Типы воображения в психологии: Виды воображения

Основные виды воображения и их краткая характеристика

   Различают активное, пассивное, воссоздающее и творческое воображение.

Активное воображение формирует образы по желанию субъекта, связанные с какими-то нереализованными потребностями человека. Оно направлено в будущее и связано с волевым решением творческих и личностных проблем. В качестве примера можно привести:
— воображение художника;
— воображение генерального конструктора;
— групповую процедуру «мозгового штурма» при поиске и разработке идей в научной лабаратории.

Пассивное воображение формирует образы спонтанно, само собой. Эти образы не предназначены для их воплощения в жизнь. Оно может проявляться в гипонтических состояниях, при сновидениях, в грезах и бредовых состояниях.

Воссоздающее (репродуктивное) воображение проявляется в ситуациях воссоздания образа объекта, существовавшего в реальном прошлом, но представленно словесно, схематично, эскизно. Не может обойтись без воссоздающего воображения и следователь прокуратуры: прибыв на место происшествия, он мысленно рисует образ действий преступника.

Именно этот образ далее разрабатывается в качестве одной из гипотез для раскрытия преступления.

Творческое (продуктивное) воображение формирует образы, не имеющие прообразов в реальном мире (образы кентавра, человека-паука). Конечно, эти образы опираются на жизненный опыт, усвоенные знания. В сознании человека формируется модель будущей ситуации, явления, предмета на основе существующих элементов. Трудность заключается в объединении этих элементов в единую цепь причинных взаимосвязей.

Этот вид воображения наиболее характерен для тех, кто устремлен в будущее, занимает активную жизненную позицию. Именно творческое воображение Н. Коперника, создавшее образ бесконечности и населенности миров во Вселенной, опровергло аристотелевскую парадигму конечности мира, послужило исходным пунктом развития новой астрономии и физики в трудах Дж. Бруно, Г. Галилея. Заметим, что при жизни ученого еще не существовало телескопов. Единственным «инструментом», дающим возможность заглянуть в далекие миры Вселенной, было воображение, основанное на наблюдательности, интуиции и устремленности к познанию

   Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности,или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения,в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.
      Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид воображения проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления.

      Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, продуктивное (творческое) воображениеи мечту.
       Воссоздающеевоображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения сталкиваются тогда, когда читают описание географических мест или исторических событий, а также когда читают описание литературных героев. Следует отметить, что воссоздающее воображение формирует не только зрительные представления, но и осязательные, слуховые и т. д. Так, читая описание Полтавской битвы, сделанное А.С. Пушкиным, можно отчетливо представить раскаты орудийных выстрелов, крики солдат, бой барабанов, запах пороха.
      Чаще всего с воссоздающим воображением сталкиваются, когда необходимо воссоздать какое-либо представление по словесному описанию. Однако бывают случаи, когда человек воссоздает представление о каком-либо предмете, не пользуясь словами, а на основе схем и чертежей. В этом случае успешность воссоздания образа во многом определяется способностями человека к пространственному воображению,т. е. способностью воссоздать образ в трехмерном пространстве. Следовательно, процесс воссоздающего воображения тесно связан с мышлением человека и его памятью.
      Следующий вид произвольного воображения – продуктивное (творческое)воображение. Оно характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Продуктивное воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Поэтому между воссоздающим и творческим воображением нет жесткой границы. При воссоздающем воображении зритель, читатель или слушатель должен в большей или меньшей степени восполнять заданный образ деятельностью своего творческого воображения.
      Особой формой воображения является мечта.Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. Однако мечта имеет ряд существенных отличий от продуктивного (творческого) воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выражение то, что влечет к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта – это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т. д.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Основные виды воображения и их краткая характеристика

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Основные виды воображения и их краткая характеристика

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Основные виды воображения и их краткая характеристика

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

49. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ И ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. Шпаргалка по общей психологии

49. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ И ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности,

или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид воображения проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, продуктивное (творческое) воображение

и мечту.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения сталкиваются тогда, когда читают описание географических мест или исторических событий, а также когда читают описание литературных героев. Следует отметить, что воссоздающее воображение формирует не только зрительные представления, но и осязательные, слуховые и т. д. Так, читая описание Полтавской битвы, сделанное А.С. Пушкиным, можно отчетливо представить раскаты орудийных выстрелов, крики солдат, бой барабанов, запах пороха.

Чаще всего с воссоздающим воображением сталкиваются, когда необходимо воссоздать какое-либо представление по словесному описанию. Однако бывают случаи, когда человек воссоздает представление о каком-либо предмете, не пользуясь словами, а на основе схем и чертежей. В этом случае успешность воссоздания образа во многом определяется способностями человека к

пространственному воображению, т. е. способностью воссоздать образ в трехмерном пространстве. Следовательно, процесс воссоздающего воображения тесно связан с мышлением человека и его памятью.

Следующий вид произвольного воображения – продуктивное (творческое) воображение. Оно характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Продуктивное воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Поэтому между воссоздающим и творческим воображением нет жесткой границы. При воссоздающем воображении зритель, читатель или слушатель должен в большей или меньшей степени восполнять заданный образ деятельностью своего творческого воображения.

Особой формой воображения является мечта. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. Однако мечта имеет ряд существенных отличий от продуктивного (творческого) воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выражение то, что влечет к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта – это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т. д.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Краткая характеристика основных психологических школ

Краткая характеристика основных психологических школ Функционализм. Основоположником этой школы является американский психолог Уильям Джемс. Функционализм оценивает состояние психических функций организма и результаты их деятельности с точки зрения удовлетворения

56.

 Виды и приемы воображения

56. Виды и приемы воображения Различают два вида воображения – воссоздающее и творческое.Воссоздающее воображение развертывается на основе воспринятой знаковой системы: словесной, числовой, графической, нотной и др. Воссоздавая, человек наполняет знаковую систему

40. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПАМЯТИ

40. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПАМЯТИ Существует несколько основных подходов к классификации видов памяти. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей

48. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВООБРАЖЕНИЯ

48. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВООБРАЖЕНИЯ Воображение – это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создания на этой основе новых представлений. Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда – специфически человеческой

85. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИЙ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЭМОЦИЙ

85. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИЙ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЭМОЦИЙ Эмоции – это более широкое понятие, чем чувства. В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для

Виды воображения

Виды воображения В воображении проявляются все виды и уровни направленности личности; они порождают и различные уровни воображения. Различие этих уровней определяется прежде всего тем, насколько сознательно и активно отношение человека к этому процессу. На низших

Основные виды мышления

Основные виды мышления Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней. Прежде всего весьма различным может быть их познавательное значение. Так, очевидно, неравноценны в познавательном отношении элементарный мыслительный акт,

Основные виды внимания

Основные виды внимания При изучении внимания необходимо различать два основных уровня, или вида, его и ряд его свойств или сторон. Основными видами внимания являются непроизвольноеи так называемое произвольноевнимание. Непроизвольное внимание связано с рефлекторными

Основные виды памяти

Основные виды памяти Психология располагает несколькими основными видами памяти. Мы последовательно рассмотрим, их расположив в порядке возрастающей сложности.Однако ограничимся лишь анализом тех видов памяти, которые имеют значение для познавательных процессов,

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОТИПОВ

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОТИПОВ ВЫСОКОЭНЕРГИЧНЫЕ (АГРЕССИВНЫЕ)1. ЭПИЛЕПТОИД. Любовь к порядку.2. ПАРАНОЙЯЛЬНЫЙ. Целеустремленность.3. ГИПЕРТИМ. Постоянно повышенный фон настроения. Экстравертированность.4. ИСТЕРОИД. Демонстративность.НИЗКОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ

Краткая характеристика девяти эннеатипов [38]

Краткая характеристика девяти эннеатипов [38] 1. ПерфекционистДоминирующий центр: физический.Основная черта характера: самокритика.Убеждение: «Мир несовершенен. Я живу, чтобы сделать его лучше».Страх, стремление избежать: ошибки.Реакция защиты: перфекционизм.Основное

II. Краткая характеристика основных используемых в педагогике и психологии схем возрастной периодизации

II. Краткая характеристика основных используемых в педагогике и психологии схем возрастной периодизации Прежде чем приступить к данному разделу, сделаем две оговорки.Во — первых, нами описывается здесь лишь один аспект из богатейшего научного наследия каждого из

Imagination — Философская энциклопедия Routledge

Доступ к полному содержанию доступен только для членов учреждений, купивших доступ. Если вы принадлежите к такому учреждению, войдите в систему или узнайте больше о том, как сделать заказ.


Поделиться

Загрузка контента

Нам не удалось загрузить контент

Печать

Содержание

  • Резюме статьи
  • содержимое заблокировано

    1

    Воображение, представление и предположение

  • контент заблокирован

    2

    Виды воображения

  • контент заблокирован

    3

    Пазлы на воображение

  • содержимое заблокировано

    Библиография

ПЕРЕСМОТРЕННЫЙ

|

Тематический

  • К
  • Добрый, Эми

DOI

10.4324/9780415249126-V017-2

Версии

  • содержимое заблокировано

    версия 2

  • контент разблокирован

    версия 1

Опубликовано

2017

DOI: 10. 4324/9780415249126-V017-2
Версия: v2, Опубликовано в сети: 2017
Получено 06 июня 2023 г. с https ://www.rep.routledge.com/articles/thematic/ воображение/v-2


Воображение — это спекулятивное психическое состояние, которое позволяет нам рассматривать ситуации отдельно от здесь и сейчас. Исторически воображение играло важную роль в работах многих крупных философских деятелей западной традиции — от Аристотеля до Декарта, от Юма до Канта. К середине двадцатого века, на волне бихевиористского мышления, которое доминировало как в психологии, так и в философии в начале века, воображение в значительной степени исчезло из философской точки зрения, и ему уделялось мало внимания со стороны 19 века.60-х по 1980-е годы. Но воображение вернулось в центр внимания в конце двадцатого века, поскольку ему стало уделяться все больше внимания как в эстетике, так и в философии разума.

В эстетике интерес к воображению в значительной степени проистекает из его роли в нашем взаимодействии с произведениями искусства, музыки и литературы. Например, одни философы обращались к воображению, чтобы уловить сущность художественной литературы, а другие призывали его объяснить, как слушатели понимают выразительную природу музыкальных произведений. Третьи считали, что воображение занимает центральное место в онтологических вопросах искусства; в частности, они считают произведения искусства в некотором смысле воображаемыми объектами.

В философии сознания воображение играет особенно важную роль при обсуждении чтения мыслей, то есть нашей способности понимать ментальные состояния других. В то время как теоретики утверждают, что мы делаем это, обращаясь к народной теории разума, теоретики симуляции утверждают, что мы читаем мысли, симулируя ментальные состояния других, причем симуляция обычно обналичивается с точки зрения воображения. В более общем плане философы разума, интересующиеся вопросами когнитивной архитектуры, как правило, особенно интересуются воображением и его связью с верой и желанием.

На самом деле воображение стало играть важную роль в широком спектре философских контекстов, помимо эстетики и философии разума. Он традиционно занимал центральное место в дискуссиях о мысленном экспериментировании и модальной эпистемологии, где часто проводится аналогия между тем, как восприятие оправдывает убеждения о реальности, и тем, как воображение, по-видимому, оправдывает убеждения о возможности. Воображение также использовалось для объяснения притворства, мечтаний, эмпатии, бреда и нашей способности участвовать в контрфактических рассуждениях.

Поделиться

Загрузка контента

Нам не удалось загрузить контент

Печать

Ссылка на эту статью:
Добрый, Эми. Воображение, 2017, doi:10.4324/9780415249126-V017-2. Философская энциклопедия Рутледжа, Тейлор и Фрэнсис, https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/imagination/v-2.
Copyright © 1998-2023 Рутледж.

Похожие запросы

Темы
  • Философия разума и психология
  • Феноменология

Связанные статьи

  • Вера Брэддон-Митчелл, Дэвид; Джексон, Фрэнк
  • Описание Хопкинс, Роберт
  • Сновидение Ревонсуо, Антти
  • Образы Тай, Майкл

  • фейсбук
  • твиттер

© 2023 Informa UK Limited, компания Informa Group

Воображение и память

Память – это способность запоминать события, вещи и детали, с которыми мы сталкивались в своей жизни. Память есть не только у людей, но и у животных. Мозг хранит всю необходимую информацию о каком-то событии или предмете, только если внимательно наблюдал, слышал или ощущал. Любая информация, полученная нашими органами чувств, систематически собирается и хранится в мозгу. Когда информация получена, сначала она кодируется. Таким образом, мозг регистрирует событие в той или иной форме. Следующим шагом является сохранение информации. И, наконец, происходит третий процесс припоминания события.

Хранение события зависит от количества внимания, которое было уделено этому событию. В зависимости от сохранения памяти различают три типа памяти. Во-первых, это «сенсорная память». Запоминание после ощущения объекта в течение 2–5 секунд известно как сенсорное. Количество воспоминаемых предметов меньше, чем воспринятых в этом случае. Другой тип — «Кратковременная память». Часть информации из сенсорной памяти переносится в раздел Short memory. При этом человек может помнить детали на более короткое время. Если он видит какой-либо другой элемент, новая информация накладывается на предыдущую. Поэтому он забывает предыдущий пункт. Третий тип – «долгосрочный». Информация, хранящаяся в этом разделе, запоминается и спустя долгое время. Например, некоторые счастливые моменты из детства можно еще вспомнить во взрослой жизни.

Воображение

Воспоминания сильно влияют на воображение. Это способность формировать в уме различные образы. Это способность, которая отличает людей от животных. Люди могут запоминать события, предметы или людей, а также могут воображать. Это в основном зависит от памяти и, в свою очередь, восприятия определенного человека. Воображение играет важную роль в человеческом прогрессе. Без него не было бы ни картин, ни больших зданий, ни мостов, ни новых сооружений. Почти вся цивилизация основана на продуктах воображения.

Память и воображение взаимосвязаны. Объекты, хранящиеся в разделе памяти, можно использовать только как инструменты для развития воображения.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts