Правила семьи. Взаимоотношения в семье. Кто главный в семье :: SYL.ru
Пожалуй, все согласятся, что счастлив тот человек, у которого есть любящая семья. Но для ее создания приходится немало потрудиться. Зачастую молодые люди не подозревают об этом, когда вступают в брак. Время свиданий проходит, и наступает период притирок. Чтобы дома была благоприятная обстановка, лучше заранее сформулировать правила семьи, которых впоследствии будут придерживаться все ее члены.
Семья – это команда
Хорошая команда не только отмечает успехи каждого, но и делит все неудачи поровну. Если муж получает повышение по работе, его стоит похвалить, сказать ему, какой он молодец, что добился этого. Ребенок научился читать – он тоже умница, потому что много старался, и у него все получилось. И пусть даже для достижения этих успехов немало усилий приложила жена, и супруг, и ребенок все же получают возможность гордиться собой. Это поможет поднять самооценку, поверить в свою силу и значимость.
Если кого-то из членов семьи постигает неудача, не нужно ругать и винить его, он и так наверняка расстроен. Лучше предложить подумать вместе о проблеме и ее возможных решениях. В своих высказываниях следует использовать такие слова, как «мы» и «наш», вместо «твой» и «мой». Ведь семья – ячейка общества, которая объединяет супругов и их детей.
Лидер семьи
В любой команде есть капитан, и семья не является исключением. Но лидером может стать только один человек. Если их будет два, то начнется соревнование, и даже решение маленьких бытовых проблем каждый раз будет заканчиваться скандалом. Поэтому необходимо четко решить, кто главный в семье. Мужу и жене следует посоветоваться друг с другом, обсудить, кто же возьмет на себя роль лидера. Стоит заранее обговорить его функции. При этом лидер не решает все за всех, а только принимает решение на основе предложений и пожеланий других членов семьи.
Глава семьи – мужчина?
Раньше никто и не задумывался, кто же будет главным в семье. Испокон веков им выступал мужчина. Его прямой обязанностью становилось обеспечение семьи всем необходимым. Женщина же хранила семейный очаг, занималась домом и воспитанием детей. Все необходимое для выполнения своих задач она получала от кормильца, то есть от мужчины. Глава семьи отвечал за все и принимал самые важные решения. Сегодня такой расклад устраивает многих супругов, и они продолжают его придерживаться. По этому поводу не возникает проблем, и это не мешает быть семье крепкой.
Женщина может быть главой?
Сегодня, если мужчина делает предложение, это не означает, что он безоговорочно будет единственной экономической опорой в семье. Женщина вполне тоже может выполнять эту функцию. Зачастую в современных семьях иждивенцами являются лишь дети, а супруги обеспечивают их. Если женщина тоже зарабатывает, особенно наравне с мужчиной, то становится неясно, кто главный в семье. Здесь не все так просто, как со старинным укладом.
Согласно социологическим исследованиям, главенство в семье принадлежит тому супругу, который выполняет регулирующие и распорядительные функции. В большинстве случаев все это делает женщина. Она планирует семейный бюджет, организовывает семейное потребление, занимается вопросами воспитания и домашними делами. Получается, что сегодня женщина становится главной во многих отношениях, а не только в экономическом плане.
Кто же будет главой семьи?
Стоит отметить, что понятия «кормилец» и «глава семьи» устарели. Более того, они отсутствуют в Гражданском кодексе и Конституции. Сегодня все больше людей характеризуют супружеский союз как семью без главы. То есть мужчина и женщина наравне участвуют в принятии решений и выполнении домашних дел. Такие взаимоотношения в семье доказывают, что главу назначать вовсе не обязательно.
Семейные обязанности
У каждого в семье есть свои обязанности. Если они будут распределены неравномерно, у супругов часто возникают разногласия и конфликты. Такие противоречия могут оказаться очень острыми и привести к серьезным последствиям — к неудовлетворенности браком. Однако нужно понимать, что муж и жена все равно не будут счастливы, если все обязанности просто поделить поровну. Важно, чтобы они соответствовали склонностям и характеру человеку, тогда и прекратятся извечные споры о домашних делах. Разделение должно устраивать всех и справедливо смотреться в глазах супругов.
Любую обязанность нужно выполнять из-за любви и заботы друг о друге, а не потому, что так кому-то нужно и так установлено правилами семьи. Примеры для наглядности:
1. Каждый моет посуду за собой сам, потому что у мамы это отнимает много времени, а она хочет проводить его с близкими.
2. Супруг заезжает в магазин за продуктами, потому что ему по пути, а тем временем жена уже начнет готовить ужин. Главное, чтобы все понимали, зачем они это делают.
Никто никому ничего не должен
Неверно сводить семейные обязательства к слову «должен». Например, «Я работаю целыми днями, а ты только сидишь на шее», «Я как белка в колесе кручусь по дому», «Ты муж, и я жду о тебя романтических вечеров». Можно бесконечно перечислять, подобные фразы звучат во многих семьях.
Нужно понимать, что никто никому ничего не должен. Такую мысль просто необходимо вносить в правила семьи. Если вы устали, попросите о помощи близких. Если в доме царят любовь и забота, никому не будет трудно вместо кого-то помыть посуду или выбросить мусор. Если хочется романтики, не нужно ждать и требовать этого от мужа, достаточно самой организовать приятный вечер.
Поддерживайте авторитет мужа или жены
Если в семье есть ребенок, супругам необходимо придерживаться одной стратегии в воспитании. Дети хорошо чувствуют и видят разногласия родителей, поэтому начнут хитрить, изворачиваться и искать поблажки. Если нужно решить какой-то вопрос воспитания, то следует это делать за закрытой дверью. То есть подрастающие чада ничего не должны слышать. Тогда дети в семье будут одинаково уважать и маму, и папу.
То же самое касается обсуждения своей второй половины вне дома. Нельзя говорить с другими людьми о недостатках супруга, особенно после ссоры. Вы обязательно помиритесь, а у посторонних сложится отрицательное мнение. При этом авторитет супруга будет подорван.
При ребенке тоже нельзя говорить гадости о его маме или папе. Иначе он будет считать, что «плохого» родителя вовсе не обязательно слушаться. Помните, что в супругах у вас — самый лучший человек на свете, поэтому его авторитет нужно поддерживать. Любые решения принимайте сообща. Если с чем-то не согласны, то обсуждайте это только наедине друг с другом.
Все проблемы обсуждаются
Не нужно ждать от супруга, когда он догадается о возникшей проблеме. Возможно, он о ней даже не подозревает. Если вы устали или чем-то расстроены, говорите об этом прямо. Накричал начальник – расскажите об этом сами, а не ждите расспросов. Ковер грязный, а у вас уже нет сил – попросите мужа пропылесосить, сам он может и не догадаться.
Только на общении можно построить взаимоотношения в семье. Поэтому возьмите за правило обсуждать все существующие проблемы. Только делать это нужно без скандалов, криков и упреков, в спокойном тоне. Умалчивать о чем-то и замыкаться в себе, стараясь уйти от конфликта, категорически нельзя. Такое поведение только породит взаимное недопонимание и доведет проблемы до крайности.
Не нужно молчать, копить негатив и раздражение. О своих мыслях и чувствах нужно говорить открыто. Чем более искренне это будет сделано, тем проще понять причины недовольства. Только не стоит выяснять отношения в состоянии раздражения или с подвыпившим супругом. Лучше дождаться более подходящего момента для решения проблемы.
Компромисс – тоже выход
Крепкая семья – это та, которая умеет решать конфликты, а не та, которая не ссорится. Поэтому в спорах не нужно стоять на своем. Лучший вариант для супружеского союза – размышлять в духе «выиграл — выиграл». То есть стараться находить выход, который устроит всех, а не кого-то одного.
Например, вы затеяли ремонт. Одному супругу понравились обои в цветочек, а другому – в полоску. Не нужно из-за этого ссориться, подыщите третий вариант. Или можно оклеить одну половину комнаты обоями в полоску, а другую сделать в цветочек. Получится оригинальный дизайн с зонированием.
Не пытайтесь изменить вторую половину
Обсуждая правила поведения в семье, стоит упомянуть, что попытки изменить мужа или жену ни к чему хорошему не приведут. Многие надеются, что после свадьбы все будет по-другому, но в большинстве случаев это не так. Например, если девушка нехозяйственная, то она может так и не полюбить готовить и прибираться. Или же если мужчина злоупотребляет алкоголем, следует принять, что после женитьбы он не бросит это дело. Взрослого человека очень сложно изменить, а зачастую просто невозможно. Поэтому нужно научиться мириться с недостатками супруга. Если до свадьбы все устраивало, то и после нее не должно возникать никаких претензий.
Установить границы
Семья — ячейка общества, которая состоит из мужа, жены и их детей. Больше к ней никто не относится. Все остальные родственники (папы, мамы, сестры, братья, бабушки, дедушки и другие) являются только частичкой большой семьи. Не стоит их пускать слишком глубоко в свою жизнь или пытаться им во всем угодить. Если родителям что-то не нравится в вашей второй половине, а вас все устраивает, то следует им об этом сказать и деликатно попросить не вмешиваться в отношения. Также нельзя позволять родственникам заглядывать в шкафы, переставлять вещи или читать почту, если вы, конечно, сами об этом не попросите.
После появления ребенка очень часто практически поселяется в доме новоиспеченная бабушка. Она постоянно лезет с советами, как нужно правильно ухаживать за малышом. Однако правила семьи гласят, что необходимо устанавливать границы. Например, пусть бабушка навещает внуков в определенные дни. Ее можно просить сделать конкретные дела: погулять с малышом, погладить пеленки и так далее. Так бабушка будет занята, и ненужных советов станет меньше.
Уважение и терпение к родителям
Границы устанавливать необходимо, но не нужно забывать про уважение к людям, которые вырастили вас и вашу вторую половину. Недопустимо обсуждать с супругом недостатки родителей. Лучше делать акцент на их хороших качествах. Наверняка вторая мама готовит вкуснейшие щи, а папа очень хозяйственный. Нужно разграничивать территорию и разговаривать с супругом, если только родители становятся слишком назойливыми и начинают мешать семейной жизни.
Не забывайте общаться
Пожалуй, многие согласятся, что в семье самое главное – это уважение и… любовь. Она по большей части проявляется во взаимоотношениях и общении. Поэтому не нужно зарываться в рутинных делах и забывать друг о друге. Старайтесь находить время хотя бы для разговоров. Это очень просто – достаточно отключить телевизор или оторваться от монитора компьютера. Здорово, если будет возможность куда-то выбраться с супругом: сходить в кино или просто прогуляться по парку. Время от времени устраивайте романтические вечера друг для друга.
Свод моральных правил в семье
В каждой семье должен быть четкий перечень правил, который будет известен каждому ее члену. Причем они должны распространяться не только на родителей, но и на детей, чтобы они выросли воспитанными и порядочными. Если определенные условия не будут выполняться, то можно указать на промах. Однако это нужно делать дружелюбно и тактично. Правил не должно быть слишком много, иначе утратится важность списка. Также в нем не должно быть противоречий, чтобы было понятно, что нужно делать, а чего не следует.
Например, можно ввести следующие пять правил семьи, которые подлежат неукоснительному соблюдению:
- любить и уважать друг друга;
- помогать и всячески поддерживать;
- не критиковать других;
- говорить только правду;
- выполнять обещания.
Конечно, в каждой семье будет свой список правил. Его не обязательно составлять на всю оставшуюся жизнь. Перечень можно и нужно дополнять или изменять в зависимости от обстоятельств.
Конспект по светской этике не тему » Особенности морали»
Модуль «Основы светской этики»
Тема урока: Особенности морали.
Класс: 4класс
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации.
Цели по содержанию:
Образовательная цель:
способствовать формированию условий для осознания учащимися особенностей морали;
Развивающая цель:
способствовать развитию самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о моральных нормах;
Воспитательная цель:
воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Оборудование к уроку:
Проектор (или интерактивная доска), УМК «Основы религиозных культур и светской этики» (авт. программа Данилюка А.Я.):
1.Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»,4-5 классы,2-е издание, Москва, «Просвещение», 2011
2. Основы духовно – нравственной культуры. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений, 2-е издание, Москва, «Просвещение»,2012
3. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – Москва, « Просвещение», 2011
4.Электронное пособие «Основы религиозных культур и светской этики»
5. Презентация к уроку №4 «Особенности морали»
6.Анкета на каждого ученика «Как я понимаю моральные нормы»
Ход урока:
1. Организационный момент. (Слайд № 1)
2. Целеполагание и мотивация. Актуализация знаний и умений.
-Что такое мораль? (Слайд № 2)
-Дома вместе с родителями вы составили свод моральных норм, принятых в вашей семье. Пожалуйста, кто желает ответить на этот вопрос? (Ответы учащихся.)
-Давайте будем стараться следовать таким нормам морали. (Слайд №3) Прочитать хором.
Сегодня мы с вами продолжим разговор о морали. Откройте учебники на с.10,прочитаем тему нашего урока, вопросы, на которые мы должны ответить. (Слайд №4)
-Ребята, вы представили моральные нормы своей семьи. Услышали, что у многих они разные. А как вы думаете, если какой-то единый список моральных норм? (Ответы детей)
— Мы сегодня с вами выясним это. А также узнаем, чем моральные нормы отличаются от других норм и правил.
-А сейчас послушайте притчу и подумайте, чему она учит?
Девочка и морская звезда
Жила-была на свете одна девочка. Ее дом стоял на берегу огромного океана, и она любила прибегать к нему и играть с морской звездой. Звезда была забавная. Она приплывала всегда в одно и то же место, в одно и то же время, как будто знала, что сейчас здесь вот-вот появится девочка. Девочка просто играла с ней и разговаривала. Они дружили.
Но однажды в океане поднялся страшный шторм. Небо и землю как будто перевернуло и взбучило разбушевавшимися волнами. Девочка спала и ничего не слышала. Утром девочка проснулась и первым делом побежала к океану.
На его берегу, на всем протяжении берега лежали, задыхаясь, умирая от прямых лучей солнца, морские звезды. Их было много, тысячи, десятки тысяч!
Девочка добралась до своей лагуны, смотрела пристально в воду, шевелила руками. Но ее любимой звезды там не было. Девочка посмотрела на берег. Звезда, ее звезда, наверное, была здесь, на берегу, одна из тех умирающих звезд.
И тогда девочка стала брать морские звезды одну за другой и выбрасывать их в море. Она бросала их в волны одну за другой, не останавливаясь и не отдыхая.
Вскоре подошли люди, они стали смеяться над девочкой: «Ты что, надеешься, что сможешь спасти их всех?» Тогда девочка посмотрела на них из-под ладони, на минутку остановившись, и ответила: «Понимаете, здесь в лагуне жила моя звезда. Я играла с ней. Я с ней дружила. Но шторм смешал ее с остальными. И если я спасу все эти звезды, может быть, среди них окажется и та, моя».
Люди задумались. А потом один из пришедших взрослых наклонился и тоже взял в руки звезду. И бросил в море. Другие люди последовали его примеру. Они стали брать звезды с песка и бросать их в море. И каждый думал: «Я что-то изменил в жизни этой звезды. Я что-то сделал».
Мораль притчи «Девочка и морская звезда»: каждый может помочь человеку, попавшему в беду.
-Кто заставлял девочку спасать морских звезд?
— Почему взрослые стали помогать ей? (варианты высказываний детей фиксируются на доске)
— Моральные качества людей оцениваются по его поступкам. Люди попадают в различные ситуации морального выбора.
— Ребята, а где-нибудь записано, что люди должны помогать друг другу, животным? (варианты высказываний детей)
-Поставим цели урока. (Слайд № 5)
Узнать особенности морали.
Запомнить некоторые моральные нормы.
Учиться отвечать за свои поступки.
4. Первичное усвоение новых знаний.
-Чтение текста на стр.10-11.
-Выделим особенности морали.
-Беседа по тексту.
-Где записаны моральные нормы? (Слайд № 6)
-Значит, их нигде нельзя прочитать? Ответы учащихся. (Есть труды ученых, литературные произведения и фильмы, герои которых попадают в различные ситуации морального выбора, большинство государственных законов основано на моральных нормах, религиозные книги.)
-Есть ли единый список моральных правил? (Моральные нормы не имеют документального оформления, то есть, нет единого списка моральных норм.)
-Откуда человек узнает как себя вести, что хорошо и что плохо, кто или что влияет на поведение человека. Как формируются моральные нормы и правила? Ответы детей. (Слайды №7, 8, 9, 10)
-Кто заботится о соблюдении моральных норм в обществе?
-Все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали и в моральное воспитание.
-А если человек не выполняет моральные нормы, как быть?
-В обществе есть специальные организации, которые следят за тем, чтобы люди соблюдали юридические правила и нормы. Это прокуратура, суды, полиция. Они следят за тем, чтобы люди не нарушали законы.
-Комментированное чтение последнего абзаца учебника с.10
5. Осознание и осмысление нового учебного материала.
Беседа по слайду. (Слайд № 11)
-Что делают мальчики?
-Почему они так поступают? (Предполагаемые ответы: просто стало жаль старушку, поступают так из собственных побуждений, не ждут за это поощрения).
Вывод: помогай нуждающимся людям.
-Не только отдельные люди, но и общественные благотворительные организации оказывают помощь нуждающимся в ней людям.
-Например, Российский Красный Крест — общественная благотворительная организация, которая является участником Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца. (Слайд № 12)
-Всю свою деятельность российский Красный Крест направляет на оказание помощи детям из социально незащищенных семей, сиротам, одиноким, престарелым людям и ветеранам, беженцам, людям с ограниченными возможностями и лицам, пострадавшим при чрезвычайных ситуациях.
-В нашем городе Кировское областное отделение общественной организации «Российский Красный Крест» находится на улице К.Маркса,80.
Сфера его деятельности: благотворительная, медицинская.
Категории клиентов: больные, дети, инвалиды, малообеспеченные.
Предоставляемые услуги: вещевая, продуктовая, социально-бытовая.
Источники финансирования: пожертвования предприятий и организаций, пожертвования частных лиц.
— Кировское областное отделение Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд» уже 24 года занимается благотворительной деятельностью, направленной на оказание материальной, медицинской, духовно- нравственной помощи нуждающимся детям. Перед фондом стоит трудная задача объединить всех, кому не безразличны судьбы обездоленных детей, вернуть радость и беззаботность детства этим малышам, лишенным родительской заботы и мудрого слова, сказанного в трудный час, тепла домашнего очага и возможности раскрыть свои таланты.
6. Домашнее задание. (Слайд № 13)
1. Расспроси родителей, вспомни или придумай пример (историю из жизни, кино, книги) иллюстрирующий ситуацию морального выбора.
2. На листе нарисуй символ морали, как особого вида духовной культуры.
7.Подведение итогов урока и рефлексия.
Индивидуальное задание с выбором ответа. Учащиеся получают листы с заданием, выполняют его.
Как я понимаю моральные нормы?
Выбери правильный ответ
1.
а) отпустить с миром;
б) отобрать всё имущество и посадить в тюрьму;
в) пристыдить продавца.
2. Если вы увидите, как знакомые ребята мучают бездомную собаку, то
а) попросите отпустить собаку;
б) присоединитесь к ним;
в) будете безучастно наблюдать.
3. Если для успешной сдачи контрольной вам понадобится обмануть учителя, то:
а) вы сделаете это;
б) вы этого не сделаете и получите « 2»;
в) честно признаетесь в слабости и попросите повторить попытку.
4. Если пожилой человек пытается объяснить вам ошибочность ваших действий, то вы:
а) внимательно выслушаете и благодарите;
б) пропускаете мимо ушей, но делаете вид, что слушаете;
в) не будете слушать объяснения пожилого человека.
5. Если кто – то в классе отлично учится и радуется жизни, то:
а) это доставляет вам неприятные ощущения;
б) у вас появляется желание унизить отличника;
в) вы радуетесь его успехам
6. Если ваши друзья при вас используют нецензурные выражения в присутствии окружающих, то вы:
а) испытываете неловкость;
б) просите изменить лексикон;
в) поддерживаете разговор в том же духе.
7. Если у вас просят денег взаймы или какую-то вещь на время, то вы:
а) категорически отказываете;
б) спрашиваете «а что мне за это будет?»
в) выполняете просьбу с легкой душой.
8. Если вы, находясь с друзьями, видите пьяного на улице, то:
а) у вас возникает неприятное чувство;
б) не обращаете внимания;
в) смеётесь над ним.
Оценка ответов.
Ответ | Вопрос 1 | Вопрос 2 | Вопрос 3 | Вопрос 4 | Вопрос 5 | Вопрос 6 | Вопрос 7 | Вопрос 8 |
а | 10 | 5 | 3 | 10 | 5 | 5 | 3 | 10 |
б | 5 | 10 | 10 | 5 | 10 | 10 | 5 | 5 |
в | 3 | 3 | 5 | 3 | 3 | 3 | 10 | 3 |
Результаты
60 – 80 очков. У вас есть возможность прожить жизнь по-человечески, не принося страданий и неприятных чувств окружающим. В вашем характере неплохо сочетаются моральные качества и готовность к действию для предотвращения зла.
33 – 59 баллов. Вы обладаете рядом качеств, необходимых для того, чтобы вас уважали. Но вам нужно лучше разобраться в самом себе и не допускать «прорыва легкомысленных желаний и поступков, которые вам же часто мешают жить. Если вы этого не сделаете, у вас могут развиться те самые качества, которые все так не любят в людях.
24 – 32 балла. Вам нужно всерьез подумать о себе и о своем будущем,
поскольку у вас явно выраженный провал в понимании моральных норм и нормального человеческого поведения среди людей. Если не постараетесь круто изменить свою позицию – вас ждут большие неприятности, а ваших близких – переживания за вас. Проверка выполнения работы.
-Укажи, какую высоту ты сегодня достиг на уроке? Напиши на ней свое имя. (Слайд №14)
Семь моральных правил, найденных по всему миру
Кредит: общественное достояние CC0Антропологи из Оксфордского университета открыли то, что они считают семью универсальными моральными правилами.
Правила: помогай своей семье, помогай своей группе, отвечай взаимностью, будь смелым, подчиняйся начальству, справедливо разделяй ресурсы и уважай чужую собственность. Они были обнаружены в ходе исследования 60 культур со всего мира.
Предыдущие исследования рассматривали некоторые из этих правил в некоторых местах, но ни одно из них не рассматривало их все в большой репрезентативной выборке обществ. Настоящее исследование, опубликованное в Current Anthropology , является крупнейшим и наиболее полным межкультурным исследованием морали, когда-либо проводившимся.
Команда из Оксфордского института когнитивной и эволюционной антропологии (часть Школы антропологии и музейной этнографии) проанализировала этнографические отчеты об этике из 60 обществ, включающие более 600 000 слов из более чем 600 источников.
Доктор Оливер Скотт Карри, ведущий автор и старший научный сотрудник Института когнитивной и эволюционной антропологии, сказал: «Спор между моральными универсалистами и моральными релятивистами бушевал веками, но теперь у нас есть некоторые ответы. Люди повсюду сталкиваются с одним и тем же множество социальных проблем и использовать аналогичный набор моральных правил для их решения. Как и предсказывалось, эти семь моральных правил кажутся универсальными в разных культурах. Все везде разделяют общий моральный кодекс. Все согласны с тем, что сотрудничество, содействие общему благу, правильное дело».
В ходе исследования была проверена теория о том, что мораль развилась для поощрения сотрудничества, и что, поскольку существует много типов сотрудничества, существует много типов морали. Согласно этой теории «морали как сотрудничества», родственный отбор объясняет, почему мы чувствуем особую обязанность заботиться о своих семьях и почему мы ненавидим инцест. Мутуализм объясняет, почему мы формируем группы и коалиции (сила и безопасность — в количестве), Вот почему мы ценим единство, солидарность и лояльность. Социальный обмен объясняет, почему мы доверяем другим, отвечаем взаимностью на одолжения, чувствуем вину и благодарность, возмещаем ущерб и прощаем. А разрешение конфликтов объясняет, почему мы участвуем в дорогостоящих проявлениях доблести, таких как храбрость и щедрость, почему мы подчиняемся начальству, почему мы справедливо делим спорные ресурсы и почему мы признаем прежнее владение.
Исследование показало, во-первых, что эти семь видов кооперативного поведения всегда считались морально хорошими. Во-вторых, примеры большинства из этих нравов были найдены в большинстве обществ. Важно отметить, что не было контрпримеров — не было обществ, в которых любое из этих поведений считалось бы аморальным. И в-третьих, эти нравы с одинаковой частотой наблюдались на всех континентах; они не были исключительной прерогативой «Запада» или любого другого региона.
Так, среди амхара «пренебрежение обязательствами родства считается постыдным отклонением, указывающим на злой характер». групповая солидарность». «Взаимность наблюдается на каждом этапе жизни гаро [и] занимает очень высокое место в социальной структуре ценностей гаро». Среди масаи «те, кто цепляется за воинские добродетели, по-прежнему пользуются большим уважением», и «бескомпромиссный идеал высшего воинства [предполагает] аскетическое стремление к самопожертвованию… в пылу битвы, как высшее проявление мужественной верности». Бемба проявляют «глубокое уважение к авторитету старейшин». «Идея справедливости» капауку называется «ута-ута, половина, половина… [значение которой] очень близко к тому, что мы называем справедливостью». все межличностные отношения».
Исследование также выявило «вариации темы» — хотя все общества, казалось, согласились с семью основными моральными правилами, они различались по тому, как они расставляли их по приоритетам или ранжировали. В настоящее время команда разработала новый вопросник о моральных ценностях для сбора данных о современных моральных ценностях и изучает, отражают ли межкультурные различия в моральных ценностях различия в ценности сотрудничества в различных социальных условиях.
По словам соавтора, профессора Харви Уайтхауса, антропологи имеют уникальную возможность ответить на давние вопросы о моральных универсалиях и моральном релятивизме. «Наше исследование было основано на исторических описаниях культур со всего мира; эти данные были собраны до и независимо от развития теорий, которые мы тестировали. теорию, собирая новые данные еще более систематически в полевых условиях.
«Мы надеемся, что это исследование поможет способствовать взаимопониманию между людьми разных культур, пониманию того, что у нас есть общего, а также того, чем и почему мы отличаемся», — добавил Карри.
Полностью статью «Хорошо ли сотрудничать? Проверка теории морали-как-сотрудничества в 60 обществах» можно прочитать в Current Anthropology .
Дополнительная информация: Оливер Скотт Карри и др. Выгодно ли сотрудничать? Проверка теории морали как сотрудничества в 60 обществах, Текущая антропология (2019). DOI: 10.1086/701478
Предоставлено Оксфордский университет
Цитата : Семь моральных правил, найденных по всему миру (2019, 12 февраля) получено 13 июня 2023 г. с https://phys.org/news/2019-02-moral-world.html
Этот документ защищен авторским правом. Помимо любой добросовестной сделки с целью частного изучения или исследования, никакие часть может быть воспроизведена без письменного разрешения. Контент предоставляется только в ознакомительных целях.
Семь моральных правил, найденных по всему миру
Что такое мораль? И существуют ли общечеловеческие моральные ценности? Ученые обсуждали эти вопросы на протяжении тысячелетий. Но теперь, благодаря науке, у нас есть ответы.
Сходящиеся линии доказательств — из теории игр, этологии, психологии и антропологии — предполагают, что мораль представляет собой набор инструментов для содействия сотрудничеству 1 .
На протяжении 50 миллионов лет люди и их предки жили социальными группами. За это время естественный отбор снабдил их рядом приспособлений для реализации огромных преимуществ сотрудничества, которое дает социальная жизнь. Совсем недавно люди построили на этих доброжелательных биологических основах культурные инновации — нормы, правила, институты — которые еще больше укрепляют сотрудничество. Вместе эти биологические и культурные механизмы обеспечивают мотивацию социального, кооперативного и альтруистического поведения; и они обеспечивают критерии, по которым мы оцениваем поведение других. И, согласно теории «морали как сотрудничества», именно эта совокупность кооперативных черт и составляет человеческую мораль.
Более того, теория заставляет нас ожидать, что, поскольку существует много типов сотрудничества, будет много типов морали. Родственный отбор объясняет, почему мы чувствуем особую обязанность заботиться о своих семьях и почему мы ненавидим инцест. Мутуализм объясняет, почему мы формируем группы и коалиции (в численности сила и безопасность), и, следовательно, почему мы ценим единство, солидарность и лояльность. Социальный обмен объясняет, почему мы доверяем другим, отвечаем взаимностью на услуги, чувствуем вину и благодарность, исправляем и прощаем. А разрешение конфликтов объясняет: почему мы участвуем в дорогостоящих проявлениях мастерства, таких как храбрость и щедрость; почему мы подчиняемся начальству; почему мы справедливо делим спорные ресурсы; и почему мы признаем предшествующее владение.
Нравственность всегда и везде есть кооперативное явление.
И, как и предсказывает теория, эти семь моральных правил универсальны для разных культур:
- любить свою семью
- помогите своей группе
- ответная услуга
- будь смелым
- подчиняться авторитету
- будь честным
- уважать чужую собственность
Мы с коллегами проанализировали этнографические отчеты об этике из 60 обществ (содержащие более 600 000 слов из более чем 600 источников) 2 . Мы обнаружили, что эти семь видов кооперативного поведения всегда считались морально хорошими. Мы нашли примеры большинства из этих нравов в большинстве обществ. Важно отметить, что не было контрпримеров — не было обществ, в которых любое из этих поведений считалось бы аморальным. И мы наблюдали эти нравы с одинаковой частотой на всех континентах; они не были исключительной прерогативой «Запада» или любого другого региона.
Например, у амхара «пренебрежение обязательствами родства считается постыдным уклонением, указывающим на дурной характер». В Корее существует «эгалитарная общественная этика [] взаимопомощи и сотрудничества между соседями [и] сильной внутригрупповой солидарности». «Взаимность наблюдается на каждом этапе жизни гаро [и] занимает очень высокое место в социальной структуре ценностей гаро». Среди масаи «те, кто цепляется за воинские добродетели, по-прежнему пользуются большим уважением», и «бескомпромиссный идеал высшего воинства [предполагает] аскетическое стремление к самопожертвованию… в пылу битвы, как высшее проявление мужественной верности». Бемба проявляют «глубокое чувство уважения к авторитету старейшин». «Идея справедливости» Капауку называется «ута-ута, половина, половина… [значение которой] очень близко к тому, что мы называем справедливостью». А у тараумара «уважение к собственности других является краеугольным камнем всех межличностных отношений».
«Мораль как сотрудничество» не предсказывает, что моральные ценности будут одинаковыми в разных культурах. Напротив, теория предсказывает «вариацию на тему»: моральные ценности будут отражать ценность различных видов сотрудничества в различных социальных и экологических условиях. Прием амоксила для улучшения эрекции для европейца — это то, что можно обсудить с другими людьми, но в других культурах импотенция и лечение не могут обсуждаться ни с кем. И, конечно же, у нас сложилось впечатление, что эти общества действительно различались по тому, как они расставляли приоритеты или ранжировали семь моральных ценностей. С дальнейшими исследованиями, возможно, со сбором новых данных о моральных ценностях в современных обществах, мы сможем изучить причины этого различия.
Таким образом, существует общее ядро универсальных моральных принципов. Мораль всегда и везде есть кооперативное явление. И все согласны с тем, что сотрудничать, продвигая общее благо, — это правильно. Понимание этого фундаментального факта о человеческой природе может способствовать взаимопониманию между людьми разных культур и тем самым помочь сделать мир лучше.