16.2. Целесообразность, целеполагание, целенаправленность
Целесообразность, целеполагание и целенаправленность не только развертывают деятельность в плане возможности и действительности, но и в определенном смысле связывают, опосредуют внутреннюю и внешнюю стороны, факторы деятельности. Так, целесообразность можно рассматривать как «комбинацию» (взаимоопосредствование) причинности, относящейся к миру явлений, изаконосообразности. Она, с одной стороны, имеет вид причинности (одно полагается другим, например, функция или орган живого организма имеет основание не в себе, а в целом), с другой, она имеет замкнутый вид, зациклена (та же функция или орган существуют и развиваются на основании собственных законов). Или возьмем такой пример: мы моем яблоки перед едой. Воздействуя на них таким образом, мы запускаем «механизм» причинной связи: одно явление — мойка — вызывает другое явление — очищение поверхности яблок от грязи и микробов. Второе есть следствие первого. В то же время это второе заранее предполагалось в качестве цели мойки.
Категория цели, как основание целеполагающей и целенаправленной деятельности, — не только достояние человеческого сознания, но необходимый элемент всякой психической деятельности. Когда парящий в небе орел видит на земле бегущего зайца, то он устремляется к зайцу как к цели. Орел ставит перед собой общую цель (образ зайца, имеющий значение цели), ищет и выбирает конкретную цель (соотносит конкретный образ бегущего зайца с общим образом-целью) и затем стремится достичь ее.
Ориентировочная деятельность, свойственная не только человеку, но и животным, имеющим психику, впринципеневозможна без целеполагания и целенаправленных действий. Говоря об этом, мы, однако, не ставим знак равенства между человеческими целями и целями животных. Между ними имеется глубокое качественное различие. Человеческая деятельность на порядок выше деятельности самых развитых животных. Об этом можно судить хотя бы по таким признакам человеческого целеполагания как способность мечтать или выдвигать идеи. У животных цели имеют, так сказать, конкретно-ситуативный характер. Они не «заглядывают» далеко в будущее.Когда возникает необходимость целеполагания? Вероятно тогда, когда между потребностью и ее удовлетворением имеется какое-то препятствие (не очень большое, но и не очень маленькое) или для удовлетворения потребности нужно совершить сложные ориентировочные действия.
В структурной схеме (см. выше, стр. 373) главными категориями определены цель, средство, результат, субъект и объект. Вокруг каждой категории группируются более частные категории-понятия, которые удобно именовать субкатегориями. Категория цели, например, является родительской категорией, группирующей вокруг себя такие понятия, какмечта, идеал, план,программа, стратегия, задача, проект, замысел.
Как видно из схемы, вертикальная ось «цель-результат» делит «пространство” между субъектом и объектом на две половины. Соответственно понятия, подчиненные цели, средству и результату, делятся на две группы, “размещаются» влево от вертикальной оси (ближе к субъекту) и вправо от оси (ближе к объекту). Первую группу понятий будем называть субъектнымицелями, средствами, результатами; вторую группу понятий —объектнымицелями, средствами, результатами. Так,план, программа, задача, стратегияотносятся в основном к действиям субъекта, апроект, замыселориентированы на объект, точнее, характеризуют воображаемый, мыслимыйпредмет.Мечтаориентирована на желательные изменения в жизни субъекта, аидеалуказывает на объект, предмет как цель стремлений или образец для подражания (этот объект, предмет может быть воображаемым и тем не менее субъект отделяет его от себя).
Способ, метод, прием, алгоритм, правилоявляются субъектными средствами, так как они относятся к действиям субъекта, характеризуют их содержание, порядок, последовательность. Аорудие, инструмент, прибори т. п. являются объектными средствами, т. е. являются теми или инымипредметами
Решениеиэффектявляются субъектными результатами (результатами действий субъекта), аполуфабрикат, продукт, изделие— объектными результатами (в виде тех или иныхпредметов).
Субкатегории цели, средства и результата можно классифицировать не только по линии «субъект-объект», но и по линии «верх-низ» (цель-результат»). Наиболее удалены от результата такие субкатегории цели, как “мечта», «идеал». Они соответственно помещены над ней (дальше от результата).
В самом деле, мечтаэто лишь слабый проблеск цели, «прожект», нечто весьма эфемерное, далекое еще (или просто далекое) от осуществления. Если сама цель настоятельно «требует» поиска средств или даже предполагает их наличие, томечтане «думает» или еще не «думает» о средствах, не «ищет» их, она в некотором смысле «беззаботна» и может быть совершенно оторвана от действительности (вспомним маниловские мечтания, вошедшие в поговорку и заклейменные как «маниловщина»).
С точки зрения возможности своего осуществления мечта носит еще в значительной мере случайный (маловероятный) характер. Цель в собственном смысле — это уже такая возможность, которая наряду с элементом случайности содержит в себе и элемент необходимости (выше говорилось о цели как «законе» деятельности). Цель, конечно, может и не осуществиться, но человек рассматривает ее как необходимость и предпринимает для ее осуществления серьезные, порой весьма рискованные шаги.Итак, я указал на большую удаленность мечты от действительности по сравнению с целью, что, однако, не обесценивает ее. Если говорить по большому счету, то следует сказать, что мечта совершенно необходима для целеполагания и целеустремленности.Всякая большая цель начинается с мечты и «подогревается” ею, пока не достигнута
Примерно то же
можно сказать об
Теперь, если взглянем на место ниже цели слева, то увидим такие понятия, как план, программа, задача, стратегия. Они и по смыслу своему «стоят» где-то между целью и средством (со стороны субъекта). План — это конкретизация цели с точным указанием промежуточных этапов (заданий, целей), сроков их прохождения и достижения цели. План может по своему содержанию приближаться к программе. Последняя — это уже в определенном смыслецель-средство. Она включает в себя помимо того, что есть в плане, и указание на некоторые общие средства достижения цели, общие алгоритмы деятельности. В то же время «программа» не предусматривает весьобъем средств для достижения цели, не детализирует их. (Сравним, например, программу и устав партии. Программа — это в основном целевая установка партии на длительный период, содержащая «дерево» целей; а Устав — это конкретные организационные принципы деятельности партии и кодекс поведения членов партии).
В самом низу структурной схемы располагаются субкатегории, характеризующие результативную сторону человеческой деятельности. Возьмем решение. С одной стороны, решение — это уже какой-то результат (при решении математических задач решение полностью совпадает с результатом). А с другой, в контексте реальной деятельности, предусматривает кроме мыслительных операций и какие-то физические действия по достижению результата, между решением и результатом всегда существует определенная дистанция. Мы знаем из практики, что не всякое решение выполняется или выполняется, но не полностью, переход от решения к реальному результату — извечная проблема хозяйствования. Таким образом решение еще не вполне является результатом (этакий «недорезультат») и его место на структурной схеме непосредственно над категорией «результат» слева, между средством и результатом. Решению соответствует объектный «недорезультат» —
Субкатегория «последствия» располагается на схеме ниже субкатегорий «аффект» и «продукт». И по своему реальному содержанию она является как бы результатом результата, вторичным, третичным, четвертичным и т. д. результатом. Говорят еще оботдаленныхпоследствиях. Люди, стремясь к получению непосредственных результатов — эффекта и продукта, не всегда думают о последствиях своей деятельности. Они порой живут, действуют по принципу: «после меня хоть потоп». На самом деле, в перспективе жизни учитывать последствия не менее важно, чем ставить цели и добиваться конкретных результатов. Например, сейчас перед обществом остро стоит проблема охраны окружающей среды. Она возникла как раз в результате деятельности людей, ориентировавшихся раньше на непосредственные итоги (такие-то продукты, такие-то полезные эффекты).
Таким образом, система субкатегорий цели, средства и результата, изображенная на структурной схеме, наглядно показывает, каким должно быть мышление человека, когда он рефлексирует по поводу деятельности, когда он ставит цели и стремится к их достижению.
4.
2. Целесообразность. Основы органического мировоззрения4.2. Целесообразность
Итак, целостность структуры (несводимость к сумме частей) — статический признак органического целого. Динамическая же сторона органического целого выражается в целенаправленности его проявлений (в то время как механический агрегат может действовать лишь автоматически, «вслепую», по закону причинности). Целенаправленность, целесообразность искони присуща прежде всего биоорганической жизни, проявляясь, однако, в более утонченной форме в душевной, социальной и духовной жизни. Вообще всякое действие, имеющее характер
Поэтому понятно и естественно, что механистический способ мышления слеп к категории целесообразности, что в механистическом мировоззрении нет места для категорий «целесообразности» и «целого». Как известно, материалистически настроенные биологи склонны отрицать реальность целесообразности даже в органическом мире, считая, что биоорганические процессы представляют собой сложное сплетение причинных процессов, производящих лишь иллюзию целесообразности. Достаточно, однако, задуматься над тем, что если бы механистический детерминизм был прав, то возникновение, сохранение и развитие органических образований оказалось бы непонятным чудом, притом — чудом, ежесекундно совершающимся. Математическая вероятность того, что внешняя связь механических элементов создаст такое осмысленное целое, как организм, и будет способствовать его развитию, — чудовищно мала; она выразилась бы бесконечно малой величиной в бесконечно большой степени, практически сведясь к нулю (ибо нужно отдать себе отчет в том, что и мельчайший организм состоит из миллиардов клеточек, все функции которых скоординированы друг с другом). Даже такой «простой» орган, как глаз, представляет собой сложнейший и тончайший организм, в своем целом дающий, тем не менее, такое простое и вместе с тем чудесное явление, как зрение, представляющее собой целостный акт.
Целенаправленность, господствующая в биоорганической природе, не означает, что природа есть завершенное гармоничное целое. Точно так же и всякий организм не вполне органичен. Болезни, носящие паразитический характер (например, рак), нецелесообразны по отношению к организму. Однако они целесообразны по отношению к носителям рака. Таким образом, указание на нецелесообразность некоторых органических процессов нисколько не колеблет самого принципа целесообразности.
На самом деле, непонятное на первый взгляд сочетание сложности строения и единства функции обусловлено двумя различными взглядами на один и тот же феномен: то, что при механистически-рассудочном подходе представляется как сложный машинообразный агрегат, в действительности есть единое целое. Или, другими словами: то, что с внешней точки зрения представляется как механизм, действующий по закону причинности, на самом деле есть проявление целесообразной деятельности. Это означает, что органические структуры включают в себя и механическую сторону: всякая целесообразность предполагает причинность как материал своего воплощения. В свою очередь, механический автоматизм функций (изучаемый биологами) предполагает целесообразность как условие его осмысленности.
Необходимо также подчеркнуть, что целесообразность вовсе не обязательно означает рассудочную преднамеренность. При таком рассудочном понимании целесообразности она была бы необъяснимой загадкой в дочеловеческом мире (такой загадкой и представляется для рассудка всякий инстинкт). Нецелесообразностью проникнуты и бессознательные стихии души (современный психоанализ, открывший «подсознательное», дает разительные примеры бессознательной целесообразности подсознательных тенденций). Даже такие мнимомеханические проявления организма, как рефлексы, предполагают целенаправленный инстинкт самосохранения и сохранения рода.
Это значит, что органическое мировоззрение, утверждающее реальное значение категории целесообразности, шире механистического, видящего в мире лишь слепую цепь причин и следствий.
Необходимо отметить еще одну существенную черту органических целых: их психофизическую нейтральность. Целесообразность присуща как физиологической, так и психической стороне организма. Ибо биоорганическое целое есть живое единство психической и телесной сторон.
В связи с вышесказанным можно дать следующее определение «органического целого» (заимствованное в основном у Штерна[67]): «Органическое целое есть такое бытие, которое, несмотря на множественность частей, представляет собой своеобразное структуральное единство и, несмотря на множественность функций, осуществляет единую целеустремленную деятельность». В этом определении ценно подчеркивание «мно-гоединства» — единства множественности, которое составляет главную характеристику органического целого. Иначе говоря, здесь множественность есть материал для воплощения единства. Ибо целое есть не что иное, как единство, воплощенное в множественности. Каждое органическое целое, с этой точки зрения, беспредельно дробимо (на части), не переставая от этого быть целым. «Организм есть механизм, состоящий из бесконечного количества частей и функций» (Лейбниц)[68].
Это значит, что во всяком живом органическом целом дано живое единство причинности и целесообразности. Причинность есть воздействие частей на целое. Целесообразность же есть воздействие целого на части. Оба эти рода детерминации сосуществуют во всяком живом органическом целом. При этом детерминация телеологическая (воздействие целого на части) носит более глубинный характер, чем детерминация причинная, составляющая предмет исследования биологии. Однако в основе причинной детерминации лежит детерминация телеологическая, без которой организм был бы лишь сложным механизмом.
5. Целесообразность в чуде в сравнении с другими типами целесообразности
5. Целесообразность в чуде в сравнении с другими типами целесообразности Вышеприведенный анализ понятия чуда показывает, что природа чуда символична, в том понимании символа, которое я предложил выше. Однако, чтобы эта символическая природа чуда была уяснена целиком,
2.5.1. Промыслительная целесообразность и генетика
2.5.1. Промыслительная целесообразность и генетика В этой главе речь пойдет о генетическом ядре, обеспечивающем воспроизводство популяций и вида в целом в преемственности поколений; о генетически отягощенной периферии в составе популяций (в случае человечества —
2.5.4. Промыслительная целесообразность и технический прогресс
2. 5.4. Промыслительная целесообразность и технический прогресс Если не стоять на точке зрения бессмысленности природных (естественно-стихийных) явлений, свойственной материалистическому атеизму, то предшествующая глобальная цивилизация была разрушена властью Свыше (в
Правило 7: Преследуйте то, что важно, а не то, что целесообразно | Александр Эммануэль Сандалис
Правило 7: Преследуйте то, что важно, а не то, что целесообразно | Александр Эммануэль Сандалис | MediumКраткое содержание книги «12 правил жизни» (Джордан Б. Петерсон)
Alexander Emmanual Sandalis
·Follow
24 min read·
15 марта 2019 г.«Жизнь — это страдание. Это ясно. Нет более основной неопровержимой истины. Факт трагедии жизни и страданий, которые являются ее частью, долгое время использовался для оправдания погони за сиюминутным эгоистичным удовлетворением». Это оправдание погони за целесообразностью.
Написано Александром Эммануэлем Сандалисом
3,7 тыс. подписчиков
Самоанализ и резюме книг по философии, психологии и человеческому поведению. Видео + подкаст → youtube.com/emmanualalexander
Еще от Александра Эммануэля Сандалиса
Александра Эммануэля Сандалиса
Закон 1: Никогда не затмевай Мастера: 48 Законов Силы
90 004Серия 48 Законов Власти
·Чтение через 6 мин.·26 июня 2016 г.Александр Эммануэль Сандалис
Закон 10: Инфекция: избегайте несчастных и несчастных
инфекционные как болезни.
·Чтение через 10 минут·19 сентября 2016 г.Александр Эммануэль Сандалис
Закон 3: Скрывайте свои намерения: 48 законов силы
Выводите людей из равновесия и в темноте, никогда не раскрывая цель позади ваши действия. Если они понятия не имеют, чем вы занимаетесь…
Чтение через 13 мин·17 июля 2016 г.
Александр Эммануэль Сандалис
Закон 16: используйте отсутствие для повышения уважения и чести
Все в мире зависит от отсутствия и присутствия.
Сильное присутствие привлечет к вам силу и внимание. Мой 20-летний бракВ Северной Вирджинии август, жарко и влажно. Я до сих пор не принял душ после утренней пробежки. На мне моя мама-домохозяйка…
·Чтение через 4 мин·16 февраля 2022 г.Ник Виньялл
3 привычки, которые сделают вас психически сильным
#2: Избегайте ненужного умственное время путешествия
·9 минут чтения·2 апреляСписки
Хорошее мышление о продукте
11 историй·161 сохранение
Истории, которые помогут вам жить лучше
21 история·227 сохранений
Самосовершенствование 101
20 историй·237 сохранений
Плейлист визуальных рассказчиков
29 историй·27 сохранений
Aleid ter We el
в
Лучший совет
10 вещей, чтобы Делайте вечером, а не смотрите Netflix
Привычки без устройств для повышения продуктивности и счастья.
·5 минут чтения·15 февраля 2022 г.Райан Холидей
Если вы прочитаете всего несколько книг в 2023 году, прочтите эти
Было бы замечательно, если бы новый год волшебным образом ознаменовал собой новое начало. Но 2022 год, как и все годы, напомнил нам, что одни и те же вещи остаются…
· Чтение через 9 минут · 12 январяThe PyCoach
в
Искусственный угол ! Вот как опередить 99% пользователей ChatGPT
Овладейте ChatGPT, изучив технику быстрого доступа.
·7 минут чтения·17 мартаДжеймс Майкл Сама
Женщины чувствуют себя в большей безопасности с мужчинами, которые понимают эти 15 вещей
Без безопасности все остальное не имеет значения.
·15 минут чтения·21 январяСм. другие рекомендации
Статус
Писатели
Карьера
Конфиденциальность
Преобразование текста в речь
90 000 Неожиданные результаты целесообразности.Неожиданные результаты целесообразности
Каковы неожиданные результаты целесообразности? Часто ли вы чувствуете, что вынуждены принимать решения, которые удобны, но не приносят результатов или даже приводят к отрицательным результатам? Природа вашей позиции лидера часто заключается в том, что вы принимаете решения. Как мы обсуждали в предыдущих сообщениях в блоге, это можно сделать с помощью эффективного подхода, основанного на участии. Однако мы также можем позволить желанию уступить или добиться большего, чтобы заставить нас принять удобное решение без фильтра. Нам всем нужен фильтр, который поможет привести наш выбор в соответствие с нашими принципами и ценностями.
Псалом 1:1-6 прекрасно иллюстрирует плоды человека, который следует за Богом, подчиняя свои решения мудрости Господа по сравнению с теми, кто этого не делает.
Оперативное решение«Блажен человек, который не ходит на совет нечестивых, и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании ругателей; но наслаждение его в законе Господа, и о законе Его он размышляет день и ночь. Он подобен дереву, посаженному при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист его не вянет. Во всем, что он делает, он преуспевает. Нечестивые не таковы, но подобны мякине, которую уносит ветер. Поэтому не устоят нечестивые на суде и грешники в собрании праведных; …»
Принимали ли вы когда-нибудь неверное решение? Да, конечно, и я довольно много думал о том, что пошло не так. Сначала это было неочевидно, но я обнаружил общую проблему во многих наших плохих решениях.
Когда дело доходит до плохих решений, я могу вспомнить «дузи». В 1988 году губернатор Техаса попросил меня баллотироваться в сенат штата Техас, хотя я не был активен в политике.
Во время кампании я сделал способ решение. У меня были благие намерения, но я руководствовался страхом возможности проиграть выборы.
Извлеченный урокЯ принял быстрое решение «на месте» разрешить некоторым людям отправлять почтовые отправления от моего имени. Они даже оплатили все сопутствующие расходы! В спешке я не смог:
- Провести эту идею через мой предвыборный комитет. (Я думал, что я кандидат и должен принимать решения.)
- Одобрить почтовое сообщение с моим именем до того, как оно будет отправлено по почте (или, по крайней мере, позволить моему предвыборному комитету одобрить его).
- Одобрите список рассылки, который будут использовать люди.
После того, как часть уже была отправлена по почте, я узнал:
- Люди использовали почтовую часть, которую мы бы не одобрили.
- Они переусердствовали и расширили список рассылки, включив в него потенциальных избирателей, которые не хотели получать письмо.
Что ж, хотя это плохое решение не стоило мне выборов, я потратил много времени на «чинку заборов».
Что такое целесообразное поведение?Целесообразное поведение — это такое поведение, которое может быть выполнено быстро и легко, и которое, очевидно, будет удовлетворять непосредственные личные интересы человека . Делается без учета того, что является справедливым, справедливым или правильным в долгосрочной перспективе.
Если мы хотим сократить целесообразное поведение, первым делом нужно научиться распознавать его контрольные признаки.
Каждый человек может определить целесообразное поведение, распознав следующие характеристики и последствия.
ХарактеристикиНиже приведены характеристики целесообразности :
- Быстро и легко
- Кратковременное удовольствие
- Краткосрочная прибыль
- Эгоцентризм/эгоизм
- Немедленное удовлетворение
- Беспокойство
- Гордость
- Ненадежность
Пожалуйста, имейте в виду, целесообразное поведение коренится в страхе . Страх , что вы потеряете то, чего не хотите терять. Или опасайтесь , что вы собираетесь испытать что-то, чего вы не хотите испытывать.
Последствия Когда целесообразное поведение становится привычкой, ваша жизнь и бизнес страдают от нездоровых последствий. Нажмите, чтобы твитнутьИбо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и воздержания (2 Тимофею 1:7 ESV).
Ниже приведены примеры влияния и последствий целесообразности :
- Ошибки
- Переделка
- Пренебрежение
- Жалобы
- Конфликт
- Сожаления
- Ошибка
Когда возникают эти нездоровые последствия, вы «сбрасываете их» оправданиями, обвиняя кого-то или что-то еще? Или вы учитесь у них и пересаживаетесь на принципиальную способ поведения, чтобы вы могли двигаться вперед?
Безумие: делать одно и то же снова и снова и ожидать разных результатов. – Альберт Эйнштейн Нажмите, чтобы твитнутьДавайте принимать принципиальные решения и не будем продолжать делать одно и то же, постоянно ожидая разных результатов! Целесообразность не ведет к росту.