Социальное развитие человека это: Социальное развитие человека это

Содержание

5. Общее понятие социального развития личности. Социальная психология

5. Общее понятие социального развития личности. Социальная психология

ВикиЧтение

Социальная психология
Мельникова Надежда Анатольевна

Содержание

5. Общее понятие социального развития личности

В психологии понятие социального развития человека означает развитие его личности и психики в процессе установления многообразных социальных отношений. Под развитием личности понимается формирование социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Развитие психики определяется как закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Развитие рассматривают в процессе филогенеза и онтогенеза. Филогенетическое становление структуры психики осуществляется в ходе биологической эволюции вида.

Онтогенетическое формирование структуры психики происходит в течение жизни отдельного индивида от рождения до смерти.

Выделяют три основных фактора развития личности: задатки, активность и внешнее окружение.

Учение Л. С. Выготского о высших психических функциях человека обусловило необходимость исследования развития психики и социального развития человека в диалектическом единстве. Он один из первых изучил вопрос о влиянии социальных условий на динамику психических процессов человека. Определены два уровня психических процессов: естественные и высшие. Естественные функции реализуются в спонтанном реагировании (как, например, у животных). Высшие психические функции (ВПФ) могут быть развиты только при социальном взаимодействии. Определены пять основных признаков ВПФ: сложность, социальность, опосредованность, произвольность и пластичность.

Сложность проявляется в том, что ВПФ многообразны по особенностям формирования и развития, по структуре и составу условно выделенных частей и связей между ними.

Сложность определяется спецификой отношений некоторых результатов филогенетического развития человека с результатами онтогенетического развития на уровне психических процессов.

Социальность ВПФ определяется их происхождением. Они могут развиваться только в процессе взаимодействия людей друг с другом.

Опосредованность ВПФ наблюдается в способах их функционирования.

Произвольными ВПФ являются по способу осуществления. Человек способен осознавать свои функции и осуществлять деятельность в определенном направлении, предвосхищая возможный результат, анализируя свой опыт, корректируя поведение и деятельность. Произвольность ВПФ определяется тем, что индивид способен действовать целенаправленно, преодолевая препятствия и прилагая соответствующие усилия.

Пластичность ВПФ представляет собой их способность к относительно устойчивому существованию вне зависимости от некоторых повреждений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

ЛЕКЦИЯ № 3. Понятие и стереотипы социального развития личности

ЛЕКЦИЯ № 3. Понятие и стереотипы социального развития личности Необратимость, направленность и закономерность выступают основными характеристиками любого развития как процесса.В психологии понятие социального развития человека означает развитие его личности и

1.1. Общее понятие

1.1. Общее понятие Кино – это искусство, образ, фотография, дизайн, эмоция, педагогика, фантазия, шизофрения, сновидение. Фильм – это рентгеновский снимок. Его внимательное прочтение обнажает различные жизненные ситуации одного или многих индивидов. Для психолога крайне

§1. Общее понятие о психике

§1. Общее понятие о психике Психология — наука, изучающая психику человека. Под психикой разумеются наши чувства, представления, мысли, стремления, желания, хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту. К психике относятся также интересы и способности

§9. Общее понятие об ощущениях

§9. Общее понятие об ощущениях Ощущением называется тот простейший психический процесс, который возникает в результате воздействия на органы чувств предметов или явлений материального мира и заключается в отражении отдельных свойств этих предметов или явлений.При

§15. Общее понятие о восприятии

§15. Общее понятие о восприятии На наши органы чувств всегда действует огромное количество раздражителен, причём значительная часть из них лежит выше порога. Таким образом, мы всегда имеем множество ощущений, отражающих отдельные свойства вещей. На основе этих ощущений

§21. Общее понятие о внимании

§21. Общее понятие о внимании Вниманием называется направленность сознания на определённый объект. Объектом внимания может быть любой предмет или явление внешнего мира, наши собственные действия, наши представления и мысли.Я читаю книгу и целиком занят содержанием

§28. Общее понятие о памяти

§28. Общее понятие о памяти Образовавшиеся в коре головного мозга временные (условные) связи могут сохраняться многими годами и десятилетиями.В тех случаях, когда возникшие связи время от времени подкрепляются, возобновляются, они могут быть действительными на

§37. Общее понятие о воображении

§37. Общее понятие о воображении Образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, называются представлениями. Если представление является воспроизведением прошлого восприятия, оно относится к области памяти. Таковы, например, имеющиеся у каждого

§44. Общее понятие о мышлении

§44. Общее понятие о мышлении Проснувшись утром, человек подходит к окну и видит, что крыши домов мокрые. «Значит, ночью был дождь»,— думает он.Этот случай даёт нам типичный пример мыслительного процесса. Человек непосредственно не воспринимал дождя. Он узнал о нём

§51. Общее понятие о чувствах

§51. Общее понятие о чувствах Чувством, или эмоцией, называется переживание человеком своего отношения к тому, что он познаёт и делает: к вещам и явлениям окружающего мира, к другим людям и их поступкам, к своей работе, к самому себе и к своим действиям. Удовольствие и

Общее понятие стратегий

Общее понятие стратегий В принципе, все в той или иной степени понимают, что такое стратегия. Обладая каким-то набором знаний, полученных в результате обретения и обработки опыта, мы строим определенные модели поведения.Стратегия — это модель достижения цели. Именно при

88. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ

88. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные

Общее кратное социального сообщества

Общее кратное социального сообщества

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О НАУЧЕНИИ

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О НАУЧЕНИИ Все основные изменения поведения и деятельности ребенка в процессе возрастного развития являются фактами научения. Однако не всякие изменения деятельности или поведения, даже очень целесообразные, представляют собой научение. Например,

Социальное развитие личности в современном обществе: определение понятия и проблем

Гольцова Полина Андреевна1, Лоева Яна Александровна1
1Национальный исследовательский Томский государственный университет, магистрант факультета инновационных технологий

Аннотация
В статье приведено определение личности и этапы социального формирования личности. Социализация индивида является важным элементов в формировании и определении человека как самостоятельной единице и личности. Социальное развитие человека может замедляться, если желание быть лидером во всем, либо наоборот лишняя неуверенность в себе начнут преобладать. Социализация индивида как личности находится в постоянной борьбе с тенденциями и нормами, которые развиваются и складываются в современном обществе.

Ключевые слова: индивид, личность, социализация, социальное общество, социальное развитие, человек


Goltsova Polina Andreevna1, Loeva Yana Alexandrovna1
1National Research Tomsk State University, master student of the faculty of innovative technologies

Abstract
The article presents a definition of personality and the stages of social identity formation. The socialization of the individual is an important element in shaping and defining the human being as an independent unit and the individual. Social development of man can slow down the desire to be a leader in everything, or if the person is very unsure of himself and his abilities. Socialization of the individual as a personality is in a constant struggle with the trends and regulations that evolve and are shaped in modern society.

Keywords: human, individual., personality, social development, social society, socialization


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Гольцова П.А., Лоева Я.А. Социальное развитие личности в современном обществе: определение понятия и проблем // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/12/18549 (дата обращения: 10.05.2023).

Наша жизнь не стоит на месте, происходит постоянное развитие и внедрение различных технологий, гаджетов в обиход. Но разве развитие общества состоит только в развитии науки, техники и технологий?! Создание чего-то нового, материальных предметов невозможно без развития создателя, как личности и, безусловно, важна социализация этой личности.

Прежде чем определять понятие и проблематику социализации личности необходимо дать определение и понять для себя, что же такое личность. Существует множество толкований этого понятия [1-3], применяемые совершенно в разных областях – это и лингвистика, и философия, и психология, и экономика. Нами под термином личность будет подразумеваться развитие человека, как сознательного индивида, находящегося в постоянном познавательном процессе, занимающего свою нишу в обществе и формирующегося под влиянием его тенденций. Далее уточним определение термина социализация – это длительный и непрерывный процесс вливания и усвоения социальных и общепринятых норм, правил, традиций, знаний, ценностей общества индивидом, в результате чего происходит формирование личности [4-6].

Социализация индивида и его перевоплощение в личность проходит два этапа:

  1. Социальное приспособление и привыкание – это способность адаптироваться к социальным нормам, правилам, влиться в социальные группы и институты.
  2. Переход. Индивиду мало пройти социальную адаптацию, чтобы стать личностью,  необходимо пропустить все через себя и свой внутренний мир, включить в свою жизнь правильные социальные ценности.

Формирование личности имеет зависимость и с возрастными периодами, которые разделяются примерно так же, как и в известной повести Л. Н. Толстова «Детство. Юность. Отрочество»:

  1. Детство и юность (от рождения до совершеннолетия) – в этот период происходит обучение и накопление знаний, для подготовки к трудовой и зрелой жизни. Определение себя в мире.
  2. Зрелость (от совершеннолетия до 45-55 лет) – сопровождается активной трудовой жизнью, созданием своих личных и семейных ценностей, накоплением социального опыта, переосмыслением своего «я» в обществе.
  3. Отрочество (от 50 лет) – как правило, относится к прекращению трудовой жизни, передачи накопленного опыта, созданных ценностей своим приемникам и новому поколению. К этому периоду человек является полностью сформированной социальной личностью.

На каждом из этапов и периодов социализация личности происходит под воздействием ряда фактор и механизмов:

  1. Идентификация – самопознание, определение своей роли в обществе, стремление стать личностью, а не быть серой массой, стремление к созданию полезных и продуктивных связей.
  2. Самоограничение – неуверенность в себе и своих силах, вследствие чего возможно возникновение неадекватного поведения, потеря полезного накопленного социального опыта.
  3. Подражание – стремление стать личность на примере других, желание перенять их манеры, поведение, ценности и опыт. Необходимо стараться ограничивать это стремление, иначе можно потерять то, что уже заложил в себя, в развитие себя как личности.

По нашему мнению социальное развитие личности может замедляться и сталкиваться с проблемами из-за механизмов, под которыми происходит формирования индивида как личности. Это объясняется тем, что в ходе борьбы с существующими «демонами» общества – алкоголизм, нарциссизм, эгоизм, лень, излишнее желание всегда быть первым, индивид теряет себя, по частичке теряет все то, к чему так долго стремился – это стать осознанной личностью. Современные тенденции в обществе не всегда положительно влияют на человека, а зачастую  оказывают отрицательное воздействие. Например, среди молодежи увеличивается количество одиночек, либо неуравновешенных под действием субкультур.

Признаками успешной социализации индивида и становлением его личностью относятся:

  1. Человек адекватно реагирует на другого, на его манеры, ценности и поведение, для него все равны.
  2. Происходит принятие и осознание общепринятых и сложившихся норм и правил поведения в обществе. Отсутствует отказ и противостояние, за счет которого человек будет пытаться выделиться из толпы.
  3. Наступает внутренняя и внешняя гармония между желанием быть одиночкой и всегда быть на первом месте. Такой баланс способствует покорению вершин и самопознанию, развитию личностных ценностей.

Таким образом, социализация – это важный этап в формировании личности, способствующий развитию социального общества в целом. Но необходимо помнить и быть осторожными в своем стремлении стать личностью. Стараться найти оптимальный баланс между технико-технологичным и социальным развитием общества.

Библиографический список

  1. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов Н/Д: Феникс, 2003. – 704 с.
  2. Личность [Электронный ресурс] // Википедия : свободная энцикл. – Электрон. дан. – [Б. м.], 2016. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Личность (дата обращения: 17. 12.2016).
  3. Понятие личности [Электронный ресурс]. – URL: http://www.studfiles.ru/preview/876820/ (дата обращения 17.12.2016).
  4. Социализация [Электронный ресурс] // Википедия : свободная энцикл. – Электрон. дан. – [Б. м.], 2016. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Социализация (дата обращения: 18.12.2016).
  5. Краткий словарь по социологии. – М., 1988.
  6. Кравченко А. И. Социология : учебник / А. И. Кравченко. – М. : Проспект, 2009. – 536 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Гольцова Полина Андреевна»

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Психология социального развития человека: от младенчества до подросткового возраста

Содержание Описание книги

    594 страницы

    к Рутледж

    594 страницы

    к Рутледж

    594 страницы

    к Рутледж


    Узнайте об электронных книгах VitalSource Открывает всплывающее окно

    Также доступна в виде электронной книги по адресу:

    • Электронные книги Тейлора и Фрэнсиса
      (покупка для организаций)Открывается в новой вкладке или окне

    Продолжить покупки

    Психология социального развития человека представляет собой всестороннее введение в основные основные темы и интересные новые открытия в этой процветающей области психологии развития. Следуя тематическому подходу, книга рассматривает ключевые темы социального развития в детстве и подростковом возрасте, включая развитие личности и методы исследования, переводя читателя от первых принципов к углубленному пониманию. Книга исследует социально-эмоциональное развитие и социальное обучение, а также историю мышления и эволюционные корни социального развития, а также обеспечивает четкий баланс между подходами природы и воспитания. Удобный для пользователя стиль письма Тейлора и Уоркмана позволяет читателям, не знакомым с предметной областью, в то же время изучать самые современные теории и исследования из различных областей психологии, которые приобрели актуальность для психологии развития.

    Удобная для студентов педагогика, включая резюме в конце глав, рекомендации по дальнейшему чтению и вопросы для обсуждения, Психология социального развития человека необходимая литература для студентов на курсах социального развития или психологии развития и актуальна для смежных областей таких как образование, гендерные исследования и уход за больными.

    Благодарности

    Глава 1: Введение в темы и теории развития

    Глава 2: Методы исследования социального развития

    Глава 3: Эмоциональное развитие и привязанность

    Глава 4: Познание и коммуникация

    Глава 5: Развитие социального познания: теория личности

    Глава 6: Влияние семьи

    Глава 7: Влияние сверстников и друзей

    Глава 8: Развитие самооценки

    Глава 9: Социальное развитие через игру

    Глава 10: Нравственное развитие и просоциальное поведение

    Глава 11. Антиобщественное поведение

    Глава 12. Индивидуальные различия: темперамент и личность

    Глава 13. Роль средств массовой информации

    Глава 14. Будущее нашего понимания социального развития 0005

    Индекс

    Биография

    Д-р Сэнди Тейлор является приглашенным лектором в Университете Южного Уэльса, Великобритания, и имеет 20-летний опыт преподавания криминологической психологии и психологии развития. Ранее она опубликовала: Судебная психология: Основы и Преступление и преступность: междисциплинарный подход.

    Профессор Лэнс Уоркман является приглашенным профессором Университета Южного Уэльса, Великобритания, и имеет многочисленные публикации по биологической и эволюционной психологии. Его предыдущие книги включают: Эволюционная психология и Эволюция и поведение (обе в соавторстве с Уиллом Ридером).

    Добавить в корзину

    Поведение человека | Определение, теории, характеристики, примеры, типы и факты

    унаследованный рефлекс

    Просмотреть все СМИ

    Ключевые люди:
    Маршалл Б. Клинард Леон Фестингер Стэнли Милгрэм Пол Самуэльсон Грэм Уоллас
    Похожие темы:
    сексуальная активность человека мотивация восприятие личность эмоция

    Просмотреть весь связанный контент →

    человеческое поведение , потенциальная и выраженная способность к физической, умственной и социальной активности на разных этапах жизни человека.

    Люди, как и другие виды животных, имеют типичный жизненный путь, состоящий из последовательных фаз роста, каждая из которых характеризуется определенным набором физических, физиологических и поведенческих особенностей. Этими фазами являются пренатальная жизнь, младенчество, детство, юность и взрослость (включая старость). Человеческое развитие, или психология развития, — это область исследования, которая пытается описать и объяснить изменения в когнитивных, эмоциональных и поведенческих способностях и функционировании человека на протяжении всей жизни, от плода до старости.

    Большинство научных исследований развития человека сосредоточено на периоде от рождения до ранней юности, что обусловлено быстротой и масштабностью психологических изменений, наблюдаемых в эти фазы, а также тем фактом, что кульминацией этих изменений является оптимальное психическое функционирование в раннем взрослом возрасте. Основная мотивация многих исследователей в этой области заключалась в том, чтобы определить, как на предыдущих этапах были достигнуты высшие умственные способности взрослой жизни. Поэтому данное эссе будет сосредоточено на развитии человека в течение первых 12 лет жизни.

    В этой статье обсуждается развитие человеческого поведения. Для лечения биологического развития, см. человеческого развития. Для дальнейшего рассмотрения конкретных аспектов поведенческого развития см. эмоции; теория обучения; мотивация; восприятие; личность; и сексуальное поведение человека. Различные расстройства со значительными поведенческими проявлениями обсуждаются при психических расстройствах.

    Теории развития

    Систематическому изучению детей не более 200 лет, и подавляющее большинство его исследований было опубликовано с середины 1940с. Основные философские разногласия по поводу фундаментальной природы детей и их роста занимали психологов на протяжении большей части 20 века. Наиболее важные из таких противоречий касались относительной важности генетических данных и окружающей среды, или «природы» и «воспитания», в определении развития в младенчестве и детстве. Однако большинство исследователей пришли к выводу, что именно взаимодействие врожденных биологических факторов с внешними факторами, а не взаимоисключающее действие или преобладание той или иной силы, направляет и влияет на развитие человека. Прогресс в познании, эмоциях и поведении, который обычно происходит в определенные моменты жизни, требует как взросления (то есть генетически обусловленных биологических изменений в центральной нервной системе), так и событий, переживаний и влияний в физической и социальной среде. Как правило, созревание само по себе не может вызвать появление психологической функции; однако он допускает такую ​​функцию и устанавливает ограничения на самое раннее время ее появления.

    В 20 веке возникли три выдающиеся теории человеческого развития, каждая из которых касается различных аспектов психологического развития. Оглядываясь назад, можно сказать, что эти и другие теории не были ни логически строгими, ни способными объяснить как интеллектуальный, так и эмоциональный рост в одних и тех же рамках. Таким образом, исследования в этой области имеют тенденцию носить описательный характер, поскольку в психологии развития отсутствует тесная сеть взаимосвязанных теоретических утверждений, которые надежно допускают удовлетворительные объяснения.

    Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

    Подпишитесь сейчас

    Психоаналитические теории

    Ранние психоаналитические теории человеческого поведения были сформулированы, прежде всего, австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом. На идеи Фрейда повлияла теория эволюции Чарльза Дарвина и физическая концепция энергии применительно к центральной нервной системе. Самая основная гипотеза Фрейда заключалась в том, что каждый ребенок рождается с источником основной психологической энергии, называемой либидо. Далее либидо каждого ребенка последовательно фокусируется на различных частях тела (помимо людей и предметов) в ходе его эмоционального развития. В течение первого года после рождения либидо изначально сосредоточено на рту и его деятельности; кормление грудью позволяет младенцу получать удовлетворение за счет приятного уменьшения напряжения в области рта. Фрейд называл это оральной стадией развития. Считается, что на втором году жизни источник возбуждения смещается в анальную область, и начало приучения к туалету заставляет ребенка вкладывать либидо в анальные функции. Фрейд назвал этот период развития анальной стадией. В период от трех до шести лет внимание ребенка привлекают ощущения от половых органов, и Фрейд назвал эту стадию фаллической стадией. Полдюжины лет до полового созревания называются латентной стадией. На последней, так называемой генитальной стадии развития зрелое удовлетворение ищется в гетеросексуальных любовных отношениях с другим человеком. Фрейд считал, что эмоциональные проблемы взрослых являются результатом либо лишений, либо чрезмерного удовлетворения на оральной, анальной или фаллической стадиях. У ребенка с либидо, зафиксированным на одной из этих стадий, во взрослом возрасте будут проявляться специфические невротические симптомы, такие как тревога.

    (Читайте эссе Зигмунда Фрейда «Британника» 1926 года о психоанализе.)

    Фрейд разработал влиятельную теорию структуры личности. По его мнению, полностью бессознательная психическая структура, называемая Ид, содержит врожденные, унаследованные побуждения и инстинктивные силы человека и тесно отождествляется с его или ее основной психологической энергией (либидо). В младенчестве и детстве эго, которое является ориентированной на реальность частью личности, развивается, чтобы сбалансировать и дополнить ид. Эго использует различные сознательные и бессознательные психические процессы, чтобы попытаться удовлетворить инстинкты Ид, а также пытается поддерживать комфорт человека по отношению к окружающей среде. Хотя импульсы Ид постоянно направлены на получение немедленного удовлетворения своих основных инстинктивных влечений (секс, привязанность, агрессия, самосохранение), функция Эго ограничивает этот процесс. Говоря языком Фрейда, по мере того, как ребенок растет, принцип реальности постепенно начинает контролировать принцип удовольствия; ребенок узнает, что окружающая среда не всегда допускает немедленное удовлетворение. Таким образом, развитие ребенка, по Фрейду, в первую очередь связано с появлением функций эго, которое отвечает за направление разрядки фундаментальных влечений и за контроль интеллектуальных и перцептивных функций в процессе реалистических переговоров с внешним миром.

    Хотя Фрейд внес большой вклад в психологическую теорию — особенно в его концепции бессознательных побуждений и мотиваций — его элегантные концепции невозможно проверить с помощью научных экспериментов и эмпирических наблюдений. Но его концентрация на эмоциональном развитии в раннем детстве повлияла даже на те школы мысли, которые отвергли его теории. Вера в то, что на личность влияют как биологические, так и психосоциальные силы, действующие в основном в семье, причем основные основы закладываются в раннем возрасте, продолжает доказывать свою плодотворность в исследованиях развития младенцев и детей.

    Акцент Фрейда на биологических и психосексуальных мотивах в развитии личности был изменен американским психоаналитиком немецкого происхождения Эриком Эриксоном, чтобы включить психосоциальные и социальные факторы.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts