Социометрия в психологии это: Социометрия как метод в психологии

Социометрия как метод в психологии

Любое сообщество людей представляет собой сложную структуру межличностных отношений и микрогрупп. Социальная психология, изучая характер этих отношений, использует разнообразные методики, но самой известной и популярной считается социометрия. Переводится этот термин как «социальное измерение», а разработчиком метода является американский психолог Джекоб (Яков) Морено.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Социометрическая теория Дж. Морено
  • 2 В чем суть социометрии
    • 2.1 Процедура проведения методики
    • 2.2 Обработка полученных результатов
  • 3 Социометрическая структура группы
    • 3.1 Социометрические статусы
    • 3.2 Микрогруппы в социометрической структуре

Социометрическая теория Дж. Морено

Свои исследования молодой врач Яков Морено Леви начал еще во время Первой мировой войны в лагере беженцев недалеко от Вены. Он обратил внимание, что результативность взаимодействия людей зависит от того, с кем они в данный момент контактируют. В одних случаях общение окрашено положительными эмоциями, и люди взаимодействуют с удовольствием, в других – возникает эффект отторжения, и у партнеров буквально все валится из рук.

На основании наблюдений Морено пришел к выводу, что социум подчиняется тем же законам притяжения и отталкивания, что и физический мир. Поэтому в любом сообществе есть люди, которые тянутся друг к другу и стремятся объединиться в микрогруппы по 3-4 человека. Эти микрогруппы играют важную роль в функционировании всего сообщества. На его жизнь большое влияние также оказывают те личности, что обладают даром притяжения и которым симпатизируют другие члены группы.

Эмигрировав в США, Дж. Морено продолжил свои исследования в специализированной школе для малолетних преступников, а потом даже открыл Социометрический институт. К середине 40-х годов учение Морено полностью оформилось, и сам автор выделял в нем три направления: социометрию, социодраму и психодраму.

В чем суть социометрии

Социометрия – это специальная экспериментальная методика, опирающаяся на математические методы. В настоящее время ее результаты используют социальные психологии для организации работы с любой группой: школьным классом, неформальной подростковой группой, трудовым коллективом и т. д.

Процедура проведения методики

Организация социометрических исследований довольно проста и не требует ни особой подготовки, ни специальных условий, ни оборудования. Участие в диагностировании не вызывает затруднения даже у школьников начальных классов.

Для проведения социометрии используются специальные вопросы (обычно всего один), которые должны поставить членов группы в ситуацию выбора. Обычно испытуемым предлагают указать трех наиболее предпочитаемых одногруппников и трех отвергаемых.

Сама формулировка вопроса во многом зависит от возраста и рода деятельности членов группы. Так, при исследованиях школьного класса могут быть следующие вопросы:

  • «Кого бы ты хотел/хотела пригласить на свой день рождения?» и «Кого бы ты никогда не пригласил к себе на день рождения?»
  • «С кем бы ты хотел/хотела пойти в поход?» и «С кем бы ты ни за что не хотел идти в поход?»
  • «С кем бы ты согласился оказаться на необитаемом острове?» и «Кого бы ты не хотел видеть рядом с собой на необитаемом острове?»

Для взрослых людей, членов профессиональной группы можно сформулировать вопросы несколько по-другому.

  • «Если бы вам предложили работать над важным проектом, с кем бы из коллег вы хотели сотрудничать?» и «С кем бы не хотели?»
  • «Если бы вы поехали в командировку, кого бы из коллег вы хотели видеть рядом с собой?»

Каждый участник исследования получает карточку, на которой он должен написать свою фамилию и вписать фамилии предпочитаемых членов группы и на оборотной стороне – отвергаемых. Кстати, часто психологи, диагностирующие группу, предлагают сделать только положительные выборы. И не столько потому, что обрабатывать результаты будет легче, сколько потому, что сама необходимость сделать отрицательный выбор может вызвать негативные эмоции. Мало кому нравится демонстрировать свою неприязнь к коллегам, постороннему человеку. Однако в ряде случаев без негативных оценок не обойтись, особенно, если в коллективе есть конфликты.

Но следует помнить, что социометрия – это один из методов, промежуточные результаты которого психолог должен сохранять в тайне, чтобы не ухудшить социальную ситуацию в группе.

Обработка полученных результатов

Для того чтобы получить материалы, которые будут анализироваться и использоваться в работе с группой, психолог на основании полученных данных должен решить ряд задач:

  1. Определить количество положительных и отрицательных выборов, которые получил каждый член группы.
  2. Выявить индивидов, получивших максимальное и минимальное количество голосов.
  3. Определить людей, не получивших ни положительных, ни отрицательных выборов.
  4. Составить рейтинг симпатий и антипатий.
  5. Установить наличие и количество взаимных выборов в отношении каждого члена группы.
  6. Определить наличие и состав микрогрупп.
  7. Установить связи между микрогруппами или их отсутствие.

Выполнить все это непросто, и можно запутаться, даже если группа сравнительно небольшая. Для облегчения анализа результатов в социометрии предусмотрено составление социограммы и социоматрицы.

Социограмма – это таблица, в которую заносятся фамилии участников и сделанные ими выборы. Для этого в первом столбце указываются порядковые номера и фамилии членов группы, в последующих столбцах только порядковые номера. Затем на пересечении строк и столбцов отмечают выборы. Например, №1 Андреев выбрал №3, №7 и №9. №2 Борисов выбрал № 1, №3 и №6 и т. д. В итоге в вертикальных столбцах будет хорошо видна общая сумма выборов по каждому члену группы.

Затем полученные данные переносятся в социограмму. Она представляет собой три (реже четыре) концентрических круга, в которых располагают номера участников в зависимости от количества полученных ими выборов. В центре – те, кто получил максимальное число выборов. Потом стрелками указываются и сами выборы, в том числе и взаимные.

Пример социограммы

Социограмма дает яркую картину межличностных отношений, и в ней хорошо заметны микрогруппы, а также связи между ними. В исследованиях школьных классов и молодежных групп психологи обычно помечают разными значками участником мужского и женского пола и помещают их на разных сторонах социоматрицы. Показательно, что до старшего подросткового возраста между мальчиками и девочками практически не бывает выборов.

Социометрическая структура группы

Есть структура группы формальная, есть неформальная, а есть социометрическая. Особенность ее в том, что данный метод позволяет оценить субъективное отношение людей друг к другу. Их симпатии и антипатии, мало связанные с объективным положением индивидов в группе, их профессиональными, деловыми качествами, да и личными нередко тоже. Это следует учитывать, например, руководителю, который хочет воспользоваться результатами социометрии для распределения функций в коллективе или классе.

Социометрические статусы

Это важнейшая составляющая социометрической структуры. Определяется статус на основании полученных индивидом выборов.

Самое большое количество выборов и, соответственно, самый высокий статус имеют «социометрические звезды». Им симпатизируют многие члены группы, а иногда и большинство. Но было бы ошибкой отождествлять «звезд» с лидерами, так как они могут не обладать необходимыми для лидера качествами: организаторскими способностями, энергичностью и активностью, жесткостью и требовательностью. «Звезды» чаще всего просто приятные, симпатичные и отзывчивые люди. А получив назначение на должность формального лидера, «звезда» может частично утратить симпатии товарищей, так как лидеру иногда приходится принимать непопулярные решения или оказывать давление на членов группы.

Следом за звездами располагаются высокостатусные или «предпочитаемые». Они получили меньше выборов, чем «звезды», но пользуются значительным авторитетом в группе, и чаще всего в их числе находится потенциальный лидер.

Далее два статуса, граница между которыми довольна зыбкая. В сравнительно небольших группах их даже не разделяют. Это среднестатусные и низкостатусные. Они не имеют большого количества ни отрицательных, ни положительных выборов. Нередко индивиды с этим статусом составляют замкнутые микрогруппы, выбирая друг друга и не особо общаясь с остальными.

Следующий статус – «отверженные». Это индивиды, получившие больше отрицательных, чем положительных выборов.

«Пренебрегаемые» или «изгои» — члены группы, получившие только отрицательные выборы.

«Изолированные» — социальные психологи считают людей, не получивших ни положительных, ни отрицательных выборов, самым низким статусом. Их положение в межличностной иерархии даже хуже, чем у «отверженных». «Изолированные» как бы вообще не существуют для группы.

Социометрические статусы не заданы жестко и могут меняться. Конечно, перейти из статуса «изгоя» в статус «звезды» практически невозможно, но стать «предпочитаемым» вполне реально.

Микрогруппы в социометрической структуре

Как правило, социометрические исследования проводятся в малых группах с количеством членов немногим более 20. И в них социометрия позволяет выявить микрогруппы людей, объединенных взаимными выборами. Индивиды в таких образованиях связаны симпатиями и общими интересами, что делает микрогруппы устойчивыми элементами структуры социума.

Именно эти образования может эффективно использовать руководитель для организации работы группы в целом. Удобство и продуктивность малых объединений людей доказано в педагогике. Учителя и классные руководители давно и успешно используют в своей работе естественно сложившуюся структуру класса. Но и в работе с сообществами взрослых опора на микрогруппы может сделать коллектив более эффективным.

С другой стороны, конфронтация между микрогруппами, которая нередко случается, может оказаться разрушительной для коллектива в целом. И социометрия позволяет вовремя выявить наличие тенденций отвержения между отдельными мини-сообществами.

Преимущество социометрии, как метода, в относительной простоте – ее может провести даже психолог, не имеющий большого опыта. А еще социометрия очень информативна. На основании полученных данных можно создать развернутую картину межличностных отношений и определить вес каждого индивида в этих отношениях.

📖 16. Метод социометрического исследования межличностных отношений в группе.

Шпаргалка по социальной психологии. Челдышова Н. Б. Страница 16. Читать онлайн

Социометрия — это метод социальной психологии, разработанный Дж. Морено, для количественного выражения структуры межличностных отношений в группе, исходя из числа и характера взаимных выборов ее членов по определенному социометрическому критерию.

Метод социометрии применяется также для диагностики межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. Социометрия позволяет изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Цели социометрической процедуры:

1) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

2) выявление авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

3) обнаружение внутригрупповых, сплоченных неформальных образований, и их лидеров.

Данные социометрии по измерению авторитета формального и неформального лидеров успешно используются для перегруппировки людей в командах, позволяющей снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни.

Социометрическое исследование может проводиться в группе и не требует больших временных затрат (до 15 мин.).

Социометрия не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Надежность методики социометрии зависит от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

Процедура социометрии включает постановку задач исследования и выбор объектов измерений, после чего формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Социометрия не подразумевает полной анонимности, так как иначе она была бы мало эффективной. В связи с этим требования экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии может вызвать внутренние затруднения у опрашиваемых и нежелание участвовать в опросе.

Выбранные критерии социометрии заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждого члена группы просят ответить на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.

Всех членов группы просят написать под цифрой 1 фамилию члена группы, которого они выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы они выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы они выбрали, если бы не было первого и второго. Следующим идет вопрос о личных отношениях.

Для подтверждения достоверности ответов исследование проводят несколько раз, но уже с другими вопросами.

Формы социометрической процедуры:

1) непараметрическая процедура — испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого. Достоинства: возможность выявления так называемой эмоциональной экспансивности каждого члена группы, возможность сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Недостатки: трудности анализа, большая вероятность получения случайного выбора.

2) параметрическая процедура — испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Достоинства: увеличивается надежность, облегчается статистическая обработка. Недостатки: невозможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе, можно выявить только наиболее субъективно значимые связи.

Социометрия | Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Связанный контент

Социометрический статус (СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) — iResearchNet

Определение социометрического статуса

Социометрический статус показывает, насколько ребенок нравится и замечается сверстниками. Он отражает более широкую классификацию признания сверстников, чем простая дружба. Социометрические категории включают популярных, отвергнутых, заброшенных, противоречивых и средних детей. Социометрический статус важен, потому что отношения со сверстниками играют значительную роль в социальном и эмоциональном развитии детей.

Оценка социометрического статуса

Социометрический статус оценивается путем просьбы детей назвать сверстников, которые им больше всего нравятся и не нравятся, оценить каждого сверстника по шкале от очень нравится до очень не нравится, или указать своих любимых товарищей по играм из разных пар детей. Учителя, родители и исследователи также могут предоставить свои наблюдения. Исследователи используют эти положительные и отрицательные номинации для классификации социометрического статуса каждого ребенка.

Социометрические категории

Popular

Популярные дети получают много положительных и несколько отрицательных номинаций. Они хорошо нравятся другим. Популярные дети готовы к сотрудничеству, общительны, дружелюбны и чувствительны к другим. Хотя они напористы и способны использовать агрессию, они редко проявляют разрушительное и негативное поведение. Вместо этого они, кажется, используют свои социальные навыки, чтобы получить то, что они хотят, не прибегая к агрессии. Популярные дети также, как правило, демонстрируют высокий уровень академических и интеллектуальных способностей. Дети, учителя и родители обычно соглашаются, какие дети популярны. В целом, популярные дети умеют инициировать и поддерживать позитивные социальные взаимодействия и отношения.

Отклоненные

Отклоненные дети получают много отрицательных и несколько положительных номинаций. Их активно не любят. Отверженные дети демонстрируют меньше положительных социальных навыков и черт, чем дети из других групп, и они демонстрируют более слабые академические и интеллектуальные способности. Недавние исследования выявили два типа отверженных детей: дети, которые демонстрируют разрушительное и агрессивное поведение, и дети, которые социально тревожны и замкнуты.

Дети из отвергнуто-агрессивной группы демонстрируют высокий уровень враждебного и угрожающего поведения, физической агрессии, такой как толкание и драка, и деструктивного поведения, такого как нарушение правил. Они также могут проявлять склонность к враждебной атрибуции или склонность предполагать, что другие дети имеют враждебные намерения в неоднозначных ситуациях. Например, если один ребенок роняет художественный проект, а второй ребенок наступает на него до того, как его удается поднять, сценарий неоднозначен; неясно, наступил ли на него второй ребенок намеренно или случайно. Хотя неотверженные дети признают двусмысленность, отвергнутые-агрессивные дети могут предположить, что негативное действие было преднамеренным, и впоследствии ответить агрессивным возмездием. Это агрессивное возмездие воспринимается как необоснованное теми, кто осознал ситуационную двусмысленность, которая подпитывает цикл отвержения сверстников.

Другие дети могут быть отвергнуты из-за социально тревожного поведения. Эти дети не слишком агрессивны. Скорее, они робки и осторожны в социальных ситуациях, что приводит к неудобным, неловким взаимодействиям. Сверстникам может быть трудно предсказать, как поведут себя эти дети, и они могут быть менее склонны приближаться к ним. Социально тревожные дети могут затем уйти от будущих социальных ситуаций. У отвергнутых и замкнутых детей, по-видимому, отсутствуют социальные навыки, которые делают возможным беспрепятственное взаимодействие со сверстниками.

Безнадзорные

Безнадзорные дети получают несколько положительных и несколько отрицательных номинаций. Они редко проявляют разрушительное и агрессивное поведение и проявляют меньше общительности, чем их сверстники. Однако исследования показывают, что безнадзорные дети не подвергаются большому риску негативных последствий. Действительно, в более структурированной деятельности эти дети проявляют больше общительности. В противном случае они могут предпочесть уединенную деятельность, что в конечном итоге способствует их заброшенному статусу. Безнадзорных детей не любят. Их просто не замечают.

Спорные дети

Спорные дети получают как положительные, так и отрицательные номинации. Они очень нравятся одним детям, но активно не нравятся другим. Эти дети проявляют такое же агрессивное поведение, как и отвергнутые агрессивные дети. Однако они компенсируют свою агрессию позитивным социальным поведением. Подобно популярным детям, они, как правило, имеют высокий уровень академических и интеллектуальных способностей. Их положительное поведение и качества компенсируют более высокий уровень агрессии. Оценки детей, учителей и родителей менее последовательны в отношении противоречивых детей, возможно, потому, что противоречивые дети сдерживают свои агрессивные проявления в присутствии взрослых. Хотя спорные дети проявляют агрессивное поведение, они также готовы к сотрудничеству и общительны.

В среднем

В среднем дети получают среднее количество положительных и отрицательных номинаций. Они не вписываются ни в одну из наиболее крайних категорий. К этой категории относится большинство детей. Они более общительны, чем отвергнутые и брошенные дети, но не так общительны, как популярные и противоречивые дети.

Стабильность социометрического статуса и последствия

В течение коротких периодов времени, таких как несколько недель или месяцев, рейтинги популярных и отвергнутых детей остаются довольно стабильными. Дети в заброшенных и спорных категориях могут колебаться по мере изменения школьной деятельности и развития социальных навыков. В более длительные периоды рейтинги стабильности для отвергнутых детей выше, чем для других групп. Другими словами, дети, пользующиеся популярностью, пренебрежением или вызывающими споры в детстве, могут сохранять или не сохранять этот статус несколько лет спустя. Однако дети, которых активно отвергают в раннем возрасте, по-прежнему имеют тенденцию быть отвергнутыми через несколько лет. Без вмешательства они не приобретают социальные навыки, необходимые им для признания сверстников.

Отверженные дети, особенно отверженные агрессивные дети, подвержены высокому риску негативных последствий, таких как правонарушения, гиперактивность, синдром дефицита внимания и гиперактивности, проблемы с поведением и злоупотребление психоактивными веществами. Кроме того, они подвержены более высокому риску, чем другие группы, чувства одиночества, депрессии и обсессивно-компульсивного расстройства. Тем не менее, эти дети могут извлечь пользу из вмешательств. Родители и учителя, которые обучают детей тому, как справляться с конфликтами и трудными социальными ситуациями, как встречаться и взаимодействовать с незнакомыми сверстниками, а также моделировать и укреплять социально компетентное поведение, могут помочь детям в развитии их социальных навыков. В конечном счете, дети, которые узнают о подходящем социальном поведении, о том, как его реализовать и как интерпретировать социальную обратную связь от других, должны стать более социально компетентными и иметь лучшие отношения со сверстниками.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts