В психологии реакция это: Реакция (в психологии) | это… Что такое Реакция (в психологии)?

Реакция | Мир Психологии

РЕАКЦИЯ

Реакция (от лат. re — против + actio — действие) — действие, состояние, процесс, возникающие в ответ на к.-л. воздействие, раздражитель, впечатление. В широком биологическом смысле Реакция означает закономерный ответ организма на внешнее воздействие. 

В психологии Реакция — прежде всего акт поведения, в т.ч. произвольное движение, опосредствованное задачей и возникающее в ответ на предъявление сигнала, но иногда Р. называют ощущения, представления, мысли, эмоциональные переживания и даже настроения, возникающие в ответ на определенное воздействие; напр. Л.С. Выготский писал о сложнейших эстетических Р. Любая реакция характеризуется скоростью, интенсивностью, формой протекания. Измерение этих характеристик Р. создало психометрику как отрасль психологии. В зависимости от признаков, положенных в основу классификаций, в психологии и др. пограничных науках выделяют разные виды Р., напр. поведенческие, физиологические, эмоциональные и др.

; произвольные и непроизвольные реакции. См. также Время реакции, Рефлекс.

Реакция выбора — см. Время реакции, Закон Хика.
Реакция десинхронизации — см. Внимания физиологические механизмы.
Реакция навязывания ритма — см. Методы электрофизиологические.

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Реакция в психологии — любой ответ организма на изменение во внешней или внутренней среде, от биохимической реакции отдельной клетки до рефлекса условного. Понятие введено в психологию основателем бихевиоризма — Уотсоном. Выделяются реакции врожденные и реакции приобретенные.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Реакции — в психиатрии: патологические изменения психической деятельности в ответ на психическую травму или неблагоприятно сложившуюся жизненную ситуацию.

В их происхождении важную роль играют факторы конституциональной предрасположенности, особенности личности, соматическое состояние больного, его возраст. Протекают на невротическом (см. Неврозы) или психотическом (реактивные психозы) уровне. И те, и другие относятся к клинической группе реактивных состояний, однако реактивные психозы, в отличие от неврозов, характеризуются большей остротой развития, лабильностью симптоматики, ее большей тяжестью, выраженными психомоторными и аффективными расстройствами, наличием психопатологической продукции (бред, галлюцинации, расстройства сознания), нарушениями поведения. Реактивным психозам присуща значительная обратимость психопатологических расстройств.

Реакция алкогольная истерическая — истерическая реакция в состоянии алкогольного опьянения. Опьянение, как правило, облегчает проявление истерических форм реагирования даже у лиц без выраженной до того истероидности. Характеризуется нарочито-демонстративным поведением, преувеличенным реагированием на окружающее, суицидальными высказываниями и попытками, совершаемыми обычно в присутствии окружающих и также демонстративно, например, больной наносит себе многочисленные поверхностные кожные порезы ножом или бритвой в области предплечий.

Наблюдается обычно уже при наличии алкогольной деградации личности по психопатоподобному типу, во второй стадии алкоголизма.

Реакции аномальные [Ушаков Г.К., 1978] — простейшие, элементарные формы расстройств, которые составляют начальный элемент формирования аномалии индивидуальности. Характеризуются изменением форм реакций на стимул, неадекватностью реакции стимулу по силе и содержанию. Клинически различаются невротические, неврозоподобные, психопатические и психопатоподобные реакции. Учащение, сгущение аномальных реакций приводит к так называемым преходящим развитиям и в дальнейшем — к формированию приобретенных психопатий.

Реакция астеническая — характеризуется острым астеническим состоянием, наступающим в психогенно-травмирующей ситуации. Характерны жалобы на общую слабость, повышенную раздражительность, плохой сон, снижение памяти, утрату трудоспособности, плохое самочувствие. Гипотимия. Р. аффективно-шоковая. Характеризуется остро наступающим аффектом страха или ужаса, сужением сознания, двигательными расстройствами. Кратковременное психотическое состояние, возникающее в экстремальных ситуациях, угрожающих жизни.

Реакция аффективно-шоковая гиперкинетическая — разновидность Р.а.-ш., характеризующаяся беспорядочным психомоторным возбуждением.

Реакция аффективно-шоковая гипокинетичекая — разновидность Р.а.-ш., характеризующаяся двигательным оцепенением, ступором.

Реакции аффективные острые у подростков [Личко А.Е., 1985] — состояния крайнего эмоционального напряжения, обусловленные психической травмой или кризисной ситуацией. Длятся от нескольких минут до многих часов и даже суток. Психотического уровня аффект не достигает, явления дезориентировки и последующей амнезии отсутствуют.

  • а) Реакция агрессивная (экстрапунитивная) — проявляется в виде нападения на обидчиков, нанесения им побоев, или в виде вымещения злобы на случайных лицах, в виде разрушительных действий по отношению к вещам обидчиков или случайно оказавшихся в поле зрения предметов. Р. направлена на разрядку аффекта, отреагирование.
  • б) Реакция аутоагрессивная (интрапунитивная) — нанесение повреждений себе вплоть до покушений на самоубийство. При нанесении себе повреждений, например, порезов, демонстративные тенденции отсутствуют.
  • в) Реакция импунитивная — аффект разряжается путем бегства из психотравмирующей ситуации (побеги из дома, из интерната).
  • г) Реакция демонстративная — на фоне крайнего аффективного напряжения проявляются тенденции привлечь к себе внимание, пробудить сочувствие, жалость, избавиться от неприятностей. Чаще всего наблюдаются демонстративные суицидальные попытки, нарочито Делинквентное поведение.

Реакция бегства — примитивная реакция бессмысленного, бесцельного. Одна из форм гипобулических механизмов.

Реакция группирования со сверстниками — проявляются в стремлении подростков образовывать более или менее спонтанные группы, объединенные неформальными отношениями. Нередки групповые правонарушения.

По О.В. Кербикову [1968], Р. такого рода особенно подвержены педагогически запущенные дети.

Реакция депрессивная — Р. в форме психогенной депрессии — пониженное настроение, тоскливый аффект, в переживаниях звучат психогенно-травмирующие обстоятельства.

Реакция имитации [Ковалёв В.В., 1979] — одна из форм характерологических реакций у детей и подростков. Характеризуются изменениями поведения, связанными с подражанием поведению окружающих, представляющихся ребенку или подростку авторитетными. В большинстве случаев не имеют патологического характера, то есть являются характерологическими Р., однако при этом не исключена возможность перехода в невротические расстройства и развития социально-отрицательного поведения.

Реакция ипохондрическая — проявляется возникшими опасениями за свое здоровье, нередко — убежденность в том, что больной страдает тяжелым соматическим заболеванием. Нередко характеризуется истерическими механизмами «бегства в болезнь».

Р. истерическая — проявляется истерическими формами реагирования.

Реакция компенсации и гиперкомпенсации [Ковалёв В.В., 1979] — форма преходящих расстройств поведения у детей и подростков. Происходит усиление личностных проявлений и появляются защитные формы поведения, маскирующие слабые стороны личности. Своеобразная попытка избавиться от переживаний собственной неполноценности. Могут быть как характерологическими, так и патохарактерологическими Р. К этому виду Р. относятся компенсаторные фантазии замещающего характера, проявление показной бравады, нарушения школьной дисциплины, приписывание себе проступков и преступлений и др.

Реакции личностные аффективные параадаптивные [Заимов К., 1981] — кратковременные или более продолжительные реакции, вызванные состоянием аффективного напряжения и характеризующиеся отклонением от адекватных форм поведения. Они остаются близкими к нормальным человеческим переживаниям. Мышление приобретает характер сверхценных переживаний и никогда не достигает степени бредообразования.

Наблюдаются у психически здоровых и при личностной акцентуации. Интерпретация их природы связана с выделением единой психофизиологической, аффективно-поведенческой системы, объединяющей уровни безусловно-рефлекторной (инстинктивной) и условно-рефлекторной деятельности, подчиняющиеся принципам реципрокной иннервации Введенского-Шерингтона и реципрокной индукции И.П. Павлова. Различаются два основных типа реакций: компенсаторные и инверсионные. При первых характер деятельности остается прежним, меняется лишь объект, при вторых действие переходит в другую подсистему, например аутоагрессия заменяется агрессией. Некоторые варианты аффективных пара-адаптивных реакций личности феноменологически близки к отдельным вариантам проявлений механизмов психологической защиты по S. Freud.

Реакция мнимой смерти — примитивная гипобулическая Р., проявляющаяся внешне состоянием полной обездвиженности. Р., обусловленные формирующимся сексуальным влечением [Личко А.Е., 1977] — личностные реакции подросткового периода, связанные с повышенным, но недостаточно дифференцированным сексуальным влечением (мастурбация, беспорядочные половые связи, преходящие гомосексуальные тенденции и др. ).

Реакции оппозиции — см. Р. протеста.

Реакция отказа — форма патохарактерологических реакций у детей и подростков. Проявляются потерей инициативы, переживанием отсутствия перспектив, чувством отчаяния, избеганием контактов с окружающими, страхом перед всем новым, пассивностью, «отказом от притязаний». Часто наблюдается у детей, лишившихся родителей и попавших в закрытые детские учреждения в условия неправильного воспитания.

Реакция отрыва — возникает при длительной изоляции человека от коллектива и привычной окружающей обстановки. Наблюдаются аффективная напряженность, возбуждение, беспокойство, страх, иногда, наоборот, беспричинное веселье.

Реакция параноидная — характеризуется бредовыми переживаниями и галлюцинациями, но своему содержанию близкими с породившей Р. психогенно-травмирующей ситуацией.

Реакции параноические [Молохов А.Н., 1940]. Психогенные реакции, в основе которых лежат сверхценные идеи, отражающие патологическую целеустремленность. Р.п. служат началом параноическому развитию. Наиболее типичны сутяжничество и бред ревности. Перерастание сверхценных идей в бредовые происходит на высоте аффекта, когда особенно выражена кататимность мышления. В отличие от реактивных параноидов, важную роль играет особая структура психики, без которой невозможно перерастание сверхценной идеи в бредовую — характер жизни влечений, эгоцентризм, особая направленность интересов, склонность к кататимному мышлению. Предпосылка Р.п. — эпилептоидные черты личности. По K. Leonhard [1976], Р.п. особенно часто наблюдаются в случаях сочетания параноически-застревающих и эпилептоидно-возбудимых особенностей личностной акцентуации и психопатии. Разграничение параноических реакций и развитии весьма условно. Очевидно, об окончании Р.п. в тех редких случаях, когда она не перерастает в развитие, можно судить лишь ретроспективно.

Реакции патохарактерологические [Ковалёв В.В., 1973] — реактивные состояния у детей и подростков, преимущественно проявляющиеся нарушениями поведения, приводящие к социально-психологической дезадаптации и нередко сопровождающиеся невротическими, соматовегетативными расстройствами. Принимают затяжное течение, длятся недели, месяцы и даже годы. Часто приводят к психопатическим развитиям и патохарактерологическим формированиям личности.

Реакции примитивные — Р., обусловленные гипобулическими, по E. Kretschmer [1922], механизмами. Включают Р. бегства, паники, мнимой смерти и др., в том числе и эксплозивную — импульсивные реакции паники, крики, аффективный ступор.

Реакция примитивная бредовая — проявляется в бредовой трактовке происходящего вокруг. Связана в своем генезе с аффектом страха. События окружающей действительности интерпретируются бредовым образом в плане переживаний, обусловленных психогенными переживаниями, например, страх ареста приводит к появлению психогенных бредовых идей отношения, преследования (мнимая слежка).

Реакции протеста [Ковалёв В.В., 1979] — формы преходящих расстройств поведения у детей и подростков. Могут быть характерологическими и патохарактеролсгическими.

Первые проявляются в форме непослушания, грубости, вызывающего, иногда — агрессивного, поведения. Наблюдаются в психогенно-травматической ситуации, имеют четкую направленность, отличаются непродолжительностью. Чаще наблюдаются у эмоционально возбудимых детей. Вторые отличаются большей интенсивностью проявлений, обязательно агрессивным, вплоть до жестокости, поведением, выраженным вегетативным компонентом. Склонны к повторению и фиксации, нарушенное поведением при этом приобретает привычный характер. Возможны Р. пассивного протеста — элективный мутизм, уходы, суицидальное поведение. Син.: Р. оппозиции.

Реакция ситуационная [Homburger A.] — P., сохраняющаяся, пока длится неблагоприятная ситуация.

Реакция психическая личностная — вид психогенной Р., в формировании симптоматики которой значительную роль играют преморбидные особенности личности, например, Р. истерическая у истероидной личности.

Реакция сутяжная — см. Р. параноические.

Реакция тимопсихическая [Bleuler E.] — примитивная Р., протекающая со страхом, депрессией, реактивными характерологическими изменениями.

Реакция увлечения [Личко А.Е., 1973] — личностные реакции преимущественно подросткового периода. Характеризуются чрезмерно выраженными увлечениями (азартные игры, спорт, самодеятельность и др.), которые приводят к нарушениям поведения и социальной дезадаптации — запускается учеба, устанавливаются контакты с асоциальными лицами, проявляется Делинквентное поведение. Нередко протекает на уровне сверхценных образований. Син.: хобби-реакции.

Реакция фиксированная — Р., принимающая протрагированное течение, несмотря на завершение неблагоприятной ситуации, исчезновение психической травмы. При этом возникают сверхценные идеи и нередко наблюдается патологическое (параноическое) Развитие личности.

Реакции характерологические [Ковалёв В.В., 1973] — непатологические нарушения поведения у детей, проявляющиеся только в определенной ситуации, не приводящие к дезадаптации в разных сферах личностных отношений и не сопровождающиеся соматовегетативными нарушениями.

Реакции шизоидного типа [Фрумкин Я.П., 1928] — остро и реактивно возникающие изменения личности по шизоидному типу, характерологическая реакция типа «шизоидизации» личности. Реактивно обусловленный характерологический сдвиг проявляется в усилении присущих больному конституционально-личностных особенностей.
Син.: острое шизоидное состояние. Ср.: Ганнушкина эиилептоидный тип реакции.

Р. шизофренные, шизофренические — обобщающее понятие, охватывающее ряд непроцессуальных, реактивно возникающих и протекающих с шизоформной симптоматикой, состояний:

  1. Шизофренный тип реакции [Popper Е., 1920]. Соматогенно и психогенно обусловленные реакции, протекающие с шизофреноподобной симптоматикой. Процессуально-дефектные изменения отсутствуют.
  2. Шизоидный тип реакции [Kahn Е., 1921]. Соматогенные и психогенные реакции у шизоидов. Конституциональная предрасположенность является обязательным фактором, что, по мнению автора, сближает их с истинной шизофренией.
  3. Шизомания [Claude H., 1923]. Острые психотические шизоформные состояния, возникающие у шизоидных психопатов и обнаруживающие тенденцию к обратному развитию.
  4. Психогенно-невротические реакции, протекающие с шизофренной симптоматикой [Speer E., 1933]. Автор, стоявший на позициях E. Kretschmer, видел разницу между нормой, шизоидией и шизофренией только в количественном отношении и с такими критериями подходил и к оценке Р.ш.
  5. По номенклатуре заболеваний 1952г. в США в соответствии с концепцией А. Meyer — острая шизофрения.
  6. По G. Langfeldt [1939], начинающиеся по типу острой шизофрении психотические состояния, развивающиеся у лиц, преморбидно без проявлений шизоидии и с хорошей социальной адаптацией, манифестирующие всегда в связи с психогенией, экзогенными факторами. Протекают прогностически благоприятно.

Р. экзогенного типа острые [Bonhoeffer К., 1908, 1910] — психические расстройства, возникающие экзогенно и носящие характер, главным образом, состояний нарушенного сознания. Количество форм острых экзогенного типа реакций в ответ на различные внешние вредности относительно ограничено. Современными исследователями острые экзогенного типа реакции объединяются в понятие острого психосиндрома, сменяющегося переходными синдромами, за которыми следует либо Выздоровление, либо формирование хронического психосиндрома, вариантами которого являются органический психосиндром и церебрально-очаговый психосиндром.

Р. эмансипации [Иванов Н.Я., 1973] — лчностные реакции преимущественно пубертатного возраста, характеризующиеся повышенным стремлением подростков к самостоятельности, независимости от родителей и покровительства взрослых. В крайних случаях подростки уходят из дома, иногда начинают бродяжничать.

Р. эпилептоидного типа [Ганнушкин П.Б., 1927] — длительные, нередко повторно возникающие и обусловленные влиянием психогенных факторов, неблагоприятной жизненной ситуации реакции. Проявляются направленной против окружающих дисфорической симптоматикой, озлобленностью, гневливостью, тоской. Эти состояния косят преходящий характер, иногда длятся месяцами. После них остается готовность к дальнейшему патологическому развитию личности. Возникают обычно у лиц с различной степенью выраженности эпилептоидных свойств, у которых, по выражению П.Б. Ганнушкина, «эпилептоидный круг… если не ясно выражен, то хотя бы намечен». В качестве психотического эпизода могут отмечаться при ряде патологических процессов (эпидемический энцефалит, травматическое поражение головного мозга, церебральный атеросклероз).
Син.: острое эпилептическое состояние, эпилептическая реакция.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Реакция аверсии (от лат. ayersio – отворачивание в другую сторону) — психогенная или патофизиологическая утрата восприятия внешнего мира с помощью органов чувств. Может возникать как психологическая защита у истерической личности, при тяжелой депрессии, в состоянии острой ситуационно обусловленной стрессовой реакции, в связи с представлением о наличии тяжелого органического заболевания. Обычно больные лежат с закрытыми глазами и не реагируют на окружающее. Частота и глубина дыхания чаще нормальны, но возможно учащение дыхания. Зрачки без особенностей. При калорической пробе (см.) неизменно нормальная реакция: нистагм с быстрой фазой, направленной в сторону, противоположную орошаемому ледяной водой уху, что указывает на наличие у больного состояния бодрствования. Нередко при пассивном поднятии век обследующий ощущает активное сопротивление, при этом веки быстро смыкаются, когда их отпускают. Мышечный тонус нормален, сухожильные рефлексы иногда активно притормаживаются. ЭЭГ характерна для состояния бодрствования.

Реакция зрачковая Турне — во время резкого поворота взора через несколько секунд отмечается сужение зрачка в отведенном глазе. После возвращения взора в первичное положение суженный зрачок сразу же возвращается к исходным размерам. Р. з. Т. возможна при различных заболеваниях: нейролюес, эпилепсия, Неврозы и пр. Возможна и у практически здоровых людей. Описал Tournay.

Реакция «короткого замыкания» — длительное подавление отрицательных эмоций может привести к бурной неспецифической аффективной реакции, возникающей иногда по, казалось бы, незначительному поводу и приводящей подчас к криминальной ситуации, вплоть до убийства. Описал в 1925г. Э. Кречмер у девушек нянек при разборе случаев убийства ими подопечных детей грудного возраста. В 1888г. в рассказе «Спать хочется» такая ситуация отражена А.П. Чеховым.

Реакция зрачка на аккомодацию — сужение зрачка одного глаза (другой глаз при этом прикрывается) при переводе взгляда с далеко расположенного предмета на предмет (текст), находящийся вблизи. Способствует фиксации изображения предмета на сетчатку. Рефлекторная дуга: афферентная ее часть проходит по зрительному нерву, эфферентная – по парасимпатическим волокнам глазодвигательного черепного нерва, через ресничный узел к мышце, суживающей зрачок. Замыкается дуга в подкорковых зрительных центрах, в ее состав входят парасимпатические ядра III черепного нерва, медиальный продольный пучок, вставочные нейроны.

Реакция зрачка на свет прямая — сужение зрачка (миоз) в ответ на усиление его освещения. Проявление защиты сетчатки и ее фоторецепторов от передозировки воздействующей на них световой энергии. Наряду с ретиномоторными реакциями способствует световой и темновой адаптации. Рефлекторная дуга проходит по зрительному и глазодвигательному нервам. Замыкается в среднем мозге. Реакция физиологическая.

Реакция зрачка на свет содружественная — сужение зрачка одного глаза при усилении интенсивности освещения другого глаза. Рефлекторная дуга проходит по зрительному и глазодвигательному нервам. Замыкается в среднем мозге. Реакция физиологическая. Реакция зрачка нейронотоническая. См. Пупиллотония.

Реакция зрачков на конвергенцию — сужение зрачков при фиксации взора на приближающемся к переносице предмете. Способствует оптимизации изображения предмета на сетчатку обоих глаз. Рефлекторная дуга: афферентная ее часть проходит по II черепному нерву, эфферентная – по парасимпатическим волокнам III черепного нерва, через ресничный узел к мышце, суживающей зрачок. Замыкается дуга в подкорковых зрительных центрах, парасимпатических ядрах глазодвигательного нерва, в медиальном продольном пучке, вставочных нейронах, обеспечивающих синхронность функции этих структур с обеих сторон (см. также – Реакция зрачка на свет).

Реакция зрачковая Берна — расширение зрачков при болевом раздражении нижней части тела. Описал Bern. Реакция физиологическая. Реакция кожная психо гальваническая. Син.: Феномен Тарханова. Изменение разности потенциалов и снижение электрического сопротивления между двумя участками кожи (например, ладонь и тыльная сторона кисти), возникающие под влиянием раздражителей, вызывающих эмоциональную реакцию. Описал отечественный физиолог И.Р. Тарханов (1846-1908).

Реакция на стресс острая — так, по МКБ 10 (F43.0.), обозначаются клинические проявления невротической реакции, если характерная для нее симптоматика сохраняется короткий период – от нескольких часов до 3 суток. При этом возможны оглушенность, некоторое сужение поля сознания, снижение внимания, неспособность адекватно реагировать на внешние стимулы, дезориентировка. Возможна частичная или полная амнезия стрессового фактора.

Реакция на стресс отсроченная — проявляется через определенный латентный период (от нескольких недель до 6 мес.) после острого тяжелейшего эмоциогенного стресса (катастрофа, пожар, изнасилование, пытки и пр.). При этом характерны навязчивые воспоминания, реминисценции (см.), сны, кошмары на фоне эмоциональной притупленности, «оцепенение», отсутствие реакции на текущие события, уклонение от дел и ситуаций, прямо или косвенно напоминающих о пережитой психотравме. На этом фоне у больного возможны острые, драматичные вспышки страха, паники, агрессии. Нередко все это происходит на фоне повышенного эмоционального напряжения, тревоги, ажитированной депрессии (см.), бессонницы, как правило, имеют место повышенная эмоциональная и вегетативная возбудимость. Возможны тяга к алкоголю, наркотическим средствам, суицидальные мысли. Течение волнообразное, но в большинстве случаев возможно Выздоровление.

Реакция Нонне–Апельта — качественный метод выявления увеличения содержания глобулинов в ликворе, основанный на определении степени помутнения смеси из равных количеств исследуемого ликвора и реактива, представляющего собой насыщенный раствор сульфата аммония. Выраженность реакции определяется крестами, как и при реакции Панди (см.). Проба может проводиться в процессе диагностической люмбальной пункции. Предложили немецкие невропатологи Nonne (1861-1969) и Apelt (1877-1911).

Реакция опоры Радемакера — напряжение мышц ног у находящегося в положении стоя. Реакция физиологическая.

Реакция Панди — качественный метод выявления увеличения в ликворе глобулинов, основанный на определении степени помутнения реактива Панди при добавлении в него исследуемого ликвора в пропорции: 1 капля ликвора на миллилитр реактива. Помутнение реактива прямо пропорцинально содержанию в ликворе глобулинов и обозначается крестами: легкое помутнение +, интенсивное (цвет молока) ++++, промежуточное по степени выраженности помутнение ++ или +++. Состав реактива Панди: 1 часть кристаллической карболовой кислоты на 15 частей дистиллированной воды. Проба может проводиться в процессе диагностической люмбальной пункции. Описал венгерский невропатолог Pandy. Реакция «подпирательная» у новорожденных — см. Рефлекс Балдуччи–Пейпера.

Реакция прыжка — при угрозе падения в сторону нога на этой стороне рывком перемещается в том же направлении, а другая нога в это время отрывается от пола. Реакция физиологическая.

Реакция психогенная — обобщенное обозначение временных изменений психического состояния. Варианты таких реакций: аффективные, алкогольные, астенические, депрессивные, истерические, невротические, ипохондрические, паранойяльные, панические и пр. Реакция упора. Если стоящего человека толкнуть в сторону, то края ступней на стороне, откуда произведен толчок, приподнимаются, и он опирается в основном на противоположные стороны ступней. Реакция физиологическая.

Реакция холодовая типа синдрома Рейно — в ответ на охлаждение развивается «трехфазный» цветовой ответ в определенной последовательности: двусторонняя, симметричная, сменяющая друг друга бледность, цианоз и покраснение пальцев кистей рук, реже – стоп. Наиболее выраженным элементом при этом является первая фаза – фаза побледнения, во время которой пальцы могут стать абсолютно белыми. Чаще встречается у женщин.

Реакция эпилептическая — однократный эпилептиформный припадок (см.), спровоцированный экзогенными или эндогенными факторами.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Реакция

  1. В основном — «реакция», реагирование, действие, движение и т.д., которые совершает организм в ответ на стимуляцию. 
  2. В более широком смысле — групповая или социальная реакция на социальные изменения. Здесь имеется в виду, что этот вид реакции является политически или культурно консервативным в экстремальном или реакционном плане. 
  3. В психиатрии — кластер поведенческих актов или синдром характерный для определенного расстройства. Часто используется более длинное выражение модель реагирования, см. формирование реакции.

Реакция бегства — психиатрическое нарушение, отличительной чертой которого является внезапный и непредвиденный уход из дома человека, который принимает новую идентификацию где-то в другом месте. Во время бегства отсутствуют какие-либо воспоминания о прежней жизни, а после выздоровления наблюдается амнезия на события этого периода Часто называется диссоциативным психогенным бегством для того, чтобы отличать его от других синдромов, имеющих сходные симптомы, но вызываемых известными органическими дисфункциями.

Реакция промахивания

  1. Неспособность точно поставить палец на некоторую указанную часть тела. Это может быть признаком различных неврологических расстройств.
  2. Тенденция указывать дальше определенного места, возникающая после быстрых вращательных движений всего тела. Это, в отличие от значения 1, является признаком того, что вестибулярная система функционирует нормально.

Реакция снятия тревоги — термин был создан терапевтами-бихевиористами для обозначения приобретенной оперантной реакции, которая может использоваться для уменьшения или снятия тревоги. Методика должна связать реакцию (обычно произнесение вслух или мысленно слова, подобно спокойно или «расслабься») с прекращением болезненного стимула (например, удара током). Такая реакция, теперь связанная с чувством освобождения от тревоги, может (по крайней мере в принципе) использоваться в другие тревожные моменты или при других обстоятельствах.

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Реактология. Что такое «Реактология»? Понятие и определение термина «Реактология» – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Реактология (лат. re – против, асtiо – действие, греч. logos — учение) – направление в советской психологии, изучавшее поведение человека и животных с точки зрения реакций. Реактология была сформирована в начале 1920-х годов как ответ на переработку марксистской методологии.

Создателем этого направления был советский психолог К. Н. Корнилов, который формулировал идеи реактологии, противопоставляя ее рефлексологии В. М. Бехтерева и идеалистической эмпирической психологии. Главным понятием в реактологии Корнилова стала «реакция», которая впервые рассматривалась как сочетание физиологического рефлекса и психического переживания. Кроме того, согласно учению Корнилова, реакция универсальна для всех живых организмов, но психическую характеристику она имеет только у высших представителей живого мира.

Еще одной особенностью реакции было названо то, что она, в отличие от рефлекса, выступает в качестве ответа не одного органа, а всего целостного организма на раздражитель извне. В зависимости от того, к какому типу относится этот раздражитель, было выделено семь универсальных типов реакций: натуральная, мускульная, сенсорная, ассоциативная, реакция различения, выбора и реакция узнавания.

Реактология достаточно быстро завоевала популярность, однако вскоре были выявлены существенные несоответствия между поставленными задачами и программой содержания. В начале 1930-х годов, в результате проведенной «реактологической дискуссии», Корнилов отказался от своих воззрений, а сам термин «реактология» был исключен из психологического контекста.

< Рационализация

Реальность психическая >

Популярные термины

    Реактология

    «Он все делает очень медленно!»

    «Если ваш ребенок ничего не успевает, не торопите его, – советует психолог Екатерина Патяева, – остановитесь и попробуйте идти с ним в ногу».

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • Как оставаться в состоянии психологического комфорта в любые времена: 7 правил
    • «Застала мужа за изменой, теперь не могу ему доверять»
    • Если сердце требует любви: как разойтись с женатым любовником
    • Подсказки психики: о чем говорит ваш гнев
    • «Написала книгу — и друзья отвернулись от меня. Неужели из зависти?»
    • «Люди постоянно обращаются ко мне на „ты“: как объяснить, что это нарушение моих границ?»
    • Что скрывают повторяющиеся сны
    • Как дать ребенку реализовать талант, не травмировав его: мнения психологов и жюри конкурса «Синяя птица»

    Сегодня читают

    • «Бывший муж ушел добровольцем на спецоперацию, и я поняла, что не готова его терять»
    • «Жду ребенка от африканца. Он меня бросил, родители настаивают на аборте»
    • «Мужчины постоянно меня используют — для секса, работы или разговора по душам»
    • 5 заблуждений о серьезности мужских намерений: женские истории комментируют эксперты
    • Как вычислить психологического абьюзера в начале отношений: 6 признаков
    • «Спустя год после расставания мой бывший и его мать начали меня преследовать»

    Psychologies приглашает

    Psychologies ВКонтакте

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерЗИМА 2022 — 2023 №72

    Подробнее

    спецпроекты

    Что такое реакционное образование? Психология, определение и приложения для ваших отношений

    Почти все люди обычно используют защитные механизмы. На самом деле, большинство людей знакомы с несколькими типами защитных механизмов, но могут не знать названий, связанных с ними. Формирование реакции — это один из таких защитных механизмов, о котором вы, вероятно, знали и испытали либо от кого-то другого, либо от себя, но, возможно, не знали, как он называется или что у него даже есть название.

    В психологии формирование реакции по существу определяется как защитный механизм, при котором человек ведет себя противоположно или вопреки своим истинным чувствам. Обычно это результат социального давления или чувства эго. Если вам сложно это представить, представьте себе человека, который ведет чрезвычайно здоровый образ жизни и осуждает всех, кто ведет малоподвижный образ жизни или имеет лишний вес. По правде говоря, у этого человека в детстве был лишний вес, и с тех пор он изменил свой образ жизни. Согласно психоаналитической теории, человек, занимающийся формированием реакции, не ненавидит внутренне людей с избыточным весом, а ненавидит эту часть себя.

    Как защитные механизмы влияют на ваши отношения?

    Узнайте больше у лицензированного терапевта

    Какую роль этот вид защитного механизма играет в психологической структуре человека? Изучение психологии, стоящей за этим, анализ определения и изучение того, как оно может применяться к вашим отношениям, может помочь лучше понять формирование реакции. Раскрытие правды, связанной с этим, и того, почему вы или ваш близкий человек чувствуете необходимость использовать такой защитный механизм, может помочь вам лично, а также вашим отношениям.

    Как и во многих других предметах психологии, большую роль сыграл Зигмунд Фрейд, известный как отец психоанализа. Фактически, Фрейд развил идею многочисленных защитных механизмов, включая формирование реакции. Поскольку концепция Фрейда была разработана в начале 20-го века, с тех пор в формирование реакции был внесен ряд дополнений и исследований. Современные психологи и многие другие на протяжении многих лет дополнительно объясняли теорию.

    Сегодняшнее формирование реакции чаще всего является сверхкомпенсацией в попытке убедить себя, что наши внешние действия отражают наши истинные внутренние чувства. Однако возникает вопрос, зачем человеку это делать? Выполнение или действие иначе, чем настоящие чувства, может показаться сложным. Когда дело доходит до психологии, есть несколько причин, по которым у человека может развиться реактивное формирование.

    Формирование реакции часто происходит из-за внешнего давления и связанного с ним стресса. Родители и другие влияния взрослых часто, намеренно или нет, учат многих людей ненавидеть определенную черту или поведение. На других оказывает давление общество, их группа сверстников или религиозные убеждения, чтобы они избегали действий и поведения. Может быть так много влияний и ожиданий от того, как человек должен действовать, думать и жить, что давление может быть слишком большим.

    Когда все эти ожидания складываются, многие люди чувствуют, что должны внешне говорить и делать то, что убеждает окружающих в том, что они тоже верят в эти вещи. Многие заходят так далеко, что начинают действительно верить в то, что они проецируют. Другие используют формирование реакции, чтобы попытаться поверить в это. Независимо от того, работает это или нет, причина этого во многом одна и та же.

    Как бы это ни звучало, это не обязательно то же самое, что просто лгать, чтобы скрыть свои сокровенные истины. На самом деле реакционное образование имеет более глубокие корни. Это реакция, настолько укоренившаяся в человеке, что ее трудно сломать; кто-то скажет, что это навязчиво.

    Вам может быть интересно, какие типы компульсивного поведения сюда входят. Например, если родители человека учили его стыдить межрасовые отношения, но этот человек не испытывает таких же чувств к этим отношениям, он может открыто высказываться против них. Несмотря на их истинное чувство отсутствия проблем с межрасовыми отношениями, человек, скорее всего, громко заявит о несогласии, чтобы внешне показаться против этой идеи.

    Для многих это не очень честно. Однако, если бы этот человек вырос в семье, которая постоянно упоминала о своем неодобрении межрасовых отношений, он, вероятно, начал бы думать, что чувствует то же самое. Вначале комментарии и внешние действия могут быть уловкой, но со временем они становятся навязчивыми. Лучшее понимание определения образования реакции может позволить понять состояние в целом.

    Определение реакционной формации

    Согласно Оксфордскому словарю, формирование реакции определяется как «тенденция подавленного желания или чувства выражаться на сознательном уровне в контрастной форме». Анализ определения может прояснить некоторые аспекты концепции. Это конкретное определение имеет три аспекта, которые требуют некоторого анализа.

    Первая часть определения, которую можно разобрать, — это часть, в которой упоминается « подавленное желание или чувство ». Подавление означает сдерживание. Сдерживать желания или чувства может быть непросто. Жизнь, в которой ваши самые сокровенные желания должны быть подавлены, вероятно, вызовет несколько проблем. Во-первых, успешное подавление своих желаний, вероятно, вызовет у вас обиду. Это также может сделать вас навязчивым в том, чтобы оставаться верным тому, во что, по вашему мнению, вы должны верить или чего хотите, а это означает, что, как только утверждение противоречит вашим истинным убеждениям, изменить свою мелодию будет сложно.

    Во второй части определения, анализ которого может помочь, упоминается как « уровень сознания ». В предыдущем разделе обсуждалось, как поведение и действия, связанные с формированием реакции, часто являются компульсивными. Однако, несмотря на навязчивость, действия все же являются полностью осознанным решением. Человек очень хорошо осознает свое внешнее поведение и, как правило, то, что оно не соответствует его истинным убеждениям и/или чувствам. Такое поведение просто укоренилось в их сознании, и его трудно изменить или положить этому конец.

    В последней части определения используется термин «, противопоставленный форме ». Синонимы контраста включают непохожий, противоположный, другой и дисперсионный. Учтите, что человек ведет себя противоположным или непохожим на то, что он на самом деле чувствует. Давление, которое, вероятно, испытывает этот человек, требующее формирования реакции в качестве защитного механизма, должно быть значительным.

    Подавление своих истинных чувств в сознательном стремлении вести себя так, как, по мнению других, вы должны себя вести, по понятным причинам часто является борьбой, потому что вы не являетесь своим истинным и естественным «я». Хотя это защитный механизм, вы можете себе представить, какой эффект он может оказать на себя и свои отношения. Решение проблем, которые вызвали формирование реакции, — лучший способ начать исправлять ущерб, который она создает, и перестать включать этот защитный механизм.

    Формирование реакции и отношения

    Отношения, в которых формирование реакции является аспектом личности партнера, могут вызывать некоторые опасения. Это может относиться к вашим отношениям, если формирование реакции касается проблемы, которая много значит для противоположного человека. Например, если один из партнеров тратит много времени на волонтерскую деятельность по определенному делу, но человек с реактивным формированием действует так, как будто он выступает за дело, тогда как на самом деле все наоборот, могут возникнуть проблемы.

    На самом деле формирование реакции могло начаться как способ доставить удовольствие близкому человеку и проявить интерес к его приоритетам. Независимо от того, с чего это началось, истинные чувства человека по этому поводу могут в конечном итоге проявиться. Это было бы большой проблемой в отношениях, так как может быть трудно распознать правду, когда человек узнает, что его партнер не совсем тот, кем он думал. Это позволяет закрадываться сомнениям и может привести к неудачным отношениям.

    Применение формирования реакции к вашим отношениям может иметь большое значение. Хотя это зависит от предмета, защитный механизм может повредить отношениям. Подумайте о формировании реакции в воспитании детей. Например, один из родителей может проявлять привязанность к подаркам, несмотря на желание по-настоящему проводить время со своими детьми. В то время как другой родитель, с другой стороны, действительно проводит время с детьми и желает, чтобы и другой тоже. Противоположные внешние стили воспитания потенциально могут со временем вызвать раскол между двумя родителями. Выход за пределы формирования реакции — основной способ решения этой проблемы.

    Как защитные механизмы влияют на ваши отношения?

    Узнайте больше у лицензированного терапевта

    Как перейти от формирования развитой реакции? Часто терапия является лучшим вариантом для преодоления защитного механизма, такого как формирование реакции. Требуется много внутренних размышлений, самопринятия и смелого взгляда, чтобы уйти от того, что вы привыкли принимать за правду или притворяться правдой в течение длительного времени. Точное понимание того, что вызвало реакцию формирования реакции и почему ваше сокровенное «я» чувствует себя по-другому, может помочь вам или вашим близким принять свои чувства и вырасти через них, чтобы стать более здоровой и подлинной версией себя.

    Наличие поддерживающего партнера может быть полезным аспектом перехода от прошлого формирования реакции. Это не то, что уйдет в одночасье, особенно если защитный механизм был долгосрочным. Сосредоточив внимание на истине и на том, что она может означать, человек, использующий формирование реакции в качестве защитного механизма, может двигаться вперед и жить жизнью, которую он может назвать своей собственной. Это жизнь, которой они хотят жить, а не та, к которой их принуждает кто-то другой.

    С правильной помощью и вы тоже сможете избавиться от этого защитного механизма. BetterHelp — это терапевтическая онлайн-платформа, на которой работает более 20 000 лицензированных терапевтов, имеющих опыт работы с широким спектром проблем психического здоровья, включая депрессию, беспокойство, травмы, горе, гнев и просто общее самопонимание и улучшение. Онлайн-терапия была тщательно изучена, в частности, за последние несколько лет, и было обнаружено, что она столь же эффективна (иногда более эффективна) для различных проблем и проблем психического здоровья, как и традиционная очная терапия, но при этом является более осторожной. , доступнее без страховки и удобнее.

    Один из наших проверенных терапевтов может помочь вам справиться с любой формой реакции или другими защитными механизмами, с которыми вы можете столкнуться и которые вы хотите преодолеть. Сделайте первый шаг с помощью простой анкеты, которая поможет подобрать вам терапевта, который соответствует вашим потребностям и предпочтениям. Вы можете сменить терапевта или отменить подписку в любое время без каких-либо проблем.

    Время реакции | Encyclopedia.com

    Переменные силы

    Минимум RT и сравнение ощущений

    Сложность условий

    Объяснения RT

    Отношение к другим аспектам поведения

    Инструментарий

    Особые условия

    БИБЛИОГРАФИЯ

    Когда человек может дать ответ на конкретную презентацию сразу же после инструкции, как и инструкции определенного сигнала, задержка ответа называется временем реакции ( RT ). Средние значения между 150 и 250 миллисекундами (мс) обычно встречаются, например, когда субъект должен нажать телеграфную клавишу, когда мигает свет; однако при некоторых условиях RT с даже короче ста мс. и даже дольше, чем одна секунда может произойти. Термин «RT», также применяется к непрерывной задержке ответов на поток текущих событий.

    Начало эксперимента RT найдено в двух источниках. Одним из них является исследование Гельмгольца скорости нейронной передачи. В безуспешной попытке, о которой сообщалось в 1850 году, адаптировать технику подготовки нервных мышц к неповрежденному человеческому организму, он измерил латентный период произвольных реакций рук на легкие электрические удары, приложенные к различным участкам кожи. Можно предположить, что Гельмгольц не оценил того, что можно было узнать с помощью этого подхода, поскольку он не продолжил его. Однако вскоре многие другие активно экспериментировали и теоретизировали по этой проблеме.

    Другим источником является проведенный астрономом Фридрихом Бесселем в 1822 году анализ различий между наблюдателями в их оценках момента, в течение серии тактов часов, когда звезда проходила через поперечную проволоку, метод «глаза и уха». Пробужденный таким образом интерес к изменчивости человеческого поведения и одновременная разработка точного прибора для измерения времени, предназначенного для исключения этого фактора из астрономических наблюдений, в конечном итоге привели к измерению истинного RT 9. 0076 с двумя астрономами. Одним из них был О. М. Митчел, американец, использовавший в 1858 г. световые и звуковые сигналы; другим был А. Хирш, швейцарец, также применявший электрошок в 1861–1864 гг.

    Три ранние программы исследований RT имеют особое значение. Первый принадлежит голландскому физиологу Франсу Дондерсу, который в 1868 г. представил эксперимент, в котором реакция делается зависимой от выбора между сигналами, т. е. дизъюнктивное RT. Вычитая RT более простой ситуации из этой более сложной ситуации, он надеялся найти время, необходимое для дополнительного мыслительного акта. Вторая принадлежит Зигмунду Экснеру, который впервые использовал термин «время реакции» в 1873 году. Он делал акцент на важности подготовки и на ощущении субъектом непроизвольности реакции. Третьим является проект Вундта, начатый в 1880 г., который отличался попыткой измерить RT для идентификации раздражителя. По крайней мере, зародыши большей части более поздних экспериментов с RT и сопутствующих концепций были найдены в работах этих первопроходцев. (См. Boring [1929] 1950, глава 8; и Woodworth 1938, глава 14 для более полного исторического обзора.)

    Две характеристики RT особенно привлекли внимание исследователей. Во-первых, РТ укорачивается по «прочностным» условиям, но не ниже неприводимого минимума. Второй, RT увеличивается по условиям «сложности». Большая часть исследований в этой области была направлена ​​на разработку функциональных отношений между RT и переменными, связанными с силой или сложностью.

    Здесь рассматриваются вариации, которые в некотором отношении могут по-разному активировать, облегчать или стимулировать некоторую часть цепочки процессов между сигналом и реакцией.

    Интенсивность сигнала

    Регулярно наблюдается, что более интенсивные сигналы имеют более короткий РТ. Более того, два сигнала разной частоты, но одинаковой субъективной интенсивности будут давать очень похожие распределения RT. Если сигналом является прекращение раздражителя, для сильного раздражителя снова находится более короткий RT . RT к внезапному изменению интенсивности стимула тем короче, чем больше величина изменения.

    Дискриминируемость

    Дискриминируемость также может быть показана на RT, и других примерах с помощью дизъюнктивной процедуры или процедуры выбора. Чем больше разных сигналов, тем короче РТ. Это было продемонстрировано для частоты тонов, длины линий, градации цветов, количества объектов и расстояния между точками тактильной стимуляции.

    Мотивация

    Влияние мотивации можно показать несколькими способами. Например, сообщая испытуемому о его РТ с после каждой попытки уменьшается РТ. Более заметное снижение достигается при применении электрошока при высоких значениях RT.

    Подготовка

    В большинстве исследований RT подается предупредительный сигнал, возможно, за секунду или две до сигнала к ответу. Если предварительный период (или интервал предупреждения) увеличивается до семи или восьми секунд, RT будет увеличен. Слишком короткий предупредительный интервал увеличит RT, , но большее увеличение будет результатом очень изменчивых или неожиданных предварительных периодов (Klemmer 1956). Установлено, что степень мышечного напряжения изменяется обратно пропорционально RT при таких манипуляциях.

    Практика

    Практика показала свою эффективность в снижении RT, особенно при сложных состояниях, когда значительное снижение может иметь место в течение многих ежедневных сеансов. Также была отмечена разминка во время сеанса, самые низкие значения обычно не достигаются до десятой или пятнадцатой попытки.

    У типичного субъекта среднее значение слухового RT составляет около 140 мс при обычных условиях тестирования, а среднее значение визуального RT составляет около 180 мс. Это различие похоже на то, которое требуется для приведения в действие соответствующих чувствительных нервов соответствующими раздражителями органов чувств, и был сделан аргумент, что различие в RT для двух модальностей заключается в этой разнице в стимуляции рецепторов. Аргумент был бы более убедительным, если бы их неприводимые минимумы RT были составлены из известных процессов. Однако при слуховой стимуляции только около 55 мсек приходится на измеримые «периферические» события, а при зрительной стимуляции — около 85 мсек. (Вудворт [1938] 1960, стр. 19). Рискованно предполагать, что, за исключением стимуляции, одни и те же механизмы задействованы в слуховой и зрительной РТ. Фактически, в исследовании, в котором были обнаружены самые низкие значения RT для двух модальностей, оба средних значения RT были близки к 110 мс. (Ховланд и Брэдшоу, 1935). В этом исследовании было представлено мнение, что типичная разница может быть объяснена более плохой сегрегацией фигура-фон в обычных условиях визуального тестирования (или, другими словами, более низким отношением сигнал-шум), фактор, который был устранен путем создания визуального сигнализируют ярким светом в абсолютно темном окружении. Ввиду разницы во времени для стимульного процесса, очевидно продемонстрированной для двух модальностей, это будет означать, если принять вычитание, что неизвестные процессы требуют меньше времени для зрительных, чем для слуховых сигналов по мере приближения к неустранимым минимумам.

    RT для прикосновения иногда короче, чем для звука, иногда может быть на 25 мсек дольше. Особые трудности возникают при нахождении RT для других видов раздражения: вкуса, обоняния, боли и т. д. Одной из проблем является выделение специфических чувственных качеств: острое острие будет ощущаться не только как боль, но и как давление. Другой — установить момент, когда раздражитель воздействует на рецептор, как в случае обоняния. Значения RT для этих модальностей обычно находятся в диапазоне от 300 мс до одной секунды.

    Сложность вносится любым обстоятельством, которое изменяет ситуацию по сравнению с простой RT, , где один и тот же сигнал появляется в каждом испытании, требуя одного и того же ответа, и в котором нет проблемы связи между сигналом и ответом.

    Несколько вариантов

    RT , где выбор реакции зависит от того, какой из наборов сигналов появляется, был рассмотрен с точки зрения теории информации. Такой же рост в RT был обнаружен между двумя и четырьмя вариантами — один и два бита — и между четырьмя и восемью вариантами — двумя и тремя битами (Hyman 1953). Однако эффект количества вариантов значительно уменьшается за счет обширной практики и устранения требований к кодированию, например, с использованием тактильного сигнала к пальцу. Кроме того, если разрешены варианты, допускающие одновременный отклик нескольких пальцев, RT не сильно увеличивается при огромном увеличении количества возможных шаблонов.

    Косвенность

    Любое введение косвенности или несовместимости между сигналом и ответом увеличит RT. Если индикаторы на дисплее больше не указывают на требуемую реакцию, RT поднимется (Garvey & Knowles 1954).

    Предыдущее участие

    Если существует непредсказуемая последовательность двух сигналов, каждый из которых требует ответа, RT на второй сигнал выше нормы. Чем короче интервал между сигналами, тем больше будет угол места. Объяснение «периода психологической рефрактерности» состоит в том, что обработка новой реакции не может начаться до тех пор, пока не закончится обработка первой реакции (Welford 19). 59). В качестве альтернативы предполагалось, что первому событию мешает подготовка ко второму ответу (Poulton, 1950).

    Возможно, стоит начать с основной проблемы, возникающей в связи между интенсивностью сигнала и RT. Поскольку скорость нейронной передачи не зависит от интенсивности стимула, соотношение между интенсивностью и RT нельзя объяснить с точки зрения задержки передачи по нейронам. Было предложено четыре способа объяснения (Ccholle 1963).

    Два режима определяют виды неврологических механизмов; два других подразумевают свойства, которыми они должны обладать. Первое объяснение заключается в том, что на самом деле существует более быстрая общая нейронная передача для более сильных сигналов, несмотря на постоянную скорость передачи по отдельным нейронам. Одной из упомянутых возможностей является более быстрое прохождение синапсов. Это кажется недостаточным для объяснения степени обнаруженных различий. Другая возможность состоит в том, что более сильный раздражитель получает доступ к более прямым путям в центральной нервной системе (CNS), еще не тестировались напрямую. Второй способ объяснения состоит в том, что в ЦНС есть чувствительные механизмы, которые быстрее активируются более сильным раздражителем из-за более высокой частоты импульсов по восходящим нейронам или из-за вовлечения большего количества волокон. Это тоже еще предстоит проверить.

    Третий способ объяснения состоит в том, что RT является коротким в той мере, в какой могут быть подготовлены частичные процессы между сигналом и откликом (Poulton 1950). Возможно, полная подготовка эффекторов (моторный набор) не может быть достигнута или сохранена, если требуется участие механизмов обнаружения (сенсорный набор).

    Последний способ объяснения — стохастический процесс принятия решений, который различает зашумленный сигнал и только шум (McGill 1963). Сильный сигнал может достичь «количества критериев» раньше, чем более слабый.

    Последние два способа объяснения относятся к аспектам RT , отличным от его отношения к интенсивности. Имея меньше альтернатив, можно лучше подготовиться к тем, которые действительно происходят, особенно к тем, которые наиболее вероятны, а также к «расчистке путей» для реагирования. Также релевантной для этой формулировки ожидания является соотношение между RT и изменчивость длины предпериода.

    Тип описанной модели принятия решений объясняет связь между RT и количеством альтернатив за время, необходимое для различения «шумных» альтернатив. Подход теории информации, по-видимому, дает фиксированное количество времени для каждого последующего бинарного решения, хотя средства, с помощью которых это достигается, не оговорены [ см. Теория информации; см. также Bricker 1955].

    Время реакции связано с несколькими другими областями расследования.

    Время ассоциации

    В ассоциативном эксперименте испытуемый дает словесный ответ на стимул. В отличие от случая с RT, использует уже имеющиеся ассоциации: читает слово, называет предмет, произносит противоположное слову или просто отвечает на одно слово другим (Woodworth [1938] 1960, глава 3). .

    Оперантное обусловливание

    При оперантном обусловливании подкрепление операнта сначала ставится в зависимость от появления сигнала. Затем подкрепление ставится в зависимость от быстрого появления операнта после сигнала. Задержки могут стать очень короткими, в диапазоне значений, найденных для RT (Скиннер, 1946). Таким образом, эксперименты с животными можно проводить параллельно экспериментам с людьми. Связь латентности с интенсивностью сигнала уже изучалась. [ См. Обучение, статьи по инструментальному обучению и подкрепление.]

    Отслеживание

    В процедурах отслеживания субъект держит указатель на движущейся цели или удерживает цель от смещения от центра. Если положение цели постоянно меняется, трудно — хотя теоретически возможно — определить RT к появлению ошибки. Однако задача отслеживания шагов представляет собой не более чем вариант процедуры RT .

    Несколько процедурных аспектов имеют отношение к обсуждению RT.

    Сигналы

    Самая большая проблема в приборостроении состоит в том, чтобы сигнал появлялся практически мгновенно. Неоновая лампа и тахистоскопические методы превосходят в этом отношении лампы накаливания. Хотя звуки могут быть введены мгновенно, в их начале будет слышен щелчок, что часто противоречит целям эксперимента.

    Ответы

    Манипуляции с телеграфным ключом и переключателем легкого нажатия являются удовлетворительными ответами. Ответом может быть либо пресса, либо релиз. Реакции пальцев являются обычными, но могут использоваться любые движения кисти, руки, ноги и т. д. Микрофонный переключатель является предпочтительным методом записи вокального отклика. В процедуре отслеживания шагов указатель или рычаг обычно перемещаются вбок.

    Запись

    Немедленный доступ RT после каждого испытания можно получить с помощью непрерывно работающих синхронных часов. Муфта постоянного тока включается по сигналу и выключается при ответе. Хотя такие часы достаточно точны для большинства целей и широко используются, электронные счетчики превосходят их тем, что позволяют избежать механических проблем и не производят щелчков. Кроме того, постоянная регистрация может производиться с помощью распечатывающих устройств. В процедуре отслеживания шагов графические методы, часто использующие сигналы, создаваемые датчиками, используются для определения индекса начала реакции. Также возможно использовать такие инструменты в сочетании с нажатием клавиш и другими неоцениваемыми ответами, которые обеспечивают раннее указание на начало ответа. Потенциалы мышечного действия дают еще более ранние показания (Bartlett 19).63). Задержки, возникающей из-за массы записывающего элемента, можно избежать, используя технику камеры в сочетании с электронно-лучевой трубкой или используя запись на магнитную ленту.

    Для данного состояния, когда RT для трехлетнего ребенка составляет 500 мс, можно ожидать экспоненциального снижения до 150 мс примерно к тридцатилетнему возрасту, с небольшим увеличением, начинающимся после этого. По пока не выясненным причинам у самцов обнаруживаются несколько меньшие значения RT s, чем у самок.

    Прогностическое использование осуществляется несколькими способами. При тестировании или обучении водителей автомобилей измеряется время, необходимое для торможения при появлении сигнала опасности. Выявлены некоторые отрицательные корреляции между RT и показателями спортивной работоспособности.

    Были протестированы различные особые условия; Ниже приведены несколько примеров. Было обнаружено, что длительная бдительность увеличивает 90 075 RT, 90 076, но не было обнаружено постоянного эффекта в результате простой потери сна. Бензедрин может преодолеть эффект длительной бдительности, но в остальном не имеет заметного эффекта. Было обнаружено, что алкоголь увеличивает как среднее значение, так и вариабельность РТ.

    Robert M. Gottsdanker

    [ Другие соответствующие материалы можно найти в Внимание! слух; Нервная система; Чувства; Видение.]

    Бартлетт, Нил Р. 1963 Сравнение времени ручной реакции, измеренное тремя чувствительными индексами. Психологическая запись 13:51–56.

    Скучно, Эдвин Г. (1929) 1950 История экспериментальной психологии. 2-е изд. Нью-Йорк: Эпплтон.

    Брикер, Питер Д. 1955 Измерение информации и время реакции: обзор. Страницы 350–359в Генри Квастлер (редактор), Теория информации в психологии. Гленко, III.: Свободная пресса.

    Chocholle, RenÉ 1945 Variations des temps de réaction auditifs en fonction de l’intensité à разнообразный frequences. AnnéePsychologique 41/42:65–124.

    Chocholle, RenÉ 1963 Les temps de réaction. Том 2, страницы 63–112 в Поле Фрейсе и Жане Пиаже (редакторы), Traiteé de Psychologie Expérimental. Париж: Presses Universitaires de France.

    Гарви, В. Д.; и Ноулз, В. Б., 1954. Шаблоны времени отклика, связанные с различными отношениями дисплея и управления. Журнал экспериментальной психологии 47: 315–322.

    Ховланд, Карл И.; и Брэдшоу, Дороти А. 1935 г. Время зрительной реакции как функция фонового контраста стимула. Psychologische Forschung 21: 50–55.

    Хайман, Рэй 1953 Информация о стимулах как детерминант времени реакции. Журнал экспериментальной психологии 45: 188–196.

    Клеммер, Эдмунд Т. 1956 Неопределенность времени в простом времени реакции. Журнал экспериментальной психологии 51: 179–184.

    Макгилл, Уильям Дж. 1963 Стохастические механизмы задержки. Том 1, страницы 309–360 в Р. Дункане Люсе, Роберте Р. Буше и Юджине Галантере (редакторы), Справочник по математической психологии. Нью-Йорк: Уайли.

    Poulton, EC 1950 Perceptual Anticipation and Reaction Time. Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии 2:99–118.

    Скиннер, Б. Ф. 1946 Дифференциальное усиление по отношению ко времени. Американский психолог 1: 274–275.

    Тайхнер, Уоррен Х. 1954 Недавние исследования простого времени реакции. Психологический бюллетень 51:128–149.

    Велфорд, А. Т. 1959 Свидетельство одноканального механизма принятия решений, ограничивающего производительность в задаче последовательной реакции.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts