Социальные биологические духовные: Потребности и интересы человека. Пирамида потребностей Маслоу

Биологические потребности человека какие бывают – список примеров по обществознанию (6 класс)

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 299.

Обновлено 16 Октября, 2021

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 299.

Обновлено 16 Октября, 2021

Человек ежедневно совершает множество действий. В их основе лежит удовлетворение потребностей, то есть нужд в чём-либо. В качестве мотивов деятельности может выступать желание прокормить себя и близких, повысить социальный статус, приобрести материальные блага, развиться в определённой области. Узнаем, какие бывают потребности, чем они отличаются.

Виды потребностей

В обществознании принято выделять три вида потребностей: биологические, социальные, духовные. Кратко рассмотрим каждый вид.

  • Биологические потребности человека связаны с физическим состоянием его тела. К ним относится, например, потребность в пище, сне, тепле.
  • Социальные потребности связаны с тем, какое место занимает человек в обществе, как он реализует себя в трудовой деятельности.
    Это необходимость в общении, заботе о детях, карьерном росте.
  • К группе духовных потребностей относится познание окружающей действительности и себя, обогащение внутреннего мира, приобщение к ценностям и идеалам общества.
Рис. 1. Схема «Потребности человека».

Некоторые исследователи выделяют группу материальных потребностей. К ним относится нужда в обладании благами, необходимыми для комфортной жизни: предметами мебели, одеждой, жильём. Чаще всего эту группу объединяют с биологическими потребностями.

Биологические потребности

Человек является созданием природы. Поэтому в основе его деятельности лежит удовлетворение биологических потребностей. По-другому их называют физиологическими, естественными, органическими. Они даны нам с рождения. Если их игнорировать, организм человека может прекратить нормальное функционирование. Рассмотрим примеры таких потребностей.

Рис. 2. Пробежка.

Человек может прожить лишь несколько минут без воздуха, без воды — около недели, без еды — чуть больше месяца.

Отсутствие сна в течение 5–6 суток приводит к печальным последствиям: нарушениям психики, галлюцинациям, гибели.

Связь биологических потребностей с потребностями других видов

Человека отличает от других живых существ способность брать биологические потребности под контроль. Например, испытывая голод, люди способны ждать приём пищи; нуждаясь во сне, человек добирается до дома и ложится в кровать.

Без удовлетворения нужд организма потребности других групп отодвигаются на второй план. Например, если ученик не принимал пищу длительное время, он вряд ли сможет усвоить материал, изучаемый на уроках.

Рис. 3. Школьники в классе.

Игнорирование требований организма оказывает негативное влияние на социальные потребности: голодный человек может стать агрессивным в общении, нарушить нормы поведения, плохо выполнять работу.

Что мы узнали?

Потребности человека, изучаемы в 6 классе, делятся на биологические, социальные и духовные. К биологическим относятся такие, как потребность в дыхании, движении, пище.

Их игнорирование приводит к сбоям в работе организма, влияет на другие группы нужд.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 299.


А какая ваша оценка?

Биологические и социальные потребности

Потребности человека: философский аспект исследования.

  • Общепризнанной классификации потребностей пока не существует.

  • Для систематизации потребностей используем различные логические основания.

  • Философский уровень анализа потребностей – наиболее общего характера.

  • На этом уровне потребности подразделяются на:

К биологическим относятся:

Многие биологические потребности принадлежат к числу НАСУЩНЫХ (без их удовлетворения человек вообще не может существовать).

В то же время биологические потребности человека отличаются от биологических потребностей животных (все они перестроены социальным способом существования).

  • СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ сложнее биологических, т.к. связаны с качественно более высоким способом существования.

  • Все социальные потребности формируются на основе ТРУДА и АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ — чисто человеческих качеств и способностей.

Основные различия биологических и социальных потребностей:

1. Биологические потребности возникают в ходе дарвиновской

биологической эволюции, а социальные – искусственно воспроизводятся человеком в процессе преобразования природной среды и самого себя.

2. Социальные потребности универсальны.

Человек живет всей природой, превращает ее в свое «не­органическое тело», «вторую природу» и для удовлетворения своих потребностей способен использовать любые ее сферы и материалы.

3. Социальные потребности человека носят исторический характер, т. е. могут непрерывно развиваться (закон возвышения потребностей).

4. Все человеческие потребности в той или иной мере осознаются и поэтому до какой-то степени подвластны целенаправленному формированию и контролю (которого не может быть у животных).

5. Любая социальная потребность имеет свою биологическую основу и для своего удовлетворения требует расхода физической (биологической) энергии.

Сервисная деятельность, направленная на удовлетворение социальных потребностей, требует учета и их биологического компонента.

Материальные потребности — это потребности человека в обеспечении своего материального существования.

В материальных потребностях можно выделить два пласта:

  • относительно простые материальные биологические потребности

    • К материальным биологическим относятся потребности в пище, одежде, жилище, благоприятной окружающей среде, физическом здоровье и физической безопасности, в продолжении рода.

  • более сложные — материальные социальные потребности.

    • К социальным материальным потребностям относятся труд и основанный на нем процесс материального производства, т. е. предметно-орудийная преобразовательная деятельность человека, общение — взаимодействие в процессе трудовой деятельности и обмен продуктами труда.

Материальные социальные потребности появляются только у человека.

Социальное — это не только мышление, но и вполне вещественная, материальная деятельность с предметами внешнего мира.

Материальные потребности не ограничиваются потребностями в так называемых материальных благах.

Специфически человеческое отношение к миру состоит не в потреблении, а в созидании; первое лишь необходимое условие и средство второго.

Главная социальная материальная потребность — это потребность в труде.

Духовные потребности — это потребности в знаниях, настроениях, переживаниях и впечатлениях.

Духовные потребности можно также классифицировать на основе форм общественного сознания, разделив на:

    Можно выделить также:

    • относительно простые духовные потребности, существующие на уровне обыденного сознания,

    • и сложные, которые удовлетворяются с помощью теоретического и художественного сознания.

    Потребность в познании – это стремление человека к знанию объективных явлений, свойств и закономерностей действительности.

    • Она порождается материальными потребностями в успешной трудовой деятельности, которая не может существовать и совершенствоваться без накопления знаний о мире.

    • Затем потребность в познании может приобретать относительную самостоятельность.

    • Формы познания:

    • Ценностно-ориентационная деятельность также опирается на познание. (невозможно дать правильную оценку явлениям, которые не знаешь), но не сводится к нему.

    Образование— это процесс усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.

    • Оно является одной из главных потребностей человека, так как стало необходимым условием подготовки к труду и общению.

    • Потребность в образовании по существу является конкретизацией и более развитой формой потребности в познании.

    • Образование рассматривается в современном мире как одна из частей сферы услуг. Им занимаются особые организации — в основном учебные заведения.

    • Государство осуществляет контроль за образованием для придания ему легитимности: лицензирование образовательных услуг является подтверждением их качества и обеспечивает их стандартизацию, официальное признание при оценке уровня образованности конкретного лица.

    Воспитание — это целенаправленное воздействие на человека для подготовки его к выполнению всего многообразия социальных функций (труда, общения, познания и т.

    п.).

    • Оно входит в процесс социализации и является потребностью, поскольку без целенаправленного воздействия взрослых ребенок не сможет стать дееспособным членом общества.

    • В учебных заведениях потребность в воспитании фактически удовлетворяется вместе с потребностью в образовании.

    • Однако воспитание, по мнению психологов и педагогов, начинается практически с рождения ребенка, когда образование (в строгом смысле слова) еще невозможно.

    Потребность в смысле жизни — это, по-видимому, наиболее сложная духовная потребность. Она выражается в формировании мировоззрения — системы взглядов человека на мир в целом и свое место в нем.

    • Смысл своего существования определяется каждой личностью индивидуально, но это не значит, что он зависит от субъективного видения мира.

    • Существуют, во-первых, несколько основных концепций смысла человеческого существования, к которым многие люди приходят на том или ином этапе своей жизни.

    • Во-вторых, концепция смысла жизни прямо зависит от того, как развивались способности человека и как удовлетворялись потребности в познании, образовании и воспитании.

    Для воздействия на формирование духовных потребностей используется широкий набор приемов — дозированная информация и дезинформация, эмоциональное воздействие искусства, чувство товарищества и солидарности, пропаганда через средства массовой информации, наконец, простая материальная заинтересованность в получении тех или иных благ.

    • Существуют не только «хорошие», но и негативные, деструктивные, разрушительные, осуждаемые обществом духовные потребности (пропаганда всевозможных экстремистских идеологий (религиозных и нерелигиозных), фашистских и других человеконенавистнических концепций).

    • Удовлетворение материальных и духовных потребностей часто взаимосвязано, носит комплексный характер.

    • В сервисной деятельности эта комплексность служит дополнительным фактором, повышающим привлекательность предлагаемого набора услуг.

    Природа проблем: био-психо-социально-духовные

    Одним из моих первых знакомств с психологией был курс «Введение в психологию» на первом курсе колледжа. По общему признанию, я не могу описать многие особенности этого класса, но одна общая тема не покидала меня на протяжении всего моего формального обучения:

    Причину проблем с психическим здоровьем можно найти в биологических, психологических и социальных факторах.

    Годы моей клинической практики укрепили это убеждение, и я продолжаю знакомить своих клиентов с этой концепцией.
    Нарисовав треугольник с окружностью вокруг него, я начинаю введение:

    У большинства людей есть предубеждения относительно того, откуда, по их мнению, берутся проблемы с психическим здоровьем;
    Я предполагаю, что он есть у вас и у людей в вашей жизни. Некоторые люди считают, что эти проблемы имеют биологическую природу… если это основная точка зрения, люди часто сосредотачиваются на лекарствах как на предпочтительном лечении. Некоторые люди считают, что эти проблемы психологические… часто акцент делается на том, чтобы сказать человеку перестать думать определенным образом и начать думать по-новому. Некоторые люди считают, что эти проблемы являются социальными… когда это первичная точка зрения, люди отдают приоритет изменению внешних факторов в жизни человека — отношений, окружающей среды или систем. Некоторые люди считают, что эти проблемы духовны… когда они первичны, человека часто поощряют к определенным религиозным верованиям, практикам или связи с Богом или высшей силой.
    Моя предвзятость заключается в том, что, хотя они могут иметь разное значение в жизни людей,
    проблемы часто возникают из-за комбинации каждой из этих четырех сфер для человека.

     

    Я пришел к выводу, что лучше всего
    обслуживать клиентов, когда мы вместе рассматриваем причины и решения как многогранные.
    Мы можем увидеть положительные изменения и улучшение здоровья после воздействия на одну или две сферы,
    но мы, скорее всего, увидим самые положительные результаты, когда лечение будет направлено на человека целостно,
    , признавая множество движущих сил и то, как они взаимосвязаны.

    Биологические: 
    связанные с физическим телом, генетикой, химией мозга
    Возможные трудности/проблемы: 
    • трудности со сном
    • плохое питание
    • отсутствие физических упражнений
    • токсикомания
    • семейная история психических заболеваний
    • дисбаланс гормонов
    • влияние травмы на мозг
    • продолжающееся физиологическое возбуждение
    • дефицит в организме
    • физическое заболевание, боль или стресс на теле
    • черепно-мозговая травма
    Возможности / Возможные решения:
    • хороший сон
    • получение здорового питания
    • постоянно тренируюсь
    • соблюдение правил гигиены
    • комплексное лечение травм и повышенного возбуждения
    • осознанность, йога или другие телесные практики
    • прием лекарств по назначению и под наблюдением медицинского работника
    • лечение дисбаланса или дефицита в организме
    • лечение физических заболеваний и боли
    • сотрудничество с поставщиками медицинских услуг для лечения основных проблем или заболеваний
    Психологический: 
    связанный с разумом или способом мышления
    Возможные трудности/проблемы: 
    • неадаптивный/бесполезный образ мышления
    • отрицательная самооценка или ненависть к себе
    • неточные или неполные представления о себе, других, мире
    • полагая, что ситуации безнадежны и не могут измениться
    • искаженное мышление
    • нефункциональных схемы
    Возможности / Возможные решения:
    • просмотр всей картины или рассказа
    • обнаружение, укрепление и развитие сильных сторон
    • развитие устойчивости
    • развитие адаптивных взглядов на себя, других и мир
    • строить надежду
    • замечая положительные 
    • сложные когнитивные искажения
    • определение, исследование и выбор схем
    Социальные: 
    связанные с отношениями, окружением, событиями, ситуациями, системами, культурой
    Возможные трудности/проблемы: 
    • отсутствие здоровых отношений или поддержки
    • социальная изоляция или отторжение
    • жестокость, насилие или жестокое обращение
    • нездоровые или токсичные отношения
    • опасные среды
    • угнетающие культуры или нестабильные условия
    • значительные потери и травматические события
    • позор или дискриминация
    • нестабильная семейная или жизненная ситуация
    • нехватка различных ресурсов (бедность)
    Возможности / Возможные решения:
    • здоровые отношения и близость
    • получение эмоциональной и практической поддержки
    • общественное признание и поддержка сообщества
    • обеспечение безопасности многих видов
    • поиск устойчивых мест и людей
    • обработка травмы
    • скорбеть о значительных потерях с одобрением, сочувствием и поддержкой
    • имеющий признание и уважение достоинства и достоинства
    • расширение доступа к ресурсам
    Духовное: 
    вера или связь с Богом, человечеством или смыслом жизни (может включать/не включать религиозную практику, убеждения или сообщество)
    Возможные трудности/проблемы: 
    • отсутствие смысла жизни
    • отключен от других, вселенной или Бога
    • потеря веры или надежды
    • жить не в соответствии со своими ценностями
    • духовное насилие
    • отсоединение от общин верующих
    • отсутствие внутреннего или внешнего покоя
    Возможности / Возможные решения:
    • поиск и создание смысла
    • соединение с другими, Вселенной или Богом
    • возрастающая надежда
    • жить в соответствии со своими ценностями
    • исцеление от травмы жестокого обращения
    • создание собственной хорошей жизни
    • принадлежит сообществу
    • поиск мира в себе, отношениях и мире
    © Copyright 2018 Rochelle Matthews Stoltzfus
    Лицензированный профессиональный консультант и владелец In Process Counseling
    (предоставление услуг в области психического здоровья, включая терапию, EMDR и психообразовательные услуги)

    www. InProcessCounselingLLC.com

    Психическое здоровье и духовность: биопсихосоциальная духовная модель

    Большинство психологов признают взаимосвязь всех аспектов человеческой жизни. Но действительно ли нам нужно обращаться ко всем частям человека, если страдает только одна часть? Особенно духовность. Как моя система убеждений может повлиять на общее благополучие моего человеческого существа?

    Обращение ко всему человеку

    Признавая присутствие биологических, психологических, социальных и духовных факторов в жизни человека, как врачи, так и психиатры могут концептуализировать проблемы пациента, прийти к большему пониманию и эффективно разработать план лечения. В Hope Recovery and Healing мы придерживаемся био-психо-социально-духовной модели . Мы признаем и подходим ко всем аспектам человеческого бытия. У нас есть консультирующий психиатр, который занимается медикаментозным лечением и биологическими факторами. Мы проводим занятия йогой и осознанием тела, чтобы способствовать физиологической регуляции. Мы предоставляем индивидуальную психотерапию и групповую психотерапию для решения как психологических, так и социальных процессов. Мы проводим еженедельные психообразовательные сессии для решения этих проблем. Мы предлагаем занятия по осознанию духовности, чтобы способствовать развитию и подпитке духовного благополучия.

    www.iu.edu

    Понимание связи

    Но так ли взаимосвязаны наши существа? Действительно ли нам нужно обращаться ко всем частям человека, если страдает только одна часть?

    Вот пример из Школы медицины и стоматологии Университета Рочестера, где впервые была разработана биопсихосоциальная модель:

    Представьте себе карту. Если вы посмотрите на границу между Калифорнией и Аризоной на карте, то увидите, что граница обведена черным цветом. Но если вы на самом деле отправитесь к физическому расположению границы штатов между Калифорнией и Аризоной, границы нет. То же самое и с связью разум-тело-дух-социум.

    Депрессия — хороший пример интеграции биологии, психологии, социальности и духовности. Классическими симптомами депрессии являются Нарушение сна (гипо- или гипосомния), Ангедония (потеря интереса к ранее обогащающим занятиям или отношениям, потеря удовольствия), Негативное самореферентное мышление (стыд, гнев превратились в внутрь), Нарушение концентрации , Нарушение аппетита (гипер- или гипоаппетит), Нарушение настроения (неразрешимая синева, печаль), Психомоторное замедление, суицидальные мысли . Депрессия часто связана с социальной изоляцией или враждебностью, а также с нарушением религиозных и духовных процессов.

    Неважно, где начинается депрессия. Будь то биологическая травма, травма социального отвержения, сексуальная травма, когнитивные искажения или духовные сбои, эффект имеет тенденцию к нисходящей спирали. Где бы депрессия ни началась, она постепенно повлияет на все остальные аспекты человеческого существа. Биологический – Психологический – Социальный – Духовный – Биологический – Психологический – Социальный – Духовный… Обнадеживающим аспектом взаимосвязанной природы депрессии является то, что нам не нужно изолировать одну причину для устранения. Мы можем начать процесс исцеления в любой точке спирали. Мы также можем рассматривать все аспекты одновременно. Улучшения в любом из аспектов человеческого бытия, как правило, имеют эффект восходящей спирали. Биологический – Психологический – Социальный – Духовный – Биологический – Психологический – Социальный – Духовный…

    Духовный лидер вьетнамского дзен-буддизма Тит Нат Хан сказал: «Ни грязи, ни лотоса». Не страдая в грязи, вы не сможете найти счастье лотоса.

    Общий элемент психических расстройств

    Поэтому в Hope Recovery and Healing мы признаем и подходим ко всем аспектам человеческого бытия и психического здоровья. Большинство психических заболеваний имеют аналогичную взаимосвязь. Одно из самых захватывающих недавних достижений в оценке психопатологии связано с усовершенствованием Миннесотского многофазного личностного опросника (MMPI). Более точный анализ исходных подшкал MMPI выявил наиболее мощный общий компонент подшкал. Подшкалы оценивали психопатологию (состояния психического здоровья), которая варьировалась от депрессии и тревоги до психоза и антисоциальных тенденций. Исследование показало, что мощным общим элементом всех этих состояний является деморализация .

    Независимо от того, какой у человека диагноз, все аспекты жизни, как правило, становятся все более сложными. И эта возрастающая трудность ведет к деморализации. Следовательно, мы подходим к лечению всех аспектов жизни, включая духовную сторону, которая так важна для избавления от любой зависимости. Обращение ко всем аспектам человеческого существа действительно может привести к большему исцелению и хорошему самочувствию. Что касается биопсихосоциально-духовной модели, международная группа исследователей в 2017 году пришла к выводу:

    Искреннее и глубокое применение этого нового взгляда на человека приведет к замечательным изменениям в концепциях здоровья, болезни, лечения и лечения (Saad et al, 2017).

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts