Текст с публицистическим стилем речи: Общие дети, г. Воронеж

Содержание

Исследование в действии: Как через лексические особенности текста научить учащихся 7 «В» класса отличать публицистический стиль от других?

Библиографическое описание:

Аужанова, Г. Г. Исследование в действии: Как через лексические особенности текста научить учащихся 7 «В» класса отличать публицистический стиль от других? / Г. Г. Аужанова, К. Р. Оразалина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10.4 (114.4). — С. 7-8. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29964/ (дата обращения: 11.02.2022).



«Речь должна быть не только правильной в орфоэпическом, лексическом и грамматическом отношении, но и хорошей, стилистически целесообразной и дифференциальной». [1. стр. 3]

В начале учебного года при работе с текстом с учениками 7 «В» класса возникла проблема: они не знают стили речи. Самым трудным оказалось определение публицистического стиля. Поэтому мы решили обратить внимание на данную проблему, чтобы научить наших учеников отличать публицистический стиль от других через лексические особенности текста.

Причины обращения к данной теме:

— разные уровни владения русским языком, соответственно у некоторых учеников при работе с текстом возникают проблемы с его пониманием;

— недостаточно времени на уроке для отработки всех навыков работы с текстом разных стилей.

С чего же мы начинали свое исследование?

Для того чтобы исследование было продуктивным, мы провели анкетирование с целью выявления количества детей, затрудняющихся в определении стилей речи.

Вопросы

да

нет

Знаешь ли ты, сколько стилей есть в русском языке?

4

16

Знаешь ли ты опознавательные признаки стилей?

1

19

Сможешь ли ты привести не менее 3-х доказательств при определении стиля текста?

0

20

Сможешь ли ты составить текст или высказывание публицистического стиля?

0

20

Знаешь ли ты жанры публицистического стиля?

2

18

Из диаграммы видно, что на начало нашего исследования результаты неудовлетворительны: из 20 учеников знают стили речи 20 % (4 уч.), а 80% (14 уч.) не знают.

Следующим нашим этапом в исследовании стало изучение необходимого материала: статьи, различные методы и приемы при работе с текстом, конспекты уроков…

Далее мы из накопленного материала отбирали то, что подходило нам, адаптировали под себя, а за тем апробировали на уроках.

Итогом нашей деятельности стало следующее:

-серия последовательных уроков с использованием приемов, которые способствовали бы формированию умения у учеников находить опознавательные признаки публицистического стиля;

— сборник «Лексика публицистического стиля», в котором вместе с ребятами собрали слова, характерные для изучаемого стиля;

— приемы (карточки), адаптированные для учащихся 7 класса;

— повышение качества знаний учащихся в ходе формативного и суммативного оцениваний.

На первых уроках с учениками подробно рассматривали лексические особенности публицистического стиля.

7 класс. Раздел 5. Одежда

(Фрагмент текста)

Одежда для подростка – муки родителя

Правильный выбор детской одежды дело непростое. Однако, и без того нелегкая доля мамы значительно осложняется когда чадо вступает в подростковый возраст.

Современный тинейджер… Бывает, смотришь на такого подростка и диву даешься. Его нестандартный вид говорит сам за себя. Широкие штаны, грубые замшевые кеды, рюкзак за спиной, тату, бусы до пупка, наушники, да раскованная походка — незаменимые атрибуты молодежи, называющей себя тинейджерами.

Подростки стремительно гоняться за самой модной одеждой для того лишь, чтобы создать себе новый имидж и впечатлить своих собратьев. Подростки вступают между собой в соревнование за право произвести на окружающих впечатление первым. Подростки готовы на все, чтобы привлечь внимание остальных молодых людей в своем окружении. Таким образом, в подростковой моде уместно всё, как путь самовыражения, глобализации мысли и полной демократии…

Задания:

  1. Прочитайте заголовку статьи и спрогнозируйте её содержание.
  2. Определите тему статьи___________________________
  3. Определите стиль ____________________
  4. Выделите в тексте слова, словосочетания и фразеологизмы, характерные для данного стиля.
  5. Сделайте вывод____________________________________

Карточка «О чем говорит заголовок?»

  1. Прочитайте предложенные заголовки газет и спрогнозируйте содержание статьи.
  2. Сделайте вывод, вставляя подходящие слова.

Заголовок позволяет__________________ содержание, во многом от ______________зависит, прочтут или не прочтут заметку или статью, заинтересуются ли данной темой. Таким образом, заголовок _________________________функцию. Как рекламный ____________умещает океан информации в одну «ударную строку», так и заголовок _____________суть заметки.

Слова для вставки: заголовка, слоган, отражает, спрогнозировать,выполняет рекламную

В ходе работы над заданием можно опираться на следующую схему [2]:

Фрагмент из сборника «Лексика публицистического стиля»:

Живое чувство — это настоящее, искреннее чувство, которое сильно проявляется;

Элита – лучшие представители какой-нибудь части общества, группировки Lib;

Пирог власти – привлекательная область власти;

Итак, в результате нашего исследования мы пришли к следующему выводу:

изучение стиля через его лексическое содержание приводит к тому, что у учеников развивается стилистическая зоркость; они овладевают умением определять эмоционально — оценочную окраску слов; формируется навык построения связного высказывания, относящегося к определенному стилю, жанру, обогащается словарный запас; к тому же еще развиваются их познавательные способности.

Литература:

  1. Иконников С.Н. Стилистика в курсе русского языка (7-8 классы): Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979.- стр. 3
  2. И. Н. Добротина, Работа над публицистическим стилем, электронный ресурс, http://rus.1september.ru/article.php?ID=200601113

Основные термины

(генерируются автоматически): публицистический стиль, стиль речи, заголовок, подросток, русский язык, стиль, текст, ученик.

Нужен текст публицистического стиля(3-5 предложений) — Знания.org

Немного теории.
 Что такое публицистический стиль речи? 

В отличие от других стилей речи, публицистический стиль противоречивый и неоднозначный. Его особенностью является то, что его используют для изложения информации в том русле, который необходим для управления народом. Чаще всего его используют в СМИ, и такой стиль речи необъективен и содержит оценку автора происходящих событий. Публицистический стиль широко используется для манипулирования и внушения тех фактов, которые необходимы для более успешного управления народом.

**************Приведем несколько примеров *************

Допустим произошло некоторое событие. В деревне N  упал осколок метеорита.

1 вариант:

Невероятное событие! В глухой деревне N жители обнаружили послание от внеземной цивилизации! Ученые многих стран мира пытаются выйти на связь с инопланетными существами и наконец-то будет сделан первый шаг к сближению межгалактических планет. И как мы гордимся, что это событие произошло именно в нашей стране и именно нашим ученым первым удастся наладить внеземное общение. Новые открытия стабилизируют экономику нашей страны и укрепят ее позиции на мировом рынке.

2 вариант.

Акт беспрецедентной жестокости и бесчеловечного отношения к народу нашей страны сегодня был продемонстрирован на примере деревни N. На деревню было совершено жестокое нападение. На жителей деревни обрушился каменный дождь, полностью уничтожив жилища и урожай, над которым трудились весь год жители этой деревни. Правительство поручило провести расследование и выяснить с чей стороны было выполнено жестокое нападение. Правительство приложит все силы, чтобы защитить народ нашей страны от иноземных террористов.

3 вариант.

Сегодня в деревне N прошел каменный дождь, который нанес урон урожаю и немного повредил дома жителей этой деревни. На сегодняшний день работы по восстановлению целостности домов завершены и жители вернулись к нормальной жизни.

4 вариант.

Вы даже не можете себе представить что сегодня утром обнаружили жители деревни N, проснувшись рано утром. Вместо снега землю покрыли мелкие камушки. Теперь жители могут не асфальтировать дороги и теперь в магазинах вы не встретите в продаже тапочек. Зато открыты новые туристические туры в деревню N. Приглашаем всех насладится необычным явлением природы. 

*******************
Как мы видим одно и тоже событие может быть рассказано так, как будет выгодно СМИ.

Публицистический стиль речи 7 Класс

Как можно изучать тему «Публицистический стиль речи» в 7 классе по УМК под редакцией М.М.Разумовской.

Статья

Автор: Алексеева Елена Георгиевна, Санкт-Петербург, ГБОУ школа 489.

Тема «Публицистический стиль речи» изучается в 7 классе и завершает знакомство со стилями речи, их особенностями и сферой употребления. После завершения темы ученики должны не только уметь различать стили, но и пользоваться ими, то есть уметь писать тексты, отдавая себе отчет в том, как связана тема их высказывания с формой, с тем, как именно они пишут. Поэтому при изучении стилистики важны не только теоретические знания, но практические занятия. Изучать же стили в их практическом применении разумно по образцам, то есть в данном случае с использованием статей, заметок из прессы. Кроме того, публицистический стиль речи, используемый тогда, когда мы говорим на важные для нас и общества темы, позволяет коснуться важных, серьезных проблем современности. Например, для петербургских школьников это проблемы сохранения исторической целостности города, его современный облик, отношение к нему горожан, обилие новой застройки. Все эти вопросы вполне могут обсуждаться на уроках во время чтения и анализ статей из петербургских газет. Такое изучение темы способствует расширению знаний школьников о своем городе, формированию гражданской, то есть неравнодушной позиции, интереса к прошлому и будущему города.

К первому уроку темы дети получили домашнее задание: найти в газетах или интернете статьи, заметки, посвященные современным проблемам Петербурга. Выписать предложения, содержащие главную мысль текста, сформулировать проблему. При проверке домашнего задания выясняем, что главные проблемы города – современная застройка, движущаяся колоссальными темпами; угроза изменения исторического облика города, экология, состояние фасадов домов и грязь на улицах, в том числе – разрисованные стены домов. Спрашиваем ребят, волнуют ли их эти проблемы. Да, волнуют, но больше экология и чистота, чем застройка и проблемы сохранения исторического облика. Почему? Выясняем, что облик города для них – это именно его санитарное состояние, а не архитектура и его история. Чтобы научиться видеть свой город как произведение искусства, надо его изучать. Говорим в этой связи о важности уроков истории города и экскурсий или просто прогулок по центру города. Спрашиваем, почему их просили найти тексты именно в газетах. Вспоминаем понятие «речевая ситуация» и те стили речи, которые нам уже знакомы: художественный, деловой, научный. Можно ли прочитанные ими статьи отнести к какому-либо из названных стилей речи? Почему нет? Хотя, если быть точными, некоторые ребята нашли в газетах заметки официально-делового стиля, отмечаем их краткость, информативность, точность, отсутствие выраженного авторского мнения.

Читая материал параграфа 10 (семнадцатое издание учебника, 2013 год), знакомимся с понятием «публицистический стиль. В упражнении 188 (стр. 77) дан текст Ю.Яковлева «Что значит родину любить?». Читаем его вслух, отвечаем на вопрос задания: какую задачу ставил перед собой автор и какова основная мысль высказывания.

Примем во внимание, что слова о любви к Родине мало значат для наших детей. Простой призыв проходит мимо их слуха и души. Вчитаемся в слова Ю.Яковлева: «…жить одной жизнью… Страдать, когда Родине тяжело… Не давать в обиду пошлякам». Объясним эти слова. Спросим ребят, когда Родине бывает тяжело и что это вообще значит? Что такое пошлость? Сейчас нет войны – легко ли Родине? И что для вас – Родина? Ответят: земля, люди, город, в котором живем. Вернемся к разговору о городе: чтобы любить, надо знать, а кто любит – переживает, не безразличен к будущему этого города.

Вернемся к вопросу о стиле. Текст написан в публицистическом стиле. Найдем признаки стиля в нем. Начинается он с заголовка в форме вопроса, значит уже прямо обращен к читателю. Задача автора – воздействовать на читателя, высказывание звучит страстно, призывно. Анализируем его. Первое предложение – слова «многих из нас», т.е. общее мнение. Автор опирается на него и дает ему оценку («важные слова»). Далее автор формулирует свое понимание любви к Родине, используя ряд безличных предложений, синтаксический параллелизм. Обратим внимание на глаголы-сказуемые: жить, радоваться, страдать, беречь, не давать в обиду (использован повтор). Заканчивается текст прямым обращением к читателям-подросткам (ребята). Вот мы повторили синтаксис (обращение, виды предложений по цели высказывания, односоставные предложения, прямая речь). Связали своеобразие синтаксиса со стилем речи.

Обратимся к упражнению 189, в котором вводится понятие «гражданская позиция». Вспомним, что тема уроков обществознания в этом году – «Личность подростка». В главе 3 учебника обществознания (авторы А.И.Кравченко, Е.А.Певцова. М.,2010) параграф 18 называется «Подросток как гражданин», а в тетради к учебнику есть такое задание: «Объясните, в каком смысле слово гражданин употреблено в следующих ситуациях»,- и приводятся примеры употребления многозначного слова (еще одно повторение, тема «Лексика»). Все это еще впереди у наших семиклассников, но эти межпредметные связи всегда полезно установить, чтобы изучение жизни, мира в школе было целостным.

А сейчас подготовимся к домашнему заданию. Это упражнение 191 – текст С.Михалкова о Москве. Задания – определить стиль, выделить типовые фрагменты – мы выполняем сразу, на этом уроке. Дома нужно изучить рубрику «Возьмите на заметку» после текста упражнения (стр. 77), в которой перечислены языковые средства и приемы построения текста публицистического стиля. Проанализировать текст Михалкова, находя в нем указанные средства языка. Выписать в тетрадь примеры, подготовить устное высказывание по домашнему заданию.

Второй урок темы начнем с прослушивания домашнего задания и обсуждения выписанных примеров.

А теперь попробуем подготовиться к разговору о родном городе в публицистическом стиле. Вспомним, все начиналось с разговора о любви к Родине – это тема для заметки. Мы говорили, что ближе и понятнее всего родной город, «малая родина» — о нем говорить можно с искренним чувством, не сбиваясь на общие фразы и пошлость (вспомним слова Ю. Яковлева).

Переходим к изучению параграфа 11 «Заметка в газету». Прочитаем краткую информацию на стр. 79. Цель заметки – привлечь внимание. Вот и попробуем почитать такие заметки, проанализировать их и создать свои тексты.

На уроке используем материалы петербургских газет разных лет. Это заметка актера А.Галибина , Л.Лурье, Дм.Шериха, И.Шадхана. Тексты статей раздаем группам, предоставляя представителю группы выбрать понравившийся вариант. Статей четыре – групп шесть, кто-то получит одинаковые тексты, это даже хорошо.

Задания группам: прочитать внимательно тексты заметок, сформулировать тему и главную мысль, идею, задачу автора; назвать признаки публицистического стиля, выделить типовые фрагменты. Задания вложены в конверт в текстом. Каждому участнику группы достается свой экземпляр текста. Задания обсуждаются в группе, затем ответы каждый записывает в тетрадь. Работа продолжается 10-15 минут, затем подводим итоги. Внимательно слушаем друг друга. Статьи об отношении к городу, о любви к нему, о страхе за него, о переменах в нем к лучшему или худшему, о боли за родной город. Есть ли у авторов статей гражданская позиция? Безусловно. Какими языковыми средствами они пользовались? Какие использовали средства синтаксиса? Какие типы речи им понадобились? Последнее задание – сформулируйте кратко проблему, позицию автора, его аргументы в защиту своей позиции (не более 5 предложений). Читаем записи в тетрадях. Возможные варианты ответов.

«Лев Лурье пишет о необычайной красоте Петербурга, его декоративности. Автор отмечает, что город словно создан не для людей, а для того, чтобы представлять мощь империи. Ради удобства жителей его нужно менять, но нельзя, по мнению автора, перейта ту границу, за которой Петербург перестает быть самим собой».

«Дмитрий Шерих пишет об отношении к Петербургу. Он отмечает, что главное в этом отношении – уважение к нему, его истории, архитектуре, красоте. Автор размышляет о безответственности некоторых лиц и организаций, которые ради выгоды приносят в жертву единство исторического центра Петербурга, говорит, что мало любить этот город, нужно сохранять его ценности, чистоту, целостность».

«И.Шадхан пишет о своем восприятии Петербурга, и размышляет о его будущем. Будущее города, уверен автор, зависит от людей, от тех, кто что-то делает для города. И здесь огромную роль играет, по его мнению, воспитание, которое отличает петербуржцев от жителей других городов».

«А.Галибин пишет о своей любви к Петербургу. Автор говорит о том, что ему нравится (такой, как есть, но и перемены в нем, новые здания) и что не нравится (убожество иных новых зданий, грязь, коммунальные квартиры). Актер уверен в том, что относиться к городу нужно бережно всем – и горожанам, и властям, нужно благоустраивать его, но не уродовать бузвкусицей».

Слушаем домашнее задание.

Заметка И.Шадхана предваряется вопросом редакции: «Что вы думаете о будущем Петербурга?». Зададим этот вопрос детям. А что вы о нем думаете? Вам в нем жить. А знаете ли вы Петербург? Можете ли назвать любимые места, как авторы этих заметок? Думаете ли вы о нем вообще, о своем городе и его будущем? Есть ли у вас гражданская позиция? Опираясь на эти вопросы, записанные в тетрадь по развитию речи, приготовьте материалы да своей заметки, составьте ее план, соберите материал (вспомните самое первое задание к теме, уроки истории города, поговорите с родителями), подумайте, какие типы речи и языковые средства вам понадобятся. Начните заметку с заглавия, которое стазу привлечет внимание читателя. Работа над заметкой и будет вашим домашним заданием.

Третий урок темы «Публицистический стиль речи» — редактирование написанных сочинений. Начинаем урок с чтения работ и обсуждения. Затем класс делится на группы. В каждой группе учащиеся выбирают одну работу для общего редактирования. Результат деятельности – одно сочинение от группы. Домашнее задание – редактирование своих сочинений дома. Только после такой редакторской правки работы сдаются на проверку учителю и могут попасть в школьную газету.

Вот пример такого редактирования.

Мой Петербург – красивый и интересный

Я живу в Петербурге, и я очень люблю свой город, но о его будущем я не задумывалась.

Я думаю, в будущем наш город останется почти таким же, как сейчас. Может быть, некоторые красивые места застроят новыми домами, а может, в Петербурге начнут появляться новые красивые места и музеи. Но я думаю, что музеи, которые есть сейчас, не будут трогать, и появится больше мест, где будет много зелени.

Вот сочинение в его окончательном варианте.

Мой Петербург – красивый и интересный город

Я живу в Петербурге и очень люблю свой город. Но о его будущем, пока мне не задали этого вопроса, не задумывалась.

Думаю, мой город останется почти таким, каков он сейчас. Конечно, может произойти ужасное – в центре и зеленых зонах начнут строить современные стеклянные дома. Давайте не будем разрушать то, что уже есть в нашем прекрасном городе! Пусть новое появляется вокруг него! Пусть в городе все останется как сейчас, но станет больше зелени, садов, красивых дворов!

К сожалению, я знаю свой город не очень хорошо – он так огромен, а живу я не в центре. Но я люблю рассматривать фотографии города, люблю выезжать в центр, чтобы просто гулять там. Мое любимое место – Летний сад, там можно гулять бесконечно. Зелень и фонтаны – его украшение. Ходишь по дорожкам и видишь только зелень, белые статуи и чистую прозрачную воду! Я очень люблю воду и могу смотреть на струи фонтанов сколько угодно. Да и вообще, вода – одно из главных украшений нашего города, который так привольно раскинулся на островах.

Что в городе самое главное? Думаю, все сразу: архитектура, люди, чистота во всем – в воздухе, на улицах, в мыслях горожан. И зависит все это от нас с вами. Если люди перестанут мусорить, будет чисто. Если люди будут трудолюбивы и талантливы – будет много новых красивых зданий.

Вот такой мой Петербург – красивый и интересный!

Мария А.

Конечно, и этот текст можно продолжить редактировать и дополнять.

И ученики, закончив разговор о публицистическом стиле на уроках развития речи, продолжат совершенствовать свое умение выражать волнующие их мысли в текстах разных жанров.

Думаю, воспользоваться материалом учебника и местных газет для разговора о родном городе может не только петербургский учитель. Все мы, независимо от новых стандартов и использованных на уроке технологий, умеем говорить с учениками о главном. Не так ли, коллеги?

Приложение.

Л.Лурье. У рубежа. АиФ, май 2006.

И.Шадхан. В нашем городе удивительно хорошо вдыхается. «Вечерний Петербург», 7 октября 2004.

Д.Шерих. Ангел с одним крылом. «Санкт-Петербургские ведомости», 27 мая 2006.

А.Галибин. «Невское время», 21 марта 2006.

Убрать повторы и уточнить слова о будущем(не задумывалась, почему пишешь)

Я живу в Петербурге и очень люблю свой город, но до сих пор о его будущем не задумывалась.

Убрать противоречия, уточнить понятие «красивые места», убрать повторы. Добавить предложения разные по цели высказывания, оценочную и эмоциональную лексику.

Я думаю, в будущем наш город останется почти таким же, каков он сейчас. Хотя , возможно, произойдет ужасное: некоторые красивые места в центре и некоторые зеленые парки и сады застроят новыми домами. Давайте не будем разрушать то, что уже есть! Пусть новые дома появляются вокруг города, а в самом городе станет как можно больше парков, садов, зеленых дворов!

Глава 1. Информационный текст как жанр газетно-публицистического стиля. Информационный текст как жанр газетно-публицистического стиля

Похожие главы из других работ:

Анализ особенностей употребления лексических и стилистических средств в политическом портрете

1.2 Особенности газетно-публицистического подстиля

На основе анализа известных работ по стилистике современного английского языка, в своей работе мы бы хотели подробно остановиться на одном из подстилей публицистического стиля — газетно-публицистическом (Newspaper style). В книге И.Р…

Анализ стилистических особенностей газетно-журнальных статей

Глава 1. Лексико-стилистические особенности газетно-публицистического стиля

1.1 Лексические особенности публицистического стиля В системе стилей литературного языка публицистический стиль занимает особенное место. Его специфика заключается в смешении нескольких функциональных разновидностей речи: художественный…

Задачи и функции артикля в газетно-публицистическом стиле

2. Реализация газетно-публицистического стиля

Задачи и функции артикля в газетно-публицистическом стиле

2.2 Характеристика газетно-публицистического стиля

Газетно-публицистический стиль функционирует в общественно-политической (сфере и используется в ораторских выступлениях, в различных газетных жанрах (например, передовая статья, репортаж и др.)…

Информационный текст как жанр газетно-публицистического стиля

1.1 Система жанров газетно-публицистического стиля

Жанры публицистического стиля — это определённые «относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы» произведений, которые функционируют в средствах массовой информации…

Информационный текст как жанр газетно-публицистического стиля

1.3 Функции и особенности газетно-публицистического стиля

Газетно-публицистический стиль сочетает в себе две основные функции — это информативная (сообщение новостей) и воздействующая функция (агитация, пропаганда) [9]…

Лексические нормы публицистических текстов

1.1 Лексические особенности публицистического стиля

Публицистический стиль обслуживает широкую сферу общественных отношений: политика, культура, спорт и т.д. (В ряде пособий, например, в учебнике «Стилистика и литературное редактирование» под ред. проф. В.И…

Лексические нормы публицистических текстов

1.2 Стилистические особенности публицистического стиля

Стилевые черты публицистического стиля определяются в соответствии с основным конструктивным принципом организации языковых средств, который В.Г. Костомаров определяет как чередование экспрессии и стандарта…

Лексические особенности испаноязычной прессы

2.2 Лексическая система современного газетно-публицистического стиля

Изучением стилей языка занимается такая дисциплина, как функциональная стилистика. Она изучает разновидности литературного языка, принципы и условия их формирования, внутреннюю организацию языковых единиц…

Научный и публицистический стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи

5. ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ

Частной особенностью публицистического стиля является употребление не считаемых существительных в форме множественного числа разговоры, свободы, настроения, круги, поиски и др…

Основные функциональные стили в системе языковых средств

5. Основные особенности публицистического стиля

Публицистический стиль присущ периодической печати, общественно-политической литературе, политическим, судебным выступлениям и т.д. Он используется, как правило, для освещения и обсуждения актуальных проблем и явлений текущей жизни общества…

Особенности перевода фразеологических единиц в текстах французских СМИ

1.2 Особенности газетно-публицистического стиля

Важной особенностью текстов периодической печати является сочетание в них элементов сообщения и воздействия. Хотя главной функцией СМИ принято считать передачу информации, эта передача всегда преследует определённые цели…

Публицистический стиль в русском языке

Особенности публицистического стиля

Публицистический стиль (общественно-публицистический, политико-идеологический) выделяется исследователями как один из основных стилей русского литературного языка. Однако проблемы, связанные с описанием публицистического стиля…

Специфика критической статьи как жанра публицистики (лексический аспект)

1. Особенности публицистического стиля

Специфика перевода газетно-публицистических клише на примере прессы

1.1 Роль и место газетно-публицистического стиля речи в функциональной дифференциации языка

Исследование текстов массовой информации вообще и англоязычных медиа текстов в частности имеет давнюю традицию. Проблемами функционирования языка в сфере массовой коммуникации занимались такие известные ученые, как Д.Н.Шмелев, В.Г.Костомаров…

Публицистический стиль речи. – УчМет

Автор: Евдокимова Алена Александровна

Учитель русского языка и литературы

Место проживания: ЯНАО Приуральский р-он С.Белоярск

Учебное заведение: МОУ Школа с.Белоярск

Дисциплина: Русский язык

Учебник: Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. – 3-е изд. – М.:Просвещение, 2016.

Тема: «Публицистический стиль речи».

Класс: 11

Продолжительность урока: 40 мин.

Использование информационных технологий: интерактивная доска, проектор.

Тема: «Публицистический стиль речи»

Тип урока: урок использования приемов исследовательской деятельности учащихся по теме: «Публицистический стиль, стилевые и языковые особенности, жанры». 

Цели как деятельность учеников:

метапредметные познавательные, соотносимые с развивающими познавательными УУД:

преобразовывание информации из одной формы в другую (в схему, таблицу, ключевые слова).

линии развития: знания о языке как основа речевой деятельности, овладение средствами художественной выразительности:

умение различать стили речи, определять жанры публицистического стиля, уметь проводить лингвостилистический анализ текста, находить в текстах средства художественной выразительности, присущие публицистическому стилю, умение работать со словарями;

линии развития: умения разных видов устной и письменной речи: развитие умения анализировать тексты, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы, анализировать свою деятельность; развивать творческие способности и исследовательскую деятельность учащихся.

Задачи

1.Осознать значимость изучаемого материала, уметь выделять главное в познавательном объекте.

2.Осознать ценность совместной деятельности.

3.Развивать монологическую речь.

4. Совершенствовать навыки анализа текста публицистического стиля;

5. Подготовиться к созданию собственного текста публицистического стиля.

6.Осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности, умение делать вывод из собственного высказывания.

7.Стимулировать творческую деятельность в изучении стилей речи.

Формируемые УУД

Личностные:

учебно — познавательная мотивация, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. 

Регулятивные:

волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, планирование учебного сотрудничества.

Познавательные:

анализ, сравнение, обобщение, аналогия, структуирование знаний, умение делать вывод, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 Коммуникативные:

достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Основные понятия

Публицистический стиль, средства художественной выразительности, жанры публицистического стиля, лингвостилистический анализ текста.

Ресурсы

Доска, мультимедиа система.

Организация пространства

Индивидуальная и групповая работа, фронтальная и самостоятельная работа.

Ход урока

  1. Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть!

Прежде чем мы запишем тему урока, я хотела бы услышать ответ на вопрос: какие стили речи вы знаете? (Художественный, публицистический, научный, разговорный, официально-деловой) Слайд № 2 Соотнесите особенности стиля с его названием Слайд № 3

-Соотнесите название стиля с его назначением

Слайд № 4 -На какие две группы можно разделить эти стили? (книжные и разговорный)

Работа с текстами

Перед вами несколько текстов определите, пожалуйста, к каким стилям они относятся. Ответ обоснуйте.

  1. Среди феноменологических моделей наибольшее распространение получили модели основанные на лучевых представлениях полей рассеяния и модели базирующиеся на принципе Гюйгенса-Френеля, согласно которому каждая точка волнового фронта рассеянного поля рассматривается как источник вторичных волн. К этому типу моделей относится модель локальных источников рассеяния.

(научный) (используется научная лексика)

2) Сидорович плохо спал ночью, то и дело, просыпаясь под раскаты грома и сверкание молний. Это была одна из тех ужасных ночей, когда хочется закутаться под одеяло, высунув нос для притока воздуха, и представлять что ты в шалаше в дикой степи за сотни километров до ближайшего города. Вдруг откуда ни возьмись Сидоровичу по уху проехалась ладонь спавшей рядом жены:

– Спи уже, путешественник, – простонала она, сонно причмокивая языком.

Сидорович обиженно отвернулся, надувшись. Он думал о Тайге…

(художественный) (Описывается эмоциональное состояние героя)

3) Я, Иванов Иван Иванович, выражаю свои искреннюю благодарность сотрудникам компании ООО «Пример», в частности, Сидорову С.С. и Пупкову В.В. за высокий уровень качества обслуживания и оперативное урегулирование всех спорных моментов прямо на месте и прошу поощрить их в соответствием с условиями коллективного договора ООО «Пример».

(оф-дел) (использование речевых клише выражаю благодарность..)

4) Ёо, чувак! Если ты читаешь этот текст, то врубаешься в тему. Энергия, драйв и скорость – вот что определяет мою жизнь. Я люблю экстрим, люблю острые ощущения, люблю, когда адреналин зашкаливает и сносит башку. Я без этого не могу, чувак, и знаю, что ты меня понимаешь. Мне глубоко по-барабану: скейтборд или паркур, ролики или байк, до тех пор, пока мне есть чему бросить вызов. И это круто!

(Разговорный) (использование молодежного сленга)

— Текст какого стиля у вас не представлен? (Публицистический)

-Тема урока?…. (Публицистический стиль)

-Какие цели мы поставим перед собой?

1. Узнать особенности ПСР, сферы его употребления.

2. Научиться отличать ПСР от других стилей.

-Что нам известно о публицистическом стиле речи?

Работа с учебником

  1. Откройте учебник на стр.126. Познакомьтесь с теоретическим материалом по данной теме. Заполните таблицу . Приложение 1.

  2. Самопроверка и обсуждение. Слайд № 4

Ораторская речь – разновидность устной формы литературного языка, которая находит выражение в различных типах публичных выступлений.

Фельето́н (фр. feuilleton, от feuille — «лист», «листок») — короткая сатирическая заметка, очерк, статья

Сходство с другими стилями

  • один из самых развивающихся и «подвижных»: он активно заимствует черты других стилей, в том числе лексику (научные термины, клише официально-делового стиля), добавляя выразительность и эмоциональность художественного стиля для лучшего восприятия и воздействия.

Работа с упр.172 стр.129

    • Определите стиль. (публицистический)

    • Какие признаки указывают на то, что это ПСР?

— Какую проблему затрагивает писатель Юрий Бондарев? (Ценность человеческой жизни)

В начале урока мы поставили цели, удалось ли нам их достичь?

Рефлексия.

Домашнее задание: Найти информацию об экспрессивно-воздействующих средствах публицистического стиля , оформить материал в виде таблицы, презентаци.

Источники: licey.net›Библиотека›…_publicisticheskii_stil…

Приложение № 1.

Публицистический стиль речи

Однокоренные слова

Публицистический-

Синонимы

Публицистический-

Цель

Сфера использования

Жанры

Характерные особенности

Сходство с другими стилями

Важнейшее требование

Урок. «Развитие речи. Публицистический стиль»

Про матеріал

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 6 КЛАССЕ

ТЕМА. Публицистический стиль: стилевые черты, жанры, сфера употребления.

ЦЕЛИ: дать представление о публицистическом стиле, его особенностях, жанрах, сфере

употребления;

формировать умение «узнавать» тексты публицистического стиля;

научить работать с текстами публицистического стиля; выделять авторскую

проблему текста.

развивать навыки грамотной речи при устном ответе;

воспитывать нравственные качества учащихся, необходимые для

социально-культурного развития;

интерес и бережное отношение к литературному языку.

ХОД УРОКА

1. Начало урока. Настрой на работу.

— Добрый день! Сегодня у нас необычный урок. Мы не только узнаем что-то новое, но и попробуем свои силы в профессии журналиста, репортера. Может, кто-нибудь из вас проникнется этой профессией и в будущем сделает ее частью своей жизни.

Не будем терять времени даром! Подготовим материал для спец-выпуска газеты. Он будет посвящен волне дня: ДРУЖБЕ. Мне вы передали от Татьяны Ивановны сообщение, что старый друг лучше новых двух. Посмотрим, проверим, убедимся.

(СЛАЙД — 1) 2. Сообщение темы и целей урока

Для начала запишем число, классная работа, урок развития речи. Тема: «Публицистический стиль: стилевые черты, жанры, сфера употребления».

Мы с вами предварительно определили редакторов рубрик: «Интервью дня», «А у нас это так..», «Культура», «Легендарные истории», «Реклама для жизни». Ребята получили задание, результаты продемонстрируют в течение урока. Ваша же основная задача – слушать, думать, участвовать. У вас на партах лежат карточки разных цветов. Они будут служить идентификатором готовности отвечать.

Надеюсь, настроение у вас у всех хорошее и вы готовы к работе.

В начале урока в качестве разминки поговорим о признаках и особенностях текста.

Давайте с вами вспомним, что такое текст, какие типы речи и стили речи бывают?

Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Основные средства связи грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация и др.

Что такое тема, основная мысль и идея текста?

Тема — это то, о чем или о ком в тексте говорится.

Основная мысль (идея) текста передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого, то есть то, к чему он призывает, чему учит, ради чего написан.

Что может быть отражено в заглавии текста?

И тема текста, и его основная мысль

Назовите, какие типы речи вы знаете.

Повествование, описание, рассуждение.

Чем различаются типы речи?

Какие стили речи вы знаете?

Разговорный, книжные: научный, художественный, официально-деловой, публицистический

(СЛАЙД – 2) Проверим наши ответы.

Итак, мы продолжаем с вами говорить о стилях речи. Сегодня мы познакомимся еще с одним стилем – публицистическим – и должны выявить его стилевые черты и языковые особенности.

3. Новая тема

— На стр. 238 учебника прочитаем материал.

(СЛАЙД – 3) речевая ситуация.

— Давайте теперь определим стиль речи в зависимости от этой самой речевой ситуации.

(СЛАЙД – 4)

Прочитайте внимательно стихотворение, правильно расставив стили речи. Кто будет готов сделать это вслух, дайте знать при помощи карточки. Запишите, пожалуйста в тетради строки, касающиеся публицистического стиля.

— Что же это за стиль такой? Открывайте учебник на стр.239. Заполните две первые колонки таблицы, которая находится перед вами (определение, сфера употребления).

Название стиля происходит от какого слова?

Произошло от латинского слова общественный.

Где используется публицистический стиль?

В газетных и журнальных статьях, в устных выступлениях по радио, телевидению. На собраниях, митингах…

– Таким образом, публицистический стиль используется для обращения к массе людей, к народу.

(СЛАЙД — 5) 4. Словарно-орфографическая работа

Начнем со словарно-орфографической работы: публицистический, публика, публичный, публицист, опубликовать.

Какой общий корень имеют слова?

Какое явление вы увидели в этом корне?

Чередование согласной (ц//к//ч)

Публичный – осуществляемый в присутствии публики (публичное выступление)

Публицист – автор публицистических произведений

Опубликовать – что-то объявлять, предавать гласности в печатном органе

5. Выступление редакторов

Пронаблюдаем на конкретных примерах, подготовленных нашими редакторами, функции и характерные черты публицистического стиля. Заполним оставшиеся графы таблички у вас на партах.

Публицистический стиль

Определение

Сфера употребления

Функции

Стилевые черты

Жанры

(СЛАЙД – 6)

Какие функции характерны для всех текстов? (Воздействие на читателя и

слушателя. Сообщение информации)

(СЛАЙД _ 7) Стилевые черты:

Чтобы оказать воздействие на читателя или слушателя, каким должен быть текст

публицистического стиля? Присущи ли языку публицистов эмоциональность, страстность?

К чему призывают авторы текстов?

Призывность отличительная черта публицистического стиля.

Актуальна ли проблема, поднятая в тексте?

– Задача публицистики – сформировать определенное отношением многих людей к значимым проблемам: общественным, политическим, экономическим, философским, бытовым, моральным.

– Автор публицистического текста хочет быть понятым своими читателями, хочет вызвать интерес у слушателя. Поэтому характерная черта текстов изучаемого стиля доходчивость.

– Публицистике свойствен непосредственный контакт с аудиторией.

(СЛАЙД – 8) Основные стилевые черты и языковые особенности наиболее конкретно выражаются в разных жанрах, свойственных публицистическому стилю.

– Запишем их и дадим толкование:

Заметка – краткое сообщение в печати.

Статья – научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.

Очерк – небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).

Репортаж – сообщение о местных событиях, событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио и телевидению).

Интервью – предназначенная для печати (или передачи по радио и телевидению) беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо лицом.

Отзыв – отклик, мнение о ком-чем-нибудь, оценка кого-чего-нибудь в печати или в устной форме.

7. Рефлексия. Практическая работа (работа в группах)

Написание заметки.

(СЛАЙД – 9)

Мне хочется получить обратную связь от вас. Я попрошу подвести итог нашему уроку в виде заметки. Попрошу группы поработать сообща и составить заметку по схеме на экране. Кто первый справится, дайте знать, подняв карточку.

8. Итог урока.

Вы сегодня молодцы, потрудились на славу! Вы со всеми заданиями справились! А все почему? Потому, что с вами рядом были одноклассники, вам помогали ваши друзья. Так что сегодня 6-Б доказал, что «Старый друг лучше новых двух»

На следующем уроке я вам предлагаю поразмышлять о том, что «Дружба – как стекло: разобьешь – не соберешь»

3. Оценки за урок.

9. Домашнее задание.

1) В газетах и журналах найти статью о дружбе.

2) Написать небольшой репортаж о сегодняшнем дне волновых уроков.

Связь функции и текста — Аризонский университет

TY — JOUR

T1 — Репортаж в журналистском дискурсе

T2 — Связь функции и текста

AU — Waugh, Linda R

PY — 1995

3 Y1 — 1995

N2 — Многие лингвисты согласны с тем, что мы должны изучать все языковые категории в реальном дискурсивном употреблении. Но то, что не получило должного теоретического внимания и что здесь будет рассмотрено, — это тот факт, что общие дискурсивные типы (жанры) задают рамку, которая определяет функциональную природу категорий, используемых в этой рамке.Это будет проиллюстрировано репортажной речью в журналистском дискурсе (на примере французской газеты Le Monde). В новостных репортажах сообщаемая речь функционирует иначе, чем, например, в вымышленном повествовании и разговоре. Это связано с тем, что новостные репортажи сосредоточены на передаче информации и касаются вопросов референциальности, правды, надежности и подотчетности, ни один из которых не является главной заботой художественной литературы и разговоров. Функциональная природа всех лингвистических категорий, используемых в журналистских статьях, в том числе репортажной речи, искажается таким особым вниманием к реальному миру вне текста.В частности, журналистское использование сообщаемой речи основано, как и везде, на отношении между сообщаемым речевым событием и сообщаемым речевым событием, но, кроме того, в отличие от других употреблений сообщаемой речи, оно утверждает, что оно представляет собой реально существующее, исходное текст вне цитируемого текста. Основное разделение сообщаемой речи в журналистике, как и везде, состоит в прямой и косвенной речи. По соглашению прямая речь интерпретируется читателем как аутентичное, точное дословное воспроизведение того, что было сказано изначально, тогда как косвенная речь интерпретируется как парафраз.Это деление категорично в орфографии и прототипично в своих грамматико-синтаксически-дискурсивных коррелятах (в отношении поведения дейктических терминов и синтаксической природы сообщаемого речевого предложения). Третий обычно обсуждаемый тип сообщаемой речи, свободный косвенный стиль, является прикрытием для многих различных типов сообщаемой речи, лишь некоторые из которых встречаются в журналистике. С семантико-прагматической точки зрения прямая речь образна иконична, изоморфна и репликативна по отношению к исходному высказыванию, тогда как случаи косвенной речи неопределенны в отношении того, сколько было сделано перефразирования, сокращения и вывода.Мы можем заключить, что общая функциональная природа типа дискурса, в котором встречаются языковые категории, влияет на функциональную природу этих категорий.

AB — Многие лингвисты согласны с тем, что мы должны изучать все лингвистические категории в реальном дискурсивном употреблении. Но то, что не получило должного теоретического внимания и что здесь будет рассмотрено, — это тот факт, что общие дискурсивные типы (жанры) задают рамку, которая определяет функциональную природу категорий, используемых в этой рамке.Это будет проиллюстрировано репортажной речью в журналистском дискурсе (на примере французской газеты Le Monde). В новостных репортажах сообщаемая речь функционирует иначе, чем, например, в вымышленном повествовании и разговоре. Это связано с тем, что новостные репортажи сосредоточены на передаче информации и касаются вопросов референциальности, правды, надежности и подотчетности, ни один из которых не является главной заботой художественной литературы и разговоров. Функциональная природа всех лингвистических категорий, используемых в журналистских статьях, в том числе репортажной речи, искажается таким особым вниманием к реальному миру вне текста.В частности, журналистское использование сообщаемой речи основано, как и везде, на отношении между сообщаемым речевым событием и сообщаемым речевым событием, но, кроме того, в отличие от других употреблений сообщаемой речи, оно утверждает, что оно представляет собой реально существующее, исходное текст вне цитируемого текста. Основное разделение сообщаемой речи в журналистике, как и везде, состоит в прямой и косвенной речи. По соглашению прямая речь интерпретируется читателем как аутентичное, точное дословное воспроизведение того, что было сказано изначально, тогда как косвенная речь интерпретируется как парафраз.Это деление категорично в орфографии и прототипично в своих грамматико-синтаксически-дискурсивных коррелятах (в отношении поведения дейктических терминов и синтаксической природы сообщаемого речевого предложения). Третий обычно обсуждаемый тип сообщаемой речи, свободный косвенный стиль, является прикрытием для многих различных типов сообщаемой речи, лишь некоторые из которых встречаются в журналистике. С семантико-прагматической точки зрения прямая речь образна иконична, изоморфна и репликативна по отношению к исходному высказыванию, тогда как случаи косвенной речи неопределенны в отношении того, сколько было сделано перефразирования, сокращения и вывода.Мы можем заключить, что общая функциональная природа типа дискурса, в котором встречаются языковые категории, влияет на функциональную природу этих категорий.

KW — прямая речь

KW — свободная косвенная речь

KW — жанр

KW — косвенная речь

KW — журналистский дискурс

KW — отчетная речь

UR — http://www.scopus.com inward/record.url?scp=84937294691&partnerID=8YFLogxK

UR — http://www.SCOPUS.com/inward/cityby.url?scp=84937294691&partnerid=8yflogxk

U2 — 10.1515 / Text.1.1995.15.1.129

do — 10.1515 / Text.1.1995.15.1.129

м3 — Статья

AN — Scopus: 84937294691

VL — 15

SP — 129

SP — 129

EP — 173

Jo — Text и Talk

JF — Текст и Talk

SN — 1860-7330

IS — 1

ER —

Особенности и интерпретация его сосуществования с другими языками Симоны Фер :: SSRN

7 страниц Опубликовано: 3 марта 2018 г. Последняя редакция: 23 июня 2020 г.

Просмотреть все статьи Симоны Фер