Как проявляется социальный инфантилизм и при чем тут выученная беспомощность — Колонка психолога — Русфонд
18.09.2018
Колонка психолога
Так и хочется начать эту статью вступлением: «Давным-давно в далекой-далекой галактике бушевали мусорные войны». Увы, споры вокруг того, что делать с мусором, разразились в нашем многоэтажном доме. Раньше был мусоропровод – со всеми последствиями в виде вони, грязи, крыс и тараканов. Потом люки заварили, контейнер стали выставлять перед домом.
Мимо проходящие граждане из соседних домов быстро обнаружили, что наш контейнер очень удобно стоит на пути к остановке. Результат – контейнер был хронически переполнен, мусор вываливался и летал по округе. В конце концов, после яростного сопротивления части жильцов, удалось поставить этот контейнер на отдельную площадку в ста метрах от дома. На несколько лет баталии прекратились. И вот несколько дней назад мы внезапно обнаружили перед входом материализовавшийся из ниоткуда контейнер. Некто решил позаботиться о нашем благополучии.
Собрались жильцы – обсудить, как быть с контейнером. И зазвучали привычные соображения: надо писать жалобы наверх, там разберутся. Самим ничего предпринимать нельзя. Раз поставили – значит, надо. Если наверху не разберутся – нужно писать еще выше. Вплоть до президента. Но самим – нельзя. А если уж на самом верху ничего не сделают – ну тогда уже ничего не поможет.
Взрослые дееспособные люди, сталкиваясь с общественными проблемами такого незначительного масштаба, находили единственное решение – жаловаться и надеяться, что большие дяди решат. Кто-то другой должен убирать мусор, красить, ремонтировать, ухаживать за придомовой территорией. Это похоже на поведение детей, ждущих, что взрослые решат их проблемы, главное – постоянно, нудно и долго голосить. Помните же это бесконечное «ма-а-а-ама… ма-а-а-ама…»? Получается своеобразная инфантильность на уровне групп.
Самим ничего предпринимать нельзя.
Раз поставили – значит, надо. Если наверху не разберутся – нужно писать еще выше. Вплоть до президентаПо сути, инфантильность во всех своих проявлениях – это преобладание детских и подростковых черт в поведении взрослых. Это эгоцентризм, отсутствие перспективы будущего, ориентация на развлечение, низкий уровень самообслуживания и прочее. Например, я знаю мужчин, которые предпочитают голодать, дожидаясь возращения «мамы» (то есть жены) с работы, чем самим что-то приготовить. Главная черта инфантильного поведения – отсутствие саморегуляции и способности самостоятельно удовлетворять потребности. Как следствие возникает зависимость от того, кто за все отвечает, и страх вступать в конфликт с тем, у кого такая большая власть.
На социальном уровне инфантильность проявляется в патернализме – таких отношениях, в которых старшие (обладающие властью) опекают младших, взамен требуя от них послушания, то есть удобства для самих себя.
В подобных обществах для многих людей, не готовых принять патернализм, характерен синдром выученной беспомощности, впервые описанный американским психологом Мартином Селигманом. Суть этого синдрома – отказ живого существа (человека или социального животного) от попыток повлиять на свою участь при неоднократном провале этих попыток. Если, что бы ты ни делал, усилия ни к чему не приводят, если не видишь выхода – формируется ощущение полного бессилия и наступает отказ от активных действий, пассивность перед внешними воздействиями.
Человек просто перестает верить в то, что способен хоть как-то повлиять на мир вокруг. Он покорно сносит удары судьбы/власти/других людей, в лучшем случае надеясь на милость, а в худшем – через равнодушие впадая в депрессию.Синдром выученной беспомощности – одна из основных причин пассивно-инфантильного социального поведения людей. Для преодоления этого синдрома – и на личностном уровне, и на социальном – важно обрести ощущение, что ты можешь хоть на что-то влиять. Это ощущение рождается из очень маленьких дел и шагов, которые, если их не обесценивать (что очень любят делать те, кто не заинтересован во взрослении), служат ступеньками к более серьезным действиям. Например, вместо того чтобы долго и упорно ждать, когда приведут в порядок детскую площадку во дворе, человек берет – и в одиночку прибирает ее. А если не может сам принять участие в активных действиях – просто поддерживает тех, кто готов не ждать милости. Так многие и делают, совершая пожертвования в разного рода благотворительные фонды.
Иллюстрация Родиона Китаева
Инфантильность: что это, причины, признаки, нужно ли бороться
Инфантилы, кидалты, «большие дети» — каково им жить во взрослом мире, и правда ли, что нынешнее поколение инфантильнее предыдущих — разбираемся вместе с психологами
Что такое инфантильность
Инфантилизм, инфантильность — сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Про инфантильных людей часто говорят, что они «ведут себя, как дети»: избегают ответственности, действуют импульсивно, в случае неудач винят других. Подобное незрелое поведение часто мешает человеку строить отношения, находиться в социуме и двигаться по карьерной лестнице.
В науке принято различать психический и психологический инфантилизмы. «Психический инфантилизм» является патологическим нарушением психики человека и изучается в психиатрии. Психологический инфантилизм относится скорее к личностным особенностям и представляет собой совокупность черт, присущих более ранней возрастной группе. Человек с проявлениями психологического инфантилизма может изменить свое поведение, но зачастую не имеет желания или не знает как. Иногда в отдельную группу выделяют социальный инфантилизм — он близок к психологическому, но рассматривается исключительно в контексте общества, нормы которого и формируют критерии «социальной зрелости». Таким образом, социальный инфантилизм проявляется в разрыве между биологическим и социокультурным взрослением человека.
Понятие инфантильности порой ошибочно смешивают с идеей «внутреннего ребенка». На самом деле эти явления далеки друг от друга. Внутренний ребенок — понятие из трансакционного анализа (психологический метод, описанный в 1960-х годах Эриком Берном), согласно которому в каждом из нас присутствуют три эго-состояния: Ребенок, Взрослый и Родитель. Внутренний ребенок отвечает за чувственность, эмоциональность, импульсивность и любознательность. Родитель привносит требования старших, которые мы усвоили в детстве. А Взрослый проявляется, когда мы руководствуемся принципами реальности, опираемся на факты и действуем на их основе. Психо-эмоциональная зрелость — это возможность находить баланс между своими внутренними Ребенком, Родителем и Взрослым, позволяя им жить в мире и гармонии. У инфантильного человека, напротив, Ребенок всегда находится «у руля»: он стремится к развлечениям и быстрым удовольствиям, все «взрослое» для него скучно и сложно и свои обязательства он пытается переложить других.
Сейчас все чаще говорят об инфантильности целого поколения — современных 30-летних, «миллениалов». Они не хотят соответствовать критериям «социальной зрелости», которые были нормой для предыдущих поколений: создавать семью, иметь стабильную работу и заводить детей к определенному возрасту. Это часто воспринимается как признак «инфантилизации общества». Но на это явление можно смотреть и с другой точки зрения. Действительно, благодаря улучшающемуся уровню жизни, научно-техническому и медицинскому прогрессу у современного человека нет необходимости брать на себя большое количество обязательств в раннем возрасте. Психолог, ведущая подкаста «Возле Фикуса» и телеграм-канала «Ноет Ковчег» Динара Фахретдинова считает, что человеку полезно «побыть подольше в исследовательски-праздном состоянии».
Признаки инфантилизма
От зрелого человека инфантил отличается детским восприятием мира. Фахретдинова отмечает, что инфантильному человеку свойственен эгоцентризм: «Для любого ребенка, он — центральная причина всех событий. И это нормально. Однако продолжать думать, что мир вращается вокруг тебя к 30 годам — менее здоровая позиция. Чаще всего реальность будет ее жестоко опровергать». Таким образом, признаки инфантильности можно объединить в следующий список:
- Эгоцентризм.
- Несамостоятельность — территориальная и экономическая зависимость от родителей, неумение себя обеспечивать.
- Неумение прогнозировать последствия своих действий. Для инфантила характерна импульсивность, а не продумывание своих поступков.
- Нежелание брать на себя ответственность. Инфантильный человек всегда бежит от ответственности, так как не умеет с ней справляться. Он всегда уверен, что другие лучше справятся с заданием, чем он.
- Внешний локус контроля. У инфантильного человека всегда виноваты либо обстоятельства, либо кто-то другой. Часто можно услышать: «Я не виноват, меня спровоцировали, меня заставили» и так далее.
- Неумение справляться с обязательствами. Инфантильный человек боится «скучной» деятельности: ему не хочется внимательно читать юридические документы, он склонен опаздывать и пропускать сроки.
- Чрезмерная обидчивость и частое пребывание в состоянии несправедливости. Эмоционально-незрелый человек часто считает, что «все против него».
- Неспособность контролировать свои желания. А точнее, нежелание выдерживать паузу между появлением желания и его реализацией. Это проявление инфантильности активно эксплуатируется производителями и рекламодателями. Незрелого человека легко уговорить на импульсивные покупки, так как он не задумывается о последствиях.
- Неумение управлять эмоциями. Если исходить из концепции «трех Эго» Эрика Берна, инфантильным человеком управляет Ребенок. А у зрелого человека рядом с ним постоянно находится внутренний Взрослый, который помогает ему понять свои эмоции и подсказывает, что с ними делать в данный момент. Зрелый человек обладает развитым «эмоциональным интеллектом», чего нельзя сказать об инфантильном человеке.
- Ощущение беспомощности, страха перед миром. Родители инфантила ограждали его от реального мира, рисуя его как страшное место, полное вызовов и угроз. Вырастая, человек не будет стремиться в этот большой и страшный мир, ведь куда лучше остаться там, где ему хорошо и безопасно.
Психологические причины инфантильности
На формирование инфантильности, прежде всего, влияет среда, в которой растет ребенок. Ситуация, когда родители стремятся защитить своих детей и «заслонить» их от сложностей, необходимых для взросления, называется гиперопекой. Именно она часто провоцирует инфантильность. Психолог, тренер эмоционального интеллекта, автор подкаста и портала по поиску психологов «Ты — это важно» Елена Мицкевич сравнивает процесс взросления с формированием физического иммунитета у ребенка: «Как для физического иммунитета ребенка очень опасно его держать в стерильных условиях, так и с точки зрения психологических процессов важно давать ребенку соприкасаться с внешним миром, служа ему опорой, но при этом не лишая его моментов взросления». Таким образом, очень важно давать ребенку возможность проявлять инициативу и нести ответственность за свои поступки. Инфантилизм может развиваться и от противного: на незрелого человека накладывается несоразмерная ответственность. «Опека над другими членами семьи или сверхзадачи могут вызывать аллергическую реакцию на любую ответственность, так как ответственность будет ассоциироваться с огромным количеством обязанностей, права к которым не прилагаются», — говорит Динара Фахретдинова. Некоторые исследователи предлагают рассматривать инфантильность как одно из проявлений неравномерности личностного развития. Американский психолог Нэнси Мак-Вильямс считает, что социальное и эмоциональное развитие никогда не идет строго прямым путем: в процессе роста личности наблюдаются колебания, которые с возрастом становятся слабее, но не проходят полностью. По мере взросления человек постоянно сталкивается с новыми вызовами, которые могут вызывать стресс. На защиту психики приходит регрессия — механизм подсознательного возвращения к более ранним формам поведения. Регрессы абсолютно нормальны, однако регулярное попадание в них будет расцениваться как инфантильность.
Инфантильность в повседневной жизни и взаимоотношениях между людьми
Для описания инфантила в отношениях нередко используется сравнение со сказочным персонажем Питером Пэном. Его именем называют синдром, характеризующий людей, которые не хотят взрослеть и принимать на себя новые социальные роли, предполагающие ответственность.
Партнеру инфантильного человека придется взять на себя роль взрослого и не ждать от него выполнения обязанностей. Такая ситуация может устраивать обоих партнеров, но зрелому человеку на ежедневной основе приходится сталкиваться с трудностями взрослой жизни: оплачивать счета, покупать продукты, ходить к врачу, делать ремонт и зарабатывать на жизнь. Инфантильному же человеку такие обязательства часто кажутся обременительными и скучными, поэтому он будет их избегать. Подобное поведение может приносить дискомфорт его близким, желающим разделить ежедневные тяготы, а не «везти все на себе».
Имея дело с инфантильным человеком, важно отдавать человеку ответственность и выдерживать здоровые границы отмечает Елена Мицкевич: «Люди после 18 лет — взрослые. Они могут соглашаться с этим или нет. Но очень важно не «причинять добро», а оставаться твердым и отдавать ответственность. Только соприкасаясь с фрустрацией, люди могут повзрослеть».
Инфантилизация общества
Многие исследования показывают, что изменения культурно-исторической среды и научно-технический прогресс действительно меняют социальные ценности общества. Молодые люди позже стремятся заводить детей, предпочитая фокусироваться на других ценностях: карьере, саморазвитии, путешествиях. Важную роль в трансформации ценностей играет и современная экономическая система: инфантильные люди — хорошая категория потребителей, так как они более склонны к импульсивным покупкам и настроены на удовлетворение своих потребностей.
Психолог Анна Карташова одним из проявлений инфантильности общества называет магическое мышление — веру в то, что мысли и символические действия могут менять действительность и влиять на определенные события. Именно умением грамотно манипулировать инфантильным потребителем, можно объяснить популярность «инфопродуктов»: тренингов личностного роста, марафонов и курсов.
Важным фактором, также влияющим на изменение социальных ценностей, стало развитие интернета. Люди чаще общаются в интернете, где нет привычных моделей поведения и необходимости выполнять определенную роль в социуме. При личном общении мы получаем от собеседников большое количество вербальных и невербальных реакций, с которыми потом взаимодействуем. Опосредованное общение в интернете не дает возможности такого взаимодействия и препятствует развитию эмоционального интеллекта, который важен для зрелого человека. Однако с идеей, что современное общество более инфантильно, согласны не все. Елена Мицкевич считает, что современная молодежь является более осознанной, чем более старшие поколения, так как очень большая ответственность, с которой вынуждены были столкнуться люди в прошлом, не является залогом адекватного созревания личности.
Нужно ли бороться с инфантильностью и как это сделать?
Сама по себе инфантильность не является заболеванием, поэтому не требует лечения. Анна Карташова считает, что инфантильные проявления могут быть просто путем саморазвития: «Если ты не мешаешь себе и не мешаешь другим, то ты имеешь право на все». Но, добавляет она, у человека есть потребность в развитии, логичной ступенью которого является взросление.Елена Мицкевич считает, что отказ от взросления мешает почувствовать полноту жизни: «Если мы хотим развиваться, раскрывать масштаб своей личности, то хорошо бы взрослеть, знакомиться с тем, какие мы, с тем, что для нас важно, с тем, какие ценности нам хочется реализовывать. Важно не обкрадывать свою жизнь».
Путь к взрослению лежит через принятие себя и своих особенностей. Важно сформулировать, на какие сферы жизни незрелость накладывает отпечаток, где она мешает и наоборот. «Во взрослой жизни огромное количество удовольствия и реализации, когда идешь от себя», — резюмирует психолог.
ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО ИНФАНТИЛИЗМА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ – ЦИТИСЕ
Кулакова С.В., Малиева З.К.
Проблема социальной инфантилизма в психологической и педагогической литературе
UDC 371
DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.48
Kulakova S.V.V. S.V.V. S.V. S.V. S.V. S.V.V. S.V.V. S.V. S.V.V. S.V.V. S.V.V. S.V.V. S.V.V.V. S.V.V. S.V. S.V. S.V.V. S.V.V.V.V. S.V. 1 (Владикавказ, Российская Федерация) – [email protected], Малиева З.К. 2 (Владикавказ, Российская Федерация) – [email protected]
1 Северо-Кавказский горно-металлургический институт
2 Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова
Аннотация. В статье рассматривается проблема социального инфантилизма как явления, связанного с задержкой темпов эмоционально-личностного развития, что оказывает негативное влияние на формирование личностных качеств человека и его социально-психологических способностей. Данная проблема актуальна в основном среди молодежи, однако симптомы социального инфантилизма могут встречаться и у лиц среднего и старшего возраста. Отсутствие желания взрослеть в будущем, во взрослой жизни, приводит человека к социальной фрустрации, а в некоторых случаях даже к деградации личности. Целью данной статьи является исследование содержания социального инфантилизма личности. Методологическую основу исследования составили идеи системного и индивидуального подходов. Новизна исследования заключается в том, что сущность феномена социального инфантилизма раскрывается как отклонение в социально-психологическом развитии личности, характеризующееся несформированностью нравственно-ценностных установок, незрелостью и неуправляемостью эмоций, преобладанием гедонистических мотивов, отсутствие мотивов трудовой и учебной деятельности, несамостоятельность, безынициативность. Рассмотрены особенности социального инфантилизма, связанные с неуверенностью в себе, импульсивностью, отсутствием самостоятельности и ответственности в процессе принятия решений, неадекватной самооценкой, низким самоконтролем; отсутствие способности к самоопределению. Риски, связанные с социальным инфантилизмом и обусловленные неготовностью личности к взрослой жизни, отсутствием инициативы, самостоятельности и творчества в выборе решений, пассивно-потребительским отношением к миру, перекладыванием ответственности на окружающих людей, условия жизни, мир. Установлено, что наиболее чувствительными к профилактике социального инфантилизма являются подростковый и юношеский возраст. Рассмотрены пути решения проблемы социального инфантилизма через реализацию совместного взаимодействия семьи и социальных институтов (школ, вузов, учреждений дополнительного образования).
Ключевые слова: социальный инфантилизм, риски социального инфантилизма, профилактика социального инфантилизма, особенности социального инфантилизма, факторы профилактики социального инфантилизма.
Справочная информация:
- Бакулина А.С. Социальный инфантилизм. Москва: Спутник+, 2020. 140 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44625138
- Бакулина А.С. Социальный инфантилизм: социально-нравственный аспект. Человеческий капитал, 2014, вып. 3 (63), стр. 24-29. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22003947
- Басова В.М., Захарова Ж.А. Профилактика социального инфантилизма у детей, лишенных родительской опеки. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017, том. 23, нет. 5, стр. 113-115. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32728557
- Гутова С.Г. Социальный инфантилизм и социальная зрелость молодежи . Женева, Европейская ассоциация педагогов и психологов «Наука», 2015. стр. 146-151. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25965493
- Гутова С.Г., Деревянных Е.А. Социальный инфантилизм и социальная зрелость молодежи. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2015. С. 287-290. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26791436
- Джагаева Т.Е., Гадзаова Л.П., Малиева З.К. Педагогические условия социализации студентов в современном поликультурном обществе. Ульяновск, Зебра, 2021. 73 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46114788
- Жесткова Н.А. Методологические подходы к изучению социальной зрелости и социального инфантилизма личности. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2013, вып. 2 (14), стр. 128-136. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19139532
- Карлова Е.Н. Динамика ценностных ориентаций и установок курсантов военных образовательных организаций. Высшее образование в России. 2018, том. 27, нет. 5. С. 152-159. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34933095
- Менделевич В.Д. Руководство по наркологии. СПб.: Речь, 2007. 768 с. URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=22462575
- Романюк С.Н. Бинарно-оппозиционная репрезентация социального инфантилизма и социальной зрелости личности курсантов. Евразийская научная ассоциация . 2019, нет. 10-6 (56), стр. 509-513. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41385886
- Романюк С.Н., Демкина Е.В. Методические и методические основы профилактики социального инфантилизма у курсантов военных вузов. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 2020, №1. 1 (253), стр. 58-64. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42976204
- Руднева И.А. Развитие социальной зрелости личности в студенческий период. Волгоград: Смена, 2011. С. 66-67. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25501595
- Савицкая М.Т. Социальный инфантилизм как проблема российского общества. Вестник Русского философского общества. 2020, вып. 1-2 (91-92), стр. 104-110. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43127117
- Степанищенко О. В. Политический инфантилизм современной молодежи как фактор искажения системы ценностных ориентаций. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015, вып. 110, стр. 168-176. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24114648
- Тремаскина Е.В., Кудачкин Д.А. Социальный инфантилизм и социальная зрелость старшеклассников в контексте современных психологических исследований. Саратов: Центр профессионального менеджмента «Академия бизнеса», 2016. С. 50-53. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26658739
- Хубулова М.Г., Малиева З.К., Чельдиева К.А. Педагогические условия формирования социальной ответственности молодежи . Ульяновск: Зебра, 2021. 97 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47317879
Для цитирования:
Кулакова С.В., Малиева З.К. Проблема социального инфантилизма в психолого-педагогической литературе. ЦИТИСЕ, 2022, № 1, с. 4, стр. 534-541. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.48
Инфантилизм как норма | ЮрекОсторожно!
Необходимо пересмотреть взгляды на человеческий возраст. Ценность взрослой жизни как периода определенности для многих снизилась, а значит, этот период затягивается. Процессы развития личности различны, и у взрослых сохраняются признаки инфантильности. Эксперты НИУ ВШЭ Елена Сабельникова и Наталья Хмелева предлагают новый взгляд на феномен инфантилизма в своей статье «Инфантилизм: теоретический конструкт и операционализация», избегающей «оценочной» подход.
Традиционная периодизация жизни по возрасту «ребенок – молодой человек – взрослый» сегодня не совсем актуальна. Слишком многое изменилось: темп жизни, подходы к образованию, социальные роли и институты, брак и профессиональная идентичность. Жизненный путь людей стал менее предсказуемым. Изменилось начало взрослой жизни. Наконец, ценность взрослой жизни ставится под сомнение, а инфантилизм становится обычным явлением.
Отложенная самоидентификация
С психологической точки зрения взрослость предполагает саморегуляцию, эмоциональную зрелость (рациональность, самообладание, отсутствие импульсивности и т. д.), ответственность, способность к саморефлексии, потребность в работе и стабильных отношениях. Взрослые стремятся к успеху в профессии и в семейной жизни. Некоторые психологи подчеркивают важность мотивов принадлежности и достижения. Для человека важно определить свою гражданскую и социальную позицию, образ жизни и т.д.
По данным Сабельниковой и Хмелевой, инфантильная личность, наоборот, характеризуется незрелостью чувств («детскими» реакциями, отсутствием силы воли, неуверенностью в себе), экстернальным локусом контроля (обвинение других людей), завышенной самооценкой , низкая требовательность к себе (сопровождаемая высокой требовательностью к обществу) и эгоцентризм. «Инфантильный человек стремится уйти от необходимости адекватно оценивать объективную социальную реальность», — добавляют авторы статьи.
Иными словами, зрелость связана с успешным освоением ключевых социальных ролей: профессиональной, супружеской, родительской. Но все больше и больше людей откладывают этот выбор, и оценивают его по-разному. Люди тратят больше времени на поиски себя, им требуется больше времени на получение образования и выбор партнера. В результате процесс профессиональной и личной идентификации затягивается.
Возрастные границы относительны
Демографические данные показывают, что возраст отделения от родительской семьи сместился с 18-20 лет у старших поколений (например, у россиян 1950-х годов рождения) до 23-25 лет у родившихся во время бэби-бума 1980-х годов.
Почти треть поколения, родившегося между 1980 и 1986 годами, считают, что слишком рано поторопились с обретением независимости. «С одной стороны, можно предположить, что 70% молодых респондентов приняли обдуманное решение, поскольку уверены, что начали самостоятельно в нужное для них время», — говорят демографы Алина Долгова и Екатерина Митрофанова. «Однако довольно большая и растущая часть, по-видимому, легкомысленно отнеслась к этому решению и позже пожалела об этом».
Периодизация возрастов различалась в разных исследованиях. Взрослость имеет разные названия: зрелость, стадия личной активности, средний возраст и т. д. Некоторые исследователи, в том числе американские психологи Грейс Крейг и Дон Бокум, предлагают говорить о «ранней взрослости» между 18 и 40 годами. Другие ученые, такие как американский психолог Вирджиния Куинн, определить тот же период как «молодой возраст». По мнению Сабельниковой и Хмелевой, это основной период самореализации.
Факторы инфантильности
По мнению многих ученых, отсрочка взросления является ответом на новую реальность. Меняется все, от набора компетенций и профессий (некоторые из них исчезают, а другие развиваются), до отношений.
Открыт ряд новых способов жить. Возникли альтернативные модели взрослой жизни. Жизненный путь людей стал непредсказуемым. Например, люди получают диплом, работают, потом снова учатся и меняют профессию. Люди могут покинуть родительский дом, но потом вернуться и продлить свое «детство». Между тем спектр жизненных возможностей слишком широк, что может дезориентировать и затруднять выбор.
Образовательный выбор имеет «неизвестный срок годности» (из-за неясного будущего профессий) и, по словам психолога Александры Бочавер, вызывает недоверие. В результате молодые люди склонны к бегству и откладывают важные решения. Вместо выбора стратегии они ограничиваются тактическими решениями в различных сферах жизни и оттягивают окончательный («взрослый») выбор.
Изменились условия социализации. Общение в значительной степени ушло в онлайн и осуществляется с помощью цифровых технологий и устройств: гаджетов, мобильных приложений, социальных сетей, мессенджеров и т. д. Но такие контакты поверхностны, считают Сабельникова и Хмелева. Некоторые исследования показали, что когда живое общение заменяется цифровым общением, эмпатия снижается и растет «аутичное поведение» (погружение в себя, бегство от реальности). Это приводит к эмоциональной незрелости.
Изменилась и социокультурная среда, обесцениваются традиционные роли. «Цель «быть счастливым» заменяется целью «быть успешным», — пишут Сабельникова и Хмелёва. «Многие ценности получают приставку «не»: не жениться, не рожать детей, поскольку старые патриархальные ценности будут препятствием для современной молодежи, желающей во что бы то ни стало добиться успеха».
При всех этих мощных изменениях среды инфантилизация выглядит закономерным явлением.
Кроме того, некоторые виды деятельности также влияют на процесс взросления. Например, по мнению Вирджинии Куинн, длительное обучение (магистратура, докторантура, непрерывное образование) несколько замедляет процесс взросления. Такие люди часто живут с родителями и не желают устраиваться на работу и получать доход.
Питер Пэн, Принц, Вечный мальчик
Психологи изучали признаки инфантилизма с разных точек зрения. Джеффри Арнетт, автор теории Emerging Adulthood (2000), выделил особый возрастной период от 18 до 25 лет. Молодые люди этого возраста уже не подростки, но еще не взрослые. Они лишь частично независимы, так как обычно живут с родителями. У таких молодых людей много возможностей и мало обязанностей. Прежде чем выбрать партнера или призвание, они могут несколько раз попробовать разные варианты.
Карл Густав Юнг провел психоаналитический анализ этого феномена. Говоря об архетипе «вечного мальчика» (puer aeternus), он имел в виду людей, избегающих взрослой ответственности.
Коллега Юнга Мария-Луиза фон Франц развила эти идеи в своей книге «Вечный мальчик. Пуэр Этернус. Она рассматривала особую форму невроза у таких людей: «условную жизнь».
Человек, страдающий этим неврозом, чувствует, что он еще не существует в реальной жизни. В поисках партнера, работы или призвания он постоянно чувствует, что это не то, чего он хочет. Состояние «временной жизни» может затянуться: «вечный мальчик» начинает избегать жизни в настоящем. В результате у него могут появиться зависимости, приступы гнева и фобии.
Похожим феноменом является kidults (ребенок+взрослый), термин, который впервые появился в The New York Times в статье журналиста Питера Мартина во время всплеска популярности игровых автоматов. Kidults — это люди, которые сохраняют свои подростковые пристрастия (от видеоигр, аниме и фэнтези до безответственного образа жизни) до 30-35 лет и старше. Психологи иллюстрируют этот тип такими персонажами, как Питер Пэн и Маленький принц.
Легитимация инфантилизма
Некоторые ученые утверждают, что взрослость больше не является безусловной ценностью. Например, исследование отношения пятиклассников сегодня показало, что они не хотят взрослеть. Взросление у них ассоциируется не только с независимостью, но и с большим количеством обязанностей. В аналогичной ситуации находятся молодые люди. «Противоречивый образ будущего… пугает молодого человека и побуждает остаться «в детстве», где не было проблем, а жизнь была стабильной и безопасной», — пишут Сабельникова и Хмелева. Получается, что инфантилизм в данном случае — почти осознанный выбор.
Исследователи считают, что инфантилизм не следует осуждать. В определенной степени это можно считать признаком временного разнообразия в развитии личности. О подобных процессах писал Лев Выготский.
«Путь личности к зрелости неоднороден по типам», — говорят Сабельников и Хмелева. Из-за разновременности у инфантильных людей эмоционально-волевая сфера «отстает от общих темпов развития, а интеллект и познание развиваются быстрее, чем в среднем в этот период».
«Легитимация» инфантилизма может быть связана и с оценкой его как защитного механизма, способа преодоления жизненных трудностей. Нэнси Маквильямс, психоаналитик из США, подчеркнула, что термин «инфантильная личность» исчезает из официального списка, что логично; говоря современным языком, это просто альтернативный жизненный путь.
###
Журнал
Российское образование и общество
DOI
10.