Статья публицистического стиля: Публицистический стиль: черты и примеры

Содержание

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ | Статья по русскому языку (10 класс) по теме:

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ

1. Основные черты стиля

Публицистический стиль занимает особое место в системе стилей литературного языка, поскольку во многих случаях он должен перерабатывать тексты, созданные в рамках других стилей. Научная и деловая речь ориентированы на интеллектуальное отражение действительности, художественная речь — на её эмоциональное отражение. Публицистика играет особую роль — она стремится удовлетворить как интеллектуальные, так и эстетические потребности. Выдающийся французский лингвист Ш. Балли писал, что «научный язык — это язык идей, а художественная речь — язык чувств» (Ш. Балли Французская стилистика. — М., 2001, С. 281). К этому можно добавить, что публицистика — язык и мыслей, и чувств. Важность тем, освещаемых средствами массовой информации требует основательных размышлений и соответствующих средств логического изложения мысли, а выражение авторского отношения к событиям невозможно без использования эмоциональных средств языка.

Среди главных языковых особенностей публицистического стиля следует назвать принципиальную неоднородность стилистических средств; использование специальной терминологии и эмоционально окрашенной лексики, сочетание стандартных и экспрессивных средств языка, использование и абстрактной, и конкретной лексики. Важной чертой публицистики является использование наиболее типичных для данного момента общественной жизни способов изложения материала, наиболее частотных лексических единиц, характерных для данного времени фразеологизмов и метафорических употреблений слова. Актуальность содержания заставляет журналиста искать актуальных форм его выражения, общепонятных и в то же время отличающихся свежестью, новизной.

Публицистика является основной сферой возникновения и наиболее активным каналом распространения языковых неологизмов: лексических, словообразовательных, фразеологических. Поэтому данный стиль оказывает существенное влияние на развитие языковой нормы. К сожалению, в случаях тиражирования небрежной, неточной речи это влияние оказывается отрицательным: люди с низкой речевой культурой воспринимают ошибки как норму.

Особенностью публицистического стиля является широкий охват лексики литературного языка: от научных и технических терминов до слов обыденной разговорной речи. Иногда публицист выходит за рамки литературного языка, используя в своей речи жаргонные слова, этого, однако, следует избегать.

Говоря о публицистическом стиле, необходимо сразу же заметить, что не все тексты, размещаемые в средствах массовой информации принадлежат к публицистическому стилю. Так, например, в «Российской газете» публикуются тексты законов, указов, постановлений, они относятся к официально-деловому стилю. В «Независимой газете» иногда печатаются научные статьи, написанные специалистами, они принадлежат научному стилю. По радио нередко читают романы, повести, рассказы — эти произведения относятся к художественной речи. Всё это характеризует не публицистический стиль, а общественные функции средств массовой коммуникации.

Иначе обстоит дело, когда журналист в телерепортаже или газетной статье рассказывает о научных исследованиях по генетике и при этом употребляет научные термины, или сообщает о запуске космического корабля, учениях спасателей, открытии авиасалона и включает в свою речь технические термины, а в судебной хронике использует юридическую лексику. В этих случаях иностилевые элементы (слова и обороты речи) включаются в состав выразительных средств публицистического стиля, входят в язык массовой информации (так называет публицистический стиль проф. Ю.В. Рождественский). Именно эти случаи имеются в виду, когда лингвисты рассуждают о взаимодействии разностилевых единиц в рамках газетно-публицистического стиля. Это взаимодействие также является важной чертой публицистического стиля.

2. Лексические черты

Публицистические произведения отличаются необыкновенной широтой тематики, они могут касаться любой темы, попавшей в центр общественного внимания, например, технологии проведения водолазных работ. Это, несомненно, сказывается на языковых особенностях данного стиля: возникает необходимость включать специальную лексику, требующую пояснений, а иногда и развёрнутых комментариев.

С другой стороны, целый ряд тем постоянно находится в центре общественного внимания, и лексика, относящаяся к этим темам, приобретает публицистическую окраску. Таким образом, в составе словаря языка формируется круг лексических единиц, характерных для публицистического стиля.

Среди таких постоянно освещаемых тем в первую очередь следует назвать политику, информацию о деятельности правительства и парламента, выборах, партийных мероприятиях, о заявлениях политических лидеров. В текстах на эту тему регулярно встречаются такие слова и словосочетания, как:

фракция, коалиция, кандидат, лидер, законопроект, демократы, оппозиция, федерализм, консерватизм, радикалы, предвыборная кампания, парламентские слушания, оживлённая дискуссия, второй тур, избирательный штаб, рейтинг политика, нижняя палата, доверие избирателей, депутатский запрос, парламентское расследование, общественное согласие.

Экономическая тематика также важна для публицистического стиля и её освещение невозможно без таких слов как

бюджет, инвестиции, инфляция, аукцион, арбитраж, аудит, сырьё, лицензирование, банкротство, монополизм, акционерное общество, естественные монополии, рынок труда, таможенные пошлины, курс акций.

В материалах на темы образования, здравоохранения, социальной защиты населения журналисту могут понадобиться следующие обороты:

o вариативность образования, государственная поддержка, зарплата учителей, дистанционное образование, разгрузка школьной программы, обмен студентами, соглашение о научном сотрудничестве, информатизация образования;

o обязательное медицинское страхование, медицинский полис, льготы на лекарства, диагностический центр;

o прожиточный минимум, детские пособия, потребительская, корзина, уровень жизни, начисление пенсии, работающий пенсионер.

Информация о состоянии общественного порядка не может быть передана без таких словосочетаний, как:

борьба с преступностью, охрана прав граждан, место происшествия, прокурорская проверка, судебное разбирательство, подписка о невыезде, борьба с незаконным оборотом наркотиков.

В сообщениях о происшествиях, стихийных бедствиях, авариях часто встречаются слова:

ураган, тайфун, землетрясение, наводнение, захват заложников, теракт, стрельба в карауле, столкновение автомобиля с поездом, спасательная операция, тушение пожара, экологическая катастрофа.

Сводки военных корреспондентов содержат слова:

боевик, взрывчатка, фугас, минирование, снайпер, боестолкновение, обстрел, бомбардировка, боевой вылет, тяжёлое ранение, жертвы среди мирного населения, разрушение жилых домов.

Сообщения на международные темы легко отличить по следующим словам и сочетаниям:

переговоры по мирному урегулированию, официальный визит, многосторонние консультации, мировое сообщество, напряжённая обстановка, стратегическое партнёрство, европейская интеграция, миротворческие силы, территориальная целостность, глобальные проблемы.

Названная выше лексика употребляется и в других стилях (научном, официально-деловом). В публицистическом стиле она приобретает особую функцию — создать реальную картину событий и передать адресату впечатления журналиста об этих событиях и отношение к ним. Одни и те же слова звучат по-разному в научной монографии, полицейском протоколе и телевизионном репортаже.

Для публицистического стиля характерно использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской, например:

позитивные перемены, энергичный старт, безответственное заявление, твёрдая позиция, подковёрная борьба, прорыв на переговорах, грязные избирательные технологии, злодейское убийство, гнусные измышления, тяжелейший кризис, небывалое наводнение, безумная авантюра, наглый налёт, политический спектакль, ангажированная пресса, галопирующая инфляция, казарменный коммунизм, идеологический бульдозер, нравственная холера.

Оценка выражается либо определением к существительному, либо метафорическим наименованием явления.

Проф. Ю.В. Рождественский выделяет две группы стилистических средств в языке средств массовой информации и называет признаваемое и отвергаемое. «В семантическую сферу признаваемого входят все предметы мысли (т.е. лица, документы, организации, события и т.п.), которые считаются позитивными с точки зрения органа информации и риторической позиции текста массовой информации. В семантическую сферу отвергаемого входят все предметы мысли, которые считаются негативными». (Ю.В. Рождественский. Общая филология. М.,1996 С.249).

Соотношение двух групп стилистических средств — признаваемого и отвергаемого

Соотношение этих сфер, естественно, зависит от информационной политики данного органа информации, т.е. внешних для языка причин, но выражается это соотношение на стилистической окраске употребляемых в речи языковых средств, в том числе на лексемах вне текста совершенно нейтральных.

Для культуры речи эта проблема интересна и важна в том отношении, что стилистическая окрашенность публицистического текста может создать трудности при его переработке. Изложение такого текста человеком других взглядов, в другой ситуации, в другом политическом контексте может незаметно для этого человека привести к нарушению стилевого единства порождаемого им текста. Конечно, опытный журналист если и в вставит в свой текст, например, обороты, характерные для советских газет, то сделает это осознанно, например, для выражения иронии по поводу какого-либо события. А вот в сочинениях школьников разностилевые обороты могут столкнуться незаметно для автора сочинения.

Рассмотрим конкретные примеры из школьных сочинений. «Не видя ничего, сметая всё вокруг себя, они боролись за правду», — пишет автор сочинения о революционерах. По общему содержаний сочинения видно, что автор хорошо относится к революционерам, значит, данная фраза не тонкая ирония, а стилистическая ошибка. Другой автор, высказывая высокую оценку творчеству Пушкина пишет: «он правильно выбрал дорогу жизни и пошёл по ней, оставляя за собой несмываемые следы». Ещё один пример неосознанного смешения принимаемого и отвергаемого — словосочетание «под гнётом гуманности».

Соотношение этих двух сфер — принимаемого и отвергаемого — в истории нашей публицистики менялось.

· В текстах советской печати, радио и телевидения в 70-е годы 20 века к

o сфере принимаемого относились:

o социалистический лагерь, ударники труда, новаторы производства, решения пленума, трудовой энтузиазм, социалистическое соревнование, идейная убеждённость, достижения науки и техники, покорение природы, национально-освободительная борьба, прогрессивные силы, народная/ подлинная/социалистическая демократия, интернациональная дружба;

o в сферу отвергаемого входили:

o буржуазная пропаганда, империалистические акулы, антисоветчики, реакционные силы, антикоммунисты, тунеядцы, спекулянты, хапуги, злопыхатели, гонка вооружений, агрессивный блок НАТО, мир капитала, общество потребления, ревизионисты всех мастей, критиканы, безыдейные обыватели.

· В период перестройки (вторая половина 80-х годов 20 века) на первый план вышел ряд устойчивых сочетаний, характеризующих, политические идеи именно этой эпохи.

o Среди принимаемого оказались:

o хозрасчёт, хозяйственная самостоятельность, обновление, консенсус, инициатива снизу, гласность, демократизация, кооперативы;

o в сферу отвергаемого попали:

o аппаратчики, бюрократия, инертность, механизмы торможения, противники перемен, застой, догматизм, конфронтация, экстремизм, радикализм, административно-командная экономика, милитаризация, горячие точки, национальные конфликты.

Необходимо заметить, что здесь речь идёт только о словах, а не о реалиях жизни — одобряемое словесно далеко не всегда активно поддерживалось на деле.

· Теперь обратимся к государственным и близким к ним СМИ начала 21 века.

o Здесь в сферу принимаемого входят следующие слова и устойчивые сочетания слов:

o подъём экономики, возрождение России, кабинет министров, партия «Единство», рыночные реформы, государственные интересы, мировая роль России, исполнительная вертикаль, облучённое ядерное топливо, жёсткие/чрезвычайные/адекватные меры, демократия, интеграция, бюджетная дисциплина, внятная политика, информационная безопасность.

o в сферу отвергаемого входят:

o ваххабиты, чеченские боевики, сепаратисты, экстремисты, НАТО, Совет Европы, депутаты, Госдума, коммунисты, забастовщики, шпионы, экологи, правозащитники, депутатская неприкосновенность, глобализация, групповой эгоизм, пустые предвыборные обещания, силовой диктат, коррупция, криминализация, долларизация.

Здесь снова необходимо подчеркнуть, что речь идёт не о политике, а об эмоциональной окраске слов в публицистических текстах.

Употребление слов в переносном значении. Многозначность слов и метафоричность

Для публицистического стиля характерно использование многозначности слов, при этом наблюдаются явления трёх типов:

1. употребление слова в переносном значении,

2. развитие многозначности,

3. метафоризация как средство экспрессии и выражения оценки.

Переносное значение. Употребление нейтрального слова или специального термина в переносном значении придаёт слову публицистическую окраску, например:

· пакет молока — пакет предложений/законов

· тихие шаги — практические шаги

· формат книги — формат переговоров

· сигналы светофора — сигналы с мест.

Развитие многозначности является общеязыковым процессом, который отражается и закрепляется в языке массовой информации, более того во многих случаях это развитие берёт начало в публицистических текстах, от переноса оно отличается только тем, что здесь неочевидны соотношение прямого и переносного значений. Рассмотрим примеры:

· приоритет1) первенство, преимущественное право2) главная цель· модель1) схема, образ2) манекенщица· стилист1) специалист по стилистике2) мастер литературной речи3) парикмахерВ ряде случаев многозначность образуется вследствие неточного употребления слова, например:

· экология1) наука о состоянии природной среды и её защите2) состояние окружающей среды.В других случаях многозначность развивается под влиянием иностранных языков, например:

· контролировать1) проверять2) влиять, управлять.Метафоризация представляет собой использование слов в переносных значениях в целях создания яркого образа, выражения оценки, эмоционального отношения к предмету речи; она призвана оказать воздействие на адресата речи.

Для советской печати было характерно использование в переносных значениях слов, относящихся в прямом значении к военной лексике:

· битва за урожай, идейная вооружённость, идеологическая диверсия,

· учебно-творческий полигон, педагогический десант.

В современной речи военные лексемы звучат не реже:

· взрывоопасная ситуация, штаб, рейд, наступление, фланг, атака, обойма,

· форсировать, маневрировать, торпедировать.

Активно используется сравнение государственного устройства со зданием:

· коридоры власти, стена недоверия, национальные квартиры (типично для 1989-91 годов), занять нишу, социальный блок, партийное строительство.

Со времени перестройки в публицистику вошло сравнение общественного развития с движением поезда, корабля:

· локомотив реформ буксует/ползёт/застрял/сходит с рельсов,

· корабль реформ, капитаны отечественного бизнеса.

Широко применяется метафорическое осмысление слов, относящихся к медицине. Большинство из них выражают сильные негативные эмоции:

· паралич экономики, микробы мещанства, болезнь общества, аллергия на контакты с прессой, бациллы феодальной морали, вирус распада, болезнь суверенизации, злокачественная опухоль национализма.

Некоторые медицинские метафоры связаны с лечением и лекарствами:

оздоровление финансов, финансовые инъекции, шоковая терапия, реанимация промышленности.

Украшая речь по форме, метафоры нередко затрудняют восприятие содержания, прикрывают демагогию и давление на аудиторию. При обсуждении экономических и политических тем избыток метафор ведёт к тому, что логическое рассуждение подменяется эмоциальным спором, на адресата действует не сила доводов, а яркость, свежеть, броскость слов. Неумеренное употребление метафор запутывает читателя, а иногда, и самого автора. Оно особенной неуместно в парламентской речи при обсуждении законов.

Злоупотребление метафорами приводит к тому, что выразительность текста наносит ущерб его точности. Эта тенденция публицистики отражается на книжно-письменной речи школьников, которые стремятся сделать свои сочинения красивей и в некоторых случаях так употребляют метафоры, что фраза становится бессмысленной:

· «Они стоят в ряд на одном уровне»;

· «Невозможно пройти мимо такого огромного государства как РОССИЯ со множеством побед и славной историей»;

· «Что же позволило поставить их на ступень огромного вклада в развитие культуры России?»;

· «Он смеётся над ситуациями, которые его плотно окружают».

Употребление синонимов, антонимов и паронимов

Характерным признаком языка публицистики является использование синонимов в целях избежания повтора, усиления эмоциональности высказывания или же уточнения наименования явления, а тем самым и для его более верной характеристики.

В публицистической речи традиционно присутствуют такие ряды синонимов:

· военнослужащий — воин — военный;

· обстановка — положение — ситуация;

· комментатор — обозреватель — эксперт — аналитик;

· специалист — профессионал — мастер своего дела.

В публицистике последних лет возникли новые синонимические ряды:

· предприниматель — бизнесмен — коммерсант;

· быстрый — динамичный;

· олигарх — магнат;

· комментировать — выразить отношение;

· консультации — переговоры;

· поддержка — финансирование;

· рутинный — текущий ~ обычный;

· нищие — малоимущие — малообеспеченные;

· бомжи — люмпены — маргиналы;

· группа — структура — клан — группировка — сила — лобби — элита;

· борьба — противостояние — конфронтация;

· нажим — напор — давление — прессинг — лоббирование;

· возместить — покрыть — восполнить — компенсировать.

Синонимические связи возникают и преобразуются в отношении отдельных значений слов, а не всего слова в целом. Поэтому одно и то же слово может входить в разные ряды синонимов, например, слово конфликт может быть синонимом к слову война или к слову скандал; слово экстремист может быть синонимом к слову террорист или к сочетанию человек крайних (необычных?) политических взглядов.

Эти свойства синонимов необходимо учитывать при их употреблении.

Синонимы употребляются не только как эквивалентные наименования одного и того же предмета, но и как средство разграничения понятий. В интервью «Комсомольской правде» 15.3.95 Ю. Лужков на вопрос «Говорят, ваша жена удачливый коммерсант?» ответил: «Нет, она не коммерсант. Она бизнесмен. Она относится к предпринимателям среднего бизнеса… производство полимерных изделий». Весной 2001 года председатель Союза промышленников и предпринимателей А. Вольский предложил именовать крупнейших предпринимателей не олигархами, поскольку вокруг этого слова сложилась отрицательная окраска, а магнатами.

Наряду с общеязыковыми синонимами, воспринимаемыми всеми говорящими как слова близкие по значению, в публицистическом стиле функционируют речевые синонимы, сближаемые по значению лишь в понимании определённых общественных групп:

· капитализм — нищета — голод;

· бизнес — спекуляция;

· приватизация — ограбление — растащиловка;

· свобода — демократия — вседозволенность — беспорядок.

Изменения в обществе всегда отражаются в языке и, прежде всего, в лексике: в употреблении слов, в развитии многозначности, в изменении структуры связей между словами. Наряду с появлением новых синонимических рядов имеет место и распад синонимии, в современной речи директор глава учреждения, предприятия, так как директором может называться и руководитель отдела, коммунист член партии, так как есть другие партии.

Новые словарные единицы образуют и новые антонимические пары:

· демократия — диктатура, фашизм;

· кризис — стабилизация, оздоровление;

· легальный — криминальный;

· популистский — взвешенный, ответственный;

· силовой — мирный, политический, цивилизованный;

· фирменный — фальшивый, поддельный;

· массовый — эксклюзивный, элитарный;

· народ — власть;

· общество — государство;

· подъём — спад.

В отдельных речевых контекстах могут быть антонимически противопоставлены слова, в словаре не отмечаемые как антонимы:

· рынок — базар;

· политический — идеологический;

· правовой — административный;

· жить — выживать;

· патриоты — демократы;

· свобода — порядок.

В речи антонимия, как и синонимия, часто оказывается не всеобщей, а характерной для языка определённых политических групп.

Особую трудность для правильного употребления представляют собой паронимы — слова близкие по звучанию, но различные по значению. В современной речи часто встречаются:

· криминальный — криминогенный;

· демократический — демократичный;

· жесткий » жестокий;

· элитный — элитарный;

· стабильность — стабилизация;

· федеральный — федеративный;

· легальный — легитимный.

Как отмечает В. Шапошников, для современной речи характерно, что паронимы часто выступают на правах эквивалентности, как дублеты. (Шапошников В.Н. Русская речь 1990-х. Современная Россия в языковом отображении. — М., 1998.- С.209). Такое употребление паронимов является массовой речевой ошибкой. Обратившись к словарям, мы заметим, что похоже звучащие слова имеют разное толкование:

· криминальный — преступный;

· криминогенный — порождающий преступность;

· демократический — свойство общества, государства;

· демократичный — качество руководителя;

· жесткий — не допускающий отклонений, безоговорочный;

· жестокий — крайне суровый, безжалостный, беспощадный;

· элитный — представляющий собой элиту, лучший, отборный;

· элитарный — относящийся к элите, свойственный, элите;

· стабильность — устойчивое состояние; стабилизация — процесс достижения стабильного состояния;

· федеральный — относящийся к центральной власти;

· федеративный — построенный на принципах федерации;

· легальный — законный;

· легитимный — воспринимаемый в качестве законного.

Неправильное употребление паронимов нарушает лексическую правильность и точность речи, обедняет речь, так как не позволяет разграничить смежные понятия.

Употребление историзмов и иностранных слов

В публицистическом стиле используется всё богатство словаря, при необходимости журналист может включить в свою речь термины, иностранные слова, историзмы.

Историзмы употребляются в статьях на исторические темы для обозначения реалий, в статьях, на актуальные темы для проведения исторических параллелей, а также в связи с актуализацией понятий и слов в современной речи.

Среди заимствований, употребляемых в публицистике, можно выделить слова, прочно вошедшие в русский язык (сервис, комфорт, сейф, туризм, снайпер) и слова, отличающиеся новизной, проникающие в общенародную речь благодаря активному использованию в языке массовой информации (маркетинг, брокер, стагнация, саммит). Особое место в публицистической речи занимают экзотизмы — слова, описывающие реалии зарубежных стран (сиеста, риксдаг, аймак). Чаще всего это названия праздников, народных обычаев, парламентов, территориальных и денежных единиц других стран.

3. Грамматические особенности стиля

Заметными морфологическими чертами публицистического стиля являются особые способы употребления грамматических форм, например форм числа.

· Единственное число часто используется в значении множественного: русский человек всегда отличался своей понятливостью и выносливостью; это оказалось разорительным для британского налогоплательщика.

· Характерно и употребление несчитаемых существительных в форме множественного числа: настроения, разговоры, свободы, круги, поиски, бизнесы, мафии, элиты, экономики, риски, власти, стратегии, приоритеты, бюджеты, подходы, структуры, эфиры, компроматы, прикидки, подвижки.

· Такое употребление связано либо с упоминанием ряда однородных объектов (экономики, бюджеты), либо с тем, что олово обозначает марку сорт, разновидность (масла, пасты), к этому близко значение слова риски, либо в экспрессивных целях (власти, поиски). Иногда такой выбор формы явно нарушает норму языка, например, распространившееся в последнее время в речи официальных лиц внешнеполитического ведомства слово озабоченности. · Повелительная форма глагола в публицистике используется как средство привлечения внимания собеседника: посмотрите, давайте подумаем, вспомните, обратите внимание.

· Иногда встречаются стилистически возвышенные формы творительного падежа: властию, жизнию, страною, кровию.

· Настоящее время глагола используется для сообщений о событиях, запланированных на будущее. Такая форма позволяет подчеркнуть актуальность предстоящих событий: Завтра начинается, визит в Санкт-Петербург федерального канцлера Германии. На следующей неделе открывается книжная ярмарка.

· Форма прошедшего времени более частотна в сравнении с другими книжными стилями и служит для сообщений о происшедшем: У сапёров украли тротил. Задержаны продавцы фальшивых интернет-карт. Преступник сбежал после вынесения приговора. В Македонии подписано мировое соглашение.

· Типично использование производных предлогов: в ходе, на основе, в качестве, на базе, на пути, в сторону, в духе, в интересах, с учётом, в условиях, в свете, в направлении, по причине.

· Для публицистики характерно частое употребление инверсионного порядка слов, что позволяет поставить на первое место в предложении тему сообщения: Новые формы хозяйствования предложили архангельские предприниматели. Человек пострадал от пожара в пятиэтажке на улице Обручева.

· Для того чтобы усилить эмоциальное воздействие, подкрепить выражаемую мысль ставятся риторические вопросы: Разве Пушкин объяснялся без конца в любви к народу? Разве заградительные пошлины смогут улучшить качество отечественных автомобилей? Чем же москвичи и гости столицы хуже берлинцев?

2.2 Характеристика газетно-публицистического стиля. Задачи и функции артикля в газетно-публицистическом стиле

Задачи и функции артикля в газетно-публицистическом стиле

реферат

Газетно-публицистический стиль функционирует в общественно-политической (сфере и используется в ораторских выступлениях, в различных газетных жанрах (например, передовая статья, репортаж и др. ), в публицистических статьях в периодической печати. Он реализуется как в письменной, так и в устной форме.

Одной из основных характерных черт газетно-публицистического стиля является сочетание двух тенденций — тенденции к экспрессивности к тенденции к стандарту. Это обусловлено функциями, которые выполняет публицистика: информационно-содержательная функция и функция убеждения, эмоционального воздействия. Они имеют особый характер в публицистическом стиле. Информация в этой сфере общественной деятельности адресована огромному кругу людей, всем носителям языка и членам данного общества (а не только специалистам, как в научной сфере). Для актуальности информации очень значим временной фактор: информация должна передаваться и становиться общеизвестной в кратчайшие сроки, что совсем неважно, например, в официально-деловом стиле.

В газетно-публицистическом стиле убеждение осуществляется путем эмоционального воздействия на читателя или слушателя, поэтому автор всегда выражает свое отношение к сообщаемой информации, но оно, как правило, не является только его личным отношением, а выражает мнение определенной социальной группы людей, например какой-то партии, какого-то движения и проч. Итак, с функцией воздействия на массового читателя или слушателя связана такая черта газетно-публицистического стиля, как его эмоционально-экспрессивный характер, а с быстротой передачи общественно значимой информации связан стандарт этого стиля.

Тенденция к стандарту означает стремление публицистики к строгости и информативности, которые свойственны научному и официально-деловому стилям. Например, к числу стандартных для газетно-публицистического стиля можно отнести неуклонный рост, временная поддержка, широкий размах, дружественная обстановка, официальный визит и т. п. Тенденция к экспрессивности выражается в стремлении к доступности и образности формы выражения, что характерно для художественного стиля и разговорной речи — в публицистической речи переплетаются черты этих стилей.

Газетно-публицистический стиль обладает одновременно консервативностью и подвижностью. С одной стороны, в публицистической речи присутствует достаточное количество штампов, общественно-политических и иных терминов. С другой стороны, стремление к убеждению читателей требует все новых языковых средств, чтобы оказывать на них воздействие. Именно этой цели служат все богатства художественной и разговорной речи.

Лексика газетно-публицистического стиля имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и даже жаргонные элементы. Здесь используются такие лексико-фразерлогические единицы и словосочетания, которые объединяют в себе функциональную и экспрессивно-оценочную окраски, например оболванивание, желтая пресса, пособник и т. п.; они не просто показывают принадлежность газетно-публицистическому стилю речи, но содержат отрицательную оценку.

Многие слова приобретают газетно-публицистическую окраску в том случае, если они употребляются в переносном значении. Например, слово сигнал становится функционально окрашенным, реализуя переносные значения «то, что служит толчком к началу какого-то действия» (Эта статья послужила сигналом к дискуссии) и «предупреждение, сообщение о чем-нибудь нежелательном, что может совершиться» (Поступил не один сигнал о неблагополучной ситуации на заводе).

Синтаксис газетно-публицистического стиля речи тоже имеет свои особенности, связанные с активным употреблением эмоционально и экспрессивно окрашенных конструкций: восклицательных предложений различного значения, вопросительных предложений, предложений с обращением, риторических вопросов, повторов, расчлененных конструкций и др. Стремление к экспрессии обусловливает использование конструкций с разговорной окраской.

М.П. Брандес выделяет 2 типа газетно-публицистического стиля:

1) монологические типы текстов;

2) диалогические типы текстов.

Основу газетно-журнальной публицистике как каналов коммуникации составляют газеты и общественно-политические журналы. Газета является оперативным универсальным источником информации о положении дел в различных областях как своей страны, так и других стран. Общественно- политические журналы дают более обобщенную информацию.

Газетно-журнальная публицистика как вид массовой коммуникации является сложным явлением из-за неоднородности её задач и условий общения и в целом особенностей экстралингвистической основы. М.П. Брандес, Стилистика немецкого языка, с196

Современная газета состоит из разнообразных речевых жанров. М.П. Брандес выделяет следующие:

1) статьи;

2) корреспонденции;

3) заметки;

4) информации;

5) обзор печати;

6) рецензии;

7) очерки;

8) фельетоны;

9) комментарии;

10)глосса;

К диалогическим типам текстов газетно-публицистического стиля она относит:

1) беседа;

2) диспут;

3) дискуссия;

4) полемика;

5) интервью. М.П. Брандес, Стилистика немецкого языка, с200

Особое место в газетно-публицистическом стиле занимает ораторская его разновидность, выполняющая агитационно-пропагандистскую функцию, но в форме публичной речи. Последняя может выполняться в письменной и устной форме. Устная форма существует в виде следующих речевых жанров: «доклад на общественно-политическую тему», «отчетный доклад» (на конференциях, съездах, форумах), «политическая речь», «дипломатическая речь», «митинговая речь», «агитационная речь», «юбилейная речь», «траурная речь» и т. д.

Сила эмоционального воздействия публичного слова определяется не только объектом, о котором идет речь, и ситуацией выступления, но и тем, кто и как говорит.

Что касается грамматических особенностей газетно-публицистического текста, то здесь нужно выделить следующие моменты:

· Повелительная форма глагола в публицистике используется как средство привлечения внимания собеседника.

· Настоящее время глагола используется для сообщений о событиях, запланированных на будущее. Такая форма позволяет подчеркнуть актуальность предстоящих событий.

· Для реализации прошедшего времени в немецком языке чаще всего используется повествовательное прошедшее время (Prateritum).

· Для того чтобы усилить эмоциальное воздействие, подкрепить выражаемую мысль, ставятся риторические вопросы.

Новый период в развитии языкознания можно охарактеризовать как эпоху макролингвистики, где язык рассматривается как целостная структура в его отношении к различным сферам социальной, материальной и духовной жизни. В изучении газетно-публицистического стиля макроанализ также эффективен.

Г.Я. Солганик в своей статье «О структуре и важнейших параметрах публицистической речи» рассматривает язык СМИ с точки зрения макролингвистики. Итак, схема любой речи: адресант- сообщение- адресат. В рамках различных стилей эта схема может изменяться в соответствии с установками того или иного стиля, жанра, замысла. Наиболее значимым компонентом является адресант, производитель речи. Естественно, что автор речи определяет все черты текста, в том числе и его стиль. Г.Я. Солганик рассматривает каждый компонент с точки зрения газетной публицистики.

Две главные составляющие категории автора- это отношение к действительности и связанное с ним отношение к тексту. Таким образом, Г.Я. Солганик считает, что чтобы создать публицистические тексты, необходимо понимание действительности, прежде всего социальной и умение оформлять эти тексты. Отношение к действительности подразумевает целый спектр граней, сторон, качеств категории автора, среди которых определяющее значение имеет дихотомия автор- человек социальный и автор- человек частный. Солганик в своей статье «О структуре и важнейших параметрах публицистической речи», с16

Это означает, что о чём бы не писал автор в своём публицистическом тексте, он выступает как человек социальный. Автор освещает различные тезисы, положения, мнения, опровергает их или защищает.

С другой стороны, выступая как автор частный, он высказывает свою точку зрения, выдвигая тем самым на первый план личность публициста, т.е. проявляет себя как человек частный, имеющий такие же интересы и проблемы, как и его читатели.

Что касается второго компонента схемы, здесь Г.Я. Солганик определяет, так называемую, текстовую модальность, т.е. отношение производителя речи к самой речи. Здесь немаловажным является субъект. Г.Я. Солганик даёт такой пример, где рассматривается это звено.

Я пишу.

Ты пишешь.

Он пишет.

Во всех трёх предложениях производитель речи может быть один и тот же, но в первом случае производитель речи и субъект совпадают.

Рассматривая третий компонент общей схемы, а именно «адресат или читатель» Г. Я. Солганик говорит о высокой степени близости автора и читателя. «Читатель в публицистике — это зеркало в котором отражается автор.» Солганик в своей статье «О структуре и важнейших параметрах публицистической речи,с 27

Таким образом, можно сделать вывод, что газетно-публицистический стиль выполняет функции воздействия и сообщения (информирования), имеет характерные стилистические и морфологические особенности. которые определяют этот стиль. Также мы рассмотрели газетно-публицистический стиль по схеме адресант-сообщение-адресат. Здесь можно сделать вывод, что публицистика- это прежде всего явление социальное, где сталкиваются политические, философские, финансовые, культурные и др. идеи.

Правила и тонкости написания публицистических статей с примерами *

Студенты всех специальностей и курсов в процессе обучения сталкиваются с необходимостью выполнения различных письменных проектов аналитического, исследовательского плана. Но некоторым из них ввиду своей «профессиональной принадлежности» приходится выполнять не просто научные работы, а непривычные для них тексты в публицистическом стиле. Сегодня мы расскажем об одном из них – публицистическая статья.

СОДЕРЖАНИЕ

Сущность и роль публицистических статей в жизни студента

Во время обучения в вузе студентов привлекают к научно-исследовательской деятельности. Данная мера проявляется в выполнении курсовых и научно-исследовательских работ, написании научных статей и участии в научных конференциях, написании и защите отчета по практике или дипломной работы и пр. Но у учащихся в рамках лингвистических или филологических профилей возникают дополнительные мероприятия по работе с текстами – подготовка публицистических статей.

Публицистическая статья представляет собой небольшой текст, чаще всего свойственный СМИ. Он носит информационный характер и освещает актуальные темы и тенденции в рамках конкретной отрасли, проблематики, науки и пр.

Характер и направление публицистической статьи

Данные материалы выполняют немаловажную функцию:

  • Описывают реальные и актуальные проблемы с акцентом оказываемое ими воздействие на объект;
  • Констатация проблемы и обращение на нее внимания, призыв к действиям, то есть мотивируют к развитию прогресса и разработке нового способа, решения;
  • Способствует разъяснению сложных моментов на простом и понятном языке без «заумных терминов».

Таким образом, публицистические статьи позволяют донести до общества существующие проблемы на простом и понятном для них языке, обращая внимание на суть явления, подчеркивая отношение автора к тематике с помощью лексических особенностей (эмоции, терминология, сленг и современные выражения и пр.). Об особенностях публицистического стиля мы писали ранее.

Публицистические статьи заставляют людей задуматься относительно происходящих тенденций и проблем, пробуждают интерес к ним и провоцируют выработку инновационных подходов к их решению. Притом подобные материалы посвящаются сугубо значимым и актуальным темам.

В каких случаях студенты выполняют публицистические статьи?

В ходе учебной деятельности доминирующая часть студентов сталкивается с необходимостью выполнения научных статей, которые после их подготовки и проверки направляются для публикации в научный журнал или освещается в рамках научной конференции. Подготовкой публицистических текстов занимаются чаще всего студенты, осваивающие лингвистический профиль – журналистика, реклама и связи с общественностью, издательское дело, редакторское дело и пр. Также данные тексты свойственны политическим и управленческим профилям – политология, международные отношения, маркетинг и пр.

Поэтому чаще всего написанием публицистических статей занимаются студенты, так или иначе связанные с «пером», созданием текстов для СМИ, информационных интернет-каналов, а также по профилям, связанным с продвижением товаров/услуг и пр. Посредством публицистического стиля происходит «невидимое воздействие» на общество, социум, управление его эмоциями, настроением, действиями и пр. Поэтому для написания подобных работ требуются специфические знания и мастерство.

Некоторые студенты (преимущественно лингвистического жанра) начинают самостоятельно заниматься написанием публицистических материалов. Тематика подобных очерков совпадает с их интересами, а материалы нередко продаются на всевозможных биржах фриланса, приносят новому автору репутацию в определенных кругах (копирайтера) и приятный денежный бонус в виде дополнительного дохода.

Характерные черты публицистических статей

Публицистические статьи — это не просто небольшой информативный текст, а самый настоящий оригинальный жанр.

В его основе лежат следующие особенности:

  • Отсутствие или минимальное количество сложных узкоспециализированных терминов, научных фраз и оборотов. Текст строится по принципам ясности и простоты, описывая все важные моменты, явления и тенденции в соответствующей форме путем тщательной переработки первоисточников;
  • Материалы публицистического жанра носят информативный характер, то есть они подчеркивают и описывают существующую проблему, акцентируя внимание на силе ее воздействия на объект. Здесь не приходится что-либо доказывать. Публицистические статьи обращают внимание на ранее выявленную проблему, отмечая ее важность, актуальность и особенности;
  • Публицистические статьи – это текст-рассуждение с конкретной позицией автора, которая будет прослеживаться в выводах и призывах. Притом без четкой аргументации в этом деле не обойтись, ведь «голословство» не приветствуется ни в одной отрасли;
  • Материалы посвящаются конкретной сфере деятельности или отрасли с углубленным изучением темы, проблемы. Автор должен тщательно разобраться в сути вопроса, тенденциях, ранее предпринимавшихся действиях. То есть в основе публицистической статьи будет лежать исследовательский материал, а выводы автора представлены в виде его субъективного мнения, аргументированного призыва к действиям для решения проблемы, то есть мотивация для поиска решения;
Принципы написания публицистической статьи
  • Основополагающими принципами подготовки публицистических материалов являются краткость и обоснованность. Первая черта проявляется в объеме материалов, а вторая – обязательным отражением конкретных фактов, подчеркивающих значимость проблемы, правоту автора и актуальность темы;
  • Сочетание логики и простоты. Публицистические статьи освещают проблему со всех доступных для автора ракурсов, полагаясь на конкретную базу данных. Притом проверять качество информации следует в первую очередь. Описание сути проблемы должно быть поэтапным (от ее постановки, раскрытия до финала – призыва к решению), простым и понятным для любого читателя. Публицистика – жанр, связывающий науку и разговорную речь, позволяющий трансформировать сложные тесты в простой и понятный вид. Притом без использования принципа научной аргументации при подготовке материалов не обойтись.
  • Массовость. Публицистические статьи ориентированы не на нужды и интересы конкретного индивида, а на привлечение сугубо общественного внимания на конкретную тему/проблему.

Таким образом, создание публицистических статей базируется на четкой доказательной базе (конкретных фактов, полученных аналитическим, экспериментальным, научным или иным путем), эмоциональной передаче и живости речи, смысловой доступности и образности (с использованием приемов художественной литературы). То есть данный жанр стоит на стыке научного, разговорного и художественного стилей, помогает разобраться в ситуации и замотивировать к поиску инновационного решения.

Этапы подготовки публицистических статей

Выполнение публицистических статей у каждого автора (независимо от уровня его мастерства, опыта) проходит традиционные стадии: познание, рассуждение-исследование, обоснование и заключение. В рамках каждого этапа исследователь реализует определенный набор действий, о котором мы расскажем ниже.

Шаг №1. Выбор темы. В данном случае студент будет руководствоваться узостью осваиваемой профессии и собственными интересами. Первый критерий предполагает, что учащийся постигает «журналистские или управленческие азы» с акцентом на конкретную отрасль и ее специфику, поэтому общее направление уже задано. Второе – выбор конкретной актуальной и значимой проблемы для обзора.

Упростить поиск и выбор темы для написания публицистической статьи поможет анализ СМИ и современных тенденций, глобальных вопросов в рамках отрасли, практики, теории и пр. Для этого достаточно проанализировать новостную ленту, специализированные журналы и пр.

Шаг №2. Подбор информационной и доказательной базы. В данном случае студенту предстоит внимательно ознакомиться со всеми доступными для него первоисточниками: новости, СМИ, радио, научная литература, исследования и пр. Важно выбрать достоверные и обоснованные материалы, на которых можно обосновывать собственную позицию, мнению, призыв и пр. При этом все описываемые явления должны быть точными, реальными.

Шаг №3. Определение основных моментов публицистической статьи: что писать (констатация ключевых тезисов), какие аргументы использовать (обоснование авторской позиции), выводы (к чему призывать, на чем обострить внимание и пр.). Здесь автору предстоит спроектировать ход исследования. В данном деле важно глубокое понимание выбранной темы, наличие четкой и проверенной информационной базы, умение корректно выразить собственные мысли.

Обратите внимание, что публицистическая статья также будет иметь четкую (классическую) структуру: наименование (краткое, простое и емкое с акцентом на проблематику) — введение – с конкретизацией актуальности и значимости темы, основная часть – с описанием всех особенностей, тенденций, нюансов, сути, заключением – с отражением рекомендаций, частного мнения, побуждения к действиям и необходимости новшеств и пр.

Схема выполнения публицистической статьи

Шаг №4. Написание публицистической статьи. После тщательного изучения темы и «проникновения в суть, корень» необходимо незамедлительно взять ручку, лист бумаги и описать самое важное: текущие тенденции, констатировав проблему, а затем описав личную позицию, обосновав ее и призвав к действиям (поиску нового решения с акцентом на выявленные проблемы, недостатки действующих механизмов, инструментов). В этом и проявляется изюминка: автор через собственное мнение не только информирует общество относительно текущего положения дел в рамках науки/отрасли, но и подчеркивает недостатки и проблемы, призывая к поиску их решения, мотивируя тем самым к развитию научного и технического прогресса.

В процессе подготовки публицистического текста важно выделить проблему, обосновать и описать ее, призвать к решению. Притом предлагать конкретные действия, мероприятия, инновации автор не обязан.

Шаг №5. Вычитка, корректура и редактура, оформление. Миссия данного этапа состоит в подготовке грамотного, понятного текста с учетом его стилистических особенностей, действующих правил русского языка и возможностей автора. Притом написание публицистических статей будет происходить с учетом общих постулатов (стилистик, орфография, пунктуация, плагиат и пр.), а также с учетом индивидуальных параметров, выдвигаемых каждым конкретным издательством (где планируется разместить текст) – оформление, объем и пр.

В целом, схема выполнения публицистических текстов идентична подготовке научного исследования. Автору предстоит тщательно разобраться в рамках намеченной темы, спроектировать и спланировать ход мыслей, подобрать информационную и доказательную базу, а затем подчеркнув собственное мнение и позицию в рамках изучаемого вопроса эмоционально отметить необходимость перемен.

Таким образом, публицистические статьи помогают осветить насущные темы и проблемы, обратив внимание общества на основные моменты и нюансы, замотивировав их к правильным и необходимым действиям.

Пример публицистической статьи и ее анализ

Конечно, размер публицистической статьи может быть разным6 от пары страниц до десятка. Поэтому мы выделим особенности данного стиля на примере небольшого отрывка из публицистической статьи.

Образец публицистического материала (фрагмент статьи)

Итак, давайте проанализируем особенности данного отрывка и подчеркнем черты, присущие именно публицистическому стилю.

ПризнакПример (выдержка из статьи)Анализ, особенности публицистической статьи
Лексические особенностиСдавать экзамен без зачетки в кармане 

Отсутствие сложных научных терминов и доминирование простых слов, слов общего значения, наиболее распространенные формулировки, понятные каждому

 

Зачетка 

Использование жаргонных фраз, молодежного сленга, не присущего научному стилю

 

Давать урок, входит в Интернет 

Использование речевых клише, разговорного жанра и его элементов без жестких ограничений

 

Дышать полной грудью, грызть гранит науки 

Включение в текст художественных приемов, пословиц, народной мудрости, фразеологизмов (практически не свойственно научному стилю, но чаще применяется в художественной литературе и разговорной речи)

 

Морфологические особенности 

В тексте статьи изучается вопрос о роли аудиторной работы и возможностях дистанционного образования – вполне актуальный вопрос, подчеркивающий возможности получения образования, наличие выбора и пр.

 

Совмещение нескольких стилей в одном тексте, что недопустимо в научном контакте при выполнении НИР и иных исследовательских материалов
Перерыва на обед, процесс получения и пр. 

Применение «отвлеченных форм» существительных для простоты текста и подчеркивания общей ситуации

 

Так не думает, садится, уже спит 

Применение глаголов в 3 лице единственного числа, то есть конкретизация действия главного героя с элементами индукции/дедукции, выделением частного мнения

 

Синтаксические особенности текстаСадится за клавиатуру компьютера, входит в интернет и пр.  

Повествовательная манера

 

Начинает грызть гранит науки в том месте, где ему указал профессор 

Побудительный жест с акцентом на саморазвитие главного героя, призыв к самообразованию, самомотивации

 

Сдавать экзамен без зачетки в кармане? 

Использование неполных предложений, при этом с понятным контекстом и смыслом. В научном стиле доминируют полные фразы и предложения, более точные и конкретные.

 

Таким образом, в публицистическом тексте будут практически отсутствовать ил и крайне редко использоваться профессионализмы, сложные обороты. Ему присуща простота и ясность изложения, обоснованность (в нашей статье явно отражается, что в образовании играет роль не условия – наличие аудитории, помещения, преподавателя и пр., а мотивация и желание развиваться), совмещение нескольких стилей.

Рекомендации для студентов по подготовке публицистических статей

Во-первых, сразу же отметим, что выполнение публицистических статей может быть предусмотрено в рамках учебного плана или же происходить сугубо по инициативе учащегося (цели различны: самосовершенствование, трудоустройство в издательство, продажа статей на биржах и пр.). При этом для подготовки качественного контента и материала автору необходимо разобраться с особенностями соответствующего жанра – публицистического стиля. Поэтому сперва изучаем правила, особенности данного способа изложения информации.

Во-вторых, публицистические статьи уместны сугубо в информационной среде. К студенческим работам, научной деятельности в целом они не имеют прямого отношения. С их помощью исследователь может разобраться в сложных моментах, нюансах, так как они будут освещены на более простом языке, доступном для простого обывателя и читателя.

В-третьих, выполняя публицистическую статью, необходимо опираться сугубо на проверенную информационную базу. То есть проверку ресурсов на критерии качества никто не отменяет. В основу публицистической работы кладут только достоверные, актуальные и надежные сведения, подчеркивающие проблему, причинно-следственные связи, следствия и пр.

В-четвертых, обязательно проверяйте материалы на плагиат. В публицистических статьях редко отмечают первоисточники в виде ссылок и сносок, поэтому требуется тщательная переработка информационной базы. Отражение авторства или особенностей первоисточника делается непосредственно в тексте с помощью приемов косвенной речи. При этом оригинальность такого материала может быть ниже, чем у научного текста. Притом повысить уникальность публицистического текста проще, ведь можно перефразировать в более простые схемы, использовать специфичные для темы приемы, положившись на собственный лексикон и ораторский опыт: порой достаточно пересказать на «простом человеческом языке» суть текста, минимизировав сложные категории, научные каноны и пр.

В-пятых, обязательно проверяйте текст на ошибки. Притом данная проверка может быть упрощена с помощью специальных сервисов (например, Орфограммка или сайтов по проверке текста на уникальность). Несмотря на смешанность жанров и стилей, корректность и грамотность никто не отменял. Тексты с ошибками не принимаются ни одной редакцией к публикации. Не лишним будет самоанализ рукописи.

В-шестых, обратите внимание на семантическое ядро публицистической статьи, а также наличие высокочастотных слов и запросов по теме, показатели читабельности и заспамленности. Данный ход повысить процент востребованности материалов, их читаемость и информативность, востребованность и цитируемость. Особое внимание уделите заголовку: он должен быть «цепляемым», привлекающим внимание, конкретным (подчеркивающим проблему) и интригующим одновременно.

В-седьмых, подготовка публицистической статьи чаще всего происходит в целях публикации или перепродажи. Поэтому немаловажно учитывать при ее создании требования «заказчика». Они могут затрагивать структуру, содержание, объем, доказательную базу, «ключи» и пр.

Студентам и начинающим авторам следует с предельной внимательностью и тщательностью подходить к написанию публицистической статьи. С ее помощью можно управлять социумом и основными процессами в отрасли, науке. Несмотря на свободу слова, о требованиях деликатности, корректности, достоверности и обоснованности забывать не стоит. Поэтому все заявленные мнения, гипотезы, предложения следует подчеркивать, полагаясь н принципы научной аргументации и результатах экспериментов.

Публицистические статьи – это уникальная возможность самореализоваться в информационной среде без страха экспериментировать со словами. Главное – делать это просто, искусно и обоснованно с учетом правил авторской этики.

Как написать журналистскую статью: советы для студентов

Написание статьи для газеты, журнала или интернет-издания отличается от написания стандартного эссе. Исследования и организация так же необходимы, но выбросьте ту форму вступления/основы/заключения, к которой вы привыкли. Журналистика находится на переднем крае. Вам нужно заранее изложить свою точку зрения и следовать ей с подробностями. Если вы сохраните всю свою пикантную информацию для кульминации в конце, вашему читателю станет скучно, и он первым перевернет страницу.

Журналистское построение

В журналистике используется стиль «перевернутой пирамиды». Представьте свою статью в форме треугольника с наибольшей шириной вверху и точкой внизу. Вот как должна быть построена ваша история. Ваша первая строка должна быть самой важной. Если читатель просматривает газету и читает только первую строку, он должен получить хорошее представление о содержании вашей статьи. Вам нужно зацепить читателя с самого начала, иначе он быстро перейдет к чему-то более захватывающему. Никто не читает каждое слово в газете или журнале. В Интернете продолжительность концентрации внимания еще короче.

Следуйте за первой строкой с четкими деталями. Расширьте свою точку зрения. Представьте вопросы вашего читателя и ответьте на них. Продолжайте двигаться по перевернутой пирамиде. Расположите свою информацию в порядке важности и поставьте самое лучшее на первое место.

Закончите с наименее необходимой информацией. Включите предысторию, которая будет известна большинству читателей, но не всем, например, связанные новости за последнюю неделю. Покажите, как эта история связана с другими историями. Добавьте несколько странных фактов или статистических данных, связанных с вашей статьей.

Стиль перевернутой пирамиды не только привлекает вашего читателя, помещая мясо на первое место, но и упрощает работу вашего редактора. Чтобы втиснуть все статьи и рекламу в ограниченное пространство, иногда требуется, чтобы редактор вырезал вашу заявку. Если вы все сделали правильно, редактор может легко обрезать нижнюю часть вашей статьи, не теряя смысла.

Только факты

Что касается большинства публикаций, вы должны держать свое мнение в стороне. Используйте твердые, подтвержденные факты, чтобы доказать, что вы думаете. Используйте избранные цитаты из авторитетных источников, чтобы добавить красок и аутентичности, но не переусердствуйте. Используйте статистику, чтобы усилить свою точку зрения, но помните, что вы можете найти число, чтобы доказать почти что угодно. Опросите людей. Проведите собственное исследование. Если вы слышите или видите это один раз, проверьте еще раз. Услышать или увидеть это три раза, это может быть правдой.

И знайте наверняка, что то, что это есть в Интернете, не означает, что это правда. Посмотрите по крайней мере в трех местах, чтобы убедиться, что они согласуются друг с другом. Однажды я прочитал что-то в Интернете о продукте. Я думал, что это ложь. Я посмотрел в другом месте, где была указана та же ложь. Затем я заглянул на сайт производителя и обнаружил, что все это время был прав. Мой первый источник, вероятно, смотрел на второй источник, думал, что это правда, и распространял неправильные факты.

Знайте, что читатели попытаются найти дыры в вашей статье, поэтому прочитайте ее критически. Подумайте, как бы вы опровергли свое собственное письмо и возразите этому аргументу.

Гигантские заголовки атакуют страницу!

Заголовок — это самый важный набор слов в статье. Это заставит вас прочитать или проигнорировать. Быть сильным. Быть конкретной. Используйте важные термины. Резюмируйте свою статью большим количеством слов.

Начните с громких имен в вашей статье. Не говорите: «Президент посещает Средний Запад». Вместо этого используйте: «Обама посещает Миннеаполис». Пока вы это делаете, используйте отличный глагол, например, «развлекает» или «штормит». Обязательно используйте самые лучшие, самые компактные описательные слова, какие только можете.

Превосходная степень привлекает внимание. Используйте их, если можете. Говорите «Самая простая корочка для пирога», а не «Рецепт корочки для пирога». Это простой способ, я имею в виду самый простой способ привлечь внимание читателя.

How To Статьи и списки — самые популярные публикации в Интернете. Простой переход от «Строим скворечник» к «Как построить скворечник» или «10 лучших советов по созданию скворечника» сделает ваш текст заметным для читателей и поисковых систем.

Руководства по стилю

Существует несколько школ журналистского письма. Вас могут попросить использовать AP, Chicago, MLA, APA или другой формат. Каждый из них представляет собой стандартизацию того, как цитировать источники, использовать сокращения, писать числительные, использовать заглавные буквы, форматировать заголовки и многое другое. У каждого стиля есть собственное руководство, доступное онлайн или в вашей библиотеке. Purdue Online Writing Lab — отличный источник руководств по стилю и других советов по письму. Правильное указание всех деталей может свести с ума, но вы же не хотите, чтобы вас понизили или отвергли из-за того, что вы неправильно расставили знаки препинания или выделили курсивом то, чего не следовало делать.

Упражнения

  • Напишите абзац, используя статистику, чтобы доказать, что что-то верно. Затем используйте другую статистику, чтобы доказать, что она ложна.
  • Возьмите интервью у одноклассника и напишите статью об одном увлекательном аспекте.
  • Возьмите статью одноклассника и прочитайте только первую половину. Обсудите со своим одноклассником, доносит ли статья до сих пор свое сообщение.

Ссылки

  • Как писать отличные заголовки — http://modernl.com/article/how-to-write-great-headlines
  • Сова Purdue — http://owl. english.purdue.edu/owl/owlprint/735/
  • Фотография Бет Рэнкин из Кента, штат Огайо, США (Что я делала на весенних каникулах) [CC-BY-2.0 (http://creativecommons.org/licenses/by/2.0)], через Wikimedia Commons

Журналистское письмо | АВАЛОН Лингвистик

 

 

 

Журналистское письмо — это стиль письма, используемый для сообщения новостей в печатных СМИ (газеты и журналы), вещательных СМИ (телевидение и радио) и в Интернете. Речь идет о том, чтобы «рассказать людям то, чего они не знали». Писатели-журналисты и журналисты пишут рассказы для своих читателей, чтобы рассказать им о том, что происходит, информировать их, вовлечь их, развлечь, развлечь, шокировать или поднять им настроение. Тематика будет варьироваться в зависимости от характера публикации и целевой аудитории. Журналистика — это, по сути, относительно простая игра: узнавать что-то и рассказывать об этом другим людям.
В конечном счете есть только одна цель: заставить читателя прочитать историю.

Не так давно, до появления Интернета, у людей были ограниченные возможности только для доступа к новостям. Ежедневные новости поступали в виде газет или телевизионных новостных программ, в то время как менее срочные новости можно было найти в журналах или приложениях к еженедельным газетам. В наши дни у всех нас есть мгновенный круглосуточный доступ к любым новостям в любом формате благодаря Интернету. Тем не менее, в то время как способы, которыми люди потребляют новости, резко изменились, стиль и принципы, которыми руководствуются журналисты, остались в значительной степени неизменными.
Хорошая журналистика всегда ассоциировалась с грамотным письмом, а грамотное письмо всегда требовало легкого владения правильным языком и стилем.

В отличие от других стилей письма, которые могут быть гибкими и непринужденными, характеристики журналистского письма довольно легко заметить. Например, если вы откроете главу книги и поместите ее рядом с газетной статьей, вы быстро заметите, что, в отличие от книги, статья написана короткими предложениями и абзацами и быстро достигает сути. Журналистский стиль — это лаконичное письмо, с компактными, простыми и прямыми предложениями в коротких и лаконичных абзацах, чтобы сделать статью легко читаемой и понятной. Хорошее письмо в этом смысле следует так называемому принципу ABCD: точность, краткость, лаконичность и прямота.
В дополнение к краткости новостные сообщения имеют особую структуру, которая легко узнаваема. Например, большой жирный заголовок призван привлечь внимание читателей, а первое предложение или абзац излагает историю, чтобы читатель знал, чего ожидать. Это наиболее распространенные элементы журналистского письма, и они во многом связаны с функцией журналистики в обществе.
Важнейшей частью журналистского письма является распространение информации. С этой целью каждая статья должна передавать «5 W» (кто, что, где, когда, почему и часто: как) в прямой форме. В целом это означает, что каждый последующий абзац имеет меньшее значение, чем предыдущий.

Без публицистики мы бы ничего не знали о том, что происходит в мире. Многие говорят, что журналистика была своего рода «умирающим средством массовой информации», потому что журналистика уходила от печати в цифровой мир, но она по-прежнему так же важна, если не более важна, чем когда-либо. Мы можем связаться с другими людьми со всего мира буквально за мгновение, поэтому для журналистов важно знать, как точно и правдиво быстро сообщать о том, что происходит вокруг них.
Может быть довольно сложно всегда писать просто и увлекательно, чтобы читатели продолжали читать, и объяснять так, чтобы все читатели поняли и захотели. Это вызов любому журналисту.

Типичные задачи, в решении которых мы помогаем нашим клиентам посредством журналистского письма:

• Новости
• Репортажи
• Очерки
• Журналы
• Расследовательские статьи
• Передовицы
• Колонки
• Обзоры
• Пресс-релизы
• Книги
• Блоги

Во всем этом нет места не относящимся к делу деталям и, как правило, и авторскому мнению. Скорее, речь идет о том, чтобы предоставить как можно больше фактической и объективной информации и как можно более четко, используя структуры предложений, которые являются одновременно прямыми и интересными. Журналистское письмо требует тонкого баланса между подробностями и краткостью, точностью и творческим подходом.

Нашим командам проекты журналистского письма предоставляют долгожданную возможность попрактиковаться в написании четких, объективных и лаконичных текстов. Опыт, полученный и расширенный в ходе процессов, в свою очередь, ценен для работы над задачами и в других областях письма, таких как академическая, юридическая и техническая.
В любом случае, журналистское письмо, по нашему мнению, является одной из наиболее актуальных форм письма и, возможно, самой полезной, поскольку оно снабжает читателя важной информацией, держит его в курсе и побуждает к исследованиям.

Благодаря журналистскому письму у вас есть возможность поделиться информацией, которая может изменить отношение людей к другим людям, местам, вашему бизнесу и даже миру в целом.
Журналистская команда журналистов AVALON здесь и готова профессионально помочь вам.

 

Обратите внимание, что все описания наших услуг здесь приведены только в качестве общего плана.
В случае дальнейшего интереса с вашей стороны, мы будем рады предоставить вам
более подробную информацию и разработать конкретное предложение с учетом ваших потребностей.

 

   

   «Verba volant, scripta manent»
Произнесенные слова улетают, письменные слова остаются

 

ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНУЮ ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ЦЕНУ

 

 

Письмо по дисциплинам: журналистика

Различные типы заданий
Бриттани Тейлор
(версия для печати здесь)

Не каждое задание следует этому строго определенному набору инструкций. Журналисты могут быть назначены типы историй, которые требуют размышлений, отличных от того, что они сначала узнают, и, конечно, из затронутых здесь тем. Эти задания могут включать в себя такие вещи, как прямые новости, анализ, редакционные статьи и особенности.

Новости

Когда вы просмотрите газету, вы увидите, что большинство статей, напечатанных на первой полосе, — это новости. Новостные истории таковы: они сосредоточены на событиях, важных для аудитории газеты. Новости бывают разных видов: местные, региональные, национальные и международные. Есть также нишевые темы в написании новостей. Например, вы можете быть репортером, который освещает деловые новости, новости спорта, новости технологий или новости моды, и это лишь некоторые из них.

Чтобы освещать новости, вы должны…

1. Будьте беспристрастны : Вы должны честно представить все стороны истории. Это означает, что вы должны опросить все заинтересованные стороны.
2. Будьте точны : Поскольку новости основаны на фактах, вы должны быть уверены, что правильно их понимаете. Это означает двойную и тройную проверку статистики, имен, дат и другой информации.
3. Хорошие новости : В газетах ценится место, поэтому краткость необходима. Вы должны быть в состоянии определить, что является новостью, а что нет, и вы должны быть в состоянии решить, что нужно знать вашей аудитории, а без чего она могла бы обойтись.
4. Никогда не редактируйте : Новости — это только факты, а не мнения. Помните это!

Новые рассказы обычно следуют жесткому формату: короткий рассказ не более чем из 30 слов, за которым следует статья, наполненная соответствующей информацией, расположенной в виде перевернутой пирамиды. Без первого лица. Чтобы понять стиль перевернутой пирамиды, начните с представления пирамиды. Теперь переверните его вверх дном. Это ваша перевернутая пирамида. Чтобы применить концепцию к новостям, подумайте о самых важных деталях. как самый широкий слой пирамиды, ее основание. Наименее важные детали находятся вверху. Поскольку люди быстро просматривают новости, очень важно помещать самые важные факты и детали в самое главное. начало истории. Это также помогает редакторам вырезать менее важные лакомые кусочки, чтобы вписать статью в формат. место, отведенное для него в печати.

Самые продаваемые газеты в США включают: USA Today, The New York Times и The Washington Post.

Анализ

Все чаще и чаще вы будете видеть такие газеты, как The New York Times, печатающие статьи. это не совсем новостные статьи, не совсем редакционные статьи и не совсем очерки (читайте дальше, чтобы узнать больше об этих формах журналистики!). Эти статьи обычно называют «анализом новостей». Они входят в более глубокая, чем обычная новостная статья, описанная выше, как правило, предлагающая анализ событий и как это может повлиять на окружающее пространство. Такие детали требуют большого знания о событии, местности, в которой оно происходит, и вовлеченных людях, и, таким образом, обычно пишут более опытные репортеры, специализирующиеся на освещении определенных областей или тем.

Вы можете найти аналитические статьи в упомянутых выше газетах, а также в не ежедневных публикации, такие как еженедельный журнал Time.

Редакционные статьи

Редакционные статьи представляют собой обоснованные мнения и обычно печатаются на редакционной или обзорной странице газета. Но редакционная статья — это не форум для опрометчивого высказывания вашего мнения. Тебе следует исследуйте свою тему и представьте хорошо аргументированный аргумент. Потому что это твое мнение, ты свободен использовать первое лицо в вашей редакционной статье и быть убедительным.

Известные редакторские обозреватели включают Морин Дауд, Томаса Фридмана и Николаса Кристофа (все для «Нью-Йорк Таймс»).

Характеристики

Тематическая статья основывается на интересах аудитории. Это открывает двери для более творческих подходы к традиционным прямым новостным сводкам и форматированию в виде перевернутой пирамиды. Эти истории сосредоточиться на людях и том, что им нравится делать, где они живут, что они едят, что их развлекает. Нет предела возможностям, когда дело доходит до функций, но когда вам назначается тематическая статья, вы должны убедиться, что эта тема заинтересует вашу аудиторию.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts