Способы словообразования в русском языке
Похожие презентации:
Научный стиль речи
Проект по русскому языку — Рассказ о слове Звезда
ЕГЭ-2019 по русскому языку. Задание 9
Технология В.А. Илюхиной «Письмо с открытыми правилами» для учащихся начальных классов
Язык и профессии. Культура речи
Изложение по рассказу В. Бочарникова «Мал, да удал»
Роль русского языка в многонациональной России
ЕГЭ-2019 по русскому языку. Задание 10
Новое в сочинении на ЕГЭ. Комментарий
Художественный стиль речи
Министерство образования и науки Удмуртской
Республики
Институт повышения квалификации и переподготовки
работников образования УР
«Способы словообразования в
русском языке»
Автор: Семакина Марина
Оглавление
Цели
Оборудование средства ИКТ
Мотивационно-целевой этап
Создание проблемной ситуации
Ориентировочный этап
Поисково-исследовательский этап
Подготовка сообщения
Оформление схемы
Рефлексивно-оценочный
Синквейн
Литература
Цели
выяснить, что такое словообразование и какова его
функция, единицы словообразования;
закрепить знания о способах словообразования;
развивать логическое мышление, внимание, устную речь;
развивать языковое чутье,
Оборудование, средства ИКТ
Интерактивная доска
Проектор
Компьютеры по количеству учеников
Программы: Power Point, PDF XC, Microsoft Word,
Интернет
Мотивационно-целевой этап
Методы, приемы: Создание проблемной ситуации,
решение теста
Форма взаимодействия: индивидуальная
На мотивационном этапе у учащихся возникнут трудности,
поскольку они знают не все способы словообразования,
знают приставочный и суффиксальный, приставочносуффиксальный, все остальные им еще не известны.
Создание проблемной ситуации
Необходимость соотнести слова и способы
словообразования
Ориентировочный
Методы, приёмы обучения: беседа,
Форма взаимодействия: коллективная совместно с
учителем
Поисково-исследовательский этап
Методы, приёмы обучения: смысловое чтение текста,
формирование высказывания- сообщения,
систематизация знаний в виде рисунка
Форма взаимодействия: групповая
Подготовка сообщения
Оформление схемы
Практический этап
Методы, приёмы обучения: решение онлайн- теста
Форма взаимодействия: индивидуальная работа
Рефлексивно-оценочный
Методы, приёмы обучения: составление синкейна
Форма взаимодействия: индивидуальная работа
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа,
которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти
нерифмованных строк.
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему
cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с
первым словом).
Синквейн
1.Словообразование
2. Сложное, но интересное
3. Рассуждать, наблюдать,
предполагать
4. Способы образования
напоминают конструктор
Интересно
Литература
Учебник: Русский язык. 6 класс, Баранов М.Т., Ладыженская
Т.А. и др., Просвещение, 2010
Интернет сайты:
Использованные учителем
1. Словообразование. Основные способы образования слов в
русском языке (§ 37). http://do.gendocs.ru/
2. Составление синквейна с примерами http://lewe.ru/
Для ученика
1. онлайн –тест на сайте http://onlinetestpad.com
English Русский Правила
Урок русского языка в 5-ом классе. Тема: «Синквейн «Моя зима»»
Урок русского языка в 5-м классе. Тема: «Синквейн «Моя зима»»Цель: развитие творческих способностей обучающихся.
Задачи:
Научить составлять синквейн.
Подготовить детей к написанию сочинения “Моя зима”.
Воспитывать эстетический вкус, развивать коммуникативные навыки.
Попутное повторение темы “Части речи”.
Оборудование:
Видеомагнитофон
Видеозаписи с зарисовками о зиме
Запись музыки Г. Свиридова “Метель”
Рабочие листы
Снежинки, вырезанные из металлизированной бумаги
Еловые веточки
Демонстрационный материал
Ход урока
1. Слово учителя.
Добрый день, ребята!
Садитесь. У нас сегодня с вами необычный урок. Необычный он потому, что мы с вами будем учиться писать синквейн
Непонятное слово? А хотите узнать, что оно обозначает?
Ну что ж, прекрасно, что у вас есть желание узнать новое.
Работа у нас будет творческая. Каждый из вас имеет право на собственное мнение; это поможет нам творить чудеса.
Ну что, готовы к работе?
2. Определение синквейна.
Итак, синквейн (прикрепить на доску “Синквейн”). Что это такое? Трудно?
Я выслушала ваше мнение, а теперь давайте прочитаем определение этого понятия, которое записано у вас на листе № 1. (Приложение 1)
А как вы это поняли? Работа над синквейном поможет вам написать сочинение.
У вас на столах лежат рабочие листы, в которых мы будем работать в течение урока.
В первую очередь определим тему синквейна, и в этом нам поможет маленькое чудо, которое спряталось под вашими листами. Загляните туда. (На столах лежат снежинки)
Какие они? Опишите их. Они у вас обычные? (Волшебные, сказочные, чудесные)
У вас на столах стоят ветки использованных новогодних ёлок. Давайте продлим праздник, подарим им чуточку зимней красоты, украсим снежинками (украшают). Посмотрите, какое чудо у вас на столах.
Символом какого времени года является снежинка? (Зима)
3. Новая тема.
Видеозарисовка “Зимний лес” Я приглашаю вас, ребята, в зимний лес,
Где много всяких сказочных чудес,
Где замела метелица дороги,
Где в ледяном дворце живёт сама
Красавица волшебница Зима.
Вы, наверное, догадались, на какую тему мы будем писать синквейн. (Прикрепить на доску “Зима”)
Произнесите орфографически слово “зима”.
Возьмите рабочий лист № 2 (Приложение 2), на котором вы будете работать во время урока. Запишите под словом “тема” тему нашего синквейна.
В центре листа вы видите прямоугольник. Здесь нарисуете свой символ зимы, но сделаете это дома. Мой символ зимы — эта красивая снежинка.
Давайте подумаем, какую ассоциацию у вас вызывает слово “зима”.
Для меня зима- это снегопад. А для вас?
У каждого своя ассоциация, вы назвали… (Прикрепить на снежинку совпавшие слова), а я вам сегодня хочу подарить очень красивые слова, которые прислали выпускники прошлого года.
Зима – это сказка, очарование, царство, щедрость, красота, удивление, праздник. Итак, зима это? (Дети читают на снежинке). Каждый из вас для сочинения возьмёт эти прекрасные слова.
4. Нахождение существительных.
В русской литературе зима представляется как образ женщины, как живое сказочное существо.
А какой вам видится зима? Назовите зиму одним словом, именем существительным. На какие вопросы отвечает имя существительное? (Дети называют)
Запишите в рабочий лист № 2 только одно имя существительное, которое тронуло вашу душу.
А я в это время прикреплю на доску слова, которые тоже помогут вам. (Прикрепить на доску слова “ художница, волшебница, кружевница, чародейка, удивление”)
Какие имена существительные вы написали? А теперь прочитайте слова на доске. Это нам понадобится для составления синквейна.
5. Нахождение прилагательных.
А знаете, творческие люди видят зиму по-особенному. Зима, как время года, вдохновила на создание шедевров композиторов, писателей, поэтов, фотографов, художников. Фотографы сделали прекрасные фотографии, художники заменили слова красками.
Нас приглашает в царство к волшебнице зиме художник Шишкин.
Какой вам видится зима на этой картине?
Попробуйте сейчас придумать имя прилагательное, которое характеризовало бы зиму. Вспомните, на какие вопросы отвечает имя прилагательное. Зима какая? (Дети говорят)
Запишите в графе имя прилагательное только одно прилагательное (дети записывают). Но оно должно соответствовать образу вашей зимы.
А я в это время тоже прикреплю прилагательные на доску (прикрепить на доску “пушистая, синеокая, снежная, седая, белоснежная, серебристо-белая”). Прочитайте.
6. Глаголы.
А что же зима делает? Выразите одним глаголом. Кто скажет, на какой вопрос отвечает глагол? Запишите один глагол в рабочий лист. Не забывайте, что глагол тоже должен соответствовать образу зимы. А я в это время запишу глаголы на доске (прикрепить на доску “устилает, румянит, колдует, наградила, удивила, заснежила”).
В каждой части рабочего листа есть только по одному слову. И я вам открою секрет, что для написания синквейна этого не достаточно. Надо нам с вами ещё поработать.
7. Работа со стихами.
Обратимся за помощью к поэтам.
Найдите, пожалуйста, лист № 3 (Приложение № 3–1, 3–2). У вас на листе написаны отрывки стихотворений русских поэтов.
Послушайте внимательно задание.
Ребята первого ряда, найдите в стихах имена прилагательные, второй ряд — только глаголы.
Постарайтесь прочитать внимательно эти стихотворения, проникнуться замыслом поэтов и выбрать только те слова, которые вам понравились (звучит музыка). Эти слова подчёркивайте карандашом, потом легче будет делиться находками со своими друзьями.
Давайте теперь поделимся находками.
Все ребята закончили работу? Приготовьтесь слушать друг друга.
Ребята первого ряда будут называть имена прилагательные, а вы постарайтесь их запомнить. Будете записывать.
А теперь допишите в рабочем листе имя прилагательное, которое вас удивило, поразило, вдохновило (на доску прикрепляются прилагательные).
Слушаем второй ряд. Какие глаголы удивили, поразили вас? Будьте внимательны. Вам придётся записывать.
Запишите, пожалуйста, ещё два глагола, которые вам больше всего понравились.
8. Зарисовка.
Посмотрим вторую видеозарисовку. После просмотра зарисовки вы составите предложение из четырех слов – обращение к зиме. Посмотрите внимательно (пауза).
Моё обращение к зиме такое: “Ты поражаешь своей красотой”.
Попробуйте теперь вы. Посмотрите, как здорово получилось.
Но пришло время написать синквейн.
9. Составление синквейна.
Возьмите, пожалуйста, лист № 4 (приложение № 4). Найдите план написания синквейна. Положите его перед собой, а чуть выше свой рабочий лист № 2.
Не забудьте, что синквейн — это литературное произведение из пяти строк. Пять строк у вас обозначено.
Читаем первый пункт плана: на первой строке записываем тему нашего синквейна — зима.
Читаем второй пункт: два слова — имена прилагательные, которые могут быть соединены союзами.
Запишите. Обращайтесь к рабочему листу или к материалам на доске.
Так, друзья мои, у вас остались незаполненные две строки.
Сначала заполним пятую.
Прочитайте, что нужно написать на пятой строке (одно слово — ассоциация к первой строке — теме синквейна).
Посмотрите, пожалуйста, на доску. (Показ ассоциации)
Выберите любое слово, которое вам понравилось.
Ребята, четвертая строка — самая сложная, выразите своё отношение к зиме.
Напишите фразу из четырех слов — целое предложение. Это будет главной фразой нашего с вами синквейна.
Мы уже пробовали с вами это делать устно. Запишите (звучит музыка).
Кто из вас хотел бы поделиться своими творениями. Прочтите, что у вас получилось. А я прочитаю вам свой синквейн:
Зима
Румяная, радостная
Благословила, удивила, наградила
И подарила мне новых друзей
Чародейка
Вы меня порадовали своим творчеством.
Работа над синквейном поможет вам написать домашнее сочинение “Моя зима” (прикрепить на доску “Сочинение “Моя зима”). Я думаю, работа на уроке была успешной, и вы порадуете меня чудесными сочинениями.
10. Итог.
Наш необычный урок подошёл к концу. Чем он запомнился вам? А что-то новое вы узнали на уроке? Для чего мы учились писать синквейн? А где он вам пригодится? Чью работу на уроке вы можете отметить? А я бы отметила……
Спасибо вам за работу. На память о нашем уроке оставьте себе эти снежинки.
Преподавание темы «Манас и мастерство рассказывания» с помощью стратегий метода критического мышления
Открытый журнал современной лингвистики Том 10 № 06 (2020 г.), № статьи: 104232, 10 страниц
10.4236/ojml.2020.106042
Преподавание темы «Манас и мастерство манастеллирования» методами критического мышления
Гульзат Толонова 1 , Гульназ Борубекова 2 , Бушарипа Укуева 3 , Умир хон Алибекова 4 , Рахат Бекмуратова 1 , Бегайым Баиева 5 , Жамила Имаралиева 6 , Самара Исмаилова 6 , Канышай Чотикеева 7 , Жыпаргуль Абдуллаева 8*
1 Кафедра языкового образования Колледжа Финансы и юриспруденция, Ошский государственный университет, Ош, Кыргызстан
2 Кафедра кыргызского и русского языков, Ошский технологический университет, Ош, Кыргызстан
3 Педагогический факультет, Ошский государственный университет, Ош, Кыргызстан
4 Кафедра кыргызского языка и литературы, Кыргызско-Узбекский университет, Ош, Кыргызстан
5 Профессиональный колледж, Кыргызско-Узбекский университет, Ош, Кыргызстан Кыргызстан
7 Кафедра кыргызского языка и литературы Медицинского колледжа Ошского государственного университета, Ош, Кыргызстан
8 Научно-исследовательский факультет Ошского государственного университета, Ош, Кыргызстан
Авторские права © 2020 принадлежат автору (авторам) и Scientific Research Publishing Inc.
Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution International License (CC BY 4.0).
http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Получено: 27 октября 2020 г.; Принято: 17 ноября 2020 г.; Опубликовано: 20 ноября 2020 г.
АННОТАЦИЯ
В данной статье исследуется метод критического мышления в преподавании темы «Манас и мастерство рассказывания» по стратегии зигзага. Для постановки задач критического мышления во время обучения студенты анализировали различные вопросы по четырем разным текстам с использованием стратегии Венна, синквейна, кластера и кроссворда. Данный метод рекомендуется для преподавания и ознакомления с предметом темы «Манас и мастерство рассказывания» в учебном процессе. В данной работе студенты практически апробировали подход к самостоятельному пониманию темы и ее интерпретации друг к другу. Студенты смогли развить свои организаторские способности, умение работать индивидуально, в парах и группах.
Ключевые слова:
Учение, Эпос Манас, Критическое мышление, Мастерство повествования, Импровизация, Способность
1. Введение нация, содержащая язык, традиционные и моральные принципы (Жумалиев, 2013). О деятельности кыргызского эпического богатыря Манаса в Таласской области рассказано более 1000 лет назад. (Свет, 2018). Эпос о Манасе — это несравненно великая земная сага. Это духовное сокровище, описывающее исторические и героические события, художественно иллюстрирующее сотни образов и персонажей, несравнимых с другими эпосами (рис. 1).
При преподавании предмета «Манасоведение» студентам вузов некоторые функциональные подходы не соответствуют изначально поставленным целям, задачам и содержанию формирования компетентного специалиста. Для достижения необходимых результатов важно разработать образовательные стратегии, основанные на стилях обучения студентов, чтобы улучшить их навыки критического мышления и решения проблем. (Ширази и Хейдари, 2019 г.).
Метод критического мышления в обучении мы выбираем за преимущества в развитии у учащихся навыков индивидуальной, парной и групповой работы, а также свободного высказывания своего мнения.
2. Теория критического мышления
Метод критического мышления применяется для развития у учащихся когнитивных навыков более высокого порядка, таких как концептуализация, анализ и оценка; связаны с философскими представлениями о человеке, чертах личности, характеристиках склада ума (Пу и др., 2019). Совместное обучение посредством чтения и письма — это усилия педагогов по всему миру, которые способствуют позитивной взаимозависимости учащихся, индивидуальной ответственности и навыкам межличностного общения для развития критического мышления. (Гокхале, 2012). Основная цель этого сотрудничества – внедрение в педагогику методов обучения, способствующих развитию навыков критического мышления учащихся независимо от их возраста. Существует комплекс условий обучения, способствующих формированию навыков критического мышления (рис. 2).
Критическое мышление — сложный процесс, по этой причине большинство учителей считают, что на это способны только старшеклассники. Однако на практике подростки также могут участвовать в анализе сложных проблем и принятии решений высокого уровня. Само мышление – это процесс, аналогичный чтению,
Рис. 1. Манас на охоте «Чон Казат».
Рис. 2. Совокупность условий обучения, способствующих формированию у учащихся навыков критического мышления.
письмо, говорение и аудирование; а активный скоординированный сложный процесс, предполагающий размышления о реальных вещах. Некоторые поведенческие модели и атрибуты могут поддерживаться и взращиваться в аудитории: 1) Уверенность в себе; 2) активное участие; 3) общение с учителями и сверстниками; 4) Прислушиваться к другим, включая дополнительные критерии преимуществ и последствий критического мышления, показанные на рисунке 3.
Проведенное исследование показало, как можно разработать учебную программу колледжа и стратегии обучения для развития критического мышления. (Макмиллан, 19 лет87). Было высказано предположение, что способность к критическому мышлению является центральным элементом обучения студентов в течение всей жизни. (Терензини и др. , 1995). Согласно терминологии, слово «критический» означает «придираться к тому, что другие делают или говорят», а слово «мыслящий» означает индивидуалистический подход. (Ханссон, 2019).
В этой статье мы описываем прогресс в творчестве студентов колледжа и полученные знания с использованием зигзагообразной стратегии метода критического мышления, включающей диаграмму Венна, синквейн, кластер и кроссворд.
3. Методы исследования
Преподавание дисциплины манасология студентов колледжей и разработка научно-методических основ подготовки профессиональных специалистов, реализуемых через методы критического мышления, такие как наблюдение, мышление, сравнение, доказательство, моделирование, схематизация и др. Метод критического мышления широко используется в обучении студентов колледжей. В качестве объекта узнавания сказителей эпоса «Манас» при изучении предмета «Манасология» мы использовали следующие компетенции:
● Формирование речи учащихся, устной и письменной речи, умение строить логические и понятные рассуждения.
Рисунок 3. Дополнительные критерии преимуществ и последствий критического мышления.
● Уважать людей в соответствии с принятыми моральными и правовыми нормами, основанными на социальном взаимодействии, знаниях и невербальных навыках.
● Способность продвигать культуру терпимости и партнерства.
Ожидаемые результаты обучения
● Глубоко понимать тематическое содержание эпоса Манас.
● Учащиеся должны знать о влиянии исторических эпох на формирование эпоса «Манас».
● Ознакомление учащихся с первоначальными сведениями об эпосе Манас.
● Учащиеся должны хорошо знать легендарных манастеллеров.
● Учащиеся должны знать об основных сюжетах всей трилогии эпоса «Манас».
● Определение и идентификация версий эпоса «Манас» по манастеллерам.
● Анализировать системы персонажей в эпосе «Манас».
4. Результаты и обсуждение
Основная часть урока манасологии преподается с использованием метода критического мышления через стратегию зигзага. При использовании этого метода учащиеся могут самостоятельно понимать и принимать информацию и объяснять полученную информацию своим одноклассникам. (Муратов и Акматов, 2017). Студенты могут развивать свои способности и навыки в работе с текстом. В начале урока учащиеся были разделены на четыре группы. Учитель раздал ученикам следующие текстовые фрагменты:
Текст 1: Манастеллер – поэт и импровизатор, автор и актер, певец и драматург, человек с ярко выраженной творческой личностью. Не каждый человек обладает такой чудодейственной силой. Это имущество было даровано Аллахом его любимому человеку в качестве подарка. Поэтому Мухтар Ауэзов назвал легендарного манастелера Саякбая Каралаева «Гомером 20 го века». Чынгыз Айтматов назвал сагу «Манас», рассказанную Саякбаем Каралаевым, «самым большим океаном поэзии и человеческого духа», и сравнил с бескрайним океаном. Тем не менее, никто не может отрицать, что сага «Манас» — это поэтический холм, связывающий воедино людей, создавших эту сагу, с землей и мирозданием. Это доказала книга рекордов Гиннесса, в которой было написано: «Самая длинная поэма – это кыргызский национальный эпос «Манас», изданный книгой в 1958. Объем 500 тысяч строк». Вот почему кыргызы могут гордиться эпосом «Манас» перед людьми всего мира. В то время это обрисованное определение давалось только книге-трилогии «Манас», «Семетей» и «Сейтек», рассказанной в версии Саякбая Каралаева. Но раньше в Национальной академии наук хранилось более 60 рукописных версий других манастеллеров. По точным данным, сейчас в базе хранится более 80 версий, каждая из которых имеет отдельные особенности. (Укуева, 2017).
Текст 2: Умение рассказывать — таинственное явление в культуре кыргызов. Из древних эпох известно, что это умение давалось манастеллеру как видение. Обзор этого сакрального видения позволяет сказать, что это историческая или генетическая память и тайное знание. Наши предки издревле, основываясь на своих ментальных знаниях, считали, что мастерство манастеллинга очищает духовную душу человека и связано с высшим сознанием. Поэтому издавна манастеллеров оценивали как людей, обладающих особыми способностями. Например, Сагымбай Орозбак уулу, Азиз Омур уулу, Мамбет Чокмор уулу, Саякбай Карала уулу, Назар Болот уулу, Чоуке Омур уулу, Балугуз Кумар уулу были известны как «жайчылык» (от древнетюркского ядачи — «волшебник», «колдун»). ) (Акматалиев, 2015), предсказывающие будущее и экстрасенсорные способности людей, лучших дипломатов и советников политических лидеров. Особенно в 19-й век, один из эффектных манастеллеров Тыныбек Жапый уулу был одновременно политиком и лидером рода Тынымсеит. Такие привычные и невидимые навыки рассказывания различаются тем, что отражают ментальный (интеллектуальный), материалистический и духовный уровни. (Укуева, 2017).
Текст 3: Каждый манастеллер – это уникальная и талантливая личность, подразделяющаяся на следующие типы в зависимости от их различных дасмий и чудесных свойств:
1) Манастеллеры-любители – это те, кто запоминает чужую часть эпоса «Манас» и рассказывает сам.
2) Неполные сказители – это те, кто выучил часть эпоса Манас или его часть от других сказителей.
3) Истинные манастеллеры хорошо изучили основные сюжеты эпоса и рассказывают их от начала до конца своим пониманием, например, Молдобасан Мусулманкулов, Шапак Рысмендеев, Тоголок Молдо.
4) Великие манастеллеры — это те, кто обладает большим талантом и навыками, создатель топовой идеи и систематического рассказа в эпической версии, хорошо известный другим людям и заслуживший отличную репутацию. С. Орозбакова, С. Каралаева можно считать великими манастеллерами. Тем более, что самая большая по объему версия принадлежит С. Орозбакову. Его единственный «Манас» — стихотворение из 180 378 строк. Отличием его версии от других версий является господство широких описаний древних обычаев кыргызов, т.е. свадьбы, трапезы, женитьбы дочери, сватовства и т.д. Отличительной чертой и красотой является преобладание исламских религиозных верований.
5) Почерковедами являются Тоголок Молдо, Ыбрай Абдурахманов и китаец из Кызыл-Суу Жусуп Мамай. Эти манастеллеры писали свои версии на бумаге полностью (Укуева, 2017).
Текст 4: «Школу сказителей в фольклористике можно определить как группу сказителей, версии которых существенно отличаются, имеют близкое значение и сходны с версиями других сказителей, которые возникли в результате творческого влияния друг на друга известных сказителей эпических поэм. , образование студентов и обучение у учителя». Кыргызская фольклористика состоит из северной и западной школ. Согласно делению населенной местности М. Ауэзовым на Нарын и Каракол, сопоставление версий эпоса «Манас» выявило сходство между версиями Сагымбая Орозбака и Шапак, Багыш, Т. Молдо, Молдобасан; между версиями Саякбай Карала уулу и Мамбет, Дункан, Шаабай, Кааба. Есть сходство в эпических версиях Тыныбека (школы) из Нарына и Сагымбая, версий Т. Молдо из-за их сильного влияния. Молдобасан, Ыбыраим и Багыш принадлежат к школе повествования Сагынбайса. (Мусаев, 1979). Однако включение Сагынбая и его учителя Тыныбека в Нарынскую школу не является обязательным. Нет сомнений в возможном сходстве этой школы рассказов о манастеллерах из-за их путешествий и повествований во многих областях и обучения у великих манастеллеров. Например, сравнение версий Мамбета Чокмор уулу и Саякбайса выявило сходство в их рассказах. Два манастеллера, Мамбет и Саякбай, считают своими учителями Донузбая и Чоюкэ. Жаныбай Кожеков считается на Западе мастером «Семетея» и «Сейтека», а М. Калбаев, Шаймардан, Ч. Сыдыков, К. Жумагулов и Б. Султанов включены в книгу манастеллеров Чоудана. (Укуева, 2017).
Учитель познакомил учащихся с рабочим подходом к этому методу, и они прошли следующие этапы:
Шаг 1. Учитель пронумеровал учеников номерами 1, 2, 3 и 4 и разделил их на четыре группы в соответствии к их номерам.
Шаг 2. Каждая группа получила от учителя четыре разных текста (как показано выше). Учащиеся первой группы читают Текст 1, учащиеся второй группы читают Текст 2, учащиеся третьей группы читают Текст 3, учащиеся четвертой группы читают Текст 4.
Шаг 3. В установленный срок каждый учащийся читает свою часть текста индивидуально.
Шаг 4. Каждая группа выбрала одного ученика в качестве лидера, который представил текст другим ученикам в группе. Все внимательно выслушали презентацию лидеров групп и отметили непонятные слова для обсуждения в конце.
Шаг 5. Студенты снова были перенумерованы как 1, 2, 3, 4 в этих группах и собраны в новые четыре группы в соответствии с их номерами.
Шаг 6. Каждый ученик, пришедший из первоначально пронумерованных групп, объяснил свой текст другим ученикам новой группы.
Шаг 7. Здесь каждый ученик новой группы был проинформирован о содержании всех четырех текстов, данных учителем в начале урока.
Шаг 8. После этого учащиеся вернулись в свои первоначальные группы и представили тексты в следующем порядке: 1 st группа провела презентацию Текста 1 с использованием стратегии синквейна, развивая навыки критического письма и рефлексии учащихся. (Абдрахманова и др. , 2017). Пример синквейна, используемого в этом классе:
● Саякбай
● Правильный, сильный
● Уникальный, представь, расскажи
● Великий эпический рассказчик
● Манастеллер
Учащиеся 2-й группы сделали презентацию Текста 2, используя диаграмму Венна, которая использовалась для мотивации и поощрять обсуждение сходств и различий между манастеллерами (Хоффман, 2001; Davies & Barnett, 2015), как показано на рис. 4.
Учащиеся 3-й группы представили текст 3, используя стратегию кластерного анализа для выделения отдельных подгрупп. (Duff & Marriott, 2017) манастеллеров (рис. 5).
4 -я группа студентов представила Текст 4, используя стратегию кроссворда, как показано на рисунке 6.
Вопросы по вертикали:
1) Название великого эпоса?
Вопросы по горизонтали:
1) Имя менеджера.
2) Имя жены Алманбета в эпосе Манас.
3) Название места, где умер известный манастелер Тыныбек Жапый уулу.
4) Как звали отца Каныкейса?
5) Имя одного из кырк чоро.
После текстовых презентаций студенты задавали вопросы друг другу и отвечали на них. Функции и эффекты метода критического мышления, используемого в преподавании темы «Манас и манастеллеры», следующие:
Рисунок 4. Диаграмма Венна, показывающая сходства и различия между манастеллерами.
Рисунок 5. Кластер «Manasteller».
Рисунок 6. Кроссворд «Манас».
● В специальных общеобразовательных школах использование таких методов критического мышления в жизненной практике поможет улучшить творческие способности учащихся и анализ научных, теоретических аспектов.
● При применении зигзагообразного метода все учащиеся работали творчески и талантливо. Они выслушали презентации друг друга и добавили свои собственные мнения.
● Для улучшения и углубления мышления учащихся были заданы вопросы, связанные с классом. Учитель контролировал время для каждого шага. Каждый студент во всех четырех группах принял участие в дискуссии, где они должны были внимательно выслушать друг друга и обдумать содержание темы. Учитель наблюдал за тем, как все четыре группы давали ученикам правильное направление.
● Высшей точкой использования метода критического мышления на данном занятии является индивидуальная и групповая работа учащихся по чтению, пониманию, размышлению, обсуждению, выражению собственного мнения, объяснению и творческой работе; в то же время приобрел знания о стратегиях диаграммы Венна, синквейна, кластера и кроссворда.
5. Заключение
В конце занятия учащиеся получили следующие знания об эпосе Манас: знают о манастелах, их отличительных чертах от других людей, их роли в фольклоре, типах, различиях и подразделениях манастельеров. Поймите уникальность навыка манастеллинга. Формирование у учащихся навыков творческой деятельности должно отрабатываться в соответствии с целью каждого интерактивного занятия. Использование стратегий критического мышления в обучении студентов колледжей будет способствовать совершенствованию их деятельности, развитию навыков, углублению качества образования. В то же время восприятие учащихся с использованием стратегий метода критического мышления будет развиваться и прогрессировать. Каждое интерактивное занятие, используемое для мотивации творческой деятельности учащихся в соответствии с поставленными целями, будет отрабатываться.
Практическую значимость в данной работе реализовывали способности студентов к критическому мышлению, анализу своего мнения и навыки составления презентаций по диаграмме Венна, кластеру и кроссворду.
Конфликт интересов
У авторов нет конфликта интересов при публикации данной статьи.
Цитировать эту статью
Толонова Г., Борубекова Г., Укуева Б., Алибекова Ю., Бекмуратова Р., Баиева Б., Имаралиева З., Исмаилова С., Чотикеева К. ., & Абдуллаева З. (2020). Преподавание темы «Манас и мастерство манистеллирования» с использованием стратегий метода критического мышления. Открытый журнал современной лингвистики , 10, 675-684. https://doi.org/10.4236/ojml.2020.106042
Список литературы
- 1. Абдрахманова С.Т., Базарбаева Л.Т., Сидикова Г.Б. (2017). Развитие критического мышления. Европейский журнал естественной истории, 5, 52-55. [Ссылка на документ 1]
- 2. Акматалиев, А. (2015). Энциклопедия «Манас» (1400 стр.). Бишкек: НААСКР. [Ссылка на документ 1]
- 3. Дэвис, М., и Барнетт, Р. (2015). Справочник Пэлгрейва по критическому мышлению в высшем образовании. Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. https://doi.org/10.1057/9781137378057 [Ссылка на документ 1]
- 4. Дафф, А., и Марриотт, Н. (2017). Образовательно-исследовательский гештальт в бухгалтерском учете: кластерный аналитический подход. Британский бухгалтерский обзор, 49, 413-428. https://doi.org/10.1016/j.bar.2017.05.001 [Ссылка на документ 1]
- 5. Гокхале, А. А. (2012). Совместное обучение и критическое мышление. В NM Seel (Ed.), Энциклопедия наук об обучении (3641 стр.). Бостон, Массачусетс: Спрингер. https://doi.org/10.1007/978-1-4419-1428-6_910 [Ссылка на документ 1]
- 6. Hansson, S. O. (2019). Критическое мышление. Теория, 85, 3-7. https://doi.org/10.1111/theo.12179 [Ссылка на документ 1]
- 7. Хоффман, Э. А. (2001). Успешное применение методов активного обучения во вводной микробиологии. Микробиологическое образование, 2, 5-11. https://doi.org/10.1128/154288101X14285805983179 [Ссылка на документ 1]
- 8. Лайт, Н. (2018). Кыргызские генеалогии и родословные: история, повседневная жизнь и патриархальные институты в Северо-Западном Кыргызстане. Генеалогия, 2, 53. https://doi.org/10.3390/genealogy2040053 [Ссылка на документ 1]
- 9. McMillan, JH (1987). Повышение критического мышления студентов колледжей: обзор исследований. Research in Higher Education, 26, 3-29.https://doi.org/10.1007/BF00991931 [Ссылка на статью 1]
- 10. Муратов А. и Акматов К. (2017). Изучение новых технологий, Бишкек (320 стр.). [Ссылка на документ 1]
- 11. Мусаев, С. (1979). Эпос Манас (201 стр.). Фрунзе: Илим.