как учителю вести себя с учеником — Я Учитель
Все мы люди, и дети тоже. Конфликты – неизбежность, но в педагогическом процессе это возможность для развития ученика. Бывает, что в взаимоотношениях учителя и ученика возникают проблемы. Конфликт, возникающий между учителем и учеником, называется педагогическим конфликтом. Эта статья из серии о работе с конфликтами расскажет о том как реагировать на проблемы между учителем и учеником, и как действовать учителю, чтобы разрешить конфликт.
Почему возникают конфликты
Школа – место, где ребенок или подросток сталкивается со множеством требований и правил, а также и проблем. Ученику может быть непривычно, скажем, выполнять требования в определенный срок, долго сидеть на одном месте, запоминать много новой информации. Работа учителя состоит как раз в том, чтобы научить ученика жить в этой новой для него реальности. И эта работа не может идти всегда ровно и гладко.
Часто конфликтные взаимоотношения учителя и ученика – это индикатор педагогической проблемы. Например, учитель недостаточно объясняет задачи, но не осознает этого и раздражается из-за плохих результатов. Или, например, учитель ругается без очевидного повода. Или объясняет слишком сложно, не учитывая уровень учащихся. Или вольно обходится с правилами, «под настроение» наказывает и прощает, заводит любимчиков. Или наказывает, не делая скидку на эмоции младшего школьника. Или не знает как и о чем говорить с подростками так, чтобы выстраивать гармоничные взаимоотношения учителя и ученика.
Особенно часто конфликты возникают у авторитарных учителей, которые смотрят на ученика сверху вниз, не знают, как говорить, чтобы подросток слушал, не готовы смотреть на ситуацию его глазами, принимать в расчет его внутренний мир, пытаются управлять поведением ученика механически, с помощью «кнута» и «пряника». То же можно сказать и про учителей, которые выстраивают отношения с детьми стихийно, без системного подхода. Такой подход может действительно стать проблемой для ученика.
Педагогический конфликт, проблема учителя и ученика чаще возникает в средней и старшей школе, когда дети входят в подростковый период. Один из популярных сценариев – школьник постоянно пытается спровоцировать учителя и срывает уроки. Учитель в ответ выгоняет его из класса, ставит двойки, проводит беседы с родителями. Проблема учителя и ученика в итоге мешает всем. Причин для такого поведения ученика может быть много: желание самоутвердиться перед одноклассниками, непонимание предмета, уверенность в том, что знания никогда не пригодятся в жизни. Разобраться помогут несколько простых шагов.
Как снять напряжение и агрессию
Излучайте спокойствие и уверенность. Помните, что конфликтом управляете вы – в том числе тем, как на него реагировать. Авторитет учителя проявляется в том, что именно он задает правила игры. Доброжелательный, уверенный тон голоса, спокойная речь – всего этого бывает достаточно для того, чтобы ученик успокоился сам. Когда учитель ругается, ученику трудно идти с ним на контакт. В случае с провоцирующим и срывающим уроки подростком, учителю нужно показать, что провокации на него не действуют.
Покажите ученику, что вы его слышите. Ребенку и подростку важно признание его эмоций. Иногда этого бывает достаточно для того, чтобы погасить агрессию, решить проблему с учеником и вернуть взаимоотношения учителя и ученика в спокойное русло. Для этого хорошо подойдут техника называния эмоций и «эхотехника». Для ее применения нужно прислушиваться, какие слова чаще всего говорит ученик, и таким образом понять, о чем говорить с подростком. Это значит, что именно эти слова важны для него, и о них нужно поговорить. Используйте фразы: «я вижу, что ты расстроен», «я думаю, тебе это не нравится», «ты говоришь…», «давай я скажу, как я тебя понял, а ты скажешь – верно или нет». Если подросток срывает уроки, послушайте, что конкретно он говорит в этот момент. Скорей всего, это сводится к одной или нескольким темам, которые его беспокоят. Различные проблемы учеников в школе встречаются часто и требуют от учителя индивидуального подхода к каждому.
Направляйте эмоции ученика. Эмоции младшего школьника переменчивы. Со стороны кажется, что он не хочет никого слушать. Но попробуйте переключить его внимание, предложить альтернативу. Учителю нужно найти варианты тем, о чем поговорить с подростком. «Я вижу, сейчас тебе очень хочется… А как насчет…» Тем самым вы даете ребенку самому решить, что ему важнее. Учитель может предложить школьнику, который с ним спорит и его провоцирует, в качестве альтернативы поучаствовать в публичной дискуссии на тему урока, подготовив взвешенные аргументы. Это переведет проблему учителя и ученика в конструктивное русло.
Помните о том, что главное для педагога – не доказать свою правоту конкретному ученику и не изменить поведение ученика здесь и сейчас. Главное – сохранить доверие и добрые взаимоотношения учителя и ученика, и показать пример взрослого подхода к сложным ситуациям. Из-за чего бы ни возникла проблема учителя и ученика, помните, что вы – ролевая модель. С вас так или иначе будут брать пример.
Чего стоит избегать
Делать поспешные выводы. Ребенок или подросток может не понять вас, у него могут быть проблемы дома. Может, он устал. Или его задели ваши слова в прошлом. Из-за таких вещей проблемы учеников в школе обостряются. Учителю стоит обращать внимание на проблемы учеников и их возможные решения.
Отвечать агрессией на агрессию. Ребенок в начальной школе и средней школе не вполне умеет владеть собой, а значит – нести ответственность за свои реакции. А жесткая реакция учителя или моменты, когда учитель ругается, могут травмировать его психику и усугубить проблему учителя и ученика.
Оценивать личность ученика. Важно, чтобы ребенок или подросток понимал: с ним все в порядке. Вы не настроены против него, но есть требования, которые нужно соблюдать. Это важно, чтобы проблема ученика не стала серьезнее.
Стыдить. «Все на тебя смотрят», «сорвал урок, доволен?», «ведешь себя как маленький» – все это не решает проблему ученика в школе, а только показывает ученику, что его чувства неправильны и неважны и обостряет взаимоотношения учителя и ученика.
Угрожать. «Считаю до трех», «придется поговорить с твоими родителями», «еще одно слово, и мое терпение лопнет» – эти реакции неконструктивны, потому что воздвигают стену между вами и учеником и разрушают взаимоотношения учителя и ученика. Они сообщают ему, что вы настроены против него. Такое подход не поможет решить проблемы ученика в школе.
Брать в «заложники» класс. «Если не прекратишь – оставлю всех после уроков» – такая манипуляция опасна тем, что может спровоцировать травлю внутри коллектива и стать причиной недовольства других детей. Это ведет к нарушению учебного союза между детьми и учителем и сводит на нет хорошие взаимоотношения учителя и ученика.
Освойте технику обратной связи
Часто проблемы во взаимоотношениях учителя и ученика возникают из-за того, что нарушен контакт. Кнут и пряник, похвала и наказание – два классических инструмента для обратной связи. Но ими тоже нужно уметь пользоваться, не травмируя ученика, решая проблемы ученика в школе спокойно и конструктивно, давая ему возможность поработать над собой и порадоваться за свои успехи.
Подробнее о том, как эффективно решать конфликты между учителем и учеником, несколькими учениками, учителем и родителем, а также о том, как предотвратить травлю и научиться ненасильственному общению — в курсе «Конфликты и травля в школьной среде» программы «Я Учитель». Он бесплатный. После его прохождения вы получите не только полезные знания, но и удостоверение о повышении квалификации.
Также вы можете прочитать другие статьи из серии, посвященной работе с конфликтами: «Буллинг в школе» и «Как научить детей разрешать конфликты в школе конструктивно».
Конфликт между учителем и учеником в школе № 1 Архангельска; учитель подрался с учеником в Архангельске, видео; кто виноват в конфликте между школьником и учителем в Архангельске — 19 февраля 2022
Учитель рисования грубо вывела ученика из класса, перед этим он кинул в нее стул и коробку с гуашью
Скриншот: Александр Сухих
Поделиться
Накануне в соцсетях распространилось видео конфликта между учительницей и учеником в архангельской школе № 1. На нем педагог выводит школьника из класса, схватив за шею. Родители мальчика намерены судиться и наняли юриста. Он подробно описал, что произошло за кадром, но в УМВД региона представили другую версию случившегося. Мы спросили у независимого адвоката, могут ли при таких обстоятельствах наказать учителя и кто, по его мнению, виноват в этой ситуации.
Напомним, по словам юриста Александра Сухих, в классе началась потасовка между двумя мальчиками. Учитель рисования взяла одного из них за шиворот и стала его душить, причинив подростку телесные повреждения.
Еще чуть-чуть и видео загрузится
Видео: Александр Сухих
Однако, по версии правоохранительных органов, после того, как преподаватель разняла школьников, в нее прилетели стул и коробка с гуашью, а также посыпались оскорбления от парня, которого она после всего вывела из кабинета, чтобы его успокоить и обезопасить других учеников.
В действиях учительницы правоохранительные органы не нашли состава преступления — по результатам проверки было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. В действиях школьника, наоборот, усмотрели признаки правонарушения, предусмотренного статьей 6.1.1. КоАП — побои, однако из-за возраста его не привлекли к ответственности.
— Я считаю, что в этой ситуации надо разобраться и объективно рассмотреть позицию обеих сторон с привлечением других педагогов и психологов, совместно с правоохранительными органами. На видео показано, что учитель удерживает ученика, а ребенок не слушается его, вырывается и наносит удары в область туловища и лица учителя, что уже само по себе непозволительно. Как минимум родители должны были объяснить ему, как себя нужно вести в школе, — прокомментировал 29.RU адвокат Дмитрий Дерен.
Как добавил юрист, в России часто привлекают педагогов к ответственностью по статье 156 УК РФ — неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего — даже в том случае, когда они пытались воспрепятствовать нахальному поведению учеников. Но если учитель защищает при этом других детей, тогда его действия обоснованны.
— Если действия школьника подвергали опасности здоровье другого ребенка в ходе конфликта, и при этом учитель вмешался, чтобы воспрепятствовать этому, естественно, эти действия обоснованны. Надо разобраться, остались ли телесные повреждения ребенка в результате конфликта с учителем или же с другим учеником. Если следы в виде синяков появились от действий учителя, но чтобы остановить разъяренного ученика от причинения вреда другому ребенку, тогда следует задуматься, в чем виноват педагог? — рассуждает Дмитрий Дерен.
Напомним, в январе этого года в Северодвинске произошел еще один скандал из-за драки между учениками в школе № 23. Одному из них в результате сломали нос, в происшествии разбирается региональное Министерство образования. Ситуация вызвала большие обсуждения в соцсетях — мы собрали самые интересные мнения северян в отдельном материале.
По теме
12 марта 2022, 10:10
К какой школе прикреплен ваш ребенок: список для родителей будущих первоклашек Архангельска21 февраля 2022, 19:45
Министерство образования Поморья проверило видео с дракой учительницы и подростка19 февраля 2022, 21:24
«Их бы в советскую школу»: мнения читателей 29. RU о конфликте между учителем и учеником19 февраля 2022, 18:53
Мамы из Северодвинска обеспокоены странным поведением подростка. Он выхватывает детей из колясок18 февраля 2022, 21:05
«Кинул в ее сторону стул»: в УМВД дали подробности конфликта между учеником и учителем в школе № 118 февраля 2022, 17:16
В Сети обсуждают видео с дракой учительницы и школьника: что известно о конфликте в Архангельске30 января 2022, 20:26
«В 80-х через день драки были»: северяне обсуждают скандал в северодвинской школе — мнения разнятся27 января 2022, 14:36
«Разбито лицо, сломан нос»: в школьной драке в Северодвинске разберется Министерство образования
Валерия Богатырёва
Корреспондент
Конфликт в школеАрхангельскДрака с подросткомДети
- ЛАЙК6
- СМЕХ0
- УДИВЛЕНИЕ0
- ГНЕВ1
- ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
КОММЕНТАРИИ15
Читать все комментарии
Гость
Войти
Новости СМИ2
Новости СМИ2
SCIRP Открытый доступ
Издательство научных исследований
Журналы от A до Z
Журналы по темам
- Биомедицинские и биологические науки.
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение.
- Информатика. и общ.
- Науки о Земле и окружающей среде.
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные науки. и гуманитарные науки
Журналы по тематике
- Биомедицина и науки о жизни
- Бизнес и экономика
- Информатика и связь
- Науки о Земле и окружающей среде
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные и гуманитарные науки
Публикация у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Публикуйте у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Недавно опубликованные статьи |
Недавно опубликованные статьи |
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Бесплатные информационные бюллетени SCIRP
Copyright © 2006-2023 Scientific Research Publishing Inc. Все права защищены.
ВершинаСовет от бывшего директора
Иметь дело с конфликтами учителей в школе необычно, но не неслыханно. Как и на любом рабочем месте, иногда учителя предпочитают одних коллег другим или имеют несовместимые образовательные подходы или личности. Но когда разногласия достигают уровня, привлекающего внимание со стороны, директор должен принять меры. Один случай конфликта между двумя учителями, в котором мне нужно было выступить посредником, произошел между моими коллегами Айрис и Джоном.
Подробнее: Содействие здоровым дебатам в классе
Как может возникнуть конфликтВ течение многих лет Айрис преподавала вместе с Шондрой в пятом классе. Ирис вела занятия по английскому языку и искусству, а Шондра изучала математику и естественные науки. Они были отличной командой и друзьями вне школы. Ученики любили их, а родители уважали. Затем Шондра ушел на пенсию.
Вместо нее я нанял Джона, молодого человека, только что окончившего колледж. Я уважал и восхищался Шондрой, но был в восторге от свежих идей, которые Джон принесет в класс. Я также надеялся, что он станет хорошим образцом для подражания для наших мальчиков — возможно, он даже примет участие в некоторых внеклассных мероприятиях с ними. Объединение его с таким ветераном, как Айрис, поможет ему быстро освоиться. Я подумал, что она могла бы дать ему несколько полезных советов, особенно в отношении управления классом (что всегда сложно для новых учителей). Мой оптимизм помешал мне осознать, что я придумал рецепт катастрофы.
Были проблемы в течение недели. Айрис не была заинтересована в том, чтобы наставлять нового учителя или давать ему какое-либо право голоса в расписании или повседневных решениях. Джон возмущался, когда с ним обращались как со студентом-учителем. Он жаловался, что хочет более мягкого дисциплинарного подхода, чем у Айрис, и в результате поведение некоторых учеников было приемлемым в его классе, но неприемлемым в ее. Айрис подумала, что его больше интересует популярность, чем привлечение детей к ответственности (и сказала ему это), и он сказал, что она слишком строга с ними. До того, как их первый месяц в команде закончился, они не разговаривали. Айрис и Джон использовали для общения электронную почту, и их ученики оказались в ловушке посередине.
Не желая принимать чью-либо сторону, враждующие коллеги учителей обратили мое внимание на этот конфликт. Они подумали, что пришло время мне вмешаться и навести порядок. Я думал поговорить с Айрис и Джоном по отдельности, но в конце концов решил, что будет лучше встретиться вместе и выложить все карты на стол.
В нейтральном конференц-зале я начал процесс посредничества, изложив конфликт так, как я его видел. Я признал, что, возможно, несу некоторую ответственность за проблему — различия между стилями, опытом и ожиданиями Джона и Айрис от студентов были слишком велики, чтобы они могли создать сотрудничество и взаимное уважение, необходимые для создания успешной команды.
Интересно, что ни один из них не хотел признавать, что не может работать вместе. «Ну, — сказал я, — я пока не видел никаких признаков сотрудничества, а ваши ученики несут основную тяжесть проблемы. Это не может продолжаться. Что нам нужно сделать, чтобы улучшить ситуацию?»
К их чести, Ирис и Джон признали, что могли бы работать лучше. То, что директор говорил с ними об их поведении, было смущающим, но мое решение не винить никого напрямую уменьшило их оборонительную позицию. В конце концов, мы втроем придумали какие-то конкретные действия, которые они предпримут для улучшения ситуации, и мы договорились встретиться снова через две недели, чтобы следить за прогрессом.
Разрешение конфликтовЯ хотел бы сказать, что Джон и Айрис стали большими друзьями и продолжали работать вместе в гармонии в течение многих лет, но это было не так. Хотя их отношения действительно улучшились, в конце года я переназначил их в разные команды, и новый старт оказался полезным. Все чему-то научились из этого тяжелого опыта, в том числе и я.
Хотя этого конфликта можно было бы избежать, большинство конфликтов между учителями в школе происходят без предупреждения. Но я изучил некоторые приемы, которые могут использовать другие директора и школьные администраторы при разрешении конфликтов между учителями, в том числе:
- Сосредоточьтесь на проблеме, а не на личностях. Вы ищете решение, а не виновника.
- Будьте вежливы, но не приукрашивайте проблему. Опишите эффект, который это оказывает на других, особенно на студентов.
- Держите ваши разговоры или решения строго конфиденциальными. Вы не можете контролировать то, что говорят другие, но от вас ничего не должно исходить.