Субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности: Тест по обществознанию Человек как духовное существо 10 класс

Тест по обществознанию Человек как духовное существо 10 класс

Тест по обществознанию Человек как духовное существо для учащихся 10 класса с ответами. Тест состоит из 3 частей и предназначен для проверки знаний по теме Человек. В части 1 — 15 вопросов, в части 2 — 5 вопросов, в части 3 — 1 вопрос (эссе).

Часть 1 — задания с выбором ответа
Часть 2 — задания с кратким ответом
Часть 3 — задание с развернутым ответом (эссе на одну из предложенных тем)

Часть 1

1. Высший уровень отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий человеку как социальному существу, называется

1) сознанием
2) мировоззрением
3) психикой
4) мыслью

2. Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих дея­тельность личности и относительно независимых от теку­щей ситуации, называется

1) сознанием
2) направленностью личности
3) мировоззрением
4) психикой

3. Неосознанная, неустойчивая потребность личности в чем-­либо

1) стремление
2) желание
3) влечение
4) идеал

4. Осознанная потребность и влечение к чему-либо определен­ному

1) стремление
2) желание
3) влечение
4) идеал

5. Специфическая форма проявления познавательной потреб­ности, побуждающая к познанию окружающей действи­тельности, называется

1) интересом
2) желанием
3) влечением
4) идеалом

6. Глубокая устойчивая потребность личности в той или иной деятельности

1) склонность
2) интерес
3) желание
4) влечение

7. Система взглядов человека на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе

1) идеал
2) мировоззрение
3) убеждение
4) интеллект

8. Высшая форма направленности — система мотивов лично­сти, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением

1) идеал
2) мировоззрение
3) убеждение
4) интеллект

9. Проявление человеком активности, не стимулированной извне, называется

1) мировоззрением
2) убеждением
3) ответственностью
4) инициативой

10. Готовность к необходимости, обязанности отдавать кому­-либо отчет в своих поступках — это

1) мировоззрение
2) убеждение
3) ответственность
4) инициатива

11. Потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни — это

1) познание
2) интеллект
3) убеждение
4) мировоззрение

12. Совокупность умственных способностей и прежде всего спо­собность получать новую информацию на основе той, кото­рая уже имеется

1) познание
2) интеллект
3) убеждение

4) мировоззрение

13. Субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности

1) эмоции
2) убеждения
3) влечения
4) идеалы

14. Умственная развитость, подготовленность к пониманию теоретических вопросов, к усвоению культурных навыков и научных знаний являются составляющими

1) интеллекта
2) интеллигентности
3) мировоззрения
4) ощущения

15. Система взглядов, понятий и представлений об окружаю­щем мире

1) интеллект
2) интеллигентность
3) мировоззрение
4) убеждение

Часть 2

1. Вставьте пропущенное понятие: «__________ — это оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих поступков».

2. Установите соответствие между видами чувств и их содер­жанием.

Виды чувств

А) Нравственные

Б) Эстетические
В) Интеллектуальные

Содержание

1) любопытство, сомнение, любо­знательность
2) любовь, дружба, патриотизм
3) восторг, радость, отвращение, тоска

3. Установите соответствие между типами мировоззрения и их содержанием.

Типы мировоззрения

А) теоцентризм
Б) природоцентризм
В) антропоцентризм
Г) социоцентризм
Д) наукоцентризм

Содержание

1) считает природу основой всего сущего
2) отдает приоритет во всем сущем Богу
3) отдает приоритет обществу
4) отдает приоритет знаниям
5) ставит в центр всего сущего человека

4. Расположите в иерархической последовательности от низ­шему к высшему следующие ценности (по одной из сущест­вующих классификаций).

1) ценности чувства жизни (здоровье и болезни, радость и печаль, мужество и страх и т.д.)

2) ценности чувственного восприятия (удовольствие и пр.)
3) моральные ценности (добро и зло, долг, жалость к ближ­нему и пр.)
4) духовные ценности (прекрасное и безобразное, справед­ливое и несправедливое и т.д.)

5. Определите типы мировоззрения.

1) __________ мировоззрение связано с верой в сверхъ­естественные силы, в потусторонний мир
2) __________ мировоззрение формируется в основном в процессе овладения науками

Часть 3 (темы эссе)

1. «Человек стоит столько, во сколько он сам себя оценит» (Ф. Рабле).

2. «Высшая мудрость — знать самого себя» (Г. Галилей).

3. «Недовольство собою есть необходимое условие разумной жизни. Только это недовольство побуждает к работе над со­бою» (Л. Толстой).

Ответы на тест по обществознанию Человек как духовное существо
Часть 1
1-1, 2-2, 3-3, 4-2, 5-1, 6-1, 7-2, 8-3, 9-4, 10-3, 11-1, 12-2, 13-1, 14-2, 15-3.
Часть 2
1. самооценка
2. 231
3. 21534
4. 2143
5. 1) религиозное, 2) научное

PDF-версия
Тест Человек как духовное существо
(88 Кб, pdf)

Тест Мораль | Тест по обществознанию (8 класс):

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «СФЕРА ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ», 8 класс

  1. Общепринятым является деление культуры на:
  1. духовную и экономическую
  2. духовную и материальную
  3. идеальную и материальную
  4. политическую и экономическую
  1. Какое из перечисленных понятий не используется при классификации потребностей человека?
  1. биологические потребности
  2. приоритетные потребности
  3. духовные потребности
  4. социальные потребности
  1. Общие черты или формы, присущие всем культурам, называются
  1. культурными символами
  2. духовными идеалами
  3. культурными универсалиями
  4. духовными приоритетами
  1. Верны ли следующие суждения о художественных образах в искусстве?
  1. Художественные образы, будучи результатом вымысла, тем не менее всегда несут на себе отпечаток реально существующих явлений
  2. Художественные образы — это чувственное воспроизведение жизни, созданное с позиций автора.
  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны
  1. Верны ли следующие суждения о культуре?
  1. Культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие.
  2. Культура тесно связана с социальным развитием и прогрессом в обществе.
  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны
  1. Установите соответствие между известным деятелем искусства и видом искусства, в котором он получил известность: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ДЕЯТЕЛИ ИСКУССТВА

  1. Алексей Толстой
  2. Олег Янковский
  3. Зураб Церетели
  4. Алексей Рыбников

ВИДЫ ИСКУССТВА

  1. музыка
  2. скульптура
  3. литература
  4. театр, кино
  1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «духовность».

Моральные ценности, традиции, право, нравственность, совесть.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

  1. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Что же входит в духовный мир человека? Прежде всего —________         (1), то есть потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о __________(2) и назначении ___________(3) человека — своей жизни. Оно формирует и то есть совокупность умственных способностей и прежде всего способности получить новую информацию на основе той, которая у него уже имеется. Но духовный мир человека включает в себя и ___________(4) — субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности. Ещё одним видом эмоциональных состояний являются ___________(5), которые в зависимости от предметной сферы подразделяются на нравственные (любовь, дружба, патриотизм и пр. ), эстетические (восторг, радость, отвращение, тоска и пр.) и интеллектуальные (любопытство, сомнение, любознательность и пр.).

Совокупность лучших личностных  качеств  человека характеризуется понятием ________(6). К числу её признаков следует отнести обострённое чувство социальной справедливости; личную порядочность и тактичность; терпимость к инакомыслию; приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры и пр.».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

  1. интеллигентность        
  2. свобода
  3. интеллект
  4. эмоция
  5. чувство
  6. познание
  7. смысл

Реальность или иллюзия – Проницательность

Автор John FlachОпубликовано 3 комментариев к записи Experience: Reality or Illusion

Это одна и та же температура, измеренная термометром, но у одного человека жуткий холод, а у другого — освежающий озноб. Какой опыт является «истинным» или «реальным». Или оба опыта иллюзорны (т. е. чисто субъективны)?

В большинстве вводных текстов по психологии описывается эксперимент, в котором участник оставляет одну руку в ведре с ледяной водой, а другую руку в ведре с горячей водой на несколько минут, а затем одновременно опускает обе руки в ведро с водой комнатной температуры. Что происходит? Одна рука воспринимает воду как теплую, а другая ощущает ведро как холодное.

Доказывает ли это, что восприятие иллюзорно? Или это предполагает, что переживание температуры является динамическим. Что он отражает изменения или отношения во времени (в отличие от изолированных событий во времени).

Представьте себе две пересекающиеся линии на графике, одна с наклоном вниз, а другая с наклоном вверх. На пересечении оба значения точек идентичны, но наклоны разные. В классическом понимании мы склонны относиться к человеческому опыту как к набору изолированных моментов времени. Таким образом, мы не учли, что наклоны могут быть разными.

Если опыт динамичен, то важно рассматривать точки как неотъемлемые компоненты линии. Вместо того, чтобы изолировать поведение во времени, нам нужно изучить поведение во времени (нам нужно рассмотреть линии).

С точки зрения динамики переживания обоих людей могут быть реальными. Оба опыта являются частичными функциями текущей физической температуры (измеряемой термометром), но они также являются функциями разных прошлых историй и разных потенциальных будущих (например, намерений). Хотя температурные «точки» могут быть одинаковыми для обоих, наклоны могут сильно различаться. Переживания могут располагаться на разных траекториях.

Когда различные переживания отбрасываются как «субъективные», возникает вывод, что все переживания иллюзорны. Эти переживания беспочвенны по отношению к объективным физическим ситуациям (например, к объективной температуре). Этот опыт находится «в голове». Однако если вы рассматриваете опыт как динамическое свойство во времени (например, как с положением, так и со скоростью или наклоном), то вы можете увидеть, что различия могут быть связаны с тем, что оба они заземлены, но по-разному. В этом контексте оба переживания можно считать «реальными» (в том смысле, что они обоснованы, но по отношению к объективно различным ситуациям).

Обратите внимание, что (как и в случае с такими конструкциями, как аффорданс) «ситуация» не является чисто физической (объективной) или чисто ментальной (субъективной). И ситуация, и опыт являются динамическим явлением, отражающим как то, откуда приходят агенты, так и то, куда они уходят. И эта траектория формируется как объективными физическими свойствами (например, температурой), так и ментальными свойствами (например, намерением).

Когнитивная наука разрешит многие загадки и противоречия, если только соединит точки и начнет рассматривать траектории как фундаментальные единицы анализа.

Опубликовано Автор John FlachCategories Uncategorized

Феномены и теории – Методы исследования в психологии – 2-е канадское издание

Глава 4: Теория в психологии

  1. Дайте определение терминам «феномен» и «теория» и четко разграничьте их.
  2. Объясните цели научных теорий.
  3. Объясните, почему для любого набора явлений обычно существует много правдоподобных теорий.

A  (множественное число, явления) – это общий результат, достоверно наблюдаемый в систематических эмпирических исследованиях. По сути, это установленный ответ на исследовательский вопрос. Некоторые явления, с которыми мы столкнулись в этой книге, заключаются в том, что выразительное письмо улучшает здоровье, женщины говорят не больше, чем мужчины, а использование мобильного телефона ухудшает способность управлять автомобилем.

Некоторые другие заключаются в том, что диссоциативное расстройство личности (ранее называвшееся множественным расстройством личности) значительно увеличилось в распространенности в конце 20-го века, люди лучше справляются с простыми задачами, когда за ними наблюдают другие (и хуже с трудными задачами), и люди вспоминают предметы, которые им подносили. в начале и в конце списка лучше, чем элементы, представленные в середине.

Явлениям часто дают имена их первооткрыватели или другие исследователи, и эти имена могут прижиться и стать широко известными. Следующий список представляет собой небольшую выборку известных явлений в психологии.

  • . Люди с повреждением зрительной коры часто способны реагировать на визуальные стимулы, которые они не видят сознательно.
  • . Чем больше людей присутствует в чрезвычайной ситуации, тем меньше шансов, что кто-то из них поможет.
  • . Люди склонны объяснять поведение других своими личными характеристиками, а не ситуацией, в которой они находятся.
  • . Когда звук основного речевого звука комбинируется с видео человека, двигающего ртом для другого речевого звука, люди часто воспринимают звук, который является промежуточным между ними. См. демонстрацию здесь: Эффект МакГурка
  • . Люди узнают лица представителей своей расы точнее, чем лица представителей других рас.
  • . Плацебо (фиктивные психологические или медицинские методы лечения) часто приводят к улучшению симптомов и улучшению функционирования людей.
  • . Чем чаще люди подвергались воздействию стимула, тем больше он им нравился, даже если стимул предъявлялся подсознательно.
  • . Стимулы, представленные ближе к началу и концу списка, запоминаются лучше, чем стимулы, представленные в середине. См. демонстрацию здесь: Serial Position Effect
  • . Условная реакция, которая была погашена, часто возвращается без дальнейшего обучения по прошествии времени.

Хотя эмпирический результат может называться явлением после того, как он наблюдался только один раз, этот термин, скорее всего, будет использоваться для результатов, которые были воспроизведены. означает повторное проведение исследования — либо точно так же, как оно было проведено первоначально, либо с изменениями — чтобы убедиться, что оно дает те же результаты. Отдельные исследователи обычно повторяют свои собственные исследования перед их публикацией. Многие отчеты об эмпирических исследованиях включают первоначальное исследование, а затем одно или несколько последующих исследований, которые повторяют первоначальное исследование с небольшими изменениями. Особенно интересные результаты попадают в поле зрения других исследователей, которые проводят собственные повторения. Положительное влияние экспрессивного письма на здоровье и отрицательное влияние использования мобильного телефона на способность управлять автомобилем — примеры феноменов, многократно воспроизведенных разными исследователями.

Иногда повторение исследования дает результаты, отличающиеся от результатов первоначального исследования. Эта разница может означать, что результаты первоначального исследования или результаты повторения были случайностью — они произошли случайно и не отражают того, что в целом верно. В любом случае дополнительные репликации, скорее всего, устранят это несоответствие. Неспособность получить те же результаты может также означать, что повторение каким-то важным образом отличалось от первоначального исследования. Например, ранние исследования показали, что люди выполняли различные задачи лучше и быстрее, когда за ними наблюдали другие, чем когда они были одни. Однако некоторые более поздние повторения показали, что люди работали хуже, когда за ними наблюдали другие. В конце концов исследователь Роберт Зайонц определил ключевое различие между двумя типами исследований. Казалось, что люди работают лучше, когда за ними наблюдают, выполняя практические задачи, но хуже, когда за ними наблюдают, выполняя относительно нетренированные задачи (Зайонц, 19 лет).65) [1] .Эти два феномена теперь стали называть социальным облегчением и социальным торможением.

В физике есть законы движения, а в химии есть закон сохранения массы. В отличие от других наук, в психологии действуют не законы, а следствия. Законы подразумевают, что явления универсальны и редко в психологии можно не найти исключения. Даже установленные эффекты часто зависят от культуры. Например, фундаментальная ошибка атрибуции чаще совершается в Северной Америке, чем в Восточной Азии (Miyamoto & Kitayama, 2002) [2] .

Что такое теория?

 А  – связное объяснение или интерпретация одного или нескольких явлений. Хотя теории могут принимать различные формы, у них есть одна общая черта: они выходят за рамки явлений, которые они объясняют, включая переменные, структуры, процессы, функции или организующие принципы, которые непосредственно не наблюдались. Рассмотрим, например, теорию Зайонца о социальной фасилитации и социальном торможении. Он предположил, что наблюдение за другими во время выполнения задачи создает общее состояние физиологического возбуждения, что увеличивает вероятность доминирующей (наиболее вероятной) реакции. Таким образом, для хорошо отработанных задач наблюдение увеличивает тенденцию к правильным ответам, но для относительно неотработанных задач наблюдение увеличивает тенденцию к неправильным ответам. Обратите внимание, что эта теория, которая стала называться теорией влечения, дает объяснение как социальной фасилитации, так и социального торможения, которое выходит за рамки самих явлений, включая такие понятия, как «возбуждение» и «доминантная реакция», наряду с такими процессами, как Влияние возбуждения на доминирующую реакцию.

Вне науки обращение к идее как к теории часто подразумевает, что она не проверена — возможно, не более чем дикая догадка. Однако в науке термин «теория» не имеет такого значения. Теория — это просто объяснение или интерпретация ряда явлений. Оно может быть непроверенным, но его также можно тщательно протестировать, хорошо поддержать и принять научным сообществом как точное описание мира. Теория эволюции путем естественного отбора, например, является теорией, потому что она объясняет разнообразие жизни на Земле, а не потому, что она не проверена или не подтверждена научными исследованиями. Напротив, доказательства этой теории в подавляющем большинстве случаев положительны, и почти все ученые считают ее основные положения точными. Точно так же «микробная теория» болезней является теорией, потому что она объясняет происхождение различных болезней, а не потому, что есть сомнения в том, что многие болезни вызываются микроорганизмами, поражающими организм.

В дополнение к теории исследователи в области психологии используют несколько родственных терминов для обозначения своих объяснений и интерпретаций явлений. А  это широкий подход, более общий, чем теория, к объяснению и интерпретации явлений. Например, исследователи, придерживающиеся биологической точки зрения, склонны объяснять явления с точки зрения генетики или структур и процессов нервной и эндокринной систем, в то время как исследователи, придерживающиеся поведенческой точки зрения, склонны объяснять явления с точки зрения подкрепления, наказания и других внешних событий.   – это точное объяснение или интерпретация конкретного явления, часто выражаемая в виде уравнений, компьютерных программ или биологических структур и процессов.  может быть объяснением, которое опирается всего на несколько ключевых понятий, хотя этот термин чаще относится к предсказанию нового явления, основанному на теории (см. Раздел 4.3 «Использование теорий в психологических исследованиях»). А может быть широким, как перспектива, или конкретным, как модель, но это контекст, применяемый для понимания явления. Путаницу усугубляет тот факт, что исследователи часто используют эти термины как синонимы. Не будет ошибкой называть теорию влечения моделью влечения или даже гипотезой влечения. И биопсихосоциальная модель психологии здоровья — общая идея о том, что здоровье определяется взаимодействием биологических, психологических и социальных факторов — действительно больше похожа на точку зрения, как она определена здесь. Имейте в виду, однако, что наиболее важным остается различие между наблюдениями и интерпретациями.

Для чего нужны теории?

Конечно, научные теории предназначены для предоставления точных объяснений или интерпретаций явлений. Но должно быть нечто большее, чем это объяснение. Учтите, что теория может быть точной, но не очень полезной. Утверждение, что выразительное письмо помогает людям «справляться со своими эмоциями», может быть точным, но оно кажется слишком расплывчатым, чтобы иметь большую пользу. Учтите также, что теория может быть полезной, не будучи абсолютно точной. На рис. 4.1 представлена ​​классическая многоуровневая модель человеческой памяти, которая до сих пор цитируется исследователями и обсуждается в учебниках, несмотря на то, что теперь известно, что она во многих отношениях неточна (Идзава, 19).99). [3] Эти два примера предполагают, что у теорий есть цели, отличные от простого предоставления точных объяснений или интерпретаций. Здесь мы рассмотрим три дополнительные цели теорий: организация известных явлений, предсказание результатов в новых ситуациях и создание новых исследований.

Рис. 4.1. Представление многохранилищной модели человеческой памяти. В многоуровневой модели памяти человека информация из окружающей среды проходит через сенсорное хранилище на пути к краткосрочному хранилищу, где ее можно репетировать, а затем к долговременному хранилищу, где ее можно хранить и многократно извлекать. позже. Эта теория оказалась чрезвычайно успешной в организации старых явлений и предсказании новых.

Организация

Одной из важных целей научных теорий является организация явлений таким образом, чтобы помочь людям думать о них ясно и эффективно. Теория влечений социальной фасилитации и социального торможения, например, помогает упорядочить и осмыслить большое количество кажущихся противоречивыми результатов. Многоуровневая модель человеческой памяти эффективно обобщает многие важные явления: ограниченную емкость и короткое время сохранения информации, на которую обращают внимание, но не репетируют, важность репетиции информации для долговременного удержания, эффект последовательного положения и так далее. Или рассмотрим классическую теорию интеллекта, представленную на Рисунке 4.2. Согласно этой теории, интеллект состоит из общей умственной способности g и небольшого числа более специфических способностей, на которые влияет g (Neisset et al., 19).96) [4] . Хотя существуют и другие теории интеллекта, эта хорошо обобщает большое количество статистических взаимосвязей между тестами различных умственных способностей. Эта теория включает в себя тот факт, что тесты всех основных умственных способностей, как правило, в некоторой степени положительно коррелируют, и тот факт, что некоторые подмножества умственных способностей (например, понимание прочитанного и завершение аналогии) имеют более положительную корреляцию, чем другие (например, понимание прочитанного и арифметика). .

Рисунок 4.2 Представление одной теории интеллекта. В этой теории интеллекта общая умственная способность (g) влияет на каждую из трех более конкретных умственных способностей: числовые способности, пространственные способности и вербальные способности. Теории этого типа помогают организовать большое количество статистических зависимостей между тестами различных умственных способностей.

Таким образом, теории хороши или полезны в той мере, в какой они организуют больше явлений с большей ясностью и эффективностью. Ученые обычно следуют принципу , также известному как , согласно которому теория должна включать ровно столько понятий, сколько необходимо для объяснения или интерпретации интересующих явлений. Более простые и экономные теории организуют явления более эффективно, чем более сложные и менее экономные теории.

Предсказание

Вторая цель теорий — позволить исследователям и другим людям делать прогнозы о том, что произойдет в новых ситуациях. Например, тренер по гимнастике может задаться вопросом, будут ли результаты ученика лучше или хуже во время соревнований, чем при занятиях в одиночку. Даже если этот конкретный вопрос никогда не изучался эмпирически, теория влечений Зайонца предлагает ответ. Если учащийся обычно выступает без ошибок, он, скорее всего, будет лучше выступать во время соревнований. Если она обычно выступает с большим количеством ошибок, она, скорее всего, выступит хуже.

В клинической психологии решения о лечении часто руководствуются теориями. Рассмотрим, например, диссоциативное расстройство личности (ранее называвшееся множественным расстройством личности). Преобладающая научная теория диссоциативного расстройства личности состоит в том, что у людей развивается множественность личностей (также называемых альтерами), потому что они знакомы с этой идеей из популярных образов (например, из фильма «Сибил») и потому, что их к этому непреднамеренно побуждают врачи (например, , попросив «встретить» альтер). Эта теория подразумевает, что вместо того, чтобы поощрять пациентов к разыгрыванию множественных личностей, лечение должно заключаться в том, чтобы отговаривать их от этой ролевой игры (Lilienfeld & Lynn, 2003) [5] .

Поколение новых исследований

Третья цель теорий — генерировать новые исследования, ставя новые вопросы. Рассмотрим, например, теорию о том, что люди совершают самоповреждающее поведение, такое как нанесение порезов, потому что это уменьшает негативные эмоции, такие как печаль, тревога и гнев. Эта теория сразу наводит на несколько новых и интересных вопросов. Существует ли на самом деле статистическая связь между порезом и количеством пережитых отрицательных эмоций? Это причинно? Если да, то что такого в резке, которая имеет такой эффект? Это боль, вид травмы или что-то еще? Влияет ли резка на все негативные эмоции одинаково?

Обратите внимание, что для этой цели теория не обязательно должна быть точной. Даже неточная теория может породить новые и интересные исследовательские вопросы. Конечно, если теория неточна, ответы на новые вопросы будут, как правило, несовместимы с теорией. Это новое направление заставит исследователей переоценить теорию и либо пересмотреть ее, либо отказаться от нее в пользу новой. Именно благодаря этому циклу пересмотра научные теории со временем становятся более подробными и точными.

Множественные теории

В любой момент времени исследователи обычно рассматривают несколько теорий для любого набора явлений. Одна из причин заключается в том, что поскольку человеческое поведение чрезвычайно сложно, на него всегда можно взглянуть с разных точек зрения. Например, биологическая теория сексуальной ориентации может сосредоточиться на роли половых гормонов в критические периоды развития мозга, в то время как социокультурная теория может сосредоточиться на культурных факторах, влияющих на то, как выражаются основные биологические тенденции. Вторая причина заключается в том, что — даже с одной и той же точки зрения — обычно существуют разные способы «выйти за пределы» интересующего явления. Например, в дополнение к теории влечения социальной фасилитации и социального торможения существует еще одна теория, которая объясняет их с точки зрения конструкции, называемой «опасение оценки» — беспокойство по поводу оценки аудиторией. Обе теории выходят за рамки интерпретируемых явлений, но они делают это, предлагая несколько разные лежащие в их основе процессы.

Различные теории одного и того же набора явлений могут дополнять друг друга — каждая из них представляет собой часть более крупной головоломки. Биологическая теория сексуальной ориентации и социокультурная теория сексуальной ориентации могут точно описать разные аспекты одного и того же сложного явления. Точно так же социальная помощь может быть результатом как общего физиологического возбуждения , так и опасения оценки. Но разные теории одних и тех же явлений также могут конкурировать в том смысле, что если одна верна, то другая, вероятно, нет. Например, альтернативная теория диссоциативного расстройства личности — посттравматическая теория — утверждает, что альтерации создаются пациентом бессознательно как средство справиться с сексуальным насилием или другим травмирующим опытом. Поскольку социокогнитивная и посттравматическая теории связывают диссоциативное расстройство личности с принципиально разными процессами, маловероятно, что обе они могут быть точными. См. примечание 4.10 «Откуда берутся множественные личности?» для получения дополнительной информации об этих конкурирующих теориях.

Тот факт, что существует несколько теорий для любого набора явлений, не означает, что любая теория так же хороша, как и любая другая, или что невозможно узнать, дает ли теория точное объяснение или интерпретацию. Напротив, ученые постоянно сравнивают теории с точки зрения их способности упорядочивать явления, предсказывать результаты в новых ситуациях и проводить исследования. Те, у которых дела обстоят плохо, считаются менее точными и отбрасываются, в то время как те, у которых дела идут хорошо, считаются более точными, сохраняются и сравниваются с более новыми — и, надеюсь, лучшими — теориями. Хотя ученые обычно не верят, что их теории когда-либо дают совершенно точные описания мира, они все же предполагают, что этот процесс порождает теории, которые все ближе и ближе подходят к этому идеалу.

В литературе по диссоциативному расстройству личности (ДРИ) представлены две конкурирующие теории. Социокогнитивная теория состоит в том, что ДРИ возникает, потому что пациенты осознают расстройство, знают его характерные черты, и их терапевты поощряют их раздвоение личности. Посттравматическая теория состоит в том, что множественные личности развиваются как способ справиться с сексуальным насилием или какой-либо другой травмой. В настоящее время имеется несколько линий доказательств, которые поддерживают социокогнитивную модель по сравнению с посттравматической моделью (Lilienfeld & Lynn, 2003 9).0077 [6] ).

  • Диагноз ДРИ значительно увеличился после выхода книги и фильма Сибил — о женщине с ДРИ — в 1970-х годах.
  • DID крайне редко встречается за пределами Северной Америки.
  • Очень небольшой процент терапевтов несет ответственность за диагностику подавляющего большинства случаев ДРИ.
  • Литература по лечению ДРИ включает множество практик, которые поощряют пациентов разыгрывать несколько личностей (например, иметь доску объявлений, на которой личности могут оставлять сообщения друг для друга).
  • Обычные люди могут легко воссоздать симптомы ДРИ с минимальными предположениями в симулированных клинических интервью.
  • Ученые проводят различие между явлениями, являющимися их систематическими наблюдениями, и теориями, являющимися их объяснениями или интерпретациями явлений.
  • Помимо предоставления точных объяснений или интерпретаций, научные теории имеют три основные цели. Они организуют явления, позволяют людям предсказывать, что произойдет в новых ситуациях, и помогают проводить новые исследования.
  • Исследователи обычно рассматривают несколько теорий для любого набора явлений. Различные теории одного и того же набора явлений могут быть взаимодополняющими или конкурирующими.
  1. Практика: придумайте как минимум три разные теории, объясняющие тот факт, что женатые люди, как правило, сообщают о более высоком уровне счастья, чем неженатые.
  2. Практика: Найдите недавнюю статью в профессиональном журнале и сделайте две вещи:
    1. Определите основное интересующее явление.
    2. Определите теорию или теории, используемые для объяснения или интерпретации этого явления.
  3. Обсуждение: Может ли теория быть полезной, даже если она неточна? Как?

  1. Зайонц, Р. Б. (1965). Социальная фасилитация. Наука, 149 , 269–274. ↵
  2. Миямото, Ю. и Китаяма, С. (2002). Культурные различия в предвзятости соответствия: решающая роль диагностики отношения к социально ограниченному поведению. Журнал личности и социальной психологии, 83 (5), 1239-1348. ↵
  3. Идзава, К. (ред.) (1999). О человеческой памяти: Эволюция, прогресс и размышления к 30-летию модели Аткинсона-Шиффрина . Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум. ↵
  4. Нейссер, У., Буду, Г., Бушар, Т.Дж., Бойкин, А.В., Броуди, Н., Сеси,… Урбина, С. (1996). Интеллект: известные и неизвестные. Американский психолог, 51 , 77–101. ↵
  5. Лилиенфельд, С.О., и Линн, С.Дж. (2003). Диссоциативное расстройство личности: множественные личности, множественные противоречия.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts