Способ восприятия: что влияет и как устроено

Три способа восприятия информации

ТРИ СПОСОБА ВОСПРИЯТИЯ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Во время проведения тренингов я часто сталкиваюсь с тем, что у одних людей очень быстро формируются новые полезные навыки. А у других этот процесс идет очень тяжело, и часто навыки не формируются вовсе. Человек остается на том же месте, с тем же самым багажом, с которым пришел на обучение.

Зачастую это связано с тем, каким образом человек привык воспринимать новую информацию. У каждого из нас есть свой излюбленный способ. Который нам или помогает, или существенно мешает.

Давайте рассмотрим эти способы.

1.Критическое восприятие

Человек с самого начала настроен на защиту от новой информации. Он изначально не верит в то, что изменения в лучшую сторону возможны. В любых техниках и приемах он ищет изъян. А найдя, очень радуется: «Ну, вот! Я же говорил!». Люди с критическим восприятием нового оправдывают свое бездействие внешними обстоятельствами: нет времени; это слишком сложно; возраст уже не тот; если бы это работало, все бы уже так делали. И так далее.

Сознание человека закрыто от нового. Здесь подходит метафора закупоренного сосуда, в который невозможно ничего налить. В критическом восприятии нет ничего плохого, поскольку оно формируется на основе жизненного опыта. Оно страхует нас от необдуманных поступков и опасных авантюр. Проблема заключается в том, что при таком восприятии обучение чему-то новому становится практически невозможным.

При этом даже у людей, настроенных позитивно по отношению к новому, временами может возникать критическое восприятие какой-то информации. Как правило, это происходит, когда новое противоречит каким-то глубинным установкам. Например, мы всю жизнь считали, что в любом споре надо отстаивать свою точку зрения до конца. И когда нам говорят, что это всего лишь один из способов, и есть другие, — сознание начинает сопротивляться и искать подвох в новой информации. И чем дольше мы сопротивляемся, тем больше энергии уходит «в никуда». Поэтому при обучении важно понимать, что время от времени подобные ситуации обязательно будут возникать и относиться к ним спокойно.

2.Восторженное восприятие

В этом случае любая рекомендация радостно принимается на веру. Новая информация не подвергается критическому осмыслению и никак не адаптируется под конкретную ситуацию. Человек, окрыленный новыми знаниями, тут же бросается внедрять их в жизнь. При этом процесс реализации часто доводится до абсурда и практически никогда не бывает успешным.

Ведь в любом деле есть множество нюансов, которые необходимо просчитать, прежде чем начать применять изученное на практике. В результате опыт получается неудачным, человек расстраивается. И перекладывает ответственность за результат на преподавателя. «Это же вы мне сказали тверже отстаивать свою позицию. А я в результате поссорился с коллегами!». После нескольких таких неудачных опытов человек либо переходит к критическому восприятию, либо навсегда остается «горячим сторонником» любых изменений. Которым никогда не суждено воплотиться в жизнь.

Это пример «детской» позиции, когда у человека нет привычки брать на себя ответственность за собственные действия.

3.Адекватное восприятие

В этом случае человек готов открыто воспринимать новую информацию. Но прежде чем реализовать новые подходы на практике, он критически осмысливает, чем это может быть ему полезно, нет ли риска повредить что-то, что уже хорошо работает. Лишь в этом случае новые подходы встраиваются в уже сформированные процессы и улучшают жизнь.
Такой человек способен трезво оценить, подойдут ли именно ему те подходы, которые предлагаются. Например, какие-то переговорные техники хорошо подходят мужчинам. А в женском исполнении они не только ужасно выглядят, но и совершенно не работают. И наоборот. Тот, кто адекватно воспринимает новое, сразу видит, что ему «идет», а что нет. Такой человек не станет применять все подряд лишь потому, что это хорошо работает у другого. Он подумает, как это можно адаптировать под себя, попробует, внесет коррективы и лишь потом станет использовать на постоянной основе.

И это самый продуктивный способ. Ведь в данном случае человек готов меняться, и при этом несет полную ответственность за все изменения в собственной жизни.

Способы восприятия внешнего мира

Details
Просмотров: 8243
  • Предыдущая статья Работа с людьми: Принцип ‘Винни-Пухи и Пятачки’
  • Следующая статья Теория поколений
Настроить шрифт
  • Размер
  • Стиль
  • Режим чтения

В нейролингвистическом программировании (НЛП) есть понятие «репрезентативная система», означающее преимущественный способ получения человеком информации из внешнего мира.

Подробно мы здесь данную тему разбирать не будем, так как она является, строго говоря, слишком психологической для книги по менеджменту, однако в необходимом для понимания объеме пробежимся, чтобы учитывать в дальнейшем.

Человек в один и тот же момент достаточно ограничен в способах восприятия информации. Например, если вы читаете сложный текст в учебнике, одновременно слушаете, что вам рассказывает собеседник, и пытаетесь разглядеть прогноз погоды по телевизору, то, скорее всего, не получится ни первое, ни второе, ни третье. Или, к примеру, каждый из нас с вами попадал в ситуацию, когда за чтением интересной книги в общественном транспорте проезжаешь свою остановку; при этом лучше вспомнить такую ситуацию в метро, так как там все станции обязательно объявляют. И нашу с вами, ту, которую мы пропустили, объявляли, и объявление мы, естественно, слышали. Просто наш мозг отфильтровал ненужную в тот момент информацию, вот мы на нее и не отреагировали. Так происходит и в других случаях, мы подсознательно фильтруем всю информацию и воспринимаем ее с разной степенью внимания.

Тип репрезентативной системы конкретного человека определяется исходя из того, какие органы чувств человек использует для восприятия преимущественно.

Выделяют несколько типов людей в зависимости от их репрезентативных систем.

Визуалы — люди, опирающиеся в основном на информацию, полученную из визуального источника, то есть на ту, которую они видят своими глазами; они часто хорошие рассказчики, могут представить себе картину и описать ее. Зрение и слух у них работают как бы вместе, если они не видят то, о чем идет речь, то как будто они и не слышат.

Аудиалы ориентируются в основном на слух, сами тоже очень любят говорить; используют практически любую возможность вступить в диалог. На вопрос «как дела?» будут действительно рассказывать, как у них дела.

Кинестетики — люди, которые ориентируются на свои чувства (тактильные ощущения), в том числе запах и вкус. Это люди действия, им необходимо ходить, двигать, нажимать, тыкать; вовсе не обязательно они будут очень активными, просто их инструмент восприятия — тело. Читая, например, инструкцию по эксплуатации, они не могут усидеть, пока не попробуют на практике, наверное, поэтому инструкции у них часто недочитанные.

Дигиталы опираются на собственные выводы относительно информации, которую они получили по трем вышеназванным каналам. Про них говорят, что они не сочувствуют другим людям, они понимают.

Определить человека, относящегося к той или иной группе, вполне возможно по словам в его речи, которые соответствуют его репрезентативной системе.

  • Визуалы чаще всего используют: «Давайте посмотрим на проблему с другой стороны», «Я вижу, что у вас есть какие-то сомнения», «Выглядит убедительно»;
  • Аудиал скажет вам: «Что-то я не слышал об этом раньше», «Звучит убедительно»;
  • Кинестетик: «Чувствую подвох!», «Не ощущаю себя в своей тарелке»;
  • Дигитал будет выдержан и скажет: «Считаю, что нужно подписывать контракт», «Думаю, это выгодно».

Одним из способов применения знания, какая система восприятия для человека преимущественная, является использование «его терминологии» в разговоре с ним. В таком случае, как говорят психологи, у него будет снижаться критичность при восприятии того, что является предметом вашего диалога. Это очень важно при вашей совместной работе, так что подстраивайтесь.

В разных источниках приводятся различные соотношения представителей разных психотипов, поэтому сложно сказать, сколько процентов среди нас визуалов, кинестетиков или аудиалов. Цифры, к примеру, по визуалам расходятся в разы — от 25 до 85%, в связи с этим приводить их здесь не будем, да и смысла в этом большого нет в связи со следующим.

Люди, как правило, редко бывают «исключительно аудиалами» или «только кинестетиками», часто у них используется при анализе информации более чем один канал восприятия, даже если один доминирующий.

В связи с этим возьмите за правило для наиболее эффективной встречи с человеком (сотрудником, клиентом или даже своим руководителем) стараться воздействовать на несколько каналов восприятия информации одновременно.

На практике это выглядит так. Вы что-то рассказываете (для аудиалов), одновременно рисуете визуальные образы, графики, схемы на доске или листе бумаги (для визуалов) и даете собеседнику в руки заранее подготовленный материал на бумаге (кинестетикам).

В таком случае вероятность того, что вам удастся «достучаться» до человека, значительно выше.

Формула менеджмента. Практическое пособие начинающего руководителя / Тимур Дергунов. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.
Опубликовано с разрешения издательства

  • Предыдущая статья
    Работа с людьми: Принцип ‘Винни-Пухи и Пятачки’
  • Следующая статья Теория поколений

Вот как восприятие создает вашу реальность | Тони Фахкри | Mission.

org

«Есть вещи известные и есть вещи неизвестные, а между ними находятся двери восприятия». — Олдос Хаксли

Восприятие — замечательное явление.

Автор Грегори Бернс утверждает в Iconoclast, «Восприятие — это способ мозга интерпретировать неоднозначные визуальные сигналы в наиболее вероятном из возможных объяснений. Эти объяснения являются прямым результатом прошлого опыта .

Короче говоря, восприятие равняется сумме ваших прошлых обусловленностей. В соответствии с этой идеей я приглашаю вас принять участие в следующем мысленном эксперименте, чтобы проверить эту модель.

Предположим, вы выросли в бедной семье с небольшим количеством материальных благ. Ваша постоянная забота о деньгах приводит к тому, что вы принимаете менталитет дефицита. Со временем у вас разовьются негативные убеждения, связанные с деньгами, поскольку ваше прошлое изобиловало свидетельствами того, что денег не хватает.

Теперь рассмотрим альтернативный вариант.

Вы выросли в богатой семье, живущей в богатом районе: у вас есть горничные, дворецкие и шофер. Вам предоставляются лучшие предметы роскоши, в которых вы когда-либо могли нуждаться. Ваша семья имеет интересы СМИ в процветающей глобальной империи, в которой вы участвуете. Регулярные путешествия на частном самолете компании и отдых на экзотических курортах для вас – норма.

Как вы думаете, какое отношение к деньгам у вас может сложиться в описанном выше сценарии?

Я уверен, что процветание, изобилие и богатство будут общими для вас, учитывая ваше отношение к богатству. Вы ожидаете, что деньги будут легко доступны, поскольку реальность диктует их изобилие.

Природа жизни в материальном мире означает, что наша реальность становится холстом, на котором мы понимаем нашу окружающую среду.

Восприятие основано на созданной нашим разумом модели мира, так что жизнь отражает наши убеждения и мнения. Это Стивен Р. Кови напоминает нам в 7 навыков высокоэффективных людей , «Чтобы эффективно изменить себя, нам сначала нужно изменить свое восприятие».

Аналогичный пример: некоторые люди верят в институт брака, в то время как другие считают, что отношения заканчиваются разочарованием или разводом.

Тем не менее, ни одна из сторон не права и не виновата.

Их восприятие окрашено их восприятием реальности. Ваш жизненный опыт порождает искаженных взглядов на мир, наблюдаемых через ваши самодельные фильтры. Я имею в виду в самом лучшем смысле. Фильтры, которые мы используем для создания реальности, предвзяты по нескольким причинам, и наименьшая из них утверждает, что они являются продуктом нашего прошлого.

«Все подлежит интерпретации. Какая бы интерпретация преобладала в данное время, она зависит от силы, а не от истины». — Фридрих Ницше

В начале семинара я часто напоминаю аудитории цитату Томаса Дьюара, которая гласит: «Разум подобен парашюту; лучше всего они работают в открытом состоянии». Таким образом, чтобы оценить реальность и соединиться с Истиной, нам полезно рассмотреть противоположные точки зрения и найти согласие где-то посередине.

По моему мнению, большинство людей быстро выносят суждения, прежде чем доверять другим. В большинстве случаев они ссылаются на сформированные воспоминания, чтобы построить неточную оценку ситуации.

Вспомните ситуацию, в которой вы поспешили с выводами. Возможно, вы полагали, что были правы, а другая сторона ошибалась.

Мне вспомнился недавний случай. Мой друг рассказывает историю о молодом человеке в автобусе, который не уступил свое место пожилому пассажиру, стоявшему рядом. Мой друг быстро пришел к выводу, что ему не хватает манер, раз он не предложил свое место старшему пассажиру.

В то время мой друг мало что знал о том, что в тот день молодому человеку был поставлен протез ноги в связи с мотоциклетной аварией. Протезист посоветовал ему занять место в автобусе, так как стояние на протезе приведет к дальнейшему отеку ампутированной конечности. Так как автобус был битком набит пассажирами, молодой человек был рад найти место, чтобы отдохнуть.

Доехав до той же остановки, мой друг завел разговор с мужчиной, который раскрыл всю историю. Достаточно сказать, что она чувствовала раскаяние, учитывая, что пожилая женщина не выглядела больной и могла стоять без посторонней помощи.

Приведенный выше сценарий является крайним примером, иллюстрирующим, как наши суждения ухудшают наше восприятие. У нас редко бывает подробная картина ситуации, пока мы не копнем глубже.

«Часто мы не осознаем, что на наше отношение к чему-то повлияло то, сколько раз мы сталкивались с этим в прошлом». — Роберт Б. Чалдини

В своей высоко оцененной книге Влияние: психология убеждения, Роберт Б. Чалдини пишет: «Часто мы не осознаем, что на наше отношение к чему-то повлияло то, сколько раз мы сталкивались с этим в прошлое.»

Предполагая свое суждение, моя подруга обратилась к своей предвзятой памяти, чтобы интерпретировать данный случай. Основываясь на прошлых отзывах, она ошибочно заключила, что молодой человек был груб, что явно было не так.

Эта простая история усиливает необходимость воздерживаться от суждений, потому что мы часто привносим свои собственные предубеждения в данный момент. Толерантность к другим укрепляет наше самосострадание и самотерпимость. Мы формируем нашу реальность, используя другой фильтр для восприятия жизни.

Когда возникает ситуация, с которой вы не знакомы, вместо того, чтобы добавлять к ней повествование, рассмотрите вместо этого следующую точку зрения:

«Что еще может происходить под поверхностью, о чем я не подозреваю?»

Наверняка за кулисами всегда что-то гноится, о чем мы не подозреваем. Если вы быстро бросаете клевету, вы ограничиваете свой опыт реальности.

Отношения позволяют нам исследовать новые идеи в уникальной обстановке. Исследуя и интегрируя эти идеи, мы формируем новые горизонты, на которых расширяется наша реальность.

Ваше восприятие реальности всегда будет зависеть от прошлого опыта и убеждений.

Чтобы осознавать и бодрствовать, вы становитесь сознательным творцом своей судьбы, осознавая, что в нашем существовании всегда будет нечто большее, чем кажется на первый взгляд.

Чтобы прожить замечательную жизнь, вы должны предпринимать последовательные действия, несмотря на свои страхи и сомнения.

Загрузите БЕСПЛАТНУЮ КОПИЮ моей исчерпывающей электронной книги: НАВИГАЦИЯ ПО ЖИЗНИ и начните свое путешествие к величию уже сегодня!

Различия в восприятии

Кто-то может сказать то, что вы считаете простым восклицательным предложением — «Заработай кредит в колледже, учась за границей!» страна?» Что делает вас членом группы? То, как вы различаете тех, кто принадлежит к нашей семье, группе или сообществу, и тех, кто не принадлежит, занимает центральное место в нашем исследовании коммуникации. Научиться видеть проблемы и события с разных точек зрения может быть непростой задачей, но усилия того стоят. Более глубокое понимание друг друга может положительно повлиять на наше общение и повысить степень, в которой мы можем делиться и понимать смысл на разных языках, в разных культурах и с разными точками зрения.

Почему мы все не сходимся во взглядах?

Люди воспринимают вещи по-разному. Мы выбираем различные аспекты сообщения, чтобы сосредоточить наше внимание на том, что нас интересует, что нам знакомо или что мы считаем важным. Часто наши навыки слушания нуждаются в улучшении. Слушание и мышление напрямую связаны. Когда вы читаете, что вы слышите? Когда вы разговариваете с кем-то, что вы слышите? Если звук ваших мыслей или голоса является хотя бы одним из ваших ответов, то общение не происходит. Попробуйте прочитать этот абзац еще раз, не прерываясь. Возможно, вы склонны пролистывать слова или сосредотачиваться на ключевой лексике, но если вы позволяете своим мыслям отклоняться от текста, который вы читаете, даже на мгновение, вы прерываете процесс обработки написанного слова или чтения. Перерывы ухудшают вашу способность понимать и запоминать информацию и еще больше усложняют учебу.

Чтобы лучше понять восприятие, мы рассмотрим, как вы решаете обращать внимание, запоминать и интерпретировать сообщения в процессе общения.

Индивидуальные различия в восприятии

Почему люди воспринимают вещи по-разному? Чтобы ответить на вопрос, вспомните, что все мы занимаемся отбором или выбираем одни стимулы, игнорируя другие. Мы существуем как личности внутри сообщества, независимо от того, осознаем ли мы это. Вам нравится музыка 80-х? Предпочитаете Битлз? Ничего до 2005 года? Ваши вкусы в музыке связаны с чувствами, и то, что вы выбираете, зависит от вашего контекста и окружающей среды. На ваши привычки, ценности и взгляды на жизнь влияет то, откуда вы родом и где находитесь.

Атрибуты, которые заставляют людей воспринимать вещи по-разному, известны как индивидуальные различия. Атрибуты, которые заставляют разных людей воспринимать вещи по-разному. Давайте рассмотрим несколько наиболее важных из них.

Физические характеристики влияют на то, как мы воспринимаем информацию и реагируем на нее. Вас могут попросить разработать табличку с надписью «Береги голову», которая будет размещена рядом с навесом высотой шесть футов шесть дюймов над уровнем пола. В то время как некоторым очень высоким людям придется беспокоиться о том, чтобы не удариться головой о навес, большинство людей в мире не такие высокие. Высокие и невысокие люди будут воспринимать этот знак по-разному.

Ваше психологическое состояние также может влиять на то, что вы читаете и слушаете, и почему вы это делаете. Папка с инструкциями по чрезвычайным ситуациям на стене рядом с аптечкой не имеет для вас большого значения, пока один из сотрудников не упадет и не получит несколько сильных порезов и синяков. Если бы вас попросили спроектировать папку и ее содержимое, могли бы вы предвидеть психологическое состояние беспокойства, которое, вероятно, возникнет, когда кому-то понадобится информация? Если это так, то вы можете использовать четкие маркированные списки, краткие, повествовательные предложения и диаграммы для четкого общения.

Ваше культурное происхождение играет важную роль в том, что и как вы воспринимаете окружающий мир. Вы можете быть из культуры, которая ценит сообщество. Например, сообщение через рекламу гласит: Выделиться из толпы . Учитывая ваше культурное происхождение, этот лозунг может оказаться не очень эффективным для привлечения вашего внимания.

Наш набор восприятия включает наши взгляды, убеждения и ценности в отношении мира. Возможно, вы слышали фразу «смотреть на мир через розовые очки» и даже можете привести кого-то в пример. Мы познаем мир через опосредованные образы и массовую коммуникацию. Мы также узнаём друг друга межличностно в группах. Все эти переживания помогают формировать наши мысленные ожидания того, что происходит и что произойдет.

Подумайте о предпочтениях вашего бренда, выборе транспорта, самовыражении через одежду, прическу и украшения — все эти внешние символы каким-то образом представляют то, как вы видите себя в своем сообществе и в мире. Мы можем расширить эту перспективу многими способами, как положительными, так и отрицательными, и увидеть, что понимание точки зрения аудитории приобретает новый уровень важности.

Key Takeaway

На наше восприятие влияют наши индивидуальные различия и предвзятые представления.

Упражнения

  1. Когда вы смотрите фильм с друзьями, обязательно поговорите об этом после просмотра и послушайте, как каждый из участников воспринял некоторые аспекты фильма.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts