Смысловая память это: СМЫСЛОВАЯ ПАМЯТЬ | это… Что такое СМЫСЛОВАЯ ПАМЯТЬ?

Логическая память: что это, особенности, отличия от механической памяти

Логическая память против механической

Механическая память характеризуется запоминанием материала в той его форме, в какой он подаётся. Как услышал или увидел, так и «сохранил» в голове.

Чтобы между участками мозга, задействованными в запоминании, образовались прочные нейронные связи, необходимо многократное повторение материала. Недаром механическую память называют «зубрёжкой».

Зубрёжка полезна в изучении иностранных слов, трудных терминов, формул, имён и названий. Но смысловое содержание материала в процессе механическом заучивании отходит на второй план. Если при заучивании были какие-то ошибки, они будут воспроизведены и при ответе.

Логическая (смысловая) память предполагает осмысление материала. Она направлена на запоминание не внешней формы, а смысла. В основе лежат ассоциации, отражающие наиболее важные стороны изучаемого предмета или явления.

Когда человек не может что-то запомнить, скорее всего, он просто не вник в суть.

Осмысленный материал запоминается быстрее и, как правило, на всю жизнь. Это доказал немецкий психолог Герман Эббингауз. Его эксперимент показал, что для заучивания 36 бессмысленных слогов требуется в среднем 55 повторений, в то время как для запоминания стихотворного текста такого же размера — всего 6–7 повторений.

Смысловая память тоже нуждается в повторениях, но иного характера. Если при механическом заучивании монотонно воспроизводится один и тот же материал в одной и той же форме, то при логическом повторяется смысл, только разными словами и приёмами.

Как развить логическую память

Логическая память предполагает предварительную работу мышления. Материал сначала нужно проанализировать, разложив на составляющие части, выделить наиболее важное,  установить связи, представить общую картину и познать суть.

<<Форма демодоступа>>

Анализ

Ответьте на вопрос: «Что именно и для чего я изучаю?».

Результаты этой мыслительной работы оформите в виде схемы, таблицы или образной словесной формулировки. Это переключит сознание с механического понимания материала на более концептуальное.   

Синтез

Анализ предполагает осмысление каждой отдельной части объекта, а синтез — это изучение материала в целом.

Всегда думайте о том, как новая тема вплетается в то, что вы уже знаете, как она продвигает вас по пути понимания всего предмета. Так знания постепенно сложатся в единый пазл.

Поиск связей

Логическая память опирается на ассоциации. Порой мы забываем факты, даты, имена, формулы, но чётко помним суть. Это заслуга ассоциаций.

С чем у вас ассоциируется изучаемый материал? Попробуйте протянуть мысленные ниточки к вашему прошлому опыту. Чем больше связей вы построите, тем прочнее материал закрепится в долговременной памяти.

Познание сути

Теперь необходимо изучить сам материал. Чем глубже, тем лучше. Для этого:

  • Изучите историю вопроса.
  • Попытайтесь связать новую тему с той, что вам близка.
  • Задействуйте эмоции. Например, изучая геоцентризм, попробуйте представить, что чувствовал Джордано Бруно, когда его вели к костру.
  • Прочтите биографии людей, связанных с темой изучения.
  • Читайте новости по теме, выписывайте цитаты экспертов.

Процесс логического запоминания

Описанные шаги — от анализа до познания сути — необходимо проделать при максимальном сосредоточении внимания. Уберите подальше телефон, выключите музыку и даже выгоните кота из комнаты, если он мешает вам думать.

Поняв суть, важно пересказать тему своими словами, не опираясь на определения из учебника. Возможно, вам потребуется время, чтобы переосмыслить сложную концепцию и подобрать собственные определения. Потратьте его — это очень важно.

Важнейшим элементом смыслового запоминания является систематическое повторение. Без него никуда! Только помните о главном различии с механической памятью: вы должны пересказывать материал так, как его понимаете, каждый раз вкладывая эмоции, а не бездумно тарабанить чьи-то формулировки.

Тренировка логической памяти

Развивать смысловое запоминание можно с помощью игр и специальных упражнений.

Ассоциации

Для игры нужны двое: ведущий и участник. Ведущий зачитывает пары слов, связанные общим смыслом. Например: корова – молоко, снег – зима, книга – Пушкин, щётка – зубы. Пары нужно усложнять по мере развития навыка.

Задача игрока: за одну минуту запомнить как можно больше пар. Затем ведущий читает одно из слов, а участник должен назвать второе. После нескольких кругов можно поменяться ролями.

Лишнее слово

Для этой игры вам тоже понадобится помощник. Его задачей будет составить несколько цепочек из трёх слов. Два из них должны иметь логическую связь (только не совсем очевидную), а третье нет. Например: «Бродский — костёр — зонтик», «лебедь — стройка — экран».

Вам необходимо объяснить связь между парой слов и почему не подходит третье. Творческий полёт мысли приветствуется, то есть ваш вариант может не совпасть с замыслом помощника.

Вольный пересказ

Прочитайте следующий текст один раз и запишите на листок его содержание. Можете сокращать, менять слова и абзацы — главное передать смысл.

«Мириелю пришлось испытать судьбу всякого нового человека (1), попавшего в маленький городок (2), где много языков (3), которые болтают (4), и очень мало голов (5), которые думают (6). Ему пришлось испытать это (7), хотя он был епископом (8), и именно потому, что он был епископом (9). Впрочем, слухи (10), которые люди связывали с его именем (11), были всего только слухи (12), намеки, словечки, пустые речи (13), попросту говоря, если прибегнуть к выразительному языку южан, околесица (14)».

В данном тексте 14 смысловых единиц. После того как вы записали свой пересказ, посмотрите, сколько смысловых единиц получилось у вас. За каждую даётся один балл.

Можно брать тексты разной длины и экспериментировать. В этом случае смысловые единицы оригинала стоит считать после пересказа.

Развитие словесно-логической памяти

Развитие словесно – логической памяти у детей 5-7 лет

 

Память – это психический процесс, который обеспечивает человека способностью накапливать, сохранять и воспроизводить знания и навыки.

 

 

Кратковременная память – это хранилище для небольших порций информации. Если она не имеет большого значения, то соответственно быстро забывается. Благодаря, именно кратковременной памяти, мы строим мыслительные процессы.
Долговременная память – хранилище важной информации (все, что вы знаете о мире). Специалисты утверждают, что она безгранична, и, чем шире кругозор человека, тем легче он запоминает новые данные.
Существует несколько видов памяти, в зависимости от того, как легче человеку воспринимать информацию: моторная, слуховая, зрительная, вербальная (словесная), логическая.
Очень часто виды памяти выступают в определенных сочетаниях:

Зрительно – моторная необходима для выполнения работы по образцу: списывание с доски, работа в тетради;
Вербально – моторная – работа по словесной инструкции с указанием порядка заданий, написание под диктовку;
Словесно – логическая память – позволяет запоминать последовательность слов, действий в рассказах, своих мыслей в процессе, а затем воспроизводить их . Данному виду памяти принадлежит основная роль в усвоении знаний детьми в процессе обучения.
Поскольку у детей дошкольного возраста преобладает непроизвольное запоминание (запоминание без цели) нужно помнить:
— лучше сохранится тот материал, который ребенка удивил, заинтересовал;
— хорошо запоминается материал, представленный в соревновательной форме или игре;
— цель должна быть эмоционально значима для ребенка – по ее достижению ребенок должен получить похвалу от взрослого или его удивление.
К семи годам начинает формироваться произвольная память (т.е ребенок начинает запоминать сознательно), это связано с физиологией.
Полезно знать:
— разучивание похожего материала стирает предыдущий, поэтому перед тем, как приступить к изучению нового необходимо сменить вид деятельности или сделать «переменку»;
— для лучшего запоминания – лучше учить на ночь;
— для лучшего запоминания задаются различные вопросы, типа: «Что про это говорится?» 
Развитие памяти в дошкольном возрасте имеет огромное значение, в первую очередь для успешного обучения в школе, способности осваивать учебную программу. Поскольку в дошкольном возрасте ведущая роль отводится игре, то с ее помощью и стоит проводить работу по развитию памяти. Благодаря ей мы сможем простимулировать детскую активность, увеличить объем словесно – логической памяти, а так же сделаем процесс обучения более эмоциональным и увлекательным. Именно интерес к тому, что предлагается ребенку позволяет обеспечивать запоминание.
Предлагаем Вам несколько игр для развития словесно – логической памяти
«Парочки»
Взрослый записывает на листке пары слов (начать можно с 5 пар), связанных между собой по смыслу (вилка – ложка, дуб – дерево). После чего нужно их прочитать ребенку 3 раза: с интонацией, не торопливо. Через небольшой отрезок времени взрослый называет ребенку первое слово из пары, а тот в свою очередь называет второе слово из пары. Таким образом формируется кратковременная память. Для развития долговременной памяти следует выполнить то же упражнение, но уже через более длительный отрезок времени (например, 30 минут) 

«Со словами я играю, их запоминаю»
1.

Я назову слова, а ты запомни: жираф, кровать, кошка, собака, кресло (постепенно увеличиваем до 10 слов). Повтори!
2. На какие группы можно разделить эти слова? (Чем больше назовет, тем лучше мыслит ребенок. Но, мы постепенно подводим к мысли о 2 группах слов) Теперь вспомни только животных, а потом назови мебель.
3. Повтори все слова еще раз.

«Перепутались»
Взрослый выставляет 5 – 6 игрушек перед ребенком, и рассказывает: «На пароход стояла очередь: первым стоял слон, потом кукла Катя, за ней розовый поросенок, медведь, а за ним котенок. Вскоре пришел мороженщик, и все побежали к нему. А когда вернулись, то не могли вспомнить, кто за кем стоял. Помогите игрушкам найти свое место»

«Запомни – повтори»
Взрослый произносит несколько чисел (от 3 до 10, усложняется постепенно) и просит ребенка повторить. То же самое можно проводить с названием птиц, животных, месяцев, дней недели, словами с автоматизируемым звуком (миШка, ШиШка, Шапка, уШи, Шаль) и т.

д . Важно, что бы ребенок соблюдал предложенную последовательность.

«Сравнилки»
Предлагаем ребенку сравнить 2 предмета (муха и бабочка, дерево и куст, волк и собака), и, рассказать чем похожи, и чем отличаются. Ребенок 6 – 7 лет должен выделять главные признаки предметов.

«Я начну, вы продолжайте»
Игра начинается с фразы: «Я начну, вы – продолжайте. Слова быстро называйте!» После чего ребенку предлагаются слова из группы родственных слов (домашние животные, мебель, игрушки и т.п.): корова, лошадь… этот ряд нужно продолжить и назвать, как можно больше слов из данной группы.

«4 лишний»
В предложенной серии картинок,где 3 картинки можно объединить в группу по общему признаку, а 4 лишняя, ребенок находит «лишнюю» и, объясняет свой выбор. Лишний петух, потому что свинья, корова и лошадь – домашние животные, а петух – птица.

Семантическая память — Психология — Оксфордские библиографии

Введение

Семантическая память относится к нашему общему знанию мира, которое включает в себя память на понятия, факты и значения слов и других символических единиц, составляющих формальные системы коммуникации, такие как язык или математика. В классическом иерархическом представлении о памяти декларативная память подразделялась на два независимых модуля: эпизодическую память, которая является нашим автобиографическим хранилищем отдельных событий, и семантическую память, которая является нашим общим хранилищем абстрактных знаний. Однако более поздние теоретические объяснения значительно уменьшили независимость этих двух систем памяти, и эпизодическая память обычно рассматривается как ворота к семантической памяти, доступ к которой осуществляется через процесс абстракции. Современные отчеты рассматривают семантическую память как глубоко укоренившуюся в сенсомоторном опыте, абстрагированную от многих эпизодических воспоминаний, чтобы выделить стабильные характеристики и приглушить идиосинкразические. Многие исследования в области неврологии были сосредоточены как на том, как мозг создает семантические воспоминания, так и на том, какие области мозга отвечают за хранение и извлечение семантических знаний. К ним относятся многие классические эксперименты, в которых изучалось поведение людей с повреждением головного мозга и различными типами семантических нарушений, а также более современные исследования, в которых используются методы нейровизуализации для изучения того, как мозг создает и хранит семантические воспоминания. Классически семантическая память рассматривалась как разнородная область изучения всего, что относится к декларативной памяти, что явно не относилось к сфере эпизодической памяти, и формальные модели значения в памяти не развивались в темпе моделей эпизодической памяти. Однако недавние разработки в области нейронных сетей и корпусных инструментов для моделирования текста значительно усложнили модели семантической памяти. В настоящее время существует несколько хороших вычислительных отчетов, объясняющих, как люди преобразуют первый опыт взаимодействия с миром в глубокие семантические представления и как эти представления извлекаются и используются в поведенческих задачах, основанных на значении. Цель этой статьи — предоставить читателю наиболее важные публикации, обзоры и темы крупных достижений в различных областях семантической памяти за последние сорок пять лет. Для более подробного ознакомления мы отсылаем читателя к рукописям в разделе «Общие обзоры».

Общие сведения

Несмотря на то, что семантическая память была предметом значительного количества исследований, эта тема не привлекла достаточного внимания, чтобы по ней можно было писать полные тома. Тем не менее, существует множество обзоров семантической памяти, которые существуют как часть более общих томов. Chang 1986 дает раннее описание области семантической памяти. Биндер и Десаи, 2011 г., Томпсон-Шилл, 2003 г., и Йи и др. 2013 предоставляют обзоры неврологических описаний семантической памяти. Наконец, Балота и Коан, 2008 г., Макрей и Джонс, 2013 г., а также Йи и др. 2017 предоставляет углубленный обзор изучения семантической памяти и включает историю области, экспериментальные данные и вычислительные модели семантической памяти.

  • Балота Д. А. и Дж. Х. Коан. 2008. Семантическая память. В Справочник обучения и памяти: полный справочник

    . Под редакцией Дж. Х. Бирна, Х. Эйхенбаума, Р. Мензеля, Х. Л. Редигера III и Д. Суитта, 512–531. Амстердам: Эльзевир.

    Обобщает результаты различных подходов к изучению семантической памяти.

  • Биндер, Дж. Р. и Р. Х. Десаи. 2011. Нейробиология семантической памяти. Тенденции в когнитивных науках 15. 11: 527–536.

    DOI: 10.1016/j.tics.2011.10.001

    Краткое описание роли различных областей мозга, участвующих в семантической обработке.

  • Чанг, Т. М. 1986. Семантическая память: факты и модели. Психологический вестник 99.2: 199.

    DOI: 10.1037/0033-2909.99.2.199

    Пересматривает степень и богатство семантической памяти, восстанавливая ранние открытия в этой области.

  • Макрей К. и М. Н. Джонс. 2013. Семантическая память. В Оксфордский справочник по когнитивной психологии

    . Под редакцией Д. Рейсберга, 206–216. Нью-Йорк: Оксфордский ун-т. Нажимать.

    Обобщает литературу по экспериментальным исследованиям и вычислительным моделям семантической памяти.

  • Thompson-Schill, S. L. 2003. Нейровизуализационные исследования семантической памяти: вывод «как» из «откуда». Neuropsychologia 4.3: 280–292.

    DOI: 10.1016/S0028-3932(02)00161-6

    Обзор мест активации семантических репрезентаций, обсуждение функциональных нейровизуализационных исследований семантической памяти.

  • Йи, Э., Э. Г. Хрисику и С. Л. Томпсон-Шилл. 2013. Семантическая память. В Оксфордский справочник по когнитивной неврологии: основные темы . Том. 1. Под редакцией Кевина Окснера и Стивена Кослина, стр. 353–374. Оксфорд: Оксфордский ун-т. Нажимать.

    В этой статье представлен обзор литературы, которая поддерживает обоснование семантических моделей сенсомоторными входными данными.

  • Йи, Э., М. Н. Джонс и К. Макрей. 2017. Семантическая память. В Справочник Стивенса по экспериментальной психологии и когнитивной нейронауке . 4-е изд. Под редакцией Дж. Викстеда и С. Томпсона-Шилла, 319–356. Чичестер, Великобритания: Wiley.

    Обеспечивает всесторонний обзор семантической памяти, обобщающий результаты компьютерного моделирования и экспериментальные данные.

наверх

Пользователи без подписки не могут видеть весь контент на эта страница. Пожалуйста, подпишитесь или войдите.

Как подписаться

Oxford Bibliographies Online доступен по подписке и с бессрочным доступом к учреждениям. Чтобы получить дополнительную информацию или связаться с торговым представителем Oxford, нажмите здесь.

Семантическая память: определение и примеры

Когда вы совершаете покупку по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. Вот как это работает.

(Изображение предоставлено: ra2studio | Shutterstock )

Семантическая память относится к части долговременной памяти, которая обрабатывает идеи и понятия, не почерпнутые из личного опыта. Семантическая память включает общеизвестные вещи, такие как названия цветов, звуки букв, столицы стран и другие основные факты, приобретенные в течение жизни.

Концепция семантической памяти довольно нова. Он был введен в 1972 году в результате сотрудничества между Энделем Тульвингом из Университета Торонто и Уэйном Дональдсоном из Университета Нью-Брансуика в исследовании влияния организации на человеческую память.

Тульвинг изложил отдельные системы концептуализации эпизодической и семантической памяти в своей книге «Элементы эпизодической памяти». Он отметил, что семантическая и эпизодическая различаются по тому, как они действуют и по типам информации, которую они обрабатывают.

До Тулвинга человеческая память не подвергалась многочисленным глубоким исследованиям или исследованиям. С тех пор в ряде исследовательских проектов изучались различия между семантической и эпизодической памятью. Некоторые из наиболее заметных экспериментов, связанных с семантической памятью, были проведены Дж. Ф. Кильстромом в 19 в.80-х для проверки гипноза на смысловую и эпизодическую память.

Семантическая и эпизодическая память

Семантическая память – это воспоминание о фактах, собранных с раннего детства. Это бесспорные крупицы информации, не связанные с эмоциями или личным опытом.

Некоторые примеры семантической памяти:

  • Знание того, что трава зеленая
  • Воспоминание о том, что Вашингтон, округ Колумбия, является столицей США, а Вашингтон является штатом
  • Умение пользоваться ножницами
  • Понимание того, как соединять слова в предложение
  • Распознавать названия цветов
  • Помнить, что такое собака
  • Умение пользоваться телефоном
  • Знание того, что президент Джон Ф. Кеннеди был застрелен 22 ноября, 1963

Эпизодическая память специфична для каждого человека. Это воспоминание о биографическом опыте и конкретных событиях во времени в серийной форме, по которой мы можем реконструировать фактические события, имевшие место в определенные моменты времени в нашей жизни.

Примеры эпизодической памяти:

  • Воспоминание о том, где вы были, когда Кеннеди был застрелен
  • Воспоминание о вашем первом поцелуе
  • Воспоминание о вашем первом дне в школе
  • Знание имени и породы вашей первой собаки
  • Воспоминание о вашей свадьбе
  • Вспоминать гостей на праздновании 30-летия лучшего друга
  • Знакомство с коллегой по лаборатории на уроке химии в колледже
  • Вспоминать свой первый день на новой работе

Переход от эпизодической памяти к семантической

Происходит устойчивое движение воспоминаний от эпизодической к семантической, особенно в детстве, когда мы постоянно изучаем новые вещи.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts