Синквейн на тему наука: Синквейн наука

Статья Синквейн — эффективная технология развития связной | Дошкольное образование

 

 

Современный мир – век цифровых технологий и интернета. Наука не стоит на месте, появляется все больше устройств, способствующих связи людей, находящихся даже в самых отдаленных уголках мира, но… Все больше современных детей не умеют общаться. Причин тому великое множество, однако эта проблема должна решаться на ранней стадии – стадии дошкольного детства. Именно поэтому силы педагогов направлены на поиск способов устранения проблем и развития способности детей связно высказывать свои мысли. Один из способов развития связной речи – использование педагогической технологии синквейн.

Синквейн – это инновационная образовательная технология.

Инновационность данного метода – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Использование технологии «Синквейн» позволяет решить сразу несколько важнейших задач:

  • придает лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала;
  • закрепляет знания о частях речи, о предложении;
  • значительно активизирует словарный запас;
  • совершенствует навык использования в речи синонимов;
  • активизирует мыслительную деятельность;
  • совершенствует умение высказывать собственное отношение к чему-либо;
  • стимулирует развитие творческого потенциала.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Синквейн представляет собой пятистрочную стихотворную форму. Это стихотворение пишется по определенным правилам и не имеет рифмы. В начале XX века она возникла в США под влиянием японской поэзии: силлабических миниатюр хоку и танка. Ее автором стала американская поэтесса Аделаида Крэпси. В дальнейшем педагоги заметили дидактическую составляющую данной поэтической формы и внедрили ее в педагогический процесс в качестве эффективного метода развития связной речи.

С 1997 года данный метод начал использоваться и в России.

Дидактический синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников.

В чем же его эффективность:

  • простота: составить синквейн могут абсолютно все;
  • творческая составляющая: с его помощью ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности;
  • игровая составляющая: синквейн воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться;
  • составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу;
  • составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа полученной информации.

Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Технология синквейн применяется в основном в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Синквейн позволяет частично решить такие проблемы детей:

  • бедный словарный запас;
  • неумение составлять рассказ по картинке;
  • пересказывать прочитанное;
  • трудности в разучивании стихотворений.

Сама процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной, что соответствует требованиям ФГОС.

Итак, классический синквейн представляет собой поэтическое произведение, состоящее из 5 строк:

  • Первая строка — тема синквейна. Как правило, это одно слово, обозначающее объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка — два прилагательных (или причастия), которые описывают признаки и свойства выбранного предмета или объекта.
  • Третья строка — три глагола (или деепричастия), способные описать характерные действия объекта.
  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, заключающая в себе личное отношение автора будущего произведения к выбранному предмету или объекту.
  • Пятая строка — одно слово, отражающее смысл существования предмета или объекта.

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно:

I этап – подготовительный

Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.

Цель: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов, знакомство со схемой предложения.

Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие). Не требуют специальной подготовки, поэтому можно играть даже в свободное время.

II этап – основной

Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).

III этап – практический

Цель: формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.

Тема его может быть любой:

  • о природе;
  • о картине и литературном герое;
  • о маме или папе;
  • о настроении;
  • о предметах и тд.

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Можно научить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать!

Суть данной технологии достаточно проста. Для наиболее правильного и точного выражения своих мыслей, ребенку необходимо иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа и начинается с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить синквейн, а в дальнейшем пересказать текст или выразить свои мысли.

А мыслящие люди умеют:

  • решать поставленные перед ними задачи;
  • открыты для новых идей;
  • умеют решать проблемы в сотрудничестве с другими людьми;
  • умеют слушать собеседника;
  • рассматривают проблемы с разных точек зрения;
  • любознательны.

Таким образом, представленная технология отличается своей простотой, однако именно эта простота делает синквейн одним из эффективных методов развития речи ребенка – дошкольника, позволяющим быстро получить желаемый результат.

 

Список литературы:

  1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии: Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.
  2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.
  3. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 (2005).
  4. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед» № 5 (2005).
  5. Коноваленко В.В. Родственные слова. Лексико – грамматические упражнения и словарь для детей 6 – 8 лет. – ГНОМ и Д – Москва, 2009.
  6. Ушакова О.С., СтрунинаЕ. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – Владос – Москва, 2010.
  7. Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников». – Т.Ц. Сфера, 2005.
  8. Ушакова О.С. «Придумай слово». – Т.Ц. Сфера, 2010.

авторский блог Лилии Павловны Казанцевой: Синквейн: пропускаем искусство слова через себя

Около года назад мы со старшеклассниками (а может, и некоторые читатели моего блога) играли в ассоциации… В этом году мне захотелось пойти дальше — чтобы дети не просто ассоциировали ту или иную страну с географическими объектами и особенностями стран, а попробовали составить синквейны.

Для начала давайте определимся в понятиях.

В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси (Adelaide Crapsey), опиравшаяся на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хайку и танка. Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году и несколько раз переиздававшееся.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии (

источник).

Около 20 лет синквейны активно используются и в нашей стране. Используются прежде всего в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Можно предположить, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.
Именно эти свойства синквейна меня заинтересовали больше всего.
Составление синквейна требует от ученика умение находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.


Итак, как же составить синквейн?

На первой строке записывается одно слово —

существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строке пишутся

два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
Третья строка

три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвёртой строке размещается

целая фраза — афоризм, при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой.
Пятая строка включает

слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора синквейна к теме.

Сразу же хочу пояснить, что это не единственная существующая схема написания синквейна. Возможно и в пятой строке писать 2 слова, и во второй строке писать три прилагательных… Я встречала несколько вариаций.

Как можно использовать синквейны на уроках и во внеклассной деятельности?
— для подведения итогов по пройденной теме,
— как заключительное задание по большому разделу,

— для самоконтроля,
— для того, чтобы быстро узнать уровень усвоения темы (здесь нужно будет обратить внимание на скорость составления синквейна Вашими учениками),
— для повторения темы (достаточно вспомнить свой синквейн),
— для викторин и конкурсов (достаточно просто скрыть первое слово).

Впервые о том, что синквейны можно использовать на уроках, я узнала от коллеги-географа из СОШ №2 Краснодара Катюжанской О.Г. во время краевого фестиваля «Инновационный поиск-2013» (статья об этом ЗДЕСЬ). Идея, что говорится, «зацепила»…

Как всегда мне на помощь пришли мои малышата-семиклассники. Как же так, я хочу попробовать что-то интересное без них?? ))) Не бывать такому!
Я раздала в первый день этой четверти листики, на которых были написаны правила написания синквейнов и несколько примеров. Предложила составить 4 синквейна для определённых слов и 2 — по собственному желанию.
Преследовала несколько целей:
— мне действительно было интересно, что они думают, с чем у них ассоциируются слова «БЛОГ», «ДРУЖБА», «ГЕОГРАФИЯ», «ШКОЛА»,
— интересно было посмотреть, на какие темы будут составлены остальные два синквейна,
— хотелось показать им новый вид поэзии, научить чему-то новому…

Предлагаю почитать несколько синквейнов на предложенные семиклассникам темы:

Блог.

Классный, школьный.

Побеждает, распространяет, знакомит.

Даёт полезную информацию

Сайт.

Блог.

Веселый, интересный.

Помогает, развлекает, объединяет.

Помогает нам узнать больше.

Общение.

Блог.

Мгновенный, разноплановый.

Импровизирует, советует, сближает.

До чего дошел прогресс!

Общение.

Блог.

Интересный, поучительный.

Захватывает, увлекает, обучает.

Доступен всем в интернете.

Общение.

Блог.

Интересный, познавательный.

Объединяет, привлекает, учит.

Позволяет высказывать мнение.

Статьи.

Дружба.

 Крепкая, неразлучная.

 Развивается, крепнет, сближает.

Преданность другу до конца.

 Верность. 

Дружба.

Крепкая, бескорыстная.

Объединяет, согревает, вдохновляет.

Форма человеческого общения.

Преданность 

География.

Загадочная. изменяющаяся.

Открывает, изучает, систематизирует.

Знакомит с новыми открытиями.

Наука.

География.

Политическая, экономическая.

Описывает, подтверждает, определяет.

Наука о земной поверхности и явлениях.

Земля.

Школа.

Интересная, веселая.

Учит, советует, радует

Наш второй дом

Образование.

Школа.

Важная, интересная.

Учит, помогает, развивает.

Второй дом.

Предмет

Школа.

Любимая, элитная.

Учит, воспитывает, обучает.

Учебное заведение для получения общего образования.

Урок. 

Мне очень понравились их стихи (уважаемые учителя русского языка и литературы, подскажите, можно ли синквейны считать стихами?). Они искренние, немного детские (а каким же им быть???), но очень настоящие. Где-то слова совпадают… Может, и советовались друг с другом, а может, просто мысли совпали…

А теперь предлагаю познакомиться с теми синквейнами, тему для которых дети выбирали сами:

Семья.

.Большая, дружная.

Любит, заботится, живёт.

Все вместе под одной крышей.

Радость.

Семья.

Дружная, полная.

Воспитывает, влияет, любит.

Близкие люди, живущие вместе.

Любовь.

Врач.

 Образованный, лечащий.

Лечит, обследует, оперирует.

Лицо, занимающееся лечением больных.

Здоровье.

Мама.

Добрая, ласковая.

Любит, растит, воспитывает.

Самый близкий в мире человек

Необходимость.

Машина.

Быстрая, крутая

.Возит, пищит, ломается.

Служит для перевозки людей.

Транспорт. 

Любовь.

Милая, ласковая.

Очаровывает, приходит, уходит.

Приходит каждому.

Ласка.

Семья.

Любящая, трудолюбивая.

Заботится, обеспечивает, любит.

Самые близкие и родные тебе люди.

Благополучие.

Учитель.

Справедливый, требовательный.

Учит, воспитывает, любит.

 Человек, любящий своё дело.

Друг.


Мама.

Любящая, заботливая

.Оберегает, учит, хранит.

Единственный человек, который знает о тебе всё.

Любовь.

Семья.

Большая, богатая

.Воспитывает, развивает, формирует.

Дорожить ею нужно каждому.

Родители.

Здоровье.

Слабое, индивидуальное.

Восстанавливается, лечится, достигается.

Здоровье дороже золота.

Человек.

Сосед по парте. 

Знающий, сомневающийся.

Подсказывает, списывает,отвлекает.

Всегда разный и непредсказуемый.

Судьба.

Одноклассница.

Маленькая, худенькая.

Смотрит, молчит, улыбается. 

Её мысли где-то далеко.

Загадка. 

Семья.

Любящая. весёлая. 

Помогает. защищает, любит. 

Семья нужна каждому.

Забота.

Искусство.

Красивое, фантастическое.

Учит, развивает. помогает.

Искусство красит обычный мир.

Театр.

Родители.

Добрые, заботливые.

Помогают, ухаживают, любят.

Я очень люблю своих родителей.

Спасибо. 

Спорт.

Профессиональный, любительский.

Тренироваться, соревноваться, побеждать.

Спорт-это игра с жизнью.

Победа.

Наука.

Естественная, интересная.

Классифицирует, описывает, рассматривает.

Изучает все аспекты жизни.

Учение.

Родители.

Заботливые, любимые. 

Ругать, любить, помогать. 

Всегда помогут и простят.

Богатство.

Семья.

Любимая. веселая.

Любить, ценить, уважать.

Самое главное в жизни.

Родители.

Мир.

Бурный, огромный.

Воспитывает, развивает, учит.

Дает возможность реализовать себя.

Жизнь.

Собака.

Дружелюбная, добрая.

Лает, играет, сидит.

Любимый домашний питомец.

 Животное.

Семья.

Единственная, дружная.

Заботится, любит, помогает.

 Единение близких людей.

Родня.

Собака.

Дружная, игривая.

Лает, ест, спит.

Лучший друг человека.

Животное.

Огонь

Красный, обжигающий.

Кипит, горит, обжигает.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Природа.

Телевизор

Цветной, большой.

Показывает, рассказывает, развивает.

Средство массовой информации.

Досуг.

Вы заметили? Даже по тем темам, которые выбрали дети для составления своих пятистиший, можно догадаться, что их интересует…
Впереди — синквейны о разных странах мира от одиннадцатиклассников… Но это будет чуть позже.

А вот эти синквейны моего 7 «А» показались очень оригинальными. Предлагаю Вам попробовать«синквейн наоборот» — по уже составленному синквейну определить его главное (первое слово). Кстати, я думаю, что подобное задание могло бы пригодиться при проведении тематических викторин и праздников в школе…

1.     ?

Понимающий, строгий.

Обучает, оценивает, направляет.

Постоянно стремится к самосовершенствованию.

Помощник.

2.      ?

Крепкая, дружная.

Воспитывает, объединяет, оберегает.

Дорожить ею нужно каждому

Родители.

3.       ?

Полезный, сложный.

Увлекает, оздоравливает, помогает.

Помогает укрепить здоровье.

Жизнь.

4.      ?

Уютный, тёплый.

Оберегает, сохраняет, притягивает.

Место для жизни.

Крепость.

Мне тоже захотелось составить несколько синквейнов… Один из них на картинке-заставке поста. А второй позвольте присоединить к детским «синквейновым загадкам»…

5.     ?

Активный, неравнодушный

Узнавать, рассказывать, сочинять.

Когда Интернет служит для общения.

Педагог.

Буду рада, если Вы попробуете отгадать первые слова этих пяти синквейнов. Думаю, что обязательно получится!

А Вы используете синквейны на уроках и во внеурочной деятельности? 

Поделитесь!

P.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts