В каком ладу звучат песни мажор или минор 3 класс: Лад в музыке: мажор и минор

Содержание

Урок музыки во 2-м классе по теме «Весело

Урок предназначен для освоения темы “Средства музыкальной выразительности” на основе интеграции предметов “Музыка”, “Литературное чтение” и “Изобразительное искусство”. Освоение понятия “лад” происходит посредством участия в различных видах деятельности на уроке: хоровом пении, слушании музыки, выполнении творческих заданий. К материалам урока прилагается фрагмент “Рабочей тетради” обучающегося, соответствующий данной теме (Приложение 1).

Цели:

  • создание условий для формирования элементов аналитического отношения к средствам выразительности разных видов искусства;
  • развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; музыкального вкуса обучающихся;
  • освоение знаний об особенностях музыкального языка; о воздействии музыки на человека; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.

Учебные задачи: научиться

  • определять мажорный и минорный лады в музыкальных произведениях;
  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
  • выразительно исполнять песни современных композиторов;
  • устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов.

Оснащение урока:

  • презентация “Весело — грустно”;
  • презентация песни В. Шаинского “Про папу”;
  • презентация кроссворда “Средства выразительности музыки”;
  • презентация ролевой игры “Я – композитор”;
  • презентация песни В. Шаинского “Улыбка”.

Техническое обеспечение:

  • компьютер;
  • CD-проигрыватель;
  • проекционная система.

Ход урока

Открывается урок приглашением обучающихся к совместной успешной деятельности. Учитель демонстрирует презентацию “Весело — грустно” (Приложение 2). Открывается она эпиграфом из песни “Улыбка”. Эта песня является обрамлением урока и придаёт ему законченную форму. Сам эпиграф содержит противопоставление солнечной улыбки и грустного дождика. Большинство слайдов презентации содержат вопрос или информацию к размышлению.

Основополагающий вопрос презентации – “Как изменить настроение музыки?”. Обучающимся предлагается несколько вариантов: можно изменить интонацию, темп, динамику, лад. Школьники самостоятельно отвечают, каким образом можно изменить все эти выразительные средства: нисходящую интонацию — на восходящую, медленный темп — на быстрый, тихую динамику — на громкую. Но вот что на что изменить в графе “лад” обучающиеся ещё не знают.

Учитель задаёт детям вопрос: “Что такое лад?”. Для активизации мыслительной деятельности обучающимся демонстрируется картина М. Нестерова “Два лада”. Дети рассматривают картину, обсуждают, как ладят между собой два лебедя и князь с княгиней. Ребятам предлагается пояснить значение этого слова, которое часто встречается в жизни, подобрать синонимы, а из них наиболее удачное слово.

Обучающиеся предлагают варианты: “дружба”, “умение не ссориться, понимать друг друга”, “жить мирно”. Глядя на репродукцию картины З. Серебряковой “Автопортрет с дочерьми”, ребята формулируют понятие “лад”. “Лад – это согласие”. Обучающиеся дописывают в “Рабочую тетрадь” слово “согласие” в определение.

Учитель сообщает, что “музыкальный лад – это своего рода конструктор. Его детали — музыкальные звуки. Из звуков лада можно построить неисчислимо много разных мелодий” [1]. Одни звуки – устойчивые. На них музыка может остановиться или закончиться. Звучит мелодия русской народной песни “Как под горкой”, которая заканчивается устойчивым звуком “до”. На слайде есть нотный пример мелодии песни и символ устойчивого звука – пират, который стоит на двух ногах.

Другие звуки лада – неустойчивые. Если на них остановиться, то музыка будет звучать незаконченно. Звучит мелодия русской народной песни “Уж как по мосту-мосточку”, последний звук которой не звучит, что создаёт ощущение незавершённости.

В нотном примере этой песни устойчивая последняя нота заменена вопросительным знаком. А символом неустойчивого звука становится пират на деревянной ноге с костылём. Неустойчивые звуки тянутся к устойчивым [3]. Пират на деревянной ноге “приближается” к пирату, стоящему на двух ногах. Учитель помогает детям сформулировать понятие “лад” в музыке: “Согласие между устойчивыми и неустойчивыми звуками называют ладом”.

Далее учитель сообщает, что в музыке основными являются два лада – мажор и минор. На экране два символа – солнце и туча. Включается видеофрагмент из балета “Жизель”. У детей закрепляется понимание, что мажор — это светлый, “солнечный” лад. Его символ – солнышко. Включается видеофрагмент из балета “Дон Кихот”. У ребят закрепляется понимание, что минор — это тёмный лад. Его символ – тучка. Обучающиеся записывают в “Рабочую тетрадь” слова “мажор” и “минор”. Учитель сообщает детям, что иногда в одном музыкальном произведении лад может меняться. На слайде символами “солнышко” и “тучка” изображены варианты смены лада: “мажор – минор – мажор” или “минор – мажор – минор”.

Звучит Вальс ля-минор Ф. Шопена. Ребятам предлагается послушать его, проследить за изменением лада. Им необходимо ответить, какой из вариантов смены лада здесь наблюдается. Дети отвечают: “минор – мажор – минор” и вписывают эти слова в “Рабочую тетрадь” (Задание 1). Обучающиеся размышляют о возможных причинах изменения настроения произведения, анализируют выразительные средства, которые помогают созданию образа.

Далее ребятам предлагается ответить на вопрос: “Можно ли почувствовать изменение настроения в поэзии?”. На экране появляется отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “Зимнее утро”. Дети читают его. Стихи на слайде даны на фоне соответствующего настроению пейзажа.

В “Рабочей тетради” обучающиеся подчёркивают в тексте стихотворения слова, которые создают настроение (Задание 2). Ребята доказывают, что сначала настроение было светлым, поскольку поэт использует слова и словосочетания: “солнце”, “день чудесный”, “друг прелестный”, “красавица”, “звездою”. Далее появляются словосочетания “вьюга злилась”, “на мутном небе”, “мгла носилась”, “бледное пятно”, “тучи мрачные”, “ты печальная”. Настроение становится грустным. Затем возвращается светлое настроение: “голубыми небесами”, “великолепными коврами”, “блестя на солнце”, “прозрачный лес”, “блестит”.

Учитель организует закрепление нового материала. Обучающиеся без затруднений отвечают на вопросы. Ответы на них появляются на экране только после ответов детей. Ответы выражены словами и символами. Символы “солнышко” и “тучка” заменяются новыми: “сердечко светлое” (она) и “сердечко тёмное” (он). Это способствует развитию ассоциативного мышления ребят.

  • Что такое лад? (Лад – это согласие).
  • Какие два лада в музыке вы знаете? (Мажор и минор).
  • Как изменяется лад в “Вальсе” Ф. Шопена? (Минор – мажор – минор).
  • Где кроме музыки мы наблюдали изменение настроения? (В поэзии, в стихотворении А.С. Пушкина “Зимнее утро”).
  • Какими красками вы нарисовали бы “мажорную” картину, а какими – “минорную”?

У ребят уже имеется собственный опыт изобразительной деятельности. Поэтому они охотно предлагают свои варианты гаммы красок: от ярких до нежных цветовых сочетаний для “мажорной” картины и различные оттенки тёмных цветов – для “минорной”. Далее в качестве примера “мажорной” картины предлагается просмотр репродукции картины Б. Кустодиева “Масленица”. Обучающиеся рассматривают картину и сверяют свои предположения с вариантом художника. В качестве примера “минорной” картины представлен “Осенний день. Сокольники” И. Левитана. Обучающиеся обсуждают причины использования художником такой палитры цветов и оттенков. Учитель сообщает детям, что понятия “мажор” и “минор” существуют только в музыке. Ни в литературе, ни в изобразительном искусстве они не используются. Однако во всех этих видах искусства можно говорить о настроении создателя произведения или слушателя, зрителя, читателя, который этим произведением наслаждается.

Презентация, в которой содержится новая тема, окончена. Далее предстоит практическая работа по освоению понятия “лад” в процессе хорового пения, в ролевой игре, в слуховом анализе произведений.

Ребята исполняют песню В. Шаинского “Про папу” (Приложение 3). Обучающиеся заметили, что запев этой песни звучит в миноре, а припев – в мажоре. Учитель нацеливает детей на необходимость обращать внимание на то, каким образом смена лада меняет настроение музыки.

Кроссворд “Выразительные средства музыки”

(Приложение 4) позволяет детям не только повторить ранее изученный материал, но и является подготовительным этапом к ролевой игре. В “Рабочей тетради” обучающиеся самостоятельно отвечают на вопросы кроссворда (Задание 3). Затем, глядя на экран, ребята проверяют правильность выполнения этого задания. Ответы на экране возникают лишь после ответов детей.

1. Согласие звуков.

2. Сила звука.

3. Окраска звука.

4. “Зерно”, из которого вырастает музыка.

5. Одноголосная музыкальная мысль.

6. Скорость звучания.

7. Чередование долгих и коротких звуков.

8. Музыкальное сопровождение.

Кульминация урока – ролевая игра “Я – композитор” (Приложение 5). Процесс работы является коллективным по форме и индивидуальным по содержанию. Ребятам предлагается подобрать подходящие выразительные средства к музыкальному произведению, созвучному картине И. Левитана “Золотая осень” и стихотворению И. Бунина “Листопад”.

В “Рабочей тетради” обучающиеся самостоятельно подчёркивают из них не только наиболее подходящие, но и наиболее соответствующие их индивидуальному представлению о картине и стихотворении (Задание 4.). Идёт процесс самостоятельного сотворения музыки, которую дети, возможно, слышат внутри себя. Результаты выбора ребят иногда невозможно предсказать. Тем интереснее варианты. Например, большинство обучающихся “слышит” картину и стихотворение в миноре, но кто-то выбирает и мажор.

На последнем слайде презентации вновь возникает картина И. Левитана и стихи И. Бунина. Звучит музыка, которая подобрана учителем. Обучающиеся соглашаются или не соглашаются с предложенным вариантом “звучания” поэзии и живописи. Они зачитывают свои варианты. Много очень интересных сочетаний. Идёт их краткое обсуждение.

На завершающем этапе урока обучающиеся исполняют песню В. Шаинского “Улыбка” (Приложение 6). Им также предлагается понаблюдать за сменой лада в запеве и припеве. Дети выполняют задание, однако, как правило, не все отвечают верно. В песне запев написан в мажоре, а припев – в миноре. Для тех, кто дал неверный ответ, песня “Улыбка” звучит в изменённом виде: запев — в миноре, а припев – в мажоре (Приложение 7). Необычное звучание знакомой песни вызывает оживление и интерес. Учитель обращает внимание детей на то, что не всегда весёлым словам текста соответствует мажорный лад и наоборот.

Выводы.

В стремительном XXI веке человеку особенно важно жить в согласии с миром и самим собой. Для этого необходимо научиться налаживать отношения между людьми, деловые и дружеские, ладить друг с другом. Слушая хорошую музыку, мы иногда удивляемся, как удаётся композиторам создавать замечательные музыкальные произведения, в которых все звуки ладят между собой. Порой музыка звучит светло и радостно, а иногда — задумчиво и печально. Это “музыкальное настроение” называют “ладом”. Два лада, мажор и минор, сменяют друг друга в любимых нами музыкальных произведениях, создавая калейдоскоп настроений.

Учитель сообщает детям домашнее задание, которое содержится в “Рабочей тетради”.

Учитель оценивает работу детей на уроке, благодарит за сотрудничество и выражает надежду на то, что каждый из ребят будет жить в ладу с другими людьми и с самим собой.

Итоги урока:

обучающиеся

  • получили общее представление о музыкальном ладе, как согласии звуков, опираясь на свой жизненный опыт в объяснении понятия “лад”;
  • познакомились с его наиболее часто встречающимися разновидностями – мажором и минором;
  • понаблюдали за сменой лада в рамках одного музыкального произведения в процессе слушания музыки Вальса ля-минор Ф. Шопена;
  • на примере стихотворения А. Пушкина “Зимнее утро” и картин Б. Кустодиева “Масленица” и И. Левитана “Осенний день. Сокольники” понаблюдали за аналогичными музыкальному ладу явлениями в других видах искусства;
  • отвечая на вопросы кроссворда, повторили ранее изученные разделы темы “Средства выразительности музыки” для дальнейшего участия в ролевой игре “Я — композитор”;
  • в ролевой игре по подбору средств выразительности для музыкального произведения, созвучного картине И. Левитана “Золотая осень” и стихотворению И. Бунина “Листопад”, познакомились с особенностями деятельности композитора;
  • через ситуацию выбора мажора или минора в запеве и припеве песни “Улыбка” обратили внимание на особенности эмоционального восприятия лада;
  • осознали необходимость научиться ладить друг с другом, строить дружеские отношения между людьми для совместной деятельности и счастливой жизни.

Литература

  1. Абрамян Г.В. Солнечный круг. Музыкальная азбука. М., Малыш, 1985.
  2. Барабошкина А.В., Боголюбова Н.Х. Музыкальная грамота для детей. Л., Музыка, 1972.
  3. Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах. М., Советский композитор, 1984.
  4. Энциклопедический словарь юного музыканта. /Сост. Медушевский В.В., Очаковская О.О. – М.: Педагогика, 1985.

CD

  1. Библиотека векторных изображений, часть 1. ООО “Элком”, 2004.
  2. Использование Microsoft Office в школе. Учебно-методическое пособие для учителей. © Microsoft Corporation, 2002.
  3. Караоке по-русски – 2004. АРТ. D 36376 ПЛУ. 60050092.
  4. Коллекция анимированных gif для web. АРТ. D 5677.
  5. Энциклопедия классической музыки. © “Коминфо”, 2002.

Разработка открытого урока по сольфеджио «Музыкальные лады»

1.Ход  урока:

Педагог :Ребята, вы наверно замечали, что одно музыкальное произведение звучит радостно, весело, а другое почему- то с грустью, а иногда даже и с тревогой? Хотите знать – почему? Тогда я вам расскажу маленькую сказку.

2.Представьте себе, что в музыкальном королевстве живут звуковые семьи. В каждой семье по  7  звуков. В одной семье хозяйка –тоника – всегда имеет радостное ,светлое настроение.  Тоника самая главная, она всегда следит за тем, чтобы ее детки –звуки строились в определенном порядке , чтобы получилась радостная светлая музыка .  А строит она их так, чтобы между звуками было такое расстояние – тон, тон, полутон, тон, тон, тон,  полутон.  Эта  дружная семья  звуков называется  МАЖОР, лад мажор. Музыка, написанная в мажоре, будет светлая, будет дарить хорошее настроение, как будто солнышко ярко светит  ( картинка  « Солнышко»).Послушайте песню, которая написана в мажоре. (Играю и пою песню «Цыплята» или  «Весна»).

 Вы тоже можете сыграть на фортепиано мажорный лад. Мажор получится, если вы, подойдя к роялю, сыграете подряд  все белые клавиши от ноты до вверх до следующей ноты до.

 ( К инструменту вызывается ученик, играет гамму До мажор, при игре называет расстояние между звуками –т-т-п-т-т-т-п) .Ты сейчас играл(а) гамму от ноты до, и строил ее в мажорном ладу. Значит, гамма называется  До  мажор. Если  гамма До мажор, то как  зовут ее тонику ?

(Пение попевки в До мажоре «Все мы дружно встали  в ряд, получился звукоряд, не простой – мажорный, веселый задорный.»).

    В другой семье Тоника грустная, задумчивая, ее звуки строятся в таком порядке —  тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон. Такая семья звуков называется МИНОР. Музыка, написанная в миноре, будет звучать с грустью, с темным оттенком, как будто солнышко зашло за тучку(картинка «Тучка»).Послушайте песню, написанную в миноре. (Играю и пою песню «Осень») . Минор получится, если сыграть подряд на белых клавишах все звуки от ля до ля. (К инструменту вызывается ученик, играет гамму ля минор, вслух произносит строение –т.п.т.т.п.т.т.).Как вы думаете, минор отличается по настроению и характеру от мажора? Слышите, что сейчас звукоряд  как-то загрустил, задумался, «потемнел». И песенка, которую мы споем в миноре, тоже с грустью.(«Мы минорный звукоряд, грустных звуков длинный ряд, песню грустную поем, и сейчас мы заревем.»).

 На музыкальном языке  такая  дружная семья звуков называется ЛАД, потому что звуки ладят между собой, не мешают друг другу, взаимодействуют, слушаются свою хозяйку Тонику, по-другому никогда не строятся. Лад Мажор  и лад Минор. Лад – это мир, порядок, согласие .Когда кто-нибудь ссорится , то говорят, что они не ладят между собой. В мажорном или минорном ладу звуки всегда ладят, дружат. Когда мы играем или поем ,мы ведь не можем остановиться там, где нам захотелось.( пример).Нам всегда захочется возвратиться к тонике, закончить на тонике песню ( пример).Это потому, что звуки в ладу тянутся друг другу( а особенно к тонике), они связаны между собой, как все , кто живет в дружной семье.

3.Вот мы с вами познакомились с ладами мажором и минором.

Стихотворение:

Вот — Минор, а вот – Мажор,
Братья, между прочим.
Научись их различать,
Это важно очень!
Если в музыке слышны

Грустные мотивы,
Значит, плачет брат Минор –
Он такой плаксивый.

Если радость и задор
С музыкой несётся,
Значит, это брат Мажор
Пляшет и смеётся!

Показ видеоролика –мультфильма «Мажор и минор».

Педагог исполняет песню «На морозе девочка», просит детей услышать , где в ней звучит минор, а где  — мажор.

Как вы поняли, где звучит мажорный лад, а где  — минорный?(В ходе диалога с учениками выясняется, что  по настроению).

Послушайте, как твердо, светло и радостно звучит мажор, и как затемнённо ,с  тёмным оттенком, звучит лад минор ( повторяю песенку вместе с детьми).

Вспомним, что такое Трезвучие(это созвучие из 3-х ступеней, расположенные по терциям, т.е. через ноту).В мажорном ладу главное ТОНИЧЕСКОЕ трезвучие тоже мажорное (Играю) . Оно звучит мажорно, ярко .В минорном ладу тоническое трезвучие минорное(играю). Оно звучит с оттенком грусти, спокойно и задумчиво. Давайте поиграем в игру «Отгадай трезвучие»(ученики по очереди играют трезвучия от заданной мною ноты, а класс на слух отгадывает лад).

 А теперь давайте сравним творчество художников и композиторов. Художники для создания своих картин пользуются красками, композиторы для сочинения музыкальных произведений – звуками. У художников есть две группы красок – тёплые тона и холодные. А для музыканта краска – это лад. Если мажор, значит, произведение звучит ярко и радостно, если минор – задумчиво, углублённо.

А  теперь пофантазируем. Если бы вы были композиторами, и вам надо было бы сочинить музыку к этим картинам, в каком ладу – мажоре или миноре – вы бы написали музыку? Ведь надо, чтобы ваша музыка  по настроению и характеру подходила к картине, поэтому надо выбрать нужный для настроения лад.(Показываю картины природы. Дети высказывают  свое  мнение).

А вот наш русский композитор Георгий Свиридов написал произведение — музыкальную картину, в которой нарисовал музыкой два времени года — весну и осень. Произведение так и называется «Весна и осень». Давайте послушаем его и полюбуемся  картинами природы, которые слышны в этой музыке(Видеоклип Г.Свиридова).

Вопросы:
— Одинаково ли прозвучала музыка весны и осени? (Нет.)
— Каков характер этих частей? (Весна – светло, радостно; осень – тоскливо, грустно.)
— Какие  иллюстрации подходят к нашему музыкальному произведению?
— Определите музыкальный лад этого произведения. (Весна – мажор, а осень – минор.)
— Какими красками передано состояние природы? (Мажор – яркими,  солнечными, а минор – приглушенными, темными.)

Какая замечательная музыка  ! Как ярко она описывает улыбающуюся радостную природу весной и грустную задумчивую природу осенью! А все потому, что композитор музыку весны написал в мажоре, а музыку осени в миноре. Вот как важно написать произведение в нужном и правильном ладу.

4.Подведение итогов.

— Итак, какие два лада сегодня  вы узнали на  уроке? (  мажор, минор)
— Какой оттенок вносит в музыку мажор? Минор? 
— Если бы вы были композиторами, то в каком ладу написали бы пьесу, соответствующую нашей погоде или настроению сегодня?

 —Помогает ли лад композитору передать настроение?

—  Как строится мажорный лад? Как строится минорный лад?

5.Домашнее задание :

В пьесе, которую ученики играют по специальности , определить лад.

                                        Открытый   урок

                                 по сольфеджио

         в 1-м классе фортепианного отделения на тему

                                       

                            «Мажор и минор»

         Урок разработан преподавателем 1 квалификационной категории

           музыкального отделения Болгарской  ДШИ Спасского района

                                          Республики Татарстан

                         Парамончевой Еленой Вячеславовной.

                                                                   2015 год

                                                                 

Тема урока : «Мажор и минор».

Тип урока:  урок изучения нового материала.

Цель урока:
 Пробуждать интерес к музыке, развивать эмоциональное восприятие. 
Задачи урока:

Образовательные:
1.Познакомить учащихся с музыкальными терминами: «лад», « мажор», «минор».
2. Слушать и проанализировать музыкальные произведения.
3.Помочь учащимся овладеть новыми знаниями.
4.С помощью прослушивания произведений закрепить знание музыкальных понятий.
5.Создать условия для развития внутреннего слуха .

Развивающие:
1.Развивать музыкальные способности: слух, чувство ритма, музыкальную память, вокально-хоровые навыки при разучивании песни и прослушивании музыкальных произведений.

2.Добиваться эмоциональной отзывчивости.
3.Содействовать проявлению музыкального вкуса.

Воспитательные:

1. Показать роль лада в характере музыкального произведения.

2. Вовлечь учащихся в активную практическую и слуховую деятельность.


Методы ,используемые на уроке:
1.Словесный.
2.Наглядный.
3.Метод анализа и сравнения.

Оборудование:

 Компьютер, видеозаписи музыкальных произведений, наглядные пособия и иллюстрации, карточки, фортепиано.

Этапы урока :

 1.Организационный. Постановка цели.

2.Введение новых знаний.

3. Обобщение первичного закрепления.

4.Подведение итогов обучения.

5. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению.

Capo Chart (Мгновенно выучите КАЖДЫЙ аккорд!)

Вы когда-нибудь выучили все свои базовые аккорды, но задавались вопросом, как вывести их на новый уровень? Этот урок покажет вам, как вы можете использовать таблицу каподастров, чтобы улучшить свои знания игры на гитаре!

В этом бесплатном уроке игры на гитаре вы узнаете:

  • Секрет номер один для улучшения ваших знаний о ладах.
  • 4 лайфхака с каподастром, которые повысят вашу музыкальность.
  • Как выучить гитарные аккорды с помощью 5 самых распространенных гитарных клавиш.

Более 250 000 изучающих игру на гитаре получают наши советы и руководства мирового уровня по игре на гитаре, которые отправляются прямо в их почтовый ящик: Нажмите здесь, чтобы присоединиться к ним

Присоединяйтесь к лучшей в мире онлайн-школе игры на гитаре 🌎

  • Получите свой собственный индивидуальный план обучения игре на гитаре  ( специально для ВАС).
  • Онлайн-курсы игры на гитаре мирового класса . Учитесь в своем собственном темпе.
  • Community Campus & Learning Forum – Дружелюбное сообщество гитаристов! Свяжитесь с нашей командой и студентами. 😊
  • Библиотека песен для начинающих с таблицами аккордов, вкладками и советами. (Песни подходят для всех уровней!)
  • Регулярные прямые трансляции, семинары и сессии вопросов и ответов  — Учитесь у педагогов по игре на гитаре мирового уровня. Получите ответы на все ваши вопросы!

Нажмите здесь, чтобы узнать больше о членстве в Национальной гитарной академии

Каподастр — это прекрасно, с каподастром не только лучше звучат открытые аккорды, но и легче играть на гитаре.

Это позволяет нам играть ЛЮБОЙ аккорд и ЛЮБУЮ песню, которую мы хотим. Каподастры позволяют нам использовать более сложные аккорды.

Хотя перемещение каподастра по грифу — отличный способ играть аккорды во всех тональностях, это также бесполезно, если вы не знаете, что это за аккорды.

Эта таблица каподастров показывает, что представляют собой все основные открытые аккорды на каждом ладу гитары.

Вы можете скачать его здесь: Capo Chart

Как пользоваться таблицей каподастра

Сначала эта диаграмма кажется сумасшедшей! Но не волнуйтесь, мы проведем вас через это шаг за шагом.

  • Колонка слева от этой таблицы показывает, какой аккорд вы играете. Так, например, если там написано C, вы играете стандартный аккорд C. (Это в открытой позиции.)

Выучите этот аккорд здесь: Простые способы игры на гитарном аккорде C

Допустим, вы хотите переместить этот аккорд на два лада вверх, чтобы каподастр оказался на 2-м ладу. Но вы не слишком уверены в том, что такое аккорд.

Просто:

  • Посмотрите, где на схеме каподастра написано «2-й лад», перейдите к исходному аккорду. В данном случае это C.
  • Посмотрите, какая нота ниже 2-го лада на диаграмме каподастра, это нота D.

Итак, если вы играете аккорд C с каподастром на 2-м ладу, это фактически аккорд D.

Аккорд по-прежнему имеет форму C, но звук вашей гитары — это аккорд D.

Давайте попробуем это с несколькими другими аккордами.

Таблица каподастров – Аккорд D

Когда этот аккорд используется без каподастра, это аккорд D.

Выучите этот аккорд здесь: 3 простых способа сыграть аккорд D на гитаре

Однако давайте переместим наш каподастр на 5-й лад.

Теперь это становится аккордом G.

Чтобы узнать это:

  • Посмотрите на исходную форму аккорда на схеме каподастра, в данном случае это D.
  • Посмотрите, где находится 5-й лад на схеме каподастра.
  • Перейдите к исходному аккорду. (что Д.)
  • Отсюда вы можете узнать, какой у вас новый аккорд. Этот аккорд G.

Помните, хотя мы все еще играем форму ре, аккорд, который вы на самом деле играете, — это соль, поскольку мы переместили каподастр вверх.

Давайте попробуем последний аккорд.

Таблица каподастров – Аккорд А

Если мы сыграем этот аккорд без каподастра. Это аккорд.

Выучите эти аккорды здесь: 3 простых способа сыграть аккорд A на гитаре

На этот раз давайте переместим наш каподастр на 7-й лад. Теперь это становится аккордом E.

Выучите 12 САМЫХ ЛЕГКИХ аккордов для начинающих с помощью нашего знаменитого БЕСПЛАТНОГО руководства

  Хватит мучиться. Начать заниматься музыкой.

  Изучите 12 удобных для начинающих версий для каждого аккорда .

  Это наше самое популярное руководство, которое быстро улучшит ваши навыки владения аккордами.

Получите свой индивидуальный план обучения игре на гитаре 🎸

Получите индивидуальный план обучения игре на гитаре здесь: Щелкните здесь для GuitarMetrics™

Откуда мы это знаем?

Мы знаем это, потому что:

  • Исходный аккорд — A.
  • Таблица каподастра говорит нам, что на 7-м ладу форма аккорда A на самом деле является аккордом E.

Убедитесь, что вы не перепутали форму и звук.

Аккорд A на 7-м ладу звучит как аккорд E.

Теперь мы немного знаем о том, как использовать каподастры, давайте рассмотрим четыре практических способа использования каподастра.

1) Использование каподастра для исполнения различных голосов аккорда

Использование каподастра — отличный способ играть различные варианты исполнения аккорда.

Представьте, что в вашей группе два гитариста, и они играют на одних и тех же аккордах. Это практически не оставляет динамики в музыке.

Отличный способ решить эту проблему — играть обоими гитаристами один и тот же аккорд, но разными голосами. Если вы не уверены в различных тембрах, вы можете использовать таблицу каподастров, чтобы помочь вам.

Вы также можете использовать каподастры, чтобы придать игре новое ощущение.

Например, если вы хотите придать песне более мягкое звучание, используйте каподастр выше грифа.

Если вы хотите, чтобы ваш аккорд звучал массивно, используйте аккорды в открытой позиции.

Эксперименты с размещением каподастра могут придать песне совершенно иное звучание.

Чтобы узнать, как использовать каподастр, перейдите сюда: Как использовать каподастр

2) Использование каподастра облегчает воспроизведение песен

Использование каподастра облегчает изучение песен. Часто многие новички находят песню, которая им нравится, и могут сыграть 4 из 5 аккордов, однако последний аккорд может быть слишком сложным.

Здесь вам может помочь каподастр!

Каподастр позволяет играть ЛЮБУЮ песню, независимо от того, в какой тональности она находится.

Это потому, что вы можете:

  • Поместить каподастр на другой лад на гитаре.
  • Сыграйте уже известные вам аккорды на другом ладу на гитаре.

Поскольку вы меняете расположение каподастра, это означает, что ваши существующие аккорды меняются.

Так что, если есть сложный аккорд, вам не о чем беспокоиться. Скорее всего, вы можете переместить каподастр, чтобы облегчить исполнение песни.

Вот почему таблица каподастров НАСТОЛЬКО полезна, так как вы можете использовать ее, чтобы найти любой аккорд на грифе.

3) Используйте каподастр для изменения тональности песни

Если вы увлеченный автор-исполнитель, каподастр — ваш лучший друг.

Допустим, вы написали песню с запоминающейся мелодией и сильными аккордами. Тем не менее, вы изо всех сил пытаетесь петь это правильно.

Используя каподастр, вы можете быстро изменить тональность песни, переместив каподастр на другой лад

Это замечательно по двум причинам:

  1. Позволяет быстро и эффективно перемещать тональность вашей песни.
  2. Это избавляет вас от необходимости решать, какими будут аккорды в другой тональности.

Это быстро, просто и звучит фантастически! Что не нравится в использовании каподастра?

4) Вы можете использовать каподастры для создания безумных аккордов

Самый распространенный способ играть аккорды с каподастром — использовать стандартные аккорды.

Если вы сообразительны, вы можете творчески использовать каподастры, чтобы перекрывать определенные струны. Это может создать несколько интересных аккордов и текстур.

Это немного сложно сделать со стандартным каподастром, однако вы можете купить частичный каподастр, предназначенный для удержания определенных струн.

Вот как выглядит частичный каподастр:

Частичные каподастры великолепны, потому что:

  • Они позволяют вам исследовать различные строя.
  • Они делают гитару доступной для людей с ограниченными возможностями. (С частичным каподастром вы можете играть аккорды практически без пальцев!)

Ознакомьтесь с экстраординарным каподастром Luca Stricagonili, использующим частичный каподастр:

Подробнее о частичных каподастрах можно узнать здесь.

Использование каподастров в другом месте

Большинство гитаристов используют каподастры для улучшения своих открытых аккордов. Однако мы также можем использовать каподастры для расширения наших теоретических знаний.

Нам, гитаристам, полезно понимать, как каждая клавиша соотносится с каждым ладом каподастра.

Чтобы изучить это, мы собираемся использовать 5 наиболее распространенных гитарных клавиш. Это:

  • С.
  • Г.
  • Д.
  • А.
  • Э.

Чтобы узнать больше о гитарных клавишах, перейдите сюда: Гитарные клавиши: краткое руководство

Для каждой из этих тональностей есть 3 мажорных и 3 минорных аккорда.

Мы собираемся узнать, как эти аккорды звучат на грифе.

Хотите получать бесплатные советы по игре на гитаре и видеоуроки на свой почтовый ящик?

Присоединяйтесь к более чем 250 000 изучающих игру на гитаре и подпишитесь на нашу рассылку советов по игре на гитаре по электронной почте. (Это бесплатно.)

Мы вышлем вам серию уроков, которые поднимут вас на новый уровень вашего гитарного пути.

Узнайте, как все быстро, легко и эффективно соединяется друг с другом. Мы делимся советами ниндзя (для моментального удовольствия!), а также вечными основами, которые углубят ваше понимание.

Наши курсы игры на гитаре

Чтобы стать лучшим гитаристом нажмите здесь, чтобы увидеть наши курсы игры на гитаре

Получите свой индивидуальный план обучения игре на игре на гитаре 🎸

Хотите, чтобы мы составили план обучения игре на гитаре, адаптированный для вас? Щелкните здесь для GuitarMetrics™

Таблица каподастров – Аккорды в тональности до

Основные аккорды в тональности до:

  • До мажор.
  • фа мажор.
  • соль мажор.

Минорные аккорды в тональности C:

  • Ре минор.
  • Ми минор.
  • Ля минор.

Чтобы узнать больше о тональности C, перейдите сюда: Понимание аккордов в тональности C

Вот таблица каподастров для аккордов в тональности C:

Таблица каподастров – Аккорды в тональности G

Основные аккорды в тональности G:

  • G мажор.
  • до мажор.
  • ре мажор.

Минорные аккорды в тональности G:

  • Ля минор.
  • си минор.
  • Ми минор.

Узнайте о тональности G здесь: Аккорды в тональности G и советы по их пониманию Тональность ля

Основные аккорды в тональности ля:

  • ля мажор.
  • ре мажор.
  • ми мажор.

Минорные аккорды в тональности А:

  • Си минор.
  • До-минор.
  • Фа минор.

Вот таблица каподастров для аккордов в тональности A:

Таблица каподастров – Аккорды в тональности D

Вот какие мажорные аккорды в тональности D:

  • Ре мажор.
  • соль мажор.
  • Майор.

Вот минорные аккорды в тональности D –

  • Ми минор.
  • Фа минор.
  • си минор.

Как видите, чем больше тональностей вы выучите, тем больше аккордов вы знаете!

Вот таблица каподастров для аккордов в тональности ре:

Таблица каподастров – аккорды в тональности ми

Вот мажорные аккорды в тональности ми:

  • ми мажор.
  • Майор.
  • си мажор.

Вот минорные аккорды в тональности ми-9.0005

  • Фа минор.
  • соль минор.
  • До-минор.

Если вы хотите узнать больше об аккордах в тональности ми, перейдите сюда: Аккорды в тональности ми

Вот таблица каподастров для аккордов в тональности E:

Как видите, знание того, как использовать каподастр в полной мере, очень полезно для нас, гитаристов.

Это значит, что мы можем сыграть:

  • Любой аккорд.
  • Любая песня.
  • Любой ключ.

Это мощный инструмент, который должен знать каждый гитарист.

Какой ты гитарист?

Пройди наш 60-секундный тест и получи свои результаты: Пройди тест

Наши курсы игры на гитаре

Стань лучшим гитаристом: Нажмите здесь, чтобы узнать о наших курсах игры на гитаре

Получите свой персональный план обучения игре на гитаре 🎸

Получите индивидуальный план обучения игре на гитаре здесь: Щелкните здесь для GuitarMetrics™

Классные футболки для гитары 😎

Выглядите круче! Ознакомьтесь с нашими товарами: Нажмите здесь, чтобы увидеть наш магазин товаров

Хотите получать бесплатные советы по игре на гитаре и видеоуроки на свой почтовый ящик?

Присоединяйтесь к более чем 250 000 других изучающих игру на гитаре и подпишитесь на нашу рассылку советов по игре на гитаре по электронной почте. (Это бесплатно.)

Мы вышлем вам серию уроков, которые поднимут вас на новый уровень вашего гитарного путешествия.

Узнайте, как все быстро, легко и эффективно соединяется друг с другом. Мы делимся советами ниндзя (для моментального удовольствия!), а также вечными основами, которые углубят ваше понимание.

Другие крутые гитарные материалы

Узнайте о Национальной академии гитары: О нас

Посетите наш канал на YouTube, чтобы посмотреть забавные видеоролики об игре на гитаре.

Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы получать ежедневные советы по игре на гитаре.

Слушайте наш подкаст «Обучение игре на гитаре», чтобы быстро прогрессировать.

Ознакомьтесь с нашими бесплатными уроками аккордов.

 

Что такое пентатоника и зачем ее использовать?

Пентатонические гаммы уже много лет используются в музыке, и как только вы прочитаете этот пост в блоге, вам станет ясно, почему. Считается, что пентатоникам около 50 000 лет! Их можно услышать в различных формах на протяжении всей истории и почти во всех культурах мира, в том числе в григорианских песнопениях, в музыке коренных американцев, музыке Африки и Южной Азии, а также в современном джазе. Это действительно невероятный масштаб в теории музыки, и независимо от эпохи или жанра вы обнаружите, что слышите и видите его много раз!

Вы могли подумать, что мажорные и минорные гаммы появились первыми, но мажорные и минорные гаммы стали использоваться только в 1600-х годах, и, как вы можете видеть выше, пентатоника использовалась со времен Средневековья!

Содержание

Что такое пентатоника?

В пентатонике всего пять нот. Слово «пент» заимствовано из древнегреческого языка (пенте) и означает пять! Проще говоря, пентатоника представляет собой пятинотную шкалу.

Существует два типа пентатоники: мажорная пентатоника и минорная пентатоника. Оба они очень связаны с мажорными и минорными гаммами.

Мажорная пентатоника берет пять нот из мажорной гаммы.

Минорная пентатоника состоит из пяти нот минорной гаммы.

Мажорная пентатоника

Первая пентатоника, которую мы рассмотрим, это мажорная пентатоника. Мажорная пентатоника напрямую связана с мажорной гаммой, поскольку в ней используются точно такие же ноты минус два!

Каждая мажорная гамма может быть обозначена градусами (т. е. номером ноты). Давайте посмотрим на соль мажор ниже.

Обозначив таким образом гамму соль мажор, нам будет легче показать, какие ступени нужно убрать, чтобы получилась мажорная пентатоника.

В пентатонике соль мажор используются ступени 1, 2, 3, 5 и 6.

Как видите, мы опускаем 4-ю и 7-ю ступень мажорной гаммы, чтобы создать пентатонику соль мажор.

Вы также можете думать о своей мажорной пентатонике с точки зрения интервалов, которые она использует:

Тоника, мажорная секунда, мажорная терция, чистая квинта, мажорная шестая

минорная пентатоника

Другая пентатоника, о которой вы должны знать, это минорная пентатоника. Почти так же, как мажорная пентатоника, минорная пентатоника берет пять нот из минорной гаммы!

Давайте посмотрим, сможем ли мы создать пентатонику ми минор. Почему? Потому что ми минор является относительным минором соль мажор! (Если это для вас неожиданность, обязательно ознакомьтесь с нашей информацией о квинтовом круге и относительных шкалах!)

Запишем гамму ми натурального минора и обозначим ее ступени.

В минорной пентатонике используются ступени 1, 3, 4, 5 и 7!

Как видите, мы опускаем 2-ю и 6-ю ступени при написании минорной пентатоники. Теперь мы создали относительную минорную пентатонику к написанной выше мажорной пентатонике!

Вы также можете думать о минорной пентатонике с точки зрения интервалов, которые она использует:

Тоника, минорная терция, совершенная кварта, совершенная квинта и минорная септима.

Как звучит пентатоника?

Если у вас есть пианино, просто играйте только на черных клавишах, и вы услышите, как звучит пентатоника. Это мажорная пентатоника, начинающаяся с ре-бемоль! Красивый приятный звук! Давайте рассмотрим, почему это так приятно для ушей.

Давайте посмотрим на гамму до мажор, так как в ней нет ни диезов, ни бемолей.

В мажорной гамме 4-я и 7-я ступени образуют тритон. Именно эти интервалы придают мажорной гамме ощущение ожидания и могут добавить напряжения! Чтобы узнать больше об интервале тритона, обязательно нажмите здесь.

Если мы сравним эту до-мажорную гамму с до-мажорной пентатоникой, вы увидите, что интервал тритона исчез! У нас просто остаются интервалы мажорной 2-й, мажорной 3-й, совершенной 5-й и мажорной 6-й. Это все согласные интервалы и очень приятные на слух!

В мажорной пентатонике C используются ноты C, D, E, G, A.

Как мажорная, так и минорная пентатоника не содержат полутонов (полтона), что также создает напряжение в мажорной гамме.

Как играть пентатонику на фортепиано

Ниже приведены примеры пентатонических гамм C, которые можно играть на фортепиано.

Мажорная пентатоника

Тоника – мажорная 2-я – мажорная 3-я – перфектная 5-я – мажорная 6-я

минорная пентатоника

тоника – минорная 3-я – совершенная 4-я – перфектная 5-я – минорная 7-я

Play Penta тонические весы на гитаре: The CAGED Система

Мажорная пентатоника

Система коробчатых форм CAGED дает гитаристу простой способ играть мажорную и минорную пентатонику. Зеленые круги — это основная нота гаммы, а узоры фактически совмещаются, чтобы покрыть гриф гитары.

Например, если вы играете в форме ми, то первая нота на струне ми будет основной. Начав с 3-го лада, вы будете играть соль мажорную пентатонику.

Минорная пентатоника

Мажорная и минорная гаммы связаны между собой. Например, ми минор является относительным минором соль мажор. Это означает, что они имеют одну и ту же ключевую подпись (у них обоих есть F#). Это означает, что мы можем использовать те же формы для минорной пентатоники, что и для мажора, однако основные ноты будут падать по-разному.

Форма ми минорной пентатоники начинается с основной ноты. Если бы мы начали эту форму с 5-го лада, мы бы тогда играли пентатонику ля минор.

Формы показаны ниже с основными нотами, помеченными красным.

Как я могу использовать пентатонику в своей игре?

Пентатоника является чрезвычайно полезной гаммой и используется во многих простых песнях, народных мелодиях, а также широко используется в импровизации, особенно в блюзовой музыке.

Взгляните на музыку к классической, но простой песне Amazing Grace – в ней используются только ноты D, E, G, A и B. Это ре-мажорная пентатоника!

Вы можете использовать мажорную и минорную пентатонику вместо любых мажорных и минорных гамм. Обратите внимание, что это будет вместо натуральной минорной гаммы — если вам нужно понять разные минорные гаммы, обязательно нажмите здесь!

Если вы используете пентатонику для импровизации или композиции, полезно знать, что вы можете играть мажорную пентатонику поверх мажорных аккордов и минорную пентатонику поверх минорных аккордов. Это прекрасный способ ввести пентатонические мелодии в вашу игру и композиции!

Вы даже можете использовать доминантные септаккорды (чтобы узнать больше о доминантных аккордах, вы можете проверить это здесь!). Однако при этом будьте осторожны при использовании минорной пентатоники, так как эта гамма содержит минорную терцию, которая будет конфликтовать с мажорной терцией в доминантном аккорде.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts