Синквейн как средство развития речи у младших школьников с задержкой психического развития на логопедических занятиях
Синквейн как средство развития речи у младших школьников с задержкой психического развития на логопедических занятиях
Статья
Синквейн как средство развития речи у младших школьников с задержкой психического развития на логопедических занятиях
Федорова Светлана Олеговна,
ГБС(К)ОУ школа (VIIвида) №609,
учитель-логопед, г.Санкт-Петербурга
Аннотация
В данной статье рассматривается актуальная проблема развития речи у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР). Представлен один из приёмов технологии развития критического мышления (ТРКМ) – синквейн. Посредством данного приёма происходит развитие речи и обогащение словаря у детей с ЗПР.
У детей с задержкой психического развития (ЗПР) наблюдается задержка темпа развития отдельных сторон речи и особенный их характер.
Для экспрессивной стороны речи характерны бедный словарный запас, нарушенное звукопроизношение, недостаточная сформированность лексико-грамматического строения речи, аграмматизмы [2].
Исходя из этого, проблема развития речи у младших школьников с ЗПР на сегодняшний день является одной из самых актуальных, потому что овладение речевой деятельностью играет значительную роль в жизни каждого человека. Именно поэтому одним из эффективных методов развития речи ребёнка и комплексного воздействия на логопедических занятиях является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Этот приём не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса [1].
Также очень велико значение этого приёма в обогащении и активизации глагольного словаря, словаря прилагательных, в грамматическом оформлении фразы, в развитии ассоциативного и наглядно-образного мышления. Приём синквейна можно включать в логопедическую работу с детьми не нарушая структуры занятия. Данный приём может легко интегрироваться с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
Однако, человек, не владеющий знаниями по теме, не сможет составить синквейна.
К основным правилам составления синквейна относятся следующие:
— первая строка включает одно слово, слово-предмет, отражающее главную идею;
— третья строка — три слова, слова-действия, описывающие действия в рамках темы;
— четвертая строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение автора к теме;
— пятая строка — слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово) [1].
Пример составления синквейна:
1. Лето.
2. Жаркое, солнечное.
3. Купаются, отдыхают, играют.
4. Лето — любимое время года.
5. Каникулы.
Таким образом, чтобы правильно составить синквейн, важно: иметь достаточный словарный запас в рамках темы; владеть: анализом, обобщением, понятиями: слово-предмет (живой—неживой), слово-действие, слово-признак; уметь подбирать синонимы; научиться правильно понимать и задавать вопросы; согласовывать слова в предложении; правильно оформлять свою мысль в виде предложения.
Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна с младшими школьниками, имеющими ЗПР, основывается на той части программы, которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи.
Практический опыт работы с детьми с задержкой психического развития показывает, что при систематической работе уже в конце первого года обучения большинство младших школьников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас, работая с предложением.
Синквейн можно составлять как на индивидуальных, так и на групповых занятиях. Дети, умеющие писать, могут создавать синквейн на листе бумаги, не умеющие — в виде устных сочинений с опорой на схему.
Необходимо отметить, что целесообразно использование синквейна: на занятиях для закрепления изученной лексической темы; для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте; на занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ.
При творческом использовании синквейна на логопедических занятиях он воспринимается младшими школьниками с ЗПР как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.
Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.
Написание синквейна требует от составителя личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных). Использование приёма синквейна на занятиях позволяет логопеду гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями, а именно, с задержкой психического развития.
Список используемых источников:
1.Душка Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. – Научно-методический журнал «Логопед». — №5 – М., 2005.
2.Трошин О. В., Жулина Е. В. Логопсихология: учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
Синквейн | Учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа):
- Синквейн
Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк.
Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи — хоку (хайку).
Правила написания синквейна.
1-я строка (вершина «елочки») – заголовок, тема, состоящая из одного слова, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Части речи — это существительное или местоимение, и отвечает на вопросы: кто? что?
2-я строка – два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления, раскрывающие тему синквейна. Часть речи — чаще прилагательное, реже причастие, отвечающее на вопрос: какой? какая? какое? какие?
3-я строка – состоит из трёх слов (глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета и отвечающие на вопрос: что делает? что делают?
4-я строка – четыре слова; ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Это фраза или предложение, состоящее из нескольких слов. Самый традиционный вариант, когда предложение состоит из четырех слов.
5-я строка (основание «елочки») – одно слово, (существительное) для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, или повторение сути, синоним, обобщающее слово.
Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.
Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника
В чём же его эффективность и значимость?
- Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
- Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
- Синквейн является игровым приемом.
- Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
- Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Примеры некоторых синквейнов, составленных дошкольниками:
1. Котёнок
Чёрненький, пушистенький
Играет, спит, ест
Он мой друг
Домашнее животное
2. Дом
Большой, красивый
Защищает, греет
Нужен всем людям
Убежище
3. Арбуз
Круглый, вкусный
Катится, растёт, зреет
Арбуз – это большая ягода.
Лето
Давайте попробуем вместе составить синквейн на тему «Семья»
- Семья
- Какая она? (прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая)
- Что она делает? (гордится, заботится, помогает, любит, надеется…)
- Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе — и душа на месте. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Я люблю свою семью.)
- Синоним, или, как по-другому можно назвать семью (Ячейка общества. Мой дом! Любимая. Родная).
Выводы о синквейне:
- Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.
- Синквейн помогает пополнить словарный запас.
- Синквейн учит краткому пересказу.
- Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
- Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
- Составить синквейн получается у всех.
- Синквейн помогает развить речь и мышление.
- Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
- Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
Летние поэмы Синквейн — Синквейн Стихи о лете
Эти летние поэмы Синквейн являются примерами поэм Синквейн о лете. Это лучшие примеры стихов Cinquain Summer, написанных поэтами со всего мира.
вода
вода прохладная жидкость течет вверх и вниз по течению лето освежающее дающее жизнь вода ...Подробнее
© Caren Krutsinger  
Категории: 10 класс, 4 класс,
QUINTILE 18 апр
ЛЮБОВЬ С ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА Мы имеем встречались и общались, взаимопонимание с первого взгляда случайная встреча на всю жизнь восторг что Лето вечерний шелк, долгая встреча посвящения вместе исследовал в качестве Желание ворвался внутри- слова стали обещанием так. ..Подробнее
© Brian Strand  
Категории: поэзия, игра слов,
Бабушка
Мне приснилось я собирал цветы для тебя снова, как я делал прошлым летом вы умерли. Иногда я мечтаю о цветы, и когда я просыпаюсь цвета растворяются в слезах Я плачу. I...Подробнее
© Chetta Achara  
Категории: горе,
Времена года
Зима солнечный свет не вспомни летнюю ярмарку, а завтра напишет свое до свидания....Подробнее
© Chetta Achara  
Категории: времена года,
Лето
Лето носит ее сногсшибательно корона золотого солнца с гордость. Ее огненная натура согревает Земля с пылающими лучами, в то время как ее сирена песня манит усталых людей прийти и поиграть, наслаждаться. 30.07.21 Эта форма...Подробнее
© Kim Merryman  
Категории: люди, лето, солнце,
увядание разруха
увядание умирающие цветы рассыпаться на куски меланхолия, тоска, печаль, печаль разлагаться разорение летнее окончание деревья сбрасывают радужные листья кружится, кружится, кружится, кружится увядание __________________ 22 июля 2021 г. Поэзия/Двойной синквейн/Увядающее разорение Авторское право защищено, ID 07-1375-126-22 Все права защищены, 2021,...Подробнее
© Constance La France  
Категории: природа,
Летнее удовлетворение
лето жарко, влажно бассейн освежающая прохлада в полдень удовлетворение написано 25 июня 2021 г. ...Подробнее
© L MILTON HANKINS  
Категории: лето,
Засуха
Лето Давящая жара Полевые культуры увядают коричнево Фермеры молятся о ливне Облачный взрыв ПЕРВОЕ МЕСТО Конкурс стихов Брайана Стрэнда из 1, 2, 3, 4, 5 строк 16 августа 2021 г. написано 25 мая 2021 г....Подробнее
© L MILTON HANKINS  
Категории: земля, сад, природа, дождь,
Иссушает ТМ
Отличный магазин, ...Подробнее
© Paula Goldsmith  
Категории: детство, рождество, одежда, еда,
мой ВЫБОР Синквейн последовательность
ЛЮБОВЬ С ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА a quintile Мы имеем встречались и общались, взаимопонимание с первого взгляда случайная встреча на всю жизнь восторг что Лето вечерний шелк, долгая встреча посвящения вместе исследовал в качестве Желание ворвался внутри- слова стали. ..Подробнее
© Brian Strand  
Категории: любовь, игра слов,
ЛЕТНИЙ ОБЕД И ЖЕЛЕЗ
Летний обед Доставляется симпатичным жеребцом, подается в красной клетчатой коробке! На...Подробнее
© Panagiota Romios  
Категории: признательность, еда, веселье,
БЕЙСБОЛ
...Подробнее
© Panagiota Romios  
Категории: Америка, бейсбол, семья, веселье,
Daniel
Daniel ...Подробнее
© Paula Goldsmith  
Категории: религия, сон, сила, мудрость,
В такие времена
О, солнце Бросьте надежду В эти серые дни жизни Представляя так много неизвестных- скрасить Эти времена личного бедствия блокировки и печальных смертей- Подавить Covid с помощью Твои лучи. О, солнце Улицы...Подробнее
© Sandra Haight  
Категории: надежда, молитва, выздоровление от,
Танец среди цветов
Флаттер на мой взгляд прекрасная бабочка Танцуй среди цветущих цветов осветлить мой летний день с твоей красотой плавать на приятном бризе ...Подробнее
© Joseph May  
Категории: бабочка, цветок, лето,
Летняя жара – Синквейн | Уголок поэзии Ирины
Опубликовано 16 февраля, 2016 автором irinadim
Летняя жара в Сиднее
Сегодня, к счастью, много облаков и легкий ветерок в придачу.
Copyright © 2016 Ирина Димитрич
Нравится:
Нравится Загрузка…
Об иринадиме
Кукабарра сладкая, ты ни чирикаешь, ни чирикаешь. Твой смех очень похож на мой, мое кудахтанье очень похоже на твое. Мы две родственные души, один в перьях, другой в одежде. ~Ирина~ Я начинающий блоггер. Поэзия и фотография — мои новейшие увлечения, живущие в полной гармонии и вдохновляющие друг друга. Мне нравится как свободный стих, так и поэтическая форма, и я очень горжусь тем, что сообщаю вам, что являюсь создателем новой формы под названием «терцетонин». Название блога: Уголок поэзии Ирины URL-адрес блога: http://irinadim.com
Просмотреть все сообщения от irinadim →
Эта запись была опубликована в Поэзия/Фотография, Изобразительное искусство с метками американский синквейн, Австралия, цикады, синквейн, безоблачное небо, Ирина Димитрич, фото, поэма, поэзия/фотография, лето, Сидней. Добавьте постоянную ссылку в закладки.
- Подпишитесь на Уголок поэзии Ирины на WordPress.com
Следите за блогом по электронной почте
Введите свой адрес электронной почты, чтобы следить за этим блогом и получать уведомления о новых сообщениях по электронной почте.
Адрес электронной почты:
Artists4Peace
НЕТ НАГРАД ДЛЯ ЭТОГО БЛОГА
Но вместо этого я был бы очень признателен за ваши лайки и комментарии. С уважением, Ирина 🙂
Архивы
Архивы Выбрать месяц Май 2021 Февраль 2021 Ноябрь 2020 Сентябрь 2020 Август 2020 Май 2020 Апрель 2020 Январь 2020 Декабрь 2019 Ноябрь 2019 Октябрь 2019 Сентябрь 2019 Июнь 2019Апрель 2019 г. Март 2019 февраль 2019 г. Январь 2019 г. Декабрь 2018 г. Ноябрь 2018 г. Октябрь 2018 г. Сентябрь 2018 г. Август 2018 г., июль 2018 г., июнь 2018 г., апрель 2018 г. Март 2018 г. Февраль 2018 г., январь 2018 г., декабрь 2017 г., ноябрь 2017 г., октябрь 2017 г. Август 2017 г., июль 2017 г., июнь 2017 г. Март 2017 г. Февраль 2017 г. Январь 2017 г. Декабрь 2016 Ноябрь 2016 г., октябрь 2016 г., сентябрь 2016 август 2016 г., июль 2016 г., июнь 2016 г., май 2016 г., апрель 2016 г., февраль 2016 г., январь 2016 г., декабрь 2015 г., ноябрь 2015 г., сентябрь 2015 г. , август 2015 г., июль 2015 г., май 2015 г. Апрель 2015 г. Март 2015 г. Февраль 2015 г. Январь 2015 г. Декабрь 2014 г. Ноябрь 2014 г. Октябрь 2014 г. Сентябрь 2014 г. Август 2014 Июль 2014 г. Июнь 2014 г. Май 2014 г. Апрель 2014 г. Март 2014 г. Февраль 2014 г. Январь 2014 г. Декабрь 2013 г. Ноябрь 2013 г. Октябрь 2013 г. Сентябрь 2013 г. Август 2013 г. Июль 2013 г.Categories
CategoriesSelect CategoryArtAustraliaBloggingCinquainCoffinHopDark PoetryDigital ArtDoodlesEssayFableForm PoetryFree VerseHaibunhaigaHaikuHandballHistoryHumourIrina DimitricIrina Dimitric-StojicKintsugiKintsugi Poets SocietymemoirMindful PoetryNaturenonetOlympic SportPhilosophyPhoto EssayPhotographyPoetryPoetry/PhotographyPublishingQuoteReligionrondel primeSenryuSonnetStoryTankaTercetoninetrioletUncategorizedVillanelleVisual ArtsWWIWWIIМои недавние увлечения, написание стихов и фотография, живут в гармонии, вдохновляя друг друга.
Кукабарра
Уголок поэтов
Последние сообщения
- Александр Саша Димитрич – легенда гандбола «Црвена Звезда»
- С днем Святого Валентина! Cee’s FOTD Challenge
- Jacaranda 2020 — Haiku — FOTD Challenge, 26 ноября
- День памяти – 2020 – Хайку
- Вспоминая Олимпийские игры 2000 года в Сиднее
Последние комментарии
Моя книга.