Социометрия определение: Социометрия | Понятия и категории

Содержание

Социометрический метод

Социометрический метод

 

Социометрический метод – это метод сбора первичной социальной информации о межличностных отношениях в малых социальных группах.

Термин «социометрия» образован  от двух латинских корней: socius – товарищ, компаньон, соучастник и metrim – измерение. Впервые этот термин был употреблен в конце XIX века.

Социометрический метод позволяет решить две важные задачи: во-первых, он применяется для исследования межличностных и межгрупповых отношений с целью их улучшения и усовершенствования. Во-вторых, он позволяет социологу изучить строение малых социальных групп. Особенно это относится к изучению неофициальных отношений.

Поскольку социометрический метод применяется для исследований межличностных отношений в малых социальных группах необходимо уточнить это понятие. Под «малой социальной группой» понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-либо общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства и определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

Исходя из практических исследований, оптимальным принято считать численный состав малой социальной группы 12-15 человек.

Для анализа и интерпретации результатов социометрии большое значение имеет разновидность группы, где проводятся исследования.

В данном случае различают «группу членства» и «референтную» группу. Первая из них объединяет людей, формально входящих в нее; вторая – тех, кто в совокупности создает «значимый круг общения». Кроме того, различают так называемую «диффузную» группу (взаимоотношения между членами группы строятся по принципу симпатии и антипатии), «ассоциацию» (основой отношений выступает преследование чисто личностных целей), «корпорация» (преследование антисоциальных целей) и «коллектив

» (сочетание достижения как личностных, так и общественных целей деятельности.

В основе процедуры рассматриваемого метода лежит социометрический опрос. А суть самой процедуры – исчисление персональных и групповых социометрических индексов.

Многолетняя практика социологических исследований позволила выработать систему требований к проведению социометрического опроса:

1. Социометрический опрос можно проводить в группах, члены которых имеют опыт совместной деятельности не менее 6-ти месяцев.

2. Выбранный критерий, по которому проводится опрос, должен быть однозначно воспринимаемым и понимаемым всеми членами группы.

3. Опрос должен проводиться посторонним лицом.

4. Количество социометрических критериев не должно превышать 8-10.

Сама процедура социометрического опроса состоит из нескольких фаз.

1. Подготовительная фаза:

а) определение проблемы, задач исследования;

б) выбор объекта исследования;

в) получение информации о членах группы, о самой группе.

2. Фаза социометрической разминки.

а) установление контакта с группой;

б) психологическая подготовка к опросу членов группы;

в) определение содержания социометрического критерия.

3. Фаза собственно опроса.

а) инструктаж респондентов;

б) тиражирование и раздача социометрических карт;

в) заполнение карт респондентом;

г) сбор социометрических карт.

4. Фаза обработки.

а) обработка полученной информации;

б) проверка данных на надежность и достоверность.

5. Завершающая фаза.

а) формулировка выводов;

б) разработка практических рекомендаций по усовершенствованию внутригрупповых межличностных  взаимоотношений, структурного состава группы.

Основой содержания социометрической карты является совокупность критериев, представляющих собой вопросы, ответы на которые и служат основанием для установления неформальной структуры в группе. Выбор критериев должен определяться задачами исследования. Как и вопросы анкеты, критерии в своем строении, форме должны отвечать общим требованиям.

Одновременно они должны отвечать и специфическим требованиям, а именно:

1. В содержании социометрического критерия должны отражаться  взаимоотношения между членами группы.

2. В критерии должна воспроизводиться ситуация выбора партнера.

3. Критерий не должен ограничивать возможности выбора.

4. Применяемые критерии должны быть значимы для исследуемого коллектива.

5. Критерий должен описывать конкретную ситуацию.

При исследовании малых социальных групп в сфере физической культуры могут задаваться вопросы типа: «С кем из команды Вы предпочли бы проводить свободное время?», «С кем бы Вы хотели жить в одной комнате при пребывании на сборах?», «С кем бы Вы хотели отрабатывать технические действия на тренировке?», «Кто бы на Ваш взгляд мог заменить тренера на занятии при его отсутствии» и др. Приведенные примеры критериев могут быть сформулированы и в отрицательной форме. Например, «С кем бы Вы не хотели проводить свободное время?»

Социометрическая процедура, при которой респондент выбирает в соответствии с заданным критерием столько лиц, сколько он считает нужным, называется непараметрической. Подобный вариант позволяет выявить  эмоциональную составляющую взаимоотношений, показать все многообразие межличностных связей в группе.

Параметрическая процедура предполагает выбор с заранее заданным количеством ограничений.

При социометрическом опросе каждому опрашиваемому раздается анкета и список членов группы, фамилии которых для удобства кодируются номером в списке группы.

Вид карты может иметь следующий вид:

 

Социометрический критерий

Номер члена группы

 

Результаты опроса заносятся в социоматрицу, где «+» — означает положительный выбор, «-« – отрицательный, «О» – отсутствие выбора.

В таблице 2 приведены итоги социометрического опроса 8-ми членов группы.

Таблица 2

 

Итоги социометрического опроса

 

Кто

выбирает

Кого выбирают

Отданные

голоса

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

+

1

2

3

4

5

6

7

8

+

О

+

+

+

+

+

+

+

О

+

О

О

О

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

О

О

+

+

О

О

+

+

О

О

О

+

+

4

4

2

3

3

4

4

4

2

3

3

2

3

1

1

6

7

5

5

6

4

5

5

Содержится голосов

+

2

4

5

1

2

1

4

3

6

3

2

5

4

26

16

 

Всего:

6

6

3

7

6

5

5

4

     
                         

Путем преобразования, логического и числового анализа выясняются отношения в коллективе.

Одним из наиболее распространенных методов анализа социометрической информации является графический метод. Графическое отображение результатов называется социограммой.

Социограмма – это схематическое изображение реакций исследуемых, выраженных ими друг к другу при ответе на социометрический критерий.

При построении социограммы употребляется следующая символика:

А ¾¾¾ В — положительный выбор

А- — — — В — отрицательный выбор

А¾¾¾ В — положительный взаимовыбор

А — — — — В – отрицательный взаимовыбор

 

Количественными характеристиками межличностных отношений, отвечающим критериям, являются социометрические индексы (коэффициенты), подразделяющиеся на индивидуальные и групповые.

Приведем примеры исчисления некоторых из них.

1.Социометрический статус, отражающий отношение членов группы к каждому ее представителю.

Сi = количество полученных выборов

N – 1

Социометрический статус имеет положительный и отрицательный варианты. В этом случае в числителе соответственно указываются количество положительных и отрицательных выборов (Ci+; Ci).

2. Индекс эмоциональной экспансивности, характеризующей отношение человека к членам группы.

Еi = количество отданных голосов

N – 1

Аналогично первому индексу, вводятся положительный и отрицательный индексы экспансивности (Ei; Ei+).

3. Групповой индекс социометрической когерентности, характеризующий меру связанности группы по выделенному критерию, без учета знака направленности.

К = количество отданных (полученных) выборов

N (N – 1)

4. Групповой индекс взаимности

G = количество взаимных положительных связей

N (N – 1)

Анализ величины различных социометрических индексов дает представление о структуре малой социальной группы.

Относительно, например, практики спорта, для тренера исключительно важно знать групповой статус личности или положение в команде каждого ее члена. Чем эта важность определяется? Во-первых, тем местом, которое занимает спортсмен в структуре группы с точки зрения межличностного предпочтения, симпатией – антипатией, лидерства. Кроме того, немаловажное значение имеет субъективный фактор – внутренняя позиция, во многом обусловленная самооценкой личности.

Самооценка отражает то, что спортсмен видит в самом себе в сравнении с тем, что имеет ценность для него и для команды.  Значение ее очень велико. Слишком высокая или слишком низкая самооценка может стать источником внутренней конфликтности.

Кроме всего прочего, знание степени организованности команды позволит тренеру правильно расставить силы при достижении спортивных задач, решить можно или поручить спортсменам самостоятельно выполнить то или иное задание, выявить их организаторские способности, наладить взаимопомощь, взаимопонимание.

Применение социометрического метода позволяет получить знание о внутриколлективных отношениях, что поможет тренеру в организации воспитательного процесса, решении тренировочных и соревновательных задач. Выявляется наличие микрогрупп, их структура и лидеры, пути налаживания положительных отношений в команде.

В итоге тренер получает информацию по нескольким позициям:

а) спортсмен о себе

б) партнеры о спортсмене

в) тренер о спортсмене

г) спортсмен о тренере;

д) спортсмен о партнерах.

СОЦИОМЕТРИЯ — это… Что такое СОЦИОМЕТРИЯ?

область социальной психологии, уделяющая преимуществ. внимание количеств. измерению межличностных отношений.

Термин «С.» появился в 19 в. в связи с попытками применить математич. методы к изучению социальных явлений. В 20 в. возникает микросоциология, сторонники к-рой (Г. Гурвич и др.) пытаются объяснить социальные явления, исследуя межличностные отношения индивидов. Я. Морено (1934) придал новое значение термину «С.», сведя проблемы С. к психологии взаимоотношений индивидов и включив в нее как экспериментальные методы, так и спекулятивные рассуждения.

Морено подчеркивает пять ключевых положений в системе С.: 1. Распределение симпатий и антипатий между людьми связано с существованием «теле» – простейших единиц чувства, направленных от индивида к индивиду. Они и подлежат измерению в С. 2. Ни один человек не может выжить без эмоциональных связей с др. людьми, и поэтому не отд. индивид, а непосредств. сосуществование индивидов является наименьшим элементом общества – «социальным атомом». На спонтанном уровне социального атома находятся лица, с к-рыми данный индивид хотел бы вступить в контакт; на реальном уровне – те, кто является действительным эмоцион. партнером. Каждая личность – ядро своего атома, фокус, где собираются воедино многочисл. роли, связанные с существованием др. участников. Спонтанные группы и роли влияют на поведение индивидов и групп и могут быть источником острых конфликтов. Вскрывающие эти структуры «тест ролей», «психодрама» и «социодрама» выполняют как диагностич., так и терапевтич. функции. 3. Закон социальной гравитации устанавливает, что сплоченность группы прямо пропорци- ональна влечению участников друг к другу и обратно пропорциональна пространств. дистанции между ними. Отсюда – метод повышения эффективности групповой деятельности за счет приближения офиц. структуры группы к неформальной структуре взаимных симпатий. 4. Социогенетический закон подчеркивает, что высшие формы коллективной организации развиваются из простейших. Отсюда ориентация не на преобразования макроструктуры, а стремление получить эффект путем микросоциологич. воздействий на малые группы. 5. Социодинамический закон отмечает, что внутри любой группы человеч. привязанности распределяются неравномерно: большая часть эмоциональных влечений приходится на немн. индивидов («звезды»), тогда как большинство участников оказываются эмоционально обездоленными («социометрический пролетариат»). Увеличение размера группы еще более усиливает эту непропорциональность, ее сможет уничтожить лишь «социометрическая революция». Дальнейшее развитие, однако, получила не спекулятивная, а эмпирич. сторона С. (X. Дженнингс, М. Нортуэй, Л. Зелени и др.). С 1937 издается журн. «Sociometry», с 1956 – «International Journal of Sociometry». Методы С. позволяют описать положение индивида в группе так, как оно представляется субъекту, сопоставить это с реакциями др. членов группы, математически сравнить взаимоотношения людей в разных коллективах и т.д. Важнейший принцип С. – правило адекватной мотивации: процедура любого теста должна совпадать с жизненными интересами испытуемых. В этом случае исследуемый коллектив становится коллективом исследователей общей ситуации. Эксперименты в пром-сти показали возможность повышения производительности труда, сокращения текучести кадров и производств. травматизма с помощью процедур С. Важное значение получает С. в медицине, обучении и воспитании. Возникнув в русле «новейших» социальных утопий, С. постепенно превращается в инструмент исследования и воздействия на взаимоотношения людей в коллективах. Отсюда – неоднозначное отношение к С. исследователей-марксистов. Утверждения, будто на основании С. можно устранить пороки капитализма, являются реакц. утопией. Несостоятельны и претензии С. на роль общей социологич. теории. Эксперименты Я. Л. Коломинского, Е. С. Кузьмина и др. в СССР, а также ряд работ в ПНР, ЧССР, ГДР и др. социалистич. странах доказали ненауч. характер мн. гипотез Морено. Вместе с тем, однако, они продемонстрировали возможность применения социометрического теста и нек-рых др. процедур при условии, что формально-математич. анализ выборов и отвержений сочетается с содержат. анализом деятельности коллектива, что принимается во внимание вся совокупность экономич., социальных, политич. и идеологич. факторов, возникающих в конкретных историч. условиях. Лит.: Морозов В. М., Микросоциология и психиатрия, «Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова», 1964, вып. 1; Коломинский Я. Л., Некоторые экспериментальные данные для критики С., в кн.: Проблемы обществ. психологии, М., 1965; Кербиков О. В., Микросоциология, конкретно- социологич. исследования и психиатрия, «Вестн. АМН СССР», 1965, No 1; Лийметс X., Кареда П., Унгерсон Л., Социометрич. положение (статут) новичков в ученических группах, в кн.: Зональная конференция психологов Прибалтики. V. Материалы, Тарту–Кяэрику, 1968; Орн Ю., Оценка взаимоотношений подростками, там же; Jennings Η. Η., Leadership and isolation, 2 ed., N. Y., 1950; Bjerstedt Α., Interpretations of sociometric choice status, Cph., 1956; его же, Sociometriska metoder, Stockh., 1963; Chaix-Ruy J., Psychologie sociale et sociometrie, P., 1960; Evans K. М., Sociometry and education, L.–N. Y., 1962; Petrović M., Premena sociometrije u skoli, «Naša škola», 1966, No 9–10; Böhme E,., Die Verwendung soziometrischen Gedankengutes in der marxistischen soziologischen Forschung, «Dtsch. Z. Philos.», 1966, No 1, Νorthway M. L., A primer of sociometry, Toronto, 1967; Nejerchleb J., Poznámky k metodologickým problémum sociometrie, «Sociologický časopis», 1967, No 4. См. также лит. при ст. Гурвич, Морено, Социометрический тест.

В. Ольшанский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Социометрия

В системе социальных наук особое место как объект исследования занимает малая группа. Внутри малой группы часто можно встретиться с конфликтными ситуациями и разногласиями, которые необходимо урегулировать. Одним из эффективных способов решения этой проблемы является социометрия.

Сам термин «социометрия» имеет латинское и греческое происхождение и обозначает:

Как теоретическая система и как система практических методов, социометрия связана с жизнью и творчеством известного социолога, психиатра, социального психолога Джекоба Л. Морено. Он считается основателем социометрии. Термин был предложен ученым в 30-е годы XX века. Важными работами Л. Морено в этой области являются такие как «Социометрическая статистика социальных конфигураций» (1937), «Социометрия в действии» (1942), «Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе» (1951) и многие другие.

Л. Морено оказал большое влияние на развитие современной западной социологии и социальной психологии. Методы социометрии, получив широкое распространение, используются во многих странах мира. В нашей стране внедрение этого метода связано с именами Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова и др.

Диагностируя межличностные взаимоотношения в малой группе метод социометрии, позволяет выявить:

  • Особенности систем неформальных отношений в малой группе;
  • Степень психологической совместимости людей, входящих в группу;
  • Внутригрупповые статусы участников процедуры;
  • Качество психологической атмосферы группы.

Достоинством этого метода является то, что внутригрупповые отношения конкретно выражены в виде таблиц, графиков, схем, числовых величин. Недостаток заключается в том, что социометрия не дает возможности установить мотивы выбора или отвержения одних членов группы другими. Отсюда следует, что полное изучение малой группы должно проходить в комплексе с другими методиками.

Социометрия в настоящее время активно используется психологами, социологами, педагогами, конфликтологами, социальными работниками.

Социометрические тезисы Морено

Люди родились из общения, и влияют друг на друга. Превратить старое социальное устройство в новое, является целью социометрического эксперимента и Дж. Морено выдвигает свои социометрические тезисы:

  • Между собой все люди связаны, а человечество представляет собой органическое единство со своей собственной структурой. Социометрическая структура определяет все остальные – социальную, экономическую, психологическую, политическую и др. В социометрической структуре заключена самая мощная энергетика всех изменений человеческой реальности. Напряженность общества в той ли иной ситуации будет тем сильнее, чем сильнее различаются между собой социометрическая структура и внешнее общество;
  • Социальная реальность складывается из субъективных реальностей человека, её нельзя исследовать объективно и кому-то преподнести. Экспериментатор, работающий с группой, должен на это время становиться частью этой группы;
  • Социометрический метод работает с уникальной и неповторимой ситуацией, поэтому его нельзя считать ни психологическим, ни социологическим. Социометрический метод:
  1. Ищет наиболее актуальную реальность для конкретной группы, т.е. проводит диагностику группы;
  2. Любые понятия, привнесенные в социометрическую ситуацию её участниками, проверяет на реальность;
  3. Очерчивает границы ситуации, границы контракта.
  • В любой группе и в каждой ситуации нельзя устранить неравномерность выборов.
  • Каждая ситуация имеет свою социодинамику, т.е. своих «звезд» и своих отверженных. В каждой группировке есть свои лидеры. Такие отверженные есть у всех народов и во все времена, Морено называет их «социометрический пролетариат». В своем обществе, в конечном итоге, он и страдает от экономической, расовой, политической, религиозной, психологической нищеты;

  • Социометрия – это возможность совместного действия, а не просто ответ на вопрос – почему люди действуют так, а не иначе, выбирают тех, а не других. Социометрия Морена погружается во все отношения всех участников;
  • Развитие социальных структур идет социогенетически. Социометрические методы дают возможность увидеть рудиментарные структуры отношений предшествующей формацией и будущей. Действуют они одновременно и могут сопротивляться не только изменениям, но и консервации. Социометрия может это увидеть и повлиять на дальнейшее развитие. Между тем, социометрия не утверждает и не навязывает ценностей, не оценивает их. Она может просто помочь проявлению реальных чувств, взгляду на себя и на других со стороны. Она не призывает – «Давайте жить дружно» и не примеряет людей ради самого мира. Социометрия делает отношения реалистичными и открытыми. В конечном счете, результаты социометрического эксперимента обязательно принесут пользу не только отдельным участникам, но и всей группе в целом;
  • На первых порах социометрия становится важным делом конкретных людей именно здесь и сейчас. Эти «здесь» и «сейчас» множеством нитей связывают их с другими людьми не только выбором. Выбор – это, прежде всего, эмоционально чувственный канал, канал передачи любого человеческого содержания: знаний, энергии, верований и др. Это еще и констатация социометрической ситуации и первый шаг по её изменению.
  • Сегодня особенно важно понять, что невозможно отгородиться непроницаемой стеной, поставить заслон между людьми и группами людей, организациями и государствами, т.к. это означало бы социальную смерть. Понять себя и свой путь – это значит понять окружающих, прояснить отношения со всеми, со всем человечеством. Социометрия меняет группу изнутри, меняет её отношение к другим группам и вызывает социальную революцию на микроскопическом уровне.

    Методы социометрии

    Различные социологические методы и, в частности, методы социометрии, используются при изучении малых групп. В различных сферах микросоциологии свое применение находит технический аппарат социометрии. Он позволяет повысить производительность труда, смягчить конфликты, выработать принятие коллективных решений.

    Аутосоциометрические методы

    Аутосоциометрия используется для осознания взаимосвязей, объединяющих людей в группы и представляет собой способы изучения взаимоотношений. В качестве объекта изучения выступают представления индивидов об отношениях друг к другу. На какое-то время каждый человек в группе становится как бы социометристом. Задача исследователя заключается в сборе всех мнений о групповой структуре, и решаться может различными способами. Выбор способа зависит от состава группы, степени её сплоченности, вовлеченности каждого члена группы во внутригрупповую деятельность и др. Способы, наиболее приближенные к социометрии:

    • Ретроспективная аутосоциометрия. Суть способа заключается в заполнении аутосоциоматрицы или, говоря другими словами, каждый член группы прогнозирует выборы других членов по какому-либо критерию. Кроме этого, он прогнозирует и те предпочтения, которые будут отданы и ему. Способ для участников группы достаточно труден и проводится или с учебными целями или для развития собственной рефлексии – предугадывание поведения других людей;
    • Прямое ранжирование всех индивидов по их положению в группе.
    • Ранжирование проводится с использованием каких-то категорий, например, попросить каждого ученика распределить всех одноклассников, включая себя, на четыре группы:

    1. Сверстники, симпатичные очень многим;
    2. Просто симпатичные многим;
    3. Симпатичные только некоторым;
    4. Сверстники, вообще не пользующиеся симпатией в классе.
    5. В данном исследовании можно использовать фотографии, таблички с фамилиями, круги со стрелочками и др.

      1 – тот, кого выбирают, 2 – тот, кто выбирает, 3 – и он выбирает, и его выбирают и т.д.

      Получаемые таким образом данные подлежат обработке, в результате которой можно вычислить предполагаемый статус каждого человека, причем максимально возможное его число равняется четырем. Этот максимальный статус возможен только тогда, когда все участники группы отнесут своего коллегу к категории «очень симпатичный»;

  • Упражнение «Планета». Это косвенный путь видения своего положения в системе межличностных отношений. Это упражнение, заимствованное из социодрамы, может быть включено в тренинг личностного роста или использоваться в русле учебных занятий по психологии;
  • Социометрический перцептивный тест. Он используется, как правило, в психодиагностических целях и для определения показаний к психодраматической терапии. Испытуемый не только отмечает свои выборы, в соответствии с заданными критериями, он отмечает выборы, касающиеся его самого и отвержения со стороны членов группы. Результаты социометрического перцептивного теста и реального социометрического теста в результате сопоставления социограмм у психически здоровых людей в значительной степени совпадают.
  • Социометрия. Социометрический метод и анализ данных

    Качественные исследования

    В рамках онлайн-анкетирования актуальными являются два типа анализа данных исследования:

    — социометрия / социометрический анализ и

    — категориальный анализ.

     Социометрия / Социометрический анализ

    Метод социометрии (от лат. socius – товарищ, компаньон, соучастник; metrim — измерение) как метод анализа данных был разработан в США психологом Дж. Морено в 1934 году. Социометрия относится к социально-психологическим тестам и позволяет измерять межличностные отношения, внутригрупповые связи и иерархии в малых социальных группах, то есть реально существующих образованиях, где люди собраны вместе и объединены каким-либо общим признаком (например, рабочий коллектив, студенческая группа, и др.).

    Социометрия(sociometry) позволяет выявить лидеров и аутсайдеров, измерить авторитет формального и неформального лидеров, определить социально-психологический климат в группе, выявить наличие конфликта, а также ценностные ориентации.

    Внимание! Социометрия эффективна в группах численностью не более 30 человек.

    Социометрия. Последовательность действий

    В основе процедуры рассматриваемого метода лежит так называемый социометрический опрос, который состоит из следующих этапов:

    1. Подготовка: исследователь знакомится с различными характеристиками коллектива и определяет, какие данные он хочет получить.

    2. Исследователь устанавливает содержание и количество социометрических критериев. Критерий выглядит как вопрос, который задается группе. Члены группы делают положительный либо отрицательный выбор в отношении других членов группы, таким образом, обнаруживая свои симпатии и антипатии. Критерий формулируется таким образом, чтобы побуждать человека отдавать предпочтение по какому-либо вопросу людям своей группы. Например: «С кем из твоей группы ты бы стал готовить совместный проект?», «Кого из коллег ты бы пригласил на день рождения в первую очередь?» и т.д.

    3. Проведение опроса. Опрос лучше проводить в коллективах, которые имеют опыт совместной деятельности, в результате которой уже возникли определенные устойчивые взаимоотношения между его членами.

    4. Социометрия и матрица.Обработка информации и интерпретация данных: на основании ответов участников заполняется социометрическая матрица – таблица, в которой представлено распределение индивидуальных выборов.


    На основе заполненной социометрической матрицы строится социограмма.

    В центр помещается наиболее популярный член группы (или несколько членов), далее — менее популярные, по мере убывания, вплоть до изгоев (внешний круг). Стрелки обозначают взаимную либо одностороннюю симпатию/антипатию.

    Социометрия и социограмма. Социграмма позволяет визуализировать результаты, наглядно увидеть картину сложившихся взаимоотношений в группе. На основании полученной информации можно строить «рейтинги популярности», определять позиции участников в структуре межличностных отношений, выделять подгруппы и т. п. При желании можно провести более глубокий анализ и рассчитать специальные индексы — индекс социометрического статуса индивида в группе и индекс групповой сплоченности.

    На сегодняшний день социометрический анализ широко применяется в психологии (социальная психология, психотерапия), педагогике, социологии, а также менеджменте и управлении персоналом.

    Категориальный анализ/ Метод категоризации

    Категориальный анализ или метод категоризации применяется для анализа качественных данных, представленных текстом. Например, ответов на свободные вопросы, где респондент отвечает самостоятельно, формулируя ответ своими словами. В результате использования данного метода можно получить новый массив данных для последующей статистической обработки.

    Для качественного выполнения подобного рода анализа необходимо глубоко понимать и разбираться в исследуемой проблеме и ее понятийном аппарате, так как он основан на непосредственной работе с семантикой ответов, то есть значениями слов и словосочетаний. Важным замечанием является необходимость сохранения баланса. Нельзя сильно упрощать понятия, приводя их к наиболее общим категориям, потому что при этом теряется часть смысла, вложенного в ответ респондентов. Также и наоборот, нельзя составлять слишком узкие категории, содержащие 1-2 понятия, т.к. структура данных остается громоздкой, а ее анализ затруднительным. Поэтому рассматриваемый метод предполагает в большей степени творческий подход, а не механическую обработку.

    Приведем простой пример.

    Предположим, собраны ответы о причинах неудовлетворенности работой сотрудников какой-либо организации, представленные в следующем виде.

    Причины неудовлетворенности работой (на основе свободных ответов)

    Итак, мы видим, что имеются несколько проблемных точек: размер заработной платы, температура в рабочем кабинете, неудобная мебель, некачественная уборка помещений и размер премиальных выплат. На основе выделенных критериев формируем две обширные категории: финансовые причины и санитарно-гигиенические условия. В первую категорию включаем все, что связано с заработной платой и премированием, во вторую – недовольство окружающими условиями и материальным обеспечением. Таким образом, получаем следующую классификацию.

    Причины неудовлетворенности работой (на основе свободных ответов)

    Заметим, что категориальный анализ требует несколько больше времени на свое выполнение, чем статистический. И имеет свои особенности, связанные с анализом большим текстовых массивов. Поэтому для его корректного выполнения и решения исследуемой проблемы необходимы специальные знания и умения. Также вы можете обратиться за помощью к специалистам Анкетолога.

    По вопросам расчета индексов:

    E-mail: manager@anketolog.ru

    Телефон: +7 (383) 203-49-99

    Первая и вторая части статьи «Статистические методы анализа данных для решения практических задач».

    Сохранить

    Сохранить

    Сохранить

    Сохранить

    Сохранить

    Изучение социометрического статуса подростков в учебной группе (авторская модификация социометрии) — Социосфера

    Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгруп­повых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью со­циометрии можно узнать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

    Социометрия широко используется в социологии. В последние годы этот метод реко­мендован к использованию в социальной психологии для изучения внутригрупповых от­ношений [1, 2, 3].

    Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональ­ную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой соци­альной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформаль­ного порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и анти­патий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участ­ников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимопод­держки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодей­ствия. С помощью социометрии можно оценить это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков, и, таким образом, получить ценную информацию о состоянии группы.

    Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура неформального характера в тех или иных отношениях проецировалась на формальную структуру, т. е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым, влияла на сплоченность коллек­тива, его продуктивность. Эти положения проверены экспериментом и практикой [2].

    Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициального структурно­го аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.

    Обычная процедура проведения социометрического исследования предполагает ответ каждым испытуемым на 2 вопроса приблизительно следующего содержания: «Назовите трех человек из вашей группы, общение с которыми для вас наиболее приятно» и «Назовите трех человек из вашей группы, общение с которыми для вас наименее  приятно».

    Существуют различные классификации групповой структуры, построенной на основе социометрического исследования. Так, Дж. Морено выделяет следующие группы:

    1) «звезды», пользующиеся наибольшей популярностью в группе;

    2) «отверженные», получившие больше отрицательных выборов, чем положительных;

    3) «изолированные», не замечаемые другими членами группы ни с положительной, ни с отрицательной стороны;

    4) «социальный пролетариат», подавляющее большинство членов, пользующихся до­статочно положительным отношением группы.

    Я. М. Коломинский построил свою классификацию, основываясь только на положи­тельных выборах членами группы друг друга.

    1) «звезды», получившие 5 и больше положительных выборов;

    2) «предпочитаемые», набравшие 3–4 голоса;

    3) «принимаемые», получившие 1–2 выбора;

    4) «изолированные», не получившие ни одного выбора.

    Иногда выделяется группа «отверженных», тех, кто получил отрицательные выборы.

    Мы считаем, что деление группы на 4–5 категорий не в полной мере отражает структу­ру межличностных отношений. Например, если придерживаться обтекаемого определения «отверженных», то в эту категорию попадут практически все испытуемые, так как резуль­таты наших исследований в течение нескольких лет доказывают, что редкие учащиеся не получают ни одного отрицательного выбора. Причем к «отверженным» мы должны будем отнести и тех, кто получил 1–2 отрицательных выбора на фоне большого количества  по­ложительных и тех, кого ненавидит почти весь класс.  Остается также спорным вопрос, к какой категории относятся ребята, получившие равное большое количество и положитель­ных и отрицательных выборов. Кто они «звезды» или «отверженные». По нашему мнению, для эффективного использования социометрического метода, следует использовать четкие критерии выделения групп. Для более подробного анализа межличностных отношений в группе мы решили применить авторскую классификацию, которая основывается и на по­ложительных и на отрицательных выборах.

    Процедура исследования. Все члены группы заполняют бланки, в которых указывают трех человек, которые им больше всего нравятся и трех человек, которые им меньше всего нравятся. Все полученные данные заносятся в общую матрицу. Например, она может вы­глядеть так (таб. 1).

    На основе социометрического исследования мы выделяем семь категорий (порядковый номер статусной категории см. в таб. 2):

    1) «любимцы»;

    2) «предпочитаемые»;

    3) «терпимые»;

    4) «неоднозначные»;

    5) «незаметные»;

    6) «нелюбимые»;

    7) «гонимые».

     

    Таблица 1

    Социометрическая матрица

     

    Саша А.

    Петя Б.

    Сережа В.

    Вика Г.

    Зоя Д.

    Олег Е.

    Володя Ж.

    Маша З.

    Катя И.

    Миша К.

    Света Л.

     

    Саша А.

    0

    +

    +

     

     

    +

     

     

     

    Петя Б.

    0

    +

     

    +

     

     

    +

     

    Сережа В.

    +

     

    0

    +

     

    +

     

     

     

    Вика Г.

     

    +

    0

    +

     

     

    +

    +

     

    Зоя Д.

    +

    +

     

    0

    +

     

    +

     

     

    Олег Е.

    +

    +

     

     

    0

    +

     

     

     

    Володя Ж.

    +

     

    +

    0

     

    +

     

     

     

    Маша З.

     

    +

     

     

    +

    0

    +

     

     

    Катя И.

    +

    +

     

     

     

    0

     

    +

     

    Миша К.

     

     

    +

     

    +

     

    +

    0

     

    Света Л.

    +

     

     

    +

     

    +

     

    0

     

    +

    6

    4

    4

    1

    4

    2

    3

    3

    4

    2

    2

     

    1

    4

    3

    6

    1

    5

    3

    2

    3

    3

    3

     

    статус

    1

    4

    4

    6

    2

    6

    4

    4

    4

    4

    4

     

    Таблица 2

    Ключ

            +

    0

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10 и более

    0

    5

    5

    3

    2

    2

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    5

    3

    3

    2

    2

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    2

    6

    3

    4

    4

    4

    4

    4

    4

    4

    4

    4

    3

    6

    6

    4

    4

    4

    4

    4

    4

    4

    4

    4

    4

    6

    6

    6

    4

    4

    4

    4

    4

    4

    4

    4

    5

    6

    6

    6

    6

    4

    4

    4

    4

    4

    4

    4

    6

    6

    6

    6

    6

    6

    4

    4

    4

    4

    4

    4

    7

    6

    6

    6

    6

    6

    6

    4

    4

    4

    4

    4

    8

    6

    6

    6

    6

    6

    6

    6

    4

    4

    4

    4

    9

    6

    6

    6

    6

    6

    6

    6

    6

    4

    4

    4

    10 и более

    7

    7

    7

    7

    7

    7

    7

    7

    7

    7

    7

    Опыт показывает, что если подросток имеет более 10 отрицательных выборов, то у него нет положительных.

    По результатом наших исследований 1997–2000 годов мы описали портреты личности подростков с разным социометрическим статусом.

    «Любимцы» – мальчики. Для «любимцев» характерны проявление косвенной и вер­бальной агрессии. В ситуациях фрустрации эти подростки ведут себя так же, как и боль­шинство мальчиков их возраста. У них хорошо развиты коммуникативные способности. Одно из характерных свойств «любимцев» – это отсутствие подозрительности.

    «Предпочитаемые» – мальчики. «Предпочитаемые» не часто  повышают голос на окружающих. Для них характерно отношение к себе как к плохому, виноватому в чем-то человеку. Во фрустрирующих ситуациях они ведут себя адекватно. Эти мальчики имеют развитую способность к эмпатии.

    «Терпимые» – мальчики. «Терпимые»  склонны к использованию физической силы против обидчиков. Для них так же свойственно проявление ненаправленных, неупорядо­ченных взрывов ярости. В конфликтных ситуациях они ведут себя более агрессивно, чем большинство подростков. Они подчиняются мнению руководителя. Т.о. «терпимые» под­ростки являются достаточно агрессивной группой, но уважение авторитетов делает их при­нимаемой категорией.

    «Неоднозначные» – мальчики. «Неоднозначные» проявляют склонность к раздра­жению, для них характерно недоверие и осторожное отношение к людям. Они обычно не проявляют зависти и ненависти к окружающим. Им свойственно выражение негативных эмоций через крик и ругань. Эти подростки полагают, что происходящие с ними события являются результатом действия внешних сил. Их поведение в проблемных ситуациях не всегда адекватно силе раздражителя. Подростки этой группы очень общительны, они хоро­шие организаторы, умеют управлять другими людьми. 

    «Незаметные» – мальчики. «Незаметные» подростки совершенно не агрессивны, ча­сто испы­тывают угрызения совести. Эти ребята интерпретируют значимые события как ре­зультат своей собственной деятельности. Они не склонны подчиняться давлению других. Их поведение в ситуациях фрустрации не соответствует общепринятому в подростковой среде.

    «Нелюбимые» – мальчики. «Нелюбимые» подростки не стараются причинить вред окружающим окольными путями. У них больше проявляется экстернальный локус контро­ля. Они плохо могут сопереживать людям. Они не стремятся образовывать эмоциональные связи с другими ребятами. У подростков этой группы недостаточно сформированы цели и ценности в жизни.

    «Гонимые» – мальчики. Для «гонимых» мальчиков характерна оппозиционная форма поведения в отношении руководства. Для защиты своих интересов они не только в рез­кой форме высказывают свое мнение, но и готовы применять физическую силу. Они часто проявляют зависть и ненависть к окружающим. Для них свойственно положительное от­ношение к себе и оправдывание себя даже в случаях своей вины. Эти подростки не умеют в достаточной мере сопереживать людям. Они не испытывают большой потребности к кон­тактам со сверстниками.

    «Любимцы» – девочки. «Любимцы» – достаточно агрессивная группа подростков. Выражая свое неприязненное отношение, девочки могут как подстроить какую-нибудь си­туацию, причиняющую вред человеку, так и просто применить физическую силу. Часто они выступают оппозицией для авторитета или руководства. Они достаточно завистливы. Им свойственно испытывать чувство вины за поступки, которые они совершили или нет. По­ведение этих девочек в ситуациях фрустрации соответствует общепринятым нормам. Под­ростки этой группы стремятся чего-то достичь и видят смысл в своем существовании. Они очень общительны.

    «Предпочитаемые» – девочки. «Предпочитаемые» более склонны к применению фи­зической силы для защиты своих интересов, но обычно они не проявляют враждеб­ности по отношению к окружающим. Они редко испытывают угрызения совести. Они интерпрети­руют значимые события как результат действия внешних сил. Эти девочки имеют хорошо  развитую  способ­ность к сопереживанию. Их поведение во фрустрирующих ситуациях со­ответствует общепринятому в подростковой среде.

    «Терпимые» – девочки. Личностные особенности подростков этого уровня соответ­ствуют большинству средних показателей по выборке девочек. Единственной их отличи­тельной чертой является экстернальный локус контроля.

    «Неоднозначные» – девочки. «Неоднозначные» не склонны к проявлению агрессии и враждебному отношению к окружающим. Для них свойственно в целом положительное отношение. Они видят причину происходящих с ними событий в действии внешних сил. У этих девочек в значительной степени развиты способность к эмпатии.  Они умеют органи­зовать людей.

    «Незаметные» – девочки. Эта группа подростков имеет очень низкие показатели по большин­ству видов агрессии, но для них характерна оппозиционная форма поведения, на­правленная  против авторитета и руководства. В ситуациях фрустрации эти девочки ведут себя так же как и большинство подростков их возраста. Для этих подростков характерны гедонистические установки, желание жить в свое удовольствие, не задумываясь о смысле своего бытия.

    «Нелюбимые» – девочки. «Нелюбимые» готовы применять физическую силу для за­щиты своих интересов. Они часто ссорятся с окружающими, нередко не стесняясь выра­жений. Они часто противопоставляют себя лидеру. Кроме прямого и открытого выражения агрессии эти девочки могут пойти окольными путями для причинения вреда сопернику. Эти девочки характеризуются низким уровнем развития эмпатии. Их поведение в конфликтных ситуациях отличается от общепринятого. Девочки этой группы знают, для чего живут и хо­тят жить, будучи кому-то нужными.

    «Гонимые» – девочки. «Гонимые» девочки агрессивно и враждебно настроены по отноше­нию к окружающим. Они более склонны к проявлению агрессии косвенным путем. Эти девочки раздражительны и грубы. Они завидуют окружающим, склонны к осторож­ному отношению к людям. Для них характерен нонконформизм. Они часто испытывают угрызе­ния совести. Эти подростки характеризуются интернальным локусом контроля. У них слабо развита способность к эмпатическому взаимо­действию. Для них представляет сложность быть организаторами каких-то мероприятий, но они очень общительны. Для «го­нимых» характерно нетипичное поведение в ситуациях препятствия или обвинения. У них недостаточно сформированы цели и ценности в жизни.

    Социометрия

    Чтобы изучить межличностные отношения в коллективе, используют социометрию. Создание и развитие социометрической методики связано с именем американского психолога Дж. Морено.
    Сущность метода заключается в следующем. Членам коллектива задают вопрос: «Если бы ваш коллектив создавался вновь, кого из членов старого коллектива вы хотели бы видеть в новом?»

    При составлении вопросов для социометрии важно, чтобы они носили не абстрактный, а конкретный характер, отражали какую-то реальную ситуацию. Следует отметить, что социометрию можно проводить только в тех коллективах, где сотрудники хорошо знают друг друга и работают совместно не менее полугода. Размеры обследуемого коллектива не должны быть большими.
    Социометрия направлена на выявление лидера в группе, на определение микрогрупп, на определение социометрического статуса работника. К социометрическому опросу обращаются, например, когда нужно выбрать руководителя нижнего и среднего звена.
    Первый способ: попросить проголосовать за кандидатов. Кто наберет большее количество голосов, того и назначить. Недостаток этого способа в том, что каждый подходит к выбору со своими мерками. Поэтому выбор может оказаться неоптимальным.
    Другой, более объективный подход – попросить каждого члена коллектива назвать три кандидата. Чья фамилия чаще других встречается, того и выбрать.
    Третий подход: попросить каждого члена коллектива ответить на вопрос: «Представьте себе, что ваш коллектив в скором времени будет расформирован. С кем из членов сегодняшнего коллектива вы хотели бы остаться работать вместе? Напишите одну фамилию».
    После дается вторая инструкция: «Представьте, что ваше желание по объективной причине не удается воплотить Укажите под цифрой 2 фамилию сотрудника, из оставшихся членов коллектива, с которым бы вы хотели работать в новом коллективе».
    После выполнения этого задания дается третья инструкция: «Если так получится, что и это ваше желание не удается осуществить, то кого бы вы выбрали третьим?» На этом процедура опроса заканчивается.
    Обработку результатов можно проводить двумя способами:
    1) составить социоматрицу;
    2) составить карту социометрического выбора.

    Составление социоматрицы (сведение всех результатов опроса с личных карточек в общую таблицу).

    Делают это так. В горизонтальных строках указывают фамилии членов коллектива и присваивают им номера, вертикальные столбики обозначают цифрами, которые соответствуют номерам тек же работников в том же порядке. В таблице указаны фамилии тех, кто выбирает, а номера столбцов указывают на тех, кого выбирают.
    На пересечении фамилии выбирающего и номера того, кого он выбрал, ставят 3 балла, если избранный стоял первым в списке; 2 балла, если он был под номером 2; 1 балл, если был 3-м в списке. В случае, когда выбор взаимный, количество баллов ставят в скобки (независимо от значения цифры).

    Например:


    Кто выбирает

    Кого выбирают

    Фамилии

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    1. Иванов

    х

     

    (1)

     

    (3)

    2

     

    2. Петров

    3

    х

    1

     

    (2)

     

     

    3. Сидоров

    (3)

     

    х

    2

    1

     

     

    4. Рыбаков

    3

     

     

    х

     

    (2)

     

    5. Уткин

    (3)

    (1)

     

     

    х

     

     

    6. Зайцев

     

     

    3

    (1)

    (2)

    х

     

    7. Табаков и т. д.

    2

     

    1

     

     

    3

    х

    Количество выборов

    5

    1

    5

    2

    4

    3

    0

    Количество
    взаимовыборов

    2

    1

    1

    1

    З

    1

    0

    Сумма баллов

    14

    1

    7

    3

    8

    7

    0

    Число выборов показывает популярность члена коллектива.

    Если у двух человек количество выборов одинаково, то смотрят по количеству набранных баллов.
    Чтобы яснее представить положение каждого работника, можно составить карту социометрического выбора. Она представляет собой четыре окружности, расположенных друг в друге. В центральном, наименьшем круге, располагают испытуемых с большим, чем у других, количеством выборов – это «звезды». Во 2-м круге находятся номера «предпочитаемых», в 3-й окружности – «игнорируемых», если выборы отсутствуют – это «изолированные», они находятся в 4-м круге. Таким образом, в 1-м и 2-м кругах расположены фамилии людей, занимающих благоприятное положение в группе. А оказавшиеся в 3-м и особенно 4-м круге находятся в неблагоприятном положении.
    Взаимовыборы на карте можно обозначить, соединив соответствующие номера стрелочками друг с другом. В результате можно увидеть составы микрогрупп.
    Для более полного анализа данных часто используют индексы социометрического статуса. Положительный статус работника вычисляется по формуле:

    Число   работников,   выбравших  его
    ПСр = Число работников, оценивающих его – 1.

    Отрицательный статус конкретного работника определяют по формуле:

    Число  работников,  отклонивших  его
    ОСр = Число работников, оценивающих его – 1.

    Эти индексы характеризуют личность в общении: мера общительности, влиятельность.
    Общий статус работника в группе можно определить следующим образом:

    ПСр – ОСр
    ОбСр = Число работников, оценивающих его – 1.

    Этот индекс выражает отношение группы к одному из ее членов. Общий статус работника бывает со знаком «-«, «+», равен 0 (нейтрален).
    В результате социометрического опроса руководитель может получить не только сведения о положении каждого работника в группе, но и определить психологический климат в коллективе. О благополучии группы говорит преобладание числа «звезд» и «предпочитаемых» над суммой «изолированных» и «отверженных».

    Почитайте статьи по теме:
    Метод социометрических измерений (социометрия)
    Социограмма

    сущность, цель, особенности в массовой коммуникации

    Социометрия — ветвь социальной психологии, которая изучает межличностные отношения, акцентируя особое внимание на измерении симпатий и антипатий между сторонами.

    Понятие появилось в XIX веке. В XX столетии американский психиатр и психолог Джейкоб Морено определил значение термина в современном значении. Согласно теории, все конфликтные ситуации в обществе имеют пути решения через исследование межличностных отношений. Толчком для формирования концепции стало наблюдение за беженцами времен Первой мировой войны. Он заметил, что оптимальные условия жизни переселенцев появляются, когда при расселении учитывают их вероисповедание, взгляды и национальность.

    В социальной психологии под социометрией понимают методы изучения отношений в различных коллективах. 

    Для чего предназначена социометрия

    Социометрия предназначена для выявления эмоциональных отношений между участниками группы. Различают несколько функций социометрических методов:

    1. Определение уровня сплоченности или разобщенности в коллективе.
    2. Установление «социометрических позиций» — уровня авторитета каждого члена группы, выявление лидера.
    3. Обнаружение внутригрупповых общностей, их неформальных лидеров.

    С помощью социометрии устанавливают степень популярности или непопулярности каждого участника, исследуют характерное поведение людей внутри коллектива, структуру образования, социальную совместимость.

    Что изучает социометрия

    Понятие «коллектив» выступает как одно из самых значимых в социальной психологии. Такая группировка является высокоорганизованной ячейкой общества. Ключевыми характеристиками коллектива выступают:

    1. Ответственность. Каждый участник группы отвечает за результат совместных действий, за достижение намеченной цели.
    2. Коллективизм. Стремление членов группировки сообща приступать к решению вопросов, укреплять взаимосвязь, препятствуя распаду общности.
    3. Сплоченность. Наличие единого коллективного мнения, готовность прийти на выручку.
    4. Контактность. Взаимосвязи между членами группы, эмоциональные взаимоотношения.
    5. Открытость. Готовность коллектива к сотрудничеству с другими группами.
    6. Организованность. Способность группы эффективно включаться в работу, корректировать по необходимости свою внутреннюю структуру.
    7. Информированность. Доступность для каждого участника необходимой информации о положении внутренних дел, возложенных на группу задачах.

    Социометрия изучает уровень данных коллективных характеристик, особенности их проявления внутри группы, структуру коллектива, которая формируется на базе межличностных отношений. С использованием социометрических методов определяются предпочтение, неприятие или безразличие участников коллектива по отношению друг к другу. Исследуется самочувствие личности внутри группы, степень комфортности или дискомфорта.

    Данные метода

    Проведение социометрического метода дает возможность определить действительный статус личности в коллективе, иерархическую структуру группы. С его помощью можно получить следующие данные:

    • строение и процесс развития отношений внутри группы;
    • динамический прогресс коллектива;
    • уровень группового единства;
    • отличительные черты социально-психологической атмосферы сообщества;
    • глубинные причины, провоцирующие конфликтные ситуации;
    • уровень авторитета участников коллектива;
    • негласные лидеры;
    • внутренние подгруппы.

    Эти сведения помогают вовремя выявить проблемные ситуации и разработать пути решения. 

    Особенности метода

    В социометрии выделяют несколько особенностей:

    1. Получаемые переменные определяют как «социальные», так как они отражают качественные характеристики.
    2. Инструменты, применяемые социометрией для тестирования коллективных отношений, могут быть использованы в психиатрии, педагогике, социальной психологии, антропологии.
    3. Метод позволяет одновременно изучать коллектив как отдельный самостоятельный комплекс и индивидуальность в социальной среде.
    4. Методы социометрии многофункциональны, они позволяют сделать корректировку группового состава, решать конфликтные ситуации, улучшать климат в коллективе, повышать уровень эффективности совместной работы.
    5. Социометрические индексы (показатели) выражают эмпирические представления (групповая сплоченность, социометрический статус отдельной личности). 

    Дж. Морено, основоположник данной отрасли психологии, выделил 5 основных категорий, на которых базируется метод:

    1. Появление симпатий и антипатий между людьми вызвано нематериальными, невидимыми энергетическими сгустками — «теле».

    «Теле» — единицы ощущений, направляемые от человека к человеку.

    2. Существование человека невозможно без установления эмоциональных взаимосвязей. Поэтому элементарной частицей общества выступает не отдельная личность, а сосуществование индивидуумов. Личностная взаимосвязь бывает двух уровней:

    • спонтанный уровень — здесь находятся личности, с которыми человек хочет вступить в контакт;
    • реальный уровень — здесь располагаются те, кто в действительности является эмоциональным партнером.
    Примечание

    Описание личности по Морено — ядро атома, который окружен множеством ролей, связанных со взаимодействием с другими членами коллектива. Спонтанно возникающие группы и роли воздействуют на личность и могут быть причиной конфликтных ситуаций.

    3. Закон социальной гравитации: сплоченность коллектива прямо пропорциональна притяжению людей друг к другу и обратно пропорциональна расстоянию между ними.

    4. Социологический закон: совершенные коллективные формы начинают развитие из простейших.

    Примечание

    Морено считал, что изменения, которые происходят на уровне малых групп, обладают большим эффектом, чем изменения на уровне общества в целом.

    5. Сущность социодинамического закона заключается в неравномерном распределении эмоциональных привязанностей внутри коллектива.

    Преимущества и недостатки метода

    Основное преимущество состоит в том, что он не требует большого временного отрезка. Опрос занимает около 15 минут. Помимо этого необходима обработка, однако она проста и понятна. Знания о неформальных лидерах дают возможность перенаправить деятельность и стабилизировать атмосферу в группе. Методика может многое сказать о сообществе людей.

    Еще один плюс — возможность использования метода при формировании коллективов для общей деятельности в сложных, экстремальных условиях.

    Среди минусов метода выделяют:

    1. Социометрия не способна выявить причины, предпосылки возникшей антипатии.
    2. Количество взаимных выборов часто отражает не общую сплоченность группы, а дружеские отношения в подгруппах.
    3. Социометрический метод проводит диагностику только малых групп, в которых есть опыт коллективной общей деятельности на протяжении полугода.
    4. Результаты могут быть искажены вследствие эмоциональных всплесков тестируемых.
    5. Критерии метода не способны до конца отразить всю гамму взаимоотношений в коллективе.

    Определение социометрии Merriam-Webster

    так что · ci · om · e · попробуйте | \ ˌSō-sē-ō-ˈä-mə-trē , так она- \

    : исследование и измерение межличностных отношений в группе людей.

    определение социометрии по The Free Dictionary

    .

    so · ci · om · e · try

    (sō′sē-ŏm′ĭ-trē, -shē-) n.

    Количественное исследование межличностных отношений в популяциях, особенно изучение и измерение предпочтений.


    so′ci · o · met′ric (—mĕt′rĭk) прил.

    Словарь английского языка American Heritage®, пятое издание. Авторские права © 2016 Издательская компания Houghton Mifflin Harcourt. Опубликовано Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company.Все права защищены.

    социометрия

    (ˌsəʊsɪˈɒmɪtrɪ) n

    (Социология) исследование социологических отношений, особенно предпочтений, внутри социальных групп

    социометрические прил.

    ˌsociˈometrist English 3 9000 Collins English Dictionary Complete и Несокращенное, 12-е издание, 2014 г. © HarperCollins Publishers 1991, 1994, 1998, 2000, 2003, 2006, 2007, 2009, 2011, 2014

    so • ci • om • e • try

    (ˌsoʊ siˈɒm ɪ tri, ˌsoʊ ʃi-)

    н.

    измерение отношения социального принятия или неприятия через выраженные предпочтения среди членов социальной группы.

    [1930–35]

    so`ci • o • met’ric (-mɛ trɪk) прил.

    Random House Словарь колледжа Кернермана Вебстера © 2010 K Dictionaries Ltd. Авторские права 2005, 1997, 1991 принадлежат компании Random House, Inc. Все права защищены.

    социометрия

    измерение отношения социального принятия или неприятия среди членов социальной группы. — социометрист , н. — социометрические , прил.

    См. Также: Человечество

    измерение социальных отношений внутри группы путем выборки выражений общественного принятия или неприятия. — социометрист, н. — социометрия, прил.

    См. Также: Общество

    -Ologies & -Isms. Copyright 2008 The Gale Group, Inc. Все права защищены.

    ТезаурусАнтонимыСвязанные словаСинонимы Условные обозначения:

    Существительное 1. социометрия — количественное исследование социальных отношений; социология — изучение и классификация человеческих обществ.

    На основе WordNet 3.0, коллекция картинок Farlex. © 2003-2012 Принстонский университет, Farlex Inc.

    Социально-метрическая методика: значение, использование и ограничения

    Прочтите эту статью, чтобы узнать о значении, использовании и ограничениях социометрической техники в учебном руководстве.

    Значение социометрического метода:

    Социометрический метод или тест как одно из средств, не связанных с тестированием, впервые был разработан Дж.Л. Морено и Хеллен Дженнингс иногда примерно в 1960 году. Это средство простого и графического представления структуры социальных отношений, линий общения и моделей дружбы, влечения и отвержения, существующих в данный момент среди членов определенной группы.

    С помощью этой техники консультант или инструктор могут часто измерять принятие или отторжение между членами группы. Обычно наблюдается, что некоторые студенты всегда хотят оставаться вместе, некоторые студенты больше нравятся всем студентам, некоторые студенты никому не нравятся и так далее.Эти социальные отношения, существующие между ними, влияют на все аспекты их развития.

    Поэтому учителю необходимо оценить эти социальные отношения, существующие между учениками или студентами. Этот социометрический метод представляет собой метод оценки социального принятия отдельных учащихся. Он основан на индивидуальном выборе учеником дружбы для некоторых групповых ситуаций или деятельности. С помощью этой техники можно узнать, какой студент подходит по духу для рабочей группы или товарищей по определенной работе.На детской площадке учитель может задать вопрос ученику.

    Это;

    (i) Кого вы хотите возглавить?

    (ii) С кем вы хотите подружиться? пр.

    Выбор учащихся показывает, какие типы отношений у них есть с другими.

    Основные качества или особенности социометрического теста следующие:

    (i) Это простое графическое представление данных о группе.

    (ii) Он представляет структуру социальных отношений, существующих между членами группы.

    (iii) Это указывает на дружбу между членами группы.

    (iv) Указывает на линию притяжения и отторжения среди членов группы.

    (v) Здесь всегда есть указатель времени.

    (vi) Указывает на человека, наиболее избранного в качестве лидера, и на человека, которого не выбрали совсем или изолированного.

    Выполняемые методы:

    (i) Если группа большая, разделите группу на более мелкие подгруппы, состоящие из десяти членов каждая.

    (ii) Члены каждой группы или подгруппы могут быть пронумерованы от одного до десяти.

    (iii) Попросите каждого участника написать имя или номер ученика, с которым он больше всего любит работать, играть, сидеть и т. Д.

    Ему могут быть заданы такие вопросы :

    (a) Кого бы вы хотели сесть рядом с собой в классе или в автобусе, отправляясь в путешествие?

    (b) С кем бы вы хотели работать в научной лаборатории?

    (c) Кого бы вы хотели видеть в классе?

    (d) С кем бы вы хотели поехать домой?

    (e) Варианты выбора и предпочтения членов группы могут быть отображены графически со стрелками.Знаки будут обозначать односторонний или односторонний выбор, предпочтения, предпочтения и принятие, в то время как будут обозначать взаимный выбор, предпочтения, симпатии и принятие. Каждый член группы будет представлен кружком. Теперь у вас есть «социограмма».

    (f) При интерпретации социограммы сосредотачивайтесь на одном члене за раз.

    (g) Точка наибольшей концентрации и созвездие стрелок указывают на наибольшее количество вариантов выбора и предпочтений. Такого члена легко можно подобрать в качестве лидера.

    (h) Обычно близкие родственники, соседи и члены, имеющие общие интересы, выбирают друг друга. Об этом следует помнить при поднятии лидера.

    (i) Учащийся, которого не выбрал ни один другой член группы, называется изолированным.

    Член группы может оказаться в изоляции из-за многих факторов, таких как следующие:

    1. Он новый участник группы.

    2. По натуре он застенчив и замкнут.

    3.Он не пытается подружиться.

    4. Он может принадлежать как к низшему, так и к высшему социально-экономическому уровню.

    Может быть три точки наибольшего выбора. Это может указывать на клики или резкое разделение группы.

    Графически он представлен ниже:

    Использование социометрических методов :

    Социально-метрическая методика используется в обучающей программе следующим образом:

    (i) Изучая выбор учеников с помощью социометрической техники, учитель может определить характер и степень социальных отношений, существующих между учениками.

    (ii) Это полезно для выявления тех, кто изолирован, тех, кого не предпочитает ни один другой человек.

    (iii) Это также полезно для определения тех, кто нравится многим другим и кто может лучше руководить группой. Работая с ними, можно дать рекомендации.

    (iv) Социально-метрическая методика более полезна для малых групп. Положение или статус человека определяется на основе определенного критерия.

    (v) Это простой, экономичный и естественный метод наблюдений и сбора данных.

    (vi) Социально-метрические методы используются всякий раз, когда задействованы такие человеческие действия, как выбор, влияние, доминирование и общение в групповых ситуациях.

    (vii) Их можно использовать в широком спектре исследований как в лаборатории, так и в полевых условиях.

    (viii) Их можно использовать для обнаружения проверок в группах, каналов коммуникации и влияния, моделей сплоченности и связанности и так далее.

    Ограничения социометрической методики :

    Несмотря на вышеуказанные достоинства или возможности использования этого устройства, не предназначенного для тестирования, оно подвергается критике по следующим основаниям: :

    (i) Данные социометрических тестов кажутся настолько отличными от других данных.

    (ii) Исследователям или консультантам трудно думать о социометрических измерениях людей.

    (iii) Оценка одного человека другими — это старая практика.

    (iv) Есть определенные черты или качества, которые очень трудно измерить, и если они вообще измеряются с помощью наблюдений или других инструментов, измерение может быть неточным и свободным от субъективности.

    Что такое социометрия? | Мичиганский центр психодрамы

    Дж.Л. Морено был психиатром, родился в 1889 году в Румынии. Ему приписывают развитие групповой терапии, социодрамы и психодрамы. Один из его основных вкладов — социометрия. Социометрия — это измерение социального выбора, то есть решений, как сознательных, так и бессознательных, которые принимаются в отношении межличностной принадлежности. Эти инструменты измерения можно использовать для облегчения изменений. (Гарсия и Бьюкенен, 2000, стр. 166). На самом базовом уровне социометрия обращается к различным аспектам человеческих взаимоотношений.Мы постоянно выбираем, с кем сотрудничать. Социометрия — это метод, который можно использовать для конкретизации и изучения этих вариантов. По словам Тиана Дэйтона, тренера-преподавателя и практикующего в психодраме, «чувство избранности, отверженности, отверженности, невидимости, изолированности или наличия звездного статуса — это проблемы, которые естественным образом возникают в группах и в ходе социометрических исследований. Таким образом, социометрия предлагает способ изучения групп в их конкретной форме ». (Дейтон, 2005 г., стр. 73).

    Развивая социометрию, Морено стремился создать научную методологию и набор инструментов вмешательства, которые можно было бы использовать для изучения и изменения основных человеческих чувств, таких как принятие и отвержение, особенно применительно к групповому процессу.Кроме того, изучать и при необходимости вмешиваться в способы организации групп с использованием различных социометрических показателей, таких как пары, кластеры, треугольники, расхождения и другие групповые образования. Это включает оценку тех, кто нас привлекает, и тех, кто нас отталкивает. Морено хотел создать метод, чтобы исследовать это. (Дейтон, 2005 г., стр. 75).

    Социометрия полезна при рассмотрении и измерении выбора, сделанного группой, а также отдельным лицом. Глядя на социометрию, можно рассматривать ее с точки зрения группы или отдельного человека.«При использовании социометрии в группе индивиды занимают четыре основных позиции: положительная звезда, звезда отторжения, изоляция и звезда несоответствия. У всех этих должностей есть свои преимущества и недостатки ». (Гарсия и Бьюкенен, 2000, стр. 166). Высоко отобранные люди, получившие наибольший выбор, называются «социометрическими звездами». Поскольку выбор может быть как положительным, так и отрицательным, так же как и социометрическое название, положительная социометрическая звезда логически получает наиболее положительный выбор, в то время как социометрическая звезда отвержения — это человек, получающий наибольшее количество отрицательных выборов.(Гарсия и Бьюкенен, 2000, стр. 166).

    Легко увидеть очарование популярности, то есть быть позитивной звездой, а не быть непопулярным, то есть быть звездой отвержения. При дальнейшем рассмотрении становится ясно, что высокая оценка положительных качеств, навыков или поведения также сопряжена с определенными потерями. Каждый положительный выбор влечет за собой предполагаемую потребность ответить взаимностью на выбор или предпринять какие-то другие действия, поскольку наличие такого количества положительных выборов может стать бременем.

    Противоположное верно для того, чтобы быть звездой отказа. Этому человеку не нужно отвечать взаимностью, и ему или ей не вменяется никакая ответственность. «Она также свободна от норм, правил и ожиданий группы. Было сказано, что положительный старт принадлежит группе, а звезда отказа принадлежит ему или ей ». (Гарсия и Бьюкенен, 2000, стр. 166). Тем не менее, быть звездой отказа несет с собой собственное потенциальное бремя. Если продолжаться слишком долго или слишком жестко, группа может запугать отрицательную звезду или сделать ее козлом отпущения.

    «Человек может находиться в изоляции, если он или она не выбирают и не выбираются на основании определенных критериев. Те, кто упорно выбирают изоляцию и которые упорно не выбирают истинные изоляты. Звезда несовместимости — это человек, который получает наибольшее количество несоответствий «. (Гарсия и Бьюкенен, 2000, стр. 166).

    Следующие две вкладки изменяют содержимое ниже.

    Патрик Т. Барон — адвокат по уголовным делам в штате Мичиган и соучредитель Мичиганского центра психодрамы.Он является сертифицированным практикующим специалистом в области психодрамы, социометрии и групповой психотерапии. Он также является сертифицированным тренером по психодраме. Патрик применил свое психодраматическое образование в своей практике уголовного права, а также при обучении юриспруденции и судебным навыкам. Он также использовал социодраму, дополнительную форму психодрамы в деловой среде и библиодраму в среде веры. Он является автором главы под названием «Оживление Священного Писания с помощью Bibliodrama» для книги Адама Блатнера «Исследования действий: использование психодраматических методов в нетерапевтических условиях» (Paralax Productions, 23 февраля 2019 г.).В качестве бизнес-консультанта г-н Барон работал с владельцами и руководителями предприятий любого размера по всему Мичигану. Кроме того, г-н Бароне продолжает заниматься юридической практикой и является партнером-основателем и генеральным директором Barone Defense Firm.

    Связанные

    Социометрический статус (СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) — iResearchNet

    Определение социометрического статуса

    Социометрический статус означает, насколько ребенок нравится и замечается сверстниками.Он отражает более широкую категоризацию принятия сверстниками, чем простая дружба. Социометрические категории включают популярных, отвергнутых, брошенных, неоднозначных и обычных детей. Социометрический статус важен, потому что отношения со сверстниками играют важную роль в социальном и эмоциональном развитии детей.

    Оценка социометрического статуса

    Социометрический статус оценивается, когда детей просят назвать сверстников, которые им больше всего нравятся или не нравятся, оценивают каждого сверстника по шкале от очень нравится до очень не нравится или указывают своих любимых товарищей по играм из разных пар детей.Учителя, родители и исследователи также могут поделиться своими наблюдениями. Исследователи используют эти положительные и отрицательные номинации для классификации социометрического статуса каждого ребенка.

    Социометрические категории

    Популярные

    Популярные дети получают много положительных и мало отрицательных номинаций. Они нравятся другим. Популярные дети отзывчивы, общительны, дружелюбны и чувствительны к другим. Хотя они напористы и способны использовать агрессию, они мало проявляют деструктивного и негативного поведения.Вместо этого они, кажется, используют свои социальные навыки, чтобы получить желаемое, не прибегая к агрессии. Популярные дети также, как правило, демонстрируют высокий уровень академических и интеллектуальных способностей. Дети, учителя и родители обычно соглашаются, какие дети популярны. В целом популярные дети умеют инициировать и поддерживать позитивные социальные взаимодействия и отношения.

    Отклонено

    Отвергнутые дети получают много отрицательных и мало положительных номинаций.Их активно недолюбливают. Отвергнутые дети демонстрируют меньше положительных социальных навыков и качеств, чем дети из других групп, и они демонстрируют более слабые академические и интеллектуальные способности. Недавние исследования указывают на два типа отвергнутых детей: дети, которые демонстрируют деструктивное и агрессивное поведение, и дети, которые социально тревожны и замкнуты.

    Дети из отвергнутой агрессивной группы демонстрируют высокий уровень враждебного и угрожающего поведения, физической агрессии, такой как толчки и драки, и деструктивного поведения, например нарушения правил.Они также могут демонстрировать предубеждение враждебной атрибуции или склонность предполагать, что другие дети имеют враждебные намерения в неоднозначных ситуациях. Например, если один ребенок бросает художественный проект, а второй ребенок наступает на него, прежде чем его можно будет извлечь, сценарий будет неоднозначным; Неясно, наступил ли на нее второй ребенок намеренно или случайно. Хотя неотверженные дети осознают двусмысленность, отвергнутые агрессивные дети могут предположить, что негативное действие было целенаправленным, и впоследствии ответят агрессивным возмездием.Это агрессивное возмездие воспринимается как необоснованное для тех, кто осознал ситуативную двусмысленность, которая подпитывает цикл отторжения сверстников.

    Других детей могут отвергнуть, потому что они демонстрируют социально тревожное поведение. Эти дети не слишком агрессивны. Скорее, они робкие и настороженные в социальных ситуациях, что приводит к неудобным и неловким взаимодействиям. Сверстникам может быть трудно предсказать, как эти дети будут действовать, и они могут быть менее склонны к ним приближаться. В таком случае социально тревожные дети могут отказаться от будущих социальных ситуаций.Отвергнутые-замкнутые дети, похоже, не обладают социальными навыками, которые делают возможным беспрепятственное общение со сверстниками.

    Без учета

    Безнадзорные дети получают несколько положительных и мало отрицательных номинаций. Они редко проявляют подрывное и агрессивное поведение, и они менее общительны, чем их сверстники. Однако исследования показывают, что дети, оставшиеся без присмотра, не подвергаются большому риску отрицательных результатов. Действительно, в более структурированных занятиях эти дети проявляют большую коммуникабельность.В противном случае они могут предпочесть уединенные занятия, что в конечном итоге приведет к их запущенному статусу. Безнадзорных детей не любят. Их просто не замечают.

    Спорный

    Противоречивые дети получают как положительные, так и отрицательные номинации. Одни дети их любят, а другие не любят. Эти дети ведут себя так же агрессивно, как и отвергнутые агрессивные дети. Однако они компенсируют свою агрессию позитивным социальным поведением.Подобно популярным детям, они, как правило, обладают высокими академическими и интеллектуальными способностями. Их позитивное поведение и качества компенсируют их более высокий уровень агрессии. Оценки детей, учителей и родителей в отношении противоречивых детей менее последовательны, возможно, потому, что противоречивые дети сдерживают свои агрессивные проявления в присутствии взрослых. Хотя противоречивые дети проявляют агрессивное поведение, они также открыты и общительны.

    Среднее значение

    Среднестатистические дети получают среднее количество положительных и отрицательных номинаций.Они не попадают в одну из самых крайних категорий. Большинство детей попадает в эту категорию. Они более общительны, чем отвергнутые и брошенные дети, но не так общительны, как популярные и противоречивые дети.

    Стабильность социометрического статуса и последствия

    В течение коротких периодов времени, например нескольких недель или месяцев, рейтинги популярных и отвергнутых детей остаются довольно стабильными. Дети из неблагополучных и неоднозначных категорий могут меняться по мере изменения школьной деятельности и развития социальных навыков.В более длительные периоды рейтинги устойчивости для отвергнутых детей выше, чем для других групп. Другими словами, дети, которые в молодом возрасте были популярными, забытыми или вызывающими споры, могут иметь или не сохранять этот статус несколько лет спустя. Однако дети, которых активно отвергают в молодом возрасте, все еще имеют тенденцию быть отвергнутыми несколько лет спустя. Без вмешательства они не приобретут социальных навыков, необходимых для принятия сверстниками.

    Отвергнутые дети, особенно отвергнутые агрессивные дети, подвержены высокому риску таких негативных последствий, как правонарушение, гиперактивность, гиперактивность с дефицитом внимания, проблемы с поведением и злоупотребление психоактивными веществами.Кроме того, они подвержены более высокому риску чувства одиночества, депрессии и обсессивно-компульсивного расстройства, чем другие группы. Однако этим детям могут помочь вмешательства. Родители и учителя, которые учат детей тому, как справляться с конфликтами и трудными социальными ситуациями, как встречаться и взаимодействовать с незнакомыми сверстниками, а также моделируют и подкрепляют социально компетентное поведение, могут помочь детям в развитии их социальных навыков. В конечном итоге дети, которые узнают о надлежащем социальном поведении, о том, как его реализовать и как интерпретировать социальную обратную связь от других, должны стать более социально компетентными и лучше понимать отношения со сверстниками.

    Ссылка:

    • Ньюкомб А.Ф., Буковски В.М. и Патти Л. (1993). Отношения детей со сверстниками: метааналитический обзор популярных, отвергнутых, игнорируемых, противоречивых и средних социометрических статусов. Психологический бюллетень, 113, 99-128.

    Подробнее:

    социометрия в предложении — как использовать «социометрию» в предложении

    SentencesMobile
    • Неприятие сверстников было измерено с помощью социометрии и других методов оценки.
    • Третьи предположили, что социом является объектом исследования социометрии.
    • Просмотр взаимосвязи между PageRank и индивидом с помощью социометрии позволяет глубже взглянуть на возникающую связь.
    • Термин «социометрия» относится к его латинской этимологии: «socius» означает «компаньон», «metrum» означает меру.
    • Джейкоб Л. Морено был пионером методов групповой психотерапии в Вене, которые подчеркивали спонтанность и взаимодействие; позже они стали известны как Психодрама и Социометрия.
    • Я только что узнал, что техника «Алмаз противоположностей» включена в тест на психодраматизм в США. Он используется как мера социометрии.
    • Морено утверждал, что «до появления социометрии никто не знал, как« точно »выглядела межличностная структура группы (Морено, 1953).
    • В этой стране Морено работал над своей теорией межличностных отношений и ее развитием. его работ в области психодрамы, социометрии, групповой психотерапии, социодрамы и социиатрии.
    • Уайт первоначально надеялся использовать социометрию, чтобы отобразить социальную структуру французского искусства, чтобы предсказать сдвиги, но он понял, что не социальная структура, а институциональная структура объясняет сдвиг.
    • В течение следующих 40 лет он разработал и представил свою теорию межличностных отношений и инструменты для социальных наук, которые он назвал «социодрамой», «психодрамой», «социометрией» и «социиатрией».
    • Социометрию сложно увидеть в предложении.
    • Он также был президентом Тихоокеанской социологической ассоциации, Восточного социологического общества и Ассоциации социологических исследований, а также был редактором журнала «Социометрия» с 1941 по 1947 год.
    • Соционика позволяет прогнозировать характер отношений и степень деловой, информационной и психологической совместимости людей до их объединения в один коллектив, т.е. е. решить «обратную задачу» социометрии.
    • Он опубликовал в «Ежеквартальном вестнике административных наук», который он редактировал в возрасте 32 лет, а также в «Американском журнале социологии», «Поведенческая наука или социометрия» и т. Д.
    • Пишет в журнал «Социометрия», Стюарт изложил «повестку дня для социальной физики».«Сравнивая микроскопические и макроскопические точки зрения в методологии формулирования физических законов, он провел аналогию с социальными науками:
    • Они начали выпускать журнал« Групповая психотерапия »(первоначально называвшийся« Социатрия ») в 1947 году, опубликовав том исследований документирует их применение и уточнение в социальных науках, таких как социиатрия, психодрама и социометрия.
    • Милгрэм принял вызов по возвращении из Парижа, что привело к экспериментам, описанным в статье «Проблема маленького мира» в научно-популярном журнале «Психология сегодня» , а более строгая версия статьи появилась в журнале «Социометрия» два года спустя.
    • Милгрэм принял вызов по возвращении из Парижа, что привело к экспериментам, описанным в «Проблема маленького мира» в мае 1967 года (устав) популярного журнала «Психология сегодня», с появлением более строгой версии статьи. в «Социометрии» два года спустя.
    • Джейкоб Морено определил социометрию как «исследование эволюции и организации групп и положения индивидов внутри них». Далее он пишет: «Как … наука групповой организации, она решает проблему не извне. структура группы, поверхность группы, но от внутренней структуры.«Социометрические исследования выявляют скрытые структуры, которые придают группе ее форму: союзы, подгруппы, скрытые убеждения, запретные программы, идеологические соглашения, звезды шоу».

    социометрия — английское определение, грамматика, произношение, синонимы и примеры

    Социометрия как метод социального исследования используется для анализа межличностных отношений в малых группах (холодная социометрия ) и как основа для перегруппировки группового состава в соответствии с неформальными отношениями (горячая социометрия ).

    спрингер

    Обе области социометрии существуют для того, чтобы посредством их применения вызывать большую спонтанность и творческий потенциал как отдельных людей, так и групп.

    WikiMatrix

    Морено, который много писал о своих размышлениях, приложениях и открытиях, также основал журнал под названием Социометрия .

    WikiMatrix

    Милгрэм принял вызов по возвращении из Парижа, что привело к экспериментам, описанным в The Small World Problem в научно-популярном журнале Psychology Today, а более строгая версия статьи появилась в Sociometry два года спустя.

    WikiMatrix

    Социометрия — это количественный метод измерения социальных отношений.

    WikiMatrix

    Все эти подходы имеют много общего с принципами Социометрия .

    WikiMatrix

    После краткого описания особой задачи командной работы в проектах в этой статье описывается действие «Социометрия » на семинарах в начале проекта, которое направлено на визуализацию межличностных отношений и проблем, связанных с конкретными проектами в команде.

    спрингер

    Помимо плодотворных публикаций, Дьюи также входил в советы научных изданий, таких как Sociometry (консультативный совет, 1942 г.) и Journal of Social Psychology (редакционная коллегия, 1942 г.), а также имел должности в других изданиях, таких как New Leader ( ответственный редактор, 1949 г.).

    WikiMatrix

    Якоб Морено определил социометрию как «исследование эволюции и организации групп и положения индивидов внутри них.»

    WikiMatrix

    Его научная работа по социометрии и математическому анализу и визуализации отношений существенно повлияла на текущую стратегию анализа.

    спрингер

    Термин социометрия относится к его латинской этимологии: socius, означающий компаньон, и metrum, означающий меру.

    WikiMatrix

    Морено утверждал, что «до появления социометрии никто не знал, как« в точности »выглядела межличностная структура группы (Морено, 1953).

    WikiMatrix

    использование социометрии в групповой диагностике

    Glosbe Usosweb Research

    Исследование социометрия — это исследование действий с группами, изучающими социально-эмоциональные сети отношений с использованием определенных критериев, например Кого из этой группы вы хотите сесть рядом с собой на работе?

    WikiMatrix

    На протяжении многих лет психодраматисты требуют, чтобы учителя имели базовые знания о социометрии и групповой динамике, чтобы разрабатывать образовательные процессы и решать дидактические задачи.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts