Современная клиническая психология и ее структура
Сегодняшняя клиническая психология как дисциплина, которая занимается изучением психологических методов разноплановых психических нарушений и поведенческих расстройств, может успешно применяться не только в медицине, но и в ряде воспитательных, консультативных и социальных организаций, где обслуживаются люди, имеющие аномалии развития и психологические сложности. В педагогической сфере клинико-психологические знания дают возможность вовремя распознавать у детей нарушения психического развития либо поведенческие отклонения, что позволяет избирательно и эффективно применять к ним адекватные технологии воспитания, психолого-педагогической коррекции и формирования оптимальных условий для успешного развития их личности с обязательным учетом индивидуальных особенностей.
Базисные задачи психологической науки в педагогической практике
Можно выделить базисные задачи психологической науки касательно педагогической практики:
- Изучение прямого влияния психологических и психосоциальных факторов на возможное развитие личностных и поведенческих нарушений у детей, их возможную коррекцию либо профилактику.
- Изучение прямого влияния отклонений и нарушений в психическом и соматическом развитии на поведение и личность детей.
- Изучение точной специфики и характера имеющихся нарушений развития психики у детей.
- Изучение характера отношений аномального ребенка с близким окружением.
- Разработка основных принципов и методов клинико-психологического исследования в педагогических целях.
- Создание и изучение психологических методов влияния на психику ребенка в целях коррекции либо профилактики.
Разделы клинической психологии
Можно выделить следующие базисные разделы в структуре клинической психологии: патопсихология, психосоматическая медицина и нейропсихология. Кроме этого, в нее нередко включают такие особые разделы, как психотерапия, психогигиена, реабилитология и психопрофилактика, а также психология девиантного поведения, психология пограничных психических расстройств (неврозология). Число таких особых разделов регулярно пополняется, и на данный момент можно встретить такие частные сферы клинической психологии, как психология посттравматического стресса, психовенерология, психология инвалидности, психоонкология, социальная психология здоровья и проч.
Связь клинической психологии с другими науками
Существует связь клинической психологии с такими науками, как психиатрия, неврология, психопатология, психофармакология, физиология высшей нервной деятельности, валеология, психофизиология, общая психология, педагогика, психодиагностика, социальная психология.
Сферой пересечения научного и практического интереса клинической психологии с психиатрией является диагностика. Исторически клиническая психология появилась в недрах психиатрии в виде вспомогательного инструмента диагностики. Психиатр главный акцент делает именно на распознавание патологических органических процессов, которые обусловливают расстройства психической деятельности, а также на фармакологическое воздействие на данные процессы и на профилактику их появления. Процесс же диагностики психических расстройств, во-первых, предполагает разделение именно расстройств, которые вызваны непосредственно органическими нарушениями, и индивидуальных личностных особенностей, и, во-вторых, диагностика психических расстройств предполагает подтверждение имеющихся у индивида именно психологических нарушений, что осуществляется при помощи патопсихологических и нейропсихологических экспериментов, а также с помощью различных психологических тестов (проб).
Замечание 1Совпадающим предметом психиатрии и клинической психологии также являются психические расстройства. Но клиническая психология помимо этого занимается и расстройствами, которые не относятся к заболеваниям, — так называемыми пограничными психическими расстройствами.
Взаимосвязь клинической психологии и патопсихологии прослеживается в специальной области медицинской науки – психопатологии. И патопсихология, и психопатология работают с одинаковым объектом: нарушениями психической деятельности. Б.В. Зейгарник считала, что патопсихология, в отличие от психопатологии, изучает закономерности распада психической деятельности в сопоставлении с имеющимися закономерностями образования и протекания психических процессов в пределах нормы, в то время как психопатология специализируется на изучении исключительно нарушенных психических функций.
Б.Д. Карвасарский утверждает, что нельзя представить себе изучение психических расстройств без какого-то обращения к установленной норме и ее учета. Данный ученый видит различие между патопсихологией в качестве раздела клинической психологии, и психопатологией в качестве исключительно медицинской науки только в том, какими именно категориями они пользуются для описания психических нарушений. Патопсихология описывает в основном психологическую сторону психических нарушений, то есть наличие изменения сознания, личности, базисных психических процессов, таких как восприятие, мышление, память, в то время как психопатология описывает психические нарушения уже медицинскими категориями, среди которых этиология, симптом, патогенез, синдром, симптомокинез (динамика появления, развития, существования, соотношения и исчезновения отдельных элементов синдрома), синдромотаксис (взаимная связь разных синдромов), а также критериями, такими как появление, прогноз и исход патологического процесса.
Определение 1Психосоматическая медицина – это отдельный раздел клинической психологии, который базируется на концептуальном подходе к здоровью и болезни человека, и рассматривает данные состояния в качестве взаимодействия психологических, биологических и социальных факторов.
Этот подход, который нашел применение в разных сферах медицины, кардинально отличается от классической биомедицинской модели заболевания как исключительно физической аномалии, которая вызывается физико-химическими факторами. Несмотря на распространенное заблуждение, психосоматическая медицина не является отдельной медицинской специальностью. Некая группа врачей и прочих ученых, напрямую относящихся к сфере здравоохранения, показала значительный интерес к исследованию биопсихосоциальных взаимодействий и, соответственно, их клинических проявлений. Считаясь в данном общем для них деле профессионалами, все они пришли из разноплановых медицинских специальностей. Большое число прочих врачей абсолютно разных специальностей в некой степени применяют в собственной деятельности психосоматический подход. Одним из основоположников психосоматической медицины можно назвать Ф. Александера, врача и психоаналитика из США (1891-1964 гг.).
Взаимосвязь клинической психологии и психофармакологии состоит в изучении психофармакологией психологических эффектов лекарств. Здесь же можно говорить и о проблеме эффекта плацебо при создании новых лекарственных соединений.
Связь клинической психологии с валеопсихологией и психогигиеной состоит в общем определении факторов, которые противостоят появлению психических и соматических расстройств, и уточнении имеющихся критериев психического здоровья человека.
Замечание 2Связь клинической психологии со специальной психологией и педагогикой прослеживается в поиске возможных путей коррекции проблемного поведения у подростков и детей, которое вызвано нарушениями психического функционирования либо аномалиями развития личности
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П.Ершова» РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Ишим 2011 Предисловие УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДЕНО На заседании кафедры психологии на заседании УМК факультета Протокол № 1от «12»сентября 2011г. Протокол № 1 от «12»сентября 2011г. Зав. кафедрой Председатель УМК С.А.Еланцева Е.В.Слизкова СОГЛАСОВАНО «13»сентября 2011г. Зав. ОИБОЛ.Б.Гудилова роспись И.О.Ф.зав. ОИБО ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ с «13» сентября 2011г. РАЗРАБОТАНА : И.Ю.Пекаревой, ассистентом кафедры психологии РЕЦЕНЗЕНТ: Бердов В.И., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Периодичность пересмотра: перед началом каждого учебного года. Содержание
Каталог: files Скачать 1,97 Mb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Связь между психологией и другими науками
РЕКЛАМА:
Прочитав эту статью, вы узнаете о связи между психологией и другими науками.
(i) Психология и физические науки:
Психология – это наука об опыте человека. Но опыт предполагает двойственность субъекта и объекта, оба из которых реальны. Психология имеет дело с психическими процессами, такими как знание, чувство и воля, и для того, чтобы адекватно объяснить их, она должна изучать природу физических стимулов по отношению к знанию и волеизъявлению.
Но между психологией и физическими науками есть разница в трактовке физических объектов. Физические науки исследуют природу физических раздражителей помимо их связи с человеком. Но психология изучает характер взаимодействия человека с физическими раздражителями.
РЕКЛАМА:
Психологическая наука не занимается природой физических раздражителей самих по себе, кроме их отношения к индивидууму. В первую очередь это связано с поведением человека и косвенно с внешними раздражителями.
Физические науки исследуют природу физических явлений, и поэтому они помогают психологии объяснить опыт и поведение человека, которые являются реакциями на физические и социальные раздражители.
(ii) Психология и биология:
Психология – это наука об опыте и поведении. Однако опыт не может быть адекватно объяснен без сопутствующих физиологических процессов. Окружающая среда воздействует на ум через органы чувств; и разум реагирует на окружающую среду через мышцы. Органы чувств и мышцы являются органами тела. Таким образом, психические процессы тесно связаны с телесными процессами.
На самом деле психические процессы рассматриваются многими психологами как функции жизни. Они являются приспособлениями для лучшей адаптации психофизического организма к окружающей среде. Многие современные психологи рассматривают психологию с биологической точки зрения.
РЕКЛАМА:
Они считают, что сознание возникает, когда врожденные реакции не в состоянии приспособить организм к окружающей среде, и что высшие психические процессы развиваются, чтобы все более и более эффективно приспосабливать организм к сложной среде.
Связь между психологической наукой и биологической наукой очень тесная. Опыт и поведение человека можно объяснить с точки зрения некоторых основных понятий биологической науки. Э. Р. Гесс показал, что между психическими и нейронными процессами в человеческой личности существует тесная корреляция.
По его мнению, вполне вероятно, что существует связь между «психическими действиями и организацией мозга».
Субъективный опыт человека тесно связан со структурой головного мозга и свойствами его структурных элементов. Существует тесная связь между организацией мозга и устройством содержания сознания. Таким образом, очевидно, что связь между психологическими и биологическими науками очень велика.
(iii) Психология и физиология:
Психология – это наука об опыте. Переживания индивидуума тесно связаны с физиологическими процессами, особенно нервной системы. Следовательно, психология изучает эти физиологические процессы, чтобы адекватно объяснить психические процессы.
Он не изучает те физиологические процессы, которые не связаны с психическими процессами, поскольку в первую очередь занимается психическими процессами и поведением.
Психологию не следует путать с физиологией. Психология имеет дело с опытом, а именно со знанием, чувством и волей. Они связаны с физиологическими процессами, которые поэтому изучает психология. Психология также имеет дело с поведением, которое является выражением опыта.
Поведение – это телесная реакция человека на физическое и социальное окружение. Следовательно, психология изучает природу различных видов поведения. Она не изучает природу всевозможных физиологических процессов. Физиология же изучает природу всевозможных физиологических процессов — функции всех органов тела.
Бихевиористы стремятся свести психологию к физиологии, которая является биологической наукой. Они отказываются от концепции ума или сознания. Психология имеет дело с поведением, являющимся реакцией всего организма на раздражитель, а не его части. Но физиология изучает реакции различных частей или органов тела.
РЕКЛАМА:
Связь между психологической наукой и физиологией настолько очевидна, что за последнюю четверть века возникла очень важная дисциплина, известная как «физиологическая психология».
Физиологическая психология развивалась большими шагами, перенимая концепции и методы из других смежных дисциплин, таких как нейроанатомия, нейрофизиология, эндокринология, фармакология, клеточная физиология и биохимия. Исследования в области физиологической психологии пролили ценный свет на природу человеческой личности и телесного поведения.
(iv) Психология и логика:
Психология шире по своему охвату, чем логика, потому что она имеет дело со всеми видами психических процессов, а именно со знанием, чувством и волей. Но Логика имеет дело только с мышлением, которое является своего рода знанием. Это не касается чувства и желания.
Но Логика не тождественна психологии мышления, потому что психология — позитивная наука, а Логика — нормативная наука. Психология говорит нам, как мы на самом деле думаем, а логика говорит нам, как мы должны думать, чтобы прийти к истине.
Есть некоторые различия между психологией и логикой. Психология занимается изучением психических процессов, например, концепций, суждений и рассуждений, в то время как логика занимается психическими продуктами, например, понятиями, суждениями и умозаключениями.
Психология имеет дело с процессом рассуждения или мысленного исследования данных, тогда как логика имеет дело с результатом мысленного исследования или поиском новых отношений между данными.
Психология имеет дело с конкретными психическими процессами, а именно с представлениями, суждениями и рассуждениями, связанными с чувством и волей, в то время как логика имеет дело с абстрактными психическими продуктами, а именно с понятиями, суждениями и умозаключениями, отделенными от чувства и воли.
Логика, как нормативная наука, основана на психологии, которая является позитивной наукой. Чтобы знать, как мы должны рассуждать, мы должны знать, как мы рассуждаем. Мы должны знать природу рассуждения, прежде чем мы сможем исследовать условия его достоверности.
Психология имеет дело с фактическим процессом рассуждения. Логика имеет дело с обоснованностью рассуждений и условиями их обоснованности. Тем не менее законы логики обусловлены законами, по которым мыслит человеческая личность. Все виды логического мышления ограничены ограничениями человеческого разума.
В последние годы связь между психологической наукой и логикой очень тесная. Многие современные психологи широко используют некоторые концепции символической логики или математической логики. На эмпирическом этапе развития психологической науки она больше занималась экспериментами.
Однако в последнее время он использует понятия и приемы символической логики для теоретической систематизации психологической науки. Далее ожидается, что с систематизацией теории психологической науки она будет более широко использовать символическую логику.
(v) Психология и философия:
Философия состоит из двух частей: эпистемологии и онтологии. Психология связана с эпистемологией. Психология исследует природу знания, чувства и воли. Он имеет дело со знанием как фактом, а также с природой и развитием знания индивидуального ума.
Он касается достоверности знаний. Психология допускает возможность познания и лишь прослеживает его рост и развитие в индивидуальной психике.
Но эпистемология исследует условия, при которых возможно знание, и имеет дело с действительностью знания.
Он пытается ответить на следующие вопросы:
(1) Возможно ли познание реальности?
(2) Представляет ли знание реальность?
(3) Каков источник истинного знания? Это опыт или разум, или и то, и другое?
(4) Каковы условия достоверности знания?
(5) Каков диапазон, степень или предел знания?
Таким образом, психология является основой эпистемологии. Он исследует природу знания как факта. Эпистемология, с другой стороны, исследует достоверность знания. Чтобы исследовать достоверность знания, мы должны знать, как мы на самом деле знаем.
Локк пытался решить проблемы эпистемологии путем психологического анализа процесса познания. Но Кант пытался решить их критическим методом, пытался выяснить априорные условия познания, являющиеся его предпосылками.
Психология связана с Онтологией или Метафизикой. Психология имеет дело со знанием как с фактом. Эпистемология исследует условия достоверности знания. Метафизика или онтология исследует конечную природу известной реальности.
Метафизика или онтология имеет дело с конечной природой личности, внешнего мира и Бога. Психология вообще не имеет отношения к Богу. Он предполагает реальность разума и внешнего мира, а также способность разума познавать мир. Метафизика доказывает реальность «я», мира и познания мира «я». Метафизика проверяет справедливость фундаментальных предположений психологии.
Психология возникла из философии, как и любая другая наука. Однако по мере развития психологии как самостоятельной науки она отделилась от философии. Недавно было обнаружено, что в психологической науке есть определенные теоретические проблемы, которые носят спекулятивный характер.
Эти спекулятивные проблемы психологической науки относятся к области философии. Философская психология занимается теми проблемами психологической науки, которые имеют философский подтекст.
(vi) Психология и социология:
Психология занимается моделью поведения человека по отношению к окружающей среде, как физической, так и социальной. Внешний мир или свет, звук, вкус, запах, тепло, холод и т. д. составляют физическую среду. Родители, родственники, друзья, враги, товарищи по играм, компаньоны и все люди, с которыми человек вступает в контакт и взаимодействует, составляют его социальную среду.
Индивидуальный разум растет и развивается благодаря взаимодействию с обществом. Он развивает свою личность посредством социального общения. Между личностью и обществом существует постоянное взаимодействие.
Социология изучает природу, происхождение и развитие общества. Он исследует нравы, обычаи и институты общества на всех его стадиях развития от дикаря до цивилизованного состояния. Следовательно, психология тесно связана с социологией.
Социология в первую очередь занимается изучением взаимоотношений между человеческими личностями в социальных группах. Он занимается изучением уз, связывающих людей в обществе. Природа межличностных отношений стала вполне понятной благодаря исследованиям в области психологии.
Таким образом, очевидно, что области психологии и социологии во многом пересекаются. Однако, несмотря на тесную связь между психологией и социологией, между ними есть определенные различия.
Психология занимается в первую очередь переживаниями и поведением человека. Социология, с другой стороны, занимается ролью, которую человек играет в обществе.
Социальная психология занимается коллективным поведением. Он исследует специфические характеристики индивидов, которые они приобретают как члены групп. Он изучает поведение толпы и толпы. Изучает психологические принципы социальной организации. Это место встречи психологии и социологии.
Психология, социология и социальная психология являются различными ветвями социальных наук. Психология и социология занимаются изучением поведения людей в социальной среде. Они изучают поведение с разных точек зрения.
(vii) Психология и образование:
Психология – это наука о поведении человека по отношению к окружающей среде. Образование — это наука о раскрытии способностей ученика и формировании его характера и поведения таким образом, чтобы он стал полезным и хорошо приспособленным членом общества.
Образование – это процесс гармоничного развития способностей человека и приспособления его к социальной среде путем изменения его поведения. Поэтому педагогическая психология применяет общие принципы психологии к практическим потребностям образования. Это дает психологическую основу для образования и делает его обоснованным.
Образование подразумевает двух агентов, а именно учителя и ученика. Учитель должен знать ум ученика. В противном случае он не сможет дать ему соответствующее образование. Существуют особые характеристики детской психики, которые различаются в зависимости от разных стадий ее развития.
Учитель должен использовать принципы психологии для развития у ребенка наблюдательности, внимания, памяти, воображения, мышления, эмоций, воли и характера.
Психология помогает педагогу, рассказывая ему о врожденной одаренности ребенка, о законах его психического развития, о влиянии среды на его психику. Она помогает педагогу, рассказывая ему, как один человек влияет на другого, как групповая жизнь влияет на человека и как корпоративная жизнь школы формирует личность ребенка.
Помогает педагогу, рассказывая ему, как строятся системы знаний, как новые знания принимаются и усваиваются в уже сформированной системе знаний.
В последние годы для стимулирования творческого поведения используются психологические техники. Джексон и Мессик утверждают, что человеческое изобретение является результатом взаимодействия между творческой личностью, продуктом его творчества и реакцией на него окружающей среды.
Психологические принципы очень успешно применяются в образовательных проектах. «Человек сам создал человеческую цивилизацию посредством своих образовательных замыслов». Таким образом, очевидно, что связь между психологией и образованием очень тесная.
Образование является нормативной наукой. Это ставит точку в образовании. Психология не может помочь науке об образовании определить ее цель. Но он может указать средства достижения цели образования. Он изучает психические процессы, например, мотивы, эмоции и чувства ребенка, подростка и взрослого.
Таким образом, я могу помочь в обучении ребенка, подростка и взрослого. Он изучает поведение индивидуума и группы. Следовательно, это может помочь науке об образовании, которая стремится стимулировать интеллектуальный рост учащегося.
Главная ››
Психология и другие науки: Взаимосвязь
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
Прочитав эту статью, вы узнаете о взаимосвязи психологии и других наук.
Психология и биологические науки:Тесная связь между психологией и биологическими науками довольно очевидна. Все поведение происходит посредством телесных процессов. Следовательно, наука о поведении естественным образом зависит от других наук, изучающих природу человеческого тела, органов тела и их функционирования.
Ощущения, восприятия и все формы поведения возникают как физические и физиологические реакции и часто достигают кульминации в мышечных действиях и секреции желез. Следовательно, психология естественным образом связана с физиологией.
РЕКЛАМА:
Мозг играет очень важную роль в координации и организации функций различных органов тела. На самом деле, это место всех сложных форм поведения. Невозможно понять и объяснить поведение без понимания строения и функционирования мозга.
Наряду с головным мозгом решающую роль в поведении играет вся нервная система. Следовательно, существует тесная связь между психологией и неврологией, нейрофизиологией, нейрохимией и другими областями знания, непосредственно связанными с изучением нервной системы, в частности мозга.
Генетика, раздел биологии, изучающий природу наследования различных качеств, также является важной дисциплиной с точки зрения психологии. Невозможно понять и изучить поведение без понимания влияния наследственности на поведение.
На протяжении многих лет генетики проводили важные исследования, раскрывая роль наследственности в определении поведения. Это было особенно верно в случае ненормального поведения, такого как невроз, умственная отсталость, психоз и т. д. Исследования роли наследственности также показали важность генов в определении уровня интеллекта.
РЕКЛАМА:
В последние годы показано, что важную роль в поведении играют химические факторы, особенно гормоны, выделяемые эндокринными железами. Эмоциональное поведение, общая реактивность, темперамент и т. д. в значительной степени зависят от гормонов желез внутренней секреции. Ввиду этого такие дисциплины, как биохимия и эндокринология, также стали важными источниками влияния на психологию.
Помимо этих специфических взаимосвязей, на психологию очень сильно повлияли общие достижения в области биологии. Выдающимся примером этого является теория органической эволюции, выдвинутая Дарвином. Читатель уже знает, как дифференциальная психология, сравнительная психология и зоопсихология стимулировались теорией органической эволюции.
Верно также и то, что работы таких людей, как Гельмгольц, Херринг, Вебер и других, повлияли на ход развития психологии, превратив ее из спекулятивной дисциплины в лабораторно-экспериментальную дисциплину.
Психология и физические науки:Физические науки, такие как физика и химия, также повлияли на развитие психологии. Фактически, ранние эксперименты в психологии во многом были смоделированы и вдохновлены экспериментами в физике. Психофизика возникла как область исследований в психологии благодаря взаимодействию между психологией и физикой.
Джон Стюарт Милль, выдающийся британский мыслитель, предположил, что психология должна быть разновидностью ментальной химии. Начиная с раннего греческого периода предпринимались попытки исследовать и установить химическую основу человеческого поведения. События в физике, такие как работа Эренфельса в области акустики, повлияли на психологию. Фактически, эта работа вдохновила одну из школ психологии, известную как гештальт-психология.
Развитие квантовой физики, теории магнитного поля и т. д. также произвело революцию в психологическом мышлении. В последнее время инженерные науки, особенно кибернетика и теория информации, также оказали влияние на психологию.
Эти разработки отвечают за развитие современных компьютеров. Сегодня психологи пытаются изучить сходство между компьютерами и человеческим поведением, особенно в таких областях, как мышление, запоминание, обучение и т. д. Таким образом, мы можем видеть очень тесную связь между психологией и физическими науками.
Психология и медицинские науки:Связь между медицинскими науками и психологией очевидна. Медицинские науки фактически являются отраслью биологических наук. Медицинские науки связаны с открытием причин дисфункции или неправильной работы системы организма. Достижения в области медицины привели к значительному объему знаний о функциях и строении головного мозга, нервной системы и желез внутренней секреции.
Все это имеет решающее значение для изучения поведения. Медицинские науки внесли большой вклад в наше понимание и лечение ненормального поведения. На самом деле, многие ведущие мыслители психологии, такие как Фрейд, Адлер, Юнг, МакДугалл, Гольдштейн и другие, изначально были медиками.
РЕКЛАМА:
Большая часть нашего понимания человеческого поведения является результатом вклада медиков, которые интересовались не только лечением физических болезней, но и психологическими отклонениями. Аномальная психология развилась в основном благодаря вкладу медицинских наук. В методологии метод истории болезни был подарком медицинских наук психологии.
Психология и социальные науки:
Социальные науки в основном связаны с взаимодействием между мужчинами. Разные социальные науки имеют дело с разными аспектами общественной жизни. Поведение в основном происходит в контексте общества и по отношению к другим людям. На поведение человека очень сильно влияют другие люди, социальные обычаи, социальные институты, культура и т. д. Ввиду этого становится очевидным значение социальных наук для психологии.
Антропология считается матерью социальных наук. Он связан с изучением культуры, обычаев, ритуалов и практик различных отдельных групп людей и пониманием различий между ними. Поскольку на поведение влияют эти различные факторы, психология должна понимать их роль во влиянии на поведение.
Некоторые антропологи, такие как Малиновский, Линтон, Бенедикт, Мид, Клакон, Рохейм, Кардинер и другие, внесли свой вклад в наше понимание различных факторов, объясняющих однородность или сходство поведения членов определенной группы, а также то, чем такие группы отличаются от друг друга. Антропологические исследования пролили свет на то, почему люди того или иного племенного сообщества или даже целых народов ведут себя именно так. Эти открытия очень обогатили психологию.
С другой стороны, психологическая теория также внесла свой вклад в наше понимание происхождения культуры, обычаев, религиозных практик и т. д. Здесь следует особо упомянуть вклад психоанализа. В этом отношении заметный вклад внесли такие психоаналитики, как Фрейд, Юнг, Крис, Сепир и другие. Таким образом, можно увидеть взаимную связь между антропологией и психологией.
На самом деле психоаналитическая антропология и психологическая антропология пытаются объяснить происхождение всех обычаев, культур и практик на основе психологических факторов. Социология — еще одна крупная социальная наука, которая в первую очередь занимается социальной организацией обществ в семейные группы, группы родства, касты, национальные группы и т. д. Социолог изучает различия в этих групповых образованиях в разных обществах, а также пытается проанализировать их роли в социальная жизнь. Излишне говорить, что эти институты влияют на поведение.
Структура семьи, касты, классовые группы и т. д. влияют на поведение человека. В этой степени психолог должен понимать роль этих факторов во влиянии на поведение. Социологические исследования внесли большой вклад в психологию.
Это особенно важно для понимания поведения групп людей и организаций, а также для понимания влияния групп, групповых стандартов, групповых ожиданий и т. д. на поведение. Социальная психология, организационная психология и групповая динамика являются ветвями психологии, очень тесно связанными с социологией.
Точно так же психолог, изучая развитие поведения, начиная с младенчества, должен анализировать роль общества и социальных обычаев в развитии социального поведения. Такие социологи, как Дюркгейм, Парсонс, Бейлз и другие, внесли большой вклад в развитие психологии.
С другой стороны, социология тоже многому научилась у психологии. Психологическая теория внесла значительный вклад в объяснение происхождения и выживания социальных обычаев и институтов. Мотивационные теории, теории обучения и теории восприятия внесли свой вклад в развитие социологии.
Точно так же социология также многое выиграла от методов исследования, разработанных психологией. Кроме того, социология также широко использовала методы измерения, такие как шкалы отношения, анализ взаимодействия и т. д., разработанные психологами.
Психология и экономика:Экономика занимается экономической организацией общества, такой как доходы, расходы, роль экономических институтов и т. д. Большая часть человеческого поведения может быть названа экономическим поведением. Экономические теории долгое время рассматривали роль психологических факторов в экономическом поведении. Таким образом, Милль и Бентам выдвинули теорию экономического утилитаризма.
Впоследствии роль психологических факторов в хозяйственной деятельности привлекла внимание мыслителей. В последние годы Маклелланд и его коллеги подчеркивали роль так называемой мотивации достижения в экономическом поведении.
С другой стороны, было обнаружено, что экономическая структура общества и экономические факторы, такие как доход, условия и т. д., влияют на поведение. Психологов интересовал анализ влияния таких экономических факторов, как доход, на развитие поведения.
Роль бедности и экономических лишений в развитии поведения широко изучалась. Психологи говорят о пресловутом «ребенке среднего класса» и характерном для него поведении, таком как амбициозность, высокая тревожность и т. д. Таким образом, психология также была тесно связана с экономикой.
Психология и политология:Политология – еще одна дисциплина, получившая широкое развитие в последнее время. Политическая наука имеет дело с политическими организациями, институтами и государственными практиками. В последние годы наблюдается очень тесное взаимодействие политической науки и психологии.
Были предприняты попытки изучить и проанализировать влияние политической системы на человеческий характер и поведение. Психологи провели обширные исследования того, что известно как «авторитаризм», и попытались объяснить это как продукт определенных типов политических систем.
Точно так же такие понятия, как макиавеллизм, автократия и т. д., которые обычно применяются политологами к большим обществам, использовались психологами при изучении малых организаций. В классическом эксперименте Курт Левин и его последователи изучали автократические группы, демократические группы и другие и сравнивали их функционирование.
Психологи также пытались изучить роль психологических факторов в лидерстве. Таким образом, жизнь нескольких политических лидеров была проанализирована с психологической точки зрения, чтобы понять их поведение и факторы, которые сделали их успешными лидерами.
Примерами таких лидеров, жизнь которых была проанализирована, являются Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг, Адольф Гитлер и другие. Также был проведен психологический анализ различных аспектов политического поведения, таких как пропаганда, поведение при голосовании, появление общественного мнения, менталитет толпы и т. д.
Психология и образование:Образование, пожалуй, одна из древнейших наук, с которой психология была тесно связана. Область образования в первую очередь связана с разработкой эффективных подходов и методов передачи знаний и навыков, которые сделали бы людей лично успешными, счастливыми и социально продуктивными.