Связь этики с психологией: Психология и этика: существуют ли точки соприкосновения

1.4.2. Взаимосвязь этики менеджмента с универсальной этикой, с экономикой и психологией.

Любой руководитель обладает определенным багажом нравственных начал, как всякий человек. Однако этого недостаточно для успешной работы с коллективом. В любой фирме образуется характерный только для данной организации этический климат, на который оказывает влияние, как руководитель, так и сотрудники. Этический климат фирмы, в свою очередь, влияет на деятельность, самочувствие и менеджера, и персонала. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы этический климат был благоприятный. Важнейшим элементом преобразования этических норм в практические этические принципы менеджмента является управленческое обучение, внедрение этических кодексов, создание этических комиссий и другие формы и методы.

Применение приобретенных навыков в деловой деятельности при условии гармоничного сочетания этики менеджмента с общепринятыми этическими нормами приводит к образованию этической культуры, которая пронизывает всю организацию, создает хороший деловой климат фирмы и является основой принятия эффективных управленческих решений.

Важно, чтобы руководитель видел в каждом своем работнике индивидуальность, которая стремится к самореализации. Талантливый менеджер должен уметь создать для своих подчиненных условия для творческого роста, уметь распознать нужды персонала и стремиться удовлетворить их.

Проблема «уживания» сотрудников в коллективе является очень важной в кадровом менеджменте. Среди причин плохого климата на фирме исследователи-психологи называют: интриги, зависть коллег, конкурентную борьбу, ведущуюся аморальными методами, стремление сделать карьеру, используя коллег. При плохой атмосфере в коллективе и при неумении менеджера внести универсальные этические нормы в свой коллектив растет и его собственная неудовлетворенность своей работой и жизнью. Именно в повседневной работе с людьми проверяется, как регулируется система этических норм самого менеджера. Этические принципы менеджмента должны быть приняты как руководство к действию всем коллективом фирмы (группой).

Эта идея была взята еще в 70-х годах 20 века из практики японских компаний, где раньше всех поняли, что основой организации являются люди. Сотрудники должны быть объектом особого внимания руководства, т.к. создание благоприятного климата в коллективе является основным условием экономического успеха.

Следует знать, что общая этика трансформируется в деловую этику фирмы только при наличии социально грамотных менеджеров и при общем восприятии ее как обязательного элемента целостной системы менеджмента.

Много общего имеют между собой этика и психология, т.к. обе науки изучают поведение человека и причины, обуславливающие его. Однако психология изучает законы функционирования психики человека, а этика рассматривает его поступки и поведение в смысле их соответствия законам нравственности

. Психологические методы позволяют производить отбор менеджеров с этичным поведением, а также обучать их действовать этично. Кроме того, психология дает возможность воздействовать на менеджера с деформированными представлениями об этичности.

Экономика, хотя и направлена непосредственно на прибыль, на более глубоких уровнях имеет другие цели. Еще Аристотель говорил: «Кто делает деньги – делает это вынужденно, и богатство – это не благо, которое мы ищем. Богатство лишь полезно для достижения чего-то иного». Именно такой взгляд на экономику можно назвать этичным (этично ориентированным).

Существует и другой взгляд на экономику, где человек рассматривается как примитивная единица, главная цель которой – личное обогащение. Поведением такого человека легко манипулировать. В этом подходе к экономике не остается места этическим соображениям. Этот подход называется инженерно ориентированным. Торжество так называемой «чистой рыночной» экономики ослабило позиции этического подхода к ней. Однако, в 50-х годах прошлого века в развитых странах появились первые комитеты социального аудита, что способствовало смягчению жесткой «руки рынка». Кроме того, кое-какие действия производят и правительства (смешанная экономика).

Человек далеко не всегда ведет себя, сообразуясь с собственной материальной выгодой. Чаще всего менеджер считает свое поведение рациональным, когда оно основано не на сиюминутном экономическом эффекте, но на правильном понимании и использовании таких понятий, как гуманность, справедливость, честность и т.д.

Жизнь доказала, что компания, действующая в мире бизнеса этично, в конце концов, выигрывает экономически.

Не требует доказательства, что высокоразвитые экономические отношения, как внутри страны, так и между странами, мотивированны запросами общества – социальными, духовными, информационными, культурными, а также моральными. Образуется своеобразный социально-экономический кругооборот, в котором стимулом экономического процветания мирового сообщества является развитие деловой этики, как профессиональной этики, и в то же время, части менеджмента – важнейшей составляющей общественного развития. Это особенно заметно проявляется в развитых индустриальных странах.

Связь этики с другими науками. Общее положение

 

Оглавление

 

Введение 2

Связь этики с другими науками. Общее положение 5

Физика и этика 6

Биология и этика 7

Психология и этика 7

Логика, эстетика и этика 8

Метафизика и этика 9

Этика и политическая философия 10

Этика и экономика 10

Этика и педагогика 11

ЛИТЕРАТУРА 12

 

 

 

Введение

 

      Этика относится  к классу гуманитарных дисциплин,  объектом которых является человек.  Специфический аспект, в котором  человеческая жизнь рассматривается  этикой, — это общение, понимаемое  не как один из атрибутов  человеческой жизни, а как ее  фундаментальная предпосылка и  основа. Нередко, обсуждая проблему  общения, вспоминают слова известного  французского писателя-гуманиста  Антуана де Сент-Экзюпери о том, что «единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения». Это действительно так. Но этика рассматривает. общение не только как «роскошь», но и как насущную необходимость, как важнейшую потребность людей, как способ человеческого существования и жизнедеятельности.

      Вся человеческая  жизнь есть система отношений.  Каждый человек должен «вписаться»  в систему отношений, должен  найти верное, оптимальное соотношение  Я и не-я. Не случайно этику именуют философией практической жизни», изучающей «человека общественного, «человека общающегося, исследующей жизненную практику, повседневное поведение людей, И в этом аспекте целью этики является создание оптимальной модели гуманных и справедливых отношений, обеспечивающих высокое качество общения.

      Существует давняя  традиция считать главным вопросом  этики определение того, что такое  хорошее поведение, что делает  поведение правильным или неправильным. Поведение людей — это совокупность  их действий, поступков и отношений  (к себе, другим людям, обществу  в целом).

Общество всегда в  той или иной мере осуществляет  контроль и коррекцию поведения  людей, стремясь увязать интересы  индивидов и человеческих коллективов,  найти своего рода «баланс» общественного и личного блага.  Для этого существуют так называемые «социальные регуляторы» поведения (традиции, право, мораль, этикет), которые содержат социальные нормы, программные установки, приемлемые формы взаимодействия. Общество не может не заботиться об этом, ибо без эффективной оценки и регуляции отношений оно просто не сможет существовать как социальное целое.

      Однако отнюдь  не любая оценка поведения  имеет этическую природу и  относится к этической сфере.  Этическая оценка — это не просто  произвольное одобрение или осуждение  поступка. Дж.Э. Мур, основоположник новейшей английской этики, справедливо подчеркивал, прежде чем определить, какое поведение людей является правильным — моральным — и неправильным — аморальным, необходимо прояснить, что такое «добро» и «зло» — эти фундаментальные основания, критерии этического суждения; Этическая же оценка самих поступков и отношений дается на основании их ориентации на достижение добра и зла.

      Термин «этика»  впервые был употреблен Аристотелем  для обозначения, особого раздела  философии, представляющего собой  учение о нравственной деятельности  и добродетелях. Этимология этого  понятия связана с древнегреческим  словом «этикос» (нрав, обычай, привычка, характер). Отсюда «этикос» — имеющий отношение к нpaвам; то есть «этика» в буквальном значении — теория нравственности. Со временем этика из раздела философии превратилась в самостоятельную философскую дисциплину, а именно — философию морали («мораль» и «нравственность»- синонимы, по-латыни mores- «нравы»). Таким образом, этика — это особое гуманитарное учение, предметом которого является мораль ( иравственность), а центральной nроблемой — Добро и Зло.

      Как теория морали  этика изучает ее генезис, сущность, специфику; раскрывает’ ее место  и роль в жизни общества, выявляет  механизмы нравственного регулирования  человеческой жизнедеятельности,  критерии нравственного прогресса.   Она рассматривает структуру  нравственного сознания общества  и личности, анализирует содержание  и смысл таких категорий, как  добро и зло, справедливость, долг, честь, совесть, свобода и ответственность,  счастье, смысл жизни. Вместе  с тем специфика этики заключается  не только в ее предмете.

      Своеобразие этики  состоит и в том, что, с  одной стороны, она 

осмысливает,  обобщает и систематизирует, то  есть отражает в виде этических  доктрин и моральных кодексов  те принципы, ценности и нормы  поведения, которые формируются  объективно, в процессе социальной  практики. С другой стороны, будучи  учением о морали, она является  одновременно частью самой морали. Иными словами, она не только  отражает реальную мораль, но  и задает ценностную основу  человеческой деятельности, определяя,  на то что она должна быть направлена и в чем состоит ее совершенство — добродетель. Поэтому этику изучают не столько для того, чтобы знать, что такое добродетель (моральность), сколько для того, чтобы стать добродетельным (моральным).

      Этика имеет дело  с моральной практикой в той  мере, в какой эта последняя  зависит от разумного выбора  самого человека. Поэтому всякая  развитая этическая система включает  в себя более или менее детализированную  нормативную программу достойною поведения, задающую перспективу синтеза добродетели и счастья. А. Гусейнов определяет этику как «рефлексию над моральными основаниями человеческого существования, понимая под рефлексией обращенность сознания на самое себя». Если мораль есть непосредственное сознание смысла жизни в процесс е самой жизни, то этика есть «сознание сознания жизни, то есть сознание жизни второго уровня». Почему моральное сознание постоянно нуждается во вторичной рефлексии.

      Причина состоит  в том, что оно очень часто  попадает в конфликтную ситуацию — кризис ценностей, когда мораль  теряет свою очевидность, а  люди перестают понимать, что  есть добро и что есть зло.

      Занимая определенное  место в системе гуманитарного  знания, этика имеет свою специфику  и вместе с тем она тесно  связана с другими гуманитарными  науками. Так, психология «поставляет» этике конкретно-научный материал  о механизме поведения и регуляции  личности, этнография помогает пролить  свет на возникновение тех  или иных норм морали, история  дает объяснение их изменчивости  и противоречивости.

      Особо следует  отметить связь этики и философии.  Как уже говорилось, этика — философское  учение, а в рамках философии  ее особенность состоит в том,  что она представляет собой  нормативнопрактическую часть философии. Долгое время например, в учениях Платона, Аристотеля, стоиков, Канта — она даже считалась ядром философии. Этика базируется на определенной философии, выражает ее основные идеи, является ее частью. И одновременно отличается от нее: если философия изучает предельно общие принципы отношений человека и мира, то этика — нравственные принципы отношений человека с миром и другими людьми. Причем в последнее время круг этических проблем стремительно расширяется: сегодня в него входят отношения человека и к природе, и к науке, и к политике, и к вопросам жизни и смерти, и к самому себе …

      Сложность и многомерность  предмета этики обусловливает  задачи, стоящие перед ней. Их  можно свести к следующим:

      1) описывать мораль — ее историю, ее сегодняшние  нормы, принципы И идеалы — то, что принято называть нравственной культурой общества;

       2) объяснять мораль — пытаться дать анализ сущности  морали в ее «должном» и  «сущем» вариантах;

      3) учить морали — давать  людям необходимые знания о  добре и зле, способствуя самосовершенствованию  человека и выработке им собственной  стратегии «правильной жизни»

Связь этики с  другими науками. Общее положение

 

Из того, что было сказано  раньше, следует, что этику следует  рассматривать, как принадлежащую  к группе наук, которые называются философскими. В настоящее время  вопрос об общей природе и подразделениях философской науки является в  некоторой степени дискуссионным; и конечно в нашу настоящую  задачу не входит начинать дискуссию  по этому вопросу; но возможно студент  найдет следующие утверждения полезными  и не очень запутанными. Можно  скорректировать их самостоятельно, если возникнет необходимость, по мере изучения философии.

Философия – это изучение природы опыта как целого. Отдельные  науки исследуют отдельные порции содержания нашего опыта; но философия  пытается понять целое в свете  его основных принципов. Для этого  она пытается проанализировать разные элементы, которые входят в устройство мира, как мы его знаем. Эта часть  исследования, возможно, лучше всего  описана в эпистемологии. Далее  мы можем проследить возникновение  различных элементов, составляющих наш опыт – исследовать, так сказать, процесс появления опыта в  сознании индивидуумов и рас. Это  задача психологии. Теперь, когда мы таким образом исследуем наш опыт и прослеживаем его развитие, оказывается, что содержание, выявленное таким образом, состоит частично из фактов, представленных нашему сознанию, и частично из идеалов. Изучение отдельных фактов, возникающих в нашем сознании, следует оставить отдельным наукам; или, насколько философия способна их рассмотреть, они формируют содержание того, что называется философией природы. С другой стороны, идеалы, возникающие в нашем сознании, которых насчитывается три, соответствуют знаниевой, чувственной и волевой сторонам нашей сознательной природы. Это идеалы истины, красоты и доброты. Изучение этих идеалов формирует содержание трех наук: логики, эстетики и этики. Наконец, возникает вопрос в отношении вида и степени реальности, которой обладают эти различные элементы в нашем опыте. Это вопрос, известный как онтология. Первый и последний из этих разделов науки – эпистемология и онтология – имеют тенденцию к объединению;  а вместе они образуют то, что известно как метафизика, которая таким образом формирует альфу и омегу философских наук.

Отсюда видно, что этика  находится, вместе с логикой и  эстетикой, посередине между психологией  и метафизикой; и на самом деле, что бы ни думали по поводу вышеупомянутого  способа установления связи, в общем признается, что существует очень тесная связь между этикой и каждой из двух других философских наук.

Дальнейшее рассмотрение, однако, обнаруживает ряд других дисциплин, с которыми этика тесно связана. У некоторых она черпает материал, другим предоставляет помощь. Неплохо  было бы попытаться выявить некоторые  из этих связей более подробно, хотя конечно, здесь возможно лишь кратко их обозначить.

Физика и этика

Связь физики и этики существует, хоть и небольшая. Иногда предполагается, что проблема физической каузации имеет важное влияние на этику. Считается, что нравственность теоретически допускает свободу воли, и что существует определенный конфликт между этим постулатом и теорией универсального приложения закона причины и следствия. Этот вопрос будет рассматриваться в следующей главе. Тем временем достаточно будет сказать, что предположение такого конфликта основывается на заблуждении.

Конечно, этика косвенно связана с физикой, ввиду того, что знание физических законов позволяет  нам предсказывать более точно  и определенно, чем мы могли бы делать это в противном случае, каковы будут следствия того или  иного варианта поведения. Но это  знание влияет только на детали поведения, а не на общие принципы, которыми поведение руководствуется. Мудрый человек в наше время меньше боится моря и звезд и больше боится загрязненного воздуха и воды, чем такой же мудрый человек в древние времена; но общий анализ вопроса, каких вещей нам следует бояться и каких не следует, не обязательно окажется под влиянием этой разницы в деталях, появляющейся в результате развития знаний. Физика, в двух словах, обычно полезна для этики тем, что помогает нам понимать окружающую среду, внутри которой протекает духовная жизнь, а не природу духовной жизни как таковой.

Биология и этика

Связь биологии с этикой гораздо теснее, чем физики с химией, но по существу, имеет такой же косвенный характер. Многие из самых священных человеческих обязательств основываются на физических суждениях; но общие принципы, на которых базируются эти обязательства, могут обсуждаться без всякой связи с физиологическими деталями, и никакие новые физиологические открытия не повлияют на их общие принципы.

Некоторые современные  писатели под влиянием теории эволюции, представляли связь биологии и этики, как носящую более фундаментальный  характер, чем тот, который обозначен  сейчас. Считается, что критерий хорошего или плохого поведения скрывается в тенденции содействовать развитию жизни или наоборот; и что, следовательно, мы можем говорить о хорошем или  плохом поведении у низших форм жизни, в том же самом смысле, как и  у человека. Это точка зрения, на которую будет сделана ссылка позже. Тем временем, представляется важным сказать, что поведение, в  том смысле, в каком этот термин используется в этике, не имеет значения, если не относится к существу, обладающему  рациональной волей; и что в случае такого существа, развитие жизни –  это лишь вспомогательная часть  цели. Следовательно, биология не имеет  никакого прямого влияния на этику. Изучение жизни животных, однако, действительно проливает свет на развитие нравственного сознания; но это происходит только до тех пор, пока животная жизнь изучается с психологической, а не чисто биологической точки зрения

Психология и  этика

Связь психологии и этики  гораздо теснее и гораздо более  важна. В то же время, не следует преувеличивать их зависимости друг от друга. Как  логика имеет дело с правильностью  мысли, так этика имеет дело с  правильностью поведения. Ни та, ни другая не касаются напрямую процесса, в результате которого мы приходим к правильной мысли или к правильному  поведению. Тем не менее, изучающий  этику не может игнорировать процессы чувствования, желания и проявления воли; как не может игнорировать процессы обобщения, оценивания и аргументации изучающий логику; и анализ всего  этого попадает в сферу деятельности психолога. Психология, по сути, как  я уже попытался доказать, ведет  к этике, также как она ведет  к логике и эстетике.

Каковы различия и отношения между «этикой» и «психологией»?

РЕКЛАМА:

Статьей поделился

В мирах Стаута,

Этика спрашивает, как мы должны хотеть, а не как мы на самом деле делаем волю. Психология, с другой стороны, имеет дело только с волевым процессом, как он действительно происходит, безотносительно к легкости или неправильности, или к предельным условиям, которые делают возможными легкость и неправильность».

Источник изображения: этикауниформ. Согласно предыдущему заявлению Стаута, психология является фактологической и позитивной наукой, а этика — аксиологической и нормативной. Психология исследует факты, чтобы сформулировать общие законы, тогда как этика описывает их в свете этического добра. Психология изучает то, что есть, а этика довольствуется тем, «что должно быть».

По словам Сета,

«Этика — это наука преимущественно о «должном» включая, как это происходит, изучение знаний, эмоций и воли. Этика ограничивается либо волей, либо процессом воления. И даже если она изучает знание и эмоции, то только в контексте воли или деятельности. Этика изучает человеческий опыт в форме деятельности, направленной на некий этический идеал.

3. Разница в точках зрения :

Оба изучают человеческое поведение, но их точки зрения разные. Психология изучает этические идеалы только в форме психических фактов. Этика изучает психологические факты с этической точки зрения.

Связь между этикой и психологией:

РЕКЛАМА:

Следовательно, нельзя сказать, что этика является отраслью психологии, как полагают некоторые гедонисты. Несмотря на очевидные принципиальные несоответствия, этика в некоторых пунктах опирается на психологию.

Этика — это наука о высшем благе. Он ищет идеалы человеческого поведения; оно решает, хорошо это или плохо в нашей воле.

В свете высшего блага он говорит нам о том, какие желания нам следует совершать, а от каких следует воздерживаться.

Но прежде чем мы узнаем это, мы должны узнать, как мы действительно получаем нашу волю. Вот где в дело вступает психология. Она говорит нам, как мы будем.

РЕКЛАМА:

Таким образом, этика зависит от психологии для познания психологической основы этического чувства. Прежде чем прийти к этическому «долженствованию», необходимо психологическое изучение природы и структуры воли, ее отношения к побудительным причинам деятельности, желанию, разуму, намерениям, различия этических и неэтичных поступков, природы совести. , связь между интеллектом и волей, свободой воли и другими видами деятельности.

Любое сомнительное или неполное знание их приведет к ошибочному воображению совершенного добра.

Правильная этика может основываться только на правильной психологии. Таким образом, этика и психология тесно связаны. Для принятия этического решения необходим полный психологический анализ этической ситуации.

Трудно сделать этику практической и понять этическую ситуацию без знания психологии.

Таким образом, этика и психология тесно связаны друг с другом. Этика представляет человеку идеалы; психология предлагает способы сделать их практическими.

Главная ››

Какая связь между «этикой» и «религией»? – Объяснение

Каковы отношения между этикой и экономикой? – Объяснил!

Психологическая этика

От первой встречи до заключительного процесса лечения роль этики является важной в области психологии. Существует ряд этических проблем, которые могут возникнуть в различных условиях, в которых может работать психолог, например, в больнице или в частной практике. Существует несколько законов, контролирующих использование психологии, и большинство этих законов специально охватывают различные этические проблемы для всех, кто работает в области психологии.

Этический кодекс APA для благополучия клиентов требует, чтобы кто-то, практикующий психологию, предпринимал разумные шаги, которые минимизируют и предотвращают неправомерный вред студентам, клиентам и любому другому лицу или группе, с которыми может работать психолог. Кодекс поведения и этические принципы — это этика, в которой излагаются обязанности психолога. Они устанавливают, какое поведение и действия считаются приемлемыми, а какие неприемлемыми для практики психологии. Кодекс этики многомерен, и психолог должен придерживаться кодекса поведения, чтобы сохранить свою лицензию.

Психологи должны следовать этическим принципам, которые не позволяют им обманывать своих клиентов, то есть психолог не может лгать пациенту во благо психолога. Однако обман у психологов может подпадать под разные коды при проведении исследований. Например, этические кодексы для психологов и участников исследования во время исследования будут включать кодексы поведения, такие как обман участников оправдан только тогда, когда достигается предполагаемая образовательная, научная и прикладная ценность, когда альтернативы, не вводящие в заблуждение, нежизнеспособны. Участники не могут быть введены в заблуждение относительно условий исследования, которые могут вызвать боль или эмоциональный стресс, и каждый участник должен быть опрошен в конце своего участия в исследовании.

У психологов также есть определенные правила и кодексы, которым они должны следовать в отношении защиты общества и своих клиентов. Этические принципы были введены не только в интересах специалистов в области психического здоровья, но и для защиты клиентов, семей, сотрудников и широкой общественности. Например, если к психологу обращается клиент, который угрожает телесными повреждениями другому человеку или группе, и если психолог считает, что угрозы оправданы, он/она должен сообщить об угрозах соответствующим уполномоченным лицам и, во многих случаях, лицо или лица, которым направлена ​​угроза. Хотя конфиденциальное сообщение о том, что было сказано, может показаться нарушением, психолог обязан и уполномочен сделать отчет, не опасаясь нарушения этического кодекса.

Этический кодекс был создан для защиты общественности и психолога от любых злоупотреблений, возникающих в результате неправильного обращения с ситуацией. Физические, финансовые и эмоциональные ситуации защищены кодексом этики. Существует множество подкатегорий, которые объясняются и включаются в этический кодекс, начиная от незаконного присвоения средств и/или процедур выставления счетов и заканчивая событиями, которые должны произойти во время прекращения терапии.

Этический кодекс содержит особые правила относительно конфликта интересов как для психолога, так и для клиента. Конфликт интересов может применяться к различным ситуациям, например, психолог не должен лечить члена семьи или близкого друга из-за возможности фаворитизма или необъективности, которые могут помешать лечению, которое предоставляется и принимается.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts