Сознание
Вопрос о взаимоотношении психики и мозга является предметом постоянной дискуссии между представителями различных направлений в философии, медицине и психологии.
Отечественная наука утверждает, что психическая деятельность — это функциональная способность мозга отражать объективную действительность и обеспечивать адекватные взаимоотношения организма с окружающей средой. С психофизиологических позиций психическая деятельность — это сложный, многоэтапный, многозвеньевой физиологический процесс, все звенья которого функционируют в гармоническом единстве.
Сознание — это высший уровень отражения действительности, проявляющийся способностью личности отдавать себе ясный отчет об окружающем, о настоящем и прошлом времени, принимать решения и в соответствии с ситуацией управлять своим поведением.
Можно привести характеристику или структуру сознания. Первая характеристика — это совокупность знаний об окружающем мире, вторая — закрепленное в сознании отчетливое различение субъекта и объекта, то есть того, что принадлежит «я» человека и его «не-я».
Психика человека имеет качественно более высокий уровень, чем психика животных (homo sapiens — человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биолого-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики происходило в процессе трудовой деятельности.
Трудовая деятельность имеет продуктивный характер, осуществляя процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей. Таким образом, материальная, духовная культура человечества — это объективная форма воплощений достижений его психического развития.
Труд — это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. Для трудовой деятельности характерно следующее:
- употребление и изготовление орудий труда, их сохранение для последующего использования;
- продуктивный характер и целенаправленность процессов труда;
- подчиненность труда представлению о продукте труда — трудовой цели, которая определяет характер труда и способ трудовых действий;
- общественный характер труда, осуществление его в условиях совместной деятельности;
- труд направлен на преобразование внешнего мира.
Изготовление, употребление и сохранение орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, общественно-исторических отношений между людьми. В процессе своего исторического развития человек сам изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции — специфически человеческие. Общественно и исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия.
Сознательная деятельность представляет собой одну из высших психических функций. Без участия сознания невозможно представить себе какое-то законченное сложное действие даже на уровне высокоорганизованного млекопитающего, например, процесс выслеживания и добывания пищи хищником, сложный процесс защиты от преследования врагов в мире животных и др. Сознание рассматривают в эволюционно-физиологическом и психосоциальном аспекте.
В эволюционно-физиологическом аспекте сознание было бы правильно квалифицировать как состояние центральной нервной системы, обеспечивающее сложную интегральную высшую деятельность головного мозга и всего организма. У высокоорганизованных животных это психическая деятельность.
В психосоциальном аспекте сознательная деятельность неотделима от психической. Без ясного сознания как определенного состояния мозга невозможна психическая деятельность. Нельзя отождествлять «сознательное» и «психическое». Последнее — более широкое понятие.
Необходимо различать несколько этапов развития сознательной деятельности, неразрывно связанных со зрелостью ума и соответствующим уровнем общественного сознания и развития психики: психика животных и пред человека, стадное сознание, сознание разумного человека, сознание человека родового общества и появление самосознания.
Понятие «сознание» относится как к отдельному человеку (индивидуальное сознание), так и к обществу (общественное сознание). Общественное сознание как отражение общественного бытия включает в себя политические, философские, правовые, художественно-эстетические взгляды, морально-этические идеи, нормы, научные знания. Общественное сознание влияет на индивидуальное сознание, на его развитие.
Сознание неразрывно связано с речью, языком. Сознание есть всегда знание о чем-то, имеет активный характер и неразрывно связано с деятельностью.
Важную роль среди различных свойств сознания играет его ориентирующее качество (в месте, времени, окружающей обстановке).
Человек обладает способностью осознавать как окружающий его мир, так и самого себя. Это называется самосознанием, осознанием человеком своего тела, мыслей, действий, чувств, собственного положения в системе общественного производства.
Мир познается и осознается человеком через призму общественных отношений, производственного процесса, орудий труда, языка, этических и эстетических норм.
Поэтому сознание человека, в конечном счете, определяется его бытием, т.е. реальной жизнью в конкретно-исторических условиях. О физиологическом механизме сознания И.П. Павлов сказал, что:сознание — это нервная деятельность определенного участка больших полушарий в данный момент, при данных условиях, обладающего известной оптимальной возбудимостью.
Сознание — это динамический процесс, детерминированный объектом его и опосредуемый мозгом.
Часто в быту употребляется выражение подсознательное. Иногда подсознательно появляются некоторые чувства, происхождение которых человек объяснить не в состоянии. К ним же следует отнести автоматизированные навыки, внушение в гипнозе и т.д.
К области подсознательного следует отнести и работу головного мозга во время сна. Известно, что ряд людей во сне делали открытия (Д.И. Менделеев, А.С. Грибоедов и др.)« Объяснение этому наука еще не дала. В головном мозге во время сна продолжается работа— происходит анализ и синтез, уточнение и выделение.
Болезнь может изменить самосознание, в частности, нарушить осознание самого себя как больного или понимание себя как личности, своего «я».
Сознание — особое свойство психики, специально направленное на самоконтроль жизнедеятельности индивида, в том числе, на контроль функционирования и самой психики. Определенную роль не в научной, а в церковной психологии, в восточной психологии и философии занимает понятие «сверхсознание».
Сверхсознание отличается от обычного сознания тем, что в нем представлен не только невидимый мир, но и все сверхразумное и сверхчувственное, а в древнецерковном аскетическом сверхсознании представлено также и сверхъестество Божественных принципов.
Виды сверхсознания. Лодыженский различает три вида сверхсознания: астральный, ментальный и духовный.
Астральное сверхсознание, по Лодыженскому, имеет место в демонской мистике, осуществляется через астральные силы, питаемые в человеке злыми страстями. Астральное сверхсознание составляет элемент в шаманском экстазе, у хлыстов и дервишей. В основе его лежит взвинченная до крайности в пляске или прыганье сила неразумной души.
Ментальное сверхсознание достигается силой концентрированного ума и сознания, то есть возбуждением разумной части души. Психизм — характерная особенность обоих этих видов сверхсознания. Рудольф Штейнер в книге «Как достичь познания сверхчувственных миров» также уделяет внимание развитию этих центров. В астральном сверхсознании сознание заменяется чувственностью, а в ментальном — воображением и «змеем». Лодыженский также отмечает роль воображения в развитии сверхсознания.
Духовное сверхсознание в «умной медитации» достигается концентрацией ума в сердце, что вызывает интенцию всего духа в сердце.
В древнецерковной науке нет понятия сверхсознания, а есть божественное сознание.
Понятие о сознании | Psylist.net
Общая психология ↓
Сознание – это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу.
С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире. Можно предположить, что похожая или близкая к ней психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у более развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины, обезьяны и др. Чем же психическое отражение объективного мира человеком отличается от аналогичных процессов у животных? Человека отличает от животных прежде всего не наличие процесса формирования психических образов на основе предметного восприятия объектов окружающей действительности, а специфические механизмы его протекания. Именно механизмы формирования психических образов и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание.
Чем характеризуется сознание? Во-первых, сознание всегда активно и, во-вторых, интенционально. Активность сама по себе является свойством всех живых существ. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которого все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а, наоборот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психических образов. Вследствие этого сознание человека всегда направлено па какой-то объект, предмет или образ, т. е. оно обладает свойством интенции (направленности).
Наличие данных свойств обусловливает наличие ряда других характеристик сознания, позволяющих рассматривать его в качестве высшего уровня саморегуляции. К группе данных свойств сознания следует отнести способность к самонаблюдению (рефлексии), а также мотивационно-ценностный характер сознания.
Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за самим собой, за своим ощущением, за своим состоянием. Причем наблюдать критически, т. е. человек в состоянии оценить себя и свое состояние, поместив полученную информацию в определенную систему координат. Такой системой координат для человека являются его ценности и идеалы.
Следует подчеркнуть, что данные свойства сознания определяют возможность формирования в процессе онтогенеза человека индивидуальной «Я-концепции», которая является совокупностью представлений человека о самом себе и об окружающей действительности. Всю информацию об окружающем мире человек оценивает на основе системы представлений о себе и формирует поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Поэтому не случайно «Я-конценцию» очень часто называют самосознанием.
Самосознание человека как система его взглядов строго индивидуально. Люди по-разному оценивают происходящие события и свои поступки, по-разному оценивают одни и те же объекты реального мира. Причем оценки одних людей достаточно объективны, т.е. соответствуют реальности, а оценки других, наоборот, крайне субъективны. От чего зависит адекватность нашего сознания? Если мы постараемся найти ответ на этот вопрос, то будем вынуждены назвать множество причин, обусловливающих адекватность воспринимаемого человеком образа реального мира и его самооценок. Однако первопричиной большинства факторов, определяющих возможность построения адекватной «Я-концепции», является степень критичности человека.
В упрощенном виде критичность — это способность осознавать различие между «хорошо» и «плохо». Именно способность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную информацию со своими установками и идеалами, а также исходя из этого сопоставления формировать свое поведение, т. е. определять цели и программу действий, предпринимать шаги к достижению поставленной цели, отличает человека от животного. Таким образом, критичность выступает в качестве основного механизма контроля за своим поведением.
Необходимо отметить, что не вся получаемая информация об окружающей действительности и собственном состоянии осознается человеком. Значительная часть информации оказывается вне нашего сознания. Это происходит вследствие ее низкой значимости для человека или «автоматического» реагирования организма в ответ на привычный раздражитель. Проблема соотношения бессознательного и сознательного в поведении человека чрезвычайно сложна.
Похожие материалы в разделе Общая психология:
- Общая характеристика представления. Отличие представлений от восприятия.
- Типы мышления
- Направленность личности
- Речь и язык
- Механизмы памяти
- Общая характеристика восприятий. Характерные особенности восприятий.
- Самооценка личности
- Теории мышления в психологии
- Классическое учение о темпераменте. Психологическая характеристика типов нервной деятельности и темперамента
- Эмоциональные состояния
4.1 Что такое сознание? — Психология 2e
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Понять, что подразумевается под сознанием
- Объясните, как циркадные ритмы участвуют в регуляции цикла сон-бодрствование и как циркадные циклы могут быть нарушены
- Обсудите концепцию дефицита сна
Сознание описывает наше осознание внутренних и внешних раздражителей. Осознание внутренних раздражителей включает в себя чувство боли, голода, жажды, сонливости и осознание наших мыслей и эмоций. Осознание внешних раздражителей включает в себя такие переживания, как видение солнечного света, ощущение тепла в комнате и слышание голоса друга.
Мы регулярно переживаем разные состояния сознания и разные уровни осознания. Мы могли бы даже описать сознание как континуум, который варьируется от полного осознания до глубокого сна. Сон — это состояние, характеризующееся относительно низким уровнем физической активности и пониженным сенсорным восприятием, которое отличается от периодов отдыха, возникающих во время бодрствования. Бодрствование характеризуется высоким уровнем сенсорного восприятия, мышления и поведения. Помимо бодрствования или сна, есть много других состояний сознания, которые люди испытывают. К ним относятся мечтательность, интоксикация и потеря сознания из-за анестезии. Мы также можем испытывать бессознательные состояния с помощью медикаментозной анестезии в медицинских целях. Часто мы не полностью осознаем, что нас окружает, даже когда мы полностью бодрствуем. Например, вы когда-нибудь мечтали по дороге домой с работы или учебы, не думая о самой поездке? Вы были способны выполнять все сложные задачи, связанные с управлением автомобилем, даже если не знали об этом. Многие из этих процессов, как и большая часть психологического поведения, уходят своими корнями в нашу биологию.
Биологические ритмы
Биологические ритмы – это внутренние ритмы биологической активности. Менструальный цикл женщины является примером биологического ритма — повторяющейся циклической модели телесных изменений. Один полный менструальный цикл длится около 28 дней — лунный месяц, — но многие биологические циклы намного короче. Например, температура тела циклически колеблется в течение 24 часов (рис. 4.2). Бдительность связана с более высокой температурой тела, а сонливость — с более низкой температурой тела.
Рисунок 4.2 Эта диаграмма иллюстрирует циркадные изменения температуры тела в течение 28 часов в группе из восьми молодых людей. Температура тела повышается в течение всего дня бодрствования, достигая максимума во второй половине дня, и падает во время сна, при этом самая низкая точка приходится на ранние утренние часы.
Этот образец колебания температуры, который повторяется каждый день, является одним из примеров циркадного ритма. Циркадный ритм — это биологический ритм, который длится около 24 часов. Наш цикл сна и бодрствования, который связан с естественным циклом света и темноты в окружающей среде, является, пожалуй, наиболее очевидным примером циркадного ритма, но у нас также есть ежедневные колебания частоты сердечных сокращений, артериального давления, сахара в крови и температуры тела. Некоторые циркадные ритмы играют роль в изменениях нашего состояния сознания.
Если у нас есть биологические ритмы, то есть ли какие-то биологические часы? В головном мозге гипоталамус, расположенный над гипофизом, является главным центром гомеостаза. Гомеостаз — это тенденция поддерживать баланс или оптимальный уровень в биологической системе.
Часовой механизм мозга расположен в области гипоталамуса, известной как супрахиазматическое ядро (СХЯ). Аксоны светочувствительных нейронов в сетчатке передают информацию в СХЯ в зависимости от количества присутствующего света, позволяя этим внутренним часам синхронизироваться с внешним миром (Klein, Moore, & Reppert, 19). 91; Welsh, Takahashi, & Kay, 2010) (рис. 4.3).
Рисунок 4.3 Супрахиазматическое ядро (СХЯ) служит часовым механизмом мозга. Часы настраиваются с помощью световой информации, полученной через проекции сетчатки.
Проблемы с циркадными ритмами
В целом и у большинства людей наши циркадные циклы совпадают с внешним миром. Например, большинство людей спят ночью и бодрствуют днем. Одним из важных регуляторов циклов сна и бодрствования является гормон мелатонин. Считается, что шишковидная железа, эндокринная структура, расположенная внутри мозга и вырабатывающая мелатонин, участвует в регуляции различных биологических ритмов и иммунной системы во время сна (Hardeland, Pandi-Perumal, & Cardinali, 2006). Высвобождение мелатонина стимулируется темнотой и подавляется светом.
Существуют индивидуальные различия в отношении нашего цикла сна-бодрствования. Например, некоторые люди говорят, что они жаворонки, а другие считают себя ночными совами. Эти индивидуальные различия в циркадных паттернах активности известны как хронотип человека, и исследования показывают, что утренние жаворонки и ночные совы различаются в отношении регуляции сна (Taillard, Philip, Coste, Sagaspe, & Bioulac, 2003). Регулирование сна относится к контролю мозга за переключением между сном и бодрствованием, а также к координации этого цикла с внешним миром.
Нарушения нормального сна
Будь то жаворонок, сова или нечто среднее, бывают ситуации, когда циркадные часы человека выходят из синхронизма с внешней средой. Один из способов, которым это происходит, включает в себя путешествие через несколько часовых поясов. Когда мы делаем это, мы часто испытываем смену часовых поясов. Джетлаг — это набор симптомов, возникающих в результате несоответствия между нашими внутренними циркадными циклами и окружающей средой. Эти симптомы включают утомляемость, вялость, раздражительность и бессонницу (т. е. постоянные трудности с засыпанием или сном в течение как минимум трех ночей в неделю в течение месяца) (Roth, 2007).
Люди, работающие посменно, также могут испытывать нарушения циркадных циклов. Вращающаяся сменная работа относится к графику работы, который меняется от раннего до позднего дня ежедневно или еженедельно. Например, человек может работать с 7:00 до 15:00. в понедельник с 3:00 до 11:00, во вторник с 11:00 до 19:00. в среду. В таких случаях расписание человека меняется так часто, что становится трудно поддерживать нормальный циркадный ритм. Это часто приводит к проблемам со сном и может привести к признакам депрессии и беспокойства. Такой график характерен для людей, работающих в сфере здравоохранения и сферы услуг, и связан с постоянным чувством усталости и волнения, что может сделать кого-то более склонным к ошибкам на работе (Gold et al., 19).92; Прессер, 1995).
Сменная работа оказывает глубокое влияние на жизнь и опыт людей, занятых на такой работе, что ясно показано в историях, представленных в качественном исследовании, в котором изучался опыт медсестер среднего возраста, работавших посменно (West, Boughton & Бирнс, 2009). Несколько опрошенных медсестер отметили, что их график работы влияет на их отношения с семьей. Одна из медсестер сказала:
.Если у вас был партнер, который работает на постоянной работе с 9 до 5 рабочих часов. . . возможность проводить с ними время, хорошо проводить время, когда вы не чувствуете себя абсолютно измотанным. . . это было бы одной из проблем, с которыми я столкнулся. (Уэст и др., 2009, стр. 114)
Хотя нарушения циркадных ритмов могут иметь негативные последствия, мы можем кое-что сделать, чтобы настроить наши биологические часы на внешнюю среду. Некоторые из этих подходов, такие как использование яркого света, как показано на рис. 4.4, облегчают некоторые проблемы, с которыми сталкиваются люди, страдающие от смены часовых поясов или последствий сменной работы. Поскольку биологические часы управляются светом, воздействие яркого света во время рабочих смен и темноты во время отдыха может помочь в борьбе с бессонницей и симптомами тревоги и депрессии (Huang, Tsai, Chen, & Hsu, 2013).
Рисунок 4.4 Подобные устройства предназначены для воздействия яркого света, чтобы помочь людям поддерживать регулярный циркадный цикл. Они могут быть полезны для людей, работающих в ночную смену, или для людей, подверженных сезонным колебаниям освещенности.
Недостаточный сон
Когда людям трудно заснуть из-за работы или требований повседневной жизни, у них накапливается дефицит сна. Человек с дефицитом сна постоянно недосыпает. Последствия недостатка сна включают снижение уровня бдительности и умственной работоспособности. Интересно, что с появлением электрического света количество сна, которое люди получают, уменьшилось. Хотя мы, безусловно, приветствуем удобство освещения в темноте, мы также страдаем от последствий сокращения количества сна, потому что мы более активны в ночное время, чем наши предки. В результате многие из нас спят менее 7–8 часов в сутки и накапливают дефицит сна. Несмотря на огромные различия в потребностях во сне каждого конкретного человека, Национальный фонд сна (n. d.) ссылается на исследования, согласно которым новорожденным требуется больше всего сна (от 12 до 18 часов в сутки), и что это количество снижается до 7–9 часов.часов к тому времени, когда мы стали взрослыми.
Если вы ложитесь вздремнуть и очень легко засыпаете, скорее всего, у вас дефицит сна. Учитывая, что студенты колледжей печально известны своим недостатком сна (Hicks, Fernandez, & Pellegrini, 2001; Hicks, Johnson, & Pellegrini, 1992; Miller, Shattuck, & Matsangas, 2010), скорее всего, вы и ваши одноклассники боретесь со сном. проблемы, связанные с долгами, на регулярной основе. В 2015 году Национальный фонд сна обновил часы продолжительности сна, чтобы лучше учесть индивидуальные различия. В таблице 4.1 показаны новые рекомендации, в которых описывается продолжительность сна, которая «рекомендуется», «может быть уместной» и «не рекомендуется».
Потребность во сне в разном возрасте
Возраст | Рекомендуется | Может подойти | Не рекомендуется |
---|---|---|---|
0–3 месяца | 14–17 часов | 11–13 часов 18–19 часов | Менее 11 часов Более 19 часов |
4–11 месяцев | 12–15 часов | 10–11 часов 16–18 часов | Менее 10 часов Более 18 часов |
1–2 года | 11–14 часов | 9–10 часов 15–16 часов | Менее 9 часов Более 16 часов |
3–5 лет | 10–13 часов | 8–9 часов 14 часов | Менее 8 часов Более 14 часов |
6–13 лет | 9–11 часов | 7–8 часов 12 часов | Менее 7 часов Более 12 часов |
14–17 лет | 8–10 часов | 7 часов 11 часов | Менее 7 часов Более 11 часов |
18–25 лет | 7–9 часов | 6 часов 10–11 часов | Менее 6 часов Более 11 часов |
26–64 года | 7–9 часов | 6 часов 10 часов | Менее 6 часов Более 10 часов |
≥65 лет | 7–8 часов | 5–6 часов 9 часов | Менее 5 часов Более 9 часов |
Стол 4. 1
Недостаток сна и лишение сна имеют серьезные негативные психологические и физиологические последствия Рисунок 4.5. Как упоминалось ранее, недостаток сна может привести к снижению умственной активности и когнитивных функций. Кроме того, лишение сна часто приводит к симптомам, подобным депрессии. Эти эффекты могут возникать как функция накопленного дефицита сна или в ответ на более острые периоды недосыпания. Вас может удивить тот факт, что лишение сна связано с ожирением, повышенным кровяным давлением, повышенным уровнем гормонов стресса и снижением иммунитета (Banks & Dinges, 2007). Лишенный сна человек обычно засыпает быстрее, чем если бы он не был лишен сна. Некоторым людям, лишенным сна, трудно бодрствовать, когда они перестают двигаться (например, сидеть и смотреть телевизор или водить машину). Вот почему люди, страдающие от недосыпания, также могут подвергать себя и других риску, когда садятся за руль автомобиля или работают с опасными механизмами. Некоторые исследования показывают, что лишение сна влияет на когнитивные и двигательные функции так же сильно, если не больше, чем алкогольное опьянение (Williamson & Feyer, 2000). Исследования показывают, что наиболее серьезные последствия лишения сна возникают, когда человек бодрствует более 24 часов (Killgore & Weber, 2014; Killgore et al., 2007) или после повторяющихся ночей, когда он проводит в постели менее четырех часов (Wickens, Хатчинс, Лаук, Seebook, 2015). Например, раздражительность, отвлекаемость и нарушения когнитивных и моральных суждений могут возникать при менее чем четырех часах сна. Если кто-то бодрствует 48 часов подряд, у него могут начаться галлюцинации.
Рисунок 4,5 Этот рисунок иллюстрирует некоторые негативные последствия лишения сна. Хотя когнитивный дефицит может быть наиболее очевидным, недостаток сна негативно влияет на многие системы организма. (кредит: модификация работы Микаэля Хэггстрема)
Количество сна, которое мы получаем, зависит от продолжительности жизни. Когда мы очень молоды, мы спим до 16 часов в день. Когда мы становимся старше, мы спим меньше. На самом деле, метаанализ, представляющий собой исследование, объединяющее результаты многих связанных исследований, проведенных в течение последнего десятилетия, показывает, что к тому времени, когда нам исполняется 65 лет, мы в среднем спим менее 7 часов в день (Ohayon, Carskadon, Guilleminault, & Vitiello, 2004).
Сознание: определение, примеры и теория
Сознание: определение, примеры и теория Келси Шульц, доктор философии. Кандидат Тот факт, что масса нервной ткани может удивляться своему собственному опыту удивления, является впечатляющим подвигом эволюции. Продолжайте читать, чтобы узнать больше о чудесах сознания.
Прежде чем читать дальше, если вы являетесь терапевтом, коучем или предпринимателем в области велнеса, обязательно скачайте нашу бесплатную электронную книгу Wellness Business Growth, чтобы получить советы экспертов и бесплатные ресурсы, которые помогут вам развивать свой бизнес в геометрической прогрессии. Вы терапевт, тренер или предприниматель в сфере велнеса? Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, какЭкспоненциально развивать свой бизнес в области велнеса! ✓ Сэкономьте сотни часов времени ✓ Зарабатывайте больше долларов быстрее Что такое сознание? (Определение)Термин «сознание» ускользал от точного определения на протяжении тысячелетий. Краткие определения сознания терпят неудачу, когда дело доходит до определения многомерности термина. Мы можем использовать слово «сознание» для описания перцептивного осознания (я осознаю человека передо мной), природы бодрствования и бдительности (когда человек теряет сознание под анестезией) или самосознания и интенциональности (сильно человек в состоянии алкогольного опьянения может не осознавать свои действия). Многие ученые и философы утверждают, что «сознание» лучше понимать как субъективный человеческий опыт; «я», о котором вы говорите, когда говорите «я люблю вас»; и опыт бытия собой. Примеры Сознания В дополнение к различным аспектам сознания — таким как восприятие, саморефлексия и т. д. — существуют различные состояния сознания, в которых некоторые или все эти аспекты действуют уникальным образом. Некоторые примеры различных состояний сознания включают:
Является ли сознание мозговым процессом?Связь между сознанием и мозговыми процессами, хотя и окутана тайной, хорошо задокументирована. Неясно, как и почему мозг (который, по сути, представляет собой горсть наэлектризованного мяса) порождает глубину и сложность человеческого опыта, но у нас есть достаточно убедительных доказательств, подтверждающих вывод о том, что они действительно функционально связаны. Одним из простых примеров функциональной связи между мозговыми процессами и сознанием является влияние анестезии на сознание. Анестезиологи могут включать и выключать сознание, изменяя химию вашего мозга с помощью определенных химических соединений. Галлюциногены — еще один простой пример взаимосвязи между химией мозга и сознанием. Галлюциногенные препараты, такие как псилоцибин (волшебные грибы) или ЛСД (иногда называемый «кислотой»), создают измененное состояние сознания, изменяя способ, которым различные части мозга взаимодействуют друг с другом. Мозговая основа сознания также подтверждается многочисленными научными исследованиями, которых мы коснемся чуть позже. Теория сознанияВ последние годы сознание стало популярной темой для исследований ученых и философов, и появилось несколько многообещающих теорий сознания. К ним относятся интегрированная теория информации, теория более высокого порядка, теория рекуррентной обработки и теория глобального рабочего пространства. Важно отметить, что это не обязательно конкурирующие теории. Справедливость одного не означает ошибочности других. Скорее, каждую из этих теорий можно рассматривать как отдельный подход к пониманию сознания с разными всеобъемлющими целями (Seth & Bayne, 2022). Интегрированная теория информации Теории высшего порядка Мета-представления — это в основном способность разума генерировать представления, построенные из представлений более низкого уровня. Например, представьте, что вы смотрите на дерево магнолии. Представление высшего порядка о дереве магнолии (дерево, как оно существует в вашем сознательном опыте) — это объединение представлений низшего порядка, таких как цвет, размер, форма, запах, контекст и любые воспоминания или предубеждения, которые у вас могут быть о нем. деревья магнолии. Теория повторного входа и прогнозирующей обработки Для лучшего обзора этой теории посмотрите это видео: Видео: Что такое сознание? Теории глобального рабочего пространства Уровни Сознания Уровни сознания, как они изучаются с научной точки зрения, основаны на поведении и активности мозга. Есть четыре основных уровня сознания, которые варьируются от полного отсутствия сознания до бдительного бодрствования, которое вы, вероятно, испытываете сейчас. К ним относятся кома, вегетативное состояние, состояние минимального сознания и бодрствование (Frith, 2019).
Термин «сознательный уровень» предполагает, что сознательные состояния упорядочены по одному измерению. Однако исследователи предполагают, что эта концептуализация является чрезмерным упрощением и что состояния сознания лучше понимать как области в многомерном пространстве, а не как уровни в иерархии. Эта многомерная концептуализация сознания оставляет место для других состояний сознания, таких как состояния сна или галлюцинации (Seth & Bayne, 2022). Исследования сознанияИсследования сознания процветали в последние годы, и доказательств, подтверждающих мозговую основу сознания, предостаточно. Было бы невозможно по-настоящему отдать должное широте и глубине исследования сознания, не посвятив этому свою жизнь, поэтому я выбрал лишь несколько исследований, чтобы дать вам представление о том, на что похоже исследование сознания. Исследование в сознании, пример 1 Их экспериментальный план немного напоминает бросание камня в воду и измерение того, как далеко распространяется рябь. Они возмущали небольшой участок мозга и наблюдали, как далеко простирается активность. Используя этот дизайн, они обнаружили, что когда клетки мозга стимулируются с помощью ТМС во время бодрствования, электрическая активность распространяется на несколько различных областей мозга и длится не менее 0,3 секунды. Когда их участники теряли сознание после введения анестезии, электрическая активность, генерируемая ТМС, оставалась в стимулируемой области и продолжалась менее 0,15 секунды. Сознательное исследование, пример 2 И наоборот, обучение, которое сопровождается сознательным осознанием, называется декларативным обучением. Уиллингем и его коллеги (2002) оценивали активность мозга, когда участники выполняли задание, которое вызывало либо процедурное, либо декларативное обучение, используя технику, называемую функциональной магнитно-резонансной томографией (фМРТ), которая позволяет увидеть активность мозга, связанную с конкретной задачей. Они обнаружили, что декларативное обучение было связано с активностью мозга, которая была более распространена, чем процедурное обучение. То есть сознательные процессы задействовали большую часть мозга, чем бессознательные процессы. СамосознаниеСамосознание иногда называют самореферентной обработкой (SRP) или, в просторечии, самосознанием. SRP относится как к сознанию нашего разума, так и к нашему телу и включает в себя то, как вы относитесь к себе, как вы чувствуете себя в своем теле, и ваш опыт от первого лица (каково это быть собой). Многие психологические расстройства связаны с аберрантным SRP. Например, социальное тревожное расстройство, по-видимому, связано с патологическим принятием точки зрения наблюдателя, а не точки зрения от первого лица. Другими словами, это включает в себя оценку себя и своего поведения с точки зрения других людей чаще, чем вы оцениваете себя с собственной точки зрения. Дисморфия тела и расстройства пищевого поведения также являются примерами неупорядоченного SRP, который включает неточное восприятие своего телесного «я» (Frewen et al., 2020). Сознание в психологии Когда дело доходит до психологии, необходимо некоторое рассмотрение сознания. Сознательный опыт, конечно же, находится в центре всех желаемых терапевтических результатов. То есть целью терапии обычно является улучшение качества чьего-то субъективного опыта. Сознание также является важной темой в психологии, потому что оно может облегчить понимание расстройств сознания, с которыми пациенты могут столкнуться во время терапии. Например, телесную дисморфию и депрессию можно рассматривать как расстройства сознательного восприятия себя. В психологической практике обязательно встречаются и другие расстройства сознания, например психозы. Медитация сознанияДля многих медитация является инструментом для достижения состояния чистого сознания. Другими словами, сознательный опыт, не омраченный внутренним диалогом и самоосуждением. Чтобы обсудить медитацию, необходимо разбить сложную концепцию самосознания на разные части. А именно, самосознание применительно к нашей идентичности и самосознание применительно к нашему опыту существования. Медитация подавляет первое, чтобы оставить больше места для второго (Fasching, 2008). Произвольное изменение состояния сознания, вызываемое медитацией, дает уникальную возможность изучить основы мозга при различных состояниях сознания. Например, недавние исследования показали, что различные виды медитации связаны с уникальными паттернами активности мозга (Lehmann et al., 2001). Цитаты СознанияВот несколько цитат, которые могут помочь вам по-новому взглянуть на сознание.
Статьи, связанные с сознаниемкниг, связанных с сознаниемЕсли вы хотите продолжать учиться дальше, вот несколько книг, которые могут вас заинтересовать.
Заключительные мысли о сознании Хотя истинная природа сознания остается неуловимой, ее значение для нашей жизни очевидно. В конце концов, какой была бы жизнь без него? Видео: Источник сознанияyoutube.com/embed/CmuYrnOVmfk?wmode=opaque» frameborder=»0″ allowfullscreen=»»>Не забудьте получить нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, какЭкспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес! Ссылки
|