Психология животных: ПСИХОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ | Энциклопедия Кругосвет

Содержание

ПСИХОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ | Энциклопедия Кругосвет

Содержание статьи
  • ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
  • ОСНОВНЫЕ ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЙ

ПСИХОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ (сравнительная психология, зоопсихология), отрасль психологии, изучающая психику животных. Исследования в этой области, проводимые как в лабораторных, так и в естественных условиях, направлены на изучение психологических факторов, влияющих на жизнедеятельность животных, а также разнообразных аспектов сходства и различия в их поведении. Зоопсихологи ставят перед собой следующие основные вопросы: каково влияние наследственности и среды на психику и поведение; какова роль инстинктов в поведении животных; в какой мере поведение определяется научением; как изменяется поведение в процессе индивидуального развития животного; в чем состоит адаптивная функция психики животного в его естественной среде.

В историко-научной перспективе психология рассматривалась как область знания, существующая отдельно от этологии – науки о поведении животных в естественной среде обитания. Первыми этологами были европейские ученые, использовавшие главным образом метод наблюдения за животными в природных условиях. Зоопсихология получила развитие в университетских лабораториях США, где проводились экспериментальные исследования.

Этологами обычно становятся зоологи, интересующиеся развитием и адаптивным значением поведения, а также его наследственными и эволюционными предпосылками. Зоопсихологи же, как правило, получают психологическое образование, и в поведении животных их интересуют психологические процессы, а именно научение, мотивация, память и восприятие; кроме того, они пытаются определить нейропсихологические механизмы той или иной формы поведения.

Тем не менее этология оказала большое влияние на зоопсихологию и способствовала расширению сферы ее исследований. Зоопсихологи теперь активно изучают такие проблемы, как роль наследственности в поведении и адаптивное значение инстинктивных и приобретенных форм поведения. В настоящее время зоопсихология и этология сближаются и дополняют друг друга в попытке понять поведение животных во всей его сложности.

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Человек начал размышлять о поведении животных в глубокой древности. Гераклит предполагал, что люди и боги обладают разумом и душой, тогда как звери (животные) неразумны и не имеют души. В противоположность ему Аристотель в ходе рассуждений об эволюции животных и их классификации сформулировал некоторые первые принципы психологии животных.

Первой книгой в области зоопсихологии была Сравнительная психология (Psychologie comparée, 1864) П.Флуранса. Однако главный импульс для развития современной сравнительной психологии дал знаменитый труд Чарлза Дарвина Происхождение видов (Origin of Species, 1859), содержащий обсуждение адаптивной роли инстинктов и поведения у разных животных. Его идеи побудили многих ученых – философов, натуралистов и биологов – разрабатывать те направления исследований, на основе которых впоследствии сформировались зоопсихология и этология как науки. Более поздняя работа Дарвина Выражение эмоций у человека и животных (Expression of the Emotions in Man and Animals, 1872) тоже сыграла огромную роль в развитии сравнительного подхода к изучению поведения животных.

В конце 19 в. был опубликован ряд книг по психологии животных. Одна из наиболее известных, Разум животных (Animal Intelligence, 1882), была написана биологом Дж.Романесом. Теория тропизмов Ж.Лёба, предложенная в 1890, объясняла поведение как движение к стимулу или от него вследствие физико-химических причин (см. также ЛЁБ, ЖАК). После опубликования книги У.Джемса Принципы психологии (Principles of Psychology, 1890) и диссертации Э.Торндайка Ум животных: экспериментальное изучение ассоциативных процессов (Animal Intelligence: An Experimental Study of the Associate Processes of Animals, 1898) психология животных стала систематической научной дисциплиной.

В первой половине 20 в. психология животных находилась под сильнейшим влиянием теоретиков, утверждавших, что решающую роль в формировании поведения играют окружающая среда и научение, и часто не принимавших в расчет биологические факторы, от которых зависят восприятие и само научение. Многие зоопсихологи стали последователями К.Халла, Э.Толмена, Э.Газри, Б.Скиннера. Лишь отдельные исследователи (Р.Йеркс, К.Лешли, Н.Майер и Т.Шнейрла) оставались в рамках более широкого, физиологически ориентированного подхода.

ОСНОВНЫЕ ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЙ

Эволюционная адаптация.

Большое влияние на исследователей поведения животных оказали дарвиновские представления о том, что в ходе эволюции животные отбирались по принципу наилучшей адаптации к условиям окружающей среды. Лишь при рассмотрении поведения животных с позиций эволюционной теории удается выявить основополагающие принципы, применимые к большим группам животных. Например, в одном исследовании сравнивалось поведение плотоядных млекопитающих, таких, как львы и медведи, и копытных, таких, как антилопы. Плотоядные животные – хищники, и обычно сами не являются добычей для других. Наоборот, на копытных постоянно охотятся, но сами они не убивают других животных, разве что в каких-то исключительных обстоятельствах. Типы поведения этих двух групп совершенно различны. Копытные – стадные животные; хищники же не собираются в стада, хотя некоторые, в частности львы и волки, объединяются в небольшие группы. Спаривание копытных происходит быстрее, они мало и чутко спят и очень быстро пьют, когда предоставляется такая возможность. Плотоядным животным, напротив, требуется много времени для спаривания, они крепко спят и не торопятся, когда пьют. Роды у копытных протекают быстро, они не подготавливают для этого специального места, тогда как плотоядные готовят нору или логово, а роды у них занимают длительное время. Эти различия в поведении явно соответствуют тому, что необходимо для выживания каждой группы, и, очевидно, возникли под давлением естественного отбора.

Генетика и поведение.

Поведение животных зависит прежде всего от их анатомии и нейрофизиологии. Однако направленность их внимания и способность к научению определяется также наследственной предрасположенностью, а соответственно генетическими особенностями вида. Например, приматы особенно восприимчивы к крикам особей своего вида и, вероятно, генетически предрасположены к распознаванию значений этих разнообразных звуков. Лягушки обладают специфическим свойством зрительной системы, позволяющим замечать летающих насекомых, которых можно схватить и съесть. При этом на обездвиженных насекомых они не реагируют, и даже если разложить их вокруг лягушки в большом количестве, она умрет с голоду, но не притронется к ним. У многих животных с самого рождения обнаруживается хорошее восприятие глубины. Едва вылупившиеся птенцы в гнездах на скалах избегают приближаться к краю обрыва, тогда как утята не проявляют подобной осторожности.

Влияние среды.

Изучение приматов в естественных условиях показало, что угроза со стороны хищников и доступность пищи могут привести к значительным изменениям в социальной организации даже среди близкородственных видов. В одном из исследований сравнивалась социальная организация двух видов павианов – анубисов и гамадрилов; и те и другие обитают в Эфиопии, но в разных экологических нишах. Анубисам пища более доступна, поскольку они живут в лесах или вблизи них, и там имеются источники воды. Гамадрилы, напротив, обитают в засушливых областях, где добывать пищу трудно. И на тех, и на других охотятся крупные кошачьи – львы и леопарды. При этом анубисы живут большими группами, состоящими из детенышей и нескольких взрослых самцов и самок. У гамадрилов же основной единицей сообщества является гарем, с одним взрослым самцом и несколькими самками с детенышами.

Сообщество гамадрилов уникально приспособлено к местообитанию, где пища добывается с трудом и ее хватает только для выживания маленькой группы. Один взрослый самец обеспечивает и воспроизводство и защиту, а отсутствие других самцов уменьшает совокупную потребность в пище. На ночь несколько гаремов собираются вместе и, чтобы обезопасить себя от хищников, устраиваются на ночлег под защитой немногочисленных в этой местности отвесных скал.

Механизм, обеспечивающий эту социальную структуру, отчасти детерминирован генетически. Самец-гамадрил собирает самок и держит их при себе независимо от того, находятся ли они в периоде течки (эструса) – состояния повышенного сексуального возбуждения и способности к размножению – или вне этого периода. Иными словами, самцов-гамадрилов самки привлекают просто в силу их половой принадлежности. Самец-анубис, напротив, не расположен держать при себе самок, и они привлекают его лишь в период течки.

Социальное поведение.

Все животные должны время от времени взаимодействовать друг с другом, по крайней мере в той степени, которая необходима для спаривания и размножения. Сверх этих минимальных контактов социальные отношения животных варьируют от преимущественно одиночного образа жизни до полной зависимости от группы. Формирование сообществ у животных дает отдельным особям или группе в целом определенные адаптивные преимущества, связанные с такими факторами, как совместная защита от хищников, совместное добывание пищи, увеличение способности выдерживать межвидовую конкуренцию, повышение эффективности размножения.

Генетическая основа социальности может сохраняться и в тех случаях, когда перестает быть необходимой или даже просто полезной для выживания животного. Например, Дж.Скотт, проводя детальное сравнительное исследование волков и различных пород домашних собак, обнаружил, что, хотя домашние собаки были генетически изолированы от своих диких предков (волков) на протяжении 12 000 лет, у обоих видов поведение осталось во многом сходным. Социальное поведение сильнее выражено у волков, но в основных чертах оно не отличается от соответствующего поведения собак. И те и другие являются стайными животными. И волки и собаки сообщают о своем местонахождении и состоянии с помощью лая и воя. И те и другие охраняют свою территорию и имеют обыкновение закапывать пищу.

Как и у многих других животных, у собак и волков существуют критические периоды в развитии социального поведения, когда они способны к формированию основных взаимоотношений, присущих взрослым особям данного вида. Если у щенка собаки (или волка) в течение первых 14-ти недель жизни не были установлены доброжелательные, доверительные отношения с человеком, животное останется «диким», будет избегать и бояться человека.

Коммуникация.

В широком смысле коммуникация – это любое действие, произведенное одним организмом с целью изменить поведение другого организма и достичь, адаптивного (полезного) для одной или обеих особей результата. Коммуникация у животных может осуществляться разными способами, от специализированных действий, генетически заданных и уникальных для данного вида, до гибких языковых систем человека, зависящих от научения. Пример генетической, специфичной для вида коммуникации –половой аттрактант (сексуально привлекающий продукт), выделяемый женскими особями бабочек двух видов рода Bryotopha. Это вещество служит сигналом для самца, что самка его вида готова к размножению. Значительно более сложные коммуникативные системы используют птицы и млекопитающие. Здесь коммуникация не дискретна, а варьирует по интенсивности. Это означает, что она определяется уровнем мотивации того, кто посылает сигнал, а не простым «да – нет», как в случае готовности или неготовности к размножению. Особенно сложное коммуникативное поведение обнаружено у приматов, которые способны комбинировать значения многих сигналов, таких, как поза, различные звуки и мимика, для передачи разнообразной информации (см. также КОММУНИКАЦИЯ ЖИВОТНЫХ).

Наиболее мощное средство коммуникации – язык, который присущ только человеку. Все животные обмениваются информацией, но не всякий обмен информацией происходит на основе языка. Язык – это открытая коммуникативная система, позволяющая вводить и использовать в новых комбинациях новые единицы (слова), а тем самым и постоянно расширять смысловую сторону сообщений, на которые соответственно реагируют те, кто их получает.

В исследованиях Б.Гарднер, А.Гарднера, Д.Примака, Д.Рамбо и Э.Сэвидж было показано, что, используя «неголосовую» языковую систему и длительные тренировки, у шимпанзе можно развить сложные, лингвистически значимые коммуникативные навыки. Эти навыки включают способность выучивать значения новых «слов», отвечать на слова, правильно их применять, давать названия вещам на основе их наиболее заметных признаков и даже «разговаривать».

Поведение и научение у приматов.

В настоящее время интенсивно изучается поведение человекообразных приматов как в естественных, так и в лабораторных условиях. Поскольку эти обезьяны находятся в ближайшем эволюционном родстве с человеком (тоже приматом), изучение их предоставляет уникальную возможность найти ответы на ряд вопросов, важных для нашего собственного вида: Какие поведенческие признаки являются общими для всех приматов? Давлением каких факторов эволюции можно объяснить сходство и различия в поведении существующих видов приматов? Как влияют средовые факторы, действующие в раннем периоде индивидуального развития, на приобретение нормальных социальных и познавательных навыков? Какими способами коммуникации пользуются приматы, и какими видами информации они способны обмениваться?

Исследования приматов в естественных условиях сосредоточены на изучении их социальных структур, питания, родительского поведения, хищничества (и защиты от него), использования природной среды, родственных связей и различных аспектов социального взаимодействия. В лабораторных условиях исследуют восприятие и научение, коммуникацию, физиологию и эндокринологию,с трудом поддающиеся изучению в естественных условиях.

Семейства приматов классифицируют по принципу возрастающего сходства с человеком. Типичный с этой точки зрения ряд – полуобезьяны, обезьяны, человекообразные обезьяны, человек – характеризуется увеличением объема мозга, а также количества извилин коры и ее относительных размеров. С этими параметрами коррелируют возрастающие в ходе эволюции любопытство к новым объектам и способность реагировать на них разнообразными способами. Развивается также способность справляться со сложными заданиями, требующими усвоения понятий или правил и переноса информации с одной ситуации на другую.
См. также ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ; КОММУНИКАЦИЯ ЖИВОТНЫХ.

Психологические особенности поведения животных | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор: Кузнецов Владислав Алексеевич

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №40 (382) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 01.10.2021 2021-10-01

Статья просмотрена: 634 раза

Скачать электронную версию

Скачать Часть 3 (pdf)

Библиографическое описание:

Кузнецов, В. А. Психологические особенности поведения животных / В. А. Кузнецов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 40 (382). — С. 163-164. — URL: https://moluch.ru/archive/382/84305/ (дата обращения: 31.05.2023).



Целью изучения зоопсихологии является углубление знаний в общей психологии. Следствием этого является выявление предпосылок формирования сознания человека. Знания о механизмах развития психики животных стали основами для изучения многих психических заболеваний и расстройств, в том числе и в детском возрасте. В данной статье рассмотрены психологические аспекты поведения животных.

Ключевые слова: психология животных, поведение, среда, генетика, социальное поведение.

Важными аспектами психологии животных являются генетика и поведение. Действия животных прежде всего зависят от их анатомии и нейрофизиологии. Однако направленность их внимания и способность к изучению чего-то нового определяются также наследственной предрасположенностью, а соответственно генетическими особенностями вида [3]. К примеру, приматы более восприимчивы к крикам особей собственного вида и, вероятно, на генном уровне предрасположены к распознаванию значений данных всевозможных звуков. Лягушки владеют своеобразным свойством зрительной системы, позволяющим замечать летающих насекомых, которых можно схватить и съесть. При этом на обездвиженных насекомых они не откликаются, и даже если разложить их вокруг лягушки в большом количестве, она скончается с голоду, но не притронется к ним.

У множества животных с самого рождения обнаруживается хорошее восприятие глубины. Чуть вылупившиеся птенцы в гнездах в горах избегают приближения к краю обрыва в то время, как утята не показывают похожей осторожности.

Ключевую роль играет влияние среды на животных. Повторяющиеся сезонные изменения среды (освещенность, солнечная радиация, климат, состав кормов и пр.) вызывают повторяемость конкретных физических процессов, их качественные и количественные особенности. Эти изменения называются сезонными ритмами. У животных довольно внятно появляются дневные (циркадные) ритмы, связанные с вращением Земли и длительностью светового дня, такие, как чередование сна и бодрствования, подвижность, колебания вегетативных процессов — артериального давления, температуры тела, концентрации гормонов в крови и др. Составление совместного дневного ритма поведения животных находится в зависимости от установленного распорядка дня, в частности от кратности кормления и доения [4].

Одной из оснований, нарушающих поведение животных, считается шум от работающих в помещении устройств.

При уровне шума 40…60 дБ животные, тем более лошади и коровы, показывают беспокойство, у них понижается аппетит и поедаемость кормов, сокращается время отдыха. Но к этому уровню шума они привыкают, и биологическое поведение восстанавливается. Однако, при возрастании шума до 60…70 дБ продуктивность вновь падает [1].

Меняется поведение животных при перегруппировках, резких конфигурациях питания, климата, длительности светового дня поведение животных изменяется с целью наилучшего приспособления организма к новым условиям.

В то же время частые и интенсивные вмешательства в естественный жизненный ритм животного могут вызвать неблагоприятные физиологические реакции, нарушение адаптации и стрессовое состояние.

Социальное поведение также влияет на психику животных. Все животные должны время от времени взаимодействовать друг с другом, по крайней мере в той степени, которая необходима для спаривания и размножения. Сверх данных минимальных контактов общественные отношения животных варьируют от преимущественно одиночного образа жизни до абсолютной зависимости от группы.

Составление сообществ у животных выделяет отдельным особям или же группе в целом конкретные адаптивные выдающиеся качества, связанные с такими факторами, как совместная оборона от хищников, совместное добывание еды, увеличение возможности выдерживать межвидовую конкуренцию, увеличение производительности размножения [3].

Генетическая база социальности имеет возможность сохраняться и в тех случаях, когда перестает быть необходимой или даже просто полезной для выживания животного. К примеру, Дж.Скотт [5], проводя детализированное сравнительное изучение волков и всевозможных пород семейных собак, обнаружил, что, хотя домашние собаки были на генном уровне изолированы от своих диких предков (волков) на протяжении 12 000 лет, у обоих видов поведение осталось во многом схожим. Общественное поведение посильнее выражено у волков, но в ведущих чертах оно не выделяется от соответственного поведения собак. И те, и другие являются стайными животными. И волки, и собаки докладывают о собственном местонахождении и состоянии с помощью лая и воя.

И те, и другие охраняют собственную территорию и имеют обычай закапывать еду.

Как и у множества других животных, у собак и волков есть критические периоды в развитии общественного поведения, когда они готовы к формированию ведущих отношений, свойственных зрелым особям данного вида. Если у щенка собаки (или волка) в течение первых 14-ти недель жизни не были поставлены благожелательные, доверительные отношения с человеком, животное остается «диким», станет игнорировать и опасаться человека.

На основе проведенного анализа, стоит отметить, что психика животных во многом схожа с психикой человека. Работа ученых в области зоопсихологии не стоит на месте. Теоретические знания зоопсихологии необходимы для развития общей психологии, чтобы выявить предпосылки формирования сознания человека. Без вклада зоопсихологов не обойтись и в антропологии для разрешения вопроса о происхождении человека. Но данная наука полезна не только для научной деятельности. Знания рефлексов и инстинктов животных необходимы для сельского хозяйства и охотничьей деятельности.
Благодаря зоопсихологии стал развиваться такой метод лечения, как анималотерапия.

Зоопсихология как наука развивается до сих пор, вкладывая всё больше теоретических знаний и опыта в научную и бытовую деятельность человека.

Литература:

  1. Мак-Фарленд Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция. М., 1988. — 240 с.
  2. Тинберген Н. Поведение животных. М., 1985. — 147 c.
  3. Тинберген Н. Социальное поведение животных. М., 1993. — 5 с.
  4. Фабри К. Э. Основы зоопсихологии. М., 1993. — 20 с.
  5. Жак М. Волк и собака. Изучение предков помогает лучше понять потомков // Наука и жизнь. 2019. № 8. URL: https://www.nkj.ru/archive/articles/22664/ (дата обращения 12.08.2019).

Основные термины (генерируются автоматически): поведение животных, животное, волк, генный уровень, общая психология, общественное поведение, психика животных, световой день, социальное поведение, уровень шума.

Ключевые слова

поведение, социальное поведение, среда, генетика, психология животных

психология животных, поведение, среда, генетика, социальное поведение

Похожие статьи

Влияние

животных на здоровье человека | Статья в журнале…

Излечивая животных, мы помогаем природе, а природа же, в свою очередь, щедро одаряет нас своим вниманием и любовью.

Люди издревле интуитивно догадывались о благотворном влиянии животных на человека. Например, в Древней Греции считалось, что бог врачевания…

Результаты наблюдений за колонией берингийских сусликов…

Характер распределения животных на исследуемой территории объясняется несколькими факторами, главными из которых

В середине июля и в конце сентября на участке проводились учёты сусликов с целью выяснения общего количества животных в начале и конце сезона.

Формирование знаний о

животных у детей дошкольного возраста

При ознакомлении детей с животным миром решаются три задачи: формирование представлений о животных, развитие эмоционально-положительного отношения к ним и воспитание нравственного поведения в природе. В программе воспитания и обучения детей в…

Современные информационные технологии как средство…

Выготский стремился раскрыть, прежде всего, специфически человеческое в поведении

человека и историю становления этого поведения, его культурно-историческая психология требовала изменения традиционного подхода на процесс психического развития.

Классификация

животных как источников повышенной опасности

Поведение домашних животных в силу исторически сложившегося совместного существования с человеком в достаточной мере подконтрольно воле людей. Однако природные особенности любого животного, как живого организма, исключают полный контроль над его поведением.

К вопросу о понятии

животных по Российскому законодательству

Животные — это все представители зоологического подтипа позвоночных животных, а также беспозвоночные, обладающие развитой нервной

Дикие животные в неволе — это дикие животные, изъятые из естественных для них природных условий и содержащиеся человеком в…

Критерии и

уровни сформированности социальных навыков. ..

Уровни. Критерии. Высокий уровень. Деятельностно-поведенческий. – активно участвует в общественных делах

— не способен выбрать способ поведения на основе оценки ситуации; — не готов проявлять ответственность за свои поступки и результат деятельности.

Дружба — это чудо: дети и

животные | Статья в журнале…

Уровень интеллекта таких детей выше, чем у сверстников, не имеющих животных.

Прежде чем выбросить домашнего питомца на улицу, надо подумать над своим поведением.

Подобный «союз» необычайно благотворен для психики ребенка: животные неподкупны, они…

Догхантинг как

социально-опасное психологическое явление на…

Численность бездомных животных в Советском Союзе решалась, в основном, двумя способами: «животных бросали в герметичный кузов грузовика, куда была

Сегодня живодерство на бытовом уровне пополнилось еще одним чуждым для России зооагрессивным движением.

Похожие статьи

Влияние

животных на здоровье человека | Статья в журнале…

Излечивая животных, мы помогаем природе, а природа же, в свою очередь, щедро одаряет нас своим вниманием и любовью.

Люди издревле интуитивно догадывались о благотворном влиянии животных на человека. Например, в Древней Греции считалось, что бог врачевания…

Результаты наблюдений за колонией берингийских сусликов…

Характер распределения животных на исследуемой территории объясняется несколькими факторами, главными из которых

В середине июля и в конце сентября на участке проводились учёты сусликов с целью выяснения общего количества животных в начале и конце сезона.

Формирование знаний о

животных у детей дошкольного возраста

При ознакомлении детей с животным миром решаются три задачи: формирование представлений о животных, развитие эмоционально-положительного отношения к ним и воспитание нравственного поведения в природе. В программе воспитания и обучения детей в…

Современные информационные технологии как средство…

Выготский стремился раскрыть, прежде всего, специфически человеческое в поведении человека и историю становления этого поведения, его культурно-историческая психология требовала изменения традиционного подхода на процесс психического развития.

Классификация

животных как источников повышенной опасности

Поведение домашних животных в силу исторически сложившегося совместного существования с человеком в достаточной мере подконтрольно воле людей. Однако природные особенности любого животного, как живого организма, исключают полный контроль над его поведением.

К вопросу о понятии

животных по Российскому законодательству

Животные — это все представители зоологического подтипа позвоночных животных, а также беспозвоночные, обладающие развитой нервной

Дикие животные в неволе — это дикие животные, изъятые из естественных для них природных условий и содержащиеся человеком в. ..

Критерии и

уровни сформированности социальных навыков…

Уровни. Критерии. Высокий уровень. Деятельностно-поведенческий. – активно участвует в общественных делах

— не способен выбрать способ поведения на основе оценки ситуации; — не готов проявлять ответственность за свои поступки и результат деятельности.

Дружба — это чудо: дети и

животные | Статья в журнале…

Уровень интеллекта таких детей выше, чем у сверстников, не имеющих животных.

Прежде чем выбросить домашнего питомца на улицу, надо подумать над своим поведением.

Подобный «союз» необычайно благотворен для психики ребенка: животные неподкупны, они…

Догхантинг как

социально-опасное психологическое явление на. ..

Численность бездомных животных в Советском Союзе решалась, в основном, двумя способами: «животных бросали в герметичный кузов грузовика, куда была

Сегодня живодерство на бытовом уровне пополнилось еще одним чуждым для России зооагрессивным движением.

Как стать зоопсихологом

Зоопсихолог является экспертом в области поведения и социальных отношений между животными в сообществе и с внешними биологическими объектами (другими видами и отношениями с людьми).

Чем занимается зоопсихолог?

Традиционно исследования жизни животных были сосредоточены на их биологии, окружающей среде, в которой они обитают, и их взаимоотношениях с людьми и по отношению к ним. Это изменилось за последние несколько лет, когда психология разветвилась на психологию животных. Существуют две основные ветви зоопсихологии — практика и теория. В академических исследованиях зоопсихологи изучают, как животные взаимодействуют друг с другом (общие группы, соперничающие группы, хищники и добыча), их отношения с окружающей средой, а также с людьми и нашим собственным развитием. Они ближе к натуралистам, чем к большинству биологов. Некоторые исследователи и ученые могут путешествовать по миру, чтобы наблюдать за животными в их естественной среде обитания.

На практике зоопсихологи находят работу в зоопарках, заповедниках и других зоопарках для наблюдения, изучения и пропаганды благополучия животных. Зоопарки, в частности, переняли результаты психологии животных, введя программы обогащения, такие как игрушки и игры, а также простые головоломки для решения проблем, чтобы животные могли зарабатывать закуски. Это произошло из-за беспокойства о психическом здоровье животных. Они также находят работу в ветеринарной сфере, лечат психические заболевания у животных наряду с теми, кто лечит физические недуги. В каждом случае зоопсихологи проводят наблюдения и разрабатывают план, ориентированный на психологическое благополучие животного.

Где работает зоопсихолог?

Психологи животных найдут работу в одной из трех основных областей; где они работают, часто зависит от характера их степени и от того, как они адаптируют ее к своей предполагаемой будущей карьере.

Первая основная область – это практика психологии животных. Они найдут работу в зоопарках и океанариумах, цирках, центрах дрессировки животных, приютах и ​​центрах спасения животных и ветеринарных клиниках. Эти лица работают непосредственно с животными, дрессируя их, изучая и занимаясь курсами лечения. Некоторые работают по найму для домовладельцев, обучая проблемных питомцев и помогая животным преодолевать психологические трудности (например, стресс, беспокойство и гнев у домашних животных, которые ранее страдали от жестокого обращения).

Вторая область связана с академическими исследованиями, либо в разработке методов лечения для практикующих врачей, либо в понимании психологии животных в интересах сохранения или продвижения экологических методов. Изучение поведения животных — традиционная область натурализма, особенно по отношению к другим видам.

Третий – преподавание, хотя в колледжах при университетах они могут пересекаться с академическими исследованиями. Преподавание помогает ветеринарам и исследователям следующего поколения получать знания и опираться на существующие исследования.

НАЙТИ ШКОЛЫ

Рекламный контент

Какова средняя зарплата психолога-зоотехника?

Промышленность все еще растет без категории с BLS. Психологи-животные требуют того же уровня образования, что и психологи-люди, особенно когда они предлагают терапевтические и психологические услуги непосредственно пациенту. По данным BLS, средняя заработная плата психологов составляет 82 180 долларов США.*0031

Используйте окно поиска ниже, чтобы найти все списки вакансий зоопсихолога на нашей доске объявлений.

Публикация на сайте EnvironmentalScience.org и более чем на 100 досках объявлений с одним сообщением

Карьера в области зоопсихологии часто сочетает элементы исследований и науки о животных с дрессировкой животных. От изучения действий животного до изменения его поведения, у зоопсихологов есть следующие обязанности:

  • Наблюдение за поведением животных и запись результатов
  • Исследовать и изучать типичное и нетипичное поведение животных, то, как они взаимодействуют друг с другом и окружающей средой, а также методы изменения поведения животных
  • Собирать результаты исследований и представлять их в виде научных работ, статей или выступлений
  • Проведение обучающих программ для развития или поддержания желаемого поведения животных
  • Преподавание или чтение лекций для студентов, изучающих поведение животных
  • Участие в лабораторных исследованиях тканей, образцов или поведения животных
  • Сотрудничать с другими учеными в исследовательских проектах, включая изучение животных в их естественной среде обитания
  • Анализ взаимодействия животных с людьми или другими животными для диагностики заболеваний или расстройств, таких как тревога или агрессия

Каков спрос на работу психологов-зоотехников?

Конкретных данных по зоопсихологии для BLS в настоящее время не существует, но ожидается, что спрос на психологов вырастет на 8% в следующие десять лет (2020-2030 гг. )*

Каковы требования к образованию, чтобы стать зоопсихологом?

Как и психологи, изучающие и разрабатывающие методы лечения человеческого поведения, зоопсихологи должны следовать определенному пути изучения, который включает в себя все основные элементы роли. Учащиеся старших классов должны сосредоточиться на биологии, но также и на психологии, где это возможно. Нет необходимости (и обычно невозможно) изучать психологию животных на уровне средней школы. Математика и география жизненно необходимы тем учащимся, которые хотят совместить будущие исследования с изучением окружающей среды. Окружающая среда может оказывать большое влияние на психологию животных. Для некоторых программ на получение степени могут потребоваться химия, физика и другие точные науки.

Типичными курсами для получения степени бакалавра, относящимися к этой карьере, являются психология, но студент должен выбрать второстепенные и факультативы в соответствующих вспомогательных областях, таких как биология, экология и зоология. Студент может поменять это местами, изучая эти предметы, а несовершеннолетние в областях, связанных с психологией. Есть несколько растущих степеней по психологии животных, но их пока недостаточно, поэтому рекомендуется более традиционный путь. Для большинства студентов для работы начального уровня требуется степень бакалавра.

Студенты обнаружат, что старшие исследовательские должности, руководство проектами, преподавание и практика открыты для тех, кто имеет степень магистра или доктора философии. Обычно ожидается, что студенты магистратуры напишут диссертацию, хотя это все чаще ожидается и от студентов бакалавриата. Для выпускников докторантуры исследования после докторантуры являются жизненно важной частью вашей карьеры, и их можно ожидать до того, как вы начнете практиковать.

Психология животных — связанные степени0003

Желаемая степеньДиплом/сертификатСтепень младшего специалистаСтепень бакалавраМагистратураДокторская степень

Интересующие программыВсе программыУголовное правосудиеОбработка данныхЭлектротехникаУправление чрезвычайными ситуациямиИнженерный менеджментНаука об окружающей среде/устойчивое развитиеПожарная наукаУправление здравоохранениемГосударственное управлениеОбщественное здравоохранение

Рекламный контент

Какие общества и профессиональные организации существуют у зоопсихологов?

Поведение животных — это растущая область для сохранения, зоопарки должны придерживаться улучшений в благополучии животных и жизненно важны для наблюдения за поведением животных в дикой природе. К данной отрасли относятся следующие организации:

  • Международная ассоциация консультантов по поведению животных : предлагает профессиональную сертификацию 700 организациям-членам по всему миру, обслуживает тех, кто работает непосредственно с животными, включая домашних животных, рабочих животных и животных из приютов
  • Animal Behavior Society : Эта американская организация продвигает беспристрастные исследования поведения животных. Они придерживаются строгих научных стандартов для лучшего понимания животных
  • Международное общество прикладной этологии : Этология – это изучение поведения животных по отношению к другим видам, социальной организации и поведения, отношений и окружающей среды. Эта профессиональная организация продвигает эту область исследований

* Данные о заработной плате Бюро статистики труда США за 2020 год и прогнозы роста числа рабочих мест для психологов отражают национальные данные, а не информацию по конкретным школам. Условия в вашем регионе могут отличаться. Данные получены в сентябре 2021 г.

НАЙТИ ШКОЛЫ

Рекламный контент

Поведение животных | Психология сегодня

Домашние животные

Отзыв от Psychology Today Staff

Изучение поведения животных является краеугольным камнем психологии по нескольким причинам. Этология, или изучение животных в их естественной среде обитания, проливает свет на то, как животные взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой и почему они ведут себя именно так. Изучая поведение животных, люди также могут больше узнать о своем собственном поведении — область, известная как сравнительная психология.

Содержимое
  • Есть ли у животных мысли и эмоции?
  • Понимание поведения животных
  • Полезны ли домашние животные для вашего здоровья?

Есть ли у животных мысли и эмоции?

Многие исследователи, изучающие когнитивные функции животных, согласны с тем, что животные «думают», то есть воспринимают окружающую среду и реагируют на нее, взаимодействуют друг с другом и испытывают различные эмоции, такие как стресс или страх. Однако, являются ли они «сознательными» так же, как люди, широко обсуждается как в области этологии (изучение поведения животных), так и в психологии.

Животные могут передавать друг другу эмоции, но это не считается языком. Язык – это обмен информацией с использованием нефиксированных символов (речь). Животные производят врожденные сигналы, чтобы предупредить других животных или манипулировать ими (например, визг орла при встрече с хищниками). Они не могут варьировать эти звуки, чтобы создавать новые сигналы, произвольные и содержательные, как это делают люди.

Какие животные могут думать?

Чарльз Дарвин со своей теорией эволюции был одним из первых ученых, признавших умственные и эмоциональные способности животных. С тех пор было много открытий животных, которые могут думать: шимпанзе могут делать инструменты и помогать друг другу, попугаи могут говорить, новорожденный цыпленок может считать, дельфины могут узнавать себя в зеркале, а сойки могут планировать будущее.

Какие животные обладают самосознанием?

Некоторые виды животных, такие как шимпанзе и козы, обладают самосознанием. Они ясно продемонстрировали Теорию Разума — они понимают, что у других есть другие точки зрения, убеждения и желания, и они могут приписывать психические состояния другим, а также себе.

Какое животное самое умное?

Среди самых разумных нечеловеческих видов шимпанзе, человекообразные обезьяны, слоны, новокаледонские вороны и дельфины.

Чувствуют ли животные любовь?

Хотя ученые окончательно не доказали, любят ли животные, данные о том, что они испытывают горе, позволяют предположить, что они могут формировать привязанности. У млекопитающих те же области мозга, что и у людей, необходимые для ощущения эмоций, а мозг птиц содержит аналогичные структуры для мышления и чувств. Животные также могут изо всех сил стараться проводить время с конкретными людьми, когда это не необходимо для их выживания — возможный признак привязанности.

Животные смеются?

Многие животные издают звуки, похожие на смех, во время игры или с целью установления социальных связей. Например, домашние лисы умеют смеяться — этому трюку они научились, наблюдая за людьми. Кроме того, некоторые породы собак обладают чувством юмора и демонстрируют игривое поведение, чтобы развлечь людей.

Плачут ли животные?

Практически все живые существа проливают слезы, чтобы очистить глаза от мусора и других раздражителей; однако ведутся споры о том, плачут ли нечеловеческие животные, чтобы выразить эмоции, такие как печаль или горе. Некоторые специалисты утверждают, что плачущие дикие животные делают себя уязвимыми, поэтому они чаще маскируют свои эмоции.

Знают ли животные, когда они умрут?

Животные своими действиями демонстрируют, что на них повлияла потеря близкого человека, но неясно, понимают ли они смерть или знают, что умрут. Как ни странно, есть примеры животных, которые прячутся, когда приходит время умирать, а также отдельные животные, которые убивают себя вскоре после большой утраты (возникают вопросы о самоубийствах животных).

Горюют ли животные?

Многие виды животных, включая китов, дельфинов, лошадей, кошек, собак, кроликов, птиц, слонов, обезьян и шимпанзе, проявляют скорбное поведение после смерти партнера или другого члена их семьи или социальной группы. Они могут сидеть неподвижно, отстраняться или искать уединения, терять интерес к еде или сексу или оставаться с трупом в течение нескольких дней.

Понимание поведения животных

Исследования поведения животных особенно важны для изучения человеческого поведения, когда речь идет о сохранении вида или о том, как поведение животного помогает ему выжить. Поведение животных в стрессовых или агрессивных ситуациях можно изучать, чтобы помочь найти решения для людей в подобных обстоятельствах; это также может дать представление о том, как справиться с депрессией, тревогой или подобными расстройствами психического здоровья.

Анималотерапия, при которой собаки, лошади и другие домашние животные помогают облегчить различные формы терапии, может быть полезна для людей, находящихся в социальной изоляции, живущих с диагнозом аутистического спектра или страдающих расстройствами настроения или пост травматический стресс. Было обнаружено, что взаимодействие с животными повышает уровень окситоцина у людей — гормона, укрепляющего социальные связи. Специалисты по поведению животных также интересуются тем, как сами животные могут извлечь выгоду из отношений с людьми.

Что вызывает поведение животных?

Поведение животных является результатом биологии и окружающей среды. Поведенческие изменения вызываются внутренним или внешним сигналом, например появлением поблизости угрозы. Реакции животных обусловлены первичным стремлением выжить и размножаться. Хотя поведение животных может широко варьироваться в зависимости от человека, некоторые поведенческие черты, такие как поиск внимания и погоня за добычей, наследуются генетически, как и поведение собак.

Как вы наблюдаете за поведением животных?

В то время как некоторые исследователи поведения животных проводят эксперименты и изучают животных в лабораторных условиях, другие выступают за наблюдение за животными в их естественной среде обитания, чтобы получить более четкое представление о том, что они делают и как распределяют свое время.

Как классифицируется поведение животных?

Врожденное поведение заложено генетически и может проявляться в ответ на раздражители без какого-либо предварительного опыта. Выученное поведение приобретается в результате социального научения, часто путем наблюдения и имитации взрослых представителей своего вида. Благодаря естественному отбору животные с большей вероятностью передадут навыки, которые помогут их потомству выжить и процветать.

Какие примеры поведения животных можно привести?

Животные мотивированы удовлетворять основные потребности выживания в крове, еде, тепле и общении. Благодаря сочетанию генетики и социального обучения они приобретают навыки, основанные на предпочтениях своего вида (например, одни животные добывают корм, а другие охотятся). Другие виды поведения животных включают миграцию в более теплый климат зимой, установление групповой иерархии и запечатление на родительской фигуре.

Почему важно изучать поведение животных?

Люди делят планету Земля с другими нечеловеческими животными, многим из которых грозит вымирание. Узнав больше о поведении животных, вы сможете помочь людям сохранить природу и лучше сосуществовать с животными. Кроме того, наблюдения за поведением животных могут дать новое представление о том, почему люди ведут себя так, а не иначе и как они могут измениться к лучшему.

Что такое обучение животных?

Как и люди, животные приобретают необходимые для выживания навыки, наблюдая и подражая взрослым представителям своего вида. Социальное обучение происходит быстрее и эффективнее, чем придумывание того, как что-то делать методом проб и ошибок, и оно дает отдельным людям и виду в целом больше шансов на выживание.

Какое поведение передается по наследству?

Наследуемое поведение может различаться у разных видов и даже у отдельных особей. У собак, например, многие модели поведения сильно наследуются, включая обучаемость, агрессию по отношению к незнакомцам, привязанность и поиск внимания.

Что такое усвоенное поведение животных?

Животные учатся на поведении более опытных особей в своей семье или социальной группе, чтобы понять, какое поведение будет наказываться, а какое вознаграждается. Они мотивированы избегать боли и искать удовольствия. Люди также могут заставить их вести себя определенным образом, используя систему поощрений и наказаний.

Что такое отбор проб животных?

Отбор проб животных – это отбор группы животных из большей популяции для измерения. Полученные данные затем используются для обобщения выводов обо всей популяции. Меньшие размеры выборки, как правило, более проблематичны и подвержены ошибкам, чем большие.

Полезны ли домашние животные для вашего здоровья?

Люди и домашние животные, такие как собаки, эволюционировали вместе с тех пор, как люди впервые одомашнили животных около 14 000 лет назад. Собаки и кошки любимы во всем мире и являются основой многомиллиардной индустрии товаров для домашних животных.

Так называемый эффект питомца — это широко распространенное убеждение, что домашнее животное делает человека здоровее и счастливее. Этот эффект может быть скорее анекдотичным, чем реальным, поскольку многие исследования не находят поддержки или даже контрдоказательств идеи о том, что жизнь с домашним животным повышает качество жизни человека. В редких случаях домашние животные могут передавать серьезные заболевания, такие как токсоплазмоз, через кошачьи туалеты или аутоиммунные заболевания, связанные с домашними птицами.

Тем не менее, в эпоху, когда контакт с миром природы для многих сокращается, сложные и полные любви отношения людей с домашними животными сохранятся.

Полезны ли домашние животные для здоровья детей?

Обычно да. Несмотря на некоторые неоднозначные результаты исследований, дети, у которых есть домашние животные, в основном живут лучше. У них меньше проблем с поведением и обучением, они менее капризны, более физически активны, более послушны и в целом имеют более крепкое здоровье. Они также, как правило, происходят из более богатых семей и пользуются другими социально-экономическими преимуществами.

Как домашние животные делают нашу жизнь лучше?

Домашние животные могут вызывать привязанность и позитивное взаимодействие, которые облегчают чувство одиночества и изоляции.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts