Соотношение психики и сознания: Психика и сознание — Психологос

Соотношение сознания и бессознательного. Психология. Полный курс

Соотношение сознания и бессознательного

Согласно З. Фрейду, психика человека состоит из трех находящихся в состоянии непрерывного взаимодействия между собой областей: сознательного, бессознательного и предсознательного. Эта модель сложилась в психоанализе в результате продолжительной психотерапевтической практики З. Фрейда и под влиянием философских теорий Ф. Ницше, А. Шопенгауэра и Э. Гартмана.

По мнению З. Фрейда, первым двум областям психики – сознательному и бессознательному – присуща постоянная борьба, воздействующая на функционирование всей психической жизни человека. Следствиями этой борьбы становятся душевный акт или человеческий поступок.

Сознание не всегда контролирует поступки и чувства и определяет направленность человеческих мыслей. Необходимым и важным составным элементом психической структуры является система бессознательного. Зачастую оно и является движущей силой, детерминирующей в том числе и поведенческую модель человека.

Бессознательное в психике является врожденной инстинктивно-рефлекторной деятельностью. На уровне бессознательного поведенческие акты (например, направленные на удовлетворение биологических потребностей, таких как сохранение организма или вида, в том числе продолжение рода) регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. При этом генетически обусловленная программа поведения человека находится под контролем более высоких и более поздно сформировавшихся мозговых структур. Данная сфера психики человека может перейти в режим автономной саморегуляции в крайне редких случаях, в критических для индивида ситуациях (например, в состоянии аффекта).

В личности человека бессознательное предстает в виде качеств, интересов, потребностей и т. д., не осознаваемых, но присущих ему и проявляющихся в разнообразных непроизвольных реакциях и психических явлениях. Систематизировав, их можно разделить на три группы бессознательных явлений личностного характера:

1) ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов;

2) непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и т.  п., что опосредованно или непосредственно связано для человека с неприятными переживаниями;

3) представления, связанные с восприятием, памятью и воображением (сновидения, грезы, мечты).

Основной причиной этого явления считается существование разных типов бессознательных психических явлений, различным образом соотносящихся с сознанием. Некоторые бессознательные психические явления находятся на подсознательном уровне психической деятельности, являясь обобщенными, автоматизированными в опыте отдельного индивида стереотипами его поведения (умения, навыки, привычки, интуиция). К ним же относят импульсивно-эмоциональную сферу (неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки). Это непроизвольная сфера личности, «центр» индивидуальных поведенческих штампов, так называемая вторая натура.

Очень устойчивая и неподвижная сфера подсознательного определяет поведение, которое можно лишь слегка откорректировать только методами психотерапии и гипноза. Говоря метафорически, сознание вооружено понятиями, а подсознание – эмоциями и чувствами.

В психике человека сознательное и бессознательное противостоят друг другу. Одновременно они неразрывно связаны. В области бессознательного главная роль принадлежит подсознанию, которое хранит всю информацию о человеческом теле на текущий момент и о духовном развитии человека.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

1. Соотношение обучения и развития

1. Соотношение обучения и развития Педагогическая психология занимает определенное место между педагогикой и психологией, являясь сферой их совместного изучения взаимосвязей между обучением, воспитанием и развитием психики человека.Она изучает в первую очередь

Соотношение мифов и реальности

Соотношение мифов и реальности «В СМИ отражается наше коллективное беспокойство о старении. Мне нравится называть его „миф о несчастье“». * * *Чтобы спокойно принять свой возраст, мы должны помнить о старых и новых мифах о старении, которые нередки в нашей современной

СООТНОШЕНИЕ ОСНОВНЫХ СТРУКТУР

СООТНОШЕНИЕ ОСНОВНЫХ СТРУКТУР Стержень человека – это «Я»-социальное. Личность и группа поддерживают нормальный баланс, когда их не «сносит» в какую-то сторону. Внутренняя идея гармонии личности и социальных общностей заключается в триединстве этих эго-идентификаций:

Рис 11. Соотношение «Я»-реального и «Я«-потенциального

Рис 11. Соотношение «Я»-реального и «Я«-потенциального Это связано с тем, что человек и группа структурированы не только изнутри, но в основном они внешне поле-обусловлены и от них ожидают способностей и возможностей, зависящих от того, какое место они заняли в социальных

12.

1. Соотношение любви и секса

12.1. Соотношение любви и секса Известный социолог Питирим Сорокин писал в начале XX в., что любовь проявляется в двух формах. «Если внимательно присмотреться к тем формам, в которых в наше время проявляется любовь между полами, то нельзя не поразиться одним весьма странным

Соотношение сознания и бессознательного

Соотношение сознания и бессознательного Согласно З. Фрейду, психика человека состоит из трех находящихся в состоянии непрерывного взаимодействия между собой областей: сознательного, бессознательного и предсознательного. Эта модель сложилась в психоанализе в

Соотношение сознания и бессознательного

Соотношение сознания и бессознательного Согласно З. Фрейду, психика человека состоит из трех находящихся в состоянии непрерывного взаимодействия между собой областей: сознательного, бессознательного и предсознательного. По мнению ученого, первым двум областям психики

§ 2. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного. Текущая организация сознания — внимание

§ 2. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного. Текущая организация сознания — внимание Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно на трех взаимосвязанных уровнях:

Соотношение понятий «ум» и «интеллект»

Соотношение понятий «ум» и «интеллект» Изучение различных источников, в которых рассматриваются данные понятия, позволило установить определенные соотношения между ними.1. Интеллект – это ум, а ум – это и есть важнейшее проявление интеллекта.В данном соотношении

Соотношение постоянства и разнообразия

Соотношение постоянства и разнообразия Когда вы стремитесь чем-то увлечь человека, важно также учитывать такие аспекты, как постоянство и разнообразие. Все мы в жизни стремимся и к постоянству, и к разнообразию, но вот в чем и как – этим люди здорово отличаются друг от

Соотношение сознания и бессознательного

22.05.2012

Все психические явления можно разделить на две группы. Первые осознаются самим человеком. Проявление вторых не отражается в сознании человека – их называют неосознаваемыми процессами, или бессознательным. Бессознательное  – это совокупность психических процессов, актов, состояний, обусловленных такими воздействиями, во влиянии которых на свое поведение человек не отдает себе отчета. Здесь нет ни самоконтроля, ни самооценки.

Элементы бессознательного в той или иной степени представлены во многих психических процессах, например бессознательное ощущение равновесия, неосознаваемые образы восприятия, связанные с узнаванием ранее виденного. Бессознательное в личности человека – это те стороны личности, которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются непроизвольно.

А. Г. Асмолов предложил  объединить разнообразные проявления бессознательного в поведении человека в следующие группы:

  • надиндивидуальные надсознательные явления  – это усвоенные субъектом типичные для данной группы (общности) образцы поведения, влияние которых не осознается самим человеком. Эти образцы, усваиваясь через подражание, определяют социально типичные особенности поведения человека;
  • неосознаваемые мотивы поведения  – будучи вытесненными из сознания личности из-за конфликта с социальными запросами общества, скрытые влечения образуют скрытые комплексы, воздействующие на личность и проявляющиеся в непрямых символических формах (сновидениях, оговорках, описках и т. д.). Такие бессознательные мотивы позволяет выявить метод психоанализа З. Фрейда;
  • неосознаваемые резервы органов чувств  – воздействие на поведение таких раздражителей, о которых человек не может дать себе отчета; такие явления были описаны еще И. М. Сеченовым как «шестое чувство»;
  • неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности  (операционные установки и стереотипы) – возникают в процессе решения различных задач (перцептивных, мнемических, моторных, мыслительных) и предопределяются прошлым опытом поведения в аналогичных ситуациях.

Психика в целом, сознание и бессознательное в частности обеспечивают приспособленность, адаптацию человека к внешнему миру. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля. Но многие поведенческие акты совершаются человеком на бессознательном уровне. Сознание и бессознательное – это качественно различающиеся уровни ориентировки в действительности, каждый из которых вносит свой вклад в регуляцию деятельности субъекта.

Ключевые слова: Сознание, Бессознательное

Источник: Луковцева А.К., Психология и педагогика

Материалы по теме

Первая топика: Бессознательное, Предсознательное и Сознание

Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов…

Сознательное и подсознательное

Кравченко А. И. — Психология и педагогика (Высшее образование) — 2008

Бессознательное и психика

Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций

Взаимодействие сознания и бессознательного

Психофизиология сознания

Сущность и структура сознания

Дубров А.П., Когнитивная психофизика. Основы

Экспериментальная психология сознания

Тертель А.Л., Психология. Курс лекций

Модели сознания

Методология исследования в клинической психологии : учеб. пособие. Кельмансон И. А. — Санкт-…

Дополнительные отношения — Сознательная вода

Психология и духовность: взаимодополняющие отношения — Conscious Water

Главная Блог Психология и духовность: бесплатные отношения

  • 21 июля 2016 г.
  • Стейси Фассберг

Доктор Итай Ивтзан

Вот интересный способ исследовать взаимосвязь между психологией и духовностью: присоединитесь к группе психологов и бросьте в разговор несколько духовных понятий — поговорите о трансцендентности, единстве, единстве сознания и священном. Презрительные лица, которые вы затем получаете, напрямую связаны с количеством духовных понятий, которыми вы делились. Это очень похожий опыт наоборот: присоединитесь к группе духовных искателей и обсудите красоту ума и силу науки. Опять же, вы, вероятно, не станете их лучшим другом. Последние 15 лет я был профессором психологии университета, в то же время погружаясь в духовность. Я провел долгие годы, изучая, путешествуя по миру, слушая лекции, задуманные самыми очаровательными умами, и беседуя с великими учителями в монастырях. Эти переживания открыли мне силу психологии и духовности. Я обнаружил удивительные знания и глубину, которые они оба предлагают, и чудесный способ, которым они поддерживают наш процесс роста. Но также стало очевидно, что эти двое непримиримы; это было почти так, как если бы они воспринимались как соперники, как противоположные способы понимания жизни, которые никогда не могли сойтись. В академической среде, где я преподавал и проводил исследования, духовность часто осуждалась, воспринималась как эзотерическая и метафизическая сфера, которая не могла быть частью научной сферы. В то же время, когда я общался с духовными группами, участвовал в сатсангах (беседах духовных учителей со своими учениками) и проводил время в духовных ретритах, наука и психология казались неуместными. я был разорван; к какой бы группе я ни принадлежал, у меня не было определенных аспектов, которые были доступны в другой группе. Чувство, что чего-то не хватает, подтолкнуло меня к тому, чтобы начать свою собственную работу, свое личное путешествие и объединить учения как психологического, так и духовного мира. Результаты были потрясающими: со временем я чувствовал себя все более раскрепощенным. Я лучше познакомился со своим подлинным я и начал понимать свою роль в пьесе под названием жизнь. Какое отношение мое понимание имело к взаимосвязи между психологией и духовностью?


Слово «психология» происходит от греческого: «psyche» означает «разум» или «душа», а «logos» означает изучение. Другими словами, психология — это изучение разума или души. Примечательно, что на Западе психология упоминается только как наука о разуме, тогда как часть «души» полностью игнорируется. Хотя психология могла бы быть дисциплиной, объединяющей разум и душу, чисто аналитический подход, принятый на Западе, не мог приспособить душу. Таким образом, психология имеет дело с разумом: с тем, как мы думаем, сознательно формируем понятия, понимаем окружающий мир и придаем ему смысл. Духовность можно определить по-разному, и тем не менее ее часто считают практическим инструментом для достижения саморазвития, потому что она прокладывает путь к трансцендентности. Это помогает нам выйти за пределы аналитического функционирования и когнитивной обработки ума и освобождает место для других переживаний.


Психологию и духовность можно описать как «ноги на земле, голова в небе». Психология представляет эффект «заземления», при котором разум используется для размышлений, рационализации и понимания жизни. Это неотъемлемая часть нашей жизни: разум — прекрасный инструмент, который, пока мы его контролируем, позволяет нам делать сознательный выбор, который приносит нам пользу. Духовность выходит за рамки рационального мышления и развивается интуитивно на протяжении всей жизни. В рамках этого опыта вы не будете взаимодействовать с моментом, используя разум в качестве интерпретатора; вместо этого вы позволяете своему осознанию принять момент таким, какой он есть, и просто быть там, в восхитительном присутствии. Я искренне верю, что жить полной жизнью означает охватывать эти различные аспекты жизни и поддерживать баланс между ними. Большинство людей склонны искать один недвусмысленный ответ и отбрасывают все остальные. Они либо следуют психологическому пути, ориентированному на разум, либо настоящему, самопревосходящему пути. Придерживаясь своих односторонних взглядов, обе группы ограничивают себя. Хотя они хорошо подготовлены для решения одних ситуаций, они плохо подготовлены для решения других. Опыт, основанный на разуме, и интуитивный опыт не противоречат друг другу, а дополняют друг друга. Они представляют два аспекта сущности, которую мы называем жизнью. В определенные моменты жизни требуются навыки, ориентированные на разум, в то время как в другие нужно отпустить разум и действовать интуитивно. Имея в своем распоряжении оба варианта в любой момент, вы получаете большую гибкость и возможность действовать должным образом. Это может произойти только тогда, когда в вас живет и психологическое, и духовное. Чтобы полностью реализовать потенциал роста в своей жизни, вы должны уметь переключаться между психологическим и духовным полюсами в соответствии с ситуацией и по собственному выбору.

Предыдущий Следующий

Какая связь между философией и психологией?

4 минуты

Написано и проверено психологом Роберто Муэлас Лобато .

Последнее обновление: 21 декабря 2022 г.

Философия и психология — две области изучения, имеющие общее место в истории. Психология возникает из философии. Возникла для того, чтобы включить эмпирический метод при рассмотрении вопросов, поставленных философией. Таким образом, философия привнесла в область психологии различные темы изучения, такие как ощущение, восприятие, интеллект и память.

Напротив, решения, которые дает каждое поле, различны. Хотя у них общие предметы изучения, у них разные точки зрения. Даже используя одни и те же теории, философия и психология часто не приходят к одним и тем же выводам. Поэтому профессионалы в каждой области иногда видят себя противниками.

Психология и философия

Слово «психология» происходит от греческих слов «психе» и «логос». Соответственно, это означает «душа» и «учеба». Следовательно, психология означает изучение души. Проще говоря, можно сказать, что психология — это наука, занимающаяся изучением человеческого разума и поведения.

Он призван объяснить, что происходит в нашем «черном ящике» и как эти события влияют на наш образ действий, учитывая также получаемые нами стимулы. Психология также стремится понять, как люди получают и интерпретируют информацию, поступающую к ним через органы чувств.

Термин «философия» происходит от греческих слов «philo» и «sophia», что означает «любовь к мудрости». Цель философии — решать проблемы, возникающие в действительности.

Основное внимание уделяется изучению множества, возможно, более трансцендентных проблем. Они включают существование, знание, истину, мораль, красоту, разум и язык. Как правило, он проводит свои исследования неэмпирическим путем. Это может происходить посредством концептуального анализа, мысленных экспериментов, рассуждений или других априорных методов.

Сходства между философией и психологией

Психология зависит от философии по нескольким причинам. Прежде всего, философия дает психологии общее видение бытия человека. На этом основана значительная часть психологических теорий. Верна и обратная зависимость. Философия иногда использует научную методологию для достижения своих целей. Оба имеют общие теории и объекты изучения.

Другое сходство состоит в том, что философия внесла свой вклад в психологию. Вот некоторые примеры: ощущение, восприятие, интеллект, память и воля. Как мы сказали, оба имеют общие объекты изучения, хотя способы их изучения и ответы, которые они дают, различаются.

С другой стороны, философия вписывается в психологию двумя способами. Во-первых, через относительные гипотезы: разум и правильные способы его изучения. Во-вторых, через общие принципы, лежащие в основе научных исследований.

Различия между философией и психологией

Хотя обе дисциплины изучают поведение людей, они различаются. Некоторые различия заключаются в их методологиях, целях и в том, принимают ли они во внимание мораль.

Что касается метода, философия работает с концептуальными категориями и отношениями, которые существуют между ними. Таким образом, он открыт для любого метода.

Психология, с другой стороны, опирается на эмпирические и статистические данные. Он использует количественные и качественные исследования. Основное внимание уделяется экспериментам и эмпирической проверке гипотез. Эксперименты — это способ понять наше поведение и проверить имеющиеся у нас инструменты, такие как методы лечения.

О конечных голах каждого поля, 9Философия 0033 имеет более интеллектуальные цели, в то время как психология фокусируется на терапии и вмешательстве. Философия создает философские системы или категории, которые служат для объяснения реальности. Психология вместо того, чтобы изучать целое, как философия, стремится изолировать отдельные переменные человеческого поведения.

Поэтому психологические теории считают нашу биологию. Одним из примеров является изучение химии нашего мозга. Кроме того, психология учитывает индивидуальные различия. Ведь никто не подражает в точности поведению другого человека, даже в тех же обстоятельствах.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts