочек!

Дети догадываются о ком педагог составила синквейн.

Правильно, ребята, я составила синквейн о еже.

Физкультминутка «Весело в лесу»

Зайцы утром рано встали (ходьба на месте)

Весело в лесу играли.

По дорожкам прыг-прыг-прыг! (прыжки на месте)

Кто к зарядке не привык?

Вот лиса идет по лесу. (имитировать движения лисы)

Кто там скачет, интересно? (пожимание плечами)

Чтоб ответить на вопрос, (повороты головы вправо-влево)

Тянет лисонька свой нос.

Но зайчата быстро скачут (прыжки на месте)

Как же может быть иначе? (рывки руками перед грудью)

Тренировки помогают!

И зайчата убегают (бег на месте)

Вот голодная лиса (поднять голову, посмотреть вверх)

Грустно смотрит в небеса (потягивания, руки вверх)

Тяжело вздыхает (глубокие вдох и выдох)

Садится, отдыхает (сесть на корточки)

Давайте составим синквейн про зайца.

Дети самостоятельно составляют синквейн без помощи воспитателя.

Затем слушают и сравнивают их.

Воспитатель: Посмотрите, вы все составляли синквейн про зайца, а какие разные стихи у вас получились.

Подведение итогов занятия

Воспитатель: -Пора возвращаться в детский сад.

-Покружились, покружились – в детский сад все возвратились.

Воспитатель: Что мы сегодня делали? Где мы с вами побывали? Понравилось ли вам наше путешествие? Какие задания вам понравились больше?  С помощью какой техники мы рассказывали о животных? Молодцы!

Дикие животные леса (образовательная область «Речевое развитие») | Коррекционная работа в ДОУ

Автор: Федотова Мария Владимировна

Организация: ГБДОУ №5

Населенный пункт: город Ломоносов, город Санкт-Петербург

Тема: Дикие животные леса (образовательная область «Речевое развитие»)

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка по теме «Дикие животные леса» с использованием технологии дидактический синквейн.

Задачи:

Образовательные:

  1. уточнение, активизация словаря по теме. Формирование умения составлять развернутые предложения
  2. обогащение номинативного, атрибутивного, предикативного словаря детей; совершенствование грамматического строя речи

Развивающие:

  1. развитие познавательных процессов (внимания, памяти, творческого воображения, логического мышления)
  2. развитие речевого слуха, мелкой моторики руки
  3. формирование умения составлять предложения по опорным схемам

Воспитательные:

  1. создание психолого-педагогических условий для общения и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками
  2. воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности

Методы и приемы:

  • наглядные: изображения диких животных, схема составления предложения о животных;
  • словесные: дидактические игры на расширение активного словаря детей, стихотворение для заучивания
  • игровые: элементы театрализованной игры.

Технологии: информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), приемы Су – Джок терапии, мнемотехники, дидактический синквейн, игровая технология, здоровьесберегающие технологии.

Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, социально — коммуникативное развитие

Организация видов деятельности:

  1. общение ребёнка со взрослым;
  2. общение ребёнка со сверстниками;
  3. элементы театрализованной игры.

Оборудование для педагога: презентация с использованием ИКТ, речевой материал, дидактический и наглядный материал.

Оборудование для детей: речевой материал, д/и «Чей? Чья? Чьё?», «Фотограф», «Медведь спешит в гости к зайцу», «Хвастуны», наглядный материал по теме занятия, массажные мячики Су-Джок

 

Ход НОД:

        1. Вводная часть (знакомство, установление контакта, мотивация)

Воспитатель – Доброе утро, ребята! Меня зовут Мария Владимировна! Я хочу подарить вам теплые лучики солнца.

Солнышко мне эти лучики дало, но их всего два (показывает руки), а это мало. Ребята, что нужно сделать чтобы лучиков стало больше? (дети протягивают свои руки вперед), подарим свои теплые лучи всем тем, кто находится рядом с нами. (Звук «Шум осеннего леса»)

— Ребята, как вы думаете, что это за звук?

Ответы детей: (дети слушают запись) звуки леса.

Появляется картинка леса.

— А вы знаете, кто живет в лесу?

Ответы детей.

Появляются дикие животные на слайде.

— Вы все правильно назвали, а теперь назовите одним словом. Кто это?

Ответы детей (дикие животные)

— Да. Это дикие животные. А почему они дикие?

У нас сегодня необычное утро, мы с вами будем гулять по лесу и узнавать новое! Отгадайте, куда мы с вами отправимся? Да. А еще мы научимся сочинять короткий рассказ про зверей. Хотите научиться?

Ответы детей.

В лес сегодня на прогулку

Приглашаю вас пойти

Интересней приключенья

Нам, ребята, не найти.

Друг за дружкой становитесь,

Крепко за руки беритесь.

По дорожкам, по тропинкам,

По лесу гулять пойдем.

И лесных зверей, ребята,

Обязательно найдем.

        1. Основная часть

По тропинке мы пойдем

И зверей в лесу найдем

Солнышко нам посвети

И дорогу укажи

Вот полянка красота

Отдохнем здесь детвора.

 

Пришли на поляну.

Как вы думаете, чья это полянка?

Подсказки: морковка, заячьи уши, хвост.

Заячья полянка. Зайцы придумали для нас задание.

 

Длинноухий и пушистый
В ожидании беды,

Как клубок мелькает быстрый,
Ловко путает следы.

Совместная работа с детьми. Игра «Хвастуны» (словарь признаков)

Собрались однажды звери и стали хвастаться.

У меня длинные уши, – говорит заяц.

Воспитатель: заяц какой? Длинноухий. И т.д.

У меня острые зубы, — говорит волк.

У меня длинный хвост, — говорит лиса.

У меня длинные ноги, — говорит лось

У меня короткие лапы, — говорит еж

У меня косые лапы, толстые пятки, говорит медведь

Они бы так еще долго спорили.

Прилетела сова, посмотрела на зверей строго и говорит: «Зря вы спорите, все вы разные, нет одинаковых, и каждый по-своему хорош». Неловко зверям стало и с тех пор они живут дружно.

Ну что, готовы идти дальше?

По тропинке мы пойдем

И зверей в лесу найдем

Солнышко нам посвети

И дорогу укажи

Вот полянка красота

Отдохнем здесь детвора.

На полянке встречаем маму-ежиху с ежатами.

Живёт на свете зверь смешной.
Он фыркает и морщит нос,
Он бодрый — летом, спит — зимой.
О чём он думает? Вопрос!
Он на игольницу похож,
Зовут его Колючка Ёж!

Совместная работа с детьми. Сказка «Ежик на прогулке».

Упражнения с использованием приема Су – Джок терапии (массаж специальным шариком)

Цель: развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики пальцев рук, опосредованно стимулирование речевых областей в коре головного мозга, общее укрепление организма ребенка.

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький ёжик

(зажать шарик в ладошках).

Выглянул ежик из своей норки и увидел солнышко

(раскрыть ладошки и показать шарик)

Улыбнулся ежик солнышку и решил прогуляться по лесу.

(улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером)

Покатился ежик по прямой дорожке

(прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик)

Катился-катился и прибежал на красивую, круглую полянку

Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке

(катать шарик круговыми движениями).

Вдруг набежали тучки

(зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться),

и закапал дождик: кап-кап-кап

(кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).

Спрятался ежик под большой грибок и укрылся от дождя.

(ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним)

А когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы:

(показать пальчики)

Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много.

..

Как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки

(каждый кончик пальчика потыкать шипиком шарика)

Довольный ёжик побежал домой,

(прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик)

а потом по извилистой дорожке

(круговые движения шариком).

Прибежал домой, отдал мамочке грибы, мама улыбнулась, обняла и поцеловала сыночка за заботу.

А когда наступил вечер, закрыл ёжик свой домик, лёг в кроватку и уснул сладким сном! (зажать шарик в ладошке).

— Ребята, понравилось вам играть с ежатами? А сейчас мы вернем их маме-ежихе и пойдем дальше.

Физминутка по стихотворению В. Шульжик

Уронила белка шишку (Кисти к плечам, вращение руками)

Шишка стукнула зайчишку.

(Ударяют кулаком о кулачок)

Тот пустился наутек, (Бег или прыжки на месте)

Чуть не сбил медведя с ног … (Ходьба на месте вперевалку)

Под корнями старой ели (Наклоны вперед, округляя спину)

Размышлял медведь полдня: (Наклоны головы в стороны, спина прямая)

«Что – то зайцы осмелели… (Руки на поясе, наклоны туловища вправо-влево)

Нападают на меня». (Прыжки на месте)

Вот мы и отдохнули. Можно идти дальше.

 

По тропинке мы пойдем

И зверей в лесу найдем

Солнышко нам посвети

И дорогу укажи

Вот полянка красота

Отдохнем здесь детвора.

 

Пришли на поляну.

Как вы думаете, чья это полянка?

Подсказки: мед, медвежья морда, лапа.

Медвежья полянка.

С черной кнопкой на носу
Этот зверь живет в лесу,
Весь лохматый, цветом бурый,

На лицо немного хмурый.

У него кривые лапы,
Неуклюжий, косолапый.
Любит кушать сладкий мед,
Этот мед у пчел крадет.

По деревьям лазит ловко,
Есть хорошая сноровка,
Может сильно он реветь,
А зовут его… Медведь!

Совместная работа с детьми. Упражнение «Медведь спешит в гости к зайцу» (СЛОВАРЬ ПРИЗНАКОВ)

Медведь встретил по пути диких животных. Помоги медведю добраться по лесной тропинке до дома. Подбери к каждому животному три слова-признака (какой? какая?).

Медведь (какой?) – огромный, сильный, большой, крупный, могучий, умный, ловкий, лохматый, дрессированный, бурый, белый, косолапый, неуклюжий.

Ёж (какой?) — всеядный, колючий

Волк (какой?) – большой, огромный, голодный, страшный, злой, сильный, опасный, хищный, зубастый, серый

Лось (какой?) — высокий, травоядный

Лиса (какая?) – хищная, рыжая, большая, крупная, хитрая, изворотливая, голодная, пушистая, ловкая, острозубая, длиннохвостая.

Заяц (какой?) – трусливый, длинноухий, косой, белый, серый, пугливый, быстрый, маленький.

Белка (какая?) — трудолюбивая, запасливая, ловкая, цепкая, проворная, незаметная, прыгучая, шустрая, резвая.

По тропинке мы пойдем

И зверей в лесу найдем

Солнышко нам посвети

И дорогу укажи

Вот полянка красота

Отдохнем здесь детвора.

 

Пришли на поляну.

Как вы думаете, чья это полянка?

Подсказки: заяц, хвост, уши.

Лисья полянка.

 

Рыжий мех и хвост пушистый.

Острожный шаг в лесу.

Прячет хитрая лисица

До поры свою красу.

Совместная работа с детьми. Упражнение «Фотограф» (ГЛАГОЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ)

Аня и Дима сфотографировали животных. Что делают животные? Что еще могут делать эти животные?

Составление предложения по картинке-схеме (использование мнемотехники)

Бросаем кубик и определяем про какое животное будем составлять предложение.

Ассоциация. (Слайд с животными и ассоциации к ним)

Ребята, а что вы представляете, когда видите белку или слышите о ней?

Ответы детей.

А я представляю дупло и орехи.

Итог занятия с использованием синквейна.

Бросаем кубик и определяем про какое животное будем составлять стихотворение.

Давайте попробуем составить небольшое стихотворение про медведя.

Медведь какой?

Что делает медведь?

Какое предложение можно составить про медведя? (…)

Что вы можете представить, когда слышите слово медведь? (Мёд…. )

Медведь

Бурый Косолапый

Спит Сосет Охотится

Бурый медведь спит в берлоге

Мед

 

  1. Заключительная часть (словесная рефлексия, варианты самостоятельной деятельности)

 

Вот и закончилась наша прогулка.

Где мы сегодня были? Кого видели?

 

Вам понравилась наша прогулка? Все ли задания удалось выполнить?

Что нам помогло выполнить все задания?

Вы очень дружные ребята. Спасибо вам за занятие.

Рефлексия «Спасибо за занятие». Педагог благодарит каждого ребенка за занятие (называет по имени). Ты сегодня был очень активным, внимательным, сообразительным, быстрым, инициативным….

Ребята, я хочу вам подарить фотографии животных, чтобы вы смогли поделиться новыми знаниями со своими друзьями. Раскрасьте их вместе.

 

 

Список литературы:

  1. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по темам «Домашние животные» и «Дикие животные средней полосы России». – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003»,2006.
  2. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  3. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда: Картотека заданий для детей 5-7 лет общим недоразвитием речи/ Авт.-сост.: И.А. Михеева, С.В. Чешева. – СПб.: КАРО, 2009.
  4. Волкова Ю.С. Опорные схемы для составления описательных рассказов: Дидактические материалы. – М.: ТЦ Сфера, 2009
  5. https://www.liveinternet.ru/users/nadinkanadinka/post431675162/
  6. http://neposednet.blogspot.com/2013/10/blog-post_18.html?m=1

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения:

  1. file0.docx.. 953,0 КБ
Опубликовано: 12.09.2019«

The Forest» Сьюзен Стюарт

«The Forest» Сьюзен Стюарт, известная своей сложностью и сжатым смыслом, — это поэма, дающая пищу для размышлений о памяти и существовании.

Хотя стихотворение часто углубляется в метафоры и метафизику, оно лаконично представляет новый способ мышления о реальности и важности воспоминаний.

Исследование леса

  • 1 Краткое содержание
  • 2 Темы
  • 3 Форма и структура
  • 4 Значение
  • 5 Подробный анализ
  • 6 Часто задаваемые вопросы
  • 7 Похожие стихи