Что такое сказкотерапия и как она лечит. Интервью с психологом
Существует множество разновидностей психотерапии. Одна из них — сказкотерапия. Выясняем, как она работает, зачем это взрослым и что говорит о вас ваша любимая сказка.
Реклама на РБК www.adv.rbc.ru
Как народные сказки могут быть задействованы в работе с психологом?
В прошлом целители и рассказчики были одинаково почитаемы. Ведь сказки создавались и передавались из уст в уста, запечатлевая некий универсальный человеческий опыт, в том числе психологический. Именно поэтому мы можем видеть, что в сказочном наследии от Европы до Азии много похожих сюжетов. Сказки отражают базисные паттерны психики. Исследователь мифологии Кэмпбелл говорил, что в затруднительной ситуации важно просто подобрать правильную сказку, с помощью которой вы сможете найти выход и справиться со стоящими перед вами задачами. В сказках мы можем найти ключи к разным аспектам жизни: взрослению, становлению, отделению от родителей, межличностным отношениям и так далее.
Вы сказали о повторяющихся сюжетах сказок разных народов мира. Какие сюжеты повторяются чаще всего?
Всюду мы можем встретить сюжет о красавице и чудовище — в Европе, Индонезии, Турции. Часто встречаются сказки, где главная героиня — падчерица, условно Золушка. Другой распространенный сюжет — о подмененной невесте, когда в ходе определенных перипетий на ее месте оказывается, например, служанка, которая выдает себя за невесту принца. Такие сказки есть в Европе, Дагестане, Таиланде. Животные-помощники — тоже частые герои сказок. А вообще разработан сказочный классификатор, где отмечены все самые популярные сюжеты сказок. Наиболее распространенным является указатель сюжетов фольклорной сказки Аарне-Томпсона, где каждому сюжету присвоен свой уникальный номер. Например сюжет «чудесные дети» стоит в указателе под номером 707 и объединяет различные истории о чудесном рождении и чудесных свойствах детей.
А сюжет номер 451 — это сказки о братьях, превращенных в птиц и о спасающей их сестре.В каких случаях сказкотерапия применима для взрослых?
Сказка соединяет наше сознательное с бессознательным, иррациональным, с миром образов и эмоций, с нашими глубинными переживаниями. Сказка нужна нам тогда, когда мы хотим посмотреть на то, что происходит внутри нас, миновав при этом поверхностный пласт наших собственных привычных представлений о себе и мире. Если человек застрял в какой-то проблеме, то сказка может помочь ему найти выход, дать иной взгляд на проблему.
Кадр из фильма «Гарри Поттер и философский камень»
© kinopoisk.ru
Как это происходит?
Во время индивидуальной работы с человеком мы можем попросить его вспомнить любимую сказку. При этом нужно внимательно слушать, как человек рассказывает ее. Во взрослом возрасте мы зачастую упускаем какие-то важные моменты или, наоборот, что-то добавляем, и это очень показательно: можно увидеть, в чем именно проблема.
Сказки также ценны тем, что помогают людям вернуться к своему эмоциональному содержанию. Когда мы теряем контакт со своими инстинктами, мы оказываемся отрезанными от ощущения того, кто мы есть. Сказки исцеляют, потому что они могут помочь нам восстановить связь с этой инстинктивной основой. Они напоминают нам о том, что мы всегда знали, но, возможно, забыли. Прикосновение к «историческим основам» психики устраняет внутренний раскол и напоминает нам, что мы являемся частью большой истории. В этом смысле сказка может стать нашим проводником. В первую очередь, к тому знанию о себе, что недоступно нам на рациональном уровне. А это может помочь нам осознать те процессы, которые происходят в нашей жизни на текущий момент. Например, сказка «Пастушка гусей» как раз относится к сюжету о подмененных невестах. Проживая историю принцессы, которая в силу своей скромности и застенчивости оказалась пастушкой гусей, мы можем посмотреть на то, что происходит с нашим собственным голосом, почему он оказывается тише всех других голосов и какой путь надо пройти, чтобы обрести способность говорить «нет» и отстаивать себя.
Мы можем также узнать, какие архетипические мотивы играют важную роль в нашей жизни. Есть такое понятие, как сценарий, и через любимую сказку можно проанализировать, какой у нас жизненный сценарий.
Когда мы работаем со сказкой, то можно говорить о том, что мы как бы проживаем эту сказку. Что это значит? Сказка является отражением различных психических процессов, и на всех персонажей сказки можно смотреть как на фигуры внутреннего пространства человека, поэтому любая работа со сказкой — это глубокое исследование своего внутреннего мира. То, какой отклик сказка находит именно в нас, какие истории из нашей повседневной жизни ассоциативно всплывают, дает большой инструментарий для самопознания. Также, работая со сказкой, мы можем рассмотреть свою жизненную ситуацию, потому что сказка — это максимально концентрированная история, она раскрывается и наполняется посредством нашей личной истории и опыта. Сказки находят в нас отклик, потому что это первые учебники очень практической психологии. К примеру, есть сюжеты о том, как человек отделяется от своих родителей, взрослеет, вступает во взрослую жизнь и обретает личностную автономию.
Если это актуальная для меня проблема, я могу подобрать сказку и найти там варианты преодоления трудностей.Конечно, сказка не дает четкие инструкции вроде «в полночь обернись, перекувыркнись и прыгни в котел с горячей водой». Нам нужно подумать: что будет для нас означать этот прыжок или встреча с каким-то персонажем? Это не буквальная инструкция, она запускает в нас воображение, фантазию. Когда в группе десять человек читают одну сказку, это десять разных сказок. Сказка многозначная, в ней очень много смыслов.
«Гарри Поттер», «Хроники Нарнии» или другие популярные современные сказки обладают терапевтическим эффектом?
Безусловно, потому что это тоже мир образов. Правда, авторские сказки вроде «Гарри Поттера» или сказок Андерсена, помимо архетипических мотивов, содержат также авторские переживания.
Большинство современных классических историй строятся по структуре «путь героя» Кэмпбелла. Например, трилогия «Властелин колец». Герой проходит определенные этапы и развивается. Он проходит этап, который называется «зов». На этом этапе герой встречается с ощущением, что обычная, привычная реальность, хоть и удобна, но не соответствует его внутреннему потенциалу и что-то неопределенное, незнакомое и далекое манит его. И в определенный момент он слышит зов, и ему важно на него откликнуться. Это не что иное, как голос из внутренних глубин. В «Гарри Поттере» на этапе зова мальчик получает письма из Хогвартса, он изо всех сил стремится их прочитать, откликается на зов, и после этого его жизнь меняется. Это современное переосмысление архетипических процессов.
Сказки сами по себе (даже без помощи психолога) способны задавать правильное направление, прорабатывать и решать какие-то проблемы человека?
Да, самая известная исследовательница сказок Мария Луиза фон Франс говорила, что сказки нужны не для того, чтобы их интерпретировать и расшифровывать, но чтобы их рассказывать. В начале беседы мы говорили о целительной силе сказок, известной с древности. Тогда, конечно же, не было никаких психологов, просто люди собирались вечером вокруг костра и рассказывали сказки, каждый слушал и погружался в свое воображение.
Кадр из фильма «Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и платяной шкаф»
© kinopoisk.ru
Какие сказки вы советуете прочитать взрослым?
Те, которые им нравятся. Потому что у всех разные мотивы и сюжеты. Можно брать сборники сказок и читать. Можно попробовать написать сказку самостоятельно на какую-то проблемную ситуацию и посмотреть, на что она может быть похожа. Богатство сказочного материала позволяет найти сказку на любую проблему, любой вопрос. И я говорю не про вытягивание верного ответа, а скорее про активацию через сказку собственных подсознательных интуитивных ресурсов, которые, вступая в контакт со сказкой, могут дать какие-то ответы или объяснить переживания. Сказки, которые не нравятся, могут оказаться еще более интересными. Может быть, они содержат как раз то, с чем в обычной жизни нам иметь дело не хочется.
Что можно сказать о взрослом человеке, если его самая любимая сказка, например, «Спящая красавица»?
Тут все зависит от того, с кем из персонажей сказки человек себя идентифицирует. При работе со сказкой мы выделяем два уровня. Первый уровень — объективный: сказка описывает события, реально происходящие в нашей жизни. Второй уровень — субъективный, и он представляет для нас больший интерес: персонажи сказки выражают наше внутреннее состояние. Тогда можно, например, задавать вопросы в связи со сказкой «Спящая красавица»: «Какая моя часть, условно говоря, спит?», «Какая часть меня ждет, чтобы ее разбудил некий прекрасный принц?», «И кого или что я жду в форме этого прекрасного принца?» В разных версиях «Спящей красавицы» принцесса пробуждается разными способами. Пробуждение от поцелуя принца — самый известный вариант сюжета. В некоторых из ранних версий принцесса просыпается, когда рожденный ею ребенок высасывает у нее из пальца колючку. На более архетипическом уровне мы можем говорить, что эта сказка рассказывает нам о пробуждении женского начала, любви.
На сюжетном уровне «Спящая красавица» — это история про спасение девушки принцем. Есть целый ряд подобных сюжетов. Есть и обратные истории — «Финист — ясный сокол», «Аленький цветочек», — когда девушка спасает молодца. Условно, эти сказки можно назвать женскими и мужскими, но скажу, что речь идет не о гендере, а о мужском и женском начале внутри каждого из нас. В сказке, где принцесса заточена в башне, мы можем говорить о том, что женская часть — это мечты, фантазии, а мужская часть — это действия, активность. Когда в сказке героиня отправляется спасать принца, мы можем предположить, что идеям и мечтам человека не хватает активного начала и важно предпринять какое-то путешествие. А когда мы говорим о принцессе, ожидающей спасения, то речь идет о том, что человеку важно соединить в самом себе активное мужское начало с эмоциями и чувствами. Именно поэтому такие сказки заканчиваются браком, когда становятся единым целым две наших части: часть мечтательная, из мира образов и интуиции, и часть активная, способная реализовать эти мечты. Когда эти начала соединяются, рождается, условно говоря, ребенок.
Кадр из мультфильма «Спящая красавица»
© kinopoisk. ru
Что можно сказать о людях, которые никогда, даже в детстве, не любили сказки?
Причины у этого могут быть разные. Некоторые родители просто не читают деткам сказки. Особенно заметной эта тенденция стала в последнее время: есть взрослые, которые ополчились на сказки, в которых присутствует какая-то жестокость, они говорят, что их не нужно читать детям. Или же сказки понимают слишком буквально: например, говорят, что «Золушка» или «Красавица и чудовище» закладывают в уме девочки жизненный сценарий на созависимые отношения. Но это очень буквальное понимание.
Если человеку вообще не нравятся сказки, то, наверное, можно говорить о разрыве между его рациональной и эмоциональной частями. Могут быть трудности с воображением и фантазированием. Есть люди, у которых функция воображения нарушена, в этом случае человеку сложно спуститься с рационального уровня на что-то игривое и образное. Опять-таки, здесь все очень индивидуально.
Правда ли, что сказкотерапия может оказывать влияние на физическое состояние, например снимать головную боль?
Посредством работы со сказкой вы можете осознать какую-то травматическую ситуацию, что-то оплакать и понять. И если ваша головная боль была связана с тем, что некие эмоции не находили выхода, тогда в процессе сказкотерапии симптомы действительно могут снизиться. Сказкотерапия может быть одним из инструментов работы с психосоматическими заболеваниями. Прикосновение к сказочным историям помогает понять свою собственную историю, то, что с нами произошло и какие процессы оказывают на нас влияние. Например, сказки про девочку-безручку или «Синяя борода», где имеет место столкновение с хищническими персонажами, могут помочь высвободить свои переживания и поработать с травмами.
Можно ли сказать, что мультфильмы, фильмы, театральные представления — это тоже в какой-то степени сказки, с помощью которых можно решить какие-то психические проблемы?
Да, это терапия творчеством, арт-терапия. Сказкотерапия является одним из направлений терапии искусством. Даже прочтение художественных книг может быть терапевтичным. Любое художественное произведение позволяет соприкоснуться с тем в нас, что не рационально, не вербализуется.
Расскажите интересный пример из практики сказкотерапии.
Я не могу рассказывать примеры из собственной практики, потому что важно соблюдать конфиденциальность. Но я могу поделиться примером из работы психотерапевта Ханса Дикманна, автора нескольких книг по анализу сказок. В одной из своих статей он рассказывает историю женщины. Она выросла в семье госслужащих, где не поощрялось личностное творческое развитие. В семье царил дух жесткой дисциплины, слоганом семьи было «служение обществу», и коллективные ценности считались важнее личных. Она посещала кружки, которые для нее выбрали родители, не спросив, чего хотела бы она сама. Возможностей контакта с собственной душой у нее не было. Ее видели в одной роли: она должна была поступить в университет на определенную специальность. И хотя у нее не было склонности к этому виду деятельности, родители нанимали ей репетиторов, и она-таки окончила обучение и пошла работать. И потом у нее начались проблемы.
В ходе работы с психологом ей приснился сон, где с ней говорила змея. Терапевт обратил на это внимание и сопоставил это с ее личной историей, особенно с тем, что она боялась всех животных: собак, кошек, змей. Он предложил ей почитать сказку «Белая змея» братьев Гримм. Сказка рассказывает о короле, который каждый день ел одно блюдо, и оно делало его очень мудрым. И слуга, который каждый день приносил ему это блюдо, один раз решил посмотреть, что это за еда, хотя блюдо было под строжайшим запретом. На тарелке оказалось мясо белой змеи. Слуга нарушил еще один запрет — попробовал мясо, и начал понимать язык животных. Благодаря обретенным способностям он находит кольцо королевы, и его хотят вознаградить за это, но он понимает, что когда-нибудь все узнают о нарушении запрета, поэтому покидает дворец и отправляется в путешествие. По дороге он помогает нескольким животным: воронам, рыбе, муравьям. Потом, как в сказках обычно бывает, эти же животные приходят ему на помощь, и все заканчивается браком.
Дикманн какое-то время работал с девушкой через призму этой сказки. Первое, что было понято, — нарушение запрета. Эта девушка все время подчинялась. У нее были художественные таланты, но она не развивала их, она была слугой, который каждый день приносил блюдо и не задавал вопросов. Но любопытство побеждает страх. С точки зрения этики это, может быть, неправильно, но сказка показывает, что нарушение запрета может быть развивающим. Второй пласт — животные. У этой девушки контакт со своей инстинктивной частью был отрезан. Животные — это непредсказуемая энергия, инстинкты, они не слушают запреты, если только они не выдрессированы. И работа с образами животных тоже терапевтична и интересна. Рыба — вода, муравьи — земля, вороны — воздух, это три разные стихии. Работа с этой сказкой позволила найти выход из ситуации. Для девушки это стало открытием: за нарушением запрета следует не наказание, а целое путешествие к самому себе, к своей собственной целостности.
Теги: психология
Что такое сказкотерапия и какие проблемы она решает
24 июля 2021ЛикбезЖизнь
Ждать от неё чудес не стоит.
Поделиться
0Что такое сказкотерапия и откуда она взялась
Термин «сказкотерапия»Д. А. Кузьмин. Сказкотерапия как метод культурно‑психологического воздействия на личность — довольно широкий. Он объединяет применение сказок в психологической, педагогической и дидактической работе со взрослыми и детьми. С точки зрения психологии сказкотерапия считается разновидностью арт‑терапииWhat Is Art Therapy? / Verywell Mind — комплекса методик, которые помогают человеку понять себя и прийти к решению своих проблем через творчество.
Важно понимать, что сказкотерапия не самостоятельный подход или отдельная школа. Это, скорее, инструмент, который психолог или педагог задействует в работе со взрослым или ребёнком, если видит в этом необходимость. Также элементы такой методики вполне можно использовать и самостоятельно — для себя лично или своих детей.
Дарья Дугенцова
Детский психолог-педагог, сказкотерапевт.
Некоторые коллеги выбирают сказкотерапию как основной подход к работе и практически не используют остальные методы. Но если мы говорим про диагностику — на мой взгляд, лучше применять комплекс методов, чтобы учесть все нюансы, которые нам необходимо знать для дальнейшей корректировки запроса клиента.
Сказкотерапию никто специально не придумывал, она, можно сказать, зародилась сама из врождённой и очень древней любви человека к сочинению, рассказыванию и чтению историй. Считается, что фундамент для использования сказок в психологии заложили Карл Юнг, Владимир Пропп, Джозеф Кэмпбелл и другие авторы, которые с разных сторон исследовали мифы, легенды, сказки и архетипы в них.
Позже появились специальные работыТ. Д. Зинкевич‑Евстигнеева. Путь к волшебству (теория и практика сказкотерапии) и руководства о сказкотерапии для психологов и педагогов, а также различные материалы для самостоятельного использования метода, например сборники детских терапевтических сказок и карточки для сочинения историй.
Кому может помочь сказкотерапия
В основном о ней говорят как о детском методе. Ребёнок воспринимает сказки достаточно серьёзно, у него нет к ним недоверия и предвзятого отношения, они легко встраиваются в его картину мира и становятся инструментом познания себя и окружающих.
Дарья Дугенцова
Детский психолог-педагог, сказкотерапевт.
С помощью сказок можно диагностировать, корректировать, направлять и развивать ребёнка. Главное — это знать методику и её чёткие шаги, которыми может поделиться психолог, работающий с вами или вашим чадом.
Я люблю сказкотерапию за то, что в отличие от многих других этим методом невозможно навредить. Когда мы говорим о метафоре для подростков или сказке для детей дошкольного и младшего школьного возраста, то нужно знать, что даже родители могут повлиять на ребёнка приёмами сказкотерапии и при этом никак не повлиять на его психику в худшую сторону.
По словам Дарьи Дугенцовой, если обратиться к компетентному специалисту, сказка поможет справиться практически с любыми трудностями. К основным детским проблемам, которые решают методами сказкотерапии, относятся:
- агрессия;
- низкая самооценка;
- страхи;
- ложь;
- возрастные кризисы;
- неврозы.
Для взрослых сказки, как ни странно, тоже не бесполезны, хотя психотерапевты используют их существенно реже, чем при работе с детьми. Тем не менее сказкотерапия и её элементы иногда применяются1. О. М. Култышева, Р. А. Кулашкина. Сказкотерапия в работе со взрослыми / Нижневартовский филологический вестник
2. N. W. Brown. The therapeutic use of fairy tales with adults in group therapy / Journal of Creativity in Mental Health в групповой и индивидуальной терапии взрослых. Целей может быть несколько:
- помочь человеку понять самого себя, собственные желания и потребности;
- под новым углом рассмотреть себя и ситуацию, увидеть грани, которые раньше оставались вне поле зрения;
- проработатьЧто такое сказкотерапия и как она лечит. Интервью с психологом Натэлой Ханэлия / РБК Стиль через историю и метафоры проблемы в отношениях и внутренние конфликты;
- расслабиться и выплеснуть накопившиеся эмоции.
Дарья Дугенцова
Детский психолог-педагог, сказкотерапевт.
Сказки и метафоры подходят как детям, так и взрослым. Дети лучше всего воспринимают терапевтические истории, которые специально под запрос родителей придумывает сказкотерапевт. Также эффективными являются и народные сказки.
При работе с подростками всё зависит от запроса клиента, но чаще всего психолог сочиняет метафору и работает при её помощи с подсознанием.
Взрослому клиенту психолог может предложить сочинить собственную сказку по определённому алгоритму. Это отличный способ познать себя и проработать глубинные проблемы за кратчайшие сроки — приблизительно за 21 день.
Какие сказки считаются терапевтическими
Практически любые. Выбор зависит от психолога и от запросов клиента — взрослого или ребёнка. Специалисты, которые занимаются сказкотерапией, делят сказки на несколько основных категорий:
- Народные сказки и их различные интерпретации.
- Классические художественные сказки известных писателей.
- Авторские сказки. Причём автором может быть кто угодно, от психолога или современного писателя до анонима из интернета, главное — история должна содержать сюжетные повороты и идеи, которые помогут клиенту.
- Дидактические сказки — истории, в которые «упаковано» какое‑то учебное задание.
- Персональные сказки — специально созданные психологом для клиента с учётом его запроса.
- Психокоррекционные сказки. Они позволяют мягко скорректировать поведение ребёнка через историю и понятные образы.
- Клиентские сказки — истории, которые взрослый или ребёнок сочиняет сам с помощью психолога.
Жанры и формы в сказкотерапии тоже используют практически любые: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, анекдоты, детективы, любовные романы, фэнтези. Каждому клиенту подбирается соответствующий его интересам формат.
Дарья Дугенцова
Детский психолог-педагог, сказкотерапевт.
Каждый специалист подбирает свой комплект сказок и конкретных методических материалов. Универсального списка в общем доступе вы не найдёте. Но я советую каждому родителю перечитать знакомые сказки. В детстве информация воспринимается в одном векторе, а сейчас, взяв ту же самую книгу, вы увидите совсем другой смысл и мораль.
Например, к лечебным сказкам относятся:
- «Морозко», «Крошечка‑Хаврошечка», «Снегурочка», «Аленький цветочек», «Золушка» — при решении проблем, связанных с разводом родителей, семейными ссорами, скандалами.
- «Спящая красавица», «Госпожа Метелица», «Царевна‑лягушка», «Серая шейка» — при работе с возрастными кризисами, истериками.
- «Красная Шапочка», «Гуси‑лебеди», «Волк и семеро козлят», «Баба‑яга» — для преодоления различных видов страха.
Также каждому своему клиенту я советую книгу «Маленький принц». Она раскрывает невероятное количество проблем и заменяет сразу несколько сказок.
В целом у психологов есть достаточно большой простор при выборе терапевтических сказок для взрослых. Они по понятным причинам способны понять более сложные образы, аналогии и метафоры. А ребёнку нужна прямолинейная история. Сказки, которые используют в работе с детьми, по‑хорошему, должны соответствовать таким критериям:
- Главный герой — близкий ребёнку по полу, возрасту, характеру.
- Жизнь героя описана так, что ребёнок способен найти сходство со своей жизнью.
- Герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную, создавшуюся в жизни ребёнка, и испытывает схожие переживания.
- Герой ищет выход из положения и проходит через серию испытаний и трудностей, которые подталкивает его к изменениям. Например, он может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как действуют они.
- В конце герой делает выводы, меняет поведение или находит решение своей проблемы.
Есть мнение, что сказка не должнаС. Савченко, Е. Безбородкина, О. Ивановская, В. Барабохина, Л. Гадасина. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребёнка давать правильного готового ответа, а скорее побуждать ребёнка самостоятельно строить и прослеживать причинно‑следственные связи.
Также сказка ни в коем случае не должнаЧто такое сказкотерапия и кому она может помочь? / Лабиринт стыдить или запугивать того, для кого написана. Иначе ребёнок испугается, и одна проблема «уйдёт в тень», а другая появится.
Как проходит сказкотерапия
Существует несколько основных вариантов, как психологи задействуют этот метод. Причём все они применимы“Fairytale therapy” turns the moral of a story into life guidance / VICE и для детей, и для взрослых — меняются только сказки, глубина проблемы и уровень её проработки, а также, разумеется, манера общения психотерапевта.
1. Специалист рассказывает сказку
Предварительно он беседует с клиентом и подбирает либо сам пишет историю, которая может помочь в проработке проблемы и перекликается с реальной ситуацией напрямую или метафорически.
Во время встречи психолог читает или рассказывает сказку — эмоционально и выразительно, стараясь не допускать слишком долгих пауз и механического чтения.
После он может обсудить историю с клиентом, помочь провести параллели с его ситуацией и сформулировать возникшие мысли.
2. Клиент рисует или инсценирует сказку
После того, как историю прочитали, специалист может попросить клиента выразить свои мысли и впечатления в рисунках. Это помогает выплеснуть эмоции, перестроиться, через творчество открыть для себя что‑то новое.
В работе с детьми психологи также используют кукол. Вместе с ребёнком специалист проигрывает историю, помогает ему встать на место героя, вжиться в его образ, посмотреть на ситуацию его глазами. Причём для этого подходят не только готовые куклы, но и сделанные самостоятельно. Процесс изготовления куклы, которую человек отождествляет с собой и своим героем, сам по себе терапевтичен. Это один из компонентов другой психологической методики — куклотерапии.
3. Клиент сочиняет историю вместе с психологом
Этот приём открывает большое пространство для экспериментов. Сказку можно написать дома заранее, а можно выдумывать и рассказывать прямо на встрече с психологом.
В зависимости от возраста и потребностей клиента специалист может задействовать для сочинения истории специальные наборы карточек, метафорические карты, кукол. Также он может направлять клиента в процессе создания истории или просто дать ему несколько вводных: героя и завязку.
Самостоятельное сочинение сказки — это нетривиальный способ глубоко проанализировать ситуацию и себя самого, найти выход из сложившегося положения.
Какие есть сомнения по поводу сказкотерапии
Это не медицинский метод, так что у него нет чёткого списка показаний и противопоказаний, а исследования эффективности сказкотерапии провести довольно трудно, особенно масштабные. Эту технику психологи используют на своё усмотрение, ориентируясь на состояние клиента и его запрос.
Учебников, инструкций и рекомендаций по сказкотерапии в открытом доступе практически нет. Приёмам сказкотерапии специалистов учат на курсах, в вузах, во время повышения квалификации. То же касается и самих сказок. Сборников специальных терапевтических историй относительно немного, и конкретного списка сказок, которые однозначно годятся для терапии, нигде не найти. Поэтому метод может показаться достаточно закрытым, окутанным тайнами и домыслами.
Также очень важно понимать, что сказки не решат всех проблем. Есть состояния, из которых нужно выходить с помощью других инструментов психотерапии или даже медикаментов. И определить это может только специалист.
Можно ли использовать сказкотерапию самостоятельно
Психологи говорят, что даже нужно — и создают для этого пособия. Однако самостоятельная работа, скорее всего, не заменит консультацию специалиста, и может оказаться, что вам нужны совсем не сказки, а другие методы. Так что если вы замечаете у себя или ребёнка симптомы депрессии или суицидальные мысли, если в поведении ребёнка есть выраженная агрессия и вас сильно беспокоит его состояние, лучше не экспериментировать и обратиться к психотерапевту.
Если настолько серьёзных проблем у вас нет, сказкотерапия вам не навредит. Вот что можно попробовать.
Читайте книги
Да, это уже своего рода терапия. Читатель отождествляет себя с героем, замечает в его истории параллели со своей жизнью, вместе с ним проживает разные ситуации и смотрит на них под необычным углом. И благодаря всему этому может лучше понять себя и найти решение проблемы.
Если вас беспокоит что‑то конкретное, попробуйте поискать истории, в которых герой похож на вас и сталкивается с аналогичными трудностями.
Поищите терапевтические сказки
Существуют сборники таких сказок и для детей, и для взрослых. Часто они классифицированы по ситуациям, которые возможно решить с их помощью, или просто предлагают исследовать разные грани своей личности.
Взрослым могут быть интересны не только сами сказки, но и их психологический анализ. Исследуя истории, человек способен продвинуться в понимании себя и окружающих. Такие аналитические работы есть у разных авторов, одни из самых известных — «Бегущая с волками: Женский архетип в мифах и сказаниях» Клариссы Пинколы Эстес и «Тысячеликий герой» Джозефа Кэмпбелла.
Сочиняйте истории
Самостоятельно или вдвоём с ребёнком. Важно понимать, что в этом случае к сочинению сказок стоит относиться скорее как к творчеству, а не терапии. Если у родителя нет психологического образования, создание терапевтической сказки лучше доверить специалисту.
Дарья Дугенцова
Детский психолог-педагог, сказкотерапевт.
Терапевтическую сказку может придумать каждый родитель, но для этого стоит либо пройти обучение, либо обратиться к специалисту с таким запросом. Так как подход к проблеме зависит от того, что в итоге хочет получить взрослый от своего ребёнка.
В качестве вдохновения и подспорья для выдумывания сказок подойдут не только специальные наборы для сказкотерапии, но также метафорические ассоциативные карты, книги‑инструкции и игры, в которых нужно сочинять истории, например Story Cubes, «В некотором царстве», «Коробка сказок», «Однажды в сказке».
Как правило, принцип у таких наборов более‑менее одинаковый. Вы получаете вводные — герой, локация, завязка, некий образ или картинка — и вам нужно придумать историю, отталкиваясь от них. Если вы придумываете историю вместе с ребёнком, возможно, ему понадобятся ваша помощь и подсказки. При желании получившуюся сказку можно записать и перечитать позже.
Читайте также 🧐
- Как выбрать хорошего психотерапевта и не остаться на мели
- Вы Наполеон или Дон Кихот? Разбираемся, что такое соционика и работает ли она
- Что такое трансперсональная психология и почему это обман
«Сказочная терапия» превращает мораль истории в руководство по жизни
Фото предоставлено Tales for Life
Первоначально эта статья была опубликована на сайте VICE UK.
Если в детстве вы больше увлекались Диснеем или Гриммом, то во взрослом возрасте редко приходится пересматривать сказки. От инфантильных до совершенно ужасных, они, вероятно, были представлены вам дедушкой или бабушкой, заставляющими вас читать. Когда я наткнулся на берлинский консультационный центр Tales for Life, предлагающий услугу под названием «сказочная терапия», я надеялся на глубокое погружение в неприятные глубины человеческой психики, завернутые в фантастических персонажей и дикие истории. Однажды в пятницу вечером я пошел на групповой семинар, чтобы посмотреть, насколько мрачными стали наши взрослые умы, прежде чем поговорить с психологом обо всем этом. Впрочем, об этом позже.
Advertisement
При входе в зал от меня потребовали снять обувь и заменить ее серыми войлочными тапочками. Затем кто-то привел меня в теплую комнату с ламинированным полом, где мы ели шоколадные дижестивы и виноград. Я уже чувствовал себя инфантильным. На сеансе нас было шестеро, включая нашего «сказочного фасилитатора». Мы начали сеанс с того, что крутились и прыгали по комнате, а затем успокаивались, расстелив одеяла и подушки — что-то вроде окончания дополнительной ночи. Наш ведущий прошелся по группе, спрашивая, какая у всех самая любимая сказка. Я запаниковала и сказала «Русалочку» Ганса Христиана Андерсена.
Здоровье
Вещи, которые я хотел бы знать до начала терапии
Ханна Эвенс
цех. Он использует сказки со своими клиентами, чтобы помочь им увидеть свои собственные проблемы в персонажах и символах этих классических историй. Он упоминает Белоснежку, историю, которая «существовала сотни лет, но если вы посмотрите на нее с современной точки зрения, это пошаговое руководство о том, как справиться с самовлюбленной матерью», — рассказывает он аудитории. «Люди подсознательно понимают сказки, и как консультант я рекомендую ту сказку, которая, по моему мнению, наиболее актуальна для их задачи. Тогда исцеление, которое происходит после, происходит автоматически».
Фото Tales For Life
Темой сессии были «новые начинания», и Мерей объяснила, что весна — прекрасное время для позитивных изменений в нашей жизни. Послушайте, у меня сенная лихорадка, так что весна для меня скорее самое худшее время года — мне было немного трудно ясно мыслить, когда я чувствовал себя лично атакованным тяжелым уровнем пыльцы в Берлине. Затем нас попросили подумать о чем-то, с чем мы боролись, и, обдумывая эту проблему, выбрать карту, похожую на Таро, которая находит отклик у нас. Я подумал о моем насморке и зуде в глазах.
Реклама
Затем Мерей взял на себя роль рассказчика, надев большую остроконечную шляпу из серого фетра. Честно говоря, он признал, насколько нелепо это выглядело, и давайте посмеемся над ним. Затем он попросил нас лечь, расслабиться и послушать сказку. Изначально сказки предназначались для того, чтобы их говорили и слушали, а не писали, поэтому важной частью процесса было слушать. Он прочитал нам рассказ «Царский сын, который ничего не боялся». Я ненавидел это. Это напомнило мне о том, как каждый чрезмерно самоуверенный человек, получивший образование в частной школе, шагает по жизни.
Фото Tales For Life
Далее нас попросили нарисовать сцену из рассказа. В этот момент мы дрогнули; Я, да и все остальные, казалось, совершенно неправильно поняли это. «Я хотел обратить внимание, но не смог, история меня не зацепила», — сказала другая участница, 24-летняя Мариасоль. «Мне больше нравилось слушать его голос, чем слушать подробности реальной истории. Я просто чувствовал себя очень расслабленным».
Я тоже ничего толком не понял и нарисовал что-то вроде абстрактной сцены, включающей цветы-роботы, потому что именно сюда во время сказки уходил мой мозг, измученный заботами о нашем экологическом кризисе и предполагая, что в будущем природа будет просто воспоминание.
Мерей говорит, что неспособность постоянно концентрироваться не является проблемой. «Если вы пытаетесь вспомнить свою любимую сказку и пересказать ее, в ней будут части, которые вы забыли, и некоторые части, которые вы четко помните», — говорит он. «Это потому, что есть часть нас, которая судит, с чем мы можем иметь дело прямо сейчас, а с чем мы не можем. Что важно или актуально для нас, а что нет».
Реклама
Он попросил нас интерпретировать рисунки друг друга, ища символы. Все остальные рисовали буквальные сцены (деревья, ворота, поля, люди) и, конечно же, никто не получил то, чем должны были быть мои роботизированные цветы. Мы посмотрели на наши рисунки против карт, которые мы выбрали ранее, чтобы сделать наши собственные интерпретации. Мерей говорит нам, что сказкотерапия — это направление арт-терапии — форма терапии, которая использует творческий процесс для работы с травмами и другими эмоциональными проблемами — и что рисование — ключевая часть процесса сказкотерапии. Затем нас попросили выполнить упражнение «светофор», в котором мы разделили нашу личную задачу на три части (чего я хочу; что у меня уже есть, что я могу использовать, чтобы туда добраться; какие есть препятствия). Затем мы совершили ритуал прыжков через наши красные барьеры, пока все нас подбадривали. Мы закончили сессию, придумав одно дело на следующей неделе, которое помогло бы дать толчок нашим «новым начинаниям».
Фото автора
Мне стало интересно, может ли, учитывая темную историю Берлина и то, что братья Гримм были немцами, исцеление с помощью историй быть здесь более острым. Но Мерей говорит мне, что на самом деле это происходит из Венгрии, где он обучался в школе сказкотерапии Lelki Egészségvédő Alapítvány (LEA). Я спрашиваю Мерея, что он говорит людям, которые насмехаются над идеей использования сказок в качестве терапии. «На самом деле, я думаю, что есть много людей, которые считают концепцию терапии слишком серьезной, — говорит он. так же важно, как посещать стоматолога два раза в год».
Хотя сказочная терапия отличается от нарративной терапии, обе они уходят корнями в школу мысли психоаналитика и психиатра Карла Юнга. Бренда Кроутер, юнгианский аналитик и глубинный психолог из Франции, говорит, что работа со сказками может принести вам пользу, позволяя взглянуть на личную проблему через объективную линзу. «В конечном итоге вы развиваете отношение к чему-то объективному, и это снимает определенную одержимость вашими субъективными проблемами», — говорит она. «Это не означает, что вы игнорируете субъективную проблему, но позволяет увидеть ее контекст». Кажется, что сказкотерапия по сути работает с универсальными символами и архетипами для решения общих проблем. «Использование сказок может быть мощным инструментом для исцеления, потому что они переводят вас в режим, в котором вы на самом деле переживаете себя в другом измерении», — говорит Кроутер.
После полного сеанса я подумал о том, как необычно заниматься чем-то таким ребяческим. Реальная жизнь преподает нам достаточно болезненных моральных уроков, чтобы усвоить их, нет необходимости зарываться с головой в книгу фэнтези. По крайней мере, я ушел со знанием того, что слушать, как парень читает сказку на ночь, — это успокаивающий процесс — просто, может быть, я оставлю кое-что о мальчиках из частной школы для других.
@sabfaramarzi
Сказки фейри: Сказкотерапия
Надеюсь, вы видели пост Surlalune о семинаре по терапии сказками, который проходил в Португалии в марте! Я никак не мог пойти, но сам факт, что сказкотерапия вообще существует, был приятным сюрпризом! А теперь у меня есть еще кое-что, что можно добавить к списку профессий моей мечты. ..
Мне было любопытно, что именно — существует так много способов толкования сказок, психологически, какой подход вообще можно было бы использовать? После некоторых первоначальных исследований в Интернете кажется, что все сводится к следующему: клиенты используют сказки, чтобы рассказать о ситуациях в своей жизни; увидеть процесс, через который проходят главные герои, чтобы найти решения реальных жизненных проблем . В некотором смысле это кажется довольно простым, но это также может быть действительно мощным. Я помню, как сидел на уроках литературы, где определенная личная связь с персонажем в рассказе глубоко убеждала или вдохновляла меня. Здорово, что современная психология признает потенциал и актуальную актуальность сказок! Как сказано на официальном сайте конференции: «Вместе мы можем способствовать развитию использования сказок во многих сферах жизни!»
Ослиная шкура
Для получения более подробной информации, вот некоторые выдержки, которые мне показались интересными (ссылки на сайты находятся ниже материала):
«Одним из основных преимуществ этого метода является возможность понять или изменить аспекты, касающиеся концепции tim e, таким образом, постепенно
С помощью этих «ментальных шагов» пациенту любого возраста удается перемещаться по временной шкале, что делает возможным множество вещей. 0076 окно в прошлое может быть открыто, позволяя пациентам сосредоточиться на проблемах и решениях, которые сильно отличаются от текущих, таким образом создавая инструмент для противостояния настоящему и понимания различий между определенными привычками и современным образом жизни. Это сравнение очень важно, поскольку благодаря осознанию и пониманию методов и временных рамок, связанных с прошлыми проблемами, пациенты учатся развивать терпение и отсрочку, когнитивно-эмоциональные навыки, которые трудно совершенствовать в реальных социальных ситуациях из-за скорости общения и транзакций. между людьми.
Дюймовочка
Терапия сказками также позволяет пациентам отражать настоящее время через сказки, которые очень близки к чьей-либо или групповой реальности, и это показывает людям, что некоторые личные проблемы также являются общими проблемами , облегчение чувство одиночества, которое возникает при прохождении трудных задач . Он также предлагает различные точки зрения на проблему, возможные мысли и различные, более полезные реакции, помогающие найти решение.
Рассказанные истории помогают пациентам заглянуть в будущее в отношении определенного поведения и узнать или предсказать, чем все закончится, если они будут действовать тем или иным образом.
С чисто терапевтической точки зрения, а также для поддержки поведенческих и психологических проблем, сказкотерапия является мощным средством для:
• предоставления людям возможности безлично или поэтапно говорить о личных проблемах, таким образом, постепенно снижая защиту;
• позволяет людям лучше распознавать и выражать подавленные и невыраженные эмоции, которые они испытывают;
• предоставление альтернативных мыслей, эмоций и поведения в неудобных или неприспособленных ситуациях.
В более общем плане сказочная терапия позволяет пациентам использовать свое воображение в позитивном ключе , превращая искажения реальности в инструменты, способные генерировать новый опыт, ментальные образы и поведение, а также создавать позитивные и более подходящие альтернативы по отношению к реальность. »
Benessere.com
Золушка
Героини никогда в конечном итоге не были убиты жестоким обращением . Чем больше Золушка,
Белоснежка, Гензель и Гретель становятся жертвами могущественных жестоких людей,
тем больше сочувствия они вызывают. Поощряя клиентов, подвергшихся насилию
, идентифицировать себя со сказочными героинями, терапевт может помочь им обрести
сочувствие и сострадание к себе.
Символические фигуры и образы в сказках, такие как жестокая мачеха,
любящая фея-крестная, зимняя тьма или затерянный в лесу, зеркала
тревожные внутренние эмоциональные состояния. По мере того, как главный герой преодолевает испытания в
различных ситуациях, психотерапевту показывают способы справиться
со своими расстраивающими аффектами. Например, Гензель и Гретель оставляют след
из хлебных крошек, чтобы отметить свой путь, и обманом заставляют ведьму не есть их,
предлагая своего рода доказательство того, что стратегические действия служат для того, чтобы гарантировать, что никто не
съест их. 0064
переполняются эмоциональными расстройствами . Для многих пациентов психотерапии
важно научиться утешать и успокаивать или метафорически открывать свою внутреннюю
«крестную мать» или «животных-помощников», чтобы трансформировать эмоциональную боль в
рост. Если связь с этими общими символами, которые могут быть восприняты как
, представляющие возможности для заботы о себе, может последовать психологическое улучшение
. Открытие «внутренний принц» или «крестная фея», которые также могут спасти человека
, могут усилить человека на самых глубоких уровнях.
Русалочка
Когнитивные исследования современных психологов, таких как
Альберт Бандура из Стэнфордского университета, подтверждают, что когда люди
относятся к трудным обстоятельствам как к вызовам, с которыми можно справиться, их 903 сопротивляемость
3
усилен . Точно так же классические истории учат не уклонятьсяот трудных личных испытаний и что именно встречая их лицом к лицу
человек растет эмоционально и духовно. Дух триумфа и
оптимизма пронизывает те истории, которые несут в себе позитивную систему отсчета.
Для клиентов, охваченных внутренним смятением, сказочная героиня или модель героя
кто борется, но в конце концов добивается успеха . По мере того, как они решают каждую сложную задачу,
их устойчивость перерастает в основную силу, за которую они в конечном итоге
получают щедрое вознаграждение.
Бетт У. Кирнан
Снежная королева
Кажется, что в целом сказкотерапия подчеркивает тот факт, что хотя персонажи страдают, есть надежда и способ активно внести позитивные изменения в свою жизнь. Мне нравится, что здесь, по крайней мере, нет различия между героями мужского и женского пола — их почти всех преследуют, и все находят какое-то решение. Многие утверждают, что сказки опасны для девочек, потому что побуждают их к бездействию, но мне нравится идея видеть в спасающем вас принце потенциального «внутреннего принца».