Традиционное действие это: ДЕЙСТВИЕ ТРАДИЦИОННОЕ это

Содержание

Социальное действие. Большая российская энциклопедия

Научные теории, концепции, гипотезы, моделиНаучные теории, концепции, гипотезы, модели

Социа́льное де́йствие, ключевое понятие классической и современной социологической теории, обозначает преднамеренное (интенциональное) поведение действующего субъекта (актора), которое, с его точки зрения, обладает смыслом, ориентировано на поведение других людей, а также на социальный контекст, включающий в себя различные ценности, нормы и культурные значения.

Данное определение социального действия восходит к М. Веберу, который описал его идеальные типы и предложил методологический подход к пониманию направленности и смысла действий людей в обществе. Его типология включает:

  1. Традиционное действие, основанное на длительной привычке.

  2. Аффективное действие, которое обусловлено аффектами или же эмоциональным состоянием индивида.

  3. Ценностно-рациональное действие, опирающееся на веру в некую безусловную – эстетическую, религиозную или любую другую – самодовлеющую ценность определённого типа поведения как такового, без учёта его возможных последствий.

  4. Целерациональное действие, построенное на разумных ожиданиях актора относительно возможного «поведения предметов внешнего мира и других людей» и на «использовании этих ожиданий в качестве «условий» или «средств» для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели» (Вебер. 1990. С. 628).

Критика предложенного Вебером подхода к анализу социального действия указывала на многозначность понятий субъективного смысла и рациональности. Отмечались также сложности в интерпретации его смысла, которая возникает в силу неопределённости круга «других людей», на поведение которых социальное действие может быть ориентировано (А. Шюц).

В современной социологии интерпретативные теории определяют смысл социального действия через субъективную интенцию; утилитаристские теории практической рациональности – через рациональную оценку соотношения объективно доступных актору целей и интересов с имеющимися в его распоряжении средствами. Это соотношение определяет рациональность действия с точки зрения наличия у действующего субъекта необходимых знаний, возможностей и ресурсов.

В интерпретативных теориях социального действия, к которым относятся символический интеракционизм, феноменологическая социология и этнометодология и которые иногда именуются «теориями деятельности», исследование сосредоточено на субъективном смысле действия. В них исследуются объяснительные возможности человеческой субъективности в плане того, чтобы быть источником целенаправленной деятельности. Объяснение в этих теориях социального мира движется от изучения смысла, придаваемого субъектом собственному поведению, к возможности взаимодействия с другими людьми – коммуникации и координации индивидуальных действий – и далее к появлению социального мира, состоящего из множества межсубъективных контактов и связей. Ключевой вопрос этих теорий следующий: как из взаимодействия индивидуальных сознаний возникают коллективный порядок и социальные институты, обладающие регулятивной силой? Центральная же философская и методологическая проблема, с которой сталкиваются интерпретативные теории социального действия, – могут ли субъективные основания действия (желания, субъективные смыслы, определения ситуации с точки зрения автора и т. д.) быть причинами поведения, т. е. при каких условиях и в какой мере содержание человеческого сознания может детерминировать наблюдаемое поведение людей.

В утилитаристских теориях социального действия, построенных на основе практической инструментальной рациональности, действия и их интенциональность объясняются прежде всего через знания (обоснованные убеждения) акторов о своих объективных индивидуальных целях/интересах и возможностях/ресурсах. Эти теории исходят из того, что смысл действия может и должен определяться объективно (теории рационального выбора и теории социального обмена). Рациональность при этом трактуется как стремление к максимизации индивидуального интереса. Такое понимание социального действия ориентирует на эмпирическое исследование универсальных закономерностей поведения людей и объясняет их поступки либо в терминах желаний-интересов и обоснованных убеждений акторов о наилучших из доступных им средств реализации желаний, либо же в терминах предпочтений в условиях ограниченных ресурсов. Для теорий социального действия этого типа ключевыми оказываются вопросы о том, как возможны коллективное действие и сотрудничество между индивидами, преследующими свои эгоистические интересы, а также о механизмах возникновения и поддержания нормативного порядка в обществе, состоящем из таких индивидов.

В основном теории социального действия придерживаются позиции методологического индивидуализма, рассматривая его как исходный принцип для объяснения возникновения социального порядка и социальной структуры. Например, в функционалистской теории Т. Парсонса описание системы координат действия включает анализ выбора актором целей и средств действия при наличии не только физических, но и социально-нормативных ограничений. Этот выбор оказывается в конечном счёте на структурном уровне детерминированным нормами и ценностями социальной системы. Современные теоретики пытаются преодолеть такой дуализм социального действия и социальной структуры (например, теория структурации Э. Гидденса, теория практики П. Бурдье).

Важной разновидностью социального действия является действие политическое, сутью которого является взаимодействие субъектов и объектов политики для достижения определённых целей как внутри, так и вне политической системы. В политической теории политическое действие типологизируется в духе концепции социального действия, однако главной его характеристикой при этом выступает рациональность, которая проявляет себя в двух основных типах действия – в ценностно-рациональном и целенаправленном. У политического действия имеются специфические формы, среди которых особое значение имеет политическая речь.

Девятко Инна Феликсовна Дата публикации:  21 декабря 2022 г. в 17:02 (GMT+3)

#Социологические термины и понятия

Социологические термины и понятия

#Теоретическая социология

Теоретическая социология

ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ • Большая российская энциклопедия

Авторы: И. Ф. Девятко

ДЕ́ЙСТВИЕ СОЦИА́ЛЬНОЕ, клю­че­вое по­ня­тие клас­си­че­ской и со­вре­мен­ной со­цио­ло­ги­че­ской тео­рии, обо­зна­ча­ет пред­на­ме­рен­ное (ин­тен­цио­наль­ное) по­ве­де­ние дей­ст­вую­ще­го субъ­ек­та (ак­то­ра), ко­то­рое об­ла­да­ет смыс­лом с его точ­ки зре­ния, ори­ен­ти­ро­ва­но на по­ве­де­ние др. лю­дей, а так­же на бо­лее ши­ро­кий со­ци­аль­ный кон­текст, вклю­чаю­щий в се­бя цен­но­сти, нор­мы, куль­тур­ные зна­че­ния.

Дан­ное оп­ре­де­ле­ние Д. с. вос­хо­дит к М. Ве­бе­ру, ко­то­рый опи­сал иде­аль­ные ти­пы Д. с. и пред­ло­жил ме­то­до­ло­гич. под­ход к по­ни­ма­нию на­прав­лен­но­сти и смыс­ла дей­ст­вий лю­дей в со­циу­ме. Его ти­по­ло­гия Д. с. вклю­ча­ет: тра­ди­ци­он­ное дей­ст­вие, ос­но­ван­ное на дли­тель­ной при­выч­ке; аф­фек­тив­ное дей­ст­вие, обу­слов­лен­ное аф­фек­та­ми или эмо­цио­наль­ным со­стоя­ни­ем ин­ди­ви­да; цен­но­ст­но-ра­цио­наль­ное дей­ст­вие, опи­раю­щее­ся на ве­ру в без­ус­лов­ную – эс­те­ти­че­скую, ре­ли­ги­оз­ную или лю­бую дру­гую – са­мо­дов­лею­щую цен­ность оп­ре­де­лён­но­го ти­па по­ве­де­ния как та­ко­во­го, без учё­та воз­мож­ных его по­след­ст­вий; це­ле­ра­цио­наль­ное дей­ст­вие, по­стро­ен­ное на ра­зум­ных ожи­да­ни­ях дей­ст­вую­ще­го субъ­ек­та от­но­си­тель­но воз­мож­но­го «по­ве­де­ния пред­ме­тов внеш­не­го ми­ра и дру­гих лю­дей» и на «ис­поль­зо­ва­нии этих ожи­да­ний в ка­че­ст­ве «ус­ло­вий» или «средств» для дос­ти­же­ния сво­ей ра­цио­наль­но по­став­лен­ной и про­ду­ман­ной це­ли» (Ве­бер М.

Избр. про­из­ве­де­ния. М., 1990. С. 628). Кри­ти­ка пред­ло­жен­но­го Ве­бе­ром под­хо­да к ана­ли­зу Д. с. ука­зы­ва­ла на мно­го­знач­ность по­ня­тий субъ­ек­тив­но­го смыс­ла и ра­цио­наль­но­сти. От­ме­ча­лась так­же слож­ность ин­тер­пре­та­ции смыс­ла Д. с., воз­ни­каю­щая в си­лу не­оп­ре­де­лён­но­сти кру­га «дру­гих лю­дей», на по­ве­де­ние ко­то­рых мо­жет быть ори­ен­ти­ро­ва­но Д. с. (А. Шюц).

В совр. со­цио­ло­гии ин­тер­пре­та­тив­ные тео­рии оп­ре­де­ля­ют смысл Д. с. че­рез субъ­ек­тив­ную ин­тен­цию; тео­рии прак­тич. ра­цио­наль­но­сти, ути­ли­та­ри­ст­ские – че­рез ра­цио­наль­ную оцен­ку со­от­но­ше­ния объ­ек­тив­но дос­туп­ных дей­ст­вую­ще­му це­лей-ин­те­ре­сов и имею­щих­ся в его рас­по­ря­же­нии средств. Это со­от­но­ше­ние оп­ре­де­ля­ет ра­цио­наль­ность дей­ст­вия с точ­ки зре­ния на­ли­чия у дей­ст­вую­ще­го субъ­ек­та зна­ний, объ­ек­тив­ных воз­мож­но­стей и средств.

В ин­тер­пре­та­тив­ных тео­ри­ях Д. с. (сим­во­лич. ин­те­рак­цио­низм, фе­но­ме­но­ло­гич. со­цио­ло­гия, эт­но­ме­то­до­ло­гия), ино­гда име­нуе­мых тео­рия­ми дея­тель­но­сти, ис­сле­до­ва­ние со­сре­до­то­че­но на субъ­ек­тив­ном смыс­ле дей­ст­вия. В них ис­поль­зу­ют­ся и ис­сле­ду­ют­ся объ­яс­ни­тель­ные воз­мож­но­сти че­ло­ве­че­ской субъ­ек­тив­но­сти как свой­ст­ва быть ис­точ­ни­ком це­ле­на­прав­лен­ной дея­тель­но­сти. Ха­рак­тер­ная для этих тео­рий ло­ги­ка объ­яс­не­ния со­ци­аль­но­го ми­ра пред­по­ла­га­ет дви­же­ние че­рез изу­че­ние смыс­ла, при­да­вае­мо­го субъ­ек­том собств. по­ве­де­нию, к воз­мож­но­сти взаи­мо­дей­ст­вия (ком­му­ни­ка­ции и ко­ор­ди­на­ции ин­ди­ви­ду­аль­ных дей­ст­вий) и да­лее к воз­мож­но­сти воз­ник­но­ве­ния со­ци­аль­но­го ми­ра, со­стоя­ще­го из мно­же­ст­ва меж­субъ­ек­тив­ных кон­так­тов и свя­зей (см. Взаи­мо­дей­ст­вие со­ци­аль­ное). Клю­че­вой во­прос, стоя­щий пе­ред эти­ми тео­рия­ми: как из взаи­мо­дей­ст­вия ин­ди­ви­ду­аль­ных соз­на­ний воз­ни­ка­ют кол­лек­тив­ный по­ря­док и об­ла­даю­щие ре­гу­ля­тив­ной си­лой со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты? Гл.

фи­лос.-­ме­то­до­ло­гич. про­бле­ма, с ко­то­рой стал­ки­ва­ют­ся ин­тер­пре­та­тив­ные тео­рии дея­тель­но­сти (Д. с.), – мо­гут ли субъ­ек­тив­ные ос­но­ва­ния дей­ст­вия (же­ла­ния, субъ­ек­тив­ные смыс­лы, оп­ре­де­ле­ния си­туа­ции с точ­ки зре­ния дей­ст­вую­ще­го субъ­ек­та и т. д.) быть при­чи­на­ми по­ве­де­ния, т. е. при ка­ких ус­ло­ви­ях и в ка­кой ме­ре воз­мож­на при­чин­ная де­тер­ми­на­ция на­блю­дае­мо­го по­ве­де­ния лю­дей со­дер­жа­ни­ем их соз­на­ния.

В ути­ли­та­ри­ст­ских тео­ри­ях Д. с., по­стро­ен­ных на прак­тич., ин­ст­ру­мен­таль­ной ра­цио­наль­но­сти, дей­ст­вия и их ин­тен­цио­наль­ная на­прав­лен­ность объ­яс­ня­ют­ся пре­ж­де все­го че­рез зна­ния (обос­но­ван­ные убе­ж­де­ния) дей­ст­вую­щих субъ­ек­тов о сво­их объ­ек­тив­но оп­ре­де­ляе­мых ин­ди­ви­ду­аль­ных це­лях-ин­те­ре­сах и воз­мож­но­стях-ре­сур­сах. Ины­ми сло­ва­ми, эти тео­рии ис­хо­дят из по­ло­же­ния, что смысл дей­ст­вия мо­жет и дол­жен иден­ти­фи­ци­ро­вать­ся объ­ек­тив­но (тео­рии ра­цио­наль­но­го вы­бо­ра и со­ци­аль­но­го об­ме­на).

Ра­цио­наль­ность трак­ту­ют при этом как стрем­ле­ние к мак­си­ми­за­ции ин­ди­ви­ду­аль­но­го ин­те­ре­са. Та­кое по­ни­ма­ние Д. с. ори­ен­ти­ру­ет на эм­пи­рич. ис­сле­до­ва­ние уни­вер­саль­ных за­ко­но­мер­но­стей че­ло­ве­че­ско­го по­ве­де­ния и объ­яс­ня­ет по­ступ­ки лю­дей в тер­ми­нах же­ла­ний-ин­те­ре­сов и обос­но­ван­ных убе­ж­де­ний дей­ст­вую­щих субъ­ек­тов о наи­луч­ших из дос­туп­ных им средств реа­ли­за­ции же­ла­ний ли­бо в тер­ми­нах пред­поч­те­ний и ин­фор­ма­ции в ус­ло­ви­ях ог­ра­ни­чен­ных ре­сур­сов. Для тео­рий Д. с. это­го ти­па клю­че­вы­ми ока­зы­ва­ют­ся во­про­сы о том, как воз­мож­ны кол­лек­тив­ное дей­ст­вие и со­труд­ни­че­ст­во ме­ж­ду ин­ди­ви­да­ми, пре­сле­дую­щи­ми эгои­стич. ин­те­ре­сы, а так­же о ме­ха­низ­мах воз­ник­но­ве­ния и под­дер­жа­ния нор­ма­тив­но­го по­ряд­ка в об­ще­ст­ве, со­стоя­щем из та­ких ин­ди­ви­дов.

Тео­рии Д. с. в осн. при­дер­жи­ва­ют­ся по­зи­ции ме­то­до­ло­гич. ин­ди­ви­дуа­лиз­ма, рас­смат­ри­вая дей­ст­вие в ка­че­ст­ве ис­ход­но­го прин­ци­па для объ­яс­не­ния воз­ник­но­ве­ния со­ци­аль­но­го по­ряд­ка и со­ци­аль­ной струк­ту­ры. В функ­цио­на­ли­ст­ской тео­рии Т. Пар­сон­са опи­са­ние сис­те­мы ко­ор­ди­нат дей­ст­вия вклю­ча­ет ана­лиз вы­бо­ра дей­ст­вую­щим субъ­ек­том це­лей и средств дей­ст­вия в си­туа­ции на­ли­чия не толь­ко фи­зи­че­ских, но и со­ци­аль­но-нор­ма­тив­ных ог­ра­ни­че­ний. Этот вы­бор ока­зы­ва­ет­ся в ко­неч­ном счё­те струк­тур­но-де­тер­ми­ни­ро­ван­ным нор­ма­ми и цен­но­стя­ми со­ци­аль­ной сис­те­мы. Совр. тео­ре­ти­ки пред­при­ни­ма­ют по­пыт­ки пре­одо­леть дуа­лизм Д. с. и со­ци­аль­ной струк­ту­ры (тео­рия струк­ту­ра­ции Э. Гид­ден­са, тео­рия прак­ти­ки П. Бур­дье и др.).

Важ­ной раз­но­вид­но­стью Д. с. яв­ля­ет­ся по­ли­ти­че­ское дей­ст­вие, су­тью ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся взаи­мо­дей­ст­вие субъ­ек­тов и объ­ек­тов по­ли­ти­ки для до­сти­же­ния оп­ре­де­лён­ных це­лей как внут­ри, так и вне си­сте­мы по­ли­ти­че­ской. В по­ли­тич. тео­рии по­ли­тич. дей­ст­вие ти­по­ло­ги­зи­ру­ет­ся в ду­хе кон­цеп­ции Д. с., при этом глав­ной его ха­рак­те­ри­сти­кой вы­сту­па­ет ра­цио­наль­ность, про­яв­ляю­щая се­бя в двух осн. ти­пах дей­ст­вия – в цен­но­ст­но-ра­цио­наль­ном и це­ле­на­прав­лен­ном. По­ли­тич. дей­ст­вие об­ла­да­ет не­ко­то­ры­ми спе­ци­фич. фор­ма­ми, сре­ди ко­то­рых осо­бое зна­че­ние име­ет по­ли­тич. речь.

См. так­же По­ли­ти­че­ская со­цио­ло­гия.

Определение традиционного действия и его значение

 

Значение традиционного действия

 

Следующие тексты являются собственностью их соответствующих авторов, и мы благодарим их за предоставленную нам возможность бесплатно делиться со студентами, учителями и пользователями Интернета, их тексты будут использоваться только в иллюстративных образовательных и только в научных целях.

Вся информация на нашем сайте предназначена для образовательных целей.

Информация о медицине и здоровье, содержащаяся на сайте, имеет общий характер и цель, которая является чисто информативной и по этой причине ни в коем случае не может заменить совет врача или квалифицированного лица на законных основаниях. профессия.

 

Глоссарий терминов социальных наук

 

Традиционное действие Значение и определение:

 

Традиционное действие. Одна из четырех веберовских типологий действия (другими являются вертрациональное, цвекрациональное и аффективное действие), которая относится к действию, мотивированному обычаем или традицией.

 

Для термина традиционное действие могут также существовать другие определения и значения , значение и определение , указанные выше , являются только ориентировочными не должны использоваться в медицинских и юридических или специальных целях .

 

Источник: http://www.faculty.rsu.edu/users/f/felwell/www/glossary/GLOSSARY%20OF%20THE%20SOCIAL%20SCIENCES.docx

Исходный веб-сайт для посещения: http: //www.faculty.rsu.edu/

 

Автор: Frank W.

Elwell

 

Если вы являетесь автором текста выше и не согласны делиться своими знаниями для обучения , исследование , стипендия (для добросовестного использования, как указано в законе об авторских правах США), пожалуйста, отправьте нам электронное письмо, и мы быстро удалим ваш текст.

 

Добросовестное использование  – это ограничение и исключение из исключительного права, предоставленного законом об авторском праве автору творческого произведения. В законе США об авторском праве добросовестное использование – это доктрина , разрешающая ограниченное использование материалов, защищенных авторским правом, без получения разрешения от правообладателей. Примеры добросовестного использования включают комментарии, поисковые системы, критику, новостные репортажи, исследования, обучение, библиотечное архивирование и стипендию. Он предусматривает законное нелицензионное цитирование или включение материалов, защищенных авторским правом, в работу другого автора в соответствии с четырехфакторной проверкой баланса.

(источник: http://en.wikipedia.org/wiki/Fair_use)

 

Ключевое слово Google : традиционное действие

 

Глоссарий терминов социальных наук

 

Что означает традиционный action

 

Если вы хотите быстро найти страницы по определенной теме традиционным действием, используйте следующую поисковую систему:

 

 

Объяснение традиционного действия

 

Пожалуйста, посетите нашу домашнюю страницу

 

Larapedia.com Условия обслуживания и страница конфиденциальности

 

 

9 0010

 

Значение и определение традиционного действия
Объяснение традиционного действия

Теория социального действия: определение, концепции и примеры

Вы когда-нибудь сталкивались с идеей, что люди создают общество? В социологии мы много слышим о том, как общество формирует и «делает» людей и наши решения, но теоретики социального действия считают, что верно обратное.

  • В этом объяснении мы исследуем и оценим теорию социального действия.
  • Мы начнем с определения теории социального действия, включая ее отличия от структурной теории.
  • Затем мы рассмотрим роль социолога Макса Вебера в создании теории социального действия.
  • Мы изучим ключевые концепции теории социального действия.
  • Наконец, мы рассмотрим сильные и слабые стороны теории социального действия.

Определение теории социального действия

Что такое теория социального действия? Давайте посмотрим на определение:

Теория социального действия в социологии — это критическая теория, которая утверждает, что общество представляет собой конструкцию взаимодействий и значений его членов. Он объясняет человеческое поведение на микроскопическом мелкомасштабном уровне, благодаря которому мы можем понять социальные структуры. Вы также можете знать его под названием интеракционизм .

Теория структурного действия против теории социального действия

Как вы могли заметить, теория социального действия сильно отличается от других социологических теорий, особенно от структурализма.

Это потому, что теория социального действия утверждает, что общество состоит из человеческого поведения и что люди создают и вкладывают смысл в институты. С другой стороны, структурные теории основаны на идее, что общество состоит из институтов и что эти институты формируют и придают смысл человеческому поведению.

Примером структурной теории является марксизм, который рассматривает общество как основанное на классовой борьбе и капиталистических институтах, управляющих жизнью людей.

Вебер и теория социального действия

Социолог Макс Вебер разработал теорию социального действия. Как мы уже упоминали, в отличие от структуралистских теорий, таких как функционализм, марксизм или феминизм, теория социального действия утверждает, что люди создают общество, институты и структуры. Люди определяют общество, а не наоборот. Общество создается «снизу вверх».

Вебер объясняет это тем, что нормы и ценности не фиксированы, а гибки. Он утверждает, что человека придают им значение и оказывают гораздо более активное влияние на формирование общества, чем предполагают теоретики-структуралисты.

Сейчас мы рассмотрим и оценим некоторые из фундаментальных концепций теории социального действия более подробно.

Ключевые понятия и примеры теории социального действия

Вебер представил несколько критических понятий в рамках теории социального действия, которые расширили его теорию о том, как люди способствуют формированию общества. Давайте рассмотрим их вместе с некоторыми примерами.

Социальное действие и понимание

Согласно Веберу, социальное действие должно быть в центре внимания социологии. Социальное действие — это термин, обозначающий действие, за которым индивидуум прикрепляет , означающее .

Случайное падение стакана на пол не является социальным действием, поскольку оно не было сознательным или преднамеренным. Напротив, мытье машины — это социальное действие, потому что оно совершается сознательно и за ним стоит мотив.

В отличие от позитивистов, он верил в интерпретаторский, субъективный подход к пониманию человеческого поведения.

Вебер считал действие «социальным» только в том случае, если оно принимает во внимание поведение других людей, потому что это также способствует созданию смысла. Простой контакт с другими людьми не делает действие «социальным».

Он также считал, что мы должны практиковать понимание , то есть эмпатию, чтобы понимать смысл действий людей. Он определил два вида понимания:

  • Aktuelles Verstehen (Прямое понимание) непосредственное наблюдение и понимание социальных действий. Например, когда мы наблюдаем, как кто-то моет машину, у нас есть некоторое понимание того, что делает этот человек. Однако Вебер утверждал, что простого наблюдения недостаточно, чтобы понять смысл их социального действия.

  • Erklärendes Verstehen (Эмпатическое понимание) понимание смысла и мотивов социального действия. Для этого нам нужно поставить себя на место человека, совершающего социальное действие, чтобы понять, какой смысл он ему придает. Например, мы не можем сказать, почему кто-то моет машину, просто наблюдая, как они это делают. Делают ли они это потому, что машина действительно нуждается в чистке, или потому, что они находят это расслабляющим? Они моют чужую машину в качестве одолжения или это запоздалая рутинная работа?

Вебер утверждает, что мы можем понять человеческие действия и социальные изменения, понимая значения, придаваемые социальным действиям. Он говорит, что мы должны интерпретировать жизненный опыт других субъективно (через их собственное личное знание из первых рук), а не пытаться понять, как другие думают и чувствуют объективно.

Кальвинизм, социальное действие и социальные изменения

В его знаменитой книге T Протестантская этика и дух капитализма г. Вебер привел пример кальвинистской деноминации в протестантской религии. Он отметил, что кальвинисты использовали свою трудовую этику и индивидуалистические ценности (социальное действие) для продвижения капитализма (социальных изменений) в Западной Европе в 17 веке.

Влияние кальвинистов на капитализм.

Вебер утверждал, что смысл социальных действий в жизни кальвинистов привел к социальным изменениям. Например, дело было не только в том, что люди работали долгие часы, но и в том, что они0024 почему они работали долгие часы — чтобы доказать свою преданность.

Четыре типа социальных действий

В своей работе Экономика и общество (1921) Вебер выделяет четыре формы социальных действий, которые предпринимают люди. К ним относятся:

Инструментально-рациональное действие
Ценностно-рациональное действие
Традиционное действие
  • Действие, совершаемое по обычаю или привычке (например, посещение церкви каждое воскресенье, потому что вы делаете это с детства, или принятие снимать обувь перед входом в дом, потому что вам всегда говорили так делать).

Аффективное действие

Рис. 2. Вебер считал, что понимание смысла и мотивации людей помогает понять их действия.

Теория социального действия: сильные и слабые стороны

Теория социального действия имеет уникальную перспективу; у него есть сильные стороны, но он также подвергается критике.

Положительные аспекты теории социального действия

  • Теория социального действия признает индивидуальную деятельность и мотивацию изменений и влияния на общество. Это позволяет проводить крупномасштабные структурные изменения.

  • Теория не рассматривает человека как пассивную сущность в социальной структуре. Вместо этого человек рассматривается как активный член и формирователь общества.

  • Это может помочь проследить значительные структурные изменения на протяжении всей истории, рассматривая значения социальных действий.

Критика теории социального действия

  • Тематическое исследование кальвинизма не обязательно является хорошим примером социального действия и социальных изменений, поскольку многие другие капиталистические общества возникли из непротестантских стран.

  • За действиями может стоять больше мотивов, чем четыре типа, описанные Вебером.

  • Сторонники структурных теорий утверждают, что теория социального действия игнорирует влияние социальных структур на человека; общество формирует людей, а не наоборот.

Теория социального действия – основные выводы

  • Теория социального действия в социологии – это критическая теория, согласно которой общество представляет собой конструкцию взаимодействий и значений, придаваемых ему его членами. Она объясняет человеческое поведение на микроскопическом, мелкомасштабном уровне.
  • Социальное действие — это действие, которому индивид придает значение. Четыре типа социального действия являются инструментально рациональными, ценностно-рациональными, традиционными и эмоциональными.
  • Есть два способа понимания действий людей:
    • Aktuelles Verstehen — непосредственное наблюдение и понимание социальных действий.
    • Erklärendes Verstehen понимает смысл и мотивы социального действия.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts