Подражания теория | Понятия и категории
ПОДРАЖАНИЯ ТЕОРИЯ — направление на стыке социологии и социальной психологии, которое объясняло социальное поведение и общественную жизнь через подражание — имманентно свойственное человеку стремление воспроизводить воспринимаемое поведение других индивидов и групп. Традиция подражания теории идет от Аристотеля, приписывавшего подражанию важнейшую роль в формировании человека. Эти взгляды интенсивно развивались и оформились концептуально в середине 19 века. Г. Тард видел в подражании основу развития общества, в частности, главный механизм распространения инноваций. Он считал, что социальная динамика определяется подражанием, повторением до уровня массового новых образцов чего бы то ни было. Подражание имеет тенденции к бесконечному распространению; идет развитие от внутреннего подражания к внешнему, все более очевидному подражанию, от одностороннего — к взаимному и всеобщему. Подражание имеет три формы: подражание другому человеку; подражание современному (мода) или привычному (обычай) образцу; подражание самому себе (привычка). Тард объяснял посредством подражания язык, право, традиции и другие социальные явления.
Общество, согласно Тарду, живет по закону всемирного повторения; это основной закон всей жизни, выражающийся в постоянном подражании. Ш. Сигеле с помощью подражания объяснял изменения, происходящие с человеком в толпе, в частности нивелировку личности. У. Мак-Дугалл настаивал на врожденном характере подражания, считая его одной из форм духовного взаимодействия людей наряду с симпатией и внушением. В рамках ассоцианизма подражание считалось особым видом воздействия, при котором реакция объекта подражания становится условным стимулом для собственных реакций субъекта подражания на стимул. В бихевиоризме социальном подражание стало одной из основ научения, результатом подкрепления успешных реакций. Понятие «подражание» использовалось в социологии У. Томасом и Ф. Знанецким для объяснения некоторых способов адаптации социальной польского крестьянина-переселенца в Европе и Америке.
С годами подражания теория утратили былую привлекательность и распространенность — вскрылась недостаточная объяснительная сила понятия «подражание». Оно сохранило частное значение и используется в отдельных областях психологии для описания некоторых форм зависимого поведения человека, например, конформизма как проявления податливости человека феномену группового давления или поведения ребенка в процессе обучения и социализации. В палеопсихологии варианты подражания теории объясняют поведение первобытного человека на ранних стадиях развития человечества. Считается, что для взрослого современного человека подражание имеет меньшее значение в силу большей развитости его индивидуального сознания.
Д.В. Ольшанский
Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 335.
Литература:
Тард Г. Законы подражания. СПб., 1892; Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960; Miller N., Dollard I. Social Learning and Imitation. New Haven; L., 1962; Social Facilitation and Imitative Behavior. Boston, 1968; Encyclopedia of Social Sciences. 5-th ed. N.Y., 1997.
Теория подражания Г. Тарда — презентация на Slide-Share.ru 🎓
1
Первый слайд презентации
Теория подражания Г. Тарда
Изображение слайда
2
Слайд 2
Жан Габриель Тард ( Tarde, Jean-Gabriel ) (1843–1904) – французский социолог и криминолог, один из основателей субъективно-психологического направления в западной социологии. Большую часть своей жизни он, согласно семейной традиции, делал карьеру крупного, но все же провинциального юриста, занимаясь научной деятельностью лишь на досуге. Только последнее десятилетие жизни он смог полностью отдать своему истинному призванию, приобретя репутацию одного из ведущих социологов Франции.Изображение слайда
3
Слайд 3
Деятельность Тарда как социолога пришлась на тот же период времени, что и у Э.Дюркгейма У этих двух основоположников французской школы социологии было, на первый взгляд, много общего: они оба основывали свои теории на статистических данных, интересовались природой социальных норм, придавали большое внимание сравнению как методу научного исследования. Однако их концепции кардинально противоположны. В теориях Дюркгейма центральная роль всегда отводилась обществу, которое формирует человека. В противоположность этому Тард сконцентрировал свое внимание на изучении взаимодействия людей (индивидуальных сознаний), продуктом которого выступает общество.
Изображение слайда
4
Слайд 4
Сделав основной акцент на изучении индивидов, он активно выступал за создание социальной психологии как науки, которая должна стать фундаментом социологии. Противоположность подходов Тарда к решению проблемы о том, что первично – общество или индивид, положила начало современной полемике сторонников трактовки общества как единого организма и их противников, считающих общество суммой самостоятельных индивидов. По мнению Тарда, основой развития общества выступает социально-коммуникационная деятельность индивидов в форме подражания (имитации). Именно это понятие стало у французского социолога ключевым при описании социальной реальности.
Изображение слайда
5
Слайд 5
Тремя основными типами социальных процессов Тард считал: повторение (подражание) противоположение (оппозицию) приспособление (адаптацию)
Изображение слайда
6
Слайд 6
Соответственно основными социальными законами он называл законы подражания, приспособления, оппозиции. Но все же, в качестве самого главного социального процесса (и соответствующих ему законов) Тард рассматривал подражание (законы подражания), которое он характеризовал как своего рода гипнотизм. Теорию подражания он распространял на все сферы межличностных и групповых взаимодействий. Наиболее типичным видом социального подражания он считал подражание низших слоев высшим. Подражание рассматривалось ученым в качестве основного объяснительного принципа всей жизни — как индивидуальной, так и общественной. Он характеризовал его как «постоянное, всемирное социальное явление». Продуктом подражания являются рост государства, экономическое развитие, язык, религия, другие феномены и процессы социального мира. Социальное познание — это, прежде всего познание того, как происходит подражание. Оно имеет внутренние (логические) и внешние ( внелогические ) причины. Среди последних он особо выделял социальные причины, к которым относил религиозные, экономические, политические, эстетические, лингвистические и другие влияния.
7
Слайд 7
Тард рассматривал подражание в тесной связи с взаимовлиянием людей друг на друга. Теория подражания выходит за рамки отдельно взятого индивида и обращается к анализу процесса межличностного взаимодействия. Общество, по мнению исследователя, это продукт взаимодействия индивидуальных сознаний через передачу людьми друг другу и усвоение ими верований, убеждений, желаний, намерений и т.д.
Изображение слайда
8
Слайд 8
Публика — это интеллектуальная общность. Если в толпе личность нивелируется, то в публике она получает возможность самовыражения. Тард прослеживал этапы становления публики, считая ее продуктом времени. Предпосылки возникновения публики конца XIX в. он видел в салонах и клубах XVIII в. Однако реальную ее историю он связывал с появлением массовых газет. Тард уделял большое внимание проблемам группового поведения. Он также обращался к характеристике толпы, но постоянно сравнивал ее с публикой. В отличие от толпы, психическое единство которой создается в первую очередь физическим контактом, публика — это «чисто духовная, общность», в рамках которой индивиды физически рассредоточены.
9
Последний слайд презентации: Теория подражания Г. Тарда: Подготовила Домнова Мария 201СКД
Изображение слайда
Тард Габриель (Габриэль): теория, закон подражания | Гениократия
Французский юрист, социолог и криминалист. Один из основоположников социальной психологии.
В 1890 году Габриель Тард выпустил книгу: Законы подражания / Les lois de l’imitation, где выдвинул концепцию, что общество основывается на трёх основных процессах: законах подражания, открытиях и изобретениях (к ним способны немногие одарённые личности) и сопротивлении этим нововведениям.
«Повиноваться кому-нибудь — не значит ли это всегда желать того чего он хочет или по-видимому хочет? Изобретения не делаются по приказу (в сталинских шарагах – под угрозой жизни – было доказано обратное – Прим. И.Л. Викентьева), и нельзя убеждением заставить сделать открытие. Быть доверчивым и послушным и быть им в высокой степени, как гипнотик или как человек в качестве социального существа — это значит прежде всего быть подражателем. Чтобы придумать что-нибудь новое, чтобы открыть что-либо, чтобы пробудиться на мгновение от своего сна семейного или национального, индивид должен хоть на короткое время вырваться из общества. И в то время, как он обладает этой столь редкой храбростью, он является скорее сверхсоциальным, чем социальным существом».
Габриель Тард, Законы подражания, М., «Академический проект», 2011 г., с. 77.
«По мнению Тарда («Законы подражания»), вся история и вся общественная жизнь во всякую данную минуту сводятся к двум факторам: изобретениям или открытиям и подражанию.
По некоторые довольно, впрочем, невнятным соображениям, Тард относит «законы или псевдозаконы изобретения» к «социальной философии» и предполагает заняться ими в другом сочинении, а настоящую книгу посвящает законам подражания, которые составляют содержание «социальной науки». Может быть, вследствие этого «изобретение» рисуется в «Законах подражания» довольно туманными чертами и часто сводится на простую комбинацию разного рода подражаний, бывших в ходу раньше. Затем законы подражания распадаются, по Тарду, на два больших отдела: законы логические и законы внелогических влияний (influences extra-logiques).
Главнейшие из подразделений логических законов подражания суть «логический поединок» и «логический союз», а главнейшие из внелогических влияний сводятся к обычаю и моде. Развивая эти положения, Тард высказывает много верных или, по крайней мере, остроумных мыслей, среди которых попадаются, однако, и чрезвычайно странные. Что же касается изложения, то оно крайне тяжело: в длинных и запутанных фразах иногда не сразу доберёшься до содержащейся в них мысли, а много-численные фактические иллюстрации, заимствованные то из лингвистики, то из археологии, статистики, истории, не всегда уместны и подчас ещё пуще затемняют дело. Многое бы можно было сказать гораздо проще, но тогда некоторые преувеличения стали бы очевиднее. А преувеличений немало. Для Тарда подражательны не только все действия человека (со включением даже «изобретений»), но, например, и память, и привычка суть не что иное, как самоподражания; подражательна, наконец, как сейчас увидим, вся природа. Но, приглядываясь уже к «логическим» законам подражания, можно усомниться.
В самом деле, если мы из двух представляющихся нам путей, расчищенных каким-нибудь изобретением или открытием, сознательно, т. е. соображаясь со своими пониманиями о собственной выгоде или об истине, или о нравственном долге, выбираем тот или другой, то, по Тарду, это будет проявлением логических законов подражания.
Если же мы подражаем какой-нибудь моде или обычаю, какому-нибудь примеру, вопреки логике, или, по крайней мере, независимо от соображений пользы, истины и проч., то это результат внелогических влияний. Понятно, что в действительной жизни эти два случая могут взаимно переплетаться, так что распутать их можно только усилиями пристального анализа. Но в отвлечении они различатся очень легко — до такой степени, что мне представляется невозможным обнять их одной формулой, или же формула эта окажется слишком, до бессодержательности, общей. И, однако, их обобщает. Для него «социальное состояние, как и состояние гипнотическое, есть не что иное, как сон, сон по приказу и сон в деятельном состоянии. Не иметь никаких идей, кроме внушенных, и считать их самопроизвольными — такова иллюзия, свойственная как сомнамбулу, так ровно и социальному человеку. И в другом месте: «Общество — это подражание, а подражание — род гипнотизма».
Что гипнотическое внушение или наваждение играет в общественной жизни огромную роль, против этого я, конечно, не буду спорить, так как утверждал это раньше Тарда.
Но приговор Тарда совершенно устраняет сознательную жизнь, а с ним согласиться, конечно, нельзя. Сознательные и бессознательные процессы в области подражания, как и во всякой другой, всегда останутся различными, и сам Тард их различает, говоря о логических и внелогических влияниях.
Тард в значительной степени прав, говоря, что изобретения или открытия, по пути которых мы следуем, часто являются лишь комбинацией подражаний, бывших в ходу раньше.
Задолго до изобретения Дженнером оспопрививания английское простонародье заметило, что люди, случайно заразившиеся коровьей оспой, застрахованы от настоящей, злокачественной оспы. Собственно эта примета и дала толчок открытию Дженнера. Шекспир заимствовал сюжеты некоторых своих трагедий из старинных хроник, черпавших, в свою очередь, из народных сказаний. Мольер, как он сам говорит, prennait son bien partout ou il le trouvait. Задолго до Дарвина садоводы и скотоводы практиковали искусственный подбор, а идею борьбы за существование он заимствовал у Мальтуса и экономистов. Уатт изобрёл свою паровую машину, починяя грубую, но всё-таки уже паровую машину Ньюкомена, у которого опять были свои предшественники, и т. д., и т. д.
Во всех этих случаях великие люди черпали из океана готовых наблюдений и применений, в течение веков накопленных людьми именитыми и безыменными.
Они собрали бродячий, не установившийся, разрозненный материал, передумали или перечувствовали его, очистили от сторонних примесей и затем, придав ему научную, художественную или философскую обработку, сделали из него всемирный центр света. Как во всех человеческих делах, великих и малых, не всё здесь было сознательно. Но ведь никто же не скажет, что, вдумываясь в народные приметы и сказания или в чужую фабулу, чужую мысль, упомянутые великие люди действовали бессознательно. Напротив, они отлично знали и с точностью указывали свои источники, сопоставляли их, явственно различали их достоинства и недостатки».
Михайловский Н.К., Ещё о героях / Избранные труды по социологии в 2-х томах, Том 2, СПб, «Алетейя», 1998 г., с. 162-163.
«Тард мечтал об обществе, высшей ценностью которого будет самосовершенствование, где будут не завидовать достижениям других, а восхищаться ими. В Перигоре, ещё до переезда в Париж, Тард написал свои главные работы, включая утопическую повесть «Фрагмент из будущей истории» — набросок общества, управлять которым будут наиболее талантливые, творческие люди. «Гениократия» Тарда — «власть гениев» — вдохновляла Баженова и в его собственных размышлениях о будущем человечества. Он назвал Тарда «аристократом духа»; именно такие гении должны были стоять у общественного руля. К сожалению, по Тарду выходило, что остальная часть человечества способна только подражать, имитировать лидеров, пребывая в состоянии, близком к гипнозу».
Сироткина И.Е., Классики и психиатры: психиатрия в российской культуре конца XIX – начала XX века, М., «Новое литературное обозрение», 2008 г., с.72.
В 1901 году Габриель Тард выпустил книгу: Мнение и толпа / L’opinion et la foule, которую очень часто цитируют до сих пор.
Теория подражания. Идеи Г.Тарда
Социология Теория подражания. Идеи Г.Тарда
Количество просмотров публикации Теория подражания. Идеи Г.Тарда — 1148
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Теория подражания. Идеи Г.Тарда |
Рубрика (тематическая категория) | Социология |
Появление и утверждение психологии подражания прочно связывают с именем французского социолога и криминолога Жана Габриеля Тарда (1843 – 1904). Его перу принадлежит ряд известных не только в конце ХIХ – начале ХХ веков, но и сейчас работ. Среди них˸ Тард Г. Законы подражания. СПб., 1892; Он же. Общественное мнение и толпа. М., 1902; Он же. Социальные этюды. СПб., 1902; Он же. Личность и толпа. СПб., 1903; Он же. Социальная логика. СПб., 1901; 1996.
Как и всякий оригинальный мыслитель, Г.Тард строил свою концепцию на базе критического анализа предшествующих достижений социальной мысли. Он отверг бывшие долгое время популярными натуралистические теории, в которых проводились аналогии общества с механическим агрегатом (социальный механицизм) и биологическим организмом (социал-дарвинизм). Не принял он и эволюционистские теории (как биологические, так и психологические). Вместо них французский социолог предложил аналитический подход. Среди идей и взглядов, отвергнутых Г.Тардом, находятся те, что постулируют существование «души толпы», «коллективного (группового) сознания», то есть неких самостоятельных духовных сущностей.
Социология рассматривалась Г.Тардом как коллективная, интерментальная психология, изучающая самые различные социальные процессы. Такая социология возможна потому, что основана на передаче одним сознанием другому необходимых элементов. Так образуется течение мнений, возникают массовые импульсы, традиции, национальные обычаи и другие социальные силы, структуры и процессы. Под последними Г.Тард понимал прежде всего межличностные, интериндивидуальные процессы и отношения.
Он считал, что предмет и возможности социологии как науки следует рассматривать в тесной связи с психологическими явлениями, например, такими как верования и желания. Так, в «Социальной логике» он писал, что нет ни одной отрасли социологии, «которая не представлялась бы нам двойственно, исходя из того, рассматривается ли её предмет со стороны, предполагающей желание, или со стороны, предполагающей верование»1. Следует сразу отметить, что при таком подходе к пониманию социологии как интерментальной, интериндивидуальной психологии из поля зрения мыслителя исчезала макросоциальная структура общества, в рамках которой и формировались реальные межличностные отношения.
Тремя основными типами социальных процессов Г.Тард считал повторение (подражание), противоположение (оппозицию), приспособление (адаптацию). Соответственно основными социальными законами он называл законы подражания, приспособления, оппозиции. Но все же в качестве самого главного социального процесса (и соответствующих ему законов) Г.Тард рассматривал подражание (законы подражания), которое он характеризовал как своего рода гипнотизм. Теорию подражания он распространял на все сферы межличностных и групповых взаимодействий. Наиболее типичным видом социального подражания он считал подражание низших слоев высшим.
Теория подражания Идеи Г Тарда
Появление и утверждение психологии подражания прочно связывают с именем французского социолога и криминологи. Жана. Габриеля. Тарда (1843-1904). Его перу принадлежит ряд известных не только в конце XIX — начале XX в, но и сейчас работ. Среди них:»Законы подражания»(1892),»Общественное мнение и толпа»(1902),»Социальные этюды»(1902),»Личность и толпа»(1903),»Социальная 96).
Как всякий оригинальный мыслитель,. Тард строил свою концепцию на основе критического анализа предшествующих достижений социальной мысли. Он отверг. Бывшие долгое время популярными натуралистические теор рии, в которых проводились аналогии общества с механическим агрегатом (социальный механицизмом) и биологическим организмом (социал-дарвинизма) не принял он и эволюционистские теории (как биологические, т ак и психологические). Вместо них французский социолог предложили аналитический подход. Среди идей и взглядов, отвергнутых. Тардом, находятся то, что постулируют существование»души толпы»,»коллективного (группового) сознания», то неких самостоятельных духовных сущносностей.
Социология рассматривалась им как коллективная, интерментальная психология, изучающая самые различные социальные процессы. Такая социология возможна потому, что основана на передаче одним сознанием дру угому необходимых элементов. Так образуется течение мнений, возникают массовые импульсы, традиции, национальные обычаи и другие социальные силы, структуры и процессы. Под последними. Тард понимал, прежде всего, межличностные, интериндивидуальные процессы и отношениния.
Он считал, что предмет и возможности социологии как науки следует изучать в тесной связи с психологическими явлениями, например такими, как верования и желания. Например, в»Социальной логике»он писал л, что нет ни одной отрасли социологии,»которая не представлялась бы нам двойственно, в зависимости от того, рассматривается ли ее предмет со стороны, предполагающий желание, или со стороны, предпола гающей верования»[Тард. СПб, 1996. С 29]. Надо сразу отметить, что при таком подходе к пониманию социологии как интерментальной, интериндивидуальной психологии из поля зрения мыслителя исчезали макросоц иальная структура общества, в рамках которой и формировались реальные межличностные отношениошения.
тремя. Основными типами социальных процессов. Тард считал повторение (подражание),. Противоположение (оппозицию), приспособление (адаптацию). Соответственно. Основными социальными законами он называл закон ны подражания, приспособления, оппозиции. Но все же, в качестве самого главного социального процесса (и соответствующих ему законов). Тард рассматривал подражание (законы подражания), которое он характе ризовал как своего рода гипнотизм. Теорию подражания он распространял на все сферы межличностных и групповых взаимодействий. Наиболее. Типичным видом социального подражания он считал подражание низших сл. ОЭВ высшийсшим.
Подражание рассматривалось ученым в качестве основного объяснительно принципа всей жизни — как индивидуальной, так и общественной. Он характеризовал его как»постоянное,. Всемирной социальное явление»»[Тард 1996. С 334]. Продуктом подражания являются рост государства, экономическое развитие, язык, религия, другие феномены и процессы социального мира [Там же. С 288]. Социальное познание — это, прежде всего познание того, как происходит подражание. Оно имеет внутренние (логические) и внешние (внелогические) причины. Среди последних он особо выделял социальные причины, к которым относил религиозные, есть кономические, политические, эстетические, лингвистические и другие влиянийие влияния.
Французский социолог настаивал на том, что все главнейшие акты человеческой и общественной жизни совершаются как следствие лига (подражания). В этом смысле все многообразие социальных взаимодействий и имеет в своей основе отношение»учитель — ученик»Под влиянием психологии подражания. Тарда его последователи-социологи стали утверждать, что в обществе реализуются три основных типа подражания: взаи мное подражание, подражание обычаям образцам, подражание идеаллу.
Тард рассматривал подражание в тесной связи с взаимовлиянием людей друг на друга. Теория подражания выходит за рамки отдельно взятого индивида и обращается к анализу процесса межличностн взаимодейст твия. Общество, по мнение исследователя, это продукт взаимодействия индивидуальных сознаний через передачу людьми друг другу и усвоение ими верований, убеждений, желаний, намерений и тт.д.
Тард, как и. Г. Лебон, уделял большое внимание проблемам группового поведения. Он также обращался к характеристике толпы, но постоянно сравнивал ее с публикой. В отличие от толпы, психическое единство кот торой создается в первую очередь физическим контактом, публика — это»чисто духовная, общность», в рамках которой индивиды физически рассредоточены. Публика — это интеллектуальная общность. Если в толпе личность нивелируется, то в публике она получает возможность самовыражения. Тард прослеживал этапы становления публики, считая ее продуктом времени. Предпосылки возникновения публики конца XIX в он вид эл в салонах и клубах XVIII в. Однако реальную ее историю он связывал с появлением массовых газевых газет.
толпы. Тард считал зародыша общества в городе, тогда как зародыши общества в деревне называл семью. Он рассматривал толпу как форму организации жизни общества на стадии развитой городской культуры. Зан нимаясь проблемами толпы,. Тард характеризовал общие черты ее участников, такие, как вера, страсть, наличие цели, эгоизм,»коллективное самолюбие», односторонняя иррациональная подражательность. Тард пр едложил свою классификацию толпы, в основу которой поло критерий это отношения к возможности собственной деятельности. Он писал о выжидающих, внимающих, заявляющим о себе, действующих толпалпах.
Тард внес свой вклад в учение о методах эмпирически социологического исследования. В качестве основных методов социологии французский теоретик выделял археологический и статистический. Первый базирует тся на анализе исторических документов, второй используется для получения информации о процессах подражания. Для этого. Тард составлял кривые распространения подражательных актов и потоков. Использование второго метода позволило ему осуществить социально-статистические исследования по проблемам преступности (о них подробнее будет сказано в специальной главе, посвященной историческим истокам эмпиричес кой социологии), которые получили высокую оценку его современников. На основании данных. ЭТИХ исследований он утверждал, что человек не рождается преступником, а становится им, причем в полном соответст вии с законами подражания и приспособления. Сам же закон подражания использовал в криминалистике и криминологии, а. Тарда считали одним из основоположников криминалистических направления в западной со циологии. В этом смысле значение его идей простирается не только на социологию, но и на криминалистикелистику.
Один из основных источников социального прогресса. Тард видел в изобретение (нововведение), начиная от технических новшеств и кончая оригинальными общественно-политическими идеями. Изобретение, также ка ак и подражание, являлось у него предметом социологического изучения и при этом»психологизировалось»Более того, изобретение и подражание оказывались тесно связанными между собой, потому что адаптаций я и внедрение новшества могли осуществляться только в результате повторения и подражаныия.
Тард писал, что изобретение является матерью как верования, так и желания. Он характеризовал изобретения как первичную причину богатства,. Рассматривая их как результат индивидуального творчества и подч черкивая, что только благодаря им и подражанию осуществляется общественный прогресс в виде развития экономики, политической жизни, искусства, языка, религии и др [Там же. С 382-383383].
Французский социолог одним из первых обратил внимание на возрастание роли коммуникативных средств: печати (газет), телефона, телеграфа. Он рассматривал их, особенно газеты, как важный фактор интеграции и и социального контроля. Другая значимая функция газет заключалась в осуществлении просветительства. Тард хорошо понимал, что появление и быстрое распространение газет способствовало формированию. Публий ки и роста уровня самосознания людей. Кроме того, как верно отмечал ученый, они играли. Значительную роль в возникновении и развитии политических партий и религиозных сообществ, равно как способствовали формированию определенного общественного мненийения.
Впоследствии. Эти и другие идеи французского мыслителя, касающиеся средств массовой информации, получили развитие в социологических исследованиях общественного мнения, массовых средств коммуникации, то. ЭОРы»массового общества», в становлении новой науки — социальной психологии, одним из создателей которой по праву. Считают. Тарда. Значение его творчества для последующего развития социологии нельзя н едооценивать. Его работы сыграли большую роль в проводившихся в XX в исследованиях проблем политической социологии, психологии экономической деятельности людей, логики, моды, толпы, публики, преступнос ты и других-социологических и социально-психологических явлениний.
Что же касается его главного»изобретения»- теории подражания, то — парадоксально, но факт — она ??не оказало сколько-нибудь заметно воздействия на последующее развитие социологической мысли. Более то ого, ряд ее основных положений. Был подвергнуты критике. Так,. В. Вундт обращали внимание на туманность и неопределенность подражания. Критиковал эту теорию и. Э.. Дюркгейм,. Утверждая, что нельзя. Любые повторяю щиеся действия характеризовать только с позиций подражания, а людей рассматривать подобно панурговым баранам. Речь шла о некоторой вульгаризациы процесса подражания, которая иногда допускалась под влия нием. Этой теории. Тарда. Современные исследователи видят ее слабость в том, что она допускала. Лишь подражание»изнутри наружу»и таким образом выводила акт поведения из осознанного мотива. Но»нередко по дражание или усвоение нового образца начинается как раз с внешним, поверхностных черт, а сознание. Лишь впоследствии подстраивается под уже сложившуюся экспрессивную форму»[История 1999 с 71 1999.. С. 71].
Г. Тард – « Теория подражания»
Г. Лебон – «Психология толпы»
З. Фрейд – теория социального действия, социально-психологические обоснования, происхождение культуры.
Было сделано открытие – гипноз. Его стали использовать средства массовой информации, чтобы влиять на человека.
К концу 19 века капитализм стал развиваться, и народ стал «кучковаться», появился процесс урбанизации.
Исторические условия появления психологического направления в социологии:
I
развитие капитализма
Процесс урбанизации
Появление рабочего класса, который часто выступал против эксплуатации
Смена времен, веков («век толпы» — Лебон)
Смена политических режимов. Начинались мировые войны
Человек теряет индивидуальность в толпе, ответственность за свое поведение и верх берут чувства, примитивные инстинкты.
II
Носит теоретический научный гносеологический характер. Связано с открытием феномена гипноза, роли внушения на поведение людей. Новый процесс в обществе уже невозможно объяснить с помощью эволюции, биологической модели.
Корни, причины социальных процессов отыскивали в психологии на 3 уровнях: психологии индивида, группы, толпы (народа). Считается, что причинами социальных явлений являются: врожденные инстинкты, стремления, страсти, желания, сознание рода на уровне духа народа.
Г. Лебон (1841-1931) – «Психология толпы»(1895 г.)
Вошел в историю, как создатель теории психологии толпы. Этот труд считается классическим трудом по изучению человека.
Начало 20 века – эра толпы. «Всякое скопление людей представляет собой массу, толпу. Масса по своей природе неупорядочена, хаотична, поэтому ей нужен вождь. Действует постоянный закон (бессознательный) духовного единства толпы. Под действием этого закона любой человек попадает в толпу, утрачивает способность рассуждать (происходит потеря интеллекта), утрачивает личную ответственность за свое поведение, происходит резкое преобладание чувств над интеллектом: человек превращается в иррациональное существо».
Г. Тард (1843-1904) – « Теория подражания»
Считается одним из главных представителей психологического направления в социологии. Был знаменит на весь мир. В России все его труды переведены: «Законы подражания», «Социальная логика», «Общественное мнение и толпа», «Социальные этюды», «Социальный закон».
Тард сравнивает общество с мозгом, клеткой, которой является индивидуальное сознание отдельного человека. Общество – продукт взаимодействия индивидуальных сознаний через передачу людьми друг другу и усвоение ими верований, убеждений, желаний, намерений.
Фундамент социологии – социальная психология. Социология – часть социальной психологии. У нее нет особых от психологии законов развития общества.
Первичной клеткой социальной жизни ( у Дюркгейма – социальный факт, у Вебера – социальное действие) у Тарда выступает подражание.
Подражание– взаимное влияние одного «Я» индивида на другое «Я» индивида. Суть социальной жизни.
Общественные процессы происходят под влиянием психологического механизма подражания, на котором строятся человеческие взаимоотношения.
Общество отличается от природы тем, что в природе действует закон наследственности, а в обществе – закон подражания.
Подражание– непреодолимое психическое стремление людей; основная движущая сила процесса; главная идея теории Тарда.
Теория прогресса: (у Маркса – коммунизм)
Происходит под влиянием открытий и изобретений, отвечающих назревшим потребностям и их распространению через подражание. Основную роль в открытиях играет личность. Изобретения – акты индивидуального творчества.
Благодаря индивидуальному творчеству, возникли язык, хозяйство, военные столкновения, врожденная лень, которая побуждает перенимать чужое, чтобы избежать труда изобретения, подражание моде.
Объекты подражания: образцы поведения, классы, общество, личность.
У подражания психологическая порода обуславливается естественной потребностью человека к однообразию, быть как все.
Тард открыл логические законы подражания. Среди законов: «подражание низших слоев общества высшим». Классы в обществе не враждуют, а сотрудничают в направлении выравнивания противоречий с помощью таких механизмов, как унификация стилей жизни, манер поведения, вежливого обращения (Англия, с 17 века).
Наибольшей заразительностью являются следующие семь побуждений:
Жажда
Половое вожделение
Любопытство – источник революции
доверчивость, покорность
Зависть – движущая сила общественных изменений
Низшее подражают высшему
Побежденные подражают победителю
Любящий подражает любимому!
Теория подражания Идеи Г Тарда Инновации
Теория подражания. Идеи Г. Тарда
Инновации • предложил аналитический подход Отверг: • социальный механицизм • социал-дарвинизм • эволюционистские теории
Понятие Социологии Социология рассматривалась им как коллективная, интерментальная психология, изучающая самые различные социальные процессы. Под последними Тард понимал, прежде всего, межличностные, интериндивидуальные процессы и отношения.
Основные типы социальных Процессов: • Повторение (подражание) • Противоположение (оппозиция) • Приспособление (адаптация) Наиболее типичным видом социального подражания он считал подражание низших слоев высшим.
Подражание рассматривалось ученым в качестве основного объяснительного принципа всей жизни — как индивидуальной, так и общественной. Он характеризовал его как «постоянное, всемирное социальное явление» Социальное познание — это, прежде всего познание того, как происходит подражание. Оно имеет внутренние (логические) и внешние (внелогические) причины.
Три типа подражания: • Взаимное подражание • Подражание обычаям, образцам • Подражание идеалу Всё многообразие социальных взаимодействий имеет в своей основе отношение «учитель — ученик»
Толпа и публика В отличие от толпы, психическое единство которой создается в первую очередь физическим контактом, публика — это «чисто духовная, общность», в рамках которой индивиды физически рассредоточены. Публика — это интеллектуальная общность
Общие черты участников толпы • • • Вера Страсть Наличие цели Эгоизм «коллективное самолюбие» Односторонняя иррациональная подражательность
Основные методы социологии • Археологический • Статистический Первый базируется на анализе исторических документов, второй используется для получения информации о процессах подражания. Для этого Тард составлял кривые распространения подражательных актов и потоков. Использование второго метода позволило ему осуществить социально-статистические исследования по проблемам преступности
Изобретение (нововведение) Изобретение, также как и подражание, являлось у него предметом социологического изучения и при этом «психологизировалось». Более того, изобретение и подражание оказывались тесно связанными между собой, потому что адаптация и внедрение новшества могли осуществляться только в результате повторения и подражания.
Роль коммуникативных средств Они играли значительную роль в возникновении и развитии политических партий и религиозных сообществ, равно как способствовали формированию определенного общественного мнения.
Что же касается его главного «изобретения» — теории подражания, то — парадоксально, но факт — она не оказала сколько-нибудь заметного воздействия на последующее развитие социологической мысли. Более того, ряд ее основных положений был подвергнут критике.
Перейти к основному содержанию ПоискПоиск
- Где угодно
Поиск Поиск
Расширенный поиск- Войти | регистр
- Подписка / продление
- Учреждения
- Индивидуальные подписки
- Индивидуальные продления
- Библиотекари
- Тарифы, заказы и платежи
- Пакет Чикаго
- Полный цикл и охват содержимого
- Файлы KBART и RSS-каналы
- Разрешения и перепечатки
- Инициатива развивающихся стран Чикаго
- Даты отправки и претензии
- Часто задаваемые вопросы библиотекарей
- Агенты
- Тарифы, заказы, и платежи
- Полный пакет Chicago
- Полный охват и содержание
- Даты отправки и претензии
- Часто задаваемые вопросы агента
- Партнеры по издательству
- О нас
- Публикуйте с нами
- Недавно приобретенные журналы
- Издательская часть tners
- Новости прессы
- Подпишитесь на уведомления eTOC
- Пресс-релизы
- Медиа
- Книги издательства Чикагского университета
- Распределительный центр в Чикаго
- Чикагский университет
- Положения и условия
- Заявление о публикационной этике
- Уведомление о конфиденциальности
- Доступность Chicago Journals
- Доступность университета
- Следуйте за нами на facebook
- Следуйте за нами в Twitter
- Свяжитесь с нами
- Медиа и рекламные запросы
- Открытый доступ в Чикаго
- Следуйте за нами на facebook
- Следуйте за нами в Twitter
Теория имитации и роль социологии в объяснении усыновления
Помимо идеи ускоряющейся отдачи , которая в первую очередь уходит корнями в компьютерные науки, еще одно объяснение эволюции технологий можно проследить до теории Габриэля Тарда об имитации .
Социальный контекст и внедрение инновацийТард, французский социолог 19–90–156– гг., Заметил, что 90–152 только небольшой процент инноваций (примерно одна из десяти) успешно распространяется.
Он утверждал, что принятие чего-либо нового — будь то технология, поведение или политика — в значительной степени зависит от социального контекста и происхождения населения, использующего это. Тард твердо верил в роль, которую инновации играют в достижении прогресса.
Следующая цитата Тарда, опубликованная в 2007 году в статье Эндрю Барри и Найджела Трифта, лучше всего отражает его взгляды на эту тему:
“ Отрасль, рожденная из изобретения, или, скорее, всегда из группы последовательных изобретений, жизнеспособна только в той степени, в которой желание потребления, которому она соответствует, достаточно распространилось от человека к человеку посредством межпсихологическое действие, которое интересно изучать; и развитие этой индустрии полностью подчинено распространению этого желания. ” (Barry & Thrift, 2007, стр. 518).
* * *
Основа современных инновационных теорийКак подчеркнул Роджерс в своей основополагающей книге «Распространение инноваций» 1962 года, законы Тарда подражания , по сути, являются предтечей или основой нынешних теорий внедрения инноваций.
Тард признал роль первых последователей и их сетей в стимулировании распространения, подчеркнув важность коммуникации и СМИ как канала передачи информации и, следовательно, канала влияния.Он рассматривал такие изобретения, как телеграф или железные дороги, как катализаторы распространения идей и, следовательно, их принятия.
Тард рассматривал такие изобретения, как телеграф, как катализаторы распространения идей и, следовательно, их принятия. (Wikimedia Commons) Технология добавила мультипликативный эффектБлагодаря технологиям влиятельных лиц сегодня вооружены огромным количеством вариантов, когда дело доходит до инструментов и каналов коммуникации для охвата своей аудитории.
Другими словами, как постулировал Тард более века назад, облегчая коммуникацию и передачу информации, технологии добавляют экспоненциальный эффект к внедрению инноваций. Эта динамика создает петлю обратной связи, которая еще больше увеличивает скорость распространения.
Используя структуру Tarde, экспоненциальная скорость уникальных адаптаций и имитаций, которые являются результатом активного участия пользователей и распространения новых каналов связи, приводят к дальнейшим инновациям.
Эти инновации обычно имеют форму модификаций или улучшений существующих продуктов, процессов или систем. Это дополнительных инноваций или то, что Джеффри Мур, автор книги «Пересечение пропасти», называет непрерывными инновациями .
[Конец части 4 из 8]
Прочтите части 1, 2 и 3
Габриэль Тард и законы подражания
Отцы меметики: Габриэль Тард и законы подражания Марсден, П.(2000). Праотцы меметики: Габриэль Тард и законы подражания .Меметический журнал — эволюционные модели информации Коробка передач, 4 .
http://cfpm.org/jom-emit/2000/vol4/marsden_p.html
Пол Марсден Центр исследований в аспирантуре в области социальных наук Университет Сассекса
PaulMarsden @ msn.ком
«А пока не будем забывать, что всякое изобретение и всякое открытие состоит из вмешательства в чей-то разум некоторых старых фрагменты информации, которые обычно передавались другими людьми. Что составил ли тезис Дарвина о естественном отборе? Провозгласить факт конкуренции между живыми существами? Нет, но иметь для впервые соединил эту идею с идеями изменчивости и наследственности.Первая идея, как ее провозгласил Аристотель, оставалась бесплодной до тех пор, пока это было связано с двумя последними идеями. С этого в качестве отправной точки мы можем сказать, что общий термин, для которого изобретения — это всего лишь вид, плодотворное вмешательство повторений ».
Один из способов концептуализировать меметику — это позиция, которая ищет, используя
селекционистское обоснование, чтобы интерпретировать человеческий социальный мир в терминах
продолжающегося дифференциального воспроизводства черт, описывающих эту социальную
мир (Marsden 1999).Воспроизводство в социальном
мир может происходить на многих уровнях; объективированные индивидуальные действия воспроизводимы
и могут стать типичными и привычными, тем самым становясь практиками, сами
воспроизводимые и посредством типичного взаимного взаимодействия институты
могут появиться с ролями, которые служат своему собственному распространению (см. Прайс
и Шоу 1998). Через этот многоуровневый социологический танец воспроизводства
мы производим и производим в социальном мире. Идея в том, что
используя обоснование отбора, по сути, Закон действия и
возможно, эвристика всеобъемлющей меметической пригодности, меметика может прийти к
предоставить некоторую информацию о том, как законы, практики и институты обеспечивают
их собственное размещение в мире, где продукты вариации превосходят
способность к последующему отбору и воспроизведению.
Однако такое направление меметических исследований не беспрецедентно; а столетие назад один из отцов-основателей социологии Габриэль Тард выделил программа по социологии в его трактате Les Lois de l’Imitation, который имеет много общего с этим меметическим проектом (The Законы подражания 1890 г., переведено в 1903 г., переиздано на английском языке 1962 г., ссылки на которые здесь приведены). Цель эта небольшая исследовательская записка предназначена для ознакомления тех, кто участвует в строительстве меметической перспективы с моделью Тарда, модель, которая, безусловно, историческое значение для современной меметики и, возможно, теоретическое значение тоже.
Габриэль Тард родился в 1843 году в Сарла, Дордонь, Франция, где он вырос, чтобы стать юристом и судьей. В начале своей карьеры он заметил, что определенные преступления, похоже, волнообразно распространяются по общество, как если бы они были модой. Становясь все более интересным как этот эпидемиологический аспект преступной деятельности может быть всего лишь одним из пример более общей характеристики социального мира, Тард опубликовал ряд статей в Revue Philosophique между 1880 и 1901 годами, в том числе статья под названием «Darwinisme naturel et Darwinisme social» (Tarde 1884 г.), который развил эту идею и наметил общую исследовательскую программу. для социологии.
По сути, Тард предложил другой взгляд на социальный мир, а не с точки зрения отдельного человека или группы, но с точки зрения продуктов, действий и идей, которые были использованы для классификации этих лиц или групп. Сосредоточившись на том, как эти функции были воспроизведены по-разному, Тард предположил, что определенные закономерности или законы, которые, казалось, формировали социальный мир. В 1890 году он представил свои аргументы вместе с предварительным набором «законов». в своей основной работе, Les Lois de l’imitation, и тем самым предоставил исследователям с моделью для интерпретации социального мира.Ключевой момент различия модели Тарда, по сравнению с другими развивающимися социологическими моделями, такими как структурные социология его соотечественника Эмиля Дюркгейма была той социальной организацией, и социальные отношения, описывающие эту организацию, понимались как средство для более конечной цели распространения.
«Самораспространение, а не самоорганизация — главное требование как социального, так и жизненно важного. Организация — это но средства размножения, генеративного или имитационного подражания, это конец.»Tarde 1903/1962: 74Под «генеративной имитацией» Тард понимал процесс изобретения, который он концептуализировал в терминах комбинации существующих имитаций, что «плодотворное вмешательство повторений», в то время как он использовал термин «имитационная имитация» для обозначения распространения изобретений и их имитации во времени и пространстве. Должно быть ясно, что такой инклюзивный понимание имитации как обозначения общих продуктов и процессов повторение в социальном мире сильно отличается от более ограничительного использование термина, принятого некоторыми теоретиками мемов (например,г. Блэкмор 1998), которые вслед за сравнительными психологами используют этот термин для обозначения обозначают только те действия, которые социально усвоены путем наблюдения, которые затем выполняются. Скорее, Тард хотел расширить и без того более всеобъемлющее значение слова Имитация французского слова и впитать его более глубокое значение для обозначения общий класс объектов, воспроизводимых в обществе, и различные процессы, которые сыграли важную роль в их воспроизведении, «независимо от того, или невольные, пассивные или активные »(xiv).
Основной аргумент Тарда состоял в том, что человеческую историю можно толковать с пользой. как «карьера» имитаций, траектории унаследованных изобретений через популяции, которые по-разному выживают в продолжающемся процессе отбраковки «контр-имитации», то есть отказ (154).
«Все сходства социального происхождения в обществе являются прямым или косвенный плод различных форм подражания, — подражание обычаю или имитация моды, имитация симпатии или имитация послушания, имитация предписания или образование-имитация, имитация родного, преднамеренная имитация и т.В в этом заключается превосходство современного метода объяснения доктрин. и институты через их историю. Это метод, который несомненно для более широкого использования ». (14)Таким центральным и универсальным для человеческого существования было подражание, задуманное таким образом. для Тарда, что он зашел так далеко, что предположил, что само общество может быть определяется как имитация в той мере, в какой общества можно описать с точки зрения популяции людей с общими имитируемыми чертами, которые склонны разделять имитации (68)
«Что такое общество? Я ответил: общество есть имитация».(74).Основная задача социологии, предложенной Тардом, состояла в том, чтобы идентифицировать переменные это оказало влияние на то, станет ли объект подражания успешными, то есть воспроизводятся, чтобы объяснить, как некоторые имитации стали выделяться среди других (110–111).
«Наша задача — узнать, почему, учитывая сотню разных одновременно задуманные инновации — инновации в форме словами, мифическими идеями, производственными процессами и т. д.- десять разойдутся за границу, а девяносто будут забыты ». (140)Тард ответил на этот вопрос, предложив ряд общих законов. казалось, что это образец дифференциального воспроизведения имитаций, которые он разделил на те, которые имели очевидное логическое качество, и те, которые экстра-логичный или менее рациональный характер. В частности, «логические законы подражания »(140–188), предложенные Тардом, заключались в следующем:
- Возникновение изобретения предполагает рекомбинацию существующих подражания, и это происхождение будет зависеть от социального контекста и способности тех, кто участвует в рекомбинации.
- Успех имитации в геометрическом распространении с точки происхождение будет функцией его соответствия, то есть совместимости, с среда существующих имитаций.
- Выбор, то есть принятие имитации, происходит либо через «подстановка», предполагающая «логическое дуальное» и «борьбу» между двумя альтернативами, или через «накопление» — процесс, влекущий за собой логическое объединение имитаций.
Основные «экстра-логические влияния» Тарда (189-365) утверждали следующее:
- Воспроизведение целей обычно предшествует воспроизведению средств. для этих целей (194-213). Другими словами, по мнению Тарда, цели имеют тенденцию быть имитированным до того, как будут приняты действия, которые служат для их достижения.Для Например, имитация цели, скажем, стать богатым, обычно предшествует принятие имитаций, используемых для достижения этой цели.
- Подражания имеют тенденцию распространяться в процессе расслоенной диффузии. от тех, кого считают выше тех, кто считает их выше (213-243). Например, черты характера, изначально связанные со знаменитостями и в противном случае привилегированные, как правило, переходят к тем, кто связывает их с такие черты.
В наблюдении, которое было бы уместно с меметической реконцептуализацией Броди. литературы о социальном влиянии (Brodie 1996), Tarde также повысил возможность создания успешной имитации самостоятельно любой истины или полезности, которую может иметь имитация. Разработать успешный имитация, или мем, говоря современным языком, Тард предположил, что это могло бы достаточно, чтобы представить изобретение (имитация мутанта) как потомок эндемичная часть культуры, в которую он должен быть введен:
«…принять маску врага и осадить существующий обычай обнаружив какой-то древний обычай, давно дискредитированный и опровергнутый омолодилась для нужд своего дела … «(261)Хотя предложенная Тардом исследовательская программа была несколько затмена социологией. благодаря более структурному подходу Дюркгейма, его работа насчитывает более 5000 опубликованных страниц (Clark 1969) стали источником вдохновения для инноваций. исследование усыновления в прикладной социологии, особенно в сельской социологии (Райан and Gross 1943) и медицинской социологии (Katz 1961).Точно так же модель Тарда подкрепляет многое из того, что считается исследованием диффузии. в маркетинге (Bass 1969, Rogers 1995), в то время как в психологии его рамки повлияли на мышление Болдуин (1894) и, косвенно, Мид (1934).
Для исследователей меметики любой потенциальный вклад Тарда имеет еще предстоит реализовать, но есть надежда, что это краткое введение в один праотцев меметики может послужить творческим стимулом для «генеративная имитация», которая будет определять наше предприятие.
Болдуин, Дж. М. (1894). Имитация: глава в естественная история сознания. Mind , 3 : 25-55.
Бас, Ф. (1969) «Новая модель роста продукта для потребительские товары длительного пользования » Management Scienc e, 13 (5): 215-227.
Блэкмор, С. (1998) Подражание и определение мема. Журнал меметических эволюционных моделей информации Коробка передач , 2. http://cfpm.org/jom-emit/1998/vol2/blackmore_s.html
Броди Р. (1996). вирусов разума: Новая наука о меме . Сиэтл, Вашингтон: Integral Press.
Кларк, Т. (ред.) (1969) Габриэль Тард о коммуникации and Social Influenc e, Chicago, University of Chicago Press.
Э. Кац (1961) Социальный маршрут социальных изменение: два исследования распространения инноваций »в W. Schramm (ed.) Исследования инноваций и коммуникации с общественностью Stanford, CA.
Марсден (1998) «Новая интерпретация эволюционной социологии». Неопубликованный доклад представлен в Центр исследований в области социальных Наук, Университет Сассекса, июнь 1998 г.
Марсден (1999) «Обзор заражения мыслей: Как убеждения распространяются в обществе А. Линч «Журнал искусственного интеллекта «. Общества и социальное моделирование http://jasss.soc.surrey.ac.uk/2/2/review4.html.
Mead, G.H. (1934) Разум, Я и общество .Чикаго: Университет Чикаго Пресс.
Прайс, И. и Шоу, Р. (1998) Сдвиг Паттерны: нарушение кодексов корпоративной деятельности Memetc , Чарлфорд, Глос. Книги менеджмента 2000.
Роджерс Э. М. (1995) Распространение инноваций (4 -е изд ). Нью-Йорк. Свободная пресса.
Райан, Б. и Гросс, Северная Каролина (1943) «Распространение гибридной кукурузы в двух общинах Айовы » Сельская социология 8 : 15-24.
Tarde, G. (1890) Les Lois de l’Imitation , Paris 3ème éd. revue et augmentée 1900.
Tarde, G. (1884) «Darwinisme naturel et Darwinisme» социальная » Revue Philosophique XVII; 607.
Тард, Г. (1903) Законы подражания , перевод Э.К. Парсонса с введением Ф. Гиддингса, Нью-Йорк, Генри, Холт и Ко.
Тард Г. (1962) Законы подражания ,
перевод Э.К. Парсонс с предисловием Ф. Гиддингса, перепечатка, Глостер,
Массачусетс, Питер Смит.
Назад к выпуску 1 том 4
Габриэль Тард и эволюционная экономика инноваций
Дэвид П. 1985. Клио и экономика QWERTY, American Economic Review, май,
75 (2), стр. 332-7.
Доси, Г. 1982. Технологические парадигмы и технологические траектории, исследовательская политика, 11,
стр. 147-62.
Дози, Г. 1988. Источники, процедуры и микроэкономические эффекты инноваций, журнал
Экономическая литература, XXVI, сентябрь, с. 1120-71.
Flecck, J. 1994. Обучение на практике: реализация технологии конфигурации,
Research Policy, 23, p. 637-652.
Freeman, C. 1988. Распространение: распространение новой технологии на фирмы, сектора и страны, в
Heertje, A.(Ред) Инновации, технологии и финансы. С. 38-70, Оксфорд: Бэзил Блэквелл.
Фриман, К., Кларк, Дж., Соете, Л. 1982. Безработица и технические инновации: исследование
длинных волн и экономического развития, Лондон: Фрэнсис Пинтер.
Gille, B. 1978. История техники, Париж: La Pléiade, Gallimard.
Киннунен, Дж. 1996. Габриэль Тард как отец-основатель исследования распространения инноваций, Acta
Sociologica, 39, p. 431-42.
Кун, Т.1983. La Structure des révolutions scientifiques, Париж: Фламмарион.
Larue de Tournemine, R. 1991. Технологические стратегии и процесс инноваций, Париж:
Les éditions d’organisation.
Lazzarato, M. 2002. Puissances de l’invention: la Психология économique de Gabriel Tarde
contre l’économie politique. Париж: Les empêcheurs de penser en rond.
Lundvall, B. 1988. Инновации как интерактивный процесс: от взаимодействия пользователя и производителя к
национальной системе инноваций, в Dosi et al.(eds) Технические изменения и экономическая теория
. п. 349-69, Лондон: Фрэнсис Пинтер.
Малерба, Ф. 1992. Обучение фирм и постепенные технические изменения, Экономический журнал
, 102, июль, с. 845-59.
Марко, Л. 1985. Предприниматель и инновации: французские источники Джозефа Шумпетера,
Economies et Sociétés, серия PE, 4, октябрь, с. 89-106.
Марсден, П. 2000. Отцы меметики: Габриэль Тард и законы подражания,
Журнал миметиков-эволюционных моделей передачи информации, 4 (1), http: // jom-
emit.cfpm.org/2000/vol14/marsden
Muchielli, L. 2000. Tardomania, réflexions sur les usages contemporains de Tarde, Revue
d’Histoire des Sciences Humaines, 3, p. 161-84.
Muchielli, L. 2004. Mythes et histoires des Sciences Humaines (Париж: La Découverte).
Navahandy, H. 1958. Essai sur J. Schumpeter, théoricien du capitalisme, Phd Thesis, Париж.
Влиятельные лица и законы подражания Габриэлем Тардом
Размещено Пьером-Николя Швабом 22 мая 2020 г.
В этом мини-курсе № 10 Эммануэль Турп исследует феномен влиятельных лиц, используя теории Габриэля Тарда.Этот курс также даст возможность поговорить о построении коммуникации и, в частности, о ее полиморфизме. Коммуникация — это инновация, и поэтому она основана на том, что сказали другие, комбинируя свои слова и мысли. Мы возвращаемся к самой природе инноваций, которые, в конечном счете, представляют собой всего лишь ремикс, если использовать заголовок сообщения, которое я написал в 2012 году.
Мини-курс № 10
Влиятельные лица — не что иное, как последователи — Законы подражания Габриэля Тарда
Сегодняшний небольшой снимок автора, о котором почти забыли на 50 лет, который был вновь открыт только после войны и сегодня считается одним из лучших мыслителей: Габриэлем Тардом (1843–1904).Однако в конце XIX века он был звездой, единственным, кто столкнулся с гигантом Эмилем Дюркгеймом в зарождающейся области социологии. «Законы подражания», открытые им (1895 г.), во многом предсказывали то, что происходит сегодня в социальных сетях. Влияния в Instagram, тролли, портящие комментарии к твиттеру, сталкеры, которые проводят время за чтением постов в Facebook, но ничего не публикуют… все уже было с Тардом. И это здорово.
Первая большая идея Тарда поразительна : прежде чем стать животными, наделенными разумом, мы прежде всего вера и желание.Никто не начинает с знания: каждый рожден и живет в мире, состоящем из неоднократных актов веры. Причина приходит потом. Каждый человек верит и должен чувствовать. Каждый человек желает и расширяет свой внутренний мир желанием. Это основа хорошего общения, которую здесь утверждает Тард: создание убедительности и исполнение желаний. Первое правило общения — вызвать доверие, а затем заставить людей следовать. Вы хотите вступить в отношения с другими людьми, вести с ними диалог: укреплять веру в то, что вы говорите, укрепляя доверие и авторитет ; заставьте их захотеть следовать за вами.Общение основано не только на логических процессах, но и на этой вере и желании.
Второй закон Тарда стоит объезда. Он различает два типа людей: изобретатели и подражатели . Некоторые вводят новшества, а другие копируют. Но будьте осторожны! Тард вовсе не говорит, что подражание было бы дегенеративным или сделанным для идиотов. Вовсе нет: мы все подражаем, и, в конце концов, великие изобретения сами по себе являются лишь моментом подражания. Когда молодая девушка смотрит учебник по макияжу, она сначала имитирует машину YouTube, чтобы освоить технику.Но затем она улучшит свой стиль или даже воспротивится тому, чему научилась, найдя альтернативный подход. Бах подражал своим предшественникам, но либо совершенствуя их, либо сопротивляясь им; он создал свой стиль, которому он сам подражал. Это еще один закон общения: давать образцы для подражания, чтобы каждый мог делать с ними то, что хочет. Чтобы Эйнштейн открыл пределы законов Ньютона, он сначала должен был следовать им, пока не увидел, как они не работают. Учитель будет хорошо преподавать, только если он воплощает свой предмет, если он сам является образцом.Своим вкусом к философии я обязан моему старшему преподавателю г-ну Лазу (увы, покойному), который был образцом для подражания и дал мне глобальный образ мысли, которой нужно следовать. Оппозиция — важный момент подражания, возможно, даже самый важный ее плод.
Это закон подражания, который управляет всем общением: пробуждать веру, вызывать желание и подражать путем улучшения, противодействия или становления, в свою очередь, образцом для подражания.
Наконец, Габриэль Тард открыл роль людей и отношений в общении .Для него идеальное общение происходит в кафе, дома, с друзьями. Лучше всего общение между людьми — из уст в уста. Распространение устной речи имеет гораздо большее значение, чем распространение листовок, плакатов и информационных бюллетеней. Сегодня мы говорим тарабарщиной, типичной для современных социологов сетевых акторов: здесь идея состоит в том, что каждый играет определенную роль в общении в группе и в частных беседах.
В этих разговорах всегда есть лидеры мнений — влиятельные лица.Это те, кто, будучи моделями того, что должно быть модным, думают о политике, ходят в кино, общаются. Стоит ли нам снова упомянуть instragammeus? Показы мод или парижанки, которые задают тон тому, что надеть? Настоящее общение происходит между людьми, которые разговаривают и обмениваются моделями. Вот почему бренд, который хочет продавать себя, больше заинтересован в таргетинге на влиятельных лиц, чем в общении с широкой публикой. Задача моделей, объектов веры и желаний — создавать общение со всеми в виде фонтана, чей фонтанный поток спускается из более узких бассейнов в более обширные заливы.
Великий исследователь СМИ Пол Лазарсфельд после войны обнаружит, насколько прав был Тард. Каждое осложнение представляет собой двухэтапный поток: от образцов для подражания к последователям, от влиятельных лиц, которые сами становятся влиятельными лицами. Вот почему бренды влияют на влиятельных лиц, которые сами являются только последователями.
Это закон подражания, который управляет всем общением: пробуждать веру, вызывать желание и подражать, улучшая, противодействуя или становясь, в свою очередь, последователем.
«Две вещи, которые противоположны, противоположны, противоположны, имеют своим характером представлять различие, которое состоит в самом их сходстве, или, если кто-то предпочитает, представлять сходство, которое состоит в максимально возможном различии» (Г. Тард , Универсальная оппозиция).
Для получения дополнительной информации
Тард Г. и Антуан Дж. П. (2001). Les lois de l’imitation. Париж: Сеуил.
Иллюстрация: shutterstock
Теги: связьИсследование роли Габриэля Тарда в истории социологии — Институт Арс Вивенди, Университет Рицумейкан
Главный вход в Центр истории в Science Po.В нем есть архивы, в том числе сочинения Тарда.
Мои исследования сосредоточены на экономической психологии и социологической теории Габриэля Тарда (1843–1904), который играл активную роль в конце 19 века.
Тард — социолог, сыгравший активную роль, когда социология начала институционализировать, создав журналы, ассоциации и курсы. Больше всего он известен своей теорией подражания в социологии. Он также известен как жесткий противник Эмиля Дюркгейма, «основателя социологии».Теория подражания Тарда подверглась резкой критике в книге Дюркгейма « Suicide ». Тард был «забытым» человеком в социологии отчасти потому, что считалось, что он потерпел поражение в этой дискуссии.
Однако, когда я начал свое исследование в аспирантуре, началась переоценка Tarde. «Tarde-Renaissance» возник как благодаря высокой оценке Жиля Делёза, так и благодаря сборнику Габриэля Тарда (Œuvres de Gabriel Tarde), который издается с 1999 года исследователями, находящимися под влиянием Делёза.
Характерной чертой социологии Тарда является анализ, основанный на его точке зрения, согласно которой каждое социальное явление состоит из коммуникации посредством изобретения и подражания. И он применяет свою социологию к экономическим теориям. Он указывает на то, что основные концепции в экономике, такие как стоимость, труд, капитал, рынок и ценообразование, не могут быть поняты без человеческого общения, и он делает концепцию экономической психологии новой экономической теорией, которую демонстрирует социальная коммуникация. Хотя это сильно отличается от современной экономической психологии, я думаю, что это концепция оригинальна и важна даже сейчас.Я разъяснил его концепцию экономической психологии, основанную на социологических теориях, в своей докторской диссертации. диссертация и книга под названием Габриэль Тард: к режиму подарков и ассоциаций (Ракухоку Шуппан, 2011).
Моя книга под названием Габриэль Тард: К режиму подарков и ассоциаций (Ракухоку Шуппан, 2011).
После моей докторской степени. В настоящее время предметом моих исследований является то, какое влияние оказали на теорию Тарда и какие эффекты она оказала после его смерти.Что касается влияния на Тарда, я пытаюсь прояснить, какое влияние оказали на него архивы Габриэля Тарда, которые имеет Центр истории в Науки По. Например, в его записной книжке можно найти его огромные усилия, которые пытались преодолеть Мэн де Биран и Герберт Спенсер. Я думаю, что они оказали большое влияние на его философские мысли. В настоящее время я занимаюсь нерешенными вопросами о том, какое влияние оказало на его концепцию подражания и изобретения.
Что касается влияния теории Тарда, я ищу, как его концепция изобретения унаследована в истории социологии. Он не стал «забытым» социологом внезапно. По мере продвижения моего исследования я обнаружил, что социология изобретений и имитации Тарда унаследована, пусть даже косвенно, «социологии изобретений», которая обсуждалась в США в межвоенный период. Меня интересует контраст между концепцией социологов, защищавших «социологию изобретения», и нынешней концепцией инноваций.Социологи предполагали изучение предсказания будущего и практиковали его, рассматривая, как новые изобретения, которые быстро распространяются, могут быть хорошо применены в обществе. Их аргумент — это также поток, который приводит к последующему формированию концепции инноваций. Однако в то же время у него есть излишек, который нельзя свести воедино. Я хотел бы прояснить, в рамках какой социальной концепции социологи того времени обсуждали изобретение, постоянно исследуя дискуссии того времени.
НАКАКУРА Томонори
подражаний, предложений, изобретений: сходство с общением с Габриэлем Тардом (14–16 апреля 2009 г.) | CBS
Факультет
Доцент Кристиан Борх, LPF, CBS, профессор Урс Стахели, факультет социологии, Базельский университет, Швейцария
Координатор курса
Кристиан Борч, LPF, CBS
Пререквизиты
Курс распространяется на всех аспирантов
Пререквизиты / продвижение по курсу
Курс (как и чтение) будет на английском языке.Слушатели должны заранее прочитать литературу по курсу (и, желательно, некоторые из предлагаемых чтений) и представить небольшую статью (пять-десять страниц) по своему проекту, в которой они попытаются исследовать плодотворность включения тем Тарди в свою работу. . Ожидается, что студенты представят части работ Тарда на пленуме. Выбор тем, которые будут представлены студентами, будет сделан и согласован за месяц до курса.
Цель
Целью курса является, во-первых, познакомить аспирантов с ключевыми темами социологии Тарда и, во-вторых, изучить, как и в какой степени концепции и перспективы Тарде могут способствовать развитию отдельных докторских проектов.Помимо исследования общих социологических возможностей работы Тарда, особое внимание будет уделено тому, как использовать вдохновленную Тардом точку зрения в исследованиях менеджмента и организации. Следуя Тарду, можно анализировать управление или изучать управление имитационными аффектами. Ключевые вопросы, которые будут рассмотрены в ходе курса, включают: Как отдельные проекты могут извлечь выгоду из представлений Тарда об имитации, предложении и изобретении? Каким образом Tarde предлагает новые и неожиданные способы взглянуть на социальную среду и ее управление? И каковы последствия включения концепций Тардиана в теорию менеджмента и организации?
Содержание
Прошедшее десятилетие ознаменовалось подлинным возрождением социологии Габриэля Тарда (1843–1904).Тард, который долгое время игнорировался в социальной теории, сейчас реабилитируется как социолог, чьи работы представляют новые и проливающие свет взгляды на общество и социальное. Одной из наиболее важных фигур в открытии Тарда является Бруно Латур, который даже охарактеризовал Тарда как родоначальника теории акторных сетей. Тард также играет важнейшую роль в сферологической теории социальной пены Питера Слотердейка, а также в работах Эрика Аллиеса, Эндрю Барри, Лизы Блэкман, Маурицио Лаццарато и Найджела Трифта, и это лишь некоторые из них.Ранее, в частности, Тард прославлял Жиль Делез.
Текущие обсуждения сосредоточения Тарда на его монадологическом понимании общества, его представлениях о подражании-внушении и изобретении, а также на его работе по экономической социологии. Эти темы также являются центральными для этого курса, который представит основные концепции социологии Тарда, обсудит современное возрождение Тарда, а также продемонстрирует возможности его работы для исследований в области социологии, теории менеджмента и организации.
Курс состоит из двух лекций, студенческих презентаций и обсуждения индивидуальных проектов. Первая лекция посвящена тому, как Тард конструирует микросоциологическую программу, которая, по сравнению с большинством классических и современных социологических теорий, предлагает альтернативную концепцию социального и его состава. В этой лекции также представлены работы Тарда с историко-теоретической точки зрения и обсуждаются некоторые из его основных концепций. Вторая лекция фокусируется, в частности, на концепции внушения Тарда и связывает ее с недавней постструктуралистской мыслью.Выступления студентов будут сосредоточены на конкретных аспектах работы Тарда, таких как его экономическая социология или использование его работы в теории менеджмента и организации.
Стиль преподавания
Две лекции; студенческие презентации; обсуждения на пленуме; обсуждение индивидуальных проектов.
Экзамен
Цели обучения
Курс должен дать обзор основных концепций Тарда (в частности, имитация, внушение и изобретение), а также его общей социологической теории.Кроме того, курс должен познакомить аспиранта с некоторыми из основных недавних обсуждений и приложений работы Тарда (например, в области менеджмента). Наконец, курс должен показать, как взгляды Тардиана могут быть включены в отдельные проекты докторантуры.
План лекции
Время / период | Факультет | Название |
---|---|---|
Вторник, 14 апреля | ||
09.30-10.00 | Кристиан Борх | Регистрация и приветствие: Презентация участников и курса: Почему именно Tarde? |
10.00-12.00 | Кристиан Борх | Лекция I о Тарде: альтернативная социология Тарда |
12.00-13.00 | Обед | |
13.00-14.30 | Студенческие презентации | |
14.30-16.00 | Обсуждение | |
Среда, 15 апреля | ||
09.30-12.00 | Urs Stäheli | Лекция II о Тарде: внушение и постструктурализм |
12.00-13.00 | Обед | |
13.00-16.00 | Обсуждение индивидуальных проектов | |
Четверг, 16 апреля | ||
09.30-12.00 | Обсуждение индивидуальных проектов | |
12.00-13.00 | Обед | |
13.00-16.00 | Заключение и оценка |
Курсовая литература
Эрик Аллиес (2004) «Различие и повторение Габриэля Тарда», Distinktion 9: 49–54
Блэкман, Лиза (2007) «Переосмысление психологических вопросов: важность суггестивной области онтологии Тарда», Экономика и общество 36 (4): 574–596
Чарнявска, Барбара (2004) «Габриэль Тард и управление большим городом», Distinktion 9: 113–133
Латур, Бруно (2002) «Габриэль Тард и конец социального» , стр.117–132 в П. Джойсе (ред.) Социальное в вопросе. Новые ориентиры в истории и социальных науках. Лондон и Нью-Йорк: Routledge
Lazzarato, Маурицио (2004) «От капитала-труда к капитальной жизни», ephemera 4 (3): 187–208
Tarde, Gabriel (1899) Social Laws. Нью-Йорк: Макмиллан. (213 стр.)
Тард, Габриэль (1962): Законы подражания. Глостер, Массачусетс: Питер Смит, стр. Ix-88
Тард, Габриэль (2007) «Экономическая психология», Экономика и общество 36 (4): 614–643
Бережливость, Найджел (2007) «Бурные страсти: на пути к пониманию. аффективных пространств политической деятельности », стр.220–254 в непредставительной теории: пространство, политика, аффект. Лондон и Нью-Йорк: Routledge
Toews, Дэвид (2003) «Новая Тард: Социология после конца социального», Теория, культура и общество 20 (5): 81–98.
Рекомендуемая литература
Блэкман, Лиза (2008) «Аффект, родство и« проблема личности »», Теория, культура и общество 25 (1): 23–47
Борч, Кристиан (2005) «Городские имитации: пересмотр социологии Тарда», Теория , Culture & Society 22 (3): 81–100
Borch, Christian (2008) «Пенная архитектура: управление совместно изолированными ассоциациями», Economy and Society 37 (4): 548–571
Borch, Christian and Urs Stäheli (ред. ) (2008/9) Soziologie der Nachahmung und des Begehrens.Materialien zu Gabriel Tarde. Франкфурт-на-Майне: специальный выпуск Suhrkamp
Distinktion на Tarde: Distinktion 9 (2004)
Специальный выпуск «Экономика и общество» Tarde: Economy and Society 36 (4) (2007)
Латур, Бруно (2005) Reassecting the Social: An Introduction to Actor -Сетевая теория. Oxford: Oxford University Press,
Лейс, Рут (1993) «Голоса Мида: подражание как основа, или борьба с мимесисом», Critical Inquiry 19 (2): 277–307
Тард, Габриэль (1969) о коммуникации и социальном влиянии : Избранные статьи, под ред.Терри Н. Кларк. Чикаго и Лондон: Чикагский университет Press.
Аспирантура
Аспирантура по организационным и управленческим исследованиям
Кафедра
Кафедра менеджмента, политики и философии
Уровень
Доктор философии
ECTS
3
Язык
Английский
Бизнес-школа Расположение
Департамент менеджмента, политики и философии Porceleanshaven 18A DK-2000 Frederiksberg
Плата
4600 датских крон для аспирантов за пределами датского открытого рынка.