Урок развития речи в 8-м классе «Публицистический стиль речи: особенности, жанры, сфера употребления»
Цели урока:
- закрепить представления о жанре, задачах речи, типе речи;
- систематизировать изученное;
- формировать навыки работы с текстами публицистического стиля.
Тип урока: урок закрепления и комплексного применения знаний.
Оборудование: тексты, мультимедиа.
I. Ход урока
1. Речевая разминка:
1). Прочитайте текст про себя:
Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь!
Паче же всего гордости не имейте в сердце и уме, но скажем, смертные умы, сегодня живы, а завтра в гробу… Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев… В дому своем — не ленитесь, но за всем сами наблюдайте…
(Из “Поучения” Владимира Мономаха)
2).
Князь Владимир Мономах.
3). В какой форме написано послание князя?
Поучение
4). Как называется произведение?
“Поучение”
5). Какова цель высказывания древнерусского князя? Как она влияет на интонацию?
— Князь обращается к детям и другим людям с призывом, наказом. Цель — подействовать на души людские, пробудить в них определенные чувства: доброту, справедливость…
6). Найдите в тексте глаголы повелительного наклонения.
Глаголы: не посмейтесь, не имейте, чтите, не ленитесь, наблюдайте.
7). Дает ли право употребление в тексте глаголов повелительного наклонения читать тоном приказа?
— Нет, конечно же, потому что это поучение, и глаголы дают возможность почувствовать яркость языка.
8). Прочитайте данный текст вслух, соблюдая правильную интонацию.
(1 ученик)
Задание всем: Прослушайте текст и охарактеризуйте чтение автором согласно памятке № 1..(Приложение 1)
(Ученики дают оценку чтению автором).
Обобщение: Дело в том, что ни о каких стилях речи князь Мономах не знал, но, тем не менее, его “Поучение” выдержано в определённом стиле. Каком? (публицистическом). Над этой проблемой мы будем работать в течение сегодняшнего урока.
II. Работа по теме урока.
2.Лингвистический диктант.
Задание: по лексическому значению определите слово и запишите его.
- Предназначенная для печати (или передачи по
радио, телевидению) беседа с каким-нибудь лицом. (Интервью
- Совокупность литературных произведений в области какого-нибудь вида искусства, характеризующихся определенными сюжетными и стилистическими признаками. (Жанр)
- Литература, посвященная актуальным проблемам в жизни общества. (Публицистика)
- Газетная или журнальная статья на злободневную тему, в которой используются сатирические или юмористические приемы изложения. (Фельетон)
- Вопрос, не требующий ответа. (Риторический вопрос)
- Запись событий в хронологическом порядке. (Хроника)
- Сообщение о событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио, телевидению). (Репортаж)
(Проверка выполненной работы)
- Каким словосочетанием можно объединить слова данной тематической группы? Публицистический стиль
- Дайте определение публицистического стиля. Публицистический стиль- это сложное речевое единство, в нем органически сливаются черты делового, художественного и разговорного стилей.
- Необходимо вспомнить особенности этих стилей и разграничить их с публицистическим.
Используя таблицу № 1, заполните соответствующие колонки: “название стиля” по имеющимся признакам или жанрам.(Приложение 2)
Р — разговорный стиль;
Х — художественный стиль;
Н — научный стиль;
П — публицистический стиль;
О-Д — официально-деловой стиль.
(При проверке обращаем внимание на признаки, жанры, особенности публицистического стиля).
Вспомнив особенности публицистического стиля, определите речевую ситуацию и задачу речи.
Исследуем эту проблему на конкретном тексте, отрывке из книги Дмитрия Сергеевича Лихачева “Земля родная”, обратив внимание на стилевые черты, синтаксические и лексические средства.
Текст №1.(Приложение 3)
Но сначала несколько слов об авторе.
Мы начали урок с “Поучения”. Давно оно было написано. Много веков прошло. Слова же сейчас звучат уместно. Вот она мудрость веков! Мудрость наших предков! Она питала, учила многие и многие поколения. Она – тот источник, который питал и питает нашу российскую словесность. И яркое свидетельство тому слова Д. С. Лихачёва, идущие от самого сердца: “Я люблю, люблю Древнюю Русь, и не только люблю, изучаю историю, литературу, язык. Многое открыл, сделал опыт предков достоянием русского народа, учил и учу своих “соотечественников любить свою землю, свой язык”.
Именно поэтому Д. С. Лихачёв много писал.
- Прочитайте текст “Учитесь говорить и писать” Д.Лихачёва.
- Какие функции публицистического стиля характерны для данного текста?Воздействие на читателя и слушателя, сообщение и информация
- Чтобы оказать воздействие на читателя или слушателя, данный текст должен обладать определёнными стилевыми чертами, лексическими и синтаксическими средствами. Какими? Используя таблицу 1, расскажите об этом.
(Класс разделён на 3 группы, каждой из которых дано следующее задание).
I группа – работа с текстом по определению стилевых черт
II группа — работа с текстом по определению лексических средств
III группа — работа с текстом по определению синтаксических средств
(группа № 1).
Стилевые черты.
- Эмоциональность (страстность).
Выражена в чувствах автора и роднит его с
художественным стилем.
Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает!
Но как научиться писать? - Призывность. К чему же призывает автор текста? Постоянно учиться говорить и писать. Призывность – отличительная черта стиля.
- Актуальность. Актуальна ли проблема, поднятая Д. С. Лихачевым? Да. Сейчас многие считают эти умения никому не нужными, а под интеллигентностью понимают только наличие высшего образования. Задача публицистики – сформировать определенное отношение к значимым проблемам в любой области.
- Логика. Мы знаем, что интерес к общему,
роднит публицистику с научным стилем, ведь текст
строится как научное рассуждение:
Проблема общественная ->анализ -> оценка -> пути решения -> выводы -> обобщение.
Учиться говорить и писать нужно всё время. Язык – самое выразительное, чем обладает человек. - Первейший способ – второе правило.
- Общенаучная терминология. Сознательная жизнь, умственное развитие, понятия.
- Доходчивость. Автор хочет быть понятым
своими читателями, хочет вызвать интерес у
слушателя.
Чтобы научиться ездить на велосипеде…
(группа № 2)
Лексические языковые средства.
1. Каким образом завершается текст и с какой целью это делает автор?
(“Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде” – цитата, пословица, афоризм?)
- Антонимы: говорить – “плеваться словами”
- Нейтральная лексика: сильнее всех
- Жаргонные выражения: трус и робок
- Слова книжной и разговорной речи: обладает, моральный облик, жаргонные выражения, публично выступать, плюется словами
- Слова и выражения, использованные в переносном значении: … плюется словами…
2. С каким стилем речи они сближают наш текст? (С художественным). Подтвердите.
— Использование сущ. Р.п. в роли несогласованных определений (ценность народа, жизнь человека).
— Глаголы повелительного наклонения: надо следить, учиться говорить и писать, хотите быть, говорите правильно, следите, постарайтесь, надо писать, надо ездить, обращайте
— Возвратные глаголы: прислушаться, приходимся, постарайтесь, научиться.
(группа № 3)
Синтаксические средства.
Какие же синтаксические средства языка, позволяющие усилить воздействие на читателей и слушателей, характерны для публицистической речи?
- Наличие восклицательного и вопросительного
предложений, многоточие оживляют речь, придают
тексту выразительность.
Думает! Но как научиться писать? …как он говорит… - Наличие побудительных предложений. …
Важнейший способ узнать человека – прислушаться к тому…; Если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным… то обращайте внимание… говорите правильно, точно и экономно. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна мысль… - Наличие однородных членов предложения:
Учиться говорить и писать
он пишет, говорит, думает
умственное развитие, моральный облик, характер
выше, сильнее, умнее
трус и робок; говорите правильно и экономно
на собраниях, заседаниях, в обществе - Рубленая проза (короткие предложения). Из них
складывается картина.
Думает! Говорите правильно и экономно.
Это важно, чтобы все поняли.
Второе правило. Но как научиться писать? - Присоединительные конструкции.
не говорит, плюет
не обычное, а жаргонное - Нет причастных и деепричастных оборотов, обращений
- Есть вводные словосочетания: прежде всего; одним словом
По окончании работы представители от групп готовят сообщение об итогах наработанного.
Назовите сферу употребления публицистического стиля (устная и письменная речь).
В устной – выступления на митингах, собраниях, съездах, в передачах по радио, телевидению.
В письменной – статьи в газетах, журналах, очерки.
III. Творческая работа.
Давайте представим, что в настоящий момент наша классная комната – это редакция, а вы – коллектив редакции школьной газеты, а группы, на которые вы распределены – редакционные отделы.
Проведём деловую игру “Мы делаем газету “Наша, 51”.
1. Создание ученической редакции
Редакционные отделы:
- молодёжная мода;
- школа и город;
- мой выбор.
Каждый группа учеников готовит концепцию своего отдела: направление, содержание.
2. Редакционный совет
На заседании редакционного совета обсуждаются темы будущего номера газеты.
Повестка дня:
- Что на интересует, чем мы живём:
- Что беспокоит?
- Предлагаемые для обсуждения вопросы:
3. Работа по группам над текстами статей для ближайшего номера газеты (по обсужденным проблемам):
- репортаж
- статья
- интервью
4. Подведение итогов самостоятельной работы
Чтение и обсуждение получивших материалов.
IV. Домашнее задание.
Доработать материал газеты и оформить её номер.
V. Подведение итогов урока.
Публицистический стиль и его особенности. Создание собственного текста-рассуждения на основе исходного
Похожие презентации:
Научный стиль речи
Проект по русскому языку — Рассказ о слове Звезда
ЕГЭ-2019 по русскому языку. Задание 9
Технология В.А. Илюхиной «Письмо с открытыми правилами» для учащихся начальных классов
Язык и профессии. Культура речи
Изложение по рассказу В. Бочарникова «Мал, да удал»
Роль русского языка в многонациональной России
ЕГЭ-2019 по русскому языку. Задание 10
Новое в сочинении на ЕГЭ. Комментарий
Художественный стиль речи
Публицистический стиль и его
особенности. Создание
собственного текста-рассуждения
на основе исходного (подготовка
к выполнению задания
части С ЕГЭ)
Эпиграф урока
Разве можем мы
забыть отчий дом,
Родину?..
Они – в душе…
И.А.Бунин
Николай
Михайлович
Карамзин
1766 — 1826
ОТЕЧЕСТВО
Всякое растение имеет более силы в своём климате:
закон природы и для человека не изменяется.
ЛЮБОВЬ
ФИЗИЧЕСКАЯ
МЕСТО
РОЖДЕНИЯ
НРАВСТВЕННАЯ
ВОСПОМИНАНИЯ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА
АРГУМЕНТЫ
Память о первом
дне дружбы
лапландец
Житель Гельвеции
Как сформулировать проблему?
Способы формулирования проблемы.
Сформулировать
самостоятельно
(своими словами)
Процитировать
автора
В том случае, если проблему можно сформулировать кратко –
одним словом или сочетанием, — подойдёт конструкция
«проблема + существительное (словосочетание) в род.
падеже», например:
— Автор поднимает проблему …;
— Автор предлагает нам задуматься над проблемой …
Более сложные проблемы можно сформулировать с помощью
вопросительных предложений:
— Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова
проблема, которая привлекла внимание автора.
Найти авторскую формулировку проблемы, используя цитату
из текста, например:
«Из чего же вырастает огромная человеческая любовь к
Родине?» — таким вопросом начинает свой текст …
Николай Михайлович
Карамзин
размышляет
над проблемой…
Глоссарий
Актуальная. Актуальный – важный,
существенный для настоящего
момента.
Нравственная. Нравственность –
внутренние духовные качества,
которыми руководствуется человек;
соблюдение принятых в обществе
правил.
Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу
выделенной проблемы
Концептуальный
Текстуальный
«от действительности к тексту»
«от текста к действительности»
Текстуальный комментарий предполагает
объяснение текста, следование за автором
в раскрытии проблемы.
Избирая текстуальный комментарий, вы
идете от текста к действительности,
связываете мысли автора текста со своими
знаниями о жизни.
Концептуальный комментарий предполагает, что вы, опираясь на понимание
проблемы, даёте
различного
рода
интерпретации. В этом случае избирается
направление мысли от действительности
к тексту.
На каких примерах в тексте автор рассматривает проблему? Какими фактами, событиями автор иллюстрирует
проблему?
Какие высказывания заслуживают особого внимания? Почему?
На чьи мнения, высказывания ссылается автор? Почему?
К какому типу проблем принадлежит
эта проблема?
Актуальна ли эта проблема в наши дни?
Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой?
Почему эта проблема привлекла внимание автора?
Какой аспект этой проблемы рассматривает автор?
Автор
подчёркивает,
что
привязанность человека к месту
своего рождения объясняется…
Наша нерасторжимая связь с
отечеством, по мнению историка,
имеет силу закона природы. В
качестве примера, подтверждающего
данное
высказывание,
Карамзин приводит…
Авторская позиция
Средства выражения авторской позиции
Слова-маркеры
Оценочная лексика
Средства
выразительности
Главное, самое важное, надо, (не) нужно, …
Отличный, прекрасный, превосходный, …
Риторические восклицания, например: «Как
много во всем этом ума и чувства красоты!»
Вводные слова
К сожалению …, к счастью …, ко всеобщей
радости …, …
Побудительные
предложения
Различные призывы автора, обращения к
читателю, например: «Учитесь у великих…»
Типовые конструкции для выражения
авторской позиции
Автор считает, что…
Автор подводит читателя к выводу о том,
что…
Рассуждая над проблемой, автор приходит к
следующему выводу…
Позиция автора такова,..
Позиция автора, как мне кажется, может
быть сформулирована следующим
образом…
Автор призывает нас (к чему)…
Автор убеждает нас в том, что…
Автор осуждает (кого/что, за что)…
Аргументация собственной позиции
Рассуждение
Тезис
(положение, которое надо доказать)
Аргументация
(доказательство, доводы)
Вывод
(общий итог)
Структура аргументации
ТЕЗИС
Автор … Отечество — это …
АРГУМЕНТ 1
(иллюстрации)
АРГУМЕНТ 2
(иллюстрации)
Действительно, …
Например, …
Правоту автора подтверждает и
опыт художественной литературы.
Вспомним …
ВЫВОД
Итак,… Таким образом, … Да, …
Способы аргументации
Тезис: Человек связан духовно и физически с местом своего
рождения. Таков закон природы и закон жизни.
ФАКТ +
АРГУМЕНТАЦИЯ
ПРИМЕР +
ПРОБЛЕМА +
Вывод: Я полностью согласен с автором. Действительно, …
Я не могу согласиться с автором: … (почему?)
Заключение сочинения
Виды заключения
Обобщение основных
мыслей автора
Самая
типичная
и
логичная
концовка
сочинения. Чаще всего в такой концовке
возвращаются к позиции автора, излагая её
более широко и эмоционально.
Вопросительное
предложение, в том
числе риторический
вопрос
В конце сочинения возвращаемся к проблеме
текста, подчеркивая её актуальность.
Призыв, обращение к
читателю
Особенно уместны в том случае, если автор
нас к чему-либо призывает, например, со
словами: вспомните…, подумайте…, …
Использование цитат
Это должны быть высказывания автора или
цитаты из другого источника, достаточно
полно выражающие мысли автора.
English Русский Правила
Журнальные/газетные статьи – Стиль APA (7-е издание) Руководство по цитированию
Содержание
Форматирование
Примечание: Все цитаты должны быть разделены двойным интервалом и иметь отступ в списке литературы.
«Висячий отступ» означает, что каждая последующая строка после первой строки цитаты должна иметь отступ в 0,5 дюйма.
Ниже приведена ссылка на образец документа APA, содержащий инструкции о том, как отформатировать висячий отступ в документе.
Как узнать, что это газета?
Не уверены, что ваша статья из газеты? Ищите следующие характеристики:
- Основная цель — предоставить читателям краткий отчет о текущих событиях на местном, национальном или международном уровне.
- Может публиковаться ежедневно, раз в две недели или еженедельно.
- Статьи обычно пишутся журналистами, которые могут иметь или не иметь знания в данной области.
- Написано для широкой публики, читатели не нуждаются в каких-либо предварительных знаниях предмета.
- Мало информации о других источниках, если таковая имеется.
Статьи также могут быть из журналов или журналов.
Советы
Автор
Если у статьи нет автора, начинайте цитирование с названия статьи.
Если и только если статья подписана «Анонимно», поместите слово «Анонимно» там, где вы обычно ставите имя автора.
Укажите имена авторов в том порядке, в котором они указаны в источнике, а не в алфавитном порядке.
Заголовки
Курсив названия журналов, журналов и газет. Не выделяйте курсивом и не используйте кавычки для заголовков статей.
Делайте заглавными только первую букву первого слова названия статьи. Если в названии статьи есть двоеточие, также сделайте заглавной первую букву первого слова после двоеточия.
Даты
Если элемент не имеет даты, используйте краткую форму n. d. где вы обычно ставите дату.
Если указаны исходная дата публикации и дата последнего обновления, используйте дату последнего обновления. Если более актуальной датой является «последняя проверка» вместо «последнее обновление», используйте исходную дату публикации (поскольку проверка может не изменить содержание).
Даты поиска
Для большинства статей они не нужны в цитировании. Используйте их только для онлайн-статей из мест, где содержание может часто меняться, например, с бесплатного веб-сайта или вики.
Номера страниц
Если в статье не указаны номера страниц, не указывайте эту часть цитаты в списке литературы.
Если статья не появляется на непрерывных страницах, перечислите все номера страниц, на которых находится статья, через запятую. Например (4, 6, 12-14)
Журнал/газета Статья с веб-сайта
Фамилия автора, инициалы имени. Второй инициал, если дан. (Год публикации, день месяца, если указан). Название статьи: Подзаголовок, если есть. Название газеты . URL
Примечание: Если статья состоит из непрерывных страниц, поставьте тире (-) между номерами первой и последней страниц. Если статья выходит на прерывистой нумерации страниц, укажите все номера страниц, разделяя их запятыми.
Пример:
Броди, Дж. Э. (2007, 11 декабря). Умственные резервы поддерживают гибкость мозга. Нью-Йорк Таймс . https://www.nytimes.com/2007/12/11/health/11iht-11brod.8685746.html
Примечание. Эта запись не имеет номеров страниц, поэтому эта информация не приводится.
В тексте Перефраза:
(фамилия автора, год)
Пример: (Brody, 2007)
in-текстовой цитата:
(Последний имя автора, год, p , Номер страницы, если имеется)
Пример: (Brody, 2007)
Примечание: Эта запись не имеет номеров страниц, номеров абзацев или заголовков разделов, поэтому эта информация исключена из цитирования в тексте.
Журнальная/газетная статья из библиотечной базы данных
Фамилия автора, инициалы имени. Второй инициал, если дан. (Год публикации, день месяца, если указан). Название статьи: Подзаголовок, если есть. Название газеты, SectionPage, если указано.
Примечание: Для газетных статей из библиотечных баз данных укажите название газеты и любые предоставленные номера томов/выпусков/страниц. Не включайте информацию о базе данных.
Пример:
Кидд, К. (2011, 7 августа). Карт-бланш: Город Портленд празднует обеды на тротуаре с минимальными правилами для тележек с едой. The Toronto Star, A5.
В тексте Перефразии:
(фамилия автора, год)
Пример: (Kidd, 2011)
в текстовом цитировании:
(последний название автора, год, p , Номер страницы, если имеется)
Пример: (Kidd, 2011, стр. A5)
Статья в журнале/газете в печати
Фамилия автора, инициалы имени. Второй инициал, если дан. (Год публикации, день месяца, если указан). Название статьи: Подзаголовок, если есть. Название газеты , Страница раздела.
Примечание: Если статья состоит из непрерывных страниц, поставьте прочерк (-) между номерами первой и последней страниц. Если статья выходит на прерывистой нумерации страниц, укажите все номера страниц, разделяя их запятыми.
Пример:
Schwartz, J. (1993, 30 сентября). Ожирение влияет на экономический, социальный статус. The Washington Post , A1, A4.
В тексте Перефразии:
(фамилия автора, год)
Пример: (Schwartz, 1993)
In-Text Quote:
(Последняя имя автора, Год, год. , Номер страницы)
Пример: (Schwartz, 1993, A1)
Статья в журнале/газете с неизвестным автором
Название статьи: Подзаголовок, если есть. (Год публикации, день месяца, если указан). Название газеты , Страница раздела.
Примечание: Если имя автора не указано, не указывать автора в цитировании; однако, если статья подписана «Анонимно», используйте «Аноним» вместо имени автора.
Пример:
Поднимитесь на борт для безопасности поезда. (2012, 17 июня). Нью-Йорк Таймс , A14.
Парафраз в тексте:
(«Одно-два или три слова из названия», Год)
Пример: («Вставай на борт», 2012)
Примечание. Выберите одно или несколько слов из название, достаточное для четкой идентификации статьи. Используйте двойные кавычки вокруг слов из названия статьи в цитировании в тексте.
Цитата в тексте:
(«Одно, два или три слова из заголовка», Год, Номер страницы)
Пример: («Присоединяйтесь», A14)
Примечание. Выберите одно или несколько слов из названия, достаточное для четкой идентификации статьи. Используйте двойные кавычки вокруг слов из названия статьи в цитировании в тексте.
Что такое копирование и редактирование? | Школа журналистики и массовых коммуникаций Уильяма Аллена Уайта
Редактирование текста гарантирует точность, ясность и правильность написанного. Это шаг подготовки текста к публикации. В частности, в зависимости от публикации, он включает большинство или все из следующего:
- Проверка фактов (имена, даты, время, места, прошлые события и т. д.).
- Проверка математики (проценты, итоги, налоговые ставки и т.д.).
- Обеспечение того, чтобы текст был свободен от клеветы и соответствовал этическим стандартам публикации и профессии.
- Сглаживание/оптимизация прозы, чтобы она плавно перетекала из одной точки в другую.
- Обрезка ненужных слов, чтобы сделать прозу более понятной.
- Обрезка по отведенному для печати пространству с сохранением наиболее важных моментов.
- Устранение профессионального жаргона и перефразирование запутанных цитат, чтобы сделать текст более понятным.
- Проверка грамматики, орфографии и пунктуации.
- Обеспечение соответствия прозы стилю (AP, Chicago, APA и т. д.).
- Проверка правильности всех диаграмм, карт и графиков.
- Вычитка печатных и онлайн-страниц.
- Последнее, но чрезвычайно важное: Написание четкого, точного, привлекательного типа отображения — заголовков (печатных/веб-сайтов/мобильных устройств), подзаголовков и надстрочных пунктов, резюме, подписей к фотографиям, тизеров, ссылок — всего, что стоит отдельно от фактического текста. Это так важно, потому что тип отображения — это единственная часть, которую читают некоторые люди.
Говорят, редакторы являются «первыми читателями», а также «последней линией защиты» — они подходят к тексту не с точки зрения автора, а с точки зрения читателя. Они являются защитниками читателей; они являются «контролем качества» публикации.
Другие должности также носят звание «редактор»:
Редакторы, принимающие заказы (или приобретающие редакторы) работают в книжном издательстве, решая, какие названия публиковать, и работая с авторами.
Назначение редакторов управлять назначениями отчетов для новостных или тематических публикаций. Они решают, что должно быть покрыто и когда, и кто должен это сделать. Многие другие люди в средствах массовой информации носят звание «редактор» — городской редактор, редактор кабинета, фоторедактор, видеоредактор, управляющий редактор и т. д. — и их должностные обязанности варьируются от места к месту.
Редакторы-разработчики (или редакторы контента) работают над более объемным текстом (книгой или подробной статьей) от концепции до окончательного варианта. Они работают с авторами в первую очередь над структурой, потоком и организацией, хотя многие также редактируют текст.
А затем корректоры являются последним шагом перед публикацией, проверяя, были ли внесены исправления и не осталось ли ошибок, а также соблюдаются ли макет и типографские стандарты.
Кроме того, многие люди редактируют в рамках своей работы, и не только в журналистике и коммуникациях.