Нирвана – состояние души. А что вы думаете?
Содержание
- Актуальность стремления к Нирване для современного человека
- Нирвана – это состояние отсутствия беспокойства ума
- Нирвана в буддизме
- Нирвана – состояние души
- Нирвана – как состояние современного человека
Нирвана – это слово известно даже тем, кто мало знаком с буддизмом. В русский язык это слово вошло со значением «блаженство», «удовольствие». Однако, что же такое нирвана в изначальном понимании этого слова? Действительно ли мы понимаем её так, как трактуют последователи дхармических религий, и что общего между такими понятиями, как «блаженство» и «удовольствие» с изначальным пониманием такой концепции, как Нирвана?
- Нирвана – наиболее популярное значение – «блаженство», «удовольствие»;
- Нирвана – отсутствие беспокойства ума;
- Нирвана в буддизме – состояние свободы от оков материального мира;
- Нирвана – достижение Освобождения;
- К Нирване ведёт Благородный Восьмеричный Путь;
- Нирвана в индуизме – единение с Богом;
Итак, попробуем рассмотреть подробно, что же такое Нирвана, как её достичь и насколько это необходимо. Вопреки распространённому употреблению понятия «Нирвана» в значении «блаженство, удовольствие», в переводе с санскрита это слово означает «угасание», «прекращение», «неволнение». Как-то весьма грустно звучит, не правда ли? Почему же слово Нирвана, которое мы привыкли воспринимать как нечто приятное и позитивное имеет такие весьма неоднозначные переводы? Если «неволнение» и «прекращение» ещё как-то можно трактовать позитивно, то при слове «угасание» нам рисуются пейзажи поздней дождливой осени, кладбищенская тишина и вообще – полная меланхолия. Однако, не всё так однозначно.
Понятие «нирвана» пришло к нам из дхармических религий, преимущественно – из буддизма и индуизма. И это понятие тесно сосуществует с такой системой саморазвития, как йога. Собственно, нирвана и является конечной целью йоги. И здесь можно обратиться к такому древнему философскому трактату о йоге, как «Йога-сутры Патанджали», где этот мудрец уже во второй сутре описывает, что такое йога – «Yogas-citta-vritti-niroddhah», что переводится, как «йога – это устранение/обуздание беспокойства/волнений ума».
Примерно тоже самое можно сказать о таком понятии, как «нирвана» – это отсутствие беспокойства ума. И здесь стоит вернуться к дословным переводам слова «нирвана» – «неволнение, прекращение, угасание». Что же в данном случае неволнуется, прекращается и угасает? Речь как раз таки и идёт об этих самых «вритти», о которых писал Патанджали, то есть – о беспокойстве ума. И именно по мере угасания и прекращения вритти наступает состояние Нирваны.То есть общепринятое понимание того, что нирвана – это блаженство и удовольствие не лишено истины. Но это удовольствие не в мирском понимании, а в духовном. И в данном случае будет более корректно употреблять термин «нирвана» в смысле «спокойствие». Примерно о том же говорил и сам Будда: «Нет счастья, равного спокойствию». С точки зрения буддизма, да и вообще с точки зрения йоги любое желание, привязанность, какая-то эмоция и так далее – это не более, чем беспокойство ума. И когда все эти явления устраняются или как верно подмечено – «угасают», то наступает глубинный покой, который переживается, как высшее блаженство и называется состоянием Нирваны.
С точки зрения буддизма наш ум отравлен тремя «ядами» – неведением, гневом и привязанностью. И состояние Нирваны наступает тогда, когда эти три яда перестают на нас действовать. Потому что, когда мы не подвержены неведению, гневу или привязанности, все страдания прекращаются, потому как устранены эти три главных причины, которые приводят к страданиям.
Концепцию Нирваны Будда поведал во время свой первой проповеди о «Четырёх благородных истинах». Суть их кратко звучит так: «Существует страдание, существует причина страдания – желания, существует возможность страдание прекратить, и эта возможность – Благородный Восьмеричный Путь».
Благородный Восьмеричный Путь – это своего рода рецепт того, как достичь состояния Нирваны, можно сказать, пошаговая инструкция. Она содержит в себе нравственные предписания, которые вполне практичны и придуманы не просто так, а потому что облегчают движение по этому пути. Также эта инструкция содержит и конкретные практические наставления о том, что нужно делать, чтобы прийти к Нирване – речь идёт о правильном умонастроении, медитации и так далее.
Также существует разделение, как «нирвана с остатком» и «нирвана без остатка». Нирвана с остатком – это состояние, которое достигает практик в физическом теле. То есть он уже свободен от трёх ядов ума, у него нет никаких привязанностей и так далее. Но поскольку он ещё находится в физическом теле, то имеет определённые ограничения и потребности. Очевидно, это и подразумевается под понятием «остаток». Что же касается нирваны без остатка, она достигается после ухода из физического тела, и это считается окончательным Освобождением – выходом из круговорота перерождений – Сансары.
Таким образом, Нирвана в буддизме – это не какая-то абстрактная концепция, это вполне реальная цель для практикующих буддистов.
Однако в своей проповеди, которая была прочитана на горе Гридхракута более чем сорок лет спустя после первой, Будда сказал, что идея о Нирване была уловкой, чтобы привлечь людей следовать по пути. Он привёл такой пример: некий проводник ведёт людей через опасную местность.
И вот уже не один день они в пути, силы у них на исходе, некоторые из них стали роптать, и, в общем говоря, путники выбились из сил. И чтобы подбодрить своих спутников, проводник силой своих мистических способностей создаёт «призрачный город» и говорит: «Мы достигли цели». Когда же люди отдохнули в призрачном городе, проводник говорит: «Это иллюзия, я создал её для вас, чтобы вы отдохнули, но цель наша близка. Идёмте!».Именно то же самое сделал и Будда – он дал своим ученикам красивую сказку о Нирване, потому что если бы рассказал, что цель намного дальше и намного труднее достижима, большинство его учеников имели бы очень грустный вид, услышав такие слова. Но Будда поступил мудро – он дал им цель, которая была относительно близка, умолчав, что эта цель была промежуточной. И только спустя сорок лет своих проповедей, когда многие его ученики уже утвердились на пути, Будда поведал им истинную, окончательную цель пути. О том, какую цель Будда указал своим ученикам на горе Гридхракута можно более подробно прочитать в «Сутре о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы», которая является квинтэссенцией всего учения Будды.
Таким образом, если Нирвана и является блаженством, то это не блаженство в мирском понимании этого слова. Нирвана – это состояние души, в котором прекращается всякое беспокойство и стремление органов чувств к материальным объектам. Как уже упоминалось выше, с точки зрения буддизма Нирвана является лишь промежуточным состоянием, однако это уже тоже очень высокий уровень развития. Тот, кто достиг состояния Нирваны, теряет жажду чувственных наслаждений, и по одной из версий, такой человек исчерпал всю свою накопленную карму, либо же и вовсе находится вне её влияния.
Так как в буддизме отсутствует понятие Бога (если быть точнее, Будда хранил так называемое «благородное молчание» в ответ на этот вопрос), то при рассмотрении концепции Нирваны отсутствует какая бы то ни была роль Бога в достижении этого состояния и пребывании в нём. Но этого нельзя сказать об индуизме, где понимание состояния Нирваны несколько отличается, хоть смысл остаётся прежним.
С точки зрения индуизма, состояние Нирваны – это единение с Богом и растворение в нём. То есть, по сути, речь также идёт об обретении Освобождения из круговорота перерождений, просто интерпретация несколько иная. Душа, освобождённая от своей кармы и оков материального мира, возносится к Богу и достигает состояния вечного невозвращения. Это в индуизме и называется Нирваной.
Итак, мы рассмотрели взгляды дхармических религий на понятие Нирваны. Однако главный вопрос остаётся без ответа – что дают нам эти знания, и насколько для современного социально активного человека актуальна идея достижения Нирваны?
Если рассматривать какие-то глубокие философские рассуждения на тему реинкарнации, вечности души, Освобождения и так далее, наверное, для большинства людей это вряд ли будет актуально. Но если говорить о том, что в буддизме называется «нирваной с остатком», то есть состоянием спокойствия, которое человек переживает, находясь в физическом теле и продолжая выполнять свои повседневные дела, то это, скорее всего, будет актуально для многих.
Так или иначе все живые существа стремятся избежать страданий. В книге «Путь Бодхисаттвы» Шантидэва цитирует слова Будды: «Все страхи, а также все беспредельные страдания – берут начало в уме». Большинство из нас пребывает в иллюзии, что некие внешние обстоятельства заставляют нас страдать. Но это не более, чем иллюзия. Всегда нас заставляет страдать лишь наш собственный ум, который постоянно делит явления на приятные и неприятные. К приятным мы привязываемся, а к неприятным – испытываем отвращение, гнев или ненависть. И это порождает страдания.
Таким образом, достижение состояния «нирваны без остатка», которое является состоянием глубинного покоя и освобождения от привязанностей возможно практически для каждого человека.
«Нирвана – это отречение от всего», – писал монах Шантидэва. Речь не идёт о том, что обернувшись простынёй уйти жить в пещеру. Отречение в данном случае означает непривязанность к плодам своих действий.
Об этом же в «Бхагавад-гите» говорил и Кришна: «К плодам не стремись – не нужна их услада, однако бездействовать тоже не надо.
Какова концепция нирваны в буддизме? / Ответы на вопросы
Какова концепция нирваны в буддизме?
Нирвана, согласно буддизму, является сложным концептуальным состоянием бытия, в котором человек уходит от страданий мира и осознает свое единство со вселенной. Человек, чье сознание входит в нирвану, может в конечном итоге оставить цикл перевоплощений и существовать духовно, хотя и безлично. Слово «нирвана» буквально означает «задувание» или «гашение», но значение применительно к духовной жизни человека является более сложным. «Нирвана» может обозначать акт гашения – либо постепенно угасать, либо быстро (как задувание свечи). Конечной целью буддизма является нирвана, когда «гашение» всех желаний завершено, и человек переходит в другое состояние. Представьте, что свеча горит, а затем гаснет. Ее энергия не разрушается, но переходит в другой тип. Это основная иллюстрация того, что происходит, когда душа достигает нирваны.
Есть три «огня», которые буддисты пытаются погасить в стремлении к нирване. Это – страсть, отвращение (ненависть) и невежество (заблуждение). На первый взгляд это звучит довольно по-библейски. Библия предостерегает, чтобы мы не были поглощены или ведомы похотью (Римлянам 6:12), и повелевает нам «умертвить» все земное внутри себя, включая греховную страсть (Колоссянам 3:5). Ненависть и сознательное невежество также осуждаются в Писании. Существует не менее 71 пословицы, которые говорят о «глупцах», и ни одна из них не является положительной. Ненависть – это также негативное состояние согласно Библии. «Ненависть будит раздоры, а любовь покрывает все грехи» (Притчи 10:12; тут и далее – Новый Русский Перевод).
Однако буддийское подавление «страсти» сильно отличается от библейского указания избегать «всяких порочных желаний, свойственных юности» (2 Тимофею 2:22). Буддизм не рассматривает грех как нарушение божественного морального кодекса. Скорее, он рекомендует устранить все желания, что, конечно, обречено на провал – чтобы избавиться от всех желаний, нужно желать, чтобы они исчезли. И во всяком случае это не соответствует Библии – Бог обещает исполнить желания наших сердец, когда мы радуемся Ему (Псалом 36:3), а христианские небеса, в отличие от нирваны, – это место, где изобилует радость и исполняются желания (Псалом 15).
Концепция нирваны противоположна библейскому учению о небесах. Писание говорит, что нет способа проложить свой собственный путь на небеса (Римлянам 3:20). Медитация, самоотречение или просветление не смогут сделать человека праведным перед святым Богом. Кроме того, буддизм учит, что человек, который переходит в состояние нирваны, теряет личность, все желания и даже свое тело. Библия же учит, что рай – это реальное место (а не состояние ума), в котором мы сохраняем свою личность и обитаем в воскресших телах. Мы не будем существовать в газообразном состоянии постоянной апатии, а скорее будем наслаждаться исполнением нашего самого главного желания – общения с Богом: «Ты исполнишь меня радостью пред лицом Твоим. Блаженство быть вовек по правую руку Твою» (Псалом 15:11).
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions?org!
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
наиболее распространенное из нескольких имен, которые Будда дал цель его религии, а некоторые другие — Превосходные ( Пантам ), Безопасность ( Кхемам ), Чистота ( Суддхи ), Остров ( Дипам ) Свобода ( Мутти ) и Кульминация ( Парьянам ). Слово Нирвана приходит от корня, означающего «выдувать», и относится к тушение пожаров жадности, ненависти и заблуждения. Когда эти эмоциональные и психологические загрязнения разрушенный мудростью, ум становится свободным, сияющим и радостным, и после смерти человек больше не подлежит перерождению. Буддийские философы давно спорят о том, Нирвана — это абсолютное прекращение или невыразимое трансцендентное государство. При жизни Будды его иногда обвиняли в том, что он нигилист, обвинение, которое он категорически отрицал, добавляя «Один чему и только одному я учу, страданию и прекращение страдания». Казалось бы, поэтому что Нирвана не является ни полным ничтожеством, ни существованием в том смысле, в котором эти слова обычно используются. Один хотя вещь несомненная, это не небесное состояние и это не поглощение индивидуальной души Абсолют, идея, которая больше характерна для индуизма. Однако, как бы это ни понималось, Будда говоря, что «Нирвана — это высшее счастье» ( ниббанам парамам сукхам ) ясно дает понять, что является стоящей целью. Несколько критических замечаний доктрины Нирваны иногда выражаются. Если, спрашивается, желание, желание и страстное желание вызывают перерождение, тогда как можно никогда не достичь нирваны, потому что, желая достичь ее, человек укрепит то самое, что мешает этому от достижения? Этот комментарий не понимает что Нирвана — это не объект, который можно получить, желая а затем преследуя, скорее это состояние бытия совершенно не желая. Другой критика заключается в том, что Нирвана занимает так много времени, чтобы достичь и так мало кто может это сделать. Ни одна из этих критических замечаний не соответствует с точки зрения Будды, напротив, он утверждал, что любой может достичь Нирваны, и если его наставления соблюдаются искренне и тщательно, можно было бы сделать это в пределах настоящая жизнь. По этому поводу Тхеравада, Махаяна и Тантраяна согласен. Махаянисты, принявшие бодхисаттву обещают, однако, намеренно отложить эту цель, чтобы они может оставаться в сансаре, чтобы помогать всем существам. Йоханссон,
Р. Психология нирваны . Город-сад, 1970; |
Для тех, кто ищет нирвану. Учил ли Будда атеизму?
Сказать, что буддизм атеистичен, может быть преувеличением, обобщением и непониманием цели Будды, поэтому давайте посмотрим на этот вопрос по-другому.
СВЯЗАННЫЕ С: Есть ли Бог в буддизме?
Как мы видели в предыдущих очерках этой серии, Будда часто говорил о Брахмане — Боге — с глубоким знанием и осуждал тех священников, которые не действовали в соответствии с природой Брахмана. Кроме того, вся миссия буддизма состоит в том, чтобы помочь облегчить человеческие страдания, проповедуя нравственное поведение и соответствие со священной Реальностью, которую мы называем Богом на Западе, а буддисты на Востоке иногда называют нирваной.
Важно отметить, что, хотя мы все время говорим о Боге на Западе, мы помним, что Бог, как напомнил нам Аквинский в своем De Potentia, , непознаваем. Он «превосходит все, что мы можем о нем понять». На самом деле мы мало что знаем о Боге, кроме того, что чувствуем некую связь с Бытием Бога, с высшим источником Реальности, и это чувство связи может принести нам великую радость и духовный покой.
СВЯЗАННЫЕ: Нерожденные и несотворенные: буддизм и Создатель
Одна из основных целей всех буддистов — полностью освободиться от заблуждений эго и тем самым освободить свое существо от оков физического мира — имеет своей целью достижение просветления. Как только мы освобождаемся от этих ограничений, учил Будда, мы достигаем окончательного небесного дома.
В буддийских писаниях для описания этого состояния используется множество символических и поэтических терминов: прохладная пещера, гавань убежища, место блаженства, дальний берег. На Западе большинство людей просто называют это состояние бытия нирваной или «небытием» и переводят его как «уход» или «вымирание» в иллюзиях жизни. Но нирваны нельзя достичь жаждой небытия. На самом деле, Будда прямо отверг стремление к уничтожению или небытию в своей самой первой проповеди о Четырех благородных истинах, когда определил это как одну из причин стресса, которую необходимо устранить. Будда сказал:
И вот, монахи, благородная истина происхождения стресса: тяга, побуждающая к дальнейшему становлению — сопровождаемая страстью и наслаждением, смакуя то здесь, то там — тяга к чувственным удовольствиям, тяга к становлению, тяга к нестановление.
Итак, буддисты, как и последователи всех основных мировых Вер, ищут спасения и единения с божественным Возлюбленным, а не просто с небытием. Хотя некоторые понимают нирвану только негативно, как избавление от страданий, гораздо точнее ее можно описать позитивно — как конечную цель существования, к которой мы все стремимся, любим и к которой стремимся. Это более полное понимание включает в себя отказ Будды отвечать на вопросы о природе нирваны, которые, по его словам, могут только искажать, преуменьшать или искажать ее.
Оказывается, как убедительно демонстрируют учения Гаутамы Будды и писания бахаи, можно говорить об этой божественной связи нирваны и верить в нее, не очеловечивая Бога.
СВЯЗАННЫЕ: Кто такой Новый Будда Майтрейя?
Решение Будды состояло в том, чтобы говорить об абсолютной реальности как о пустоте — как сказали бы мусульмане, у Творца нет сотоварища. Ничто, что мы можем к нему привязать, не может сравниться с его трансцендентным и имманентным присутствием; его нужно ценить таким, какой он есть, его таковость или таковость. Он совершенен сам по себе, ни в чем не нуждается, но он приглашает нас к нему по пути, по которому мы можем идти, становясь пустыми от себя.
Мы можем мельком увидеть эту реальность, если поймем цель буддийской медитации — избавиться от отвлекающих факторов, которые мешают нам познать Бога. Буддийский термин для обозначения этой пустоты, также переводимый как пустота, таковость или таковость, — сунната ( сунйата на санскрите). Концепция суннаты занимает центральное место в понимании буддизма, но, увы, вызвала множество доктринальных споров, поскольку ссылки на палийский канон (MN 43, MN 121-122, SN 12.15, SN 35.85) допускают самые разные толкования.
Тем не менее, если говорить в общих чертах, в нем ясно распознается божественная реальность, лежащая в основе всего сущего, наша основа бытия.
Итак, ваш друг-буддист может говорить, что он атеист, но если он следует истинному учению Будды, который верил в пустоту как в священную реальность, и что соединение с ней приносит нирвану, так ли это?
Писания бахаи описывают Творца почти так же, как и в этом отрывке, написанном Абдул-Баха:
… загляните в эту бесконечную вселенную: неизбежно существует универсальная сила, которая объемлет все, направляя и регулируя все части этого бесконечного творения; и если бы не этот Директор, этот Координатор, вселенная была бы порочной и неполноценной. Это было бы даже как сумасшедший; тогда как вы можете видеть, что это бесконечное творение выполняет свои функции в совершенном порядке, каждая отдельная часть его выполняет свою задачу с полной надежностью, и что во всех его работах нет недостатка. Таким образом, становится ясно, что существует Универсальная Сила, направляющая и регулирующая эту бесконечную вселенную. …
Внутренняя реальность этого Существа, однако, неизвестна, хотя Его действия ясны и очевидны.
И далее, все сотворенные существа ограничены, и само это ограничение всех существ доказывает реальность Безграничного; ибо существование ограниченного существа означает существование Безграничного.
Подводя итог, можно сказать, что существует множество таких доказательств, подтверждающих существование этой Вселенской Реальности. И поскольку эта Реальность предсуществует, Ее не затрагивают условия, управляющие явлениями, ибо любая сущность подчинена обстоятельствам и игра событий случайна, а не предсуществует. Знай же: то Божество, которое придумали другие общины и народы, находится в пределах их воображения, а не за его пределами, тогда как реальность Божества находится за пределами всякого понимания.