Урок-лекция по психологии «Способности»
Тема 2.12. Способности
План:
1. Понятие о способностях и задатках
2. Уровни развития способностей
3. Виды способностей
4. Условия развития способностей
5. Педагогические способности.
1. Понятие о способностях и задатках
Что дает основание говорить о наличии у человека способностей к какой-то деятельности? Основанием служат два показателя: быстрота овладения деятельностью и качество достижений. Человека считают способным, если он, во-первых, быстро и успешно овладевает какой-либо деятельностью, легко в сравнении с другими людьми приобретает соответствующие умения и навыки и, во-вторых, добивается достижений, значительно превосходящих средний уровень.
Способности — это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения.
Обратим внимание на важнейшие стороны этого определения. Во-первых, способности — это индивидуальные особенности, т.е. то, что отличает одного человека от другого. Во-вторых, это не просто особенности, а психологические особенности. Поэтому длинные, гибкие пальцы (особенности пианиста) или высокий рост (особенности баскетболиста) не являются способностями, хотя и помогают добиться успеха в соответствующей деятельности. И наконец, способности — это не всякие индивидуально-психологические особенности, а лишь те, которые соответствуют требованиям определенной деятельности.
Иными словами, под способностями понимают свойства, или качества, человека, делающие его пригодным к успешному выполнению определенной деятельности. Нельзя быть просто «способным» или «способным ко всему», безотносительно к какому-либо определенному занятию. Всякая способность обязательно является способностью к чему-нибудь, к какой-либо деятельности. Способности и проявляются, и развиваются только в деятельности, и определяют большую или меньшую успешность в выполнении этой деятельности.
К способностям относятся, например, музыкальный слух и чувство ритма, необходимые для успешных занятий музыкой; конструктивное воображение, необходимое для выполнения деятельности конструктора, инженера; быстрота двигательных реакций, необходимая при занятиях некоторыми видами спорта; тонкость цветоразличения для художника-живописца.
Наряду с индивидуальными особенностями психических процессов (ощущений и восприятия, памяти, мышления, воображения) способностями являются и более сложные индивидуально-психологические особенности. Они включают эмоционально-волевые моменты, элементы отношения к деятельности и некоторые особенности психических процессов, но не сводятся к каким-либо частным психическим проявлениям (таковы, например, педагогический такт, математическая направленность ума или эстетическая позиция в области литературного творчества).
Любая деятельность требует от человека не одной способности, а ряда взаимосвязанных способностей.
Недостаток, слабое развитие какой-либо одной частной способности могут быть компенсированы (возмещены) за счет усиленного развития других. Это свойство компенсации способностей дает довольно широкие возможности для овладения различными видами деятельности, выбора профессии. Отсутствие отдельной частной способности можно компенсировать также упорным трудом, настойчивостью, напряжением сил.
Способности формируются, а следовательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей. Нельзя говорить о способностях к музыке, если ребенок еще не занимался хотя бы элементарными формами музыкальной деятельности, если его еще не обучали музыке. Только в процессе этого обучения (причем правильного обучения) выяснится, каковы его способности, быстро и легко или медленно и с трудом будут формироваться у него чувство ритма, музыкальная память.
Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение его жизни, под влиянием обучения и воспитания. Иными словами, способности — прижизненное, а не врожденное образование.
Следует подчеркнуть тесную и неразрывную связь способностей со знаниями, умениями, навыками. С одной стороны, способности зависят от знаний, умений, навыков — в процессе приобретения знаний, умений и навыков развиваются способности. С другой стороны, знания, умения и навыки зависят от способностей — способности позволяют быстрее, легче, прочнее и глубже овладеть соответствующими знаниями, умениями и навыками.
Но отождествление способностей и знаний, умений, навыков было бы грубой ошибкой. Недостаточное знание или неумение нельзя принимать за отсутствие способностей. Серьезную ошибку допустит тот учитель, который поспешно и поверхностно сделает вывод об отсутствии способностей у ученика на основании того, что ребенок мало знает, имеет пробелы в знаниях, не обладает необходимыми знаниями и умениями.
Обучение и воспитание, условия жизни и деятельности человека активно формируют его способности. Но означает ли это, что природные, биологические факторы не играют вообще никакой роли в процессе формирования способностей? Нет, не значит. Природные предпосылки развития способностей называют задатками.
Задатки — некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обусловливают природные индивидуальные различия между людьми.
Задатки влияют на процесс формирования и развития способностей. При всех прочих равных условиях наличие благоприятных для данной деятельности задатков способствует успешному формированию способностей, облегчает их развитие.
К задаткам относятся некоторые врожденные особенности зрительного и слухового анализаторов. В качестве задатков выступают также типологические свойства нервной системы, от которых зависит быстрота образования временных нервных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, выносливость нервной системы, умственная работоспособность. Задатками могут являться и индивидуальные особенности строения отдельных участков коры головного мозга.
Задатки, прежде всего, проявляются в склонностях к определенному виду деятельности или в повышенной любознательности ко всему.
Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка, (или взрослого) к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой) . Нередко это стремление замечается довольно рано, увлечение деятельностью происходит даже в неблагоприятных условиях жизни. Очевидно, склонность свидетельствует о наличие определенных природных предпосылок к развитию способностей. Трудно предположить что-нибудь другое, когда ребенок, например, вне музыкальной среды с большой радостью слушает музыку и совершает многократные пробы музицировать без внешнего побуждения. То же самое относится и к рисованию, конструированию и т. п.
Наряду с истинной склонностью имеется и ложная, или мнимая. При истинной склонности можно наблюдать не только неодолимое тяготение к деятельности, но и быстрое продвижение к мастерству, достижение значительных результатов. При ложной или мнимой склонности, обнаруживается или поверхностное, часто созерцательное отношение к чему-либо, или же деятельное увлечение, но с достижением посредственных результатов. Чаще всего такая склонность бывает следствием внушения или самовнушения, иногда того и другого вместе, без наличия потенциальных возможностей развития.
Следует помнить, что задатки не заключают в себе способностей и не гарантируют их развития. Задатки — это только одно из условий формирования способностей. Ни один человек, какими бы благоприятными задатками он ни обладал, не может стать выдающимся музыкантом, художником, математиком, поэтом, не занимаясь много и настойчиво соответствующей деятельностью.
В жизни много примеров, когда люди с весьма благоприятными задатками так и не смогли реализовать в жизни своих возможностей и оставались заурядными исполнителями как раз в той деятельности, в которой они могли бы добиться больших успехов, если бы по-иному сложилась их жизнь. И наоборот, даже при отсутствии хороших задатков трудолюбивый и настойчивый человек с сильными и устойчивыми интересами и склонностями к какой-либо деятельности может добиться в ней известных успехов.
Нельзя считать, что каждой способности соответствует свой определенный задаток. Задатки многозначны. Это значит, что на основе одного и того же задатка могут выработаться разные способности. Например, на основе такого задатка, как быстрота, точность, тонкость и ловкость движений, могут в зависимости от условий жизни и деятельности выработаться и способность к плавным и координированным движениям тела гимнаста, и способность к тонким и точным движениям руки хирурга, и способность к быстрым и пластичным движениям пальцев скрипача.
При наличии благоприятных задатков и при оптимальных условиях жизни и деятельности способности у ребенка, например музыкальные, литературные, художественно-изобразительные, математические, могут формироваться очень рано и развиваться весьма быстро (что и создает иногда иллюзию врожденности способностей). В. А. Моцарт стал сочинять первые музыкальные пьесы в 3-4 года. Знаменитый художник К. П. Брюллов в 9 лет поступил в Академию художеств, А. С. Пушкин стал сочинять стихотворения с 8, Н. А. Некрасов-с 9 лет. Сообщалось о пятилетнем музыканте Алеше Панове, который с удивительным мастерством исполнял на память произведения Бетховена, Моцарта, Чайковского. В 1969 г. безвременно скончалась 17-летняя Надя Рушева, которую специалисты считали и
Однако следует предупредить, что отсутствие ранних достижений не свидетельствует об отсутствии способностей. Например, такие крупнейшие таланты, как знаменитый математик Н. Н. Лузин, биологи Л. Пастер и К. Линней, писатели В. Скотт, С. Т. Аксаков, И. А. Гончаров, В. Я. Шишков, проявили себя в относительно позднем возрасте.
2. Уровни развития способностей
Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокую способность овладевать умением, усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеей. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.
В процессе овладения знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой. Соответственно изменяется и структура его способностей. Как известно, даже очень одаренные люди начинали с подражания, а затем, только по мере приобретения опыта, проявляли творчество.
Учеными установлено, что не отдельные способности как таковые непосредственно определяют возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, а лишь то своеобразное сочетание этих способностей, которое характеризует данную личность.
Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.
По справедливому замечанию А. В. Петровского, уделяя основное внимание первой части слова «вундеркинд» (по-немецки Wunder — чудо, Kind — ребенок), мы невольно предаем забвению вторую его часть. «Между тем самое существенное для понимания этого интересного явления заключается в том, что все эти вундеркинды остаются детьми со своими ребячьими особенностями, хотя и преобразованными и измененными самим фактом необычности их дарования».
Высокая ступень развития способностей называется талантом. Талантливые люди способны решать в какой-то области знаний или практики сложные теоретические и практические задачи, способны создавать материальные или духовные ценности, отличающиеся новизной и имеющие прогрессивное значение. В этом смысле мы говорим о талантливых ученых, писателях, учителях, художниках, конструкторах, руководителях и пр.
Талант может проявляться в любой человеческой деятельности, а не только в области науки или искусства. Талантливым может быть и лечащий врач, и учитель, и квалифицированный рабочий, и руководитель и др. Талантливыми также называют людей, способных быстро усваивать знания и правильно применять их в жизни и в своей деятельности. Это талантливые ученики и талантливые студенты, талантливые скрипачи и пианисты, талантливые инженеры и строители.
Гениальность — это наивысшая степень проявления творческих сил человека. Это создание качественно новых творений, открывающих новую эру в развитии культуры, науки, практики. Так, А.С. Пушкин создал произведения, с появлением которых начинается новая эпоха в развитии русской литературы и русского литературного языка.
Можно сказать так: гений открывает и создает новое, а талант это новое понимает, быстро усваивает, прилагает к жизни и продвигает вперед.
Гениальные и талантливые люди — это люди с очень развитым умом, наблюдательностью, воображением.
У многих выдающихся людей высокие способности проявлялись в разных областях знания. видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. И это же должен и математик».
3. Виды способностей
Различают способности общие, которые проявляются везде или во многих областях знания и деятельности, и специальные, которые проявляются в какой-то одной области.
Достаточно высокий уровень развития общих способностей — особенностей мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, умственной активности, любознательности, творческого воображения и пр. — позволяет достигать значительных результатов в самых разных областях человеческой деятельности при интенсивной, заинтересованной работе. Почти не бывает людей, у которых равномерно выражены все перечисленные выше способности. Например, Ч. Дарвин отмечал: «Я превосхожу людей среднего уровня в способности замечать вещи, легко ускользающие от внимания, и подвергать их тщательному наблюдению».
Специальные способности — это способности к определенной деятельности, которые помогают человеку достигать в ней высоких результатов. Главное различие между людьми состоит не столько в степени одаренности и количественной характеристике способностей, сколько в их качестве — к чему именно он способен, какие это способности. Качество способностей и определяет своеобразие и неповторимость одаренности каждого человека.
Специальные способности классифицируются в соответствии с различными областями деятельности человека: литературные способности, математические, конструктивно-технические, музыкальные, художественные, лингвистические, сценические, педагогические, спортивные, способности к теоретической и практической деятельности, духовные способности и др.
Все частные способности объединяются стержневой способностью — математической направленностью ума, связанной с потребностью в математической деятельности.
И общие, и специальные способности неразрывно связаны друг с другом. Лишь единство общих и специальных способностей отражает истинный характер способностей человека.
4. Условия развития способностей
Для успеха в деятельности, кроме наличия способностей необходим ряд черт характера, прежде всего трудолюбие, организованность, сосредоточенность, целеустремленность, настойчивость. Без наличия этих качеств даже выдающиеся способности не приведут к надежным, значительным достижениям.
Очень важны такие качества личности, как самокритичность, требовательность к себе..
Очень важна и такая черта характера, как скромность.
Одна из задач системы воспитания — всестороннее развитие способностей у всех детей. Одностороннее, узкое, однобокое развитие ребенка, когда он проявляет яркие способности в какой-либо одной области при глубоком равнодушии ко всему остальному, неправильно. Конечно, интерес, связанный со способностями, должен доминировать, но при этом учитель стремится к всестороннему, гармоническому развитию личности ребенка, повышению его общей культуры и расширению кругозора. Только такое развитие обеспечивает подлинный расцвет способностей.
Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям.
Во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребенок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у него возникнет стремление по собственной инициативе, без принуждений заниматься ею. Живая заинтересованность, желание выполнить работу возможно лучше, а не формальное, равнодушное и безразличное отношение к ней — необходимые условия того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей.
Во-вторых, деятельность ребенка должна быть по возможности творческой. Например, для развития литературных способностей полезно постоянно и систематически упражняться в написании очерков, рассказов и стихотворений и в их последующем детальном разборе в кружке; полезны специальные экскурсии в природу с установкой на наблюдательность и эстетическое восприятие действительности с последующим красочным и выразительным описанием виденного и слышанного.
В-третьих, важно организовать деятельность ребенка так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности. Особенно нуждаются во все более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже определившимися способностями.
Важно формировать у детей правильное отношение к своим способностям, успехам и достижениям. Никоим образом нельзя прямо или косвенно внушать ребенку мысль о его исключительности, превосходстве над другими, не следует чрезмерно восторгаться способностями .детей, захваливать их, противопоставлять их другим детям. Наоборот, надо внушать способному ребенку, что он вовсе не исключительный человек, что другие дети тоже обладают способностями, и если он превосходит товарищей в одном, то они превосходят его в другом.
5. Педагогические способности. Круг педагогических способностей очень велик. Он охватывает всю структуру педагогической деятельности. Психологи и педагоги, исследовавшие профессиограмму учителя, выделяют различные способности учителя.
К педагогическим способностям относят (по Крутецкому В.А.):
1. Дидактические способности — способности передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.
2. Академические способности — способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.).
3. Перцептивные способности — способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.
4. Речевые способности — способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.
5. Организаторские способности — это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.
6. Авторитарные способности — способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.
7. Коммуникативные способности — способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.
8. Педагогическое воображение (или прогностические способности) — это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащегося, связанного с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.
9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности; имеет особое значение для работы учителя.
как способности влияют на профессию – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)
В 2016 году в журнале TIME была опубликована статья «Что делает гения гением?». Уолтер Айзексон выделил 5 пунктов:«Быть гением и обладать исключительными интеллектуальными способностями не одно и то же».
Уолтер Айзексон главный редактор журнала TIME, биограф Стива Джобса
-
Страсть к совершенству. Самое главное, что нужно знать о гениях — гениальность не равняется интеллекту. «В определенный момент жизни становится очевидно, что умных людей полным-полно. Особенным человека делает воображение. Способность мыслить иначе»
-
Любовь к простоте. Красота продуктов Apple, конечно, состоит в их простоте.
-
Умение заставить других сделать немыслимое. Фокус Джобса был в том, чтобы не поддаваться на сомнения и колебания других людей. Наоборот, когда сотрудники или коллеги заявляли, что задача неразрешима, Джобс просто пялился на них, а потом говорил: «Не бойтесь. Вы это можете».
-
Способность усомниться в других гениях. Лишь оспорив одну из теорий Ньютона, Эйнштейн набрел на теорию относительности.
-
Уважение к разнообразию. Бенджамин Франклин, по словам Айзексона, обладал качеством, какое люди обычно не ассоциируют с фигурой гения. Его гений проявлялся в терпимости. Он понимал, что общество более разнообразное, более терпимое к каждому человеку будет и более сильным.
Задатки
Задатки – это врожденные, устойчивые психо- и анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.
В качестве задатков выделяются анатомические особенности строения анализаторов (зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, тактильный, вестибулярный) и связанные с ними области коры головного мозга. Задатки являются основой способностей, которые обнаруживаются и развиваются при благоприятных условиях только в процессе деятельности.
Характерно, что на основе одних и тех же задатков могут развиваться разные способности: например на основе хорошо развитого слухового анализатора могут сформироваться разные музыкальные способности: абсолютный слух, чувство ритма, музыкально-слуховые представления. Человек с абсолютным слухом может стать гениальным певцом, гениальным дирижером, гениальным композитором.
Способности
Способности — это индивидуально-психологические особенности человека, которые проявляются в деятельности и являются условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся.
Существуют различные подходы к определению способностей, но наиболее глубокий анализ проблемы способностей был дан Б.М. Тепловым, основателем школы дифференциальной психологии и научным руководителем лаборатории «Психофизиология индивидуальных различий». Согласно его концепции, врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками.
Способности человека — это лишь возможность для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий:
-
от того, нужны ли будут эти знания и навыки человеку;
-
будут ли заинтересованы окружающие его люди (семья, школа, друзья) в том, чтобы он овладел этими знаниями и умениями;
-
от того, как его будут обучать;
-
от того, как будет организована трудовая деятельность, в которой эти знания и умения понадобятся и закрепятся и т. д.
Способности — это возможность, а достигнутый уровень мастерства в том или ином деле — это действительность. Можно ли измерить и развить способности?
А.В. Петровский утверждает, что «способности обнаруживаются только в деятельности, и только в такой, которая не может осуществляться без наличия этих способностей».
«Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его не пытались обучать рисовать. Только в процессе обучения рисунку и живописи может выясниться , есть ли у обучающегося способности. Это обнаружится в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения, научается видеть прекрасное в окружающем мире».
Артур Владимирович Петровский советский и российский психолог, специалист в области истории психологии, социальной психологии и психологии личности
В настоящее время наука не располагает средствами, при помощи которых можно было бы путем однократного испытания сделать вывод о способностях человека.
Способность существует только в развитии и не существует вне конкретной деятельности человека, а формирование ее происходит в условиях обучения и воспитания.
Самый верный путь определения способностей человека — это выявление динамики успехов в процессе обучения и деятельности.
Уровни развития способностей
Развитие способностей проходит нелинейно, выделяют три уровня их развития:
-
Одаренность.
-
Талант.
-
Гениальность.
«Гений: 1% вдохновения и 99% пота».
Томас Эдисон
Одаренность
Это особый уровень развития способностей. Одаренность — системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный человек — это человек, который выделяется яркими, очевидными , иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Талант
Талант — выдающиеся способности человека, проявляемые в определённой сфере деятельности, позволяющие на основе принятия нестандартных решений добиваться высоких результатов.
Талант — незаурядные способности, которые появляются с приобретением опыта и позволяют добиться успеха в выбранном виде деятельности.
Упрощенно: талант — это то, что получается делать лучше всего. Однозначного ответа на вопрос о генетической предрасположенности к тем или иным талантам нет, но большинство ученых все же склоняются к мнению, что задатки закладываются еще до рождения, формируя одаренность человека. В семье Баха, например, было много способных музыкантов.
Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом. Например, наличие феноменальной памяти. Так, в медицинской практике описан случай с человеком, который ничего не мог забыть, он дословно мог передать содержание статьи, прочитанной несколько дней назад, и при этом не мог выразить ни одной собственной мысли.
Талант — это определенное сочетание способностей, их совокупность. При относительной слабости какой-либо способности она может быть компенсирована другой.
Гениальность
Гениальность — высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающий его выдающейся личностью в определенной области или сфере деятельности. Редкое проявление и неординарность гениального человека породили множество попыток объяснения этого феномена. Так, одни относят гениев к медиумам, с чьей помощью некое высшее существо сообщает человечеству результаты своих неповторимых размышлений.
Другие считают, что проявление гениальности связано с определенными нарушениями психики. Например, лихорадочное состояние гениев во время творчества сходно с маниакальным возбуждением, а характерные признаки паранойи (эгоцентризм, повышенное чувство собственного достоинства, излишняя настойчивость в своих действиях, отсутствие угрызений совести, приверженность одной идее) — типичные характеристики гения.
Некоторые психологи полагают, что человеческий мозг несет в себе огромную, пока далеко не используемую избыточность природных возможностей и что гениальность — это не отклонение от нормы, а напротив, высшая полнота проявления природных возможностей.
Но другие говорят о том, что грань между гениальностью и нарушением психики очень тонка и порой может быть размыта.
Талант и гениальность: сходства и различия понятий
Это разные степени развития потенциала человека. Оба эти качества закладываются еще на генетическом уровне, но талант — в виде задатков или способностей, а гениальность — как единственная стратегия развития.
Как показывает история, если для развития таланта требуются определенные условия, то гениями становятся где угодно. То есть, талантливым человек будет благодаря кому-то или чему-то. Гением же он станет вопреки всему. Но вот с какого возраста это произойдет, предугадать невозможно. Иногда уже в зрелом возрасте, после 50 лет, человек проявляет гениальность.
Система способностей
Российская и советская психология — это психология деятельности. Все наши навыки развиваются в деятельности. А что нужно для того чтобы человек выбрал какую-то профессию?
Во-первых, общие способности — благоприятные возможности развития таких особенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности. К их числу относятся: общий уровень интеллектуального развития, внимательность, память, волевые качества, грамотная речь, работоспособность и др.
Во-вторых, специальные, или профессиональные, способности — возможности к развитию отдельных психических качеств для конкретного вида деятельности: музыкальные, математические, лингвистические, спортивные и т.д. Они предполагают для своего развития упорную и длительную тренировку.
В-третьих, интерес — индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности. Интерес проявляется в положительной эмоциональной реакции и интеллектуальной познавательной активности. Только при наличии этих двух признаков можно считать, что у человека есть тот или иной интерес.
В-четвертых, склонность — стремление заниматься определенной деятельностью, жажда этой деятельности. Это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении. Склонность — это влечение, интерес к какому-либо занятию.
Общие и специальные способности
Общие способности обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности — это умственные способности: критичность ума, его самостоятельность, глубина, пытливость, быстрота умственной ориентировки, скорость мышления.
В структуре способностей некоторых людей эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у них разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. Люди, обладающие общими (умственными) способностями, как правило, быстро осваиваются в новых видах деятельности, областях знаний, хорошо обучаются.
Специальные способности — это система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности.
Выделяют виды специальных способностей:
-
учебные и творческие;
-
математические;
-
конструктивно-технические;
-
музыкальные;
-
литературные;
-
художественно-изобразительные.
Интересы и склонности
Между интересами и склонностями существует много общего, но есть и различия. Можно, например, проявлять интерес к кинематографу: отслеживать все кинопремьеры и с удовольствием ходить в кинотеатр, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов, однако при этом совершенно не стремиться к деятельности в области кино. Существует много футбольных болельщиков, которые не пропускают ни одного футбольного матча, однако сами не занимаются ни физкультурой, ни спортом, и даже не делают утренней гимнастики. Это именно те случаи, когда интерес есть, а склонность отсутствует.
Применительно к выбору профессии выделяют виды склонностей:
-
склонность к работе с людьми;
-
склонность к работе с техникой;
-
склонность к работе с условными знаками;
-
склонность к работе с растениями и животными;
-
склонность к работе с художественными образами.
Педагогические способности
Педагогическим способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.
Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности — это особенности личности, а педагогические умения — это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.
Базовые педагогические способности
-
Дидактические способности — способности передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.
-
Академические способности — способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т. д.).
-
Перцептивные способности — способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний. Способность воспринимать ученика, воспринимать другого человека.
-
Речевые способности — способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.
-
Организаторские способности — это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.
-
Авторитарные способности — способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.
-
Коммуникативные способности — способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к детям, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.
-
Педагогическое воображение (или прогностические способности) — это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащегося, связанного с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.
-
Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности; имеет особое значение для работы учителя.
Специальные педагогические способности
-
Способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать ему (способность к эмпатии).
-
Способность быть примером и образцом для подражания со стороны детей в мыслях, чувствах и поступках.
-
Способность вызывать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей.
-
Способность приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям ребенка. Когда в классе 25 человек, важно понимать, у кого какой темперамент и характер.
-
Способность вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию.
-
Способность находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания.
-
Способность вызывать к себе уважение со стороны ребенка, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей.
Креативность как компонент педагогической одаренности
«Креативность — это просто создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле, а просто заметили. Это становится им понятно со временем. Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое. Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или потому, что они больше об этом размышляют».
Стив Джобс
Креативность (от англ. сreation — «создание») — творческие способности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их созидания.
Чаще всего креативность рассматривают как важнейший и относительно независимый фактор одаренности, который редко отражается в тестах на интеллект и академических достижениях. Тесты на определение IQ не дают возможность понять творческое мышление и креативность человека.
Креативность определяется не столько критическим отношением к новому с точки зрения опыта, сколько восприимчивостью к новым идеям.
Параметры креативности
Один из создателей теории креативности Дж. Гилфорд выделяет шесть параметров креативности:
-
способность к обнаружению и постановке проблем;
-
способность к генерированию большого количества проблем;
-
семантическая спонтанная гибкость — способность к продуцированию разнообразных идей;
-
оригинальность — способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения;
-
способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
-
способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость, (способность увидеть в объекте новые признаки, найти их новое использование).
Конвергентное мышление (от лат. соnvergere — «сходиться») — использует предварительно усвоенные алгоритмы решения определенной задачи. Предполагает точное следование инструкции или последовательности действий по решению задачи.Креативность = Конвергентное мышление + Дивергентное мышление
Это линейное мышление, логическое мышление, предполагающее одно единственно правильное решение задачи.
Дивергентное мышление (от лат. divergere — «расходиться») — метод творческого мышления, заключающийся в поиске множества решений одной и той же задачи.
Дивергентные способности проявляются в умении выдвигать большое количество интересных и необычных идей, в отказе от стереотипов.
Как развить креативность?
-
Читайте вывески с конца к началу. Иногда бывает довольно весело, так как результаты могут получаться самые разнообразные.
-
При чтении книги попробуйте читать предложения с низа страницы к верху, то есть действия будут происходить в обратном порядке.
-
В свободную минутку займитесь придумыванием разнообразных имен путем комбинации совершенно случайных, приходящих в голову букв.
-
Рисуйте – несуществующих существ, вещи.
-
Пока никто не видит, попробуйте писать левой рукой (или правой, если левша), а особо бесстрашные могут попробовать даже ногами.
-
Сочетайте на первый взгляд несочетаемые слова.
-
Представьте любое слово в качестве аббревиатуры, которую затем нужно расшифровать.
-
К каждому предмету повседневной жизни можно придумывать нестандартное применение.
-
Можно один предмет складывать с другим, пытаясь добиться усовершенствования.
Методы Стива Джобса
Развивайте разнообразные интересы
Окончив колледж, Стив Джобс решил продолжить заниматься тем, что его интересовало, например, каллиграфией. Хотя в его знаменитой речи в Стэнфорде не
говорилось о практической стороне применения каллиграфии, он сказал, что многие вещи для Macintosh были созданы благодаря этому навыку.
Ходите пешком
В книге «Становление Стива Джобса» Брент Шлендер отмечает, что Джобс часто принимал участие в прогулках-мозговых штурмах с другими людьми. Недавние исследования подтверждают, что такие прогулки могут помочь разблокировать творческие идеи.
Медитируйте
Завершив обучение в Колледже Рид, Джобс провел несколько месяцев в Индии, где практиковался в медитации дзэн-буддистов. Джобс был настолько восхищен дзен, что решил переехать в Японию, чтобы продолжить свою практику. Он рассказал своему биографу Уолтеру Айзексону:
Медитация помогла Джобсу развить творчество. Особые медитативные практики не только повышают творческий потенциал, но также могут способствовать развитию эмпатии.«Если вы просто посидите и понаблюдаете, вы заметите, насколько беспокоен ваш ум. Если вы попытаетесь его успокоить, это только усугубит ситуацию. Но когда это все-таки произойдет, вы сможете услышать очень тонкие вещи — ваша интуиция начинает раскрываться, вы начинаете видеть все более четко и учитесь быть в настоящем моменте».
Стив Джобс
Тесты достижений, способностей и способностей
Многие психологи неточно используют такие названия, как тест достижений, тест способностей и тест способностей, а непсихологи используют их как синонимы. Такая неточность понятна, поскольку на практике тесты с такими названиями часто кажутся очень похожими и используются для сходных целей. Эта запись объясняет теоретическое различие между тестами достижений, способностей и способностей; описывает основное использование этих тестов; и дает краткий обзор типов подшкал, широко используемых в этих тестах, и конструкций, которые они измеряют.
Теоретическое различие между тестами
Тесты достижений предназначены для оценки того, в какой степени человек развил определенный двигательный навык или усвоил определенный объем знаний. Как правило, тест достижений проводится после периода обучения, предназначенного для обучения двигательным или когнитивным навыкам, которые необходимо исследовать. Прототипный тест успеваемости — это периодический экзамен в классе, который проводится для определения того, насколько учащийся усвоил материал. Другие примеры включают письменные тесты и экзамены по вождению, сдаваемые для получения водительских прав, тест Scholastic Assessment Test (SAT) и American College Test (ACT), которые сдают старшеклассники, собирающиеся поступить в колледж, и экзамен Graduate Records Examination (GRE), сдаваемый студентами колледжей, которые хочу поступить в аспирантуру.
Теоретически цель теста достижений носит описательный характер — измерить степень, в которой испытуемый овладел двигательным навыком или областью знаний. На практике, однако, результаты тестов достижений часто интерпретируются как показатель будущих результатов. Например, в то время как тесты достижений, такие как SAT и GRE, оценивают знания экзаменуемых, накопленные в результате их образовательного опыта, баллы по этим тестам используются для прогнозирования вероятности успеха в более сложных и сложных программах обучения. Эта распространенная практика смешивает функцию оценки производительности (т. е. описательную) тестов достижений с прогнозирующими целями тестов способностей.
Многие тесты достижений и способностей очень похожи внешне, но основной целью тестов способностей является предсказание. Они предназначены для получения информации, которая может быть использована для предсказания некоторых аспектов будущего поведения человека. Тесты на способности оценивают способность испытуемого обучаться как когнитивным, так и моторным навыкам. Часто баллы по широкому тесту на понимание слов используются для прогнозирования потенциала испытуемого в изучении (и использовании) новых когнитивных навыков. На самом деле, чаще всего тесты на способности используются для прогнозирования будущих результатов в образовательной программе или профессиональной среде. Однако некоторые тесты способностей измеряют двигательные навыки (например, зрительно-моторную координацию или время, необходимое для бега на 40 ярдов). Баллы по тестам способностей, таким как эти, используются для прогнозирования способности испытуемого осваивать (и использовать) желаемые двигательные навыки.
Различие между тестами способностей и способностей очень тонкое, и многие психологи и издатели тестов используют эти термины как синонимы. Однако в целом тесты способностей оценивают наборы когнитивных и двигательных навыков, приобретенных в течение длительного периода времени и не относящихся к какой-либо конкретной программе обучения. Например, тесты интеллекта, такие как шкала интеллекта взрослых Wechsler
— третье издание (WAIS-III) и шкалы интеллекта Стэнфорда-Бине, пятое издание (SB5), измеряют вербальное понимание, рабочую память, организацию восприятия и скорость обработки. Эти способности не являются результатом какой-либо конкретной программы обучения. Вместо этого считается, что они являются функцией природной способности человека учиться на жизненном опыте. Тесты способностей являются описательными в том смысле, что они оценивают знания и навыки людей, но они также являются прогностическими, поскольку измеряют качества, которые, как предполагается, влияют на способность человека осваивать новые навыки и решать новые проблемы.
Таким образом, психологи различают тесты достижений, способностей и способностей на теоретическом уровне. Тесты достижений описывают нынешний статус людей, тесты способностей предсказывают их поведение в будущем, а тесты способностей оценивают их врожденный потенциал. На практике, однако, тесты достижений, способностей и способностей часто имеют сходную форму и используются для сходных целей.
Распространенные варианты тестов
Психологи создали такое разнообразие тестов, что даже разработка системы для их классификации является сложной задачей. Большинство тестов измеряют когнитивные способности (например, когнитивные тесты Кендрика для пожилых людей и тест индивидуальных достижений Пибоди), но многие тесты также измеряют моторные навыки (например, тест на ловкость пальцев О’Коннора и батарея тестов общих способностей USES [GATB]). ). Большинство тестов требуют использования вербальных способностей и способностей к чтению (например, Батарея многомерных способностей [MAB] и Тест дифференциальных способностей [DAT]), но в некоторых используются невербальные средства измерения способностей (например, Тесты невербального интеллекта, Второй тест). Edition и словарный тест Peabody Picture). Кроме того, тесты различаются количеством измеряемых способностей, их стандартизацией и способом проведения.
Количество способностей
Некоторые тесты измеряют одну способность (например, тест по электротехнике и электронике и система отбора персонала), но многие измеряют несколько способностей (например, Батарея профессиональных способностей вооруженных сил [ASVAB] и Батарея способностей мяча [БАБ]). Оба подхода имеют преимущества.
Батареи различных способностей позволяют получить информацию о широком спектре когнитивных и двигательных навыков и позволяют сравнить относительные сильные и слабые стороны испытуемого. Эти инструменты полезны, когда отдельные лица или организации ищут информацию для принятия решений в отношении профессиональной деятельности и образования. Хотя существуют многочисленные батареи тестов на множественные способности и множественные способности, все они обычно измеряют относительно стандартный набор конструкций.
Более специализированные инструменты, измеряющие одну конструкцию, полезны, когда желательны более сфокусированные предсказания. Получение информации о таких конструкциях, как творческий и художественный потенциал, часто требует использования специализированных инструментов, предназначенных для этой конкретной цели. Кроме того, один инструмент способностей, предназначенный для измерения навыков чтения, математики, пространственного мышления или механики, может измерять эти навыки более точно, чем батарея с несколькими способностями.
Стандартизация
Стандартизированные тесты — это тесты, которые были проведены группе людей (называемой группой нормы) для получения информации о вероятности каждого возможного результата теста. Сравнение оценки испытуемого с оценками, полученными людьми, составляющими нормальную группу, позволяет психологам интерпретировать оценку. Результаты стандартизированных тестов обычно представляются в виде стандартной оценки, оценки, эквивалентной возрасту, или оценки, эквивалентной классу.
Крайне важно, чтобы группа норм, используемая для интерпретации результатов экзаменуемого, обеспечивала значимую основу для сравнения. Например, было бы неправильно интерпретировать результат теста успеваемости учащегося средней школы, используя нормальную группу, состоящую из учащихся средней школы. Хотя проблема, указанная в этом примере, очевидна, более тонких проблем стали избегать лишь в последнее время. Например, сравнение оценок, полученных женщиной в ходе теста, с оценками, полученными стандартной группой, состоящей исключительно из мужчин, во многих случаях дает сомнительную интерпретацию. Однако эта практика была стандартной не так уж много лет назад.
По этой причине многие тесты имеют более одной группы норм. Например, тест, используемый с детьми начальной школы, может иметь нормальную группу, состоящую из учащихся первого класса, вторую нормальную группу, состоящую из учащихся второго класса, и так далее до нормативной группы, состоящей из шестиклассников. Кроме того, для каждого класса могут быть предусмотрены отдельные группы норм для девочек и мальчиков. Дополнительные примеры типов нормальных групп, которые могут быть разработаны для теста, включают выпускников колледжей, успешных плотников, афроамериканских юристов и военнослужащих-мужчин.
Точная нормативная интерпретация теста невозможна без соответствующей группы норм, но разработка групп норм требует больших затрат и времени. Это создает две проблемы. Во-первых, многие тесты имеют только одну или несколько групп норм. Эта практика вынуждает пользователей основывать свою интерпретацию на наиболее релевантной группе норм, а не на непосредственно релевантной группе норм. Иногда релевантная группа норм, соответствующая полу, культурному происхождению или этническому происхождению испытуемого, недоступна, поэтому пользователь вынужден сделать наилучшую интерпретацию, возможную в данных обстоятельствах. Во-вторых, затраты на получение групп норм также означают, что некоторые опубликованные группы норм не актуальны. Каждая группа испытуемых рождается в мире, существенно отличающемся от предыдущей группы. Точность и полезность нормативных интерпретаций результатов тестов снижается по мере того, как группа норм становится все более и более устаревшей.
В то время как почти все тесты на способности и способности стандартизированы, типичный тест успеваемости в классе нестандартизирован. Как правило, баллы нестандартизированных тестов выражаются в процентах от правильных ответов на вопросы и интерпретируются с точки зрения заранее определенного стандарта (например, A > 90%, B = 89–80%; > 70% = успешно и < 69). % = Ошибка). Тесты, которые интерпретируются путем сравнения показателей испытуемого с заранее определенным стандартом, а не с группой норм, называются критериальными. Два преимущества тестов, основанных на критериях, заключаются в том, что баллы, полученные в таких тестах, по своей сути значимы, и не накладываются искусственные ограничения на количество испытуемых, которые могут работать на данном уровне.
Проведение тестов
Большинство тестов на достижения, способности и способности можно проводить как для одного человека, так и для группы людей. Исторически сложилось так, что возможность проведения теста группой была необходима для таких тестов, как SAT, ACT и GRE, которые ежегодно сдают сотни тысяч человек. Однако в некоторых случаях информация, которую можно получить из поведенческих наблюдений, сделанных психологом при проведении теста человеку, весьма важна. Хотя вариант индивидуального проведения теста является более дорогостоящим и трудоемким, он важен. Этот вариант, скорее всего, будет желателен при проведении теста для детей, подростков и лиц с ограниченными возможностями обучения или другими проблемами, которые могут помешать их выполнению теста. Некоторые тесты, особенно тесты интеллекта, предназначенные для измерения когнитивных способностей, предназначены исключительно для индивидуального применения.
В последнее десятилетие появилась дополнительная возможность администрирования тестов: компьютерное администрирование тестов. Компьютерное администрирование сочетает в себе преимущество экономического администрирования для большого числа людей с возможностью некоторых поведенческих наблюдений во время проведения теста. Например, задержка ответа (т. е. количество времени, которое требуется испытуемому, чтобы ответить на вопрос) может быть записана во время компьютерного администрирования теста. Кроме того, тесты, основанные на теории ответов на задания, могут адаптировать тест к уровню способностей испытуемого.
Администрирование компьютера теперь является основным вариантом для некоторых тестов. Например, GRE проводится с помощью компьютера для экзаменующихся в Соединенных Штатах, Канаде и многих других регионах мира, если не приняты специальные меры для администрирования на бумажной основе. Эта тенденция, вероятно, будет усиливаться, и вполне вероятно, что наиболее широко используемые стандартизированные тесты обеспечат возможность администрирования компьютеров в течение десятилетия.
Измеряемые навыки
Сотни шкал были разработаны для измерения различных аспектов достижений, способностей и способностей. Многочисленные тесты сосредоточены на конкретных областях содержания, таких как пространственные, математические, вербальные и моторные навыки. Многие тесты, которые измеряют один когнитивный или двигательный навык, обеспечивают альтернативную (и в некоторых случаях более точную) оценку навыков, измеряемых с помощью батарей с несколькими способностями и тестов интеллекта. Несмотря на это удивительное разнообразие вариантов, большинство ведущих тестов оценивают один и тот же набор навыков. Хотя конкретное название навыка варьируется от теста к тесту и между тестами с одинаковыми названиями существуют тонкие различия, конструкции, измеряемые различными тестами, очень похожи.
В следующих разделах описываются некоторые из наиболее часто измеряемых когнитивных и двигательных навыков, а также некоторые составные баллы, полученные путем объединения информации об этих навыках.
Когнитивные навыкиВербальные способности : Способность понимать значения слов, предложений и абзацев и эффективно их использовать. Показатели этого навыка оценивают, насколько хорошо испытуемый понимает идеи, выраженные словами, и насколько ясно он или она может рассуждать словами. Некоторые тесты включают отдельные субшкалы для измерения компонентов вербальных знаний. Например, ASVAB включает тесты на знание слов и понимание абзацев. WAIS-III, MAB и SB5 содержат словарные тесты. В SB5 также входит тест Вербальные отношения. DAT содержит следующие тесты: Вербальное мышление и использование языка: правописание и грамматика.
Числовые способности : Способность понимать идеи, выраженные в числах. Тесты включают некоторую комбинацию вопросов, которые оценивают числовые вычисления (т. е. способность складывать, вычитать и выполнять другие арифметические вычисления) и числовые рассуждения (т. е. насколько хорошо испытуемый может думать и рассуждать с числами). Шкалы, которые оценивают аспекты этого навыка, среди прочего называются «Арифметика», «Построение уравнений», «Способность к числам» и «Количественный анализ».
Пространственные способности : Способность визуализировать или формировать мысленные образы твердых тел, глядя на планы на плоском листе бумаги. Некоторые элементы требуют, чтобы люди посмотрели на схему и определили, как объект будет выглядеть в трехмерном пространстве, если он будет завершен. Другие просят респондентов посмотреть на изображение или рисунок завершенного объекта и визуализировать в трехмерном пространстве, как этот объект будет выглядеть, если его повернуть в другое положение. Связанные навыки измеряются в тестах под названием «Блочный дизайн», «Матричное рассуждение», «Матрицы», «Складывание и резка бумаги», «Анализ шаблонов», «Пространственные отношения» и «Пространственное пространство».
Абстрактное мышление : Способность понимать идеи, представленные без использования слов или цифр. Тесты на абстрактное мышление представляют проблемы с точки зрения размера, формы, положения или количества с использованием изображений, форм, шаблонов или какой-либо другой невербальной, нечисловой формы. Шкалы, измеряющие пространственные способности, измеряют один из аспектов этой способности. Другие шкалы, измеряющие аспекты этой способности, среди прочего называются «Восприятие формы», «Сборка объекта», «Завершение изображения» и «Расстановка изображения».
Понимание : Способность использовать дедуктивное мышление (и, в меньшей степени, индуктивное мышление) для получения решений социально значимых проблем и вопросов. Эти тесты оценивают практические суждения и здравый смысл испытуемых, а также их способность справляться с социальной и культурной средой. Другие шкалы, измеряющие аспекты этой способности, называются «Нелепости и сходства».
Двигательные навыкиВ некотором смысле двигательные навыки представляют собой выходную функцию человеческих способностей. Понимание и решение проблем происходят незаметно внутри человеческого мозга, но продукт этой умственной деятельности выражается либо в словах, либо в какой-либо физической деятельности. Многие тесты двигательных навыков требуют, чтобы люди использовали свои когнитивные навыки, прежде чем давать какую-либо физическую реакцию. Например, тесты на скорость и точность делопроизводства (т. е. сканирование списков имен или улиц, чтобы увидеть, совпадают ли они или расположены ли они в алфавитном порядке) требуют, чтобы люди использовали как когнитивные, так и двигательные навыки. Другие примеры включают блочный дизайн (т. е. расположение блоков для создания заданного дизайна) и цифровой символ (т. е. преобразование случайно расположенных символов в числа с использованием ключа, который соответствует символам и числам).
Следующие три теста обеспечивают более точную оценку двигательных навыков. Задачи, которые они требуют от людей, просты и не требуют когнитивных навыков для понимания. Как таковые, они обеспечивают четкую меру способности человека выполнять физическую задачу.
Моторная координация : Способность координировать глаза и руки или пальцы в быстрых, точных, точных движениях. Тесты на координацию движений представляют людям страницу с маленькими квадратиками и требуют, чтобы они отметили как можно больше квадратов за короткое время.
Ловкость пальцев : Способность делать небольшие, быстрые и точные движения пальцами, например, при наборе текста, а также быстро и точно перемещать мелкие предметы, например, при сборке двух или более объектов. Тесты на ловкость пальцев требуют, чтобы люди собирали простые предметы, например, надевали шайбу на заклепку, и разбирали предметы, например снимали шайбы с заклепок и возвращали шайбы и заклепки на место их хранения.
Ловкость рук : Способность быстро и умело выполнять скоординированные движения руками. Тесты на ловкость рук требуют, чтобы люди помещали предметы в определенные положения или поворачивали предметы из одного положения в назначенное положение.
Составные баллыСоставные баллы — это баллы, полученные путем объединения баллов, полученных по двум или более тестам. Часто тестовые баллы интерпретируются как по своему значению как отдельный балл, так и как составная часть. Понятие интеллекта, вероятно, является самым известным составным элементом. Многие тесты интеллекта дают три составных балла: вербальный интеллект, интеллект производительности и общий или полномасштабный балл интеллекта. Другой способ концептуализации интеллекта — с точки зрения психических процессов, формирующих основу когнитивного поведения. Эта точка зрения предполагает, что интеллектуальное поведение включает в себя понимание, организацию, мышление и запоминание. Важными составными показателями, полученными в результате тестов на когнитивные способности, отражающих этот взгляд на интеллект, являются вербальное понимание, организация восприятия, скорость обработки и рабочая память.
Вербальный интеллект : Получается путем объединения оценок вербальных, числовых и пространственных способностей. Этот композит обеспечивает общую меру способности людей к абстрактному мышлению и способности понимать и осваивать новые навыки. На эту композицию сильно влияют вербальные навыки.
Performance Intelligence : Получается путем объединения баллов по показателям, которые требуют как абстрактных рассуждений, так и манипулирования объектами, такими как кубики, бусины, картинки или кусочки головоломки. Этот композит обеспечивает меру способности к абстрактному мышлению, которая в меньшей степени зависит от использования слов и вербальных навыков. Способность понимать невербальный материал играет более заметную роль в этом композите.
Интеллект : Получается путем объединения оценок вербального интеллекта и интеллекта-исполнения. В таких тестах, как WAIS-III, MAB и SB5, этот композит включает в себя информацию из вербальных и функциональных композитов пяти или шести тестов каждый. В батареях с несколькими способностями, таких как DAT и USES GATB, этот композит включает информацию из показателей вербальных способностей, числовых способностей и пространственных способностей.
Вербальное понимание : Этот составной элемент дает общую оценку способности человека понимать вербальную информацию и работать с ней. Он получается путем объединения баллов по показателям, которые оценивают словарный запас, общую информацию и способность работать с неоднозначной информацией для решения проблем, представленных в вербальной форме.
Организация восприятия : Этот композит предоставляет информацию о способности человека анализировать информацию, представленную в невербальной форме, и организовывать ее в осмысленный паттерн. Его получают путем суммирования баллов по параметрам, требующим от человека работы с изображениями, блоками или матрицами.
Скорость обработки : Этот композит предоставляет информацию о скорости, с которой человек может работать с абстрактными символами. Его получают путем суммирования баллов по тестам, оценивающим способность работать с абстрактными символами, не имеющими легкодоступного вербального значения.
Рабочая память : Этот композит предоставляет информацию о способности человека удерживать информацию в памяти и работать с ней для решения проблем. Его получают путем объединения баллов за тесты, которые требуют от человека запоминания шаблонов, образованных изображениями бусинок, цифр и букв.
Непреходящий вклад
Разработка психологического теста является одним из наиболее важных и непреходящих вкладов психологии в цивилизацию. Действительно, известные психологи Рене В. Дэвис и Дэвид Любински считают, что психологические тесты выполняют для психологов ту же функцию, что и микроскоп и телескоп для микробиологов и астрономов. Тесты дают психологам возможность видеть явления, которые иначе были бы невидимы. Многие из обогащающих преимуществ, которые психология привнесла в современное общество, были бы невозможны без использования психологических тестов.
Ранние психологи начали работу над первыми тестами достижений, способностей и способностей в конце 1800-х годов. Исследования и инновации вплоть до Второй мировой войны в основном были сосредоточены на разработке методов измерения профессиональных интересов, а также когнитивных и моторных навыков. Современную науку о психологических измерениях можно отнести к десятилетиям исследований тестов, равно как и к плодотворному разнообразию тестов, разработанных психологами. Хотя психологи добросовестно разработали тесты для удовлетворения всего спектра социальных потребностей, их продуктивность в области тестирования достижений, способностей и способностей не имеет себе равных.
Ссылки:
- Американская ассоциация исследований в области образования, Американская психологическая ассоциация и Национальный совет по измерению в образовании. (1999). Стандарты педагогического и психологического тестирования. Вашингтон, округ Колумбия: Американская ассоциация исследований в области образования.
- Американская психологическая ассоциация, Объединенный комитет по практике тестирования. (2005). Кодекс честного тестирования в образовании. Вашингтон, округ Колумбия: Автор.
- Анастази, А., и Урбина, С. (1997). Психологическое тестирование (7-е изд.). Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Прентис-холл.
- Хэмблтон Р.К., Робин Ф. и Син Д. (2000). Модели ответов на вопросы для анализа данных образовательных и психологических тестов. В HEA Tinsley & SD Brown (Eds.), Справочник по прикладной многомерной статистике и математическому моделированию (стр. 553-581). Сан-Диего, Калифорния: Academic Press.
- Национальный совет по измерению в образовании. (1995). Кодекс профессиональных обязанностей в образовательном измерении. Мэдисон, Висконсин: Автор.
- Spies, RA, & Plake, BS (Eds.). (2005). Шестнадцатый ежегодник ментальных измерений. Линкольн, Небраска: Институт психических измерений Buros.
- Уолш, В. Б., и Бетц, Н. Э. (1995). Тесты и оценка (4-е изд. ). Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Прентис-холл.
См. также:
Навыки, которые вы получите на этой степени
Общие/передаваемые навыки:- Навыки академического письма и презентации
- Критическое мышление и аналитические способности
- Абстрактные рассуждения
- Навыки общения и межличностного общения
- Лидерство и навыки работы в команде
- Навыки организации/управления временем
- Постановка целей и расстановка приоритетов
- Знание и опыт работы с основными методами статистического анализа
- Общие исследовательские навыки, включая поиск в базе данных, проведение обзоров литературы, синтез и интерпретацию огромного количества информации, разработку и проведение новых исследований, анализ данных, а также интерпретацию и понимание результатов собственных и чужих исследований
- Понимание физиологических, эмоциональных, когнитивных и социальных детерминант поведения
- Базовое понимание различных дисциплин психологии, а также основных теорий и истории психологии
- Знакомство и опыт работы с методами психологических исследований, включая сбор и анализ данных
- Знание исследовательской этики
- Зарабатывайте баллы за участие в исследованиях для получения итоговых оценок, а также получайте возможность «близко» взглянуть на исследования в области психологии.
- Конкретные знания и способности, относящиеся к вашей специализации (например, познание, неврология, развитие, социальные науки, человеко-компьютерное взаимодействие, судебная экспертиза и т. д.)
Факультет психологии предлагает множество вариантов для студентов, желающих совместить обучение в классе с опытом работы в прикладной среде. Все это дает возможность установить ценные контакты, развивать профессиональные навыки, связанные с успехом, заниматься психологией вне классной комнаты и принимать более активное участие в планировании карьеры. Они также предоставляют работодателям возможность работать с высокомотивированными студентами, обладающими различными навыками, которые ценятся на рабочем месте.
Команда кооперативного образования в Карлтонском университете оказывает постоянную помощь нашим студентам и работодателям, чтобы обеспечить удовлетворение потребностей в наборе самых ярких и талантливых кандидатов. Наши студенты стремятся учиться и готовы внести значимый вклад.