Способности это в психологии определение: Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова

Урок-лекция по психологии «Способности»

Тема 2.12. Способности

 

План:

1.      Понятие о способностях и задатках

2.      Уровни развития способностей

3.      Виды способностей

4.      Условия развития способностей

5.      Педагогические способности.

 

1.      Понятие о способностях и задатках

Что дает основание говорить о наличии у человека способностей к какой-то деятельности? Основанием служат два показателя: быстрота овладения деятельностью и качество достижений. Человека считают способным, если он, во-первых, быстро и успешно овладевает какой-либо деятельностью, легко в сравнении с другими людьми приобретает соответствующие умения и навыки и, во-вторых, добивается достижений, значительно превосходящих средний уровень.

Способности — это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения.

Обратим внимание на важнейшие стороны этого определения. Во-первых, способности — это индивидуальные особенности, т.е. то, что отличает одного человека от другого. Во-вторых, это не просто особенности, а психологические особенности. Поэтому длинные, гибкие пальцы (особенности пианиста) или высокий рост (особенности баскетболиста) не являются способностями, хотя и помогают добиться успеха в соответствующей деятельности. И наконец, способности — это не всякие индивидуально-психологические особенности, а лишь те, которые соответствуют требованиям определенной деятельности.

Иными словами, под способностями понимают свойства, или качества, человека, делающие его пригодным к успешному выполнению определенной деятельности. Нельзя быть просто «способным» или «способным ко всему», безотносительно к какому-либо определенному занятию. Всякая способность обязательно является способностью к чему-нибудь, к какой-либо деятельности. Способности и проявляются, и развиваются только в деятельности, и определяют большую или меньшую успешность в выполнении этой деятельности.

К способностям относятся, например, музыкальный слух и чувство ритма, необходимые для успешных занятий музыкой; конструктивное воображение, необходимое для выполнения деятельности конструктора, инженера; быстрота двигательных реакций, необходимая при занятиях некоторыми видами спорта; тонкость цветоразличения для художника-живописца.

Наряду с индивидуальными особенностями психических процессов (ощущений и восприятия, памяти, мышления, воображения) способностями являются и более сложные индивидуально-психологические особенности. Они включают эмоционально-волевые моменты, элементы отношения к деятельности и некоторые особенности психических процессов, но не сводятся к каким-либо частным психическим проявлениям (таковы, например, педагогический такт, математическая направленность ума или эстетическая позиция в области литературного творчества).

Любая деятельность требует от человека не одной способности, а ряда взаимосвязанных способностей.

Недостаток, слабое развитие какой-либо одной частной способности могут быть компенсированы (возмещены) за счет усиленного развития других. Это свойство компенсации способностей дает довольно широкие возможности для овладения различными видами деятельности, выбора профессии. Отсутствие отдельной частной способности можно компенсировать также упорным трудом, настойчивостью, напряжением сил.

Способности формируются, а следовательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей. Нельзя говорить о способностях к музыке, если ребенок еще не занимался хотя бы элементарными формами музыкальной деятельности, если его еще не обучали музыке. Только в процессе этого обучения (причем правильного обучения) выяснится, каковы его способности, быстро и легко или медленно и с трудом будут формироваться у него чувство ритма, музыкальная память.

Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение его жизни, под влиянием обучения и воспитания. Иными словами, способности — прижизненное, а не врожденное образование.

Следует подчеркнуть тесную и неразрывную связь способностей со знаниями, умениями, навыками. С одной стороны, способности зависят от знаний, умений, навыков — в процессе приобретения знаний, умений и навыков развиваются способности. С другой стороны, знания, умения и навыки зависят от способностей — способности позволяют быстрее, легче, прочнее и глубже овладеть соответствующими знаниями, умениями и навыками.

Например, в процессе приобретения математических знаний, умений и навыков развиваются такие способности, как математическая память, способность к геометрическим пространственным представлениям, способность к логическому мышлению и т. д. С другой стороны, при наличий хорошей математической памяти, способностей к логическому мышлению овладение знаниями, умениями и навыками в области математики происходит легче, быстрее и успешнее.

Но отождествление способностей и знаний, умений, навыков было бы грубой ошибкой.

Недостаточное знание или неумение нельзя принимать за отсутствие способностей. Серьезную ошибку допустит тот учитель, который поспешно и поверхностно сделает вывод об отсутствии способностей у ученика на основании того, что ребенок мало знает, имеет пробелы в знаниях, не обладает необходимыми знаниями и умениями.

Обучение и воспитание, условия жизни и деятельности человека активно формируют его способности. Но означает ли это, что природные, биологические факторы не играют вообще никакой роли в процессе формирования способностей? Нет, не значит. Природные предпосылки развития способностей называют задатками.

Задатки — некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обусловливают природные индивидуальные различия между людьми.

Задатки влияют на процесс формирования и развития способностей. При всех прочих равных условиях наличие благоприятных для данной деятельности задатков способствует успешному формированию способностей, облегчает их развитие.

К задаткам относятся некоторые врожденные особенности зрительного и слухового анализаторов. В качестве задатков выступают также типологические свойства нервной системы, от которых зависит быстрота образования временных нервных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, выносливость нервной системы, умственная работоспособность. Задатками могут являться и индивидуальные особенности строения отдельных участков коры головного мозга.

Задатки, прежде всего, проявляются в склонностях к определенному виду деятельности или в повышенной любознательности ко всему.

Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка, (или взрослого) к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой)

. Нередко это стремление замечается довольно рано, увлечение деятельностью происходит даже  в неблагоприятных условиях жизни. Очевидно, склонность свидетельствует о наличие определенных природных предпосылок к развитию способностей. Трудно предположить что-нибудь другое, когда ребенок, например, вне музыкальной среды с большой радостью слушает музыку и совершает многократные пробы музицировать без внешнего побуждения. То же самое относится и к рисованию, конструированию и т. п.

Наряду с истинной склонностью имеется и ложная, или мнимая. При истинной склонности можно наблюдать не только неодолимое тяготение к деятельности, но и быстрое продвижение к мастерству, достижение значительных результатов. При ложной или мнимой склонности, обнаруживается или поверхностное, часто созерцательное отношение к чему-либо, или же деятельное увлечение, но с достижением посредственных результатов. Чаще всего такая склонность бывает следствием внушения или самовнушения, иногда того и другого вместе, без наличия потенциальных возможностей развития.

Следует помнить, что задатки не заключают в себе способностей и не гарантируют их развития. Задатки — это только одно из условий формирования способностей. Ни один человек, какими бы благоприятными задатками он ни обладал, не может стать выдающимся музыкантом, художником, математиком, поэтом, не занимаясь много и настойчиво соответствующей деятельностью.

В жизни много примеров, когда люди с весьма благоприятными задатками так и не смогли реализовать в жизни своих возможностей и оставались заурядными исполнителями как раз в той деятельности, в которой они могли бы добиться больших успехов, если бы по-иному сложилась их жизнь. И наоборот, даже при отсутствии хороших задатков трудолюбивый и настойчивый человек с сильными и устойчивыми интересами и склонностями к какой-либо деятельности может добиться в ней известных успехов.

Нельзя считать, что каждой способности соответствует свой определенный задаток. Задатки многозначны. Это значит, что на основе одного и того же задатка могут выработаться разные способности. Например, на основе такого задатка, как быстрота, точность, тонкость и ловкость движений, могут в зависимости от условий жизни и деятельности выработаться и способность к плавным и координированным движениям тела гимнаста, и способность к тонким и точным движениям руки хирурга, и способность к быстрым и пластичным движениям пальцев скрипача.

 При наличии благоприятных задатков и при оптимальных условиях жизни и деятельности способности у ребенка, например музыкальные, литературные, художественно-изобразительные, математические, могут формироваться очень рано и развиваться весьма быстро (что и создает иногда иллюзию врожденности способностей). В. А. Моцарт стал сочинять первые музыкальные пьесы в 3-4 года. Знаменитый художник К. П. Брюллов в 9 лет поступил в Академию художеств, А. С. Пушкин стал сочинять стихотворения с 8, Н. А. Некрасов-с 9 лет. Сообщалось о пятилетнем музыканте Алеше Панове, который с удивительным мастерством исполнял на память произведения Бетховена, Моцарта, Чайковского. В 1969 г. безвременно скончалась 17-летняя Надя Рушева, которую специалисты считали и

считают гением в изобразительном искусстве. Ее талант начал проявляться с 8 лет, и за короткую жизнь она создала около 10000 совершенно оригинальных рисунков.

Однако следует предупредить, что отсутствие ранних достижений не свидетельствует об отсутствии способностей. Например, такие крупнейшие таланты, как знаменитый математик Н. Н. Лузин, биологи Л. Пастер и К. Линней, писатели В. Скотт, С. Т. Аксаков, И. А. Гончаров, В. Я. Шишков, проявили себя в относительно позднем возрасте.

2. Уровни развития способностей

Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокую способность овладевать умением, усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеей. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.

В процессе овладения знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой. Соответственно изменяется и структура его способностей. Как известно, даже очень одаренные люди начинали с подражания, а затем, только по мере приобретения опыта, проявляли творчество.

Учеными установлено, что не отдельные способности как таковые непосредственно определяют возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, а лишь то своеобразное сочетание этих способностей, которое характеризует данную личность.

Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.

По справедливому замечанию А. В. Пет­ровского, уделяя основное внимание первой части слова «вундер­кинд» (по-немецки Wunder — чудо, Kind — ребенок), мы неволь­но предаем забвению вторую его часть. «Между тем самое суще­ственное для понимания этого интересного явления заключается в том, что все эти вун­деркинды остаются детьми со своими ребячьими особенностями, хотя и преобразованными и измененными самим фактом необыч­ности их дарования».

Высокая ступень развития способностей называется талантом. Талантливые люди способны решать в какой-то области знаний или практики сложные теоретические и практические задачи, способны создавать материальные или духовные ценности, отличающиеся новизной и имеющие прогрессивное значение. В этом смысле мы говорим о талантливых ученых, писателях, учителях, художниках, конструкторах, руководителях и пр.

Талант может проявляться в любой человеческой деятельности, а не только в области науки или искусства. Талантливым может быть и лечащий врач, и учитель, и квалифицированный рабочий, и руководитель и др. Талантливыми также называют людей, способных быстро усваивать знания и правильно применять их в жизни и в своей деятельности. Это талантливые ученики и талантливые студенты, талантливые скрипачи и пианисты, талантливые инженеры и строители.

Гениальность — это наивысшая степень проявления творческих сил человека. Это создание качественно новых творений, открывающих новую эру в развитии культуры, науки, практики. Так, А.С. Пушкин создал произведения, с появлением которых начинается новая эпоха в развитии русской литературы и русского литературного языка.

Можно сказать так: гений открывает и создает новое, а талант это новое понимает, быстро усваивает, прилагает к жизни и продвигает вперед.

Гениальные и талантливые люди — это люди с очень развитым умом, наблюдательностью, воображением.

У многих выдающихся людей высокие способности проявлялись в разных областях знания. видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. И это же должен и математик».

3. Виды способностей

Различают способности общие, которые проявляются везде или во многих областях знания и деятельности, и специальные, которые проявляются в какой-то одной области.

Достаточно высокий уровень развития общих способностей — особенностей мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, умственной активности, любознательности, творческого воображения и пр. — позволяет достигать значительных результатов в самых разных областях человеческой деятельности при интенсивной, заинтересованной работе. Почти не бывает людей, у которых равномерно выражены все перечисленные выше способности. Например, Ч. Дарвин отмечал: «Я превосхожу людей среднего уровня в способности замечать вещи, легко ускользающие от внимания, и подвергать их тщательному наблюдению».

Специальные способности — это способности к определенной деятельности, которые помогают человеку достигать в ней высоких результатов. Главное различие между людьми состоит не столько в степени одаренности и количественной характеристике способностей, сколько в их качестве — к чему именно он способен, какие это способности. Качество способностей и определяет своеобразие и неповторимость одаренности каждого человека.

Специальные способности классифицируются в соответствии с различными областями деятельности человека: литературные способности, математические, конструктивно-технические, музыкальные, художественные, лингвистические, сценические, педагогические, спортивные, способности к теоретической и практической деятельности, духовные способности и др.

Все частные способности объединяются стержневой способностью — математической направленностью ума, связанной с потребностью в математической деятельности.

И общие, и специальные способности неразрывно связаны друг с другом. Лишь единство общих и специальных способностей отражает истинный характер способностей человека.

4.      Условия развития способностей

Для успеха в деятельности, кроме наличия способностей необходим ряд черт характера, прежде всего трудолюбие, организованность, сосредоточенность, целеустремленность, настойчивость. Без наличия этих качеств даже выдающиеся способности не приведут к надежным, значительным достижениям.

 Очень важны такие качества личности, как самокритичность, требовательность к себе..

Очень важна и такая черта характера, как скромность.

Одна из задач системы воспитания — всестороннее развитие способностей у всех детей. Одностороннее, узкое, однобокое развитие ребенка, когда он проявляет яркие способности в какой-либо одной области при глубоком равнодушии ко всему остальному, неправильно. Конечно, интерес, связанный со способностями, должен доминировать, но при этом учитель стремится к всестороннему, гармоническому развитию личности ребенка, повышению его общей культуры и расширению кругозора. Только такое развитие обеспечивает подлинный расцвет способностей.

Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям.

 Во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребенок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у него возникнет стремление по собственной инициативе, без принуждений заниматься ею. Живая заинтересованность, желание выполнить работу возможно лучше, а не формальное, равнодушное и безразличное отношение к ней — необходимые условия того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей.

Во-вторых, деятельность ребенка должна быть по возможности творческой. Например, для развития литературных способностей полезно постоянно и систематически упражняться в написании очерков, рассказов и стихотворений и в их последующем детальном разборе в кружке; полезны специальные экскурсии в природу с установкой на наблюдательность и эстетическое восприятие действительности с последующим красочным и выразительным описанием виденного и слышанного.

В-третьих, важно организовать деятельность ребенка так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения  деятельности. Особенно нуждаются во все более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже определившимися способностями.

Важно формировать у детей правильное отношение к своим способностям, успехам и достижениям. Никоим образом нельзя прямо или косвенно внушать ребенку мысль о его исключительности, превосходстве над другими, не следует чрезмерно восторгаться способностями .детей, захваливать их, противопоставлять их другим детям. Наоборот, надо внушать способному ребенку, что он вовсе не исключительный человек, что другие дети тоже обладают способностями, и если он превосходит товарищей в одном, то они превосходят его в другом.

5.                    Педагогические способности. Круг педагогических способностей очень велик. Он охватывает всю структуру педагогической деятельности. Психологи и педагоги, исследовавшие профессиограмму учителя, выделяют различные способности учителя.

К педагогическим способностям относят (по Крутецкому В.А.):

1.      Дидактические способности — способности передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.

2.      Академические способности — способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.).

3.      Перцептивные способности — способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.

4.      Речевые способности — способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.

5.      Организаторские способности — это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.

6.      Авторитарные способности — способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.

7.      Коммуникативные способности — способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.

8.      Педагогическое воображение (или прогностические способности) — это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащегося, связанного с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

9.      Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности; имеет особое значение для работы учителя.

Что такое задатки и способности человека в психологии?

Какие способности есть у человека?

Определение

Способности – это психические качества человека, благодаря которым он успешно занимается какой-либо деятельностью.

Человек является одним из самых сложных объектов в психологии, его развитие и формирование – одна из самых важных и сложных тем в психологии. Нет четкого определения способностей.

Подразумевается, что человек обладает способностями к определенной сфере жизни или же к определенному виду деятельности. К примеру, в качестве примера можно привести человека с хорошим бухгалтерским образованием, которому легко даются математика и иностранные языки. Но если сравнивать его с другими людьми, то можно заметить, что некоторые хуже владеют данным навыком, то есть не показывают свои способности в одинаковой степени. По мнению психологов, это понятие можно определить, как доступный потенциал человека, который человек может развить для достижения лучших результатов.

Виды способностей и задатков

Иногда родители рассказывают о своих детях, как о тех, у кого есть какие-либо способности. Дети могут лучше рисовать или быть более развитыми физически по сравнению с другими детьми в этом возрасте. Когда родители хвалятся достижениями, они испытывают гордость за своего ребенка.

Большинство способностей человека связывают с талантом или же одаренностью. С учетом того факта, что ребенок уже имеет определенные навыки и умения, которые он приобрел благодаря помощи взрослых, это вполне оправдано, ведь через некоторое время он сможет самостоятельно выполнять некоторые действия, а также развивать свои навыки. Например, ребенок любит рисовать. Если регулярно отводить его на занятия в художественную школу, то это может привести к тому, что он станет одаренным ребенком.

Если рассматривать достижения какого-либо талантливого человека как результат его деятельности и осуществления самого процесса этой работы, то это будет являться результатом сложения психоневрологических особенностей с осуществлением самой деятельности, связанной с человеком. Это объясняется тем, что они постоянно отвлекаются на посторонние вещи, а также их рассеянностью и отвлеченностью. В случае необходимости, они могут довольно быстро мобилизовать свои силы, для того, чтобы добиться высоких результатов в сфере своего таланта.

Способности проявляют свою внутреннюю природу и генетическую предрасположенность человека. И, развитие этих навыков крайне важно.

Не совсем верно говорить о способности человека научиться рисовать, если он не занимался обучением и навыкам рисования, так, как только в процессе систематического обучения этому делу человек узнает всю правду об их наличии или отсутствии. Значит, лишь совершенствуя те качества, которые присущи от природы, можно добиться высоких результатов.

Сущность и понятие задатков

Под задатками в психологии подразумевают предпосылки к развитию способностей.

На формирование задатков влияет нервная система и особенности нервной системы, которые выступают основой для формирования тех или иных способностей. Определяют два вида задатков:

  • У человека с рождения есть врожденные, присущие ему качества.
  • Приобретенные, которые обусловлены социальным развитием человека. Они могут быть приобретены только с помощью постоянного развития. Примером может послужить необходимость в знании элементарной математики, чтобы понять высшую.

В психологии индивидуальных различий исследуется развитие способностей от имеющихся задатков. Ответ на этот вопрос зависит от того, как человек развивается и какие у него задатки. Психологи по-разному отвечают на этот вопрос. Например, А. Анастази считает возможным, что множество сложных взаимодействий между наследственностью человека и его окружающей природой порождают индивидуальные различия в способностях этих людей. Именно наследственность влияет на способности людей.

После того как ученые начали изучать способности человека, возник следующий вопрос: что представляют собой врожденные и природные задатки с точки зрения их физиологической основы. В настоящее время, в связи с этим, существует мнение, что наличие или отсутствие задатков зависит от общей или относительной массы мозга человека.

Следовательно, чем больше масса мозга, тем больше шансов у человека на развитие задатков. Тем не менее в действительности эта теория была признана несостоятельным, так как некоторые животные имели большую массу мозга и развитые способности.

А вот другая теория возникновения задатков связала их с строением мозга. В зависимости от сложности и дифференцированности строения головного мозга можно было судить о наличии у индивида различных задатков. Эта теория была достаточно распространенной. После этого, они стали рассматриваться в связке с определенными зонам мозга. Но и эта идея была отвергнута по следующим причинам:

  • Не было никаких убедительных доказательств того, что они находятся в определенных участках мозга. Часто наблюдалось проявление одинаковых способностей у людей с разными повреждениями участка головного мозга. Рост определенного участка головного мозга может происходить вследствие различных патологий, возникающих в головном мозге (например, опухоль), а также, тем самым, не свидетельствовать о сложности и дифференцированности его строения.
  • Некоторые исследователи связывают способности человека с функционированием головного мозга во всей его совокупности, а не только в отдельных его частях. В частности, теория функциональных органов А. Ухтомского.

Поэтому при изучении способностей и задатков человека следует учитывать наследственность, которая начинает проявляться с рождения. Например, у новорожденных детей-близнецов могут быть как общие черты в поведении, так же и особенности, отличающие их друг от друга. С рождения человек наделен многими качествами, которые впоследствии влияют на его индивидуальность, могут облегчать или затруднять ее формирование. Однако тот факт, что у младенцев вскоре после появления могут обнаруживаться различия в доминирующем психофизиологическом состоянии, свидетельствует о том, что определенные психические состояния и виды поведения находятся в сфере прямых генетических воздействий.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Интересные факты

Многие ученые считают, что природа человеческих способностей не поддается однозначному определению. Некоторыми из них были высказаны предположения о том, что способности биологически обусловлены природными задатками и полностью зависят от них. Изменить скорость их проявления может только обучение, воспитание.

При этом часто приводят в качестве примера случаи раннего проявления задатков, которые были обнаружены у одаренных детей. Музыкальная одаренность Моцарта выявилась в три года, Гайдна — в четыре, талант в живописи и скульптуре у Рафаэля — в восемь лет, Ван-Дейка — в десять. В качестве подтверждения этих доказательств исследователи приводят родословную выдающихся представителей науки и искусства, демонстрирующие родственные взаимосвязи у выдающихся людей. Бабушка Л. Н. Толстого Ольга Трубецкая и прабабушка А. С Пушкинского, Анна Сергеевна Пушкина, были сестрами. Пять крупнейших представителей немецкой культуры — поэты Гете, Шиллер, Гельдерлин и Гегель, физик М. Планк, имеют одного предка Иоганна Канта, философа XV века.

Интересна в этом отношении родословная семейства немецкого музыканта Баха, родоначальник которого был булочник В. Бах, любитель музыки и пения. В семье Бахов в течение двух веков было около 60 музыкантов, среди них более 20 выдающихся.

В пользу наследственности способностей говорят также имеющиеся многочисленные династии артистов, художников, военных медиков, педагогов. Однако чаще всего говорят о социальной наследственности, где ребенок идёт по стопам своих предков не только из-за наследственной обусловленности, но и потому, что с раннего детства он усвоил и полюбил профессию родителей.

А вот противоположное мнение заключается в том, что особенности психики полностью зависят от качества воспитания и обучения. Дети самых отсталых и примитивных народов, получив соответствующее образование и воспитание с раннего возраста, ничем по сравнению с образованными европейцами не отличаются. Некоторые случаи ранней социальной изоляции приводят детей в состояние «маугли». С точки зрения этого представления у каждого ребенка можно развить любые способности.

По мнению многих исследователей, именно наследственность является ограничением для развития способностей, а их реализацию определяют воспитание и обучение.

При проведении эксперимента по обучению и воспитанию детей с использованием репродуктивных методов, отечественный психолог А. Р. Лурий показал изменения в выполнении творческих конструктивных задач у детей при соответствующем обучении и воспитании, а также отсутствие таковых изменений у другой группы, которая была организована репродуктивными методами. Из пяти пар двухлетних близнецов была создана одна группа. Первая группа создавала модели из мелких деревянных деталей: первая часть просто копировала модель, а вторая получала конструкцию, обклеенную бумагой, и детям надо было подумать, как сделать такую модель. У испытуемых второй группы интеллект оказался выше, чем у испытуемого первой группы.

При этом в качестве конечного результата этой теории было принято предположение, что у каждого человека есть возможность развить любые способности. В рамках данной концепции создаются специальные центры «выращивания» талантливых детей, внушая родителям, что их дети не уступают по интеллектуальному потенциалу Леонардо да Винчи, Шекспиру, Моцарту и Эйнштейну. При этом жизненный опыт и специальные исследования свидетельствуют о том, что нельзя отрицать задатки, которые индивидуальны для каждого человека.

В сущности, природные различия между людьми, являются различиями по задаткам, и предпосылкам развития способностей.

Определение

Задатки – врожденные анатомо-физиологических особенности мозга, нервной системы, анализаторных систем, которые обусловливают природные, индивидуально неповторимые различия между людьми.

Развиваясь на основе задатков, способности являются функцией не задатков самих по себе, а результатом развития, в процессе которого сами задатки включаются лишь как предпосылки. Особое значение имеет строение нервной системы и структура мозга. Они влияют на развитие способностей к любому виду деятельности. Однако, как утверждают исследования способностей отечественных психологов, в задатках следует усматривать отнюдь не анатомо-физиологические, а психофизиологические свойства, причем те, которые проявляются у человека в самый первый период овладения какой-либо деятельностью.

Это связано с тем, что некоторые качества личности могут повлиять на успешность или неудачу в решении проблем. Особое значение имеют здесь такие психологические характеристики, как собранная и настойчивая.

Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.com

ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ

  1. умственные способности способность учиться или сохранять знания

  2. 47″>

    психическое равновесие здоровое психологическое состояние человека с здравым смыслом

  3. психическое заболевание любое психическое заболевание

  4. психическое здоровье психологическое состояние человека, функционирующего на удовлетворительном уровне эмоциональной и поведенческой адаптации

  5. зубной аппарат устройство для восстановления зубов или замены отсутствующих зубов

  6. манипулируемость качество управляемости с помощью искусных движений рук

  7. мысленный образ ясный и красноречивый мысленный образ

  8. 7″>

    психический блок неспособность вспомнить или подумать о том, что вы обычно можете сделать; часто вызвано эмоциональным напряжением

  9. обязательства все, что должно кому-то другому

  10. зубная пластина зубной аппарат, который искусственно заменяет отсутствующие зубы

  11. психический процесс выполнение какой-либо сложной когнитивной деятельности

  12. психическое отношение сложное психическое состояние, включающее убеждения, чувства, ценности и предрасположенность действовать определенным образом

  13. управляемость, способная управляться или контролироваться

  14. 59″>

    безошибочность качество никогда не ошибаться

  15. каминная полка полка, выступающая из стены над камином

  16. пластичность свойство материала, которому можно придать форму без разрушения

  17. ментальный телепат Кто-то, кто может напрямую передавать мысли

  18. Полка над камином, выступающая из стены над камином

  19. менталитет привычное или характерное состояние ума

  20. изменчивость способность изменяться

Психомоторные способности Определение | Law Insider

  • означает прямые или консультационные услуги, предоставляемые психологом, имеющим лицензию штата, в котором работает психолог.

  • или «Терапия» означает целенаправленный процесс с использованием общепринятых клинических подходов, проводимый квалифицированным поставщиком услуг лицом к лицу с потребителями в индивидуальной, групповой или семейной обстановке для содействия позитивным эмоциональным или поведенческим изменениям.

  • означает лекарство, предназначенное для воздействия или изменения мыслительных процессов, настроения или поведения, включая, помимо прочего, антипсихотические, антидепрессивные, анксиолитические (противотревожные) и поведенческие препараты. Классификация лекарств зависит от их заявленного предполагаемого эффекта при назначении.

  • означает дипломированную медсестру, у которой

  • означает психическое или нервное заболевание, включая, но не ограничиваясь: тревогой, депрессией, неврозом, фобией, психозом; или любое связанное физическое проявление.

  • означает сопутствующие нарушения слуха и зрения, сочетание которых вызывает такие серьезные коммуникативные и другие проблемы развития и обучения, что они не могут быть учтены в программах специального образования исключительно для глухих или слепых учащихся.

  • означает суждение, вынесенное дипломированной медсестрой после сестринской оценки отдельных лиц и групп относительно реальной или потенциальной реакции на проблемы со здоровьем, которое формирует основу для определения эффективных сестринских вмешательств.

  • означает психическое расстройство, которое проявляется острыми симптомами достаточной тяжести, что делает пациента одним из следующих:

  • означает изменение состояния тела или некоторых его или мешающих выполнению функций, вызывающих или угрожающих боли и слабости, физического или психического расстройства и подтвержденных практикующим врачом.

  • означает заметки, записанные (на любом носителе) поставщиком медицинских услуг, который является специалистом в области психического здоровья, документируя или анализируя содержание разговора во время сеанса индивидуального консультирования или группового, совместного или семейного консультирования, и которые отделены от остальная часть медицинской карты человека. Психотерапевтические заметки исключают назначение лекарств и мониторинг, время начала и окончания сеансов консультирования, методы и частоту предоставляемого лечения, результаты клинических анализов и любое краткое изложение следующих пунктов: диагноз, функциональное состояние, план лечения, симптомы, прогноз и прогресс на сегодняшний день. 45 С.Ф.Р. § 164.501.

  • или «травма» означает заболевание или травму, которая, как ожидается, приведет к потере трудоспособности работника в течение длительного периода времени или к потере трудоспособности члена семьи работника, нетрудоспособность которого требует от работника перерыва в работе на продолжительный период времени. период времени для ухода за этим членом семьи, и продолжительный отпуск создает финансовые трудности для работника, потому что он или она исчерпали весь свой отпуск по болезни и другой оплачиваемый отпуск.

  • означает состояние, при котором у человека наблюдается одно из следующих состояний после наилучшего исправления—

  • означает определение характера расстройства Клиента. При формулировании диагноза Заказчика ПОДРЯДЧИК должен использовать диагностические коды и оси, указанные в самой последней редакции DSM, опубликованной Американской психиатрической ассоциацией. Диагнозы DSM будут записаны во всех документах IRIS по мере необходимости.

  • означает лихорадку 100,4 градусов по Фаренгейту или выше, озноб, кашель, одышку или затрудненное дыхание, усталость, боли в мышцах или теле, головную боль, новую потерю вкуса или обоняния, боль в горле, заложенность носа или насморк, тошноту или рвота или диарея, если только лицензированный медицинский работник не определит, что симптомы человека были вызваны известным заболеванием, отличным от COVID-19..

  • означает необходимую по медицинским показаниям оценку, обследования или тесты для диагностики наличия у человека расстройства аутистического спектра.

  • означает пациента, не являющегося пациентом педиатрического временного ухода, который был диагностирован как неизлечимо больной, ожидаемая продолжительность жизни которого составляет шесть месяцев или меньше, и который добровольно обратился и получает помощь от лица или государственного учреждения, имеющего лицензию в соответствии с этой главой, чтобы обеспечить программу ухода в хосписе.

  • означает фактическое или явно смоделированное бичевание или пытки со стороны или над лицом, которое обнажено или одето в нижнее белье, маску или причудливый костюм, или состояние сковывания, связывания или иного физического сдерживания со стороны того, кто так одет.

  • означает Учреждение, созданное, лицензированное и функционирующее в соответствии с законами, применимыми к Больницам, которое отвечает всем следующим требованиям:

  • означает алкоголизм, злоупотребление наркотиками или химическую зависимость любого типа.

  • означает психическое расстройство, как оно определено в этом разделе, расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ, как оно определено в этом разделе, или сочетанное психическое расстройство и расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ;

  • (SAP) означает квалифицированное лицо, которое оценивает сотрудников, нарушивших правила DOT в отношении наркотиков и алкоголя, и дает рекомендации относительно обучения, лечения, последующего тестирования и ухода.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts